Экономика
Обозреватель - Observer


 

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК
НОВЫХ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ


С.БУГАКОВА

 

Когда я был в Москве, я помню, как после встречи с Президентом Ельциным прогуливался вокруг Кремля. Мы вышли из Спасских ворот, и был ясный весенний день. Небо было чистым. Храм Василия Блаженного сверкал. Туристы стояли в очереди на Красной площади, собираясь осмотреть Кремль. Я был удивлен, насколько отличается экономика сегодняшней России от той, что я видел во время своего визита три года назад. Это как день и ночь. В магазинах есть продукты. Повсюду стоят киоски. Я считаю, что предстоит еще большая работа. Небо Москвы было затянутым облаками в последние несколько дней, однако я верю, что впереди нас ожидает ясное небо.
 


Министр финансов США
Бентсен USGA 7 октября 1991 г.


 


Длительное время положение на потребительском рынке определялось резкой несбалансированностью денежных доходов населения, когда рост доходов опережал увеличение товарного предложения. В 1990-1991 гг. и особенно в конце 1991 г. складывался ажиотажный спрос буквально на все потребительские товары, который катастрофически не удовлетворялся. К концу 1991 г. объем неудовлетворенного спроса населения составлял свыше 400 млрд. руб. (в ценах того периода).

В результате такого положения к началу 1992 г. торговля пришла практически с опустошенными прилавками, трудно было найти товар, который бы не был дефицитным. С 1992 г. ситуация резко изменилась: стабильно предъявляется спрос преимущественно на продукты питания при резком его падении на другие товары. Это явилось следствием того, что после либерализации розничных цен, начавшейся в январе 1992 г. и проходившей поэтапно в государствах СНГ, уровень их возрос до таких размеров, что у большинства групп населения текущих денежных доходов стало хватать на оплату главным образом необходимых видов услуг (квартирная плата, электроэнергия, отопление, газ, телефон и др.), а также на приобретение продуктов питания и отдельных непродовольственных товаров повседневного потребления.

В 1993 г. конъюнктура товарного потребительского рынка стран СНГ продолжает находиться под влиянием непрерывного роста цен, проходящего в условиях недостаточных объемов товарного предложения из-за резкого спада производства, сокращения государственных импортных поступлений, разрыва традиционно сложившихся многолетних связей между государствами-членами Содружества по поставкам товаров.
 
 

Средняя стоимость набора 19 важнейших продуктов питания,
в месяц на человека в июле-сентябре 1993 г.

РАЙОНЫ
ИЮЛЬ
АВГУСТ
СЕНТЯБРЬ
В целом по России
16469
18318
20410
В том числе 
Северный
20084
22773
26143
Северо-Западный
19857
19835
20785
В том числе
Санкт-Петербург
21344
20470
22158
Центральный
18895
18701
20602
В том числе
Москва
24056
21681
23675
Волго-Вятский
14925
17490
19132
Центрально-черноземный
12888
14597
17091
Поволжский
11417
13420
15245
Северо-Кавказский
14752
17518
19269
Уральский
13137
16153
18872
Западно-Сибирский
14636
17635
20423
Восточно-Сибирский
16141
21091
23872
Дальневосточный
27704
31382
34670

Данные центра экономической конъюнктуры при Совете Министров - правительстве Российской Федерации.

Только за 9 месяцев текущего года (сентябрь по отношению к декабрю 1992 года) потребительские товары в розничной торговле в среднем подорожали в 7 раз.

Цены возросли на все без исключения потребительские товары, однако, наиболее ощутим для населения рост цен на основные продукты питания повседневного потребления. В табл. 1 показаны средние по России цены на продукты питания в розничной торговле.
 


Таблица 1

ПРОДУКТЫ
28 сентября
1993 г.
28 декабря
1990 г.
РОСТ
Говядина, 1 кг
1633
2,24
129
Молоко пастеризованное, 1 л
148
0,27
548
Яйца, 1 дес.
335
1,22
274
Картофель, 1 кг
160
0,37
433
Лук репчатый, 1 кг
400
0,80
500

В крупных городах, промышленных центрах, Москве и Санкт-Петербурге рост цен еще более значителен.

В связи с разными подходами к проведению ценовой политики, на территории стран Содружества сложился весьма значительный разброс цен на отдельные потребительские товары: цены в магазинах отдельных городов на 28 сентября 1993 г. (рублей за килограмм, литр, десяток) представлены в табл. 2.
 


