Экономика
Обозреватель - Observer


 

В помощь предпринимателю
 
 

НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ*


ВАЖНЕЙШИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Площадь
268,7 тыс. кв. км
Климат
экваториальный (умеренный)
Температура
наиболее жаркие месяцы — январь, февраль +13—+20 град. С; наиболее холодный месяц—июль, +6—11 град. С; наиболее сухие месяцы — ноябрь, февраль (87 мм осадков); наиболее дождливый месяц — июль (143 мм осадков)
Население
3,5млн.чел. (1992 г.)
Официальные языки
английский, маори
Язык делового общения
английский
Религия
протестантизм, католицизм
Государственное устройство
парламентарная монархия. Государство в составе Содружества. Генерал-губернатор назначается на 5 лет. При нем — исполнительный совет. Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту. Исполнительная власть осуществляется правительством во главе с премьер-министром
Административно-территориальное деление
10 провинций
Поясное время
+15 часов к московскому
Объем ВВП, млрд.долл. США
43.0 (1992 г.)
Темп прироста ВВП, %
3,2 (1992 г.)
ВВП на душу населения, долл. США
12300 (1992 г.)
Темп инфляции, % в год
1,8 (1992 г.)
Курс национальной валюты
(новозеландский доллар)
1,81 н.з.долл. = 1 долл США (июль 1993 г.)
Длина дорог, км
железных—4800; шоссейных—93 100, в том числе 52370 с твердым покрытием
Число портов
19 (глубоководные), из них наиболее крупные: Вангарей, Аукленд, Веллингтон, Туаронга, Баф, Литтлетон, Отаго
Число аэропортов
12:3 — международных
Экспорт, млрд.долл. США
9,4 (1992 г.)
Основные статьи экспорта, в % от общей стоимости экспорта в 1990 г.
мясо — 16.4; молочные товары — 12,4; шерсть — 10,7; продукция деревообрабатывающей промышленности — 8,4; фрукты и овощи — 5,6
Основные экспортные рынки, в % от общей стоимости экспорта в 1990 г.
Австралия — 19,6; страны ЕЭС — 18,6; Япония — 16,3; США — 13,3; Канада— 1,8
Импорт, млрд.долл. США
8.8 (1992 г.)
Основные статьи импорта, в % от общей стоимости импорта в 1990 г.
транспортные средства (суда, самолеты и др.) — 14,9; машины и оборудование—13,2; электротехнические изделия—9,7; минеральное топливо — 5,5; изделия из пластмасс — 4,0
Основные источники импорта, в % от общей стоимости импорта в 1990 г.
Австралия — 20,8; страны ЕЭС — 20,2; США — 18,1; Япония — 16,4; Саудовская Аравия — 3,1
Золотовалютные резервы
3,1 млрд.долл. США (декабрь 1992 г.)
Внешний долг
14,8 млрд. долл. США (январь 1991 г.)
Иностранные капиталовложения
около 13 млрд.долл. США
Основные иностранные инвесторы
Австралия, Великобритания, Япония, США, ФРГ
Иностранный туризм
число туристов — 800 тыс. чел. (1990 г.); доходы от туризма, млрд.долл. США — 1,0 (1990 г.)

* Материал продолжает серию публикаций "В помощь предпринимателю". См. "Обозре-
ватель". 1993 г.: № 1(5), 3(7) - Китай, No 10(14) - Малайзия, № 11(15) - Королевство Таи-
ланд, № 13(17) - Тайвань, № 14(18) - Япония, № 15(19) - Сингапур, № 19(23) - Филиппины,
№ 20(24) - Корея, № 21(25) - Вьетнам, № 23(27) - Камбоджа, № 24(28) - Лаос, № 25(29) - Гонконг, № 26(30) - Индонезия, № 27(31) - Австралия.

ВНЕШНЕТОРГОВОЕ, ВАЛЮТНОЕ, НАЛОГОВОЕ
И ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

1. ВНЕШНЕТОРГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ


1.1. Льготы для экспортеров

1.2. Импортные ограничения

1.3. Таможенные пошлины и сборы

1.4. Внешнеторговая документация

1.5. Транспортировка и складирование внешнеторговых грузов

1.6. Реэкспортные операция 

2. ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО


2.1. Национальная денежная единица

2.2. Кредитно-банковская система

2.3. Ограничения на сделки с наличными и по безналичным расчетам

2.4. Валютные аспекты экспортно-импортных операций 

3. НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ


3.1. Законодательные основы налоговой системы. Основные налоги

3.2. Подоходный налог

3.3. Специфика взимания налогов с юридических и физических лиц. Механизм взимания налогов

3.4. Налогообложение международных операций. Международные соглашения в области налогообложения 

4. ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО


4.1. Инвестиционная политика государства

4.2. Льготный режим для различных видов капиталовложений

4.3. Основные формы организации инвестиционной и предпринимательской деятельности

4.4. Экспортно-производственные зоны 

1. ВНЕШНЕТОРГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

1.1. ЛЬГОТЫ ДЛЯ ЭКСПОРТЕРОВ


Внешняя торговля играет важную роль в экономике Новой Зеландии. Доходы от экспорта составляют почти четверть ВВП страны. Традиционно вывоз сельскохозяйственных и лесных товаров обеспечивал до 70% всей валютной выручки Новой Зеландии.

Также традиционно то значительное внимание, которое уделяло правительство Новой Зеландии стимулированию экспортного производства. Помощь государства осуществлялась как в форме прямого субсидирования производителей экспортной продукции, так и в виде централизованного инвестирования в объекты промышленной, сельскохозяйственной и коммерческой инфраструктуры.

Для этих целей в Новой Зеландии была создана Корпорация по финансированию развития ("Девелопмент файнэнс Корп." - ДФС). Эта государственная организация занималась распределением ассигнований для расширения существующего и организации нового производства экспортной продукции.

Однако чрезмерная опека государством производителей экспортной продукции привела к застою в этом секторе экономики, к снижению конкурентоспособности новозеландской продукции на мировом рынке и соответственно уменьшению валютной выручки от вывоза сельскохозяйственных и лесных товаров.

Поэтому одним из направлений экономической реформы лейбористского правительства Новой Зеландии, направленной на создание открытой рыночной экономики с минимальной степенью государственного вмешательства, было практически полное прекращение государственного субсидирования производства и экспорта традиционных сельскохозяйственных и лесных товаров.

В настоящее время вместо прямого субсидирования экспортного производства введены рыночные регуляторы в виде налоговых льгот, таможенных пошлин и льготных кредитов.

Особые условия созданы новозеландским правительством для экспортеров товаров в Австралию, которые предусмотрены двусторонним соглашением. В целях создания единого новозеландско-австралийского (транстасманского) рынка в 1983 г. заключено "Соглашение о более тесных экономических отношениях между Австралией и Новой Зеландией (АНСЕРТА-1983)", которое было дополнено в 1988 г. (АНСЕРТА-1988). В июле 1990 г. в рамках этих соглашений вступили в силу протоколы об установлении свободной торговли товарами и услугами.

Соглашением предусмотрена процедура отмены всех торговых барьеров, пошлин и количественных ограничений для экспортеров двух стран. Это положение распространяется на товары, произведенные не позднее января 1983 г. Отдельным положением регулируется либерализация взаимного экспорта изделий из пластмасс, вина, натурального каучука, одежды, стали и стальных изделий, автотранспортных средств и компонентов для их производства.

