Экология
Обозреватель - Observer


 

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СНГ:
проблемы сохраняются, перспективы неясны


Л.ВАЩУКОВ,
кандидат экономических наук
А.ДУМНОВЮ,
кандидат экономических наук

Состояние окружающей природной среды во многих регионах стран - членов СНГ остается неудовлетворительным, несмотря на снижение хозяйственное активности, сопровождающейся некоторым уменьшением потребления природных ресурсов и негативного экологического воздействия. В значительной степени причиной этого явилась недооценка природоохранной деятельности в сложившихся экономических условиях, а также уменьшение интереса и внимания общественности к охране окружающей среды.

Выбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных источников в целом по странам - членам СНГ в 1991 г. сократились примерно на 3,9 млн. т, или на 7%. Эта тенденция сохранилась и в 1992 г.: по оценочным данным, выброшено на 8% меньше, чем за предыдущий год, причем наибольшее снижение было по Беларуси, Казахстану, России, Узбекистану, Украине.

Определенную позитивную роль сыграла относительная стабильность добычи и использования газа (экологически чистого вида топлива). Кроме того, зимние периоды последних лет характеризовались более высокой температурой по сравнению с ее среднемноголетним сезонным уровнем, в результате чего потребление энергоресурсов и связанное с ним вредное воздействие на атмосферу было несколько уменьшено.

Следует также отметить, что из-за нехватки автомобильного топлива и уменьшения использования автопарка в последнее годы сократились выбросы вредных веществ в атмосферу от транспортных средств.

Настораживает, однако, тот факт, что снижение выпуска важнейших видов промышленной продукции добывающих и перерабатывающих отраслей шло, как правило, гораздо более быстрыми темпами по сравнению с уменьшением загрязнения окружающей среды.

Одновременно, как показывают расчеты, ввод в действие новых, а также повышение эффективности действующих пылегазоочистных установок, совершенствование технологических процессов на производстве обеспечили снижение поступления вредных веществ в воздушный бассейн от стационарных источников лишь на треть от общего уменьшения выбросов в атмосферу.

Наибольший эффект от указанных мероприятий был получен в 1991 г. в Казахстане (до половины от общего уменьшения выбросов), наиболее низкий - в Кыргызстане (менее 10%).

Большое число промышленных объектов допустили увеличение вредных выбросов в воздушный бассейн (табл. 1).
 


Таблица 1

Страна
1991 г.
1992 г. (I полугодие)
Предприятия
единиц
Увеличение
вредных выбросов
тыс.т
Предприятия
единиц
Увеличение
вредных выбросов
тыс.т
Росам  6000  1868  4000  852 
Казахстан  616  257  448  82 
Беларусь  429  61  271  10 
Узбекистан  186  42  149  27 

Все это явилось одной из причин того, что уровень загрязнения воздуха остается весьма высоким.

Например, в России в 1992 г. в 64 городах и промышленных центрах было зарегистрировано более 500 случаев превышения в атмосфере содержания вредных веществ в 10-49 раз против предельно допустимых нормативов. На Украине - в 6 городах более 100 раз (в 1991 г) - в 10 центрах свыше 90 раз).

В современных условиях особый характер приобретает проблема борьбы с вредными выбросами, определяющими загрязнение атмосферного воздуха на большие расстояния, выпадение "кислых" дождей, деградацию окружающей среды на территориях, значительно удаленных от места выбросов.

Масштабы оказываемого влияния характеризуются тем, что в 1990 г. только на Европейской части страны выпало, по расчетам, порядка 2 млн. серы, поступившей преимущественно из стран Европы. К этому добавилось практически такое же количество от источников, непосредственно расположенных на данной территории. Встречными воздушными потоками было перенесено с той же территории в страны Европы более 200 тыс. т серы.

Острота проблемы способствовала принятию еще в 1979 г. и последующие годы международных соглашений по стабилизации и снижению глобального воздействия на атмосферу. Принятые обязательства в основном выполнялись.

По оценке в 1991 г., в целом по всем странам - членам СНГ выбросы сернистого ангидрида и окислов азота снизились соответственно на 0,5 млн. т, или на 3,3%, и на 0,07 млн. т, или на 1,5%. В основном это произошло по сернистому ангидриду за счет России, Украины, а в Беларуси выбросы сернистых соединений возросли.

Приведенные факты свидетельствуют о необходимости координации усилий между всеми странами Содружества по охране атмосферного воздуха и выполнению ранее заключенных в этой области международных договоров и взятых обязательств, а также выработке дополнительных взаимных соглашений.

