Внешняя политика
Обозреватель - Observer


 

ЮЖНАЯ АФРИКА: ДОРОГА В БУДУЩЕЕ


Г.ПАКЕНДОРФ

 

Существует довольно много иллюзорных представлений о будущем Южной Африки. Вот только два из них наиболее распространенных: с одной стороны, огромное количество чернокожих южноафриканцев ожидает рассвет, как золотую рыбку, а с другой стороны - слишком много белых опасается, что рассвет не наступит совсем, а надвинутся сумерки перед тем, как на страну опустится непроглядная ночь.

Это из мира иллюзий.

Их породили ошибочные представления о политических процессах, протекающих в Южной Африке. Произрастают они из одного общего корня - допущения, что история повторится.

Не повторится.

Изменения неминуемы. Невозможно, предоставив лишенному ранее большинству право голоса, существенно не изменить все формы жизни. Непонимание грядущих перемен основывается на точке зрения, что после первых всеобщих выборов власть перейдет к большинству, оставив незащищенным меньшинство.

На самом же деле в результате выборов расширится только правящая элита. И передачи власти от нынешней элиты новой элите не будет.

Такой подход позволяет увидеть реальную картину неизбежных преобразований в стране.

Ни одна страна мира не может бесконечно позволять себе:

    - Лишать большинство своих граждан права участия в процессе принятия решений.

    - Принимать наверху экономические и политические решения и спускать их вниз для исполнения.

    - Не бороться с безграмотностью половины населения страны и не заботиться о достойном жилище, школьном образовании, работе, оставляя даже такие жизненно важные потребности как вода и пища, вне пределов досягаемости многих южноафриканцев.

    - Продолжать разрешать абсолютному меньшинству распоряжаться богатствами страны и заставлять остальную часть населения бороться за выживание.

Преобразования необходимы и неизбежны.

Но какие?

После того, как наконец дата выборов назначена, будет создан Переходный исполнительный совет (ТЕК). Совет - не временное правительство, и он не заменит его. И чем быстрее он начнет работать, тем лучше. Он будет состоять из нескольких комитетов и представлять интересы всех участников переговоров в Международном торговом центре и будет располагаться по соседству с правительством.

В него войдут также и члены правящей ныне Национальной партии. Принимая решения на основе консенсуса, он сделает их обязательными для правительства. Совет будет контролировать силы безопасности, средства массовой информации и выборы, в то время как правительство будет управлять страной.

В сентябре и, возможно, также в ноябре состоятся заседания парламента для законодательного оформления решений, принятых на переговорах по вопросам включения независимых национальных территорий в состав страны, формы будущего государства и вопросов переходного периода, относящихся к первым всеобщим выборам и переходной конституции, по которой страна будет жить вплоть до принятия новой.

Первые действительно всеобщие выборы состоятся в конце апреля - в начале мая следующего года, в результате которых будет избран новый парламент и сформировано новое переходное правительство.

Они будут управлять страной и писать новую Конституцию. На это потребуется год или два. После принятия новой Конституции существует большая вероятность того, что новые выборы проводиться не будут, а правительство образца 1994 г. будет находиться у руля власти до конца 1999 г.

Такова предполагаемая хронология событий.

А теперь вернемся к нашим иллюзиям. Существует предположение, что если ЮАР находится в Африке, то ее ждет такая же участь, как и другие страны Африканского континента, в которых черные африканцы после деколонизации не смогли правильно распорядиться вновь приобретенной свободой. Это мнение основывается на расовых предрассудках, что черные обладают некоторой наследственностью, лишающей их способности эффективно и демократическими методами управлять страной.

Но этот расовый бред не только не учитывает обстоятельства, существующие в различных странах континента, но и отрицает различия между ЮАР и остальным черным континентом.

А различия эти существенные. Назовем только некоторые из них:

    - Первый признак развитости страны - уровень жизни. В ЮАР он намного выше, чем в какой-либо другой стране континента. Примерно 40% населения страны имеют достаточно высокий уровень жизни. Это напрямую влияет на способность населения опираться на свои собственные ресурсы.