В настоящее время обсуждается вопрос о целесообразности и возможности присоединения к соглашению АНСЕРТА таких стран, как Канада, Южная Корея, Тайвань, страны АСЕАН и, возможно, стран Европейского Сообщества. В целях содействия развитию экспорта и повышения конкурентоспособности новозеландских товаров на мировом рынке в 1988 г. была произведена реорганизация сферы управления внешнеэкономической деятельностью. Министерство торговли и промышленности было преобразовано в Министерство торговли с приданием ему новых функций по более тесному взаимодействию государственных структур с частным сектором.

Непосредственно развитием экспорта в Новой Зеландии занимается Управление по развитию торговли, созданное в 1988 г. и заменившее существовавшие ранее три ведомства: Новозеландское управление торговли и развития, Управление по развитию рынков и Новозеландскую торговую комиссию.

В задачу этой организации входит разработка стратегии развития экспорта на длительную перспективу, координация усилий государственного и частного сектора в создании экспортного потенциала и совершенствовании структуры вывоза, а также подготовка предложений по стимулированию экспорта и разработка льгот для поставщиков продукции на внешний рынок.

Новое Управление имеет за рубежом 41 представительство, в том числе в Пекине, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Лондоне и Москве.

Одним из первых мероприятий Управления была разработка и осуществление программы по рекламе, маркетингу новозеландских экспортных продовольственных товаров. Программа реализовывалась совместными усилиями частных экспортеров и государственных организаций.

1.2. ИМПОРТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ


Вплоть до экономической реформы се редины 80-х гг. в Новой Зеландии импортная политика носила протекционистский характер и выражалась прежде всего в лицензировании значительной части ввозимых товаров. Лицензионный режим был важным и достаточно эффективным средством торгового регулирования.

Либерализация экономической деятельности в Новой Зеландии распространилась и на сферу импортных операций. Постепенно политика лицензирования импорта заменяется тарифным регулированием.

В настоящее время лишь 7% ввозимых в Новую Зеландию товаров требуют получения импортной лицензии. При этом лицензии на импорт необходимы для товаров, которые входят в план промышленного развития и действуют лишь до июля 1992 г.

Лицензионный контроль осуществляется на базе либо открытой генеральной, либо специальной индивидуальной лицензии (исключение составляют транзитные товары, грузы государственных организаций, личные и домашние вещи пассажиров и лиц, переезжающих на жительство в Новую Зеландию, и некоторые товары, пересылаемые по почте).

Специальные индивидуальные лицензии являются основным видом количественных ограничений импортных операций. Индивидуальные лицензии требуются на ввоз в страну отдельных видов продовольствия, алкогольных напитков, живых животных, птиц, растений, семян, драгоценных металлов и камней, оружия и взрывчатых веществ. Все лицензии на импорт товаров выдаются Министерством торговли Новой Зеландии.

Ограничению импорта товаров в Новую Зеландию служили достаточно высокие импортные тарифы, которые были одними из самых высоких среди стран - членов ОЭСР. В рамках принятой правительством в декабре 1987 г. программы мероприятий по либерализации импортного режима с 1 июля 1988 г. начал осуществляться план поэтапного сокращения большинства существовавших тарифов.

Под сокращение подпало несколько сот наименований ввозимых товаров, импортные пошлины на которые в период с 1988 по 1992 г. должны быть снижены в целом в 2 раза. На ряд товаров уже полностью отменены ввозные пошлины. Средний уровень таможенных ставок сокращен с 40 до 15%. С 1 июля 1990 г. в Новой Зеландии проведено очередное сокращение импортных тарифов, что ведет к ужесточению конкуренции на внутреннем рынке страны.

С другой стороны, новозеландские товары подвергаются значительным ограничениям (главным образом количественного характера) при поставке на мировой рынок. В частности, существуют определенные ограничения на импорт товаров из Новой Зеландии, которые осуществляются в виде соответствующих квот, определяемых отдельными странами или группами государств. В частности, министры сельского хозяйства стран ЕС заключили соглашение, устанавливающее на ближайшие 3 года уровень импортных квот на сливочное масло и баранину, ввозимые из Новой Зеландии.

1.3. ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ И СБОРЫ


Таможенно-тарифный режим является одним из наиболее важных средств внешнеторговой политики Новой Зеландии. При классификации товаров, подвергаемых таможенному обложению. Новая Зеландия придерживалась Брюссельской таможенной номенклатуры, в основу которой положено деление товаров по производственному признаку. Товары, относящиеся к определенной отрасли производства (от сырья до готового продукта), объединены в один раздел.

С 1 января 1988 г. Новая Зеландия, как все промышленно развитые страны, перешла на Единую гармонизированную систему описания и кодирования товаров, на которой теперь базируется вся система таможенного обложения. Основными видами импортных пошлин Новой Зеландии являются фискальные (преобладающая часть тарифов), применяются возвратные (транзитно-реэкспортные). Существуют протекционистские и антидемпинговые пошлины, которые применяются весьма редко.

Устанавливаются пошлины в соответствии с ценой товара (адвалорные) или с его количеством (специфические).

Адвалорные пошлины взимаются с так называемой нормальной цены товара, т.е. "цены, по которой импортер мог бы купить данный товар на свободном рынке, если бы товар был доставлен на таможенную границу и были оплачены фрахт, страхование, комиссионные и другие расходы и издержки (кроме таможенной пошлины и сборов), сопутствующие приобретению и доставке товара".

Специфическая пошлина взимается, как правило, с общего веса поставляемого товара. При такой пошлине, взимаемой с веса нетто, стоимость упаковочного материала не учитывается.

Пошлины исчисляются и выплачиваются в местной валюте (новозеландских долларах) в момент прохождения товара через таможню. Цены, выраженные в иностранной валюте, переводятся по биржевому валютному курсу на день платежа.

Необходимо отметить, что раньше в таможенном тарифе преобладали ставки высоких пошлин (в среднем 40% и выше), удельный вес которых в системе таможенных тарифов составлял 80%. К концу 80-х гг. в результате политики либерализации положение изменилось, в таможенном тарифе стали преобладать ставки обложения в 15% и ниже, доля таких тарифов возросла до 85%. Значительная часть импортируемых товаров была освобождена от уплаты ввозных пошлин.

В отличие от импортных пошлин, обложение которыми (наряду с фискальными) в первую очередь преследует цель стимулирования развития собственных отраслей промышленности, взимание в Новой Зеландии экспортных пошлин содействует в основном увеличению доходов государственного бюджета и лишь в некоторых случаях носит стимулирующий и иногда запретительный характер. Вывозимые товары облагаются адвалорной пошлиной в зависимости от уровня цен по скользящей прогрессивной шкале ставок обложения.

Таможенный тариф Новой Зеландии многоколонный: для отдельных стран или группы стран предусматривается преференциальный режим таможенного обложения.

В 1976 г. в Новой Зеландии была принята Генеральная система торговых преференций (ГСП), которая предусматривала льготные ставки таможенного обложения для развивающихся государств. В 1986 г. эта система претерпела определенные изменения, из нее были исключены те страны, объем ВВП которых превышает 70% от ВВП Новой Зеландии.

Для оставшихся стран все ставки таможенных пошлин составляют 80% от установленного уровня. Товары, которые поступают в Новую Зеландию из наименее развитых стран, полностью освобождаются от уплаты таможенных пошлин.

