Внутренняя политика
Обозреватель - Observer


 

РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИКА И ЗАПАДНЫЙ МИР

(В ходе и после развязки "осеннего кризиса")


В.ЧЕРВЯКОВ

 

Период после 21 сентября, связанный с упразднением Верховного Совета и расширением паля для маневра сторонников Президента в реализации либеральной программы российских реформ, ознаменовался повышенной активностью радикал-реформаторского окружения Бориса Ельцина в проведении политических решений, необходимых чтобы подготовить рыночную инфраструктуру России для массированного проникновения зарубежного инвестиционного капитала и увеличения западных кредитов.

Во внешнеполитическом плане отношения Россия - Запад, как и весной этого года, развивались в рамках и на фоне международной кампании солидарности с Президентом Б.Ельциным. Однако если весной аналогичная кампания носила оттенок некоторой паники и имела целью "спасение" лидера российских реформ, ставшего жертвой "консерваторов", то осенью международная поддержка носила плановый характер и стала поводом для перехода от периода политического давления на Бориса Ельцина к активной "торговле" вокруг серии взаимных проблем.

Практически уже на следующий день после выступления Президента Б.Ельцина по телевидению с Обращением к народу лидеры большинства западных стран выразили свою поддержку российскому Президенту и его намерению последовательно проводить курс на либеральные реформы в России в рамках политики на финансовую стабилизацию. Большинство лидеров "большой семерки" в своих заявлениях поддержку реформ в России персонифицировали непосредственно с фигурой Бориса Ельцина.

5 октября отмечено выступлением Президента США Б.Клинтона в Калифорнии, где он заявил, что Соединенные Штаты тверды в своей поддержке действий Президента России Б.Ельцина, поскольку он является демократически избранным лидером страны. Кроме того, Клинтон возложил всю ответственность за жертвы на политических оппонентов Ельцина: "...ясно, что конфликт был начат оппозиционными силами и у Президента Ельцина не было иного выбора, кроме попытки восстановить порядок".

6 октября между президентами США и России состоялась телефонная беседа, во время которой Ельцин сообщил Клинтону о положении в Москве и заверил его в том, что в России пройдут свободные и справедливые выборы в новый российский Парламент.

7 октября в совместном заявлении "большая семерка" вновь выразила свою поддержку российскому Президенту и его усилиям по осуществлению реформ в России. Заявление приветствует возвращение России к нормальным условиям и восстановление в этой стране закона и порядка, включая и уважение прав человека.

Однако наряду с заявлениями о безоговорочной поддержке Б.Ельцина к 7 октября все чаще начали проскакивать сообщения о некотором недовольстве западных лидеров происходящим в России. В этом отношении характерно заявление специального советника американского президента по делам СНГ Тэлботта, сделанное им 7 октября. Он сказал, что поддержка Соединенными Штатами Президента России Бориса Ельцина сопряжена с определенными условиями и зависит от того, будет ли Ельцин продолжать демократизацию. Он отметил также, что, когда Президент Ельцин принял решение о роспуске Парламента, поддержка президента Клинтона не была автоматической.

Кроме того, с 21 сентября выделился ряд стран, которые в своих заявлениях не выражали прямой поддержки Б.Ельцину. Например, Румыния, Польша, Турция.

5 октября, уже после событий в Москве, Пекин высказал свою обеспокоенность происшедшим, однако не поддержал ни одну из противоборствующих сторон.

В ряду стран, отрицательно отнесшихся к проводимой Б.Ельциным политике, стоит И ран, духовный лидер которого, Аятолла Хаменеи, 7 октября обвинил Запад в лицемерии за поддержку Президента России.

Обнародование 21 сентября Указа №1400 "О поэтапной конституционной реформе" во внешнеполитическом плане привело к активизации действий России и ее западных партнеров по двум направлениям: а) снятие ряда претензий лидеров развитых стран к России и некоторое "потепление" отношений; б) форсированное проведение российскими руководителями исполнительной власти серии мероприятий, до того момента блокированных Верховным Советом, по подготовке инфраструктуры для привлечения иностранных инвестиций.

