Экономика
Обозреватель - Observer


 

Реформа
 
 

Политика и практика приватизации
государственной собственности России в 1992-1993 гг.


Г.БЕЛОУСОВ,
доктор экономических наук,
профессор

 

Главным содержанием и отличительной чертой экономической реформы в 1992 г. была либерализация цен и доходов ("шоковая терапия"), что привело к гиперинфляции, глобальному спаду производства, резкому сокращению строительства, внешней торговли и снижению жизненного уровня основной массы населения. Естественно, что на фоне таких "достижений" мероприятия по приватизации отошли на второй план и замедлились. Разработка законодательной базы и практические действия в этой области существенно тормозились также принципиальными разногласиями в подходах к реформированию собственности на средства производства. Профсоюзы, значительная часть депутатов Советов выступали за югославскую модель - создание собственности трудовых коллективов (рабочей собственности), которая обеспечивала бы их заинтересованное участие в управлении предприятием и создавала определенные гарантии против массовых увольнений производственного персонала. Глава Правительства Е.Гайдар и "главный конструктор российской приватизации" А.Чубайс защищали так называемую западную модель, где контрольный пакет акций находится в руках определенных финансовых групп или узкого круга физических лиц - реальных хозяйств акционерного общества. Они настойчиво отвергали югославскую модель, не выдержавшую испытания практикой, поскольку рабочие самоуправления обычно отдают приоритет своим индивидуальным доходам в ущерб накоплениям и не обеспечивают постоянного обновления выпускаемой продукции и технологий, не говоря уже о структурных сдвигах, связанных с крупными затратами на освоение принципиально новых наукоемких изделий.

Споры и дискуссии завершились принятием компромиссной Государственной программы приватизации, подготовленной Правительством (Госкомимуществом) и утвержденной Верховным Советом РФ в июне прошлого года.

Среди главных целей приватизации на первое место было поставлено "формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики".

На 1992 г. пришелся этап "малой приватизации": продажа по конкурсу предприятий, уставный капитал которых не превышал 100 млн. руб. Из Москвы были спущены, как в прежние времена, задания на 1992г. по обязательной приватизации 35-60% всех предприятий легкой и пищевой промышленности, строительства и производства строительных материалов, розничной и оптовой торговли, общественного питания, бытового обслуживания и авто мобильного транспорта. Кроме того, приватизации подлежали государственные сельскохозяйственные объекты и предприятия, в том числе птицефабрики, а также ряд убыточных предприятий промышленности, законсервированные и незавершенные объекты, для которых истекли нормативные сроки строительства.

Пожалуй, самым важным в Программе был 5-й раздел, который устанавливал три возможных варианта приватизации. Именно эти варианты отражали в себе компромисс различных групп в Правительстве и Парламенте относительно сущностной стороны преобразований собственности на уровне основных звеньев производства. Решение о выборе того или иного варианта должно было принять общее собрание коллектива предприятия квалифицированным большинством голосов.

По первому варианту, который в наибольшей степени выражал замысел группы Гайдара - Чубайса, предусматривалась бесплатна! выдача всем членам трудового коллектива именных привилегированных (с гарантированным дивидендами), но не голосующих акций на сумму, составляющую четверть уставного капитала. Дополнительно работники предприятия могли приобрести на льготных условиях - со скидкой 30% и рассрочкой платежей на три года - 10% обыкновенных (голосующих) акций. Кроме того, члены дирекции (руководитель предприятия, его замы, главный инженер и главный бухгалтер) имели право купить обыкновенные акции по номинальной стоимости в размере 5% уставного капитала.

Второй вариант не предусматривал никаких финансовых льгот для трудового коллектива, но давал ему право на приобретение контрольного пакета акций (51% уставного капитала).

Третий вариант предназначается для убыточных и малорентабельных средних предприятий с числом работников более 200 чел. и стоимостью основных фондов от 1 до 50 млн. руб. Он рассчитан на то, что на таких предприятиях обычно есть знающие и инициативные работники, готовые при определенных условиях идти на рискованные действия. В программе предусматривалось, что если такие люди найдутся и возьмут на себя ответственность за приватизацию предприятия, а также за перестройку организации производства, обеспечивающую его рентабельную работу, с ними, с согласия трудового коллектива, заключается соответствующий договор на срок до 1 года под залог их имущества стоимостью не менее 200 минимальных оплат труда. При выполнении условий договора группа получает 20% уставного капитала в виде обыкновенных акций по номинальной стоимости. В случае срыва договора - акции поступают в продажу в установленном порядке.

Коллектив предприятия также получает право приобрести обыкновенные (голосующие) акции, составляющие 20% от величины уставного капитала, со скидкой 30% и рассрочкой платежей на три года.

