Внутренняя политика
Обозреватель - Observer


 

РОССИЯ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ
НА БЛИЖАЙШЕЕ БУДУЩЕЕ


Н.БУХАРИН,
Институт международных политических
и экономических исследований РАН

 

Октябрьские события в Москве изменили соотношение политических сил на российской политической сцене. Но они не могли изменить соотношение общественных сил. Оно, по сути, осталось прежним. Просто часть общества, прежде всего наемных работников, в результате политического самоубийства лидеров оппозиции и запрещения властями большинства оппозиционных объединений лишилась своего политического представительства на общероссийском уровне и соответственно не будет адекватно представлена в Государственной думе.

Последние события только усилили политическую поляризацию, политическое расслоение между сторонниками властей, демократов и сторонниками оппозиции. Деления между ними стали еще более жесткими и устойчивыми. Правда, основная часть общества или дезориентирована, или не поддерживает ни одну из сторон.

Похоже, что основная политическая борьба в связи с предстоящими парламентскими выборами переместится на уровень регионов, на места. Именно здесь оппозиция способна дать бой находящимся в состоянии излишней эйфории и уверенности демократам. Именно в рамках одномандатных избирательных округов ее кандидаты могут рассчитывать на часть голосов и мандатов. Именно на местах оппозиция будет пытаться бойкотировать общефедеральные партийные списки. Несмотря на неблагоприятную для себя политическую атмосферу, отсутствие координации действий и доступа к электронным средствам массовой информации в Москве, она все же в состоянии завоевать 8-12% мест в Государственной думе.

Президент и его окружение избавились наконец от своих политических противников, которые вплотную угрожали их власти, и получили некоторую передышку (по крайней мере, до новых президентских выборов), которая позволяет им работать без излишнего политического и психологического давления. Они стремятся закрепить свою политическую победу, пытаясь ускоренными темпами осуществить политическую переструктуровку общества, модифицировать политическую систему. Усилия Президента и его команды направлены, прежде всего, на ликвидацию системы Советов сверху донизу. Правда, по всей вероятности, верховные советы республик и основная часть областных советов какое-то время сохранятся. Однако на остальных уровнях избранные вместо советов думы или собрания будут скорее органами местного самоуправления, нацеленными на решение социально-экономических проблем, проблем местного значения, без излишней политизации. Конечно, выборы в новые местные органы позволят пройти в депутаты какой-то части демократических деятелей. Однако существенной ротации верхушки нынешних местных элит не произойдет.

Стремление же Президента и его команды усилить централизацию управления регионами путем подчинения себе исполнительных органов власти (создав единую административную вертикаль сверху донизу) при их фактической слабости и перетурбации с местными представительными органами может создать вакуум власти. Следствием может быть переход реальной власти, ее рычагов в руки различных кланов и мафий, заинтересованных не в формировании стабильной системы, а в использовании ее любых слабостей. Результатом может стать делигитимность всей вертикали исполнительной власти.

Одновременно теперь на Президенте и его команде лежит полная ответственность за ход экономических реформ. Они уже не смогут ссылаться на то. что Верховный Совет и оппозиция мешают их проведению. Однако похоже, что возможна пробуксовка экономических реформ. Октябрьские события укрепили позиции армии, а следовательно, и ВПК, а выборы в Государственную думу укрепят директорский корпус. А это в основном интересы сил и групп, сформированных плановой экономикой и не заинтересованных в существенной рыночной трансформации. Даже если удастся преодолеть их сопротивление, то попытки углубления экономических реформ приведут к новым серьезным социальным последствиям, прежде всего к возникновению массовой хронической безработицы. В результате общественная поддержка властям катастрофически уменьшится. Поэтому скорее всего экономика будет пребывать в каком-то первоначальном переходном состоянии между старым и новым.

Демократы после мятежа и в преддверии выборов находятся на подъеме, пытаясь обрести новое политическое дыхание, консолидировать своих сторонников, укрепиться в регионах. Внешняя ситуация им как бы благоприятствует. На общероссийском уровне оголен оппозиционный фланг политической сцены. В руках демократов находятся центральные средства массовой информации. Уже апрельский референдум показал, как это важно для победы.

Поэтому демократы рассчитывают на получение львиной доли мандатов, распределяемых в рамках общефедеральных партийных списков. В борьбе за них им будет противостоять "партия" директоров (А.Вольский, К.Затулин, А.Шалунов и др.). Правда, в этот спор может включиться и какая-то третья "сила", например Либерально-демократическая партия В.Жириновского, пользующаяся популярностью среди простых россиян. За нее "на зло" демократам может голосовать и часть электората оппозиции. На роль такой третьей силы может претендовать и Демократическая партия России Н.Травкина. Демократы, разбившиеся на три-четыре избирательных объединения, смогут получить не более 30-35% мест в новом парламенте.

По всей вероятности, избирательная кампания на центральном уровне будет монотонно скучным спектаклем, в котором демократы и директора будут обсуждать нюансы своих экономических и политических программ, не очень-то понятные зрителям, т.е. избирателям, которые будут весьма пассивны. Героями же предвыборных передач по телевидению станут, несомненно, В.Жириновский и Н.Травкин.

Таким образом, ничто еще не предопределило, что новый российский парламент будет "карманным" или ущербным. В нем могут быть представлены и демократы, и центристы, и оппозиция. Как только оппозиция структурируется в Государственной думе, она начнет создавать свои новые общественно-политические организации. И в течение одного-двух лет оппозиция возродится вновь как политическая сила. Главное, чтобы это были нормальные партии и организации, выступающие за демократическо-парламентский путь развития России. Особенно важно создание объединений новых левых, лишенных политического экстремизма и авантюризма.

Если же оппозиция не будет представлена в парламенте, а ее организации не будут иметь возможность действовать легально, то противостояние властей и демократов с оппозицией примет затяжной характер. Внепарламентская оппозиция вынуждена будет применять и внепарламентские методы борьбы - митинги, демонстрации, забастовки, создание подпольных структур и т.д. Политическое противостояние вновь может породить силовое противоборство. Тогда будут правы те, кто считает, что в России более менее цивилизованный переход к демократии и рынку невозможен. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]