В 1991 г. общий забор воды из природных водных источников в странах - членах СНГ составил порядка 353 млрд. куб. м, в том числе для использования (т.е. без учета транзитных вод) - менее 320 млрд. куб. м. Общее водоизъятие было примерно на 4 млрд. куб. м выше среднего уровня, сложившегося за последние годы, а водозабор для использования - на 1 млрд. куб. м меньше.

Как и в предыдущие годы, в среднем по государствам Содружества забор воды составил 7% от ресурсов речного стока и запасов подземных вод, хотя по отдельным республикам и регионам, испытывающим дефицит водных ресурсов, этот уровень составлял 50% и более.

Водохозяйственная обстановка в 1991 г. была в основном стабильна, что во многом объясняется относительной водообеспеченностыо (водностью) года. В 1992 г. положение с обеспечением водой потребителей в результате засухи складывалось в значительном числе регионов (прежде всего в Беларуси и на Украине) более напряженно.

Основным фактором, сдерживающим рост водопотребления, является снижение использования свежей воды на производственные и другие связанные с ними нужды (примерно на 2 млрд. куб. м, или на 3%, меньше среднего за последние годы уровня). Это в значительной степени объясняется сокращением промышленного производства. Особо значительным падение производственного водопотребления было на Украине и в России.

Возрастают объемы загрязненных сточных вод, сбрасываемых в водоемы (31,5 млрд. куб. м в 1989 г., 32.5 - в 1990 г., 34 - в 1991 г.). В последнее время существенным было увеличение этого показателя на Украине, в России, Туркменистане, Беларуси.

Однако показатель "загрязненные сточные воды, сбрасываемые в водоемы" не получил еще во всех странах СНГ однозначной трактовки. Если в России инвентаризация всех сбрасываемых стоков практически завершается и сточные воды, не соответствующие установленным качественным требованиям, включены в группу "загрязненных", то в ряде других государств этого пока не произошло.

Представляется очевидным, что при выработке и проведении согласованной политики водопользования по странам - членам СНГ критерии отнесения стоков к "загрязненным" должны быть унифицированы.

Осуществление комплексных мероприятий по упорядочению водопотребления и снижению загрязнения водных источников требует более тесного взаимодействия стран - членов СНГ по межрегиональным и межгосударственным рекам и водоемам. Это касается в первую очередь таких рек, как Днепр, Днестр, Северский Донец, Урал, Иртыш, Сырдарья и Амударья, а также Черного, Азовского, Каспийского и Аральского морей.

Например:

  • В бассейне Днепра основными загрязнителями являются предприятия и организации, расположенные на территории Украины: сброс загрязненных стоков составлял здесь порядка 2 млрд. куб. м в год. Производственные и коммунальные объекты России и Беларуси сбрасывали в бассейн Днепра соответственно 0,3 и 0,1 млрд. куб. м. При этом на каждый кубометр сбрасываемой воды объем загрязненных стоков составлял: на Украине - 0,2 куб. м, в России - 0,5, Беларуси - 0,07.
  • Сброс производственных и коммунальных загрязненных вод в регионе Аральского моря, прежде всего в реки Сырдарья и Амударья и их притоки, был сравнительно не-

  • велик: в Узбекистане и Туркменистане - порядка 0,2-0,3 млрд.куб.м, Таджикистане - 0,1-0,2 млрд.куб.м в год. Более серьезной проблемой здесь продолжает оставаться сброс отводимых с орошаемых полей коллекторно-дренажных вод, содержащих ядохимикаты, удобрения и т.п. Среднегодовой объем этих стоков составляет по Узбекистану более 20 млрд. куб. м, Таджикистану - 4, Туркменистану - более 3, Казахстану - свыше 1 и Кыргызстану - примерно 0,5 млрд. куб. м.

А в регионе Арала жизненно важным вопросом является серьезно обострившаяся в последние десятилетия проблема организации взаимоприемлемого потребления водных ресурсов Сырдарьи и Амударьи (в пределах заранее установленного лимита водозабора) по отдельным независимым государствам. Положение усугубляется тем, что ресурсы этих рек, в первую очередь Сырдарьи, в маловодные годы используются практически полностью. Отсутствие долгосрочной договоренности в этой области и соответствующих программ чревато серьезными экономическими и политическими последствиями.

В 1992 г. в государствах Содружества было зафиксировано около 3 тыс. случаев залпового (аварийного) загрязнения окружающей среды против 3,6 тыс. случаев в 1991 г.