Первой акцией практической поддержки Бориса Ельцина его ведущими западными партнерами стало заключение соглашения с Германией об очередной отсрочке выплаты российской задолженности по текущему году. Германия, крупнейший кредитор России из числа членов Парижского клуба, создала тем самым на основе принципа равного отношения к кредиторам необходимый прецедент для достижения аналогичных соглашений с другими странами - членами этого образования.

25 сентября в рамках ежегодной ассамблеи МВФ и Мирового банка состоялась встреча министров финансов "семерки" с их российским коллегой Борисом Федоровым. В ходе полуторачасовой встречи Борис Федоров сообщил, что российское правительство намерено в самое ближайшее время предпринять ряд шагов, направленных на стабилизацию экономики.

Министры финансов "семерки", в свою очередь, выразили готовность оказывать помощь курсу реформ, официально подтвердив тем самым позицию глав своих правительств, выступивших неделей ранее с официальной поддержкой действий Бориса Ельцина по роспуску российского Парламента. Министр финансов США подтвердил готовность своей страны продолжать оказывать помощь российским реформам и предоставить, согласно токийской договоренности, двусторонний кредит в 2,5 млрд. долл. и кредит в поддержку приватизации крупных предприятий в 2 млрд. долл.

Таким образом, Ванкуверские договоренности и Токийский пакет экономической помощи были подтверждены лидерами ведущих стран Запада в полном объеме. Тем не менее эту поддержку меньше всего можно назвать "безоговорочной". Дальнейшее выделение экономической помощи российским реформаторам и создание благоприятного режима выплаты внешней задолженности министрами финансов стран-членов "семерки" было жестко обусловлено тем, "насколько успешными будут действия российского Правительства по стабилизации экономики". Кроме того, министры финансов "семерки" выразили крайнюю обеспокоенность "неровным" характером отношений между Россией и МВФ.

В эти же дни активизировалось решение проблемы внешней задолженности, в том числе и в ходе осенней сессии МВФ. Вопрос внешней задолженности относится к числу наиболее болезненных для российского Правительства, а порядок ее погашения стал в прошедший период предметом скрытой борьбы в президентском окружении.

Здесь сформировались две позиции. Публично отстаиваемая вице-премьером Александром Шохиным предполагает добиваться от Запада скорейшего списания российской части внешнего долга бывшего СССР.

Зондирование почвы на этот предмет было предпринято членами Правительства еще в начале лета и получило свое продолжение в ходе токийской встречи 13-14 июля. Претензии российского руководства на списание значительной части внешнего долга опираются на исторические прецеденты такого рода акций в отношении послевоенных Германии и Японии, а также заявлявшуюся ранее готовность развитых стран Запада идти навстречу в этом вопросе.

Егор Гайдар в 1991-1992 гг. и Борис Федоров неоднократно заявляли, что располагают личными заверениями ряда глав государств и руководителей международных финансовых институтов о готовности рассмотреть вопрос списания российской внешней задолженности.

Однако теперь, по словам Шохина, основные кредиторы Союза и его главной правопреемницы - России (Великобритания, Германия, Франция, Япония, США, Канада и Италия) пока не намерены предоставлять отсрочку Москве в погашении долгов. Не входит в их интересы и списание (хотя бы "морально-символическое") какой-либо части задолженности СССР и России.

"Семерка" и МВФ увязывают предоставление новых займов и другой помощи России со скорейшей выплатой ее части внешней задолженности Союза. И, как считает вице-премьер, "если России не будут предоставлены льготы по оплате долгов, это будет означать крах российской экономики уже в будущем году".

Министр финансов РФ Борис Федоров, еще в начале года уверявший в перспективности списания долга, в настоящее время стал жестким сторонником "выплат до конца", тем самым обозначив вторую позицию в российском Правительстве по вопросам внешней задолженности. Так, по сообщению радиостанции Би-Би-Си ("Правда", 13августа 1993г.), Б.Федоров заявил, что, по его мнению. "Россия выплатит 80 миллиардов долларов внешнего долга бывшего Советского Союза, потому что о списании долгов просят лишь слабые страны".