Группа политиков, ориентирующихся на коренное изменение социального строя, рассчитывала, что непосредственно осязаемые льготы для коллектива, предусмотренные по первому варианту, сделают его наиболее популярным. Это позволит практически реализовать основную массу обыкновенных акций крупным частным собственникам, которые и станут реальными хозяевами предприятий. В неофициальном выступлении год назад А.Чубайс откровенно сказал, что, по их расчетам, через пару лет основная масса акций предприятий будет в руках у 15-20% населения.

В процессе подготовки Государственной программы приватизации предлагался и четвертый вариант, который предусматривал:

  • выкуп за деньги (без льгот) не только госимущества (основных и оборотных средств), но и земли, на которой расположено предприятие;
  • использование половины вырученных средств на инвестиции в производство и другой половины - на социальное обеспечение работников бюджетных отраслей и малоимущего населения;
  • предоставление права трудовому коллективу приобрести до 90% обыкновенных акций предприятий.
Последнее условие явно не устраивало группу А.Чубайса, и 4-й вариант не был включен в Государственную программу.

В марте 1993 г. под давлением оппозиции постановлением Правительства была осуществлена определенная корректировка принятых условий приватизации, усиливающая позиции трудовых коллективов: был создан резервный фонд акционирования работников предприятий (ФАРП), за счет которого коллектив получил право приобрести еще 5% обыкновенных акций для 2-го варианта, или 10% - для 1-го и 3-го вариантов.

В таких стартовых условиях в IV квартале 1992 г. процесс приватизации сдвинулся с места и стал набирать ход. Всего в течение 1992 г. было приватизировано более 46 тыс. мелких и средних предприятий, из них почти половина в IV квартале. Преобладали предприятия муниципальной собственности. Две трети перешедших в частную собственность предприятий относились к сфере торговли и службы быта. Чуть больше 12% приходилось на долю легкой и пищевой промышленности, а также предприятий, выпускающих строительные материалы.

Из 23,8 тыс. самостоятельных промышленных предприятий к концу 1992 г. было приватизировано 2,7 тыс., на которых было занято 14% всего промышленно-производственного персонала и выпускалось 13% продукции.

Эти показатели ниже заданий Государственной программы приватизации на 1992 г. Только на 1 июня 1993 г. было приватизировано 54% всех предприятий, подлежащих малой приватизации, т.е. с опозданием примерно на полгода. Верховный Совет, где большинство депутатов - сторонники создания коллективной (рабочей) собственности, рассмотрев итоги выполнения Государственной программы, признал результаты работы по проведению приватизации в 1992 г. неудовлетворительными.

Параллельно с приватизацией в промышленности, строительстве, торговле, сфере бытового обслуживания, на транспорте происходит реформа отношений собственности и реорганизация предприятий агропромышленного комплекса. Поначалу развернулась широкая кампания ликвидации колхозов и совхозов. На их базе имелось в виду создать крепкие товарные фермерские хозяйства с передачей земли в частную собственность или в аренду на 50 лет с правом наследования. Характерно в этом отношении выступление Президента Б.Ельцина по телевидению 19 февраля 1992 г., где он прямо сказал, что российское руководство будет поддерживать только рентабельные колхозы и совхозы, а нерентабельные должны отдать свою землю тем, кто хочет ее обрабатывать. Если учесть то обстоятельство, что почти все колхозы и совхозы стали убыточными (зерно урожая 1991 г. они реализовали по относительно низким закупочным ценам, а с января 1992 г. вынуждены были расплачиваться за промышленные товары в 4-5 раз дороже), то такой подход означал ликвидацию колхозно-совхозного строя. Однако желающих взвалить на себя тяжелый груз и риск фермерства оказалось слишком мало. Фермерские хозяйства произвели в 1992 г. 2,1% зерна,0,8% картофеля, 0,6% мяса, 0,4% молока.

Учитывая реальную обстановку в сельском хозяйстве, в сентябре 1992 г. Правительство Гайдара вынуждено было принять постановление, в котором предусматривалось, что по желанию членов трудовых коллективов колхозы, совхозы и другие государственные предприятия могут быть реорганизованы "в товарищества, акционерные общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и их объединения".

В случае сохранения прежней формы, т.е. колхоза и совхоза, предусмотрена их перерегистрация. При этом, как при реформе Столыпина в 1907 г., подчеркивается "безоговорочное право выхода работника без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия с выделением земельной доли и имущественного пая для организации крестьянского (фермерского) хозяйства". На практике некоторые местные администраторы оказывали давление, чтобы не допустить сохранения колхозов и совхозов, отказывая им в кредитах, создавая трудности при реализации продукции, приобретения горючего, других дефицитных товаров.