Подавляющая часть экологических аварий пришлась за последние годы на Российскую Федерацию (от двух третей до трех четвертей от общего их числа), Украину (порядка 10%), Казахстан (4%).

Суммарный ущерб от залповых (аварийных) выбросов и сбросов, по оценкам природоохранных органов, за 1992 г. превысил 3 млрд.руб. (1991г.-0,8 млрд.руб.).

Динамика ущерба по отдельным странам Содружества определяется как изменением числа случаев аварийного загрязнения и степенью экологического вреда в каждом из них, так и растущим уровнем цен и тарифов, используемых при расчете убытков, и отличиями в методиках, применяемых для подсчета.

Следовательно, при проведении координирующей политики или в случае выставления претензий (например, при загрязнении рек в пограничных зонах) требуется определенная унификация методологии оценок ущерба и разработка соответствующих тарифных соглашений.

Нанесенный залповыми выбросами экологический ущерб возмещается предприятиями далеко не полностью. В частности, в России в 1992 г. восполнено лишь 28% (в 1991 г. - также 28%), на Украине - 68% (1991 г. - 72%).

Одним из важных методов воздействия на нарушителей экологических норм и правил является временная приостановка работы (строительства) или закрытие объектов, оказывающих вредное воздействие на природу.

Например, в 1991 г. по Узбекистану таких объектов было 806, по Российской Федерации порядка 600, Украине - свыше 180, Казахстану - 44, Туркменистану - 35, Беларуси - 9 объектов.

В 1992 г. количество этих предприятий и производств, по оценкам, существенно не уменьшилось (в частности, только по России и Узбекистану за I полугодие их число составило свыше 300 в каждой республике/Туркменистане-22, Беларуси - 19 обьектов).

Среди приостановленных (закрытых) предприятий, организаций и производств преобладают сравнительно небольшие объекты (карьеры по добыче строительных материалов, склады ядохимикатов и удобрений, автостоянки и мойки машин в автохозяйствах, асфальтобетонные заводы, геологоразведочные скважины, объекты коммунально-бытового хозяйства и др.). Наряду с этим длительное время не работал ряд производств, имеющих республиканское и межгосударственное значение.

Например: В России на ПО "АвтоВАЗ" в 1991 г. от 10 до 30 дней простаивало несколько цехов, а в 1992 г. - одно из производств (25 дней); на нефтеперерабатывающем заводе им. Ленина в Чечено-Ингушской Республике в 1991 г. 25 дней не работала установка каталитического крекинга мощностью 2 млн.т в год (данных за 1992 г. не имеется); на Магнитогорском металлургическом комбинате 50 дней простаивала доменная печь, в 1992 г. - более 180 дней один из цехов и мартеновская печь мощностью 0,5 млн.т стали в год; на заводе "Амурсталь" треть прошлого года не работала одна из мартеновских печей мощностью свыше 100 тыс. т стали в год, а четверть года - электросталеплавильная печь мощностьюболее120 тыс. т стали в год; на Братском алюминиевом заводе в 1991 г. на 30 дней был закрыт корпус электролиза и т.д.

Следует отметить, что в 1992 г. по сравнению с 1991 г. число крупных предприятий, на которых закрывались и приостанавливались производства, уменьшилось приблизительно вдвое. Судя по всему, определяющее влияние здесь оказало внедрение системы экологических платежей за загрязнение окружающей среды.

Среди общего количества приостановленных (закрытых) объектов и отдельных производств вновь образованные предприятия негосударственной формы собственности (кооперативы, малые, частные, совместные предприятия, фермерские хозяйства и др.) составляют в различных странах порядка 6-10%. Основная часть из них приходится на объекты по добыче строительных материалов, выделке кож, животноводства.

В ходе развития приватизационных процессов доля указанных предприятии и организаций будет, безусловно, возрастать.

Обращает внимание факт приостановки в истекшем году из-за грубых нарушений природоохранительного законодательства ряда объектов экологического профиля, т.е. осуществляющих по своему статусу работы, связанные с охраной окружающей среды.

Например, сюда попали предприятие по демеркулизации ламп (извлечению из них ртути) в Воронежской области, товарищество с ограниченной ответственностью ТОО "Экология" в Пензе, кооперативное предприятие "Экология" в Златоусте Челябинской области и др.

Все указанные факты подчеркивают необходимость усиления внимания к природоохранным мероприятиям и, в частности, увеличения объема инвестиций, ускорения строительства реконструкции природоохранных объектов, перепрофилирования, а также проведения профилактических работ на предприятиях всех форм собственности, включая качественную экологическую экспертизу и действенный контроль.

