Статьи
Обозреватель - Observer



 ПУТИН И РОССИЯ:
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЛИЧНОСТЬ

В.Семенов,
доктор философских наук, профессор,
действительный член Академии политической науки

 

       Оценивая в целом положительно деятельность В.В.Путина в качестве Президента Российской Федерации за 5 последних лет (2000-2004 гг.), мы вместе с тем совсем не подразумеваем, что однозначно и полностью поддерживаем и одобряем все проводимые им действия и мероприятия. Но факт остается фактом: за эти 5 лет в общественно-историческом развитии России действительно были осуществлены значительные изменения. И большую роль в этом сыграл субъективный фактор - активные и инициативные действия новой власти, Президента В.В.Путина, опирающегося на субъективное понимание, поддержку и реальную созидательную деятельность значительной части российского населения во имя изменения объективной обстановки в стране к лучшему.

       Но одновременно немалая часть российского населения остается субъективно несогласной с действиями власти, протестует против политической линии Президента.

Реформационные процессы и общественные противоречия,
политическая борьба

       В российском обществе до сих пор сохраняются значительные объективные противоречия, нерешенные трудности и проблемы. Ведь они накапливались и обострялись многие десятилетия и преодолеть их всего за 5 лет было просто невозможно. Сам Президент В.В.Путин неоднократно подчеркивал, что ныне мы находимся лишь в начале крупных изменений и преобразований, и при всем их позитивном значении ими нельзя быть вполне удовлетворенными. В первую очередь остро дают о себе знать объективные общественные противоречия между трудом и капиталом, бедностью и богатством, народом и властью. От дальнейшего их преодоления, как и решения многих других проблем и трудностей зависит успешность дальнейшего прогрессивного развития России.

       Поэтому рассчитывать на легкий путь общественно-цивилизационного развития России нельзя и не следует. Дело общественных изменений и преобразований очень сложное и трудоемкое. Для успеха в нем требуется обеспечение единства объективных и субъективных факторов, воли, инициативы власти и поддерживающей ее начинания творческой деятельности больших масс населения, требуется их взаимопонимание и совместные действия. А в этом отношении не все просто и гладко. Ведь в российском обществе сохраняются противоречия между группами населения и властными структурами из-за определенных действий власти, прежде всего - непопулярных, не получивших поддержки в народе.

       Поэтому при проведении Президентом и Правительством реформ и мероприятий могут возникать новые, дополнительные противоречия, трудности, проблемы, конфликты, обостряться взаимоотношения между властью и группами населения.

       Так, фактически, и произошло в середине 2004 г., когда по инициативе сверху, несомненно от Президента, в Государственной Думе стала обсуждаться серия реформ с последующим принятием соответствующих законов по важнейшим социальным и политическим вопросам. К ним относились:

           - проект закона о митингах и демонстрациях - где их можно проводить, а где нельзя;
           - проект закона о референдуме - когда, кем и при каких условиях его можно инициировать и голосовать за его проведение;
           - проект закона о замене ранее - при Советской власти и позднее - назначенных социальных льгот различным группам населения на денежное вознаграждение;
           - предложения о жилищной реформе, сводящиеся к отказу в будущем от бесплатного предоставления жилья, как это было ранее, в связи с невозможностью обеспечить это миллионам очередников, к развитию системы ипотеки и другим мерам;
           - предложения об изменении избирательной системы по выборам в Госдуму, сводящиеся к недопущению к выборной кампании очень малых партий, к отказу от голосования по одномандатным округам и переходу к голосованию только по партийным спискам.

       Все эти предложения вызвали бурное обсуждение в обществе, были оценены, главным образом, как непопулярные и инициировали нарастающее протестное движение больших масс населения, продолжавшееся несколько месяцев.

       Становилось ясным, что эти преобразования были предприняты именно по инициативе Президента В.В.Путина, хотя формально об этом не говорилось, и он оставался в тени. Понятно, что непопулярные меры лучше проводить в первый год нового президентского срока (март 2004 - март 2008 гг.), рассчитывая, во-первых, что потом страсти от бурных баталий по их поводу улягутся и во многом забудутся. Во-вторых, Президент оставался как бы "над схваткой" - предложения вносила исполнительная власть - Правительство, а обсуждала законодательная - Госдума. Президент оставался "высшим арбитром", и по ходу гражданских битв вносил необходимые, с его точки зрения, коррективы, тем самым как бы примиряя бурно протестующее население с исполнительной и законодательной властями внесением поправок и компромиссов. Такая линия была разумной и дальновидной.

       Выдвижение двух главных реформаторских преобразований - в области замены социальных льгот на денежную оплату и жилищной реформы - было, помимо внутренних причин, продиктовано и условиями вступления России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Для России этот процесс шел трудно и растянулся на несколько лет. При этом от ряда выдвинутых ВТО требований удалось добиться отказа, а на ряд общепринятых условий пришлось пойти.

