Внешняя политика
Обозреватель - Observer


 

БЕЗОПАСНОСТЬ В АТР: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ


В.ВЛАДИМИРОВ,
капитан 1 ранга

 

Заинтересованность России в огромном регионе, объединяемом Тихим океаном и включающем Северо-Восточную и Юго-Восточную Азию, Австралию, Новую Зеландию, всю Океанию, США и Канаду, резко возросла и в политической, и в экономической области. Более того, отключенность нашей страны от формирующегося тихоокеанского сообщества может сказаться на ее безопасности и в широком понимании этого термина, и в военном отношении. Ведь здесь пересекаются всевозможные интересы великих и мощных держав: США и России, Китая и Индии, США и Индии, Японии и США. А все это в большой степени влияет на процесс вхождения возрождающейся России в мировое сообщество.

Общим местом многих критических высказываний по поводу внешней политики России стали упреки в том, что для нее характерна лишь сугубо "западная" (американо-европейская) ориентация. Но в последнее время Москвой продемонстрировано искреннее стремление к развитию всесторонних отношений с нашими восточными соседями, "разворот к АТР".

В то же время следует принимать во внимание, что подключение новой России к АТР приветствуется в регионе, однако, далеко не везде и не всеми. Россию, как и все СНГ в целом, воспринимают с опаской как "зону нестабильности", как один из источников угрозы безопасности.

В этих условиях, безусловно, чрезвычайно важной является выработка стратегии России в отношении Азиатско-тихоокеанского региона на базе анализа существующих там реальностей, оценки ситуации в политической, экономической и военной областях.

РЕГИОН БУДУЩЕГО


"Средиземное море - это море прошлого, Атлантика - море настоящего. Тихий океан - море будущего". Пророческие слова в отношении последнего, которые, как утверждают, принадлежат Джеймсу Хейсу. государственному секретарю США в 1908-1912 гг.. в наше время приобретают все более значимый смысл. Азиатско-Тихоокеанский регион уже сегодня является одним из важнейших узлов мировой политики, в котором пересекаются всевозможные интересы разных стран. А со временем значение АТР будет еще более возрастать.

Прежде всего по своему вкладу в мировую экономику. И не только по тому, что здесь располагаются США и Япония - две экономические сверхдержавы. Еще в 70-е гг. на международном рынке во весь голос заявили о себе четыре "дракона" - Гонконг, Тайвань, Сингапур и Южная Корея. В 80-е гг. к ним присоединились новые "тигры" - Индонезия, Малайзия, Таиланд и Филиппины. Сегодня им на пятки наступает бурно развивающийся Китай, а затем, возможно, присоединится и Вьетнам. По определению Дж.Буша, в его бытность президентом США, АТР стал "динамомашиной мировой экономики". Он удерживает ведущие позиции в темпах экономического роста и внедрения технологий наукоемких производств. Если в 1960 г. на страны АТР приходилось только 12% мирового производства, то в 1990 г. - уже 26%, а к 2020 г. эта цифра, по некоторым оценкам, может составить как минимум 40%. Специалисты полагают, что даже при ожидаемом общемировом снижении темпов роста экономики за АТР сохранится лидерство в динамике развития.

Хотелось бы отметить две политико-экономические особенности региона. Во-первых, входящие в его состав страны, за некоторым исключением. живут, руководствуясь принципом: экономика - абсолютный приоритет политики и главное измерение безопасности. Роль любой страны в регионе оценивается прежде всего по степени ее участия экономической жизни, в механизме сотрудничества.

Во-вторых, несмотря на неоднородность экономического развития отдельных стран и соперничество между ними, для региона весьма характерны интеграционные процессы. Уже действуют такие региональные структуры, как Совет тихоокеанского экономического сотрудничества (СТЭС), Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), формируется Зона свободной торговли стран АСЕАН и др. В регионе существует хорошо налаженная транспортная сеть, осуществляется широкий обмен не только товарами, но и услугами, идеями, информацией (особенно научно-технической). Все это обеспечивает динамизм и эффективность экономики.