В 1991 г. в государствах Содружества на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов было использовано 4,8 млрд. руб. государственных капитальных вложений (в сметных ценах, введенных с 1.01.91 г.), что составило, как и в предыдущие годы, менее 2 % от общего объема инвестиций в экономику этих государств, а с учетом удорожания капитальных вложений и строительно-монтажных работ объем капитальных затрат в сопоставимых ценах снизился в 1991 г. на 8%. Следует иметь в виду, что в 1990 г. это уменьшение составило немногим более 2%, причем в предшествующие годы инвестиции в природоохранные объекты и мероприятия неуклонно возрастали.

В I полугодии 1992 г. сложившаяся тенденция получила дальнейшее развитие: в странах СНГ на природоохранные нужды использовано 16 млрд.руб. капитальных вложений в ценах текущего года при фактическом снижении физического объема этих инвестиций по сравнению с аналогичным периодом 1991 г. на 40%.

Динамика сокращения объемов капитальных затрат на экологию в целом соответствует темпам общего уменьшения инвестиций в экономику государств Содружества. Следует иметь в виду, что снижение капитальных вложений на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов происходит как на вновь строящихся хозяйственных объектах, так и на действующих промышленных предприятиях, в сельскохозяйственных, транспортных, коммунальных и других организациях. Очень многие из последних вообще не имеют пылегазоочистных и водоохранных сооружений или имеют такие, которые не отвечают современным техническим и экологическим требованиям.

Соответствующие инвестиции должны систематически "подпитывать" выбывающие вследствие износа основные фонды природоохранных объектов.

Например:

  • Единовременное выборочное обследование пылегазоочистного оборудования, проведенное в 1997 г. на 1,8 тыс. предприятий, показало, что в России - 53%, на Украине - 54%, в Беларуси - 38%, Казахстане - 61%,Узбекистане - 49% такого оборудования эксплуатировалось свыше 10 лет при нормативном сроке службы от 8 до 12 лет.
  • По данным выборочного обследования, проведенного в 1989 г. почти на 750 водоохранных сооружениях промышленных предприятий и коммунальных канализаций городов, на 24% из них была отмечена перегрузка по объему поступающих на очистку стоков (против проектных характеристик). Это, естественно, приводило к загрязнению водоемов выше установленных норм. На пятой части объектов причиной такого загрязнения был физический и моральный износ оборудования и установок.
Удельный вес капитальных природоохранных затрат от общего объема капитальных вложений в экономику соответствующих государств в I полугодии 1992 г. был в Казахстане - 2,5%, на Украине - 2,2%, в России - 1,9%, Беларуси - 1,8%. Относительно более низкими были экологические инвестиции в Таджикистане и Кыргызстане - всего 20 млн. руб. (0,6%) и 15 млн. руб. (0,5%) соответственно.

Положение в строительстве природоохранных объектов характеризуется тем,что в 1991 г. резко упал ввод соответствующих мощностей. В частности, в целом по странам - членам СНГ мощность введенных в действие сооружений для очистки сточных вод составила 1,8 млн. куб. м в сутки, или всего 54% от уровня 1990 г. По системам оборотного водоснабжения было введено объектов на 5,4млн. куб. м в сутки, или 45%, по установкам пылегазоочистки - 17,2 млн. куб. м газа в час, или 69%.

Крайне неблагоприятная обстановка сложилась в этом плане в Российской Федерации (табл. 2).


Сложное положение с инвестированием экологических мероприятий в Российской Федерации сложилось во многом из-за разрушения действовавшей ранее достаточно жесткой системы централизованного финансирования природоохранной деятельности.

В настоящее время объемы капитальных вложений, выделяемых на охрану природы через госбюджет, сведены к минимуму (по экспертной оценке, в пределах одной пятой общего объема инвестиций на экологию по России в целом). Предполагалось, что предприятия должны будут сами организовывать и финансировать необходимое строительство и реконструкцию, причем способствовать этому должны были платежи за загрязнение окружающей среды и потребление природных ресурсов. Одновременно в целях стимулирования вводился в природоохранной деятельности ряд льгот по налогообложению, в частности прибыли, направляемой на цели экологии. Кроме того, предполагалась инвестиционная активность внебюджетных экологических фондов, формируемых за счет платежей предприятий за загрязнение природы, кредитного перераспределения и концентрации ресурсов этих фондов на особо неблагоприятных участках.