Таблица 2

ГОРОД
ГОВЯДИНА
1 категории
КОЛБАСА
вареная
МОЛОКО
пастеризованное
МАСЛО
сливочное
МАСЛО
растительное
ЯЙЦА
ХЛЕБ
пшеничный из муки в/с
Баку
1310
1450
108
500
26
Ереван
2200
3500
1900
60
Минск
1255
1940
60
1755
390
70
Алматы
1234
2840
190
2000
1600
600
80
Бишкек*
1855
134
2095
499
146
Кишинев
2150
2580
55
3085
670
468
480
Москва
1796
2657
207
1643
670
409
259
Душанбе
1395
2625
36
2016
600
243
Ашгабат
250
320
8
300
870
5
Ташкент
600
3000
100
2160
200
480
67
Екатеринбург
1964
2520
230
1662
761
261
115
Новосибирск
1845
2667
130
1977
965
376
200
Нижний Новгород
2133
3060
149
1748
855
332
156
Санкт-Петербург
1778
2275
219
1704
819
311
170
Волгоград
1388
2545
60
1763
522
320
72
Воронеж
1860
2395
70
1500
268
180
Казань
1608
2044
109
1610
557
220
104
Челябинск
1600
3090
186
1800
480
215

* Цены приведены в рублях, исходя из пересчета сома по официальному курсу национального банка.
 

Недостаток ресурсов на потребительском рынке перекрывается за счет роста цен: длительный период времени примерно девять десятых стоимостных объемов товарооборота складывается за счет ценового фактора, тогда как по физической массе население приобретает товаров значительно меньше (табл. 3).
 


Таблица 3

СТРАНА
УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО ОБЪЕМА РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА В 1992г.
Новые Независимые Государства (в среднем)
1974
Армения
Таджикистан
1964—1965
Кыргызстан
Россия
Казахстан
Молдова
Узбекистан
1971—1976
Туркменистан
Беларусь
Украина
1985—1987

За 9 месяцев 1993 г. объем товарооборота (в сопоставимых ценах) был ниже, чем за тот же период 1991 г., более чем на треть, а в Армении, Азербайджане, Таджикистане и Кыргызстане товарооборот составил к уровню 1991 года лишь 16-30%.

Конечно, нельзя отрицать, что по сравнению с ранее пустыми прилавками магазинов, торговая сеть пополнилась товарами. Однако зачастую это кажущееся изобилие по-прежнему во многих регионах продолжают иметь место перебои в торговле товарами повседневного спроса (даже при высоком уровне цен на них), о чем свидетельствуют данные обследований, проводимых органами национальных статистических служб.

Так, например, в августе т.г. (по данным еженедельного наблюдения) в Российских магазинах отсутствовало в продаже:

  • мясо - в 71-73% общего числа областных (краевых, республиканских в составе государства) центров,
  • масло подсолнечное - в 37-50%, 
  • сахар - почти в половине городов,
  • молоко, яйца - в 23-30%,
  • масло сливочное - в 7-13%.
Скудными остаются даже в разгар сезона овощные прилавки магазинов:
  • картофель - в 55-70%,
  • капуста свежая - в 50-61%,
  • лук репчатый - в 59-80%,
  • морковь - в 74-87% городов.
В ряде городов имели место перебои в торговле хлебом.

В Белоруссии в конце августа в 85% обследованных магазинов не было в продаже масла растительного, в двух третьих - сахара, в каждом втором магазине - муки, в каждом четвертом - соли и рыбопродуктов. Трудности в приобретении хлеба и хлебобулочных изделий в августе испытывали жители столицы Таджикистана. Во многих регионах, особенно в крупных городах, широкое развитие получила в последнее время коммерческая торговля, однако, она изобилует товарами неповседневного спроса - это винно-водочные изделия и безалкогольные напитки (порой сомнительного качества), жевательная резинка, деликатесные кондитерские изделия, бижутерия, галантерейные товары, сувениры и др. импортные товары по весьма высоким ценам.

Положение на рынке товаров легкой промышленности определяется снижением производства многих их видов: во многих случаях имеющийся в магазинах ассортимент одежды и обуви не соответствует спросу населения по размерам, ростам, моделям, недостаточно разнообразие цен на них, а имеющиеся в большом ассортименте по коммерческим ценам товары в основном доступны лишь населению с высоким уровнем доходов.

Рынок товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения характеризуется с одной стороны, сокращением выпуска многих ассортиментных видов на них, а с другой - снижением платежеспособного спроса населения из-за возросших цен на товары длительного пользования (мебель, холодильники, телевизоры, стиральные и швейные машины, автомототехнику, видеоаппаратуру и др.), ставшие практически недоступными для широких слоев населения. Так, например, если в конце 1990 г. для приобретения бытового холодильника (емкостью холодильной камеры 260 л.) в России необходимы были средства в размере 1,7 среднемесячной заработной платы работающих, то в августе 1993 г. более чем четырехмесячной заработной плате. В основном спросом пользуются относительно недорогие модели - холодильники малой емкости, простые виды мебели, телевизоры черно-белого изображения с небольшим размером экрана и т.п.

На многих территориях сохраняется стабильный спрос на строительные материалы (в связи с расширением загородного строительства). Однако торговля пиломатериалами, шифером, цементом, оконным стеклом и другими стройматериалами по-прежнему в ряде регионов проходит с перебоями. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]