Военно-политические проблемы
Обозреватель - Observer

 НОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ США
В ВОПРОСАХ РАЗОРУЖЕНИЯ


Михаил Крепак,
независимый эксперт

 

 Нераспространение ОМП прежде всего


В современном международном разоруженческом процессе и в первую очередь в системах оружия массового поражения (ОМП) сложились в последние годы три относительно самостоятельных направления деятельности: 

    - контроль над вооружениями (КВН); 

    - демилитаризация ОМП-потенциала (уничтожение, утилизация, конверсия, реабилитация); 

    - нераспространение систем оружия, средств доставки, материалов, технологий и информации.

По оценке специалистов, к началу XXI в. руководство США значительно утратило интерес к контролю над вооружением, поскольку в мире осталась теперь только одна супердержава. А она всегда сможет решить этот вопрос самостоятельно, как это случилось в Ираке. Америка смирилась и с медленным развитием процесса ликвидации оружия, в частности, в сфере химического разоружения. За последние годы построено только три основных объекта по уничтожению химического оружия (ОУХО) из девяти запланированных и ликвидировано лишь около 26% запасов ХО, причем страны, обладающие основным запасом ХО, отодвигают сроки окончательного их уничтожения до 2012 г.

Сейчас, по мнению американских "разоруженцев" все внимание, силы и средства должны быть переключены на более опасные для США проблемы нераспространения оружия массового поражения. По их взглядам, в связи с развитием техники эта проблема становится главной.

Согласно законодательству США и, в первую очередь, по закону "О контроле над вооружениями и нераспространении" (1993 г.), термин "нераспространение" означает "любое соглашение, программу, политику или действие, направленные на предотвращение, затруднение, ограничение или принуждение государств или отдельных субнациональных организаций к отказу от приобретения, разработки, испытаний, производства или экспорта ОМП и средств его доставки.., а также направленные на побуждение государств или субнациональных организаций не сохранять у себя данные виды оружия, средств доставки и другие компоненты ОМП-потенциала".

Новые подходы администрации Дж. Буша-мл. к нераспространению - это превентивность и решительность в применении вооруженных сил в глобальном масштабе на основе собственных односторонних решений. Принятая в 2002 г. национальная стратегия борьбы с ОМП предусматривает и подтверждает три базовых принципа в действиях по борьбе с распространением ОМП: контрраспространение, нераспространение и управляемая ликвидация последствий возможного применения ОМП против США.

Для решения проблем нераспространения сегодня привлекаются министерства и ведомства США, ранее стоявшие в стороне от этой проблемы. Создаются новые государственные институты, претендующие на функции традиционных органов власти.

В частности, организовано Министерство внутренней безопасности, которому поручены ряд консульских функций, изъятых у Госдепартамента. 

У Пентагона также отнято ряд полномочий по вопросам устройства послевоенного Ирака, эти функции переданы только что созданной Рабочей группе при президенте. 

В стране усилен контроль за пребыванием иностранцев. 

Около 50 тыс. новых сотрудников пополнили службы таможенного, иммиграционного и пограничного контроля. 

Начали действовать "Указания по контролю контейнерных перевозок". 

Недавно предложена новая программа борьбы с распространением ОМП (Proliferation Security Initiative), активизируется работа Австралийской группы, программа "Глобальное партнерство" все больше приобретает организационные очертания. 

Все перечисленные ранее последние шаги США укрепляют обозначившиеся тенденции.

Дж.Буш во время визита в Варшаву 31 мая 2003 г. сделал очередное программное заявление (Proliferation Security Initiative), согласно которому, предполагается осуществлять "досмотр самолетов, неземного транспорта и судов, перевозящих подозрительные грузы, а также проводить конфискацию нелегального оружия и ракетных технологий". 

Это предложение получило импульс к развитию после инцидента в декабре 2002 г., когда испанские корабли перехватили судно с ракетами КНДР, шедшее в Йемен, досмотрели его и отпустили, так как не имели юридических оснований для задержания.

Все действия США строятся, исходя из того, что маршруты контрабанды и их "узкие" места давно известны. Перехват и конфискацию грузов предполагается осуществлять в зонах и пунктах, находящихся в пределах юрисдикции стран-участниц. Помимо США, 10 стран проявили интерес к данной программе. В июне 2003 г. в Мадриде состоялось первое совещание заинтересованных стран, осенью того же года были проведены первые совместные учения.