МИР НЕЯСНЫХ РИСКОВ И УГРОЗ


Во времена "холодной войны", двухполюсной глобальной конфронтации внутрирегиональные проблемы в какой-то степени "приглушались", часто отходили на второй план. Для многих стран региона военное присутствие США являлось стабилизирующим фактором, гарантией их безопасности. Ныне в АТР все больше звучит тревога, что мир в регионе не становится крепче, а обстановка характеризуется большей непредсказуемостью, чем было раньше. Многие эксперты связывают эту ситуацию с сокращением военного присутствия в регионе России и в какой-то степени США и считают: в настоящее время обстановка в АТР характеризуется состоянием хрупкого равновесия, поскольку имеются предпосылки для закрепления стабильности, но вместе с тем повысилась вероятность возникновения конфликтности, страны региона с началом постконфронтационного периода из мира четко фиксированных опасностей и соответствующих гарантий безопасности вступили в мир неясных рисков и угроз. К подобному выводу приводит ряд обстоятельств.

Первое. Существует опасность, что какая-то "третья" страна попытается заполнить "вакуум силы", возникающий в регионе в связи с окончанием "холодной войны", сокращением военного противоборства России и США. При этом в качестве "претендентов" на эту роль называют КНР, Японию и Индию.

Особую озабоченность, по утверждению некоторых экспертов стран региона, вызывает Китай. "Самое важное для нас, - заявил, в частности, министр иностранных дел Малайзии Абдулла Ахмад Бадави, - чтобы Китай дал своего рода заверение в том, что он не будет добиваться гегемонии и будет проводить политику, направленную на сохранение в регионе мира и стабильности".

Но если возможная военная активность Китая за пределами своей страны - из разряда гипотез, то Япония уже предприняла практические шаги в этом направлении. В июне 1992 г. Токио отказался от взятого ранее обязательства не посылать "силы самообороны" за рубеж и направил воинские подразделения для участия в миротворческой операции ООН в Камбодже. Это решение, по сути дела открывающее японским вооруженным силам дверь за пределы страны, не могло не вызвать у азиатских народов, в прошлом ощутивших на себе результаты агрессивной политики Японии, обеспокоенности и протеста.

Второе. Остающиеся неразрешенными политические конфликты и территориальные споры могут послужить источниками нарушения стабильности и безопасности в регионе. Бели взглянуть на карту АТР, то нельзя не заметить, что она пестрит районами потенциальных пожаров. Непримиримыми врагами продолжают оставаться Северная и Южная Корея, сохраняется напряженность в отношениях Индии и Пакистана. У Китая территориальные притязания в Южно-Китайском море, где на стратегически важные и, очевидно, богатые нефтью острова Спратли частично или полностью претендуют, также Тайвань, Вьетнам, Филиппины, Бруней и Малайзия. Япония, Китай и Тайвань претендуют также на острова Сенкаку. От притязаний на малайзийский штат Сабах до сих пор не отказалась Манила, у Малайзии частенько "прорывается" недоверие к Сингапуру.

Характеризуя ситуацию в регионе, американский журнал "Форчун" писал: "Из числа самых могущественных держав Азии - России, Китая, Японии, двух Корей, Индии и Пакистана - по крайней мере четыре являются обладателями ядерного оружия. Пять из них пережили гражданские войны в нынешнем столетии, каждое из них враждовало как минимум с двумя другими, за исключением России, которая дважды воевала с одной Японией. Каждое из этих государств имеет территориальные претензии к одному-другому государству. Из смешения интересов и соперничества может возникнуть любое число неприятностей".

Третье. Феномен гонки вооружений, особенно проявивший себя после окончания "холодной войны", является еще одной негативной тенденцией в развитии военно-политической обстановки в АТР, регионе, который и так считается вторым после Европы по милитаризации. Расходы на вооружения в некоторых странах АТР растут быстрее, чем увеличивается их валовой национальный продукт. Эти страны ускоренными темпами закупают самое современное вооружение для своих армий. Например, Тайвань приобретает 150 американских истребителей F-16 и, возможно, еще 60 французских "Миражей". Новые виды боевой техники и оружия в массовом порядке поступают в вооруженные силы Китая. Японии. Южной Кореи, Малайзии и других стран региона. В серьезную угрозу для мира и безопасности в АТР выросла за последнее время проблема распространения оружия массового уничтожения, ракетной технологии.