       По главному вопросу - "льготы на деньги" - власти, и, конечно, именно Президенту, пришлось пойти на уступки (что, думаю, с самого начала и предполагалось Президентом). Было дано согласие на то, что сами граждане смогут выбирать: сохранить ли им социальные льготы или вместо них получать денежную оплату. Так что получилось вполне демократично, так как в нарушение именно демократии и прав человека с самого начала обвиняли Правительство, Госдуму и Президента. В.В.Путин оказался в явном выигрыше - и выдвинутые им реформы провели, и люди на свои протесты получили удовлетворительные решения.

       Помимо данного главного вопроса власть также подтвердила, что она не ставит вопрос об отказе от бесплатного здравоохранения и бесплатного образования. В то же время с ее стороны были выдвинуты обоснованные обвинения по поводу качества и характера обучения в размножившихся в предшествующие годы частных вузах и других частных учебных заведениях.

       Довольно бурные события середины 2004 г., связанные с инициативой проведения целого ряда социальных и гражданских реформ, подтвердили, что реформирование российского общества вовсе не избавило его от сопровождающих такие общественные перемены противоречий, трудностей, конфликтов, от социально-политических протестных форм борьбы. В то же время такая реакция гражданского общества на действия власти и властей свидетельствует о борьбе гражданского общества за свои права, за свое укрепление, за усиление своего влияния и воздействия на государственную власть.

Особенности президентского руководства
и правления В.В.Путина

       В сложных и противоречивых общественных событиях последнего времени снова проявилась незаурядная личность Президента В.В.Путина, его ум и умение добиваться поставленных целей. Следует признать, что В.В.Путин представляет собой незаурядную, выдающуюся и в то же время весьма сложную, противоречивую фигуру. Причем, по нашему мнению, в двух планах - и как руководитель страны и в личностном плане, по личным чертам характера.

       Как руководителя страны, правителя, властителя мы бы охарактеризовали В.В.Путина, прежде всего, как талантливого прагматика, как умного, решительного и принципиального практическо-прагматического руководителя, как выдающегося политического деятеля. При этом работающего активно и инициативно, очень много и постоянно.

       Главная черта его в политической области - он последовательный государственник, в этом смысле - патриот, болеет за страну и Державу, желает максимально помочь стране, а следовательно, и народу. Его цель - поднять и возвысить российское государство, сделать его более мощным, сильным, могущественным, передовым, а потому и более влиятельным, подлинно великим в мире.

       В силу его способностей, ума, явно властного, хоть и осторожного, характера нынешнее руководство и управление Россией - это главным образом его личное президентское руководство и управление.

       Начиная с 2000 г., развитие России направляет именно Президент В.В.Путин, реализуя свои замыслы, планы, тактику и стратегию. О них знает, главным образом, только он сам, и о них он обычно мало что сообщает (чтобы "не сглазить"). Но в последнее время, обретя уже довольно прочные и сильные позиции, В.В.Путин открыто формулирует для страны и народа, рассчитывая на их поддержку, новые направления дальнейших крупных, реформаторских и подлинно революционных преобразований и перемен в России. Как это было сделано им в обращении к народу 4 и 13 сентября 2004 г. Провозглашенный принцип - если открыто говорить, то говорить именно правду, как бы горька и трудна она иногда не была.

       Как сильному, решительному руководителю и под давлением объективных обстоятельств В.В.Путину, по нашему мнению, иногда приходится прибегать к своего рода авторитарным методам действий, как иногда говорят, к методам "управляемой демократии". Без этого трудно обойтись в нынешнем сложном, неспокойном, противоборствующем мире с претензиями отдельных держав, вроде США, на мировое лидерство, мировую гегемонию, на мировой диктат и на установление под собственным началом нового мирового порядка, чему противятся многие страны мира, подавляющее большинство мирового сообщества.

       Следует отметить, что все эти годы, начиная с 2000 г., В.В.Путин субъективно находится в очень тяжелом объективном положении. Ведь вся суть и все главное существо субъективно проводимых им объективно необходимых преобразований - постепенное, но качественное изменение сложившейся при Б.Н.Ельцине системы стихийного рыночного квазикапитализма, власти олигархов и неограниченного криминального ограбления России. Системы, которая больше всего и устраивает реакционные олигархические круги в России и реакционные круги на Западе, прежде всего в США. Поэтому В.В.Путину постоянно приходилось и приходится "крутиться" между объективной необходимостью отхода от губительной для России системы ельцинско-гайдаровско-чубайсовского квазикапитализма и субъективным нажимом на него мощных реакционных кругов США, Запада и связанных с ними реакционных сил в России. Отсюда его постоянные вынужденные заявления, что пересмотра проведенной приватизации (на деле грабительской и незаконной) не будет и что Россия продолжает развитие в рыночном направлении. Хотя на деле само качество этого рыночного направления приходиться менять, и оно последовательно меняется, чтобы выйти из кризиса, развала и грабежа в России. Для этого в экономику постепенно внедряются более позитивные черты государственного капитализма, управляемого рыночного развития, социально ориентируемого рынка, наряду с сохраняющейся и укрепляемой в последние годы в российской экономике прямой государственной собственностью. Что, понятно, и вызывает неприятие со стороны реакционных сил США, Запада, известных сил в России, обвиняющих В.В.Путина в отходе от "демократии" (какой и где?) и "свободы" (какой и где?).

