Права человека
Обозреватель - Observer

 РЕАДМИССИЯ В ОТНОШЕНИЯХ РОССИИ И ЕС


Аслан Абашидзе,
доктор юридических наук,
профессор
Елена Киселева,
аспирант Российского Университета
Дружбы народов

 

 Перспективы заключения соглашения




Понятие и содержание договора
о реадмиссии

Институт реадмиссии* является новым феноменом в международном праве. После Второй мировой войны, когда в условиях восстановления разрушенной войной экономики действовало относительно либеральное законодательство в отношении трудовой миграции, западноевропейские государства начали заключать между собой соглашения о контроле за границами и обращении с незаконно прибывшими лицами, предусматривавшие ответственность сторон за незаконный въезд или пребывание собственных граждан на территории другой договаривающейся стороны1. Распространение подобных обязательств на граждан третьих стран и лиц без гражданства стало актуальным в 70-90-х годах по двум причинам. С одной стороны, основные программы въезда были заморожены в ответ на нефтяной кризис и резкий спад экономики, а с другой - политические изменения в Европе повлекли за собой увеличение объемов вынужденной миграции из постсоветского пространства и превратили государства Центральной и Восточной Европы из "поставщиков" мигрантов, в первую очередь нелегальных, в "транзитные коридоры" для них.

Сущность соглашений о реадмиссии составляют взаимные обязательства государств принять обратно своих граждан, граждан третьих стран и лиц без гражданства, незаконно прибывших на территорию договаривающейся стороны или остающихся там без законных оснований, если данные лица прибыли с территории этой договаривающейся стороны.

Договоры о реадмиссии также предусматривают создание технических возможностей для управления процедурой и операциями по перемещению нелегальных мигрантов, а также установление правил возмещения затрат, защиты данных и соблюдение прочих международных прав и обязательств.

Субъектами рассматриваемых соглашений могут являться не только государства, но и группы и объединения государств.

Так Европейский Союз заключил два соглашения о реадмиссии (с Гонконгом и Шри-Ланкой), шесть первоначальных членов Шенгенских соглашений подписали такой договор с Польшей. 
 

Потребность ЕС
в заключении договора о реадмиссии с РФ

Мигранты нужны, но квалифицированные. Можно выделить как минимум две взаимосвязанные причины заинтересованности государств-членов ЕС в притоке мигрантов.

Во-первых, для европейских государств, как для развитых стран в целом, характерны низкий уровень смертности при низком уровне рождаемости, а следовательно, ничтожные показатели естественного прироста населения. Для того, чтобы население Европы удвоилось путем естественной смены поколений, потребовалось бы около миллиона лет2

Во-вторых, уменьшается доля трудоспособного населения, что приводит к увеличению налогового бремени на работающих европейцев для содержания пенсионеров.

Таким образом, Европе нужны мигранты для воспроизводства населения и развития экономики.

Первая цель достигается при ассимиляции иммигрантов с местным населением, на что направлены программы адаптации, существующие практически во всех государствах. А для реализации второго направления вводятся льготные режимы допуска в страну определенных категорий работников, в которых заинтересована принимающая сторона. Безусловными лидерами в такого рода списках предпочтений являются высокопрофессиональные кадры, однако, поскольку нехватка рабочих рук ощущается и в тех сферах обслуживания и производства, которые не являются престижными для местного населения, отдельные элементы упрощенного режима вводятся и для них. Так, например, для домашней прислуги, следующей с семьей хозяев в Великобританию, установившейся практикой государства предусмотрена упрощенная процедура въезда.

Однако все выше упомянутое относится к лицам, которые соблюдают законодательство страны пребывания. В отношении же нелегальных мигрантов политика однозначна: с нелегалами необходимо бороться3. Соглашения о реадмиссии призваны служить инструментом этой борьбы, которая приобретает особое значение в свете отмены внутренних границ ЕС.

Свобода перемещения внутри - жесткий контроль на общей границе. Эта идея была воплощена в жизнь с принятием Амстердамского договора 1997 г., когда вопросы виз, убежища, иммиграции и некоторые другие, связанные со свободным перемещением людей, перешли к ведению ЕС и составили Титул IV Договора. Кроме этого, Шенгенские достижения также стали составной частью права ЕС в соответствии с Протоколом к Амстердамскому договору. Таким образом, в настоящее время внутренние границы 15 государств Европы прозрачны и должны остаться таковыми при скором расширении ЕС; существуют единообразные правила в отношении допуска лиц третьих государств на территорию ЕС с краткосрочными визитами.

Вместе с тем, единая служба по охране внешних границ до сих пор не создана. Причин этому несколько. Охрана государственных границ - это одна из составляющих суверенитета государства, затрагивающая, в том числе, безопасность страны. Для того, чтобы передать такую важную функцию наднациональным органам, необходимо прежде всего унифицировать внутреннее законодательство предполагаемых участников по вопросам миграции. Поскольку в противном случае наличие более жестких иммиграционных положений в одних государствах теряет свой смысл.