Положение усугубляется еще и тем, что в регионе нет структур и механизмов, с помощью которых можно было бы совместными усилиями стран АТР решать актуальные военно-политические проблемы и в первую очередь обеспечивать стабильность и безопасность. В отличие от Европы военные потенциалы стран АТР. сложившиеся в годы "холодной войны", до сих пор не подвергались никакому регулированию в региональных или субрегиональных рамках.

Очевидно, все это и послужило для большинства стран региона толчком к поиску собственной, азиатской модели безопасности, созданию неких совместных структур безопасности и сотрудничества, которые связывали бы их действия и прокладывали путь к доверию и взаимопониманию.

Идея коллективной безопасности в АТР появилась уже давно, почти одновременно с европейской. Однако она не нашла тогда широкой поддержки. Некоторые государства АТР видели в этой идее "руку Москвы", ее стремление проводить экспансионистскую политику, так как предложения по созданию системы коллективной безопасности в большей части исходили из бывшего СССР.

И, видимо, следует признать, что при продвижении этой идеи и конкретных предложений, по сути своей действительно позитивных и обещавших укрепление стабильности в АТР, СССР, особенно на первых порах, допускал определенные политические просчеты, последствия которых сказываются до сих пор.

В ПОИСКАХ МОДЕЛИ БЕЗОПАСНОСТИ


В настоящее время в АТР все шире распространяется понимание необходимости и возможности создания совместными усилиями какого-то нового регионального порядка, постепенно пробивает себе дорогу идея поиска модели безопасности, формируемой на базе многостороннего диалога.

Этот процесс просматривается, в частности, на примерах изменения прежних подходов Соединенными Штатами и Японией. Как известно, на протяжении многих лет решительным противником появления системы коллективной безопасности в АТР были именно США. не желающие никому уступать свое лидерство в регионе. Однако новые реалии заставили Вашингтон несколько скорректировать свою политику в отношении коллективной безопасности в АТР. В частности, президент Б.Клинтон во время своего визита в Сеул поддержал идею создания "нового тихоокеанского сообщества, основанного на долевом участии в обеспечении силы. достижении процветания и совместной приверженности демократическим ценностям". При этом, однако, как уточнил заявление своего президента государственный секретарь США У.Кристофер, "региональный диалог по вопросам безопасности ни в коей мере не заменит военные союзы США и их передовое военное присутствие в Азии. США будут действовать совместно с другими странами по поддержанию мира и спокойствия в Азии, исходя из интересов Соединенных Штатов". Из этих слов напрашивается вывод, что Вашингтон не против создания в АТР системы коллективной безопасности, рассчитывая посредством ее, с одной стороны, сохранить свое военное присутствие в регионе, а с другой - добиться снижения уровня напряженности в сфере экономики и торговли, которая все больше сказывается на отношениях США с азиатскими странами.

Япония недавно начала высказываться в поддержку региональной системы безопасности. В ее создании Токио видит новые возможности для сотрудничества и укрепления своих позиций в регионе. При этом, как подчеркивают японские официальные представители, приверженность Японии договору о взаимной безопасности с США является непоколебимой, а присутствие американских сил в Азии считается обязательным.

Если же проанализировать весь спектр мнений представителей стран региона по проблемам укрепления безопасности, то условно можно выделить три направления, по которым предлагается продвигаться.

Представители первого направления считают в обозримом будущем нереальным и даже невозможным создание в АТР аналога СБСЕ - Совещания по безопасности и сотрудничеству в Азии. При этом заявляется, что необходимо решать имеющиеся проблемы в отношениях между отдельными странами, в том числе и территориальные споры, на двусторонних уровнях. Так, ряд американских экспертов по Азии считает: с учетом обширности территории и разнообразия стран АТР практически невозможно иметь азиатскую политику, которая представляла бы собой нечто большее, чем набор политических позиций на двусторонней основе, и выходила бы за рамки "традиционных банальных фраз". Представители второго направления полагают, что сначала проблемы безопасности следует решать в рамках отдельных субрегионов, например, в Юго-Восточной Азии, Северо-Восточной Азии, на юге Тихого океана. А уже затем, развивая диалоги в масштабах всего АТР, постепенно, этап за этапом продвигаться к формированию устойчивой многополюсной региональной структуры безопасности в масштабах всего АТР.