       В общем как руководитель, правитель, властитель, как умелый, творческий и успешный политический деятель В.В.Путин - фигура очень сильная, смелая, твердая, сочетающая в своей деятельности повседневную тактику с перспективной стратегической устремленностью в будущее. Не отказывающаяся в то же время, когда это требуется или под нажимом и давлением более сильного и мощного партнера, как США с их клевретами, пойти на компромисс, даже на некоторую вынужденную сдачу позиций, но не кардинального, не решающего значения.

       В личном и личностном плане мы бы выделили у В.В.Путина такие характерные черты.

       Во-первых, он остается благодарным и оказывает содействие тем лицам и членам их семей, которые устраивали его в свое время на работу, продвигали по службе, оказывали поддержку. При этом он делает это независимо от того, какими качествами обладал этот его "благодетель": только позитивными или также и негативными.

       Приведем два примера. Первый - с А.А.Собчаком, который взял В.В.Путина к себе на работу и продвигал его, когда был мэром г. Ленинграда, затем Санкт-Петербурга, главой его администрации. В.В.Путин после смерти А.А.Собчака чтил его память, положительно отзывался о нем, хотя известно, что А.А.Собчак был одним из главных развальщиков СССР, социализма, активным членом Межрегиональной депутатской группы.

       В августе 2004 г. другой активнейший идеолог и практически участвовавший в развале социализма и СССР Г.Х.Попов, автор известной концепции "трех де": десоветизации, децентрализации и дефедерализации СССР и России, в опубликованной им "вымышленной дискуссии" с Бушем-старшим, Никсоном, Бжезинским, Андроповым, Горбачевым, Ельциным, Сахаровым, Солженицыным, приводит следующие слова, которые он говорит якобы Б.Н.Ельцину: "Я считаю, что вся наша власть на 90% советская, только вы, я и Собчак - из нового времени. Нужно перевыбирать всех депутатов". Вот "лестная" характеристика антисоветчиком и антисоциалистом Г.Х.Поповым своего друга А.А.Собчака.

       В.В.Путин после смерти А.А.Собчака активно и постоянно поддерживал и продвигал на разные посты вторую жену А.А.Собчака Л.Б.Нарусову, содействовал избранию ее от Тувы на "хлебное" место - членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

       Или ещё пример - с П.П.Бородиным, который, будучи управляющим делами Президента РФ Б.Н.Ельцина, пригласил В.В.Путина после переезда того в Москву работать с ним. Став после Б.Н.Ельцина новым Президентом России, В.В.Путин, несомненно зная об огромных коррупционных прегрешениях и масштабном жульничестве П.П.Бородина, просто освободил того с поста управляющего и перевел в город Минск государственным секретарем (Союза) России и Белоруссии. П.П.Бородин и после этого не унял своей кипучей деятельности, даже "сколотил" в России собственную "партию" и участвовал в парламентских выборах в Госдуму в 2003 г. Но он знал, что В.В.Путин не тронет его и за помощь, которую в свое время П.П.Бородин оказал ему, и в расчете, что П.П.Бородин ничего не расскажет о В.В.Путине во время работы того в его Управлении.

       Во-вторых, В.В.Путин в личностном плане не лишен определенной амбициозности, даже помпезности со всякими "царскими" парадами, традициями и церемониями. Его в печати нередко называют "маленьким Бонапартом" и изображают в треуголке, намекая на его желание походить на Наполеона I Бонапарта. Нам представляется, что у В.В.Путина существует определенная зависть к более великим политическим деятелям, в том числе в России. Хотя, может быть, мы и ошибаемся. Конечно, хотелось бы походить по великому реформаторству на Петра I Великого.

       Из определенной зависти может родиться и неприязнь, к некоторым великим политическим деятелям России. Мы имеем в виду, прежде всего, В.И.Ленина. По постоянной антиленинской грубой, сфальсифицированной, грязной кампании на государственных каналах телевидения, к политической линии которых не может не иметь отношение В.В.Путин, можно предположить наличие у него явной неприязни к В.И.Ленину. А ведь это первый основатель народного российского государства, если уж В.В.Путин часто говорит о необходимости народовластия в России. Такое подлинное народовластие в России через Советы и было поддержано и обеспечено В.И.Лениным. А зависть и неприязнь могут проистекать и из того, что В.И.Ленин действительно был великим не просто и не только реформатором, но и великим революционером, коренным образом преобразившим Россию и давшим надежду миру на лучшее, справедливое устройство жизни людей и народов на Земле. В.И.Ленин к тому же был подлинно народным лидером, народным вождем, что при всем желании не может быть отнесено к В.В.Путину. Следовало бы гордиться, что в России был такой великий политический деятель и основатель советского государства, а не замалчивать его имя, ни разу не упоминая о В.И.Ленине в своих многочисленных выступлениях.

       Но люди не безгрешны, и у каждого есть свои "заковыки", предпочтения и честолюбивые помыслы и мечты.

       Вместе с тем В.В.Путин остается сильным, инициативным, талантливым, неустанно работающим прагматиком, выдающимся государственным и политическим деятелем, возглавляющим и направляющим преобразования в России на благо страны, общества, и населения во имя их более благополучной и обеспеченной жизни.