Кроме этого, не все члены ЕС в равной мере ощущают давление на внешние границы, а значит, государства с более протяженной и, особенно, морской границей (Испания, Италия) будут нести гораздо большее бремя по охране границ, чем, например, Австрия или Чехия. Следовательно, необходимо распределение финансового бремени.

С точки зрения заключения Россией соглашения о реадмиссии с Евросоюзом, сложным представляется также вопрос о соотношении норм, применимых в вопросах регулирования миграционных процессов. Право ЕС обладает приоритетом над Шенгенскими достижениями и внутренним правом государств-членов по вопросам своей компетенции. В отношении условий долгосрочного пребывания государства сохранили полноту своих полномочий. Практика ЕС не разрешает данного вопроса, поскольку государства-члены и ЕС в целом не имеют соглашений с одними и теми же контрагентами по вопросам приема-передачи незаконных мигрантов.

Россия - доступный коридор для нелегалов. В настоящее время сеть соглашений о реадмиссии связывает участников ЕС, кандидатов на вступление и прочие государства, прежде всего, из СНГ. 

В Европейских государствах существует мнение, что хотя Россия сама по себе и не является значительным миграционным донором, большой объем нелегальной миграции в ЕС проходит через РФ транзитом4. Минимум два из пяти основных маршрутов**, выделенных экспертами Европола, по которым нелегальные мигранты прибывают в ЕС, связаны с Россией. Для государств-членов ЕС выгоднее заключить соглашения о реадмиссии с Россией, чем пытаться выслать нелегалов на родину.

При этом особое, негативное для России значение приобретает позиция Украины, которая, как и Россия, является страной транзита нелегалов, но охотно идет на заключение соглашение о реадмиссии с ЕС5.

Положение Украины и России в данном вопросе немного схоже, для каждого государства реадмиссия - это шаг к введению безвизового режима. Украина, как и Россия, пока не имеет общих границ с ЕС, а значит, поскольку воздушный путь является наименее распространенным, нелегалы проникают туда через другие государства, с которыми Украина уже имеет соглашения о реадмиссии. Следовательно, договор с ЕС не изменит ситуации, даже когда в 2004 г. 10 новых членов вступят в ЕС. 

Для Украины важен сам факт активной подготовки соглашения в контексте аналогичных обязательств РФ. Ведь собственно украинские граждане не составляют большинство среди отправляемых назад нелегалов, а граждане третьих государств проникают, в том числе и через Россию. 
 

Россия в контексте
соглашения о реадмиссии

Географическое положение РФ.

Территория РФ огромна. Транзитные потоки в Европу, как правило, направлены от южных рубежей через западные (табл.).

Таблица

Западные границы России

При этом, Россия непосредственно граничит с такими государствами-источниками нелегальной миграции, как: Украина, Казахстан, Грузия, Азербайджан, Китай, Монголия.

Россия и СНГ. В рамках СНГ существует безвизовое пространство, в которое не входит только Грузия. Это дает возможность гражданам Туркменистана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана беспрепятственно въезжать в Россию и следовать через ее территорию далее. А через эти государства доступ получают также вьетнамцы, пакистанцы, афганцы, индусы и так далее. Таким образом, для России соглашение о реадмиссии может не быть односторонне обязывающим (de facto), только в случае коренного пересмотра отношений в рамках СНГ.

Первое соглашение РФ о реадмиссии. Несмотря ни на что Россия пошла на заключение соглашения о реадмиссии.

Первое и единственное такого рода соглашение было заключено с Литовской Республикой 12 мая 2003 г., ратифицировано Россией 4 июля 2003 г.6 и вступило в силу 20 августа 2003 г.7.

Оно распространяется как на граждан соответствующих государств, так и на граждан третьих стран. Общим условием приема обратного для двух категорий лиц является въезд или пребывание на территории запрашивающей стороны с нарушением законодательства этой страны по вопросам въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства. Первые подлежат выдаче, если будет доказано, что они являются гражданами запрашиваемой о приеме стороны, либо утратили гражданство после въезда и не приобрели иного, либо в отношении данных лиц не принято решение о предоставлении гражданства. Российские граждане подлежат реадмиссии независимо от того, откуда они прибыли на территорию Литвы. Для реадмиссии граждан третьих государств необходимо соблюдение иных условий: должны быть доказаны (1) факт въезда непосредственно с территории запрашиваемого государства, (2) законность оснований для пребывания в запрашиваемом государстве.

Исключение составляют лица, (1) имевшие на момент въезда или приобретшие после действительный вид на жительство, (2) являющиеся гражданами государств, имеющих общую границу с запрашивающим государством (для Литвы это Белоруссия и Польша), (3) находившиеся в транзитной зоне международного аэропорта запрашиваемой стороны.