После осенней сессии МВФ и Всемирного банка позиция Правительства в этом вопросе была несколько скорректирована. По сообщению Александра Шохина на пресс-конференции, дальнейшая политика России в отношении выплаты внешней задолженности и получения новых кредитов будет строиться на основе трех основных тезисов:

Россия по-прежнему заявляет, что не собирается отказываться от выплаты долгов - ни своих, ни союзных.

Россия не может и не будет выплачивать эти долги в темпе, превышающем ее нынешние возможности: "Поэтому у ее кредиторов остается лишь два выхода: не получить вообще ничего или согласиться на резкую реструктуризацию долга, то есть пересмотр сроков и темпов выплаты". Правительство будет добиваться реструктуризации основной части своих долгов по схеме Парижского клуба, заложенной в соглашении Правительства с этим клубом от 2 апреля: два года отсрочки и пять лет рассрочки платежей. Однако вице-премьер допустил возникновение на будущий год потребности и в еще более льготной схеме.

Третьей основой внешней финансовой политики России станет, по-видимому, стремление впредь брать как можно меньше кредитов. Судя по всему, Правительство намерено стремиться к соблюдению общепринятого правила, согласно которому затраты на обслуживание внешнего долга не должны превышать четверти экспортной выручки.

Успех в реализации заявленной политики в этой сфере будет зависеть от позиции западных кредиторов в отношении России и степени совпадения политики Правительства с их представлениями о либеральной реформе экономики.

Наиболее существенным по последствиям для России представляется ужесточение требований западных кредиторов к гарантированию и страхованию кредитов. Этот вопрос уже поднимался на многочисленных переговорах российского Правительства с представителями западных кредиторов.

В частности, в ходе токийского саммита "большой семерки" лидеры ведущих стран Запада выразили заинтересованность в предоставлении в залог под кредиты российских недр.

В качестве возможного залога под кредиты рассматривались также российский золотой запас и земельные участки в России.

Однако до момента ликвидации Верховного Совета какое-либо решение этого вопроса было в принципе невозможно ввиду непримиримой позиции парламентариев "к распродаже России". В частности, в день вылета Бориса Ельцина в Токио на встречу глав государств - членов "большой семерки" ВС РФ рассматривал в первом чтении проект постановления о незаконности всех новых внешних обязательств, не ратифицированных в Парламенте.

После событий 3-4 октября Президент получил полную свободу маневра и в этом вопросе. Видимо, ввиду возможности такого исхода противостояния Президента и Парламента, а также существования неких обязательств Ельцина по этому вопросу еще в начале августа, по сообщению "Голоса Америки" со ссылкой на "Уолл-стрит джорнэл", ряд финансовых учреждений Запада начали проявлять интерес к покупке долговых, даже просроченных обязательств России и бывшего СССР. "По всей видимости, спустя какое-то время для этих ценных бумаг возникнет новый многообещающий рынок, и они начнут приносить доход".

Надежды западных партнеров российских радикал-реформаторов вполне оправдывают первые шаги Б.Ельцина после ликвидации Верховного Совета. Одним из первых решений после обнародования указа о роспуске Парламента стал указ от 28 сентября "О совершенствовании работы с иностранными инвестициями". Принципы регулирования, зафиксированные в указе, и прежде всего иммунитет (в течение 3 лет) уже созданных иностранных и совместных предприятий от последующих российских нормативных актов, которые могут нанести имущественный ущерб этим предприятиям, демонстрируют иностранным инвесторам, что их правовой статус в новых политических реалиях России только укрепляется.

Изменения в механизме регулирования деятельности предприятий с иностранным капиталом, введенные указом, весьма существенны. Во-первых, вновь издаваемые нормативные акты, регулирующие условия функционирования в России и иностранных и совместных предприятий, не действуют в течение 3 лет в отношении уже существующих иностранных, и совместных предприятий, если могут нанести им материальный ущерб.