       Для непрестанной государственной и политической деятельности В.В.Путина характерно органичное и диалектическое сочетание и единство внутренних и внешних дел, внутренней и внешней политики. Практически ежедневно он занимается как внутренними, так и международными делами.

       Из внутренних дел главнейшими являются меры по подъему экономического, технико-технологического уровня развития России с итоговой целью удвоения за десятилетие ВВП. На этой базе намечено уменьшение разрыва между бедными и богатыми группами российского населения, повышение качества жизни и благосостояния людей, модернизация на базе новейших научно-технических достижений вооруженных сил и обеспечение надежной безопасности страны.

       Во внешнеполитических делах упор делается на следующие приоритетные линии:

           - прежде всего усиление партнерских отношений и интеграционных процессов в рамках СНГ с упором на укрепление единого экономического пространства между четырьмя странами - Россией, Белоруссией, Казахстаном, Украиной, а также странами евразийского взаимодействия;
           - упрочение стратегического союза с социалистическими странами - великим Китаем, Вьетнамом, Кубой, КНДР;
           - развитие дружественного и стратегического союза с великой Индией;
           - упрочение взаимных и дружественных отношений с окружающими Россию и страны СНГ зарубежными государствами;
           - развитие и укрепление взаимных отношений со странами Западной Европы, прежде всего с Германией и Францией;
            - развитие отношений со странами Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, с арабскими государствами, мусульманскими странами;
           - усиление взаимоотношений с развивающимися странами Африки, Азии, Латинской Америки;
           - поддержание партнерских отношений и сотрудничества с Соединенными Штатами Америки, преодоление возникающих с ними обостряющихся ситуаций и конфликтов.

       Современная Россия прочно вошла в нынешний глобальный мир, в чем заслуга и В.В.Путина, а международное сообщество во главе с ООН и Советом Безопасности приобрело в лице России надежного защитника равноправных и справедливых взаимоотношений между всеми государствами мира - большими и малыми, без двойных стандартов и без гегемонистских претензий на мировое руководство со стороны одной супердержавы. За это современную Россию уважают в мире, с ней считаются, к ней обращаются, а она всегда находится с подавляющим большинством стран ООН в важнейших международных вопросах и по острейшим глобальным проблемам.

Террористические удары по России.
Преобразования в российской политической системе

       Август и сентябрь 2004 г. своими трагическими событиями подтолкнули руководство страны, Президента Российской Федерации на осуществление новой серии радикальных и, как даже назвали, "революционных" мероприятий в преобразовательном процессе и в укреплении общественно-политической жизни в России.

       Тогда были совершены четыре террористических акта. Сначала взрыв в Москве на Каширском шоссе. 24 августа - уничтожение взрывом террористок практически в одно и то же время двух пассажирских самолетов: ТУ-134 по маршруту Москва - Волгоград и ТУ-154 по маршруту Москва - Сочи, в результате погибло 90 чел. Затем взрыв в Москве у станции метро "Рижская". Наконец 1-3 сентября 2004 г. захват террористами в Беслане (Северная Осетия) школы в день открытия нового учебного года и уничтожение бандитами более 300 чел., из которых свыше половины - дети. Все эти бесчеловечные варварские кровавые действия потрясли Россию и практически весь мир.

       4 сентября 2004 г. Президент В.В.Путин после посещения им Беслана обратился по телевидению с эмоциональным выступлением к гражданам России. В нем он взволнованно, сказав, что ему "трудно и горько", и называя вещи своими именами, отметил, что "мы живем в условиях, сложившихся после распада огромного, великого государства". В Беслане, по его словам, "мы имеем дело с прямой интервенцией международного террора против России. С тотальной, жестокой и полномасштабной войной, которая вновь и вновь уносит жизни наших соотечественников".

       Президент самокритично признал: "Мы перестали уделять должное внимание вопросам обороны и безопасности, позволили коррупции поразить судебную и правоохранительную сферы.

       Кроме того, наша страна - с некогда самой мощной системой защиты своих внешних рубежей - в одночасье оказалась не защищенной ни с Запада, ни с Востока.

       На создание новых, современных и реально защищенных границ уйдут многие годы и потребуются миллиарды рублей. Но и здесь мы могли быть более эффективными, если бы действовали своевременно и профессионально.

       В общем, нужно признать то, что мы не проявили понимания сложности и опасности процессов, происходящих в своей собственной стране и в мире в целом.

       Во всяком случае, не смогли на них адекватно среагировать. Проявили слабость. А слабых бьют. Одни хотят оторвать от нас кусок "пожирнее", другие им помогают. Помогают, полагая, что Россия - как одна из крупнейших ядерных держав мира - еще представляет для кого-то угрозу. Поэтому эту угрозу надо устранить. И терроризм - это, конечно, только инструмент для достижения этих целей".

       В связи со всем этим и учитывая, что "политическая система в России не соответствует состоянию и уровню развития общества", сделал заключение В.В.Путин, "в ближайшее время будет подготовлен комплекс мер, направленных на укрепление единства страны". Вторая мера: "Необходимо создать новую систему взаимодействия сил и средств, осуществляющих контроль за ситуацией на Северном Кавказе". И третье: "Необходимо создать эффективную антикризисную систему управления - включая принципиально новые подходы к деятельности правоохранительных органов".