Литва находится в более благоприятном положении не только благодаря тому, что миграционные потоки направлены из России. Литва имеет порядка 15 соглашений о реадмиссии, в том числе и с донорами нелегальной миграции, например из Закавказья, с которыми у России фактически открыты границы. Предложение РФ о неприменении договора к гражданам государств, с которыми у запрашиваемого государства существует безвизовый режим, к сожалению, не нашло отражение в соглашении. Для России это большая неудача, поскольку большую долю нелегальных мигрантов составляют граждане государств-участников СНГ. 

Кроме этого, в процессе согласования было решено не затрагивать незаконно прибывших или незаконно остающихся на территории сторон лиц, ищущих убежище. Только практика покажет, насколько адекватно будут защищены эти лица положением преамбулы договора о приверженности основным нормам международного права в области прав человека, "в том числе права на убежище", и положением Ст. 10 Соглашения об обязательствах сторон из других международных договоров, участниками которых они являются.

Непропорциональными будут и расходы сторон на возврат и транзит мигрантов. Ст. 8 рассматриваемого соглашения предусматривает как общее правило, что до границы двух государств лица доставляются за счет запрашивающей стороны, а далее - принимающей стороны. Излишне отмечать, насколько различны размеры территории РФ и Литвы.

Необходимо ли России заключение соглашения о реадмиссии? Россия позиционирует себя в мировых и региональных отношениях в качестве державы, имеющей особые интересы и особую ответственность не только на постсоветском пространстве, но и в мире в целом. Интересы эти связаны, в том числе, и соблюдением прав человека и в таком контексте могут быть раскрыты через стремление обеспечить реализацию и соблюдение прав собственных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ, а также лиц, на которых распространяется юрисдикция государства в силу международно-правовых обязательств. Помимо этого, вопрос регулирования миграционных процессов тесно связан с интересами национальной безопасности.

Исходя из таких посылок, перспективы заключения соглашения о реадмиссии с ЕС выглядят следующим образом. Договор о приеме и передаче незаконных мигрантов является обязательным условием ЕС для дальнейших переговоров об упрощении взаимных поездок граждан, чего добивается Россия. Однако границы РФ для большого числа миграционных доноров прозрачны в силу объективных причин. 

Для того, чтобы соглашение о реадмиссии было выгодным для России необходимо начинать такого рода переговоры не с государствами, которые будут возвращать мигрантов нам, а со странами, куда будем возвращать их мы, то есть с государствами Закавказья, Центральной и Восточной Азии. Существование безвизового режима в рамках СНГ лишает Россию такой перспективы. А значит, если соглашение с ЕС о реадмиссии будет подписано, нелегальные мигранты будут оставаться в РФ.

Направленность миграционных потоков в Европу от южных границ через западные, повлечет необходимость значительных расходов РФ на транспортировку нелегалов через огромную территорию, что ляжет на федеральный бюджет.

Соблюдение прав человека в процессе реализации подобных соглашений также потребует дополнительных организационных и материально-технических расходов. Ведь даже такие европейские государства, как Швеция и ФРГ, критикуются за нарушения прав человека в процессе осуществления массовых депортаций нелегалов со своей территории чартерными рейсами8.

Вопрос принятия собственных граждан, незаконно прибывших или пребывающих на территории других государств является содержательно безразличным, поскольку государство обязано принимать назад своих граждан в силу обязательств из основных документов международного права в области прав человека. А вот отделение вопроса о беженцах от проблем реадмиссии представляется необоснованным. Поскольку бремя рассмотрения заявлений о предоставлении убежища будет переложено на принимающую сторону, в данном случае РФ.

Таким образом, закрепление в Концепции регулирования миграционных процессов в РФ9 необходимости для России заключать соглашения о реадмиссии в качестве основной внешнеполитической задачи не охватывает договора с ЕС, и на данном этапе заключение этого соглашения явилось бы преждевременным для России.
 

Примечания

*  Реадмиссия - от англ. глагола to readmit - принимать назад.
1  Klaczynski M. Readmission agreements concluded by Poland // Polish-German Seminar on the International Law. Krakow, 1997.
2  Фуше М. Европейская республика: Исторические и географические контуры. Эссе. М.: Международные отношения, 1999. С. 96.
3  Степанов А. Что делать с "шестнадцатым государством" ЕС? // Европа. 2003. № 2(25) февраль. С. 6.
4  На авансцене - иммиграция // Европа. 2002. Июнь. С. 16.
**  Это прибалтийский, центрально-европейский, балканский, восточно-средиземноморский и североафриканский. Степанов А. Указ. соч.
5  Силина Т. Это страшное слово "реадмиссия" // www.zerkalo-nedeli.com № 11 (386) Суббота, 23-29 марта 2002 года.
6  СЗ. 2003. № 27, ст. 2714.
7  СЗ. 2003. № 34, ст. 3358.
8  EU: Mass deportations by charter flight - enforcement and resistance // Statewatch bulletin. 2003. April. Vol. 12, no 2; Развитие событий в области прав человека. Всемирный доклад 2003 // www.hrw.org.
9  СЗ. 2003. № 10, ст. 923.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]