Австралийская группа (АГ), созданная в 1985 г. и объединяющая 33 страны и Европейское сообщество (ЕС) - важный компонент глобальной инфраструктуры разоруженческого пространства. Усилия АГ дополняются мерами организационного характера по запрещению химического оружия (ОЗХО), режимом контроля за ракетными технологиями, группой ядерных поставщиков и другими мероприятиями. На июньском (2003 г.) совещании АГ без всяких консультаций было решено расширить контролируемый список биологических агентов на 14 биологически опасных патоген, поражающих человека и животных. Кроме того, АГ решила повысить транспарентность и обмен информацией внутри австралийской группы, одобрила новый вариант руководства по практике экспортного контроля. Под воздействием США акцент в АГ перемещается с химического на биологическое оружие (БО).

В наиболее широком плане США делают переоценку приоритетности видов оружия в триаде оружия массового поражения (ЯО-ХО-БО).

Под предлогом роста угрозы от заражения биологическими средствами в форме биотерроризма биологическое оружие ставится американцами на второе место после ядерного, отодвигая ХО в самый конец. На конверсию бывших советских лабораторий и предприятий сферы биологической промышленности нацелены очередные шаги в области биоиндустрии, озвученные и одобренные на саммите президентов РФ и США в ноябре 2001 г. При этом отказ США от протокола к "Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического, (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г.", скорее всего, свидетельствует о повышенном внимании американцев к данному виду оружия, в частности, к биоагентам несмертельного действия. 

рограмма "Глобальное партнерство", предложенная США в 2002 г., концептуально и функционально обеспечивает интересы режима нераспространения оружия массового поражения.

На саммите "восьмерки" в Эвиане в 2003 г. было признано, что "распространение ОМП представляет исключительную угрозу международной безопасности". При этом большое внимание уделяется дипломатическим инструментам нераспространения (инспекции, экспортный контроль, договоры), но при необходимости, как полагают, возможно "использование и других мер в соответствии с международными законами". 

В СМИ было высказано в связи с этим предположение, что речь может идти о применении силы. Правда, президент Франции заявил агентству Рейтер 3 июня 2003 г., что "никогда не стоял вопрос о применении силы против кого-либо и где-либо". После Эвианского саммита на встрече глав правительств стран Европейского Союза в Греции (июнь 2003 г.) был одобрен документ "Базовые принципы стратегии ЕС в борьбе с распространением ОМП", в котором весьма завуалированно предполагается применение силы в качестве самого последнего средства.

Таким образом, продолжается постепенная консолидация сил вокруг идей, активно навязываемых США международному сообществу.

Действия США по линии нераспространения кардинально меняют расстановку сил и условия деятельности России в сфере химического разоружения - составном компоненте ОМП-разоружения.

Во-первых, упор на глобальное нераспространение может заставить руководство России значительно расширить круг национальных субъектов, вовлекаемых в сферу химического разоружения (ХР). В их число могут плотно войти органы экспортного, пограничного, иммиграционного, таможенного и другого контроля. Задачи национального управления сферой ХР в этом случае резко усложняются, потребуется новый более высокий уровень межведомственной и межрегиональной координации, что в прошлом было камнем преткновения. Потребность в реорганизации структуры национального управления сферой ХР приобретает комплексный и многоуровневых характер.

Во-вторых, увеличение сложности и объема задач по химическому разоружению потребует не только дальнейшей институонализации, но и принципиально новых кадров разоруженцев, способных решать проблемы ХР в длительной перспективе. США заявляют, что у них "уже появились впечатляющие кадры ученых, техников, переговорщиков и менеджеров, работающих для министерства обороны и его подрядчиков…". Российский опыт более скромен, и нам еще предстоит развернуть действенную и долгосрочную работу в вузах Минобороны РФ и других ведомств по подготовке специалистов по всем направлениям ХР. 

В-третьих, без формирования единого информационного пространства химического разоружения ни новым институтам, ни новым кадрам навряд ли удастся найти ответы на вызовы времени. Информационное обеспечение до последнего времени остается одним из самых трудных мест в решении проблем ХР, что, впрочем, имеет место и в США. Без новых подходов к организации информационной составляющей сферы ХР сохраняется опасность оказаться в тупиковой ситуации уже в ближайшем будущем. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]