Экономика
Обозреватель - Observer


 

На чем настаивает Российский союз
промышленников и предпринимателей


Б.ЗАМАРАЕВ

 

В политической и экономической жизни страны происходят глубокие преобразования. Начали формироваться новые структуры государственности и власти, существенную трансформацию претерпевает правовая база, происходит становление различных форм собственности и важнейших механизмов рыночных отношений в экономике. В связи с этим особое значение приобретают новые общественные структуры, целью создания которых является оказание влияния на выработку экономической политики государства и практических мер по реформированию народного хозяйства, на содержание, этапы и последовательность этих реформ. Большую роль в разработке проектов и целостных программ практических действий по экономическому развитию страны начинают играть различные объединения, так или иначе связанные с производством. Самым влиятельным и заметным среди них в настоящее время является Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП).

СОЗДАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ


РСПП является правопреемником Научно-промышленного союза СССР. Начало ему было положено в 1990 г., когда 24 депутата Верховного Совета СССР самых разных политических взглядов и направлений собрались вместе и решили создать научно-промышленную группу народных депутатов. Они объединили свои усилия в "проталкивании" через Верховный Совет решений, необходимых для развития науки, промышленности и всего народного хозяйства. По существу, это было первое в истории Советского Союза организованное промышленное лобби. Среди этих 24 депутатов был партийный работник А. Вольский, физик П. Велихов, экономист Н.Шмелев, член Президентского совета при Горбачеве Ярин, бывший строитель Н.Травкин.

После нескольких месяцев работы по инициативе этой группы 16 июня 1990 г. во Дворце культуры ЗИЛа на свой съезд собралось около 600 директоров заводов со всей страны. На этом съезде и был создан Научно-промышленный союз СССР. Президентом нового Союза был избран А.Вольский, вице-президентом А.Владиславлев. В декабре 1991 г. Научно-промышленный союз был преобразован в Российский союз промышленников и предпринимателей. В начале деятельности Союза его аппарат состоял из 10-12 чел., а в настоящее время их уже более 80. Среди них - крупные специалисты, ученые, люди, много лет работавшие в министерствах и государственных комитетах, руководители крупных предприятий.

Руководящим органом РСПП является съезд, на котором избираются президент, правление и состав постоянных комитетов. Исполнительными органами постоянных комитетов являются дирекции, которые анализируют и разрабатывают рекомендации по различным аспектам социально-экономического развития страны. В РСПП входит около 1600 коллективных членов, включая ассоциации и объединения. Союз поддерживает связь с более чем 100 тысячами предприятий, рассылает им информационные вестники, созывает конференции, информирует о проектах законов, которые по инициативе РСПП вносятся в Верховный Совет.

РСПП ЗАЯВЛЯЕТ: НЕОБХОДИМА КОРРЕКТИРОВКА
ЭКОНОМИЧЕСКОГО КУРСА


Среди причин, приведших к тяжелейшей экономической ситуации, переживаемой страной, РСПП четко выделяет объективные и субъективные факторы. Представители РСПП соглашаются с мнением, что кризисное состояние во многом обусловлено наследием прошлого и неизбежностью спада при переходе от централизованно планируемой экономики к рыночной. Эта реальность, с которой необходимо считаться. Но в то же время, и РСПП особенно это подчеркивает, глубина кризисных явлений во многом определяется разрушительными последствиями действия двух фундаментальных процессов.

Во-первых, это результат проводимой изначально порочной экономической стратегии. В ее основе была иллюзия, что достаточно легкий переход к так называемой либеральной модели рыночного хозяйства возможен с помощью "шоковой терапии". Посредством немедленной и полной либерализации цен и внешнеэкономических отношений, резкого сокращения расходов государства должна была быть обеспечена стабилизация денежного обращения. А ожидаемый щедрый поток зарубежных инвестиций способствовал бы восстановлению промышленного производства. Предполагались кратковременность этого переходного периода и минимальное участие государства в регулировании экономики.

РСПП констатирует, что практика показала ошибочность этой стратегии. Доктрина "экономического блицкрига" потерпела крах. Экономическое положение страны продолжает оставаться очень сложным. Спад производства не приостановлен, сохраняется высокий уровень инфляции, резко упала инвестиционная активность, происходит очень быстрое расслоение населения по уровню доходов, при значительном падении их среднего уровня. Российская экономика вышла из-под контроля.