В 1980 г. между Новой Зеландией и соседними островными государствами южной части Тихого океана было заключено "Соглашение о Южно-Тихоокеанской региональной торговле и экономическом сотрудничестве" (СПАРТЕКА). Это соглашение предусматривает свободный и неограниченный доступ экспортных товаров островных государств на рынок Новой Зеландии.

С июня 1990 г. полностью отменены таможенные пошлины в торговле с Новой Зеландией и Австралией. В настоящее время соглашение между двумя странами о свободной торговле товарами и услугами является наиболее либеральным и способствует созданию единого экономического и торгового пространства, значительному росту взаимной торговли. Вопросы унификации коммерческого права, карантинных и таможенных правил Австралии и Новой Зеландии находятся пока в стадии обсуждения.

Таможенное законодательство Новой Зеландии предусматривает для граждан, приезжающих в страну, беспошлинный ввоз личных вещей, в числе которых: одежда, туалетные принадлежности, спортивные личные вещи, две камеры (не профессиональные), одна пара биноклей, один радиоприемник, один портативный проигрыватель, магнитофон, переносной телевизор, личные драгоценности. Кроме того, приезжающим разрешается беспошлинный ввоз блока сигарет или сигар, одного литра спирта (или крепких спиртных напитков) и одного литра вина.

Снижение уровня таможенного обложения сказалось на доходах государственного бюджета Новой Зеландии. За период либерализации поступления в бюджет от взимания внешнеторговых пошлин сократились почти в 2 раза с 1050 млн. в 1988 г. до 560 млн. н.з.долл. в 1990 г. За этот период удельный вес экспортных и импортных пошлин в общем доходе государственного бюджета Новой Зеландии сократился с 4,3 до 2,0%, а в налоговых поступлениях с 3,5 до 1,8%.

Новая Зеландия является членом Генерального соглашения о торговле и тарифах (ГАТТ) и пользуется определенными импортными льготами, которые предоставляет эта организация своим участникам. Новая Зеландия активно участвует в торговых переговорах в рамках Уругвайского раунда"; вместе с другими странами - членами "Кернской группы" добивается свободного доступа сельхозпродукции на рынки ЕЭС, США и Японии, устранения экспортных субсидий и сокращения внутригосударственной финансовой поддержки фермеров.

1.4. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ


Экспортные операции. Большинство экспортных операций Новой Зеландии осуществляется через различного рода аккредитивы, в том числе коммерческий и на предъявителя. Возможен расчет и на других условиях - по текущему счету или акцептному расчету. При экспорте стратегических товаров возможны расчеты в рассрочку.

Для осуществления экспортных операций необходимо заручиться поддержкой торгового банка. В случае, если на экспорт данной продукции нет никаких ограничений, разрешение выдается автоматически руководителем торгового банка.

Если существуют какие-либо ограничения, то необходимо согласование с соответствующим министерством или ведомством, после чего обращаться в торговый банк. Если стороны договорились о каких-либо особых условиях платежей, то экспортер должен получить лицензию в Министерстве торговли.

Для обращения за разрешением на экспорт необходимо представить следующие документы:

  • Заявление о разрешении на экспорт.
  • Оригинал и копию аккредитива.
  • Рекомендательное письмо от торговой ассоциации, если речь идет о товарах, экспорт которых ограничен.
  • Другие документы по необходимости.
Все экспортные товары, за исключением освобожденных от инспекции, подлежат проверке инспекционным агентством на предмет качества до получения разрешения на беспошлинный вывоз.

При вывозе товаров экспортер обязан до предоставления документов на таможню поместить товар на беспошлинный склад. Таможенные службы проверяют партию на предмет соответствия фактуре и наличия разрешения на экспорт. Если документы в порядке, таможенные органы выдают разрешение на экспорт.

При обращении за экспортной декларацией необходимо представить следующие документы:

1. Заявление о предоставлении экспортной декларации в пяти экземплярах.

2. Один экземпляр разрешения на экспорт.

3. Один экземпляр спецификации товара.

4. Один экземпляр описи.

5. Другие документы по необходимости. После получения разрешения на вывоз от таможни экспортер договаривается с транспортной фирмой относительно перевозки груза и заключает договор со страховой компанией. Необходимо позаботиться о загрузке экспортного груза экспедитором.

Завершающая стадия экспортных операций - сбор доходов от экспорта через торговый банк. После отправки экспортного груза экспортер выписывает вексель для сбора экспортных доходов. К векселю необходимо приложить путевые документы, аккредитив и другие документы, которые могут быть затребованы торговым банком. Обычно сумма доходов от экспорта может быть получена через торговый банк в течение полугода с момента отправки экспортного груза.

Импортные операции. Делопроизводство по импортным операциям отличается в зависимости от товарной структуры импорта и условий платежа. В случае использования расчета по коммерческому аккредитиву необходимо получить лицензию на импорт у соответствующего торгового банка.

В большинстве случаев это чисто формальный момент. Импортер заполняет бланк заявления с просьбой предоставить импортную лицензию и вместе с контрактом или предложением фирмы-экспортера направляет эти документы в торговый банк. Для группы товаров, на которые действуют ограничения, необходимо получить согласие в соответствующем министерстве или специализированной ассоциации, после чего обратиться в торговый банк. В отдельных случаях импортная лицензия может быть получена непосредственно в Министерстве торговли. При обращении за лицензией необходимо предоставить следующие документы:

1. Заявление с просьбой предоставить лицензию.

2. Четыре экземпляра предложения фирмы-экспортера.

3. Рекомендательное письмо от соответствующих организаций в случае импорта товаров, подпадающих под ограничения.

4. Другие документы, например, каталоги, при необходимости.

После получения лицензии импортер должен открыть аккредитив в течение 30 дней (в случае акцептного аккредитива - 7 дней) при посредничестве соответствующего финансового учреждения в пользу зарубежного поставщика. Для открытия аккредитива импортер должен заключить предварительное соглашение с торговым банком для такого рода операций.

После получения лицензии на импорт и открытия аккредитива импортер обычно извещает об этом по телефону, телексу, телефаксу или письмом иностранного поставщика, и последний может начать отправку экспортируемого им груза.

По прибытии транспортных документов банк, в котором открыт аккредитив, извещает об этом импортера. После отправки груза иностранный экспортер направит открывшему аккредитив банку вексель с приложением оригинала транспортных документов, а банк, в свою очередь, передаст документы импрортеру после оплаты векселя. По прибытии импортного груза в порт назначения он будет храниться на беспошлинном складе под охраной таможенных властей.

Получив от транспортного агентства накладную в обмен на спецификацию груза, импортер должен оформить разрешение на ввоз самостоятельно или при посредничестве таможенного брокера. После заполнения таможенной декларации груз осматривается и по действующей тарифной сетке определяется таможенная пошлина. После уплаты пошлины импортер получает от таможни разрешение на ввоз и сможет получить груз с беспошлинного склада.

1.5. ТРАНСПОРТИРОВКА И СКЛАДИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ГРУЗОВ


Специфика географического положения и активное участие в мирохозяйственных связях обусловили активное развитие в Новой Зеландии всех видов транспорта: авиационного, морского, железнодорожного и автомобильного.

Исключительное значение для обеспечения внешнеторговых операций имеет авиационный транспорт, так как основу экспорта Новой Зеландии составляют продовольственные товары. В настоящее время Новая Зеландия занимает одно из первых мест в мире по авиационным перевозкам на душу населения. В 1990 г. воздушным транспортом на международных линиях было перевезено более 3 млн. пассажиров и свыше 30 тыс.т различных грузов. Активно используется авиация внутри страны, в том числе и в сельском хозяйстве.