       Мы хотим обратить внимание на пять важнейших моментов в данном принципиальном выступлении В.В.Путина:

           - первое - что СССР был великим государством, обладающим самой мощной системой защиты своих внешних рубежей;
           - второе - ныне Россия проявила слабость. А слабых бьют. Поэтому необходимо совершенствовать и всемерно укреплять общественную и политическую систему в стране;
           - третье - против России фактически объявлена и ведется война, в которой терроризм является только инструментом для достижения определенных целей;
           - четвертое, что мы добавляем от себя, - войну эту против России, используя терроризм (чего В.В.Путин сам не назвал, но что многие, в том числе и за рубежом, так и поняли) ведут и возглавляют, несомненно, реакционные круги именно США, стоящие во главе Запада, мировая закулиса ("мировое правительство") транснациональных корпораций, воинствующие сионистские всемирные центры. Кстати, и международный терроризм взрастили и финансировали в своих целях, прежде всего, спецслужбы США, а он обернулся 11 сентября 2001 г. против самих США;
           - пятое - цель данной войны и наступления на Россию - оторвать от нее куски "пожирнее", прежде всего на юге России, на Кавказе. А полная и конечная цель - вообще развалить Россию, навсегда устранить ее с мировой арены.

       Таков впервые прозвучавший из уст Президента В.В.Путина правдивый, принципиальной важности и глубины анализ опаснейшей ситуации в России и в мире на нынешнем этапе, для решительного выхода из которой В.В.Путин обещал в ближайшее время подготовить комплекс мер.

       Перечень этих мер В.В.Путин перечислил 13 сентября 2004 г. на расширенной встрече с членами Правительства, Совета Безопасности и главами всех 89 регионов Российской Федерации. Их главная цель - укрепление единства страны, преобразование политической системы общества, консолидация социально-политических сил населения.

       Они сводятся к следующим десяти главным мероприятиям и намеченным Президентом нововведениям:

       1. Заменить избрание глав субъектов Федерации (губернаторов) всеобщим голосованием жителей региона на избрание их региональными законодательными собраниями по представлению Президента.

       2. Избирать депутатов Госдумы исключительно по пропорциональной системе (партийным спискам).

       3. Ввести гражданский контроль за работой госаппарата, включая правоохранительные органы и специальные службы. Возложить эту функцию на "Общественную палату", опирающуюся на широкий диалог и общественную экспертизу ключевых государственных решений.

       4. Организовать добровольные структуры и дружины, помогающие органам в борьбе с преступностью.

       5. Образовать особую федеральную комиссию по Северному Кавказу во главе с полпредом президента в Южном федеральном округе, назначив на эту должность руководителя аппарата Правительства Д.Н.Козака. Ее главная задача - в обозримое время добиться заметного улучшения уровня жизни в регионе.

       6. Бывшего полпреда Президента в ЮФО В.А.Яковлева перевести на должность главы вновь образуемого Министерства регионального развития.

       7. Создать в России единую национальную систему безопасности, способную не только пресекать теракты и преодолевать их последствия, но и наносить по террористам превентивные удары, в том числе и за рубежом.

       8. Запретить экстремистские организации, прикрывающиеся религиозной, националистической и любой другой фразеологией.

       9. Ужесточить наказание за должностные преступления, повлекшие особо тяжкие последствия.

       10. Прикрепить к главам субъектов Федерации, как председателям региональных антитеррористических комиссий, первых заместителей - офицеров внутренних войск.

       Все эти мероприятия направлены, конечно, на усиление государственного централизма в России и на усиление личной президентской власти В.В.Путина, что должно, по его замыслу, укрепить единство страны как целостного и управляемого из одного центра и одним руководителем общественного организма.

       Из всех намеченных мероприятий двумя главнейшими, кардинальными и поистине революционными являются следующие два, которые, по нашему мнению, давно вынашивал В.В.Путин и намеревался их провести. Об этом говорят соответствующе "утечки" и "вброс" идей о возможности подобных преобразований.

       Первое кардинальное и революционное мероприятие - фактическое назначение глав субъектов Федерации, губернаторов Президентом России.

       Это мощнейший удар по одному из главнейших пунктов ельцинского наследия - по ельцинской "вольнице" регионов. Удар по сепаратизму, которого можно "заглатывать" сколько способны регионы, по национализму. Особенно в Татарстане и в Башкирии. И вообще по самой возможности прохождения ("избрания") в губернаторы психически не совсем здоровых, а то и больных людей, избрания на эти очень высокие и ответственные должности всякого рода то ли "любителей шахмат", то ли эстрадников и юмористов, не говоря уже о прямых жуликах, коррупционерах, авантюристах.

       Было бы полезно, несомненно, чтобы главами регионов становились талантливые профессионалы, инициативные руководители, способные управленцы, умелые хозяйственники, чтобы они были честными и порядочными людьми, заботящимися и обеспечивающими процветание своих регионов, благосостояние живущего там населения. По типу А.М.Тулеева, губернатора Кемеровской области. Чтобы они не были просто лицами, любящими власть или желающими погреть руки на власти, или сочетающими то и другое.