На 1 января 1993 г. было перерегистрировано 19,7 тыс. хозяйств (77% их наличия), из них треть сохранила свой статус.

В процессе реорганизации были созданы новые формы хозяйствования, основные из которых приведены в таблице. 
 
ФОРМА
XОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Количество,
шт.
Акционерные общества открытого типа
328
Товарищества с ограниченной ответственно-стью и смешанные товарищества
8551
Сельскохозяйственные кооперативы
1662
Ассоциации крестьянских хозяйств
748
Крестьянские (фермерские) хозяйства
43590
Другие формирования
2409

За I полугодие 1993 г. число приватизированных предприятий в народном хозяйстве возросло еще в 1,6 раза. Однако каких-либо заметных изменений к лучшему в отношении к делу, к соблюдению режима экономии, к заботе о качестве пока не наблюдается. Напротив, фактов бесхозяйственности и рвачества стало больше. При этом процесс преобразований собственности в аграрном секторе замедлился, а в промышленности он приобрел ряд новых черт:

    во-первых, началась "большая" приватизация крупных и средних предприятий, находящихся в федеральной собственности;

    во-вторых, 80-90% коллективов выбирают второй вариант преобразования собственности, который лишает их сиюминутных материальных выгод, но позволяет сохранить контроль за развитием предприятия в напряженных условиях переходного периода.

Показательная в этом отношении история автогиганта ЗИЛ, который объединяет 14 заводов, 100 тыс. работников.

Трудовой коллектив ЗИЛа выбрал первый вариант приватизации. Хотя он зарегистрировал свой устав, существенно отличающийся от типового, контрольным пакетом акций коллектив не владеет. В мае 1993 г. на первом общероссийском чековом аукционе концерн выставил 1,02 млн. акций на сумму 1,02 млрд. руб. (35 л уставного капитала). 8 из 55 тыс. новых акционеров скупили около 20% уставного капитала. Кто стоит за этой восьмеркой пока не известно, но не исключено, что капитал США, который давно внимательно следил за перипетиями приватизационного процесса на ЗИЛе. Это серьезно тревожит дирекцию, которая хотела бы изменить номер варианта и сделать привилегированные акции голосующими.

Аналогичная история произошла на 2-м общероссийском чековом аукционе с другим гигантом российской индустрии - Уралмашем. Его продукция: шагающие и обыкновенные экскаваторы, прокатные станы, буровые установки и др. Здесь была создан! первая в мире установка для непрерывной разливки стали. На аукцион были выставлены акции, составляющие 29% уставного капитала. Обладателем 34 акций стал гражданин США Бойс Элемор, почти две трети из них оказались у одного инвестора - АО "Биопроцесс", который возглавляет г-н Коха Бондукидзе. Он уже чувствует себя совладельцем и обещает сделать Уралмаш "флагманом капиталистического производства" в России. Вряд ли это только его личная инициатива.

Официально иностранцы имеют право приобретать акции российских предприятий. Однако пока иностранный капитал не стремится "засвечиваться" и по дешевке скупает акции через подставных лиц. Одновременно представители прежде всего американских и германских фирм ведут интенсивный сбор информации о предприятиях, которые в 1993-1994 гг., вероятно, будут выставлены на чековых аукционах. На распродажу могут попасть еще примерно две пятых предприятий, находящихся в федеральной собственности.

Третья новая черта приватизации 1993 г. состоит в том, что в игру "купля - перепродажа собственности" ввели невиданную ранее карту-ваучер. Нельзя однозначно сказать, что это такое. Формально ваучер должен был выполнить функции особого экономического инструмента, обеспечивающего социально справедливый раздел общенародной собственности. Как бы к такой собственности ни относиться, факт остается фактом: она создана прибавочным трудом миллионов рабочих, крестьян и служащих, и только им принадлежит юридически и экономически. Ваучер призван был прежде всего юридически прикрыть процесс экспроприации общенародной собственности. Каждому владельцу приватизационного чека (ваучера) от имени Комитета госимущества РФ вручалась особая Памятка, где торжественно провозглашалось: "Вы получили приватизационный чек - государственную ценную бумагу, дающую право на приобретение имущества предприятий государственной собственности. Это имущество передается безвозмездно... В течение 1993 г. на свой приватизационный чек Вы сможете купить акции любого крупного или среднего приватизируемого предприятия России..."

