Экономика
Обозреватель - Observer


 

О платных услугах в Российской Федерации


Т.ЛЬВОВА

 

Согласно государственной программе приватизации в Российской Федерации к началу 1993 г. более 26 тыс. предприятий бытового обслуживания (29% от общего числа) поменяло форму собственности. Только в Москве к 1 июля этого года стали частными более 40% предприятий в сфере торгового и бытового сервиса, в Санкт-Петербурге, Владимирской, Нижегородской, Белгородской, Тамбовской, Пензенской, Челябинской, Сахалинской областях. Ставропольском крае - 14-22%.

Население России всегда испытывало "голод" в разнообразных услугах. Сфера платного обслуживания населения развивалась недостаточно высокими темпами, да и потребительские свойства этих услуг оставались неадекватными запросам потребителей.

Впервые резкий рост объемов платных услуг произошел в 1985-1988 гг. (в 1,3 раза). В 1989-1990 гг. их развитие замедлилось - среднегодовые темпы прироста снизились с 9,9 до 8,4%. В последние два года произошло резкое падение объемов реализации платных услуг. На услуги население сейчас расходует лишь 6,7% (в 1985 г. - 11%). Это значительно меньше, чем в других странах (в США - 31%, Англии - 37%, Швеции - 41%). Предприятия сферы услуг значительно отстают от развитых стран по технической оснащенности, структуре сервиса.

За шесть месяцев текущего года населению России оказано платных услуг на 859 млрд. руб. В бытовом обслуживании населения России наблюдается резкое падение физических объемов услуг. В 1991 г. оно составило 37%, в 1992 г. - 54%, а в I полугодии 1993 г. - 89% (по сравнению с тем же периодом 1992 г.). Снижение произошло по всем видам услуг.

Значительно осложнилось финансовое состояние отрасли: каждое второе предприятие убыточное. В общей сумме доходов предприятий службы быта доля средств, направляемых на развитие и совершенствование производства, снизилась с 16% в 1991 г. до 14% в прошлом.

В ходе коммерциализации деятельности предприятий бытового обслуживания в ряде мест их число сократилось почти на треть. В начале 1992 г. россиян обслуживало более 127 тыс. ателье, мастерских, парикмахерских, бань, химчисток и т.п., к концу - лишь 91 тыс. таких предприятий. В минувшем году прекратила свое существование почти половина мастерских по ремонту обуви и приемных пунктов химической чистки одежды, более чем на треть сократилось число предприятий по ремонту и строительству жилищ, парикмахерских, фотоателье, приемных пунктов прачечных.

Особенно большие потери понесла сельская служба быта, где количество приемных пунктов уменьшилось почти в три раза. В настоящее время их насчитывается чуть более 6 тыс. против 22 тыс. в минувшем году.

Как показало выборочное обследование предприятий службы быта с различными формами собственности, значительное их количество открыто в часы и дни, когда основная часть населения занята на производстве. Почти половина предприятий после 18 часов закрыта. Каждая пятая мастерская не работает в выходные дни. Это главным образом муниципальные химчистки, прачечные, мастерские по ремонту обуви. Частные предприятия работают в более удобном для населения режиме. Практически все они обслуживают клиентов в субботние дни.

С обретением предприятиями службы быта самостоятельности к их основной деятельности добавились заботы по материально-техническому снабжению, инженерной подготовке производства, ремонту оборудования, транспорта и т.п. Это, а также невозможность в сегодняшних условиях обеспечить устойчивое снабжение производства всем необходимым в ряде случаев привело к свертыванию ассортимента оказываемых услуг, разукомплектованию рабочих мест или вообще к отказу от основного вида деятельности. Например, в Петропавловске-Камчатском комбинат "Забота", оказывавший ранее парикмахерские услуги, услуги фотографии, звукозаписи, по уборке квартир, преобразован в казино, а парикмахерская "Витус" - в ресторан.

В минувшем году лишь на 7 территориях, входящих в состав Российской Федерации, введены в эксплуатацию комбинаты бытового обслуживания, что почти в 10 раз меньше, чем в 1991 г.; бани - на 41 территории, или наполовину меньше; банно-прачечные комбинаты на 3-х территориях - на 82% меньше.