       Конечно, введение практики рекомендации и представления глав регионов Президентом России усиливает его позиции и централизует всю властную вертикаль. Главным здесь станет вопрос, по каким принципам и как Президент будет осуществлять эти рекомендации и представления.

       По принципу деловитости, энергичности, профессионализма, собственной инициативы и самостоятельности предлагаемых кандидатур - это одно. Если же по принципу одной преданности их центральной власти, Президенту - это другое. По принципу предварительного демократического совета и обсуждения выдвигаемой кандидатуры на местах, с местным руководством и населением - это одно. Если же только по своим личным соображениям, не советуясь на местах, а еще хуже - для устройства "нужных" или "просящих должности" людей - это совсем другое.

       Здесь должно быть четко и последовательно обеспечено диалектическое сочетание принципов профессионализма, личных качеств и демократизма при выдвижении и представлении кандидатур на посты глав российских регионов с учетом особенностей местных условий и традиций жизни коренного населения.

       Второе кардинальное и революционное мероприятие - проведение выборов в Государственную Думу исключительно по пропорциональной системе, то есть по партийным спискам, исключение выборов по одномандатным округам.

       Конечно, это, во-первых, облегчает Президенту взаимодействие и влияние на законодательную власть, то есть опять же усиливает его властные позиции. Во-вторых, это явным образом, ограничивает демократию, еще более направляет ее в русло "управляемой демократии". Ведь большинство населения России не входит ни в какие партии и не выявляет четкой поддержки каких-либо партий. Как быть с такими "беспартийными" - лишать их демократического права выбора и лишать их права быть избранными в Госдуму в качестве "независимых", "беспартийных"?

       Могут сказать, что в США реально всего лишь две партии - демократическая и республиканская. И при этом США постоянно трубят на весь мир о свободе и демократии, которых у них никогда не было и нет. Реально внутри США господствует и контролирует все ФБР, вне - ЦРУ. Вот их реальные "свободы" и "демократии".

       Понимая, несомненно, что два предложенных кардинальных мероприятия - назначение губернаторов и выборы только по партийным спискам - явно урезывают демократические начала и как бы "завинчивают гайки", Президент В.В.Путин, по нашему мнению, для "баланса" одновременно провел два демократических мероприятия. Одно в том же программном выступлении от 13 сентября 2004 г. об образовании "Общественной палаты" как гражданского контроля за работой госаппарата, включая правоохранительные органы и спецслужбы. То есть российскому гражданскому обществу гарантируется право определенного контроля за государством и его органами.

       Другое мероприятие, осуществленное вскоре после первого, - шаг по либерализации системы мощнейшего государственного объединения "Газпрома", выразившийся в предоставлении права на приобретение его акций российскими и иностранными держателями.

       Так традиционная в мире "политика кнута" одновременно как бы была разбавлена шагами по линии "политики пряника".

       Но кардинальные новые начинания по преобразованию общественно-государственной, политической системы России уже провозглашены и дело теперь за их практическим осуществлением.

       Повторим - это, конечно, в определенной степени жесткие меры, но они соответствуют, несомненной жестокости всей современной международной обстановки, реалиям современного, жестокого, воинствующего, фактически воюющего мира.

       России надо укрепляться, усиливаться, возвышаться в этом сложном и противоборствующем мире. Извлекать уроки и "учиться" на опыте других стран, нагло и агрессивно ведущих себя в мире при демагогической болтовне о свободах, демократии, правах человека и тому подобном. Для этого, может быть, и приходиться идти в России на дальнейшую централизацию власти, на усиление ее контроля за правлением в регионах России, даже на определенное ограничение демократии и демократических прав граждан, что, конечно, само по себе плохо даже как временная мера.

       В этой связи стоит сослаться на определенный и поучительный опыт Китайской Народной Республики. В современном народном Китае, по целому ряду оценок, действует довольно жесткий политический режим, что обусловлено реалиями многих лет трудной и наряженной борьбы с внешними и внутренними противниками социалистической власти. Но эта как бы жесткая политическая власть успешно работает на благо народа и страны, преодолевая вековую бедность сотен миллионов людей, неуклонно повышая их благосостояние, высочайшими в мире темпами (по 10-12% в год) развивая экономику и повышая уровень ВВП, укрепляя силу и мощь китайского государства. Данная политическая власть уверенно ведет Китай к тому, что, по многим оценкам, в том числе японских специалистов, КНР уже в ближайшее десятилетие обгонит США по экономическому уровню и мощи и окончательно станет сверхдержавой.

       Такова реальная и сложная диалектика взаимоотношения политической власти и благосостояния народа, диалектика соотношения власти и успехов страны, диалектика взаимоотношения власти и прогресса общества. Факты показывают, что политическая власть из-за объективных реалий или субъективных причин может быть несколько жесткой или даже в определенной степени жестокой. Но главным в данном диалектическом соотношении является вопрос: на что конкретно, во имя чего, для каких целей и в каком направлении данная власть работает, кому и как она служит?