Наконец, третий вариант предполагает, что при вероятности любых поворотов в развитии региональной ситуации нельзя исключать и более быстрого движения региона по миротворческому пути: АТР все же может в ближайшее время войти в процесс, сходный с общеевропейским по масштабам, но столь же отличный от него по своей специфике.

Без сомнения, окончательное определение конкретной модели для коллективной безопасности в АТР еще впереди. Но, видимо, можно считать, что наиболее вероятным является такой вариант, когда движение к формированию системы коллективной безопасности будет идти параллельно по нескольким направлениям одновременно: на путях переговоров между двумя или несколькими странами, на субрегиональных уровнях и т.д.

Уже сейчас конкретные факты свидетельствуют о том, что попытки решения проблем безопасности начинают претворяться в реальность. Так, например, у России складывается переговорно-консультационный процесс со всеми великими державами АТР по военно-политической проблематике: продолжаются переговоры с Китаем, проводятся российско-американские и российско-японские консультации на экспертном у ровне с участием военных представителей сторон.

В деле налаживания регионального диалога также наметились определенные сдвиги в позитивном направлении. В частности, в июле в Сингапуре в рамках АСЕАН состоялись очередные консультации, в которых приняли участие главы внешнеполитических ведомств из 18 стран. В качестве гостей АСЕАН на встрече присутствовали министры иностранных дел России и Китая. В ее ходе удалось договориться о создании механизма консультаций по вопросам безопасности в Азии. В состав этого регионального форума вошли шесть стран АСЕАН, Япония, США, Австралия, Республика Корея, Россия, Китай и Европейское сообщество.

Токио выступил с предложением провести международный семинар по проблемам обеспечения безопасности в АТР с участием представителей вооруженных сил стран региона. Предполагается . что в такой встрече примут участие представители не менее десяти стран АТР. Если она состоится, то станет первым такого рода форумом в АТР, который в будущем, по замыслам военного ведомства Японии, сможет перерасти в регулярные консультации по обеспечению безопасности в регионе на уровне высших руководителей стран АТР.

Следует отметить и другие весьма важные с точки зрения расширения сотрудничества и укрепления безопасности политические устремления и начинания АСЕАН: расширение Ассоциации за счет принятия в ее члены стран Индокитая, подтверждение жизненности проекта зоны мира, свободы и нейтралитета в Юго-Восточной Азии (ЗОПФААН), концепция создания безъядерной зоны в ЮВА и конструктивного сбалансированного вовлечения великих держав в дела региона.

Тем же целям служит активное многостороннее участие государств АТР в урегулировании региональных конфликтов: их вклад в операции ООН в Камбодже, в уменьшение напряженности на Корейском полуострове.

Нельзя не указать и на предложения о формах и содержании многостороннего переговорно-консультативного процесса в регионе, исходящие от ряда государств АТР: о налаживании субрегионального переговорного механизма в северной части Тихого океана и Северо-Восточной Азии (МНР), о постепенном формировании в АТР условий для создания общерегиональных переговорных структур (Австралия), о создании "общеазиатского дома" (Япония).

Все это служит подтверждением того, что реалии эпохи окончания "холодной войны" все больше подводят страны региона к осознанию непреложного факта: при наличии среди многих из них недоверия и подозрения друг к другу необходимо проявление сдержанности и ограничений, движение в направлении создания совместных структур безопасности и сотрудничества, которые связывали бы их действия и прокладывали бы ПУТИ к взаимопониманию.