Перевозкой грузов и пассажиров в Новой Зеландии занимаются национальная авиакомпания "Эар Нью Зиланд" и ее филиалы "Сайфе Эар Лтд." и "Ансетт Нью Зиланд". Практически все крупные города Новой Зеландии, а также многочисленные острова соединены воздушным сообщением.

В настоящее время наиболее крупные аэропорты приватизированы и управляются как частные корпорации. Более 80% всех внешнеторговых перевозок осуществляются через крупнейший аэропорт международного класса Аукленд.

Значительная часть внешнеторговых грузов перевозится морским транспортом. Крупнейшим морским оператором является государственная судоходная компания "Шиппинг корп. оф Нью Зиланд".

Так же как и многие ведущие судоходные компании мира, новозеландская корпорация "Шиппинг корп. оф Нью Зиланд" осуществляет организацию кругосветных перевозок контейнеризированных грузов, которые считаются самым перспективным направлением развития транспортировки внешнеторговых грузов.

На территории Новой Зеландии насчитывается 19 глубоководных портов. Наиболее крупные из них Аукленд, Веллингтон, Литтлетон и Отаго, эти порты лидируют по объему операций с контейнеризированными грузами.

Порт Марсден Поит специализируется на перевозках нефти и нефтепродуктов. В порту Тауранга отгружается на экспорт круглый лес, пиломатериалы, изделия из древесины и полиграфическая продукция. Морской порт Блаф специализируется на перевозке алюминия и алюминиевых изделий.

Практически все морские порты, аэропорты Новой Зеландии имеют развитую систему складского хозяйства, оснащены современным оборудованием, что позволяет эффективно осуществлять операции по разгрузке, погрузке и хранению внешнеторговых грузов.

Новая Зеландия имеет хорошо развитую сеть железных дорог. На начало 1991 г. общая протяженность железных дорог составляла 4800 км, из них 2600 км приходилось на северный остров, а 2200 км - на южный остров страны. Оба острова через пролив Кука соединены паромной переправой, по которой осуществляется перевоз железнодорожного транспорта.

В последние годы значительное внимание уделяется модернизации подвижного состава, системе управления и организации перевозки контейнеризированных грузов. Практически все участки дороги оснащены современным оборудованием для перевалки контейнеров.

Общая длина автомобильных дорог в Новой Зеландии в конце 80-х гг. составляла 93 100 км, из которых 52 370 км, или 56% имели твердое покрытие. Основные автомагистрали имеют электроосвещение. В стране зарегистрировано 1,8 млн. автотранспортных средств.

1.6. РЕЭКС ПОРТНЫЕ ОПЕРАЦИИ


В отличие от таких стран, как Сингапур или Гонконг, где реэкспортные операции занимают видное место во внешнеторговом обороте, в Новой Зеландии такие операции не оказывают существенного влияния на размер и направление экспортно-импортных операций.

Вместе с тем прослеживается устойчивая тенденция к росту реэкспортной торговли. За период с 1985 по 1990 г. объем реэкспортных операций возрос в 2 с лишним раза с 310 млн. до 639 млн. н.з.долл. За этот период удельный вес реэкспортной торговли в общем объеме вывоза Новой Зеландии увеличился с 2,8 до 4,2%.

За прошедшее десятилетие изменился характер и товарное наполнение реэкспортной торговли. Если раньше в структуре таких операций доминировали традиционные товары новозеландского экспорта, то в последние годы значительно возросли посреднические операции с продукцией обрабатывающей промышленности, услугами и др. Значительно повысилась эффективность реэкспортной торговли, выросло качество предоставляемых услуг.

Примерно половину доходов от реэкспорта Новой Зеландии составляют комиссионные вознаграждения посредническим фирмам, вторая половина финансовых поступлений обеспечивается за счет повышения стоимости товара в процессе дополнительной обработки, сборки, сортировки, упаковки и др.

Географическое распределение реэкспортной торговли Новой Зеландии соответствует направлению движения ее товаропотоков между основными торговыми партнерами: Австралией, Японией, США и Великобританией.

На реэкспортные операции распространяется преференциальный режим таможенного обложения. В частности, существующее таможенное законодательство предусматривает освобождение ввозимых товаров от импортных пошлин, если эти товары предназначены для последующего экспорта.

Практически во всех морских портах и аэропортах Новой Зеландии имеются специальные склады, предназначенные для хранения импортного товара, который впоследствии может быть экспортирован в третьи страны.

2. ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

2.1. НАЦИОНАЛЬНАЯ ДЕНЕЖНАЯ ЕДИНИЦА


До 1967 г. национальной денежной единицей Новой Зеландии являлся новозеландский фунт стерлингов, который в процессе демонетизации был заменен на новозеландский доллар. В результате денежной реформы обмен валюты был осуществлен в соотношении 1:2, т.е. каждый новозеландский фунт стерлингов был обменен на два новозеландских доллара. В одном новозеландском долларе содержится сто центов.

С марта 1985 г. введен плавающий курс национальной валюты по отношению к основным валютам стран ОЭСР, что, как предполагалось, снизит официальный курс и компенсирует фермерам и промышленникам потерю государственных субсидий. Однако за период с 1985 по 1987 г. местный доллар поднялся в цене более чем на 40% по сравнению с валютами США и Австралии, двух важнейших экспортных рынков Новой Зеландии. Вместе с тем за тот же период курс новозеландской валюты упал почти на 30% по отношению к японской иене и западногерманской марке.

Отмена жесткого государственного валютного контроля и контроля за движением процентных ставок за кредит в совокупности с установлением "плавающего курса" превратила новозеландский доллар из валюты с ограниченной конверсией в свободно конвертируемую.

В 80-е гг. одной из характерных особенностей экономического развития Новой Зеландии был относительно высокий уровень инфляции, причем в конце прошедшего десятилетия были зафиксированы рекордные для этой страны показатели. В 1986 г. рост индекса потребительских цен составлял 15,2%, в 1987г. - 14,6%, в 1988 г. - 13,4%. Среди стран-членов ОЭСР Новая Зеландия, пожалуй, одна из немногих стран со столь высоким инфляционным ростом. И хотя в 1989 г. этот показатель сократился до 9 %, тем не менее это почти в 3 раза выше, чем в среднем у стран - членов ОЭСР.

Отрицательное влияние на экономическое развитие Новой Зеландии оказывает значительная государственная задолженность, которая в начале 1991 г. составляла почти 42 млрд.н.з.долл., в том числе внешняя задолженность достигала 28,6 млрд.н.з.долл. Для такой небольшой страны, как Новая Зеландия, это весьма значительная сумма.

Более половины всей задолженности (58,6%) приходится на долгосрочные государ-ственныезаймы,21,0 - на займы центрального правительства и 20,4% - на займы частного сектора. Норма обслуживания внешнего долга (отношение выплаты процентов по займам к экспортной выручке) в 1990 г. составляла 8%.

Золотовалютные резервы Новой Зеландии в конце 1990 г. составляли 5,2 млрд.долл. Финансовые резервы состоят в основном из валютных запасов, в которых доминируют валюты основных торговых партнеров - Австралии, США, Японии и Великобритании.