Во-вторых, РСПП указывает на то, что разрыв хозяйственных связей стал самостоятельным серьезным фактором резкого ухудшения экономической жизни страны. По расчетам экспертов Союза промышленников, около 50% общего падения производства происходит из-за разрушения хозяйственных связей, складывавшихся десятилетиями. Дезинтеграция экономических отношений между бывшими союзными республиками, а также между ними и странами, прежде входившими в СЭВ, крайне осложняет выход из кризиса.

В апреле 1993 г. РСПП собрал на своем съезде президентов и директоров крупнейших промышленных и коммерческих структур (в том числе банков, бирж) для обсуждения насущных проблем российской экономики. Основываясь на экспертных и аналитических оценках опыта работы в новых условиях, практической деятельности своих региональных организаций, съезд РСПП призвал к корректировке курса проводимой реформы. На съезде были очерчены контуры для выработки реальной экономической политики для осуществления которой, по мнению РСПП, необходимо решение следующих конкретных проблем:

  • заключение картельных соглашений между отраслями промышленности и аграрным комплексом, что позволило бы ограничить рост цен;
  • укрепление и расширение прямых горизонтальных экономических связей между предприятиями России и бывших республик Союза;
  • восстановление единого экономического пространства, создание транснациональных ассоциаций и корпораций в рамках бывших стран СЭВ и СССР;
  • создание для поддержки производства клиринговых банков, контрактных агентств, инвестиционных и страховых фондов;
  • внедрение в практику трехсторонних соглашений по тарифам и социальным гарантиям.
Одной из острейших проблем социально-экономической ситуации, сложившейся в России, являются неудержимый рост цен, неконтролируемая инфляция. Принципиальная позиция РСПП в этом вопросе основывается на том, что повышение цен в начале технологической цепочки, приводит к резкому удорожанию конечной продукции. Для сдерживания этих тенденций в мире успешно используются так называемые картельные соглашения. Предприятия, связанные едиными технологическими процессами, работающие на одну конечную продукцию, добровольно берут на себя обязательства не повышать цены и оплату труда выше определенного уровня. То есть взаимно согласовывают пределы роста цен и зарплат, ограничения по которым действуют на определенный период. Это является существенным сдерживающим фактором роста цен не только на предприятиях, соблюдающих эти договоренности, но и в других секторах экономики. Поэтому РСПП и выступает инициатором создания системы, которая бы способствовала заключению и реализации таких картельных соглашений.

Другой важной проблемой современного состояния экономики является катастрофическое снижение инвестиционной активности. Вместо разрушенной системы долгосрочного проектно-ориентированного финансирования, ничего нового не было создано. Поэтому накопления в основном направляются в торгово-посредническую деятельность, дающую надежную, а самое главное, быструю отдачу.

РСПП выступил с предложением о создании на добровольной основе межотраслевых промышленно-финансовых групп. Связанные между собой межотраслевой и производственной кооперацией, эти предприятия могли бы взаимно вкладывать свои финансовые ресурсы в обновление и развитие производства, без чего невозможно восстановить нормальный инвестиционный процесс.

В программе действий РСПП решение проблем АПК, производство продовольствия является одним из приоритетных направлений. Союз промышленников с самого начала своей деятельности выступал за поэтапный переход к рынку и отстаивал точку зрения, что начинать его надо с аграрной реформы, с преобразований во всем продовольственном комплексе. Опираясь на мировой опыт, РСПП считает, что нельзя бросать этот комплекс в пучину рыночной стихии, не создав целостной системы государственной защиты его интересов. В сложившихся условиях необходимо искать новые организационные формы и экономические рычаги укрепления и развития агропромышленного комплекса. Настоятельность этой задачи обусловлена нынешним состоянием сельского хозяйства.

За последние два года спад сельскохозяйственного производства в целом превысил 14%. Производство продуктов животноводства в одном только 1992 г. уменьшилось на 10-13%. Резко сократилось поголовье скота. Необходимо не допустить полного развала продовольственной базы страны. РСПП считает, что проблемы сельского хозяйства нужно решать совместно колхозам, совхозам, фермерским хозяйствам, различным союзам, объединяющим аграриев, а также объединениям и союзам, представляющим промышленные круги.