ИНТЕРЕСЫ И СТРАТЕГИЯ РОССИИ В РЕГИОНЕ


В связи с изменением общей военно-политической ситуации в мире, снижением напряженности ядерного глобального противостояния, изменением отношений России с США и блоком НАТО в целом значение АТР в общем раскладе внешней политики Российской Федерации, в ее политике национальной безопасности возрастает. И в той и в другой областях необходимо учитывать вес и значение этого региона, его особенности, искать дополнительные, кроме бывших традиционными для СССР чисто военных, параметры присутствия нашей страны в регионе. Только в случае рационального выбора таких параметров политика национальной безопасности, внешняя политика России смогут быть эффективными.

С этой целью необходима детальная разработка цельной и взаимоувязанной стратегии России в АТР. Интересы нашей страны заключаются в том, чтобы в регионе была создана такая система международных отношений, в которой проявлялась бы ее роль мировой и тихоокеанской державы, гарантировалась бы ее безопасность, обеспечивались условия для ее эффективного преобразования. Участие России в такой системе позволило бы снять те озабоченности, которые породила политика бывшего СССР и которые до сих пор еще бытуют у некоторых азиатских партнеров. Более того. Россия как ядерная держава получила бы возможность стать одним из гарантов безопасности в АТР, а учитывая ее географическое положение, - стать мостом между атлантической и тихоокеанской цивилизациями.

Вместе с тем одной из главных целей России - включиться в мировую экономику - можно достичь, проводя многовекторную внешнюю политику. И одним из таких векторов является Азиатско-тихоокеанский регион. Интеграция районов Сибири и Дальнего Востока с высокоразвитыми экономическими центрами АТР может благотворно сказаться на развитии всей страны. Ядром российской региональной внешней политики должна стать масштабная экономическая дипломатия, сокращение военного присутствия России в АТР должно компенсироваться расширением ее активности в политической и экономической областях. Немаловажным для России является развитие сотрудничества в масштабах региона и в таких областях, как экология, наука, культура, здравоохранение, борьба с преступностью, международным терроризмом, наркобизнесом и т.д.

Деятельность России по обеспечению безопасности и сотрудничества в АТР могла бы, на наш взгляд, развиваться по следующим направлениям:

    - придание динамизма и конструктивности двусторонним отношениям со всеми без исключения странами региона;

    -активная стимуляция движения региона к созданию субрегиональных и региональной систем безопасности и сотрудничества;

    - настойчивые действия по урегулированию региональных конфликтов в АТР;

    - продвижение практических мер по снижению уровня военного противостояния, укреплению доверия, включению механизмов консультаций, диалогов.

Что касается двусторонних отношений, то Россия заинтересована в том, чтобы новые отношения партнерства с США материализовались в согласованных мерах разрядки не только на глобальном и двустороннем, но и на региональных - в том числе азиатско-тихоокеанском уровнях. Наша страна заинтересована в дальнейшем обоюдном с США и многостороннем сокращениях вооруженных сил и вооружений в АТР. Кроме того, партнерство с США ни в коем случае не должно подвергать сомнению самостоятельность действий России в своих национальных интересах.

Весьма важным представляется развитие добрососедских отношений с Китаем, преодоление сложностей в российско-японских отношениях. вывод на новый уровень сотрудничества с Канадой, Австралией, Новой Зеландией, Индией, Республикой Корея, странами АСЕАН.

Российская стратегия должна предусматривать сбалансированный подход ко всем государствам даже при наличии расхождении в тех или иных вопросах, отказ от идеологизированного восприятия того или иного партнера, готовность решать любые проблемы политическими средствами, на равноправной, взаимовыгодной основе.

При создании субрегиональных систем безопасности необходимо продвигать идею о нежелательности существования в АТР замкнутых военно-политических союзов и блоков. В то же время следовало бы активно поддерживать создание открытых систем коллективной безопасности или соответствующих структур и режимов. Конечная же цель российской дипломатии на этом направлении - создание в координации со странами региона аналога СБСЕ для АТР с учетом особенностей этого района мира.

