Внутренняя политика |
Обозреватель - Observer
|
"РУССКИЙ" ТРАНЗИТ
Олег Николаев
Проблемы борьбы с незаконным транзитом наркотиков
Международный незаконный оборот наркотиков и распространение наркомании являются одной из острейших глобальных проблем, вызывающих озабоченность мирового сообщества. В этой связи Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций 1991-2000 гг. были провозглашены Десятилетием по борьбе со злоупотреблением наркотиков. При этом проблема имеет две стороны. Во-первых, это незаконное производство и распространение (оборот) наркотиков - криминальный наркобизнес, представляющий криминально-правовую сторону проблемы, во-вторых, незаконное их потребление, являющееся острой социальной и медико-биологической проблемой. Немедикоментозное потребление наркотических средств, в итоге ведущее к наркомании, - одно из самых серьезных социальных потрясений, угрожающее жизни и здоровью поколений людей, отвлекающее значительные материальные и людские ресурсы на преодоление ее последствий. Социально-экономические, медико-биологические, правовые и политические вопросы, связанные с криминальным наркобизнесом, все теснее переплетаются в тугой узел и способны оказывать дестабилизирующее влияние на внутреннюю обстановку внутри государств. О серьезности ситуации свидетельствуют и данные уголовной статистики по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков. Только в 2000-2001 гг. в Российской Федерации было зарегистрировано 465082 преступления, связанного с незаконным изготовлением, приобретением, хранением или сбытом наркотических веществ (статья 228 Уголовного кодекса Россий ской Федерации), совершённых более 303 тыс. лиц, чья причастность к этим преступлениям была установлена. Однако для создания более объективной картины наркоситуации в России следует добавить еще более 12 тыс. преступлений, совершенных в те же годы по иным "наркотическим" статьям (ст. 229-233 УК РФ). По мнению самих правоохранительных органов, в их поле зрения попадает не более 10-15% от общего числа преступлений этого характера. В 2002 г. было зарегистрировано более 175 тыс. "наркотических" преступлений, а по прогнозам экспертов правоохранительных органов, в 2003 г. их число может перевалить за 200 тыс. По мнению многих специалистов, незаконное распространение наркотических и психотропных веществ, их прекурсоров, а также распространение наркомании превратились в непосредственную угрозу национальной безопасности России. В этой связи указанная проблема рассматривалась на заседании Совета Безопасности России в сентябре 2002 г. По результатам его работы Указом президента № 1068 от 24 сентября 2002 г. был образован Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ (ГКНК), на который была возложена функция исполнения законодательства об обороте указанных веществ на территории Российской Федерации. На ситуацию с незаконным оборотом наркотических средств и их потреблением в России, как и в других государствах СНГ, влияет их географическая близость к Афганистану, ставшему крупнейшим в мире производителем опиатов и героина. Вследствие этого через территории государств СНГ были проложены два пути наркотрафика из Афганистана в Европу: "северный" и "южный". Под наркотрафиком - или каналом незаконной транспортировки наркотических средств, - принято понимать совокупность маршрута перемещения, используемых транспортных средств, способов сокрытия наркотиков, в том числе при пересечении государственных и таможенных границ, а также лиц, принимающих непосредственное участие в незаконной транспортировке и причастных к обеспечению ее безопасности. Условно схему современного наркотрафика можно представить в виде следующей цепочки: производитель - оптовый поставщик - транспортировщики - оптовые получатели наркотиков - розничные наркоторговцы. В силу понятных причин этой "цепочке" противодействует целый ряд правоохранительных органов - от таможенных и пограничных, до прокуратур и милицейских (полицейских), не считая органы безопасности и специальные службы. Задачами последних, по-видимому, должны быть выявление и пресечение противоправной деятельности оптовых поставщиков и получателей, а также производителей наркотических средств. Как правило, оптовые поставщики и оптовые получатели разделены государственными границами. В силу этого возникает объективная потребность в развитии сотрудничества органов безопасности государств-участников СНГ в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств. Соответствующий уровень много- и двустороннего сотрудничества создает благоприятные условия для эффективного совместного осуществления различных оперативных мероприятий, среди которых своей результативностью известна контролируемая поставка. He менее актуальным для повышения эффективности борьбы с криминальным наркобизнесом является разрешение комплекса вопросов, связанных как с противодействием "легализации" или "отмыванию" доходов от незаконного оборота наркотиков, так и с созданием условий по недопущению их использования в национальных экономиках. Разрешение данных вопросов отличается своей специфичностью, многогранностью, сложностью и связано как с гармонизацией и унификацией национальных законодательств, так и с задействованием специальных информационных систем. При этом необходимо отметить, что доходы от криминального наркобизнеса никогда и нигде не способствовали экономическому росту и развитию государств или их отдельных регионов. Напротив, контроль наркоструктур