       И реальные ответы на данный вопрос получаются прямо противоположные. Или как в современных США: жесткая политическая власть, стоящая над народом, во многом реально против народа, власть, да, - для успеха страны как мировой сверхдержавы и для ее мировой гегемонии, но власть вовсе не для справедливого и гуманного прогресса общества. Или, наоборот, как в современном Китае: в чем-то, может быть, несколько жесткая политическая власть, но власть действительно для народа, во имя народа. Для обеспечения и повышения его благополучия и процветания, власть для всемерного укрепления и возвышения страны, власть для колоссального нарастающего и всестороннего прогресса китайского социалистического общества и китайской нации и цивилизации.

       Такими реально оказываются в современном мире диалектические противоположности во взаимоотношении политической власти и практически обеспечиваемых ею процессах общественно-цивилизационного развития в странах противоположных систем: американского суперимпериализма и китайского социализма. Выбор из данных реальных противоположностей напрашивается сам собой.

       Учитывая все это, для России главное и решающее на данный момент - надо исключить саму возможность того, чтобы и дальше Россию били за слабость. Необходимо прежде всего настойчиво преодолевать эту слабость, делать Россию сильной, надежно защищающей себя, дающей мощный отпор всяким поползновениям против нее. Россию необходимо сделать сильной и мощной прежде всего экономически, что является решающим для всех стран и что подтверждает современный опыт Китая, а на этой базе - сильной и мощной и в военном отношении, в области безопасности, а также развитой и современной в социальном плане, во всех вопросах условий и качества жизни человека, всего народа.

       Таковы перспективы и стратегический курс развития России. Для его успешного осуществления нужны, с одной стороны, воля, решительность, последовательность, понятность и гуманизм действий руководства страны, а, с другой стороны, что самое важное, - энергичные, творческие, организованные, действия всего российского народа.

Итоги последних 20 лет

       Общий итог двадцати лет, с 1985 по 2004 г. - это годы метаний, авантюрных начинаний, поисков, выбора пути, безвременья, переворотов, разрушений, разграблений, провалов, колоссальных потерь, подхода к роковой черте краха, выправлений, поворота к оживлению и подъему - в условиях Советского Союза, затем в России и в рамках нынешних стран СНГ.

       Эти 20 лет распадаются на три главных периода:

           - семь лет (1985-1991 гг.) горбачевской "перестройки",
           - восемь лет (1992-1999 гг.) ельцинских либерально-рыночных "реформ",
           - пять лет (2000-2004 гг.) путинских выправляющих реформ и медленного, нарастающего подъема.

       Для этих 20 лет общественно-цивилизационного развития СССР - России характерны следующие общие черты:

       Во-первых, это был и остается в целом переходный, трансформационный период в общественном развитии страны, при этом с разными направленностями и качественными особенностями на различных этапах.

       На этапе "перестройки" - начало и усиление ухода от социализма и от советской системы, нарастание кризисных явлений и развальных процессов в стране, внешней зависимости от США и Запада. Это - переход к гибели социализма и СССР, к началу капитализации страны.

       На этапе ельцинских "реформ" - уничтожение СССР как великого государства, ликвидация в России социализма как великой и справедливой общественной системы, утверждение в стране квазикапитализма с невероятным по масштабам разграблением общественных ресурсов, кризисное и критическое обострение противоречий между капиталом и трудом, бедностью и богатством, народом и властью, полное подчинение внутреннего и внешнего развития интересам США и Запада. Это - контрреволюционный переход от социализма к квазикапитализму, к закабалению и ограблению народа, к превращению государства в жалкую служанку США и Запада.

       На этапе выправляющих реформ при В.В.Путине - эволюционный поворот в 2000-2003 гг. от линии губительного разрушения и разграбления страны и общества к медленному и противоречивому социально-экономическому выздоровлению и подъему, а с 2003 г. - провозглашение нового стратегического курса общественно-цивилизационного развития с целью за 10 лет удвоить ВВП, уменьшить размеры бедности в стране и улучшить качество жизни людей, модернизировать вооруженные силы и обеспечить безопасность страны. Это - переход к созиданию, к движению в направлении подъема страны, общества, некоторому улучшению положения людей, к обретению государством более независимой и самостоятельной внешней политики, к укреплению положения России в мировом, глобальном сообществе как влиятельной и пользующейся уважением и доверием державы.

       Вторая черта общественно-цивилизационных перемен за 20-летие - они происходили и осуществлялись по инициативе "сверху", со стороны субъектов определенной власти.

       Это были "революции" и эволюции, реформы, идущие сверху, от правящей власти. Они не были народными, массовыми революциями и реформами, как, например, революция Октября 1917 г., охватившая всю страну, победившая повсеместно в России и установившая массовую народную власть Советов от самых массовых тогда общественных классов и групп рабочих, крестьян, солдат, в результате чего сам народ стал субъектом власти.

       Отсюда - это были "верхушечные", не народные "революции" и реформы. Отсюда - они получали относительную и временную поддержку части российского населения, определенных социально-профессиональных групп, прежде всего какой-то части интеллигенции и служащих (то либерально, то лево ориентированной). Отсюда - постоянно сохраняющийся разрыв между властью и народом, противоречия между ними, противодействие населения многим инициативам и нововведениям власти, сопротивление групп народа политике и действиям властей во внутренней и внешней сфере, борьба групп населения с властью. Отсюда, наконец, - постоянные призывы власти к объединению народа, к консолидации и единству, к общественному спокойствию и солидарности, к сплочению населения страны.