Примером реального и успешного решения этих проблем являются заключение договора и совместная деятельность РСПП и межотраслевой ассоциации "Содружество". Эта ассоциация, созданная в 1991 г., объединяет крупнейшие сельскохозяйственные ассоциации, акционерные общества, концерны, объединения и хозяйства с целью развития и укрепления агропромышленного комплекса. Основными задачами "Содружества" являются определение путей подъема сельского хозяйства на основе взаимной экономической заинтересованности партнеров, объединение усилий промышленников и производителей сельхозпродукции для реализации региональных и межотраслевых программ, изыскание на конверсионной основе дополнительных инвестиционных ресурсов, оказание содействия интеграции в агропромышленный комплекс военнослужащих и членов их семей, привлечение средств для повышения культурного уровня жизни на селе. Межотраслевая ассоциация объединяет более 62 тыс. акционерных обществ, концернов, комбинатов, фирм, банков и уже приобрела богатый опыт организации взаимодействия множества предприятий различных отраслей российского АПК.

Договором о взаимной деятельности РСПП и ассоциации "Содружество" положено начало, как представляется, целой серии своего рода картельных соглашений, прежде всего о ценах. РСПП намерен продолжать такую работу со всеми организациями, представляющими агропромышленный комплекс. Новые принципы, которые можно будет претворить в жизнь в рамках долгосрочных паритетных соглашений между сельчанами и переработчиками их продукции, а также машиностроителями при участии страхового продовольственного фонда, - это один из реальных способов ценового регулирования в складывающихся экономических условиях.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ НА НОВОЙ ОСНОВЕ


Российский союз промышленников и предпринимателей вместе со своими постоянными партнерами - лигами и ассоциациями промышленников и предпринимателей - совместно со всеми организациями, поддерживающими глубокие экономические преобразования и осуществляющими их на практике, призывает к тесному сотрудничеству с бывшими республиками Советского Союза, а также со странами, ранее входившими в члены СЭВ.

РСПП является членом Международного конгресса промышленников и предпринимателей (МКПП). Он объединяет союзы промышленников и предпринимателей всех республик бывшего Союза ССР, а также Болгарии, Венгрии, Польши, Словакии и Чехии. Председателем-координатором Совета МКПП избран президент Российского союза промышленников и предпринимателей А.Вольский.

Внеочередная ассамблея МКПП состоялась в январе 1993 г. в Алматы. Основной задачей этой встречи была выработка инициатив и предложений, нацеленных на восстановление экономических интеграционных связей в рамках не только бывшего Союза, но и прежнего СЭВ. В выступлении президента Республики Казахстан Н.Назарбаева было особо подчеркнуто, что "это очень большое достижение, что удалось собрать работающий Международный конгресс промышленников и предпринимателей в таких широких, естественноисторических рамках сотрудничества. Это вполне естественные рамки взаимодействия представителей тех стран, в которых исторически сложилось не только единое экономическое пространство, но также общее научно-технологическое, производственно-техническое, организационно-управленческое пространство". Поэтому надо приложить все силы, чтобы остановить распад этого единого экономического пространства и начать новую интеграцию. По мнению Н.Назарбаева, МКПП "...один из зародышей будущих институтов взаимовыгодного экономического сотрудничества, без которых невозможно не только процветание экономики наших стран, но даже просто стабилизация и безбедное существование наших стран и народов".

На внеочередной ассамблее МКПП доминировало мнение, что одна из основополагающих причин резкого ухудшения экономической жизни республик бывшего Союза и восточноевропейских стран, без всякого сомнения, кроется в разрушении хозяйственных связей. Для промышленников, собравшихся на конгресс, было очевидно, что дезинтеграция складывающихся десятилетиями экономических отношений, развитие бартерных операций, резкое сок ращение инвестиционной деятельности усугубляют ситуацию и крайне осложняют выход из кризиса для всех государств. Разрыв хозяйственных связей, сложившихся в прошлом, не компенсировался установлением горизонтальных связей на новой рыночной основе, что стало самостоятельным серьезным фактором спада производства.

Союзы промышленников и предпринимателей, входящие в конгресс, ведут интенсивную работу над концепцией практических мер для каждой из стран, которые способствовали бы преодолению кризиса в обществе. Внеочередная ассамблея МКПП поддержала инициативу, с которой от имени РСПП обратился А.Вольский, что их осуществление невозможно без эффективной координации принципиальных положений на уровне правительства государств, представители которых являются членами Международного конгресса.