Удельный вес золота в общих ресурсах невелик и составляет лишь 0,3%, на резервные позиции МВФ приходится 0,4% и на СДР (специальные права заимствования) - 0,1%. Как и многие другие страны, Новая Зеландия хранит золотовалютные резервы в международных финансовых организациях в качестве депозитов.

2.2. КРЕДИТНО-БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА


Лицензии на право заниматься валютно-финансовыми операциями имеют 21 финансовое учреждение, в том числе коммерческие банки, финансовые корпорации, торговые банки, страховые компании и др.

В 1989 г. был принят закон о Центральном банке Новой Зеландии, функции которого возложены на Резервный банк Новой Зеландии. Центральный банк является финансовым агентом правительства, в его функции входит поддержание валютной и денежной стабильности страны, регулирование деятельности финансовых учреждений, эмиссии денежных знаков. В международных финансовых организациях Резервный банк Новой Зеландии выступает депозитарием правительства.

При участии Центрального банка устанавливается максимальный уровень процентных ставок по депозитам. В конце 1990 г. уровень учетной ставки по займам составлял 16,3%. Резервный банк выдает лицензии другим финансовым учреждениям на право осуществления валютно-финансовой деятельности.

Основу кредитно-банковской системы Новой Зеландии составляют коммерческие банки. Займы и кредиты коммерческих банков используются прежде всего для развития сельскохозяйственного производства, строительства (в том числе жилищного), финансовой сферы, перерабатывающих отраслей, для поддержания частного предпринимательства.

Кредитование осуществляется, как правило, в форме краткосрочных, среднесрочных, вексельных и подтоварных займов и кредитов. Крупнейшим коммерческим банком Новой Зеландии является "Бэнк оф Нью-Зиланд", контролируемый государством. Это единственный коммерческий банк, имеющий штаб-квартиру в Новой Зеландии. Другие крупные коммерческие банки расположены за рубежом, среди них "Аустралиа энд Нью Зиланд бэнк" и "Нэшенел бэнк оф Нью Зиланд" имеют головной офис в Лондоне, "Бэнк оф Нью Сауф Вэйлз" расположен в Сиднее и "Коммершел бэнк оф Аустралиа" - в Мельбурне.

Восемь банков из Австралии, Великобритании, Гонконга, Канады, США и Франции получили разрешение на кредитно-валютную деятельность в Новой Зеландии в качестве коммерческих банков. Этим банкам предоставлено право на операции с иностранной валютой.

В декабре 1987 г. правительство Новой Зеландии объявило о принятии программы по продаже государственной собственности в целях сокращения государственной задолженности. Этот процесс затронул и банковскую систему. В частности, было продано несколько коммерческих банков, в том числе "Девелопмент фай-ненс Корп." (ДФС), "Хелс компьютинг сервис", 75% акций "Синтетик фьюэлз Корп.", "Эр Нью-Зиланд", "Постбэнк". Программой приватизации предусматривается также продажа части акций государственного коммерческого банка "Бэнк оф Нью-Зиланд".

Вторым по значению элементом кредитно-финансовой системы Новой Зеландии являются торговые банки, которые дополняют коммерческие банки и финансовые компании на рынке ссудного капитала, уделяя особое внимание кредитованию корпораций, оказанию консультативных услуг частным предпринимателям по вопросам инвестирования и управления предприятиями. Новозеландские торговые банки наделены правом проведения операций с иностранной валютой.

Важным звеном новозеландской кредитно-банковской системы являются финансовые компании, которые занимаются предоставлением займов под залог недвижимости, покупку товаров в рассрочку, а также кредитуют жилищное строительство, торговлю и производство сельхозпродукции.

В финансовую структуру Новой Зеландии входит Финансовая корпорация развития, созданная правительством. Основной задачей этого учреждения является финансирование рискобизнеса и мелкого предпринимательства. В 1989 г. эта корпорация была куплена Национальным пенсионным фондом ("Нэшенел провидентфанд") и американской компанией "Соломон бразерз".

Оказанием финансовой поддержки фермерам занимается финансовая организация "Банк финансирования развития сельских районов" ("Руал бэнкинг энд файненс Корп."), которая была продана в 1989 г. компании "Флетчер Чэллендж", крупнейшей государственной корпорации.

Видное место в кредитно-финансовой системе Новой Зеландии принадлежит страховым компаниям. По характеру своих операций эти финансовые учреждения подразделяются на компании общего страхования и компании страхования жизни. До экономической реформы страховые компании в Новой Зеландии пользовались льготами при налогообложении прибыли, что стимулировало развитие этой сферы финансовых операций.

В структуру кредитно-банковской системы Новой Зеландии входят строительные общества, которые осуществляют кредитование как индивидуального строительства, так и строительства объектов государственного и муниципального значения.

Продажа ценных бумаг осуществляется в Новой Зеландии на валютных биржах, которые расположены в пяти городах страны. На валютных биржах проводятся операции как с местными, так и с иностранными ценными бумагами. Наиболее крупная валютная биржа ценных бумаг находится в столице Новой Зеландии Веллингтоне, где котируются акции около 340 новозеландских компаний и 170 иностранных фирм.

Либерализация банковской системы сняла практически все ограничения на занятие этой деятельностью, а также уравняла в правах местные и зарубежные кредитно-финансовые учреждения.

2.3. ОГРАНИЧЕНИЯ НА СДЕЛКИ С НАЛИЧНЫМИ
И ПО БЕЗНАЛИЧНЫМ РАСЧЕТАМ


После принятия в 1986 г. Закона о кардинальной либерализации валютно-финансовой деятельности значительно увеличилось число финансовых учреждений, занимающихся валютными операциями. Право на осуществление валютных сделок получили иностранные банки, которые были уравнены в правах с местными финансовыми заведениями.

В настоящее время коммерческие банки практически без ограничений выдают иностранную валюту, открывают аккредитивы или обеспечивают в иной форме оплату импортных операций. Кроме того, они кредитуют экспорт и осуществляют платежи по "невидимым" статьям внешнеэкономической деятельности.

Важным результатом экономической реформы стала отмена ограничений на репатриацию капитала и прибыли, что дало толчок к притоку валютных ресурсов из-за рубежа, в том числе и в форме прямых и портфельных инвестиций.

В настоящее время не существует контроля за ввозом и вывозом как местного, так и иностранного капитала.

2.4.ВАЛЮТНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ


В настоящее время по существующему валютному законодательству расчеты за все экспортно-импортные операции в Новой Зеландии могут производиться в любой свободно конвертируемой валюте.

Исчисление и оплата экспортных и импортных пошлин осуществляются в н.з.долл. после прохождения ввозимых или вывозимых товаров через таможенные службы. Перевод иностранной валюты в национальную производится по текущему обменному курсу.

При осуществлении экспортно-импортных операций в Новой Зеландии широко практикуется кредитование внешнеторговых сделок, которое осуществляется торговыми и коммерческими банками. В конце 1990 г. экспортно-импортные кредиты коммерческих банков составляли около 4 млрд. н.з.долл., или 11% от всех операций этих учреждений. Страхованием внешнеторговых операций занимаются специализированные страховые компании.

Значительное влияние на валютные поступления оказывает курс новозеландской валюты к валютам основных торговых партнеров. В частности, завышение курса национальной валюты по отношению к доллару США и австралийскому доллару сделало эти страны более привлекательными для новозеландских экспортеров и соответственно увеличило поступления свободно конвертируемой валюты.

3. НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ

3.1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ. НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОСНОВНЫЕ НАЛОГИ


Как и во всех промышленно развитых странах, налоговые поступления составляют основу государственных доходов Новой Зеландии, преимущественно из этого источника формируется доходная часть бюджета страны. Основы налоговой системы были заложены в 1955 г., когда был принят "Закон о компаниях" ("Кампани Экт, 1955"), который практически был копией принятого в 1948 г. в Великобритании аналогичного закона ("Ю.К.Кампани Экт"). В законе нашли свое отражение основные принципы налогообложения. Долгое время налоговая система была относительно стабильной и характеризовалась редкими изменениями как самих налогов, так и уровня налоговых ставок.

В последующий период этот закон модифицировался, однако кардинальные изменения в налогообложении произошли лишь в конце 80-х гг., когда началась экономическая перестройка, одним из направлений которой стала налоговая реформа.

В начале 80-х гг. после налоговой реформы основные поступления в бюджет обеспечивали следующие налоги (доля в налоговых сборах, %): подоходный налог и налог на прибыли - 64,2; налог на продажи и услуги (налог на добавленную стоимость) - 32,3; налог на внешнеторговую деятельность - 2,1; налог на собственность - 1,3; прочие налоги - 0,1.

Более половины всех налоговых сборов дает подоходный налог. Второй по значению статьей поступления от взимания налогов стал налог на продажи и услуги (налог на добавленную стоимость). Этот налог был введен в 1986 г. с целью расширения налоговой базы вместо различных торговых налогов, которые варьировались от 10 до 50% и искажали сравнительную картину цен. Сфера применения этого косвенного налога весьма широка, так как она не предусматривает никаких исключений.

Первоначально уровень налога на продажи и услуги был установлен в размере 10%. Однако в связи с сокращением ставки корпоративного и подоходного налога с целью компенсации возможных потерь от поступления налоговых взносов в государственный бюджет ставка налога на продажи и услуги с июля 1989 г. была увеличена до 12,5%.

В целом за период с 1987 по 1990 г. доходы от этого налога возросли с 6583 млн. до 8789 млн.н.з.долл., а их удельный вес в общих налоговых сборах увеличился с 24,7 до 32,3%. Эта тенденция соответствует общему направлению налоговых изменений в странах - членах ОЭСР, где постоянно увеличивается роль налога на добавленную стоимость в доходной части государственного бюджета.

Третьей по значимости статьей налоговых поступлений в бюджет Новой Зеландии являются экспортные и импортные пошлины. Проводимые реформы таможенной политики страны нашли свое отражение в доходах от внешнеэкономической деятельности. Общее снижение ставок импортных и экспортных пошлин почти в 2 раза настолько же уменьшило поступления средств в бюджет. Если в 1987 г. от взимания таможенных сборов в бюджет поступило 1050 млн .н.з.долл., то в 1990 г. лишь 560 млн. За этот период удельный вес внешнеторговых налогов в общих налоговых поступлениях сократился с 4,1 до 1,8%.

Налог на собственность занимает четвертое место по размеру налоговых сборов. Однако доля этого налога в общих налоговых поступлениях традиционно является незначительной. В 1990 г. по этой статье в госбюджет было получено 375 млн.н.з.долл.

Кроме перечисленных выше налогов, в Новой Зеландии существует налог на землю, налог на транспортные средства, акцизный налог (взимается с продажи бензина и других видов автомобильного топлива, табачных изделий, сахара, пива, вина и других видов ликеро-водочных изделий), налог на пользование телевизионными приемниками.

В настоящее время обсуждается вопрос о сокращении в 2 раза налога на землю (до 0,5%), не исключена возможность полной отмены этого налога.

Определенные изменения происходят в структуре акцизных налогов. В частности, с 1 января 1991 г. отменен налог на автотранспортные средства, использующие дизельное топливо. На 2% сокращен налог на отдельные сорта бензина. Полностью отменен налог на транспортные средства.

Весьма специфическим является налог на пользование телевизионными приемниками. В Новой Зеландии каждая семья, имеющая телевизор, платит налог в размере 70 н.з.долл.

3.2. ПО ДОХОДНЫЙ НАЛОГ


Значительная часть налоговых поступлений в бюджет Новой Зеландии приходится на подоходный налог, который подразделяется на индивидуальный налог и налог на корпорации. За период с 1987 по 1990 г. доходы от сбора подоходного налога в государственный бюджет возросли с 13 800 млн. до 17 495 млн.н.з.долл., а их доля в общих налоговых поступлениях увеличилась с 51,7 до 64,2%.

Уровень корпоративного налога, которым облагается прибыль, полученная как местными (резидентами), так и иностранными (нерезидентами) компаниями, - до 1985 г. составлял 45% для резидентов и 50% для нерезидентов (резидентами считаются фирмы, контроль и управление которыми осуществляются в Новой Зеландии). При этом существовали определенные льготы как для местных, так и иностранных инвесторов.

Достаточно высокие ставки налогообложения существовали до середины 80-х гг. для индивидуалов. Индивидуальный подоходный налог составлял 20% с дохода до 2000 н.з.долл. и 66% с дохода свыше 2400 н.з.долл. Верхний уровень индивидуального подоходного налога в Новой Зеландии был одним из самых высоких среди стран - членов ОЭСР.

Экономическая реформа, направленная на либерализацию коммерческой сферы, затронула в первую очередь налоговую систему. Проведенную реформу налоговой системы можно разделить на три этапа.

На первом этапе преобразований была выровнена ставка корпоративного налога на местные фирмы (компании-резиденты) и иностранные компании, который составил 48%. Значительно был понижен верхний предел ставки индивидуального подоходного налога (с 66 до 30%), при этом сохранялась прогрессивная шкала налогообложения.

С целью компенсировать потери от снижения ставок подоходного налога и расширить налоговую базу был введен налог на товары, торговые операции и услуги (аналог налогу на добавленную стоимость) в размере 10%.

Для дальнейшего стимулирования деловой активности, повышения новых капиталовложений и создания дополнительных рабочих мест был проведен второй этап налоговой реформы, где основной упор был сделан на изменение ставки корпоративного налога.

В результате в проекте бюджета на 1988 г. уровень налога на корпорации, постоянно находящиеся в стране (компании-резиденты), был понижен с 48 до 28% (что на 0,21% ниже, чем в Австралии). Для других компаний, в основном иностранных, этот налог составил 33%.

Следует отметить, что первоначально планировалось снизить ставки корпоративного налога до уровня 21-24%, однако это предложение было заблокировано.

Были изменены ставки и индивидуального подоходного налога. В частности, предельная ставка этого налога была повышена с 30 до 33%, которые взимаются с суммы дохода, превышающего доход в размере 30 875 н.з.долл., ниже указанной суммы подоходный налог составил 24%.

При этом сокращение поступлений в государственный бюджет по этой статье, которые оценивались в 1 млрд.н.з.долл. в год, должно было быть компенсировано получением аналогичной суммы посредством закрытия налоговых лазеек и отмены различных льгот, привилегий и исключений. По оценкам специалистов, большинство компаний фактически платило налоги из расчета не более 15% от получаемых доходов. Однако бюджетные поступления оказались значительно ниже, что вынудило правительство страны в очередной раз изменить основные ставки налогообложения. В целях компенсации возможных потерь поступлений в государственный бюджет налог на товары, торговые операции и услуги был повышен на 2,5%.

Третий этап налоговой реформы нашел свое отражение в бюджете страны на 1989 г. и был вызван ростом бюджетного дефицита. Основные изменения затронули ставки подоходного налога.