Вследствие роста тарифов на услуги связи и стоимости подписки на периодические издания в последние годы наблюдается сокращение объемов предоставления населению услуг связи. Индекс физического объема этих услуг составил в прошлом году 73%.

Существующая сеть предприятий связи недостаточна для качественного обслуживания клиентуры. В первую очередь это относится к сельской местности. Только 21% сельских населенных пунктов Федерации имеют предприятия связи, 28% поселений находятся от ближайшего отделения связи на расстоянии 5 км и более, передвижными отделениями связи обслуживаются всего 3% сел. Телеграфными аппаратами оборудовано лишь 9% сельских предприятий связи, производящих телеграфные операции. Только 33% семей в России имеют домашние телефоны, в том числе сельских - 15%, городских - 39%.

В Российской Федерации до сих пор не имеет ни одного телефона половина малонаселенных поселков.

Для граждан, не имеющих домашнего телефона, возможности воспользоваться таксофоном весьма ограничены, так как количество их уменьшается. По данным выборочного обследования, проведенного статорганами в 1992 г., более трети городских таксофонов не работает.

В последние годы сокращается доля платных услуг учреждений культуры. Так, если в 1991 г. она составляла 3,3%, то в прошлом - 2,3%. Это обусловлено, прежде всего, снижением посещаемости этих учреждений. За 1992 г. театры потеряли 6,3 млн. зрителей, каждый российский театр работал с наполовину заполненным зрительным залом. В прошлом году музеи посетило на 49 млн. чел. (34%) меньше, чем в 1990 г.

Тревожная ситуация складывается на рынке рекреационных услуг. В прошлые годы обеспеченность населения учреждениями отдыха существенно отставала от потребностей. В среднем на одно место в санаторно-курортные учреждения и учреждения отдыха в 1992 г. приходилось 137 чел., подавляющая часть людей была лишена возможности регулярно пользоваться этим видом отдыха. В настоящее время дороговизна путевок, проезда, нестабильность обстановки во многих местах традиционного отдыха россиян, закрытие части летних оздоровительных лагерей для школьников сократили возможность для полноценного отдыха.

Все шире входит в практику платное медицинское обслуживание. В 1991 г. население России израсходовало на эти цели в 5 раз больше, чем в 1985 г., в 1992 г. - в 8 раз больше, чем в 1991 г.

Самым крупным блоком по масштабам ресурсов платного обслуживания является жилищно-коммунальный комплекс. На долю этих услуг в настоящее время приходится 15% общего объема платных услуг. Примерно 7% всех расходов населения на оплату жилищно-коммунальных услуг составляет квартирная плата. Ее абсолютный размер достиг в прошлом году 3,7 млрд. руб., что в 2 раза больше уровня 1991 г. Увеличиваются расходы населения на коммунальные услуги. В 1992 г. их величина превысила 36 млрд. руб. и составила 244 руб. в расчете на душу населения.

В августе 1993 г. платные услуги населению продолжали расти. Резко повысились тарифы на электроэнергию (в 13 раз), услуги нотариальных контор стали дороже в 1,7 раза, междугородной телефонной связи - в 1,6 раза, железнодорожного транспорта - в 1,5 раза.

Менее значительно выросли цены на услуги детских садов и дошкольных учреждений (на 10%) и домов отдыха (на 12%).

Данные о средних ценах на отдельные виды платных услуг населению Москвы на конец августа приведены в таблице.
 

УСЛУГИ
1993 г.
На
31 августа
На
24 августа
Пошив платья
9850
9400
Химическая чистка пальто
1540
1498
Стирка 1 кг прямого белья
225
225
Стоимость билета в баню (в будние дни)
590
570
Стоимость модельной женской прически
1930
1860
Стоимость разовой поездки автобусом внутригородского сообщения
10
10
Стоимость проживания одного человека в двухместном номере гостиницы
4400
3643
Средняя цена одного дето-дня посещения в детских дошкольных учреждениях системы народного образования
97
97
Стоимость входного билета на вечерний киносеанс
330
330
Стоимость одного койко-дня в санаториях
5000
5000
Стоимость одного койко-дня в домах отдыха
2920
2920
Стоимость удостоверения завещания в нотариальной конторе
7740
7740

В целом за период с начала года цены на тарифы и платные услуги населению выросли в 7,8 раза. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]