В своем обращении к главам государств, правительств и парламентов стран, представленных в МКПП, делегаты и участники ассамблеи обратились с настоятельной просьбой и предложением - содействовать восстановлению деловых экономических отношений, принять решительные меры для преодоления кризисных процессов. Члены Международного конгресса считают, что следует создавать реальные механизмы новой экономической интеграции. Для этого в первую очередь необходимо:

  • восстановить нарушенные хозяйственные связи между предприятиями бывшего Союза и СЭВ, содействовать установлению контактов между ними на горизонтальной основе;
  • договориться о согласованных действиях по преодолению энергетического кризиса, охватывающего все большее число стран;
  • в кратчайшие сроки привести в дееспособное состояние банковские системы, обеспечив беспрепятственное прохождение платежей и погашение взаимных задолженностей;
  • восстановить кооперационные поставки, стимулировать процесс взаимного проникновения капиталов.
На новом этапе работы по восстановлению хозяйственно-экономических связей и стабилизации производства члены МКПП в своей практической деятельности намереваются осуществить в 1993 г.:
  • внести в правительства и ведомства своих стран предложения о мерах экономического, правового, организационного характера, стимулирующих заключение договоров, контрактов, долговременных соглашений между субъектами хозяйственной деятельности. Создавать под эгидой МКПП и союзов промышленников транснациональные корпорации и объединения по жизненно важным отраслям (нефтегазовый комплекс, конверсионные предприятия, атомная энергетика, агропромышленные подотрасли и т.д.);
  • выступить с инициативами по заключению двусторонних межправительственных торгово-экономических соглашений (с их детализацией по поставкам отдельных видов продукции) или по рассмотрению хода их выполнения;
  • подготовить встречные предложения о погашении взаимных задолженностей предприятий (отраслей) отдельных стран;
  • расширять и максимально использовать сеть консалтинговых и фактор-компаний, специализирующихся на покупке и капитализации государственных долгов и долгов отдельных предприятий;
  • контролировать прохождение в парламентах проекта международного соглашения о порядке заключения и исполнения хозяйственных договоров, одобренного на заседании Совета в Киеве в октябре 1992 г.;
  • содействовать переходу на торгово-экономические отношения на минимальных ценовых уровнях.
Одной из острейших проблем во взаимоотношениях республик и стран стала значительная положительная величина торгового сальдо в пользу России. Чтобы восстановить былые финансовые и хозяйственные связи предприятий, РСПП предложил, а члены МКПП поддержали инициативу об оформлении этого положительного сальдо в государственный долг партнеров, не останавливая производства. Для решения этой проблемы также предлагается организовывать погашение долгов путем продажи другому государству или его организациям части акций предприятий. Это создало бы условия для организации трансгосударственных корпораций и компаний. Такой опыт успешной совместной деятельности предприятий различных республик уже имеется у концерна "Газпром", у "Автосельхозмашхолдинга" и др.

РСПП считает, что стратегическим направлением деятельности МКПП должны стать инициативы по созданию особо льготных условий для свободного взаимоинвестирования стран Содружества. Для этого необходимо форсировать создание единого правового режима для юридических и физических лиц, охватывающего условия инвестирования, хозяйствования и налогообложения, снять многие фактически существующие сегодня ограничения.

Таким образом, и в своей международной деятельности РСПП последовательно настаивает, что разумная интеграция народнохозяйственных комплексов бывших союзных республик и стран СЭВ возможна при условии выработки и реализации скоординированной межгосударственной промышленной политики. Только в этом случае сложатся благоприятные предпосылки для стабилизации их экономик, приостановления спада производства в важнейших сферах народного хозяйства стран - членов МКПП.

ОТ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛОББИРОВАНИЯ
К ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ?


С самого начала своего создания РСПП выступал за радикальные реформы и сильную власть. Союз промышленников постоянно предлагал Правительству свое всемерное содействие по разработке и реализации реальной экономической политики. По его мнению, следовало бы сосредоточиться на безусловном приоритете экономической стабилизации, разумной промышленной политике, поддержке предпринимательства. РСПП считал, что Правительство было сковано в своих действиях, а оно должно править, управлять. Для этого Правительству следовало выработать четкую программу действий, а не просто перечень первоочередных задач на текущий год.

Со своей стороны, РСПП готово было оказать Правительству необходимую помощь. Она могла выражаться в сплочении директорского корпуса в регионах страны вокруг тех структур власти, которые нацелены на практическое осуществление реформ. Союз промышленников намерен был играть более активную роль в восстановлении хозяйственных связей и цепочек на горизонтальном уровне. И, наконец, РСПП выступил одним из инициаторов и координаторов "круглого стола", принявшего в июле 1993 г. Декларации общенационального экономического согласия, в которой были сформулированы направления корректировки механизмов проведения реформ, явно обнаруживших свою несостоятельность.