В частности, ставка корпоративного налога для местных фирм (компаний-резидентов) была повышена с 28 до 33% с целью выровнять уровень корпоративного и индивидуального налога. Ставка налога на доходы иностранных компаний увеличена с 33 до 38%. Эти меры правительства дали возможность сократить бюджетный дефицит почти на 800 млн.н.з.долл. Для этих же целей ставка налога на продажу и услуги была увеличена с 10 до 12,5%.

3.3. СПЕЦИФИКА ВЗИМАНИЯ НАЛОГОВ С ЮРИДИЧЕСКИХ
И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ


Механизм взимания налогов. В Новой Зеландии существуют определенные различия в порядке взимания налогов с юридических лиц и индивидуальных налогоплательщиков, которые проявляются как в формах взимания, так и в уровне налогообложения.

Основное отличие в налоговых льготах, которые получают юридические лица и индивидуальные налогоплательщики. В частности, для компаний как резидентов, так и нерезидентов предусматривается ряд налоговых льгот. В частности, правами на льготы при налогообложении пользуются компании, расширяющие экспортный потенциал, занятые в сфере туризм", рыболовства, лесном хозяйстве, фермерстве, в горнодобывающей промышленности. От налога освобождается прибыль, направляемая на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки или в различные фонды благотворительности и милосердия. Специфическая форма налогообложения предусмотрена для компаний, расположенных в слаборазвитых районах.

Существующие льготы или полностью освобождают физические и юридические лица от уплаты налога, или уменьшают ставку налогообложения.

Для резидентов и нерезидентов предусмотрены разные ставки корпоративного налога. При этом существующее законодательство предоставляет льготы местным предпринимателям, для которых ставка этого налога составляет 33% против 38% для иностранных инвесторов. Особые ставки обложения дивидендов предусмотрены для австралийских компаний, они пользуются преференциальным уровнем в 15%.

В последние годы для налогового законодательства характерны постоянные изменения. В частности, прослеживается тенденция к выравниванию уровня налогообложения юридических лиц и индивидуальных налогоплательщиков при общем снижении налоговых ставок.

Если в начале 80-х гг. предельный уровень индивидуального подоходного налога составлял 66%, а корпоративный 48%, то к концу 80-х гг. была принята единая ставка корпоративного налога и максимальная ставка индивидуального налога в размере 33% (для резидентов).

Налоги с компаний, частных и государственных, местных и иностранных исчисляются на базе годового отчета, где указывается размер общих доходов, полученных за финансовый год. В Новой Зеландии финансовый год не совпадает с календарным и начинается с 1 апреля и заканчивается 31 марта.

Налоги с отдельных граждан исчисляются на базе деклараций о доходах, которые в конце финансового года представляются в налоговые органы. В декларации должны быть указаны все виды доходов (прибыли, дивиденды, проценты и др.), полученные в отчетном году. Из общих сумм дохода исключаются прямые затраты на полученные доходы.

Подоходные и другие налоги уплачиваются в органах налоговой инспекции, которые имеют особые полномочия по проверке правильности уплаты налогов с полученных доходов.

Налоги должны быть уплачены в течение определенного срока, в противном случае общий размер налога увеличивается. Умышленное уклонение от уплаты налогов рассматривается как нарушение закона, за которое предусмотрены финансовые и другие виды наказания.

3.4. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОПЕРАЦИЙ.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ В ОБЛАСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ


В Новой Зеландии основной формой налогообложения международных операций являются экспортные и импортные пошлины. Взимание этого вида налога осуществляется в момент прохождения товара через границу, на базе установленных тарифов и на основании заполнения таможенной грузовой декларации. Сбором экспортных и импортных пошлин занимается Таможенное управление Новой Зеландии.

В связи с переходом на Гармонизированную систему описания и кодирования товаров, а также в процессе либерализации таможенного режима были значительно снижены ставки налогообложения экспортно-импортных операций, на ряд товаров были отменены пошлины, что привело к сокращению поступлений в бюджет доходов от внешнеторговых налогов почти в 2 раза.

До либерализации экономики Новой Зеландии существовали ограничения на перевод за границу прибылей, полученных иностранными фирмами от инвестиционной деятельности на территории Новой Зеландии. Эти ограничения носили фискальный характер и выражались в виде налогов на переводимую за рубеж прибыль. В конце 80-х гг. все ограничения на перевод прибылей иностранных компаний были отменены.

Новая Зеландия использует международную практику по заключению соглашений с другими государствами об избежании двойного налогообложения. По состоянию на начало 1991 г. такого рода международные соглашения были заключены с 20 государствами. Первые соглашения об отмене двойного налогообложения были заключены с основными торговыми партнерами - Австралией, Великобританией, США, Японией, Канадой, Швецией, а также с азиатскими государствами - Малайзией, Сингапуром, Фиджи и др.

Соглашения об отмене двойного налогообложения дает возможность новозеландским бизнесменам использовать более льготные режимы налогообложения в других странах. Предприниматели и компании других стран, получая доходы в Новой Зеландии, выплачивают налоги на прибыль из расчета 38%.

4. ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

4.1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА


Официально Новая Зеландия приветствует иностранные инвестиции и не существует формальных ограничений на перевод и репатриацию капитала. Однако следует отметить, что инвестиционное законодательство Новой Зеландии до конца 80-х гг. носило протекционистский характер, т.е. предоставляло больше льгот местным предпринимателям, стимулируя их деятельность рыночными и административными регуляторами.

В частности, принятые еще в начале 70-х гг. законодательные акты, регулирующие приток иностранного капитала ("Оверсиз Инвестмент Экт" и "Оверсиз Инвестмент Регулейшн"), предусматривали более льготный налог на доходы местных фирм (45%) по сравнению с иностранными компаниями (50%). Такое же различие сохранилось и после значительной либерализации инвестиционного законодательства. В настоящее время ставка корпоративного налога для резидентов (местных фирм) составляет 33%, для нерезидентов - 38%.

Вплоть до середины 80-х гг. существовали формальные ограничения на иностранные инвестиции в фермерское хозяйство и в разработку природных ресурсов. В энергетических отраслях в случае привлечения иностранного капитала обязательным условием являлось сохранение контрольного пакета акций за новозеландскими инвесторами. В таких областях, как кредитно-финансовая сфера, реклама, средства массовой информации, переработка рыбы, доля иностранного капитала не должна была превышать 70%.

Если в создаваемом предприятии более 25% принадлежали иностранному партнеру, а общий объем капиталовложений превышает 2 млн.н.з.долл., то необходимо было получить одобрение в Комиссии по иностранным инвестициям. Это формальная процедура, а существующее законодательство предусматривает возможность для иностранного инвестора открыть в Новой Зеландии филиал со 100%-ным контролем.

В 1985 г. многие формальные ограничения на деятельность иностранного капитала были сняты, сохранились лишь ограничения на участие иностранного капитала в глубоководной ловле рыбы, в сельскохозяйственном производстве (за исключением случаев, когда зарубежные инвестиции сопровождаются передачей новой технологии). Кроме того, ограничен доступ иностранного капитала в стратегические отрасли, поддерживающие национальную безопасность, производство оборонной продукции, средства связи, транспорт и средства массовой информации.

Таким образом, можно констатировать, что правительство Новой Зеландии, несмотря на значительную либерализацию инвестиционного законодательства, с одной стороны, надежно защищает национальные интересы, а с другой - создало условия для активизации притока иностранного капитала.