На деле этого не произошло. В условиях массового внедрения платежей за загрязнение окружающей среды предприятия резко сократили соответствующее инвестирование. Внедряемый экономический механизм оказался ориентирован на изъятие у предприятий средств в виде экологических платежей, а не на прямое стимулирование природоохранных мероприятий.

В табл. 3 приведены результаты выборочного обследования на 181 предприятии России (в действовавших ценах).


Судя по обследованный предприятиям, роль экологических фондов, формируемых за счет платежей предприятий за экологию, в части безвозмездной помощи или льготного кредитования незначительна.

Параллельно с обследованием предприятий органы госстатистики России проанализировали в конце 1992 г. поступление и расходование средств этих фондов в 15 республиках и областях Федерации, а также в Москве и Санкт-Петербурге.

В 1991 г. объем капитальных инвестиций из фондов составил в целом 50 млн. руб., а в I полугодии 1992 г. - 72 млн. руб. Одновременно на нужды природоохранных органов в обследованных республиках и областях дополнительно к бюджетному финансированию было израсходовано в 1991 г. более 13 млн. руб., а в I полугодии 1992 г. - уже 59 млн. руб. (соответственно 0,9 и 3,9 млн. руб. в среднем на каждую организацию). Судя по всему, в условиях растущего дефицита госбюджета, отсутствия необходимого централизованного финансирования и контроля органы охраны природы все больше ориентируются на "самофинансирование".

Роль многих региональных экологических фондов в финансировании капитального экологического строительства очень мала.

Например:

  • В Москве в 1991 и 1992 г, из этого источника не было направлено ни одного рубля.
  • В Санкт-Петербурге и Ленинградской обл. было перечислено соответственно 0,9 и 4,7 млн. руб., что составляет 0,6 и 0,9% от общего объема экологических инвестиций из всех источников финансирования по городу и области.
  • Во Владимирской обл. затрачено 33 тыс. руб. (0,2%) и 1 млн. руб. (1,1%) соответственно.
Настораживает факт высокой доли затрат на НИОКР по природоохранной проблематике в общей расходной части экологических фондов (порядка четверти). Это объективно положительное явление может быть в значительной степени дезавуировано вследствие отсутствия:
  • координация работ, исключавшей в значительной мере в предыдущие годы дублирование тематики;
  • государственной приемки завершенных разработок, оценки степени их выполнения и практической значимости;
  • контроля участия в разработках сотрудников экологических фондов и природоохранных органов.
Продолжается противозаконное изъятие части средств внебюджетных экологических фондов в доход местных бюджетов и их расходование на цели, не связанные с охраной при роды. В 1991 г. эта величина составила 21 млн. руб., а в I полугодии 1992 г. - 34 млн. руб., т.е.соответ-ственно11% или 12%.

Социологический опрос руководителей 181 обследованного предприятия по вопросу о влиянии экологических платежей на их экологическое положение показал, что:

  • для трети предприятий это влияние существенно;
  • для 4% предприятий выплаты практически не ощущаются.
В перспективе эти платежи могут способствовать:
  • сокращению производства, а также полной или частичной его остановке (для 28% опрошенных);
  • возможности пропорционального роста цен на продукцию (77%).
Кроме того, более половины не исключают сокращения социальных и научных программ, а также того, что в будущем природоохранные выплаты не будут серьезно влиять на экономику их предприятий (7%).

Обследование показало, что многие предприятия не имеют экологического оборудования и приборов. Практически они нуждаются в зависимости от производственного профиля в пылегазоочистном, водосберегающем и водоохранном оборудовании, средствах мониторинга загрязнения окружающей среды тех или иных модификаций или во всем сразу. Экологические средства необходимы не только крупным промышленным объектам, ко и сравнительно небольшим предприятиям пищевой промышленности, птицефабрикам и т.д. Вместе с тем только 54% объектов могли оплатить соответствующее оборудование в руб., 9% - частично в руб. и СКВ и 16% - на иных условиях (чаще всего по бартеру). Остальные, несмотря на острую потребность в экологическом оборудовании, этой возможности не имели.

Характерно, что специализированные предприятия, выпускающие качественное экологическое оборудование (в частности, пылегазоочистные установки и контрольно-измерительные приборы), сосредоточены в странах СНГ весьма не равномерно.

Все это еще раз подчеркивает настоятельную необходимость координации усилий государств по выработке долгосрочных государственных программ, заключению межгосударственных соглашений по охране окружающей среды к рациональному природопользованию. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]