    - Этническое превосходство в ЮАР невозможно. Самой многочисленной является народность эулу, да и та составляет менее четверти населения страны. Поэтому успешнее действуют те партии, которые предлагают конструктивные программы, а не апеллируют к этническим чувствам людей.

    - Белое и цветное население составляет 30% от общего числа избирателей и образует потенциальный блок, в котором нет места черному национализму. В то же время блок черных избирателей неоднороден по своему составу и его голоса разделятся между основными политическими партиями.

    - Инфраструктура Южной Африки соответствует инфраструктуре Западной Европы и Северной Америки. И это огромное преимущество, выделяющее ее из ряда других стран Африки.

    - Самым существенным отличием является то, что во всех африканских странах власти, в лице колониальной элиты, перед предоставлением независимости покидали эти страны. Южная Африка - это уже независимая, процветающая, современная страна, и ее настоящие властные структуры (в которые входят не только правительство, но и деловые круги, управленческий аппарат, силы безопасности, средства массовой информации и т.д.) участвуют в поисках выхода из кризиса, в котором оказалась страна. Они не покидают страну, а остаются неотъемлемой частью настоящего и будущего ЮАР. Более того, без них немыслимо будущее.

Хотя мы и живем на континенте, но мы не являемся просто еще одной африканской страной. Мы отличаемся по многим параметрам.

Наконец, основные слагаемые общества не исчезают со сменой правительства, тем более что происходит не простой акт передачи власти, а к управлению страной привлекаются все этнические группы населения страны через различные политические партии.

Таким образом, первая иллюзия несостоятельна. Вторая иллюзия тесно связана с методами, которыми прежние правительства управляли страной. Отсюда предположение, что после смены правительства методы останутся неизменными.

Прежние правительства Южной Африки из-за существующей властной вертикали и системы выборов склонны были к централизованным методам руководства. Политика правящей партии автоматически становилась политикой правительства. Даже если правящая партия на выборах получала 40% голосов плюс один, этого было достаточно для прихода к власти.

Так было. И понятны опасения, что такая практика будет продолжаться.

Не будет. На самом деле основное отличие между прошлым и будущим кроется в новой системе управления. Она отличается от старой по следующим причинам:

- Наша нынешняя избирательная система позволяет одной партии, получившей минимальное количество голосов на выборах, занять большинство мест в парламенте. Естественно, что это не демократическая система. Без нее, например, Национальная партия не смогла бы править 45 лет. И если бы она была сохранена, то АНК смогла бы прийти сейчас к власти таким же образом, как НП в 1948 г.

Мы меняем нашу избирательную систему на систему европейского типа, называемую пропорциональным представительством (ПП). Существует много форм ПП, и все они не без изъяна.

Но применимо к Южной Африке система пропорционального представительства дает интересные результаты. Она имеет тенденцию превращать большие партии в маленькие и позволяет выжить и попасть в парламент большему числу партий. Главным достоинством ее является то, что система ПП не позволяет какой-либо партии набрать более 50% голосов. Другими словами, она не позволяет одной отдельной партии захватить власть.

Чтобы провести какой-либо закон, необходимо будет заручиться поддержкой более половины членов парламента, а для этого придется вступать в коалицию с одной или двумя политическими партиями.

- Простые подсчеты показывают, что ни одна партия не сможет получить абсолютное большинство голосов. Если 70% избирателей черные, а 30% белые/цветные, совершенно очевидно, что для того, чтобы собрать 70% голосов, необходим соответствующий блок партий. Мировая практика показывает, что это почти недостижимо.

Наряду с этим есть три фактора, которые уменьшат существующее соотношение 7-3 черных избирателей к белым/цветным до 2-1 и ниже. Первый фактор: для участия в выборах необходимо иметь удостоверение личности. Большое количество черных избирателей не имеет его. Второй фактор: черным избирателям из отдаленных районов возможно труднее будет добраться до избирательных участков в день выборов. Третий фактор: так как черные избиратели не обладают достаточным опытом участия в выборах, можно ожидать, что у них большее количество бюллетеней будет заполнено неправильно и признано недействительными, чем у бело-цветного блока.