       Для этих трех главных периодов переходного процесса характерны и собственные отличительные черты и особенности.

       Для "перестройки" 1985-1991 гг. характерно то, что тогда все осуществлялось буквально наоборот, "кверх ногами".

       Начиналось не с экономики, как объективно требуется, и как реально начиналось в Германии и Японии после второй мировой войны, в Китае позже, а с политики. Начиналось и проводилось не с дел, а со слов, с "гласности". Без идеи, без национальной идеи, без четкой цели, без плана действий. Без четкого руководства и управления. На место научно обоснованной внутренней и внешней политики пришла мифология "нового мышления", маниловские мечтания провинциала о "гармонии" мировых властей и сил, о якобы их устремленности к неким "общечеловеческим идеалам и ценностям".

       Бездарность, самолюбие и самолюбование М.С.Горбачева, пришли на место необходимой для первого лица государства заботы об интересах и нуждах государства, общества, народа.

       Результатом всего этого стало нарастание в СССР кризисности, рост отсталости и отставания страны от общемирового уровня развития, усиление сепаратистских и националистических тенденций, обострение противоречий и конфликтов, умножение провалов и поражений во внутренней и внешней областях жизни. М.С.Горбачев своей бездарной и прислужнической США и Западу политикой подготовил крах социализма и советской государственности, ликвидацию самого Союза Советских Социалистических республик.

       Для ельцинских "реформ" 1992-1999 гг. характерным стал откровенный, без прикрас и камуфляжа, поворот страны от социализма к криминальному капитализму, уничтожение ради завоевания личной власти СССР, полное и неприкрытое подчинение наглому диктату мировой реакции в лице правящих кругов США, Запада, их спецслужб, идеологически координирующих и практически направляющих центров воинствующего мирового сионизма.

       Государственное руководство и управление сращивалось и переходило под контроль обворовавших страну олигархов, мафиозных и криминальных структур. Образовался паразитический союз власти, денег и оружия. На место труда и культуры насаждались спекуляция, перепродажа, социально-паразитические виды деятельности. Расцветал культ денег, богатства, вседозволенности, потребительства и примитивности. О каком-то приоритете общественных интересов и вообще об их значении перестали и упоминать. Клеймили все советское, коммунистическое, патриотическое, всякое служение общему делу, справедливости, высоким нравственным идеалам и ценностям добра, совести, братства, достоинства и чести.

       От вековых и традиционных черт российской цивилизованности, социальности, грамотности, образованности, культуры, нравственности, духовности страна и люди, особенно молодежь, умышленно и целенаправленно направлялась в сторону варварства, безнравственности, потребительства, цинизма и примитивности. Наступило страшное время экономического развала, социально-духовного удушья, общественно-цивилизационного падения и краха. Над Россией в худшие последние 15 лет ХХ в. нависла угроза гибели, расчленения и уничтожения.

       Время объективно выдвинуло дилемму - погибнуть России или "подняться с колен" - на которую пришлось отвечать в начале ХХI в., новому Президенту Российской Федерации путем выправляющих реформ.

       Для этого требовалось возвращаться к объективно необходимым главным линиям общественного и цивилизационного развития: вновь ставить на первое место экономику, обращать первостепенное внимание на дела, а не на слова, поворачиваться в политике к реализации естественноисторических объективных потребностей и закономерностей. Это требовало в свою очередь восстановления внимания и поддержки труда и культуры как главнейших средств и инструментов экономического подъема, поддержки тружеников, творческих деятелей как решающих субъектов роста экономики и социального благосостояния. Допущенное в 15 последних лет ХХ в. колоссальное отставание России от мирового уровня развития на 30-40 и более лет следовало наверстывать быстро и интенсивно - в главных параметрах за 10 лет, к 2010 г.

       Это остается целью и в настоящее время, когда руководство страны в конце 2004 г. дополнительно определило линии кардинального подъема в России аграрно-промышленного комплекса страны. Некоторые считают, что такого подъема при соответствующем внимании и поддержке можно добиться по определяющим показателям за 4 года.

       Таковы, в главном, реальности развития России за 20 последних лет, ее нынешних надежд и устремлений в будущее.
       Главное спасение России - в ее людях, в ее народе. Они - творцы, служители Родины, большой идеи, объединяющей общенациональной цели. Народ в России - в большинстве левых взглядов и стремлений, как и Россия в превалирующей части - левая страна в данном смысле. Российскому народу присуще стремление к поддержке и взаимопомощи, к социальной справедливости, свободе и братству. Это великий народ, как и Россия - великая страна.
       Опираясь на российский народ, уважая и защищая его ценности, исключающие наглый и развязный антисоветизм, антикоммунизм и антипатриотизм, можно добиться всего, буквально свернуть горы. Трудовой, творческий, созидающий, гуманный, справедливый российский, русский народ - гарант надежного и уверенного прорыва России в ХХI столетии через великие свершения к великому будущему.


[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]