Далеко не все из 150 млн. ваучеров, каждый номинальной стоимостью 10 тыс. руб. (что в сумме составляло около 1,5 трлн.руб.), были обеспечены материальным покрытием. Так, на 1 июля 1992 г. первоначальная стоимость всех основных фондов составляла:

  • в промышленности и строительстве - 1040 млрд.руб.,
  • в сельском и лесном хозяйствах - 359 млрд. руб.,
  • на транспорте и в связи - 292 млрд. руб.,
  • в торговле, общественном питании и материально-техническом снабжении - 74 млрд. руб.
Всего - 1765 млрд. руб. Однако следует учитывать, что степень износа основных фондов по этим отраслям составляет более 40-50%, что соответственно снижает их стоимость до 1 трлн.руб. Далеко не все основные фонды будут выставлены для продажи на чековых аукционах: не менее трети предприятий останется в собственности государства, 40-60% акций приватизируемых предприятий останется в распоряжении трудовых коллективов, какая-то часть - в распоряжении фондов имущества. Таким образом, на один ваучер достоинством 10 тыс. руб. приходится основных фондов (а следовательно, и акций) реально на сумму 1-2 тыс. руб. Поэтому Президент и Госкомимущество принимают сейчас мобилизационные меры, чтобы увеличить стоимость имущества, выставляемого на чековых аукционах, и занизить реальную покупательную способность ваучера. В этих же целях произведена срочная переоценка основных фондов, увеличившая их номинальную стоимость более чем в 20 раз.

В конце 1992 г. - начале 1993 г. цена ваучера на биржах и при продаже с рук составляла 4-5 тыс.руб., т.е. меньше, чем половину номинала. Летом она поднялась до 9-10 тыс. Однако цена за эти же полгода выросла примерно в 4 раза, т.е. денежная ценность ваучера снизилась больше чем наполовину. Не случайно, на чековых аукционах за ваучер номиналом 10 тыс. руб., обычно можно приобрести от 2 до 5 акций стоимостью 1 тыс. руб. каждая.

В начале 1993 г. к механизму приватизации подключились специализированные чековые инвестиционные фонды, созданные в соответствии с указом Президента от 7 октября прошлого года. К середине 1993 г. таких фондов насчитывалось уже около 500. Расчет сделан на то, что получив на руки быстро теряющий реальную ценность ваучер, большинство граждан не знает, что же с ним практически делать. Ведь став владельцами приватизационных чеков, люди автоматически взяли на себя ответственность за их эффективное использование. Но реально такой возможности нет. Все большее число граждан стало это понимать. И здесь руководство России решило помочь - во всяком случае, оттянуть развязку, переложив ответственность за выгодное использование ваучеров на чековые инвестиционные фонды. Такой фонд выступает финансовым посредником между владельцами ваучеров, предприятиями и фондами госимущества, проводящими чековые аукционы.

Рядовые граждане, обменявшие свою "ценную бумагу" на акции инвестиционного фонда, ожидают, что скоро начнут получать дивиденды. Напрасные надежды. У большинства чековых инвестиционных фондов денег для выплаты дивидендов нет и в ближайшие год-два не будет, так как на акции бывших государственных предприятий (масса которых убыточна или малорентабельна) никаких крупных чистых доходов не получить. Если предприятию и удастся добиться денежного эффекта, то коллектив, обладающий контрольным пакетом акций, постарается направить его для оплаты труда, т.е. включит в себестоимость. Вряд ли работники предприятия согласятся делиться с акционерами - бывшими владельцами ваучеров, которых им навязали в компаньоны сверху и которые "живых" денежных средств в развитие предприятия не вложили и не вложат.

Некоторые эксперты считают корректировку методов и форм приватизации неизбежной. При этом развитие чековых инвестиционных фондов пойдет по двум направлениям: одна часть из них окажется, по существу, банкротами, что соответственно ударит по владельцам их акций.

Чековые фонды несут ответственность по своим обязательствам "всем своим имуществом". Но материального имущества у них нет. Есть относительно небольшой уставный фонд, теряющий ценность в связи с общей инфляцией, и выменянные за чеки акции предприятий, цена которых, если и повышается, то в меньшей степени, чем растут цены на реальные товары и услуги.

Вторая относительно небольшая часть инвестиционных фондов непосредственно связана с формирующимися промышленно-финансовыми группами и крупными коммерческими банками. Последние завершили в основном процесс организационного становления и первоначального накопления. Сфера обращения становится тесной для эффективного кругооборота их разбухшего капитала. Назрел следующий шаг - инвестиции в промышленность и другие отрасли материального производства. Вот здесь-то и потребуются заблаговременно созданные "свои" чековые инвестиционные фонды, ибо денежный капитал не хочет ограничиться только ролью кредитора в деле модернизации промышленности. Он видит себя в роли хозяина, в крайнем случае совладельца обновленных предприятий, освоивших высокие технологии и выпуск наукоемкой, наиболее выгодной продукции.

Первые общероссийские чековые аукционы показали, что движение в этом направлении уже началось, и оно будет набирать силу. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]