Россия уже стала активным участником процессов разблокирования национальных конфликтов и в Камбодже, и на Корейском полуострове. Следовало бы заранее определить свои позиции для случаев возникновения других конфликтных ситуаций, в части ости, при обострении обстановки вокруг островов Спратли, на владение которыми, как уже говорилось, претендует несколько стран АТР. В этом плане нужно прилагать усилия по продвижению нашего предложения о создании в регионе Центра по предотвращению конфликтов.

Решение проблем ограничения и сокращения вооруженных сил и вооружений в АТР представляется чрезвычайно сложной задачей ввиду реально существующей многополярности региона и многообразия оснований для возникновения конфликтов. И тем не менее наша дипломатия должна предусматривать активные действия и в этой области. Вооруженные силы стран региона должны были бы подлежать ограничению в многостороннем зачете, а наилучшим вариантом такого зачета, видимо, могло бы стать квотирование или введение потолочных ограничений - различных для разных государств. Достижение квот пока можно считать лишь дальним перспективным результатом, однако, сам процесс многосторонних переговоров создал бы ситуацию большей предсказуемости и уверенности в военно-политической сфере. Переговорный процесс помог бы исключить варианты неконтролируемой гонки вооружений между средними и малыми странами, более точно найти компромиссы в области военных потенциалов.

Есть и задачи, которые можно было бы решать уже в ближайшем будущем. В первую очередь - это разработка и принятие комплекса мер доверия и контроля за военной активностью стран региона. Продвигаясь в данном направлении, можно постепенно вырваться из порочного круга взаимных опасений, страхов перед неожиданным нападением. Напомним, что на форуме стран АСЕАН Россия уже внесла ряд конкретных предложений: о мерах доверия в АТР; об ограничении масштабов военно-морских учений и полном отказе от них в международных проливах, в зонах интенсивного судоходства и рыболовства; о формировании международных морских сил по обеспечению свободы судоходства; о трансформации баз ВМС в опорные пункты материально-технического обеспечения военно-морской деятельности и др. Задача на будущее - конкретизация этих предложений, проработка их совместно с партнерами и продвижение по всем возможным каналам.

Таким образом, определенная база для разработки цельной стратегии, преследующей цель защиты национальных интересов России, уже есть. Необходимо широкое, всестороннее обсуждение уже выдвинутых или выдвигаемых концептуальных положений, завершение разработки стратегии в полном объеме и утверждение ее компетентными российскими органами. 

* * *


Формирование "нового миропорядка" в АТР, видимо, будет длительным и сложным процессом, ибо субъектам мировой политики как на мировом, так и на региональном уровнях предстоит установить систему балансов интересов наряду с системой балансов сил. Это потребует скрупулезного учета ряда традиционных, а также новых геополитических, экономических и прочих базисных факторов, приведенных в действие смещением центра тяжести международной жизни из сферы военно-стратегических в сферу торгово-экономических проблем.

В возникающей системе новых международных военно-политических и экономических координат свое место мучительно ищет и Россия. При этом, судя по всему, она, с одной стороны, стремится преодолеть американо-западноевропейский крен, а с другой - на здоровой политической и экономической основе нормализовать свои отношения со странами АТР.

Изменение глобальной военно-политической ситуации, а также психологического настроя в странах АТР создает благоприятные возможности для нашей страны. Именно Россия как великая мировая и азиатская страна, остающаяся мощной в военном отношении, как постоянный член Совета Безопасности ООН могла бы сыграть одну из основных ролей в будущей системе безопасности в АТР - ив качестве участника, и в качестве гаранта договоренностей.

И хотя обстановка в Азии и в районе Тихого океана развивается довольно противоречиво, преобладающей, магистральной тенденцией является стремление к разрядке напряженности, оздоровлению обстановки. Все сильнее осознается потребность в разработке какой-то общей концепции безопасности и сотрудничества в регионе, которая отвечала бы национальным интересам всех стран АТР. Становится ясно, что новая обстановка, новые тенденции в развитии международных отношений требуют существенной корректировки и перестройки системы внешнеполитических и военных приоритетов государств региона. Такой процесс во многих странах уже идет, что дает надежды на продвижение вперед в деле укрепления стабильности и безопасности в АТР. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]