Во-вторых, ликвидируются права регионального и отраслевого руководства на регулирование иностранных инвестиций.

Ограничения в деятельности иностранных инвесторов могут устанавливаться только законами России и указами Президента. Не предусмотренные этими актами решения любых органов исполнительной и представительной власти объявлены недействительными.

В-третьих, предполагается разработать пакет документов, которые должны подтвердить приоритетность привлечения иностранных инвестиций.

Среди намеченных к разработке: порядок конверсии внешних долгов России в иностранные инвестиции; механизм использования залоговых форм привлечения иностранного капитала; порядок равного с российскими предприятиями участия иностранных инвесторов в приватизации; программа привлечения иностранного капитала к конверсии оборонных предприятий; список приоритетных для привлечения иностранных инвестиций отраслей и, наоборот, перечень закрытых для ::их сфер деятельности.

В целом президентский указ свидетельствует о том, что иностранные инвестиции в России переводятся из "национального режима", когда их статус в принципе не отличался от российских предприятий, на льготный режим, призванный стимулировать их приток.

К числу мер, призванных стимулировать активность западных инвесторов в России, относятся также несколько принципиальных решений Правительства во внутренней экономической политике. Наконец, Президент подписал указ "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", которым сняты все ограничения на куплю-продажу земли.

Министерство финансов обнародовало решение о начале реализации физическим и юридическим лицам сертификатов, номинал которых- 10 кг золота самой высокой пробы. Цена одного золотого сертификата около 140 млн. руб. По сертификату будет выплачиваться ежеквартальный доход "по очень высокой ставке". Данные меры могут помочь радикальным реформаторам в значительной степени решить проблему залогов под кредиты иностранных финансовых учреждений и повысить в их глазах привлекательность сотрудничества с Россией.

Также существенное значение для иностранных инвесторов имеет подготовленное в Правительстве решение о допуске иностранных граждан к процессу приватизации российской государственной собственности. Согласно документу права россиян и иностранцев при приватизации будут уравнены, что при нынешнем состоянии российских финансов реально означает привилегии иностранным гражданам в приобретении собственности в России.

Тем не менее, если активность западного капитала в сфере кредитования России под залог ее ресурсов действительно может возрасти, то возможность в ближайшее время расширения проникновения иностранного капитала в отечественную экономику вызывает серьезные сомнения. До настоящего времени движение капиталов по линии Россия - Запад имело тенденцию осуществляться лишь в одну сторону - на Запад.

Помимо усиления активности в привлечении в страну иностранных инвесторов, наметились некоторые положительные сдвиги и в вопросе расширения российского экспорта. Так, в первых числах октября в Люксембурге министры иностранных дел 12 государств Европы - членов Сообщества приняли заявление, в котором, помимо вновь выраженной поддержки Президенту Б. Ельцину, признавалось, что "Запад до сих пор не сделал всего посильного для оказания помощи процессу демократизации и реформ в России". Члены Европейского Сообщества объявили о своем намерении ускорить переговоры с Москвой и до конца нынешнего года заключить договор с Россией о партнерстве и сотрудничестве.

Попыткой достичь прогресса в этих проблемах с одним из крупнейших в потенциале внешнеполитических партнеров России стал визит в Японию 11-13 октября Президента Б.Ельцина. Самым неожиданным для государственных деятелей и общественности обеих стран результатом этого визита стало подтверждение Б.Ельциным обязательств России по всем международным соглашениям в области российско-японских отношений. К числу таких договоренностей относится Декларация 1956 г. о признании прав Японии на два острова Курильской гряды. Таким образом, впервые за последние 30 с лишним лет высший государственный деятель России признал существование между обеими странами "территориального вопроса". По оценкам мировой общественности, данный шаг первый в сторону решения территориального вопроса между Россией и Японией за счет территориальных уступок первой.

Как видим, руководство России делает все, чтобы убедить западных инвесторов и кредиторов вкладывать деньги в экономику нашей страны. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]