Правительство страны определило приоритетные сферы для иностранных вкладчиков, это - производство товаров на экспорт, расширение импортзамещающего производства, создающие новые рабочие места. Комиссия по иностранным инвестициям приветствует капиталовложения зарубежных фирм в лесное хозяйство, обрабатывающую промышленность и туризм.

Общий объем накопленных иностранных инвестиций в новозеландскую экономику оценивается примерно в 13 млрд.долл. США, из которых на Австралию приходится около 6 млрд., Великобританию - 4 млрд., на США - 1 млрд., Японию - 900 млн., остальная часть распределяется между инвесторами из западноевропейских стран, а также из стран Азиатско-тихоокеанского региона - Кореи, Тайваня, Сингапура, Малайзии и др.

Крупнейшим инвестором в новозеландскую экономику является Австралия, с которой имеются наиболее тесные экономические связи. Австралийский капитал представлен во многих отраслях новозеландской экономики, в том числе в обрабатывающей промышленности, в сфере туризма и услуг. Расширению капиталовложений в последние годы способствовало двустороннее соглашение о создании условий для свободного перемещения товаров и капитала между Австралией и Новой Зеландией.

Достаточно прочные позиции в экономике страны имеет английский капитал, который фактически заложил основу хозяйственного развития Новой Зеландии. Фактически инвестиции Великобритании сформировали структуру экономики и экспортный профиль Новой Зеландии, которые позволили ей активно участвовать в международном разделении труда. Английские инвестиции сконцентрированы в сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности, в кредитно-финансовой сфере и др.

По состоянию на начало 1991 г. накопленный объем прямых американских инвестиций в экономику Новой Зеландии достиг 1 млрд.долл., что составляло 0,5% от общего объема зарубежных американских капиталовложений. Основная часть капиталовложений концентрируется в отраслях по переработке нефти, сборке автомобилей, розничной торговле, пищевой промышленности, финансовой сфере, туризме и деревообрабатывающей промышленности. Новозеландские фирмы проявляют особый интерес к привлечению новых технологий из США.

В последние годы отмечается значительный приток в новозеландскую экономику капитала из Японии. Только за последние 5 лет (1985- 1990 гг.) ежегодный размер японских инвестиций в страну вырос с 11 до 150 млн.долл., а накопленный объем вложений (1952-1990 гг.) достиг 900 млн.долл., что составляет 0,4% от общего объема японских вложений за рубежом.

Если раньше японские компании вкладывали капитал преимущественно в развитие туризма и недвижимость, то в связи с либерализацией инвестиционного законодательства они проявляют интерес к сельскому хозяйству, валютно-финансовой сфере, активно участвуют в процессе приватизации государственных активов.

4.2. ЛЬГОТНЫЙ РЕЖИМ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ


Новая инвестиционная политика новозеландского правительства предполагает более активное участие иностранного капитала в экономическом развитии страны.

Льготный режим предусмотрен для инвестиций в следующие сферы экономики:

  • увеличение экспорта товаров или расширение экспортного потенциала;
  • развитие туризма;
  • развитие лесного и фермерского хозяйства;
  • инвестиции в защиту окружающей среды;
  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, создание и использование современных образцов техники и технологий;
  • горнодобывающие отрасли;
  • рыболовство (включая создание ферм по разведению устриц, креветок и других рыбных деликатесов);
  • отчисления и создание различных фондов благотворительности и милосердия;
  • инвестиции в наименее развитые районы. Как правило, льготы для инвесторов в эти отрасли предоставляются в виде освобождения от уплаты различных видов налога или уменьшения базовых ставок налогообложения, при этом, как показывает практика, более льготный режим получают местные предприниматели.
Из иностранных инвесторов в наиболее привилегированном положении оказываются фирмы из тех стран, с которыми правительство Новой Зеландии заключило соглашение об избежании двойного налогообложения и где действуют более низкие ставки корпоративного налога.

В частности, австралийские фирмы пользуются льготными ставками корпоративного налога, который составляет 15% против 38% для других иностранных вкладчиков, доходы от банковских операций облагаются 10%-ным налогом.

Инвестиционным законодательством предусмотрены определенные льготы для экспортеров.

4.3. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Основные формы предпринимательства в Новой Зеландии - это индивидуальное предпринимательство, товарищество (совместное предпринимательство) и создание различных видов компаний.

Индивидуальное предпринимательство. Так же как и в США, в Новой Зеландии каждый гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью без ограничения сфер бизнеса. Для организации такого рода деятельности необходимо соблюдение определенных формальностей в зависимости от сферы предпринимательства.

Товарищество (совместное предпринимательство). В Новой Зеландии, по аналогии с законодательством Великобритании и США, допускаются все виды товарищества, а именно:

  • товарищество на доверии,
  • коммандитное товарищество,
  • товарищество с ограниченной ответственностью,
  • полное товарищество (товарищество с неограниченной ответственностью).
Существуют лишь ограничения для создания товарищества в банковской сфере и страховании. В этих отраслях товарищество должно состоять из полного товарищества и товарища-вкладчика, при этом последний должен внести определенную сумму в качестве залога. Такие товарищества подлежат обязательной регистрации.

Компании. Новозеландский закон о компаниях ("Кампани Экт", 1955 г., с последующими дополнениями) в общих чертах идентичен аналогичному закону, действующему в Великобритании. Компанией считается организация, состоящая как минимум из 25 человек, объединенных для определенных целей и действующих только после регистрации.

Все компании подразделяются на компании с ограниченной ответственностью и компании с неограниченной ответственностью. Подавляющее большинство зарегистрированных в Новой Зеландии промышленных, коммерческих и других компаний организовано по принципу акционерных компаний с ограниченной ответственностью, которые могут быть как частными, так и государственными. Существующее в Новой Зеландии законодательство не предусматривает каких-либо ограничений по национальной принадлежности акционеров и руководителей компаний.

Все создаваемые компании, в том числе с участием иностранного капитала, должны быть зарегистрированы в Управлении регистрации компаний, находящемся в столице. Если иностранная фирма открыла свой филиал или дочернюю компанию, она должна, как и все другие компании, раз в год представлять отчет о своей деятельности.

В балансовый отчет в обязательном порядке включаются сведения о размерах активов и пассивов, в том числе основные и оборотные средства, инвестиции, предполагаемые расходы. Необходимо отразить банковские и другие займы, размер акционерного капитала, процент дивидендов на акцию, резервный капитал, доходы на инвестиции, амортизационные отчисления, налоговые расходы, аудиторские и представительские расходы и др.

Каждая иностранная компаний обязана иметь фирменные бланки, на которых в обязательном порядке должно быть указано ее название, место происхождения и то, что компания имеет ограниченную ответственность.

4.4. ЭКСПОРТНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗОНЫ


Новая Зеландия - одна из немногих стран - членов ОЭСР, где такая эффективная и распространенная форма организации производства товаров для внешнего рынка, как экспортно-производственные зоны, не получила распространения.

Кроме того, Новую Зеландию вполне можно отнести к морским державам, однако ни один из ее 19 портов не имеет статуса свободного порта, как Сингапур или Роттердам.

В перспективе в русле политики либерализации внешнеэкономических связей не исключена возможность организации зоны свободной торговли или объявления одного из портов свободным портом. Такие предложения обсуждаются в Министерстве торговли и в Комиссии по иностранным инвестициям.

АО "Восток - Коммерс"

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]