- АНК предложило, и предложение было принято, что в течении десяти лет после всеобщих выборов Южной Африкой будет управлять Правительство национального единства - хорошее название для коалиционного правительства, в которое войдет более одной партии. Любая партия, получившая более 5% голосов избирателей, будет представлена в кабинете по праву, а не потому, что какой-то лидер захочет этого.

А это означает, что первый кабинет министров, возможно, возглавит АН К, но в него также войдут представители НП, "Инкаты", может быть, ПАК и даже ДП. Совершенно ясно, что если события будут продолжать развиваться в нынешнем русле, то всеобщие выборы закончатся приблизительно со следующим результатом:

    - Самая крупная партия АНК не получит абсолютного большинства. Она получит, скажем, 42% голосов избирателей и, таким образом, возглавит правительство.

    - НП будет второй с 22% голосов.

    - ИФП и ПАК соберут примерно равное количество голосов, около 10%. Возможно, что ИФП соберет даже меньше этого количества.

    - ДП - около 5%, КП - 4%, а остальные голоса разделятся между меньшими партиями.

Что это значит?

Да то, что процесс принятия любого решения будет долгим и очень трудным. В одиночку ни одна партия не в состоянии будет провозгласить политику, которая станет правительственной. Партии, входящие в правительственную коалицию, вынуждены будут в тяжелых спорах разрабатывать общую, устраивающую все партии политику.

В какой-то степени это будет походить на нынешний парламент, а в большей степени на тот процесс, который сейчас имеет место в Международном торговом центре, т.е. процесс переговоров станет стержнем новой политики.

Здесь мы приходим к пониманию того, что вторая иллюзия, а именно, что власть просто перейдет к новому правительству, и оно будет продолжать управлять страной теми же централизованными методами, что и Национальная партия, исчезает.

Что это даст простому южноафриканцу?

Конечно, новое правительство решительно попытается улучшить качество жизни огромной малоимущей части населения, страдающей из-за недостатка образования, жилищ, работы и элементарных услуг.

Появится потребность в конструктивных действиях. Компании должны будут действовать с большей социальной ответственностью, чем в настоящее время, и черное население будет быстрее продвигаться по служебной лестнице, чем белое.

Так будет, но не благодаря централизованному планированию, социалистической ориентации и перераспределению богатства.

Основой экономического процветания станет рыночная экономика, а задача государства будет состоять в оказании помощи обездоленным.

Произойдет это не сразу, потребуется время и достигаться это будет эволюционными методами. Это необходимо с моральной, политической и экономической точки зрения.

Будет ли при такой постановке вопроса развиваться экономика?

Южная Африка получит правительство, которое будет признано всеми гражданами, независимо от того, голосовали они "за" или "против". Только такое легитимное правительство сможет восстановить законность и порядок и управлять в широком смысле этого слова. Экономический рост возможен только при таких условиях.

Страна начала выходить из четырехлетнего застоя. Но нам нужен рост, превышающий 6% в год. Необходимо политическое урегулирование, стабилизирующее общественный строй, и ясная и предсказуемая политическая философия - все это мы создадим после первых всеобщих выборов.

Иностранные инвестиции не хлынут сразу потоком в страну. Правительству прежде придется доказать, что оно способно выполнять обещания.

Но иностранная помощь будет, и обязательно в больших размерах. Мы вновь получим доступ в МВФ. В новой политической атмосфере мы сможем шире раскрыть потенциал страны.

Я надеюсь, что насилие, имеющее политическую природу, после выборов исчезнет, но уголовные преступления, я думаю, сохранятся, т.к. сохранятся причины, порождающие их. Они в большей степени связаны с социально-экономическим, чем политическим, положением в стране.

Оставьте сомнения. Наступило время для рывка вперед.

Отбросьте иллюзии. Мы не банановая республика, где кучка политиканов может навязывать свою волю народу.

Все будет не так плохо, как некоторым кажется. Будет значительно лучше.

(По материалам пресс-службы
Посольства ЮАР в России)

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]