над огромными финансовыми и материальными средствами представляет серьезную опасность для любой, и прежде всего слабой, экономики. Бедность юга Италии, Колумбии, Перу и других латиноамериканских стран, где наркомания удерживает в своих руках многие, в том числе ключевые отрасли экономики, свидетельствует о том, что вместо стимулирования национальной экономики организованная наркопреступность "консервирует" отсталость. По оценкам российских и зарубежных экспертов, урожай афганского опийного мака в 2002 г. в 18 раз превзошел объемы предыдущего года и в пересчете на чистый героин составляет - 320-325 т. А ныне имеющийся в Афганистане запас героина оценивается в 400-450 т. Контртеррористическая операция в Афганистане, начатая в октябре 2002 г., давала надежду на вероятность захвата и уничтожения произведенного там героина и запасов опия-сырца. Однако этим ожиданиям не суждено было сбыться: международные наркоструктуры по-прежнему эксплуатируют ранее созданные каналы незаконной транспортировки наркотиков с территории Афганистана, в первую очередь, с использованием их транзита через территории России и некоторых других стран СНГ. Следует отметить, что "северный" наркотрафик через Таджикистан в Россию и другие государства СНГ действовал и во время гражданской войны в Таджикистане 1992-1994 гг., по-видимому, подпитывая силы "Объединенной таджикской оппозиции", а также во время раскола Афганистана на талибский центр и юго-восток и территории, контролировавшиеся так называемым "северным альянсом". С 2002 г., после свержения режима талибов в Афганистане, наркопоток на север еще более возрос. Причем, как отмечал бывший начальник Погрануправления ФСБ России в Республике Таджикистан А.С.Маркин, пик его пришелся на 2001 г., когда пограничниками было задержано 5452,2 кг наркотиков, а доля чистого героина составила 2432,1 кг. А уже за 10 месяцев 2003 г. было изъято 4888,1 кг наркотиков, 2575 кг из которых составил героин. За этот же период времени было задержано 97 "пеших караванов" наркокурьеров1. Наряду с этим через пограничные КПП идет переброска мини-партий наркотиков, когда их вес не превышал 0,6-1,5 кг. В тоже время, по мнению специалистов, это лишь ничтожная часть реального объема перемещающегося через границу наркозелья. Немалую щекотливость ситуации придает тот факт, что активизация борьбы с наркотрафиком означает борьбу с бывшими союзниками по антиталибской коалиции из "северного альянса", что не может не учитываться как действующими в Афганистане оккупационными "миротворческими силами", так и самими кабульскими властями, а чересчур "резкие движения" в этом вопросе способны разрушить достаточно хрупкий мир, воцарившийся в стране. Кроме того, в северных районах Афганистана, контролируемых альянсом, проживают преимущественно таджики и узбеки, что облегчает им контакты с населением по эту сторону государственной границы. По данным ООН, с 2002 г. посевы опийного мака в Афганистане только увеличиваются, несмотря на попытки правительства Х.Карзая принять меры по их сокращению, и даже выплату компенсаций владельцам посевов. Как отмечалось в докладе исполнительного директора Управления ООН по контролю за наркотиками и преступностью (УНиП) "Опиумная экономика Афганистана: международная проблема", в 1994-2000 гг. продажа наркотиков обеспечивала афганскому населению доход в 150 млн. долл. США, или 750 долл. на семью, занимавшуюся выращиванием опийного мака. В 2002 г., по подсчетам экспертов ООН, общий доход от наркоторговли в Афганистане возрос до 1,2 млрд. долл., или до 6500 долл. на семью. По мнению регионального представителя УНиП в Центральной Азии, для кардинального изменения ситуации потребуется не менее 10-15 лет. Конечной целью афганского наркотрафика являются Европа и США, где стоимость "дозы" возрастает в 100 раз по сравнению с ее первоначальной ценой. В этой связи эти страны также непосредственно заинтересованы в перекрытии каналов наркотрафика, понимая при этом важность задач, решаемых право охранительными органами Таджикистана, России и других стран НСГ. В разделе "Западная Азия" ежегодного доклада международного комитета ООН по контролю за наркотиками за 2002 г. отмечалось, что "комитет высоко оценивает тот факт, что власти Таджикистана тесно сотрудничают с властями Российской Федерации в вопросах пограничного контроля, особенно в том, что касается проблемы незаконного оборота опиатов, поступающих из Афганистана". В тоже время следует отметить, что немалая часть транспортируемых наркотиков "оседает" непосредственно на территории России, где, по оценкам экспертов, имеется от 4 до 5 млн. наркопотребителей, причем все активнее "подсаживающихся" на героиновую иглу. А годовой оборот наркорынка в нашей стране оценивается в 9-10 млрд. долл.2. Хотелось бы надеяться, что антикриминальные усилия служб безопасности и правоохранительных органов стран СНГ встретят поддержку со стороны международных структур, ведущих борьбу с наркотрафиком и незаконным оборотом наркотиков, в том числе специализированных органов ООН, включая венский Центр по контролю за наркотиками и предупреждению преступности (UNODCCP). Это создает благоприятные УСЛОВИЯ для активных инициатив и действий государств СНГ на международной арене. В частности, это касается возможности постановки вопросов борьбы с наркотрафиком на всех международных форумах, посвященных послевоенному урегулированию в Афганистане. Примечания 1 Независимое военное
обозрение. 2003. № 40.
|
|