Экономика |
Обозреватель - Observer
|
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК
С.БУГАКОВА
Когда я был в Москве, я помню, как
после встречи с Президентом Ельциным прогуливался вокруг Кремля. Мы вышли
из Спасских ворот, и был ясный весенний день. Небо было чистым. Храм Василия
Блаженного сверкал. Туристы стояли в очереди на Красной площади, собираясь
осмотреть Кремль. Я был удивлен, насколько отличается экономика сегодняшней
России от той, что я видел во время своего визита три года назад. Это как
день и ночь. В магазинах есть продукты. Повсюду стоят киоски. Я считаю,
что предстоит еще большая работа. Небо Москвы было затянутым облаками в
последние несколько дней, однако я верю, что впереди нас ожидает ясное
небо.
Министр финансов США
Длительное время положение на потребительском рынке определялось резкой несбалансированностью денежных доходов населения, когда рост доходов опережал увеличение товарного предложения. В 1990-1991 гг. и особенно в конце 1991 г. складывался ажиотажный спрос буквально на все потребительские товары, который катастрофически не удовлетворялся. К концу 1991 г. объем неудовлетворенного спроса населения составлял свыше 400 млрд. руб. (в ценах того периода). В результате такого положения к началу 1992 г. торговля пришла практически с опустошенными прилавками, трудно было найти товар, который бы не был дефицитным. С 1992 г. ситуация резко изменилась: стабильно предъявляется спрос преимущественно на продукты питания при резком его падении на другие товары. Это явилось следствием того, что после либерализации розничных цен, начавшейся в январе 1992 г. и проходившей поэтапно в государствах СНГ, уровень их возрос до таких размеров, что у большинства групп населения текущих денежных доходов стало хватать на оплату главным образом необходимых видов услуг (квартирная плата, электроэнергия, отопление, газ, телефон и др.), а также на приобретение продуктов питания и отдельных непродовольственных товаров повседневного потребления. В 1993 г. конъюнктура товарного потребительского
рынка стран СНГ продолжает находиться под влиянием непрерывного роста цен,
проходящего в условиях недостаточных объемов товарного предложения из-за
резкого спада производства, сокращения государственных импортных поступлений,
разрыва традиционно сложившихся многолетних связей между государствами-членами
Содружества по поставкам товаров.
Средняя стоимость набора 19 важнейших
продуктов питания,
Данные центра экономической конъюнктуры при Совете Министров - правительстве Российской Федерации. Только за 9 месяцев текущего года (сентябрь по отношению к декабрю 1992 года) потребительские товары в розничной торговле в среднем подорожали в 7 раз. Цены возросли на все без исключения
потребительские товары, однако, наиболее ощутим для населения рост цен
на основные продукты питания повседневного потребления. В табл. 1 показаны
средние по России цены на продукты питания в розничной торговле.
Таблица 1
В крупных городах, промышленных центрах, Москве и Санкт-Петербурге рост цен еще более значителен. В связи с разными подходами к проведению
ценовой политики, на территории стран Содружества сложился весьма значительный
разброс цен на отдельные потребительские товары: цены в магазинах отдельных
городов на 28 сентября 1993 г. (рублей за килограмм, литр, десяток) представлены
в табл. 2.
Таблица 2
* Цены приведены в рублях, исходя из
пересчета сома по официальному курсу национального банка.
Недостаток ресурсов на потребительском
рынке перекрывается за счет роста цен: длительный период времени примерно
девять десятых стоимостных объемов товарооборота складывается за счет ценового
фактора, тогда как по физической массе население приобретает товаров значительно
меньше (табл. 3).
Таблица 3
За 9 месяцев 1993 г. объем товарооборота (в сопоставимых ценах) был ниже, чем за тот же период 1991 г., более чем на треть, а в Армении, Азербайджане, Таджикистане и Кыргызстане товарооборот составил к уровню 1991 года лишь 16-30%. Конечно, нельзя отрицать, что по сравнению с ранее пустыми прилавками магазинов, торговая сеть пополнилась товарами. Однако зачастую это кажущееся изобилие по-прежнему во многих регионах продолжают иметь место перебои в торговле товарами повседневного спроса (даже при высоком уровне цен на них), о чем свидетельствуют данные обследований, проводимых органами национальных статистических служб. Так, например, в августе т.г. (по данным еженедельного наблюдения) в Российских магазинах отсутствовало в продаже:
В Белоруссии в конце августа в 85% обследованных магазинов не было в продаже масла растительного, в двух третьих - сахара, в каждом втором магазине - муки, в каждом четвертом - соли и рыбопродуктов. Трудности в приобретении хлеба и хлебобулочных изделий в августе испытывали жители столицы Таджикистана. Во многих регионах, особенно в крупных городах, широкое развитие получила в последнее время коммерческая торговля, однако, она изобилует товарами неповседневного спроса - это винно-водочные изделия и безалкогольные напитки (порой сомнительного качества), жевательная резинка, деликатесные кондитерские изделия, бижутерия, галантерейные товары, сувениры и др. импортные товары по весьма высоким ценам. Положение на рынке товаров легкой промышленности определяется снижением производства многих их видов: во многих случаях имеющийся в магазинах ассортимент одежды и обуви не соответствует спросу населения по размерам, ростам, моделям, недостаточно разнообразие цен на них, а имеющиеся в большом ассортименте по коммерческим ценам товары в основном доступны лишь населению с высоким уровнем доходов. Рынок товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения характеризуется с одной стороны, сокращением выпуска многих ассортиментных видов на них, а с другой - снижением платежеспособного спроса населения из-за возросших цен на товары длительного пользования (мебель, холодильники, телевизоры, стиральные и швейные машины, автомототехнику, видеоаппаратуру и др.), ставшие практически недоступными для широких слоев населения. Так, например, если в конце 1990 г. для приобретения бытового холодильника (емкостью холодильной камеры 260 л.) в России необходимы были средства в размере 1,7 среднемесячной заработной платы работающих, то в августе 1993 г. более чем четырехмесячной заработной плате. В основном спросом пользуются относительно недорогие модели - холодильники малой емкости, простые виды мебели, телевизоры черно-белого изображения с небольшим размером экрана и т.п. На многих территориях сохраняется стабильный спрос на строительные материалы (в связи с расширением загородного строительства). Однако торговля пиломатериалами, шифером, цементом, оконным стеклом и другими стройматериалами по-прежнему в ряде регионов проходит с перебоями. |
|