Политическое противостояние, недальновидная политика властных структур не позволили РСПП оказать существенное влияние на проводимую в последние годы экономическую политику. Это противостояние неумолимо приближается к своей кульминации - всеобщим выборам на всех уровнях власти. Поэтому в конце лета Совет Всероссийского союза "Обновление", в который входят многие директора предприятий и координатором которого является вице-президент РСПП, принял решение об объединении усилий работников промышленности с целью создания уже в ближайшее время массовой партии.

Создающаяся новая партия провозгласила о своем намерении выражать интересы политически активной части промышленников и коренные интересы трудового народа России. Она выступает за формирование социально ориентированной смешанной экономики на основе многообразия форм собственности - государственной и коллективной, кооперативной и частной, акционерной и совместной с иностранными партнерами.

Достигнуть означенных целей предполагается посредством взвешенного перехода к рынку при четком выборе приоритетов развития народного хозяйства и селективной поддержки предприятий. На всем переходном периоде намечается активное государственное регулирование с помощью экономического инструментария, включая индикативное, прогнозное планирование.

Экономическая программа новой партии, разработанная при участии РСПП, содержит следующие ключевые положения.

ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИДЕЕЙ, органически входящей в стратегию национального развития, является формирование социально ориентированной модели рыночной экономики с учетом российской специфики.

ПРОМЫШЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ должно быть нацелено на интенсивное наращивание собственного производства конкурентоспособных высококачественных товаров народного потребления, аграрного сектора и обслуживающих их отраслей машиностроения, химической, электронной промышленности и ряда других отраслей на основе высоких технологий. Ресурсы для этого могут быть изысканы' при устойчивом развитии сырьевых и добывающих отраслей промышленности и экспорте наукоемкой продукции военно-промышленного комплекса.

Непременным условием повышения УПРАВЛЯЕМОСТИ ЭКОНОМИКОЙ является государственное регулирование рыночного механизма на новых неадминистративных основах.

СИЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА. Ускорить принятие и введение в действие Закона о прожиточном минимуме. С целью борьбы с безработицей необходимо реально увеличить число рабочих мест за счет развития общественных работ, расширения переподготовки людей.

АНТИИНФЛЯЦИОННЫЕ МЕРЫ. Ценовая политика государства, профсоюзов и предпринимателей должна получить четкое официальное оформление в соответствующих ежегодных соглашениях. Аналогичный подход нужен и в политике доходов. В экстремальной ситуации может быть придется пойти на административное замораживание и цен, и зарплаты. Не исключена и дефляционная денежная реформа.

СЕЛЕКТИВНЫЙ ПОДХОД в преодолении спада производства. Приоритеты - продовольствие, лекарства, детские товары, нефть и газ, конверсия, высокие технологии.

ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ. Перенести центр тяжести приватизации на индивидуальную ("штучную") основу с формально приватизированными, а фактически полугосударственными-полуколлективными предприятиями. Наряду с развитием малых предприятий процесс разгосударствления должен сопровождаться формированием таких опорных столпов рыночной экономики, как финансово-промышленные группы, холдинговые и трастовые компании, траснациональные корпорации. В этом видится магистральный путь реформирования экономики.

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ. Нужны энергичные поиски новых эффективных путей налаживания рациональной кооперации с учетом, конечно же, специализации производства как в пределах России, так и ближнего и дальнего зарубежья.

* * *


Итак, закономерная эволюция. Более двух лет РСПП неоднократно предлагал свою помощь Правительству в выработке и реализации государственной политики, создающей реальные и необходимые предпосылки для вывода страны из кризиса и конструктивного продолжения реформ. Это не было сделано. Руководители предприятий и региональных отделений РСПП посчитали целесообразным создание Промышленной партии, выражающей их интересы. Ее главной целью, вокруг которой возможно объединение административных и технических работников, рабочих и служащих и даже профсоюзов, является сохранение отечественной индустрии, восстановление ее поступательного развития и эффективности в условиях рынка, обеспечение населению приемлемого уровня благосостояния. Объявляя о намерении создания сильной, дееспособной, массовой, действительно всероссийской партии, президент Российского союза промышленников и предпринимателей А.Вольский заявил: "Реформы в России надо спасать. И мы способны на это".

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]