Статьи
Обозреватель - Observer



 ЭВОЛЮЦИЯ ПАЛЕСТИНО-ИЗРАИЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

А.Козлова,
аспирантка кафедры теории и истории МО МГЛУ
 

       Арабо-израильский конфликт является одним из самых длительных и сложных конфликтов в мировой истории. Не одно поколение арабов и евреев выросло в его атмосфере, который для всех них превратился в мощный фактор формирования глубинных психологических стереотипов восприятия себя и противоположной стороны. Эти стереотипы препятствуют достижению мира в не меньшей мере, чем политические проблемы, связанные с контролем над территорией или реализацией принципа национального суверенитета.

       Палестино-израильское противоборство берёт своё начало с середины XX столетия, а точнее с 1947 г., когда Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию № 181(2) о разделе Палестины на два государства - еврейское и арабское, и когда возникло Государство Израиль (14 мая 1948 г.) и началась первая арабо-израильская война. Это противостояние получило своё новое развитие уже в конце ХХ в., в 90-х годах. Мирный процесс ближневосточного урегулирования, начатый "третьей стороной" - США, Россией, Египтом и Норвегией, претерпевал несколько стадий, успешных и неудачных, в течение которых заключались и срывались мирные договоры между сторонами. В 1991 г. состоялась Мадридская конференция, которая не принесла больших подвижек в процессе ближневосточного мирного урегулирования, поэтому целесообразно рассматривать подробнее дальнейшие события, произошедшие после неё.

       Первая встреча, состоявшаяся 29 апреля 1992 г. в Тель-Авиве между представителем МИД Норвегии Тери Ларсен и заместителем министра иностранных дел Израиля Йосси Бейлин, представляется важной в свете намечавшихся событий.

       19 июня 1992 г. состоялась другая встреча в Америкэн Колэни Хотел в Восточном Иерусалиме, в которой приняли участие Тери Ларсен, Й.Бейлин, Яир Хиршфельд и Фейсал Хусейни. Обе встречи имели большое значение для поиска противоборствующими сторонами скрытого канала переговоров1.

       Во время третьей встречи двух заместителей министров иностранных дел Норвегии (Ян Эгланд) и Израиля (Й.Бейлин), (9 сентября 1992 г.), было решено воспользоваться секретным каналом переговоров.

       4 декабря 1992 г. в Лондоне состоялось заседание палестинского Координационного комитета по многосторонним переговорам. В нём принимали участие: Фейсал Аль-Хусейни, Ханан Ашрви и Афиф Сафия - представители ООП, которые предложили Абу Аля, члену комиссии по контролю над ходом переговоров и куратору финансовых вопросов в ООП и движении "Фатх", провести встречу с Яир Хиршфельд, членом "Партии Труда", профессором университета Тель-Авива и советником министра иностранных дел Израиля Ш.Переса и его заместителя Й. Бейлин2.

       18 декабря 1992 г. израильтяне депортировали 415 палестинцев в Ливан, в связи с чем возникла напряжённая обстановка в Израиле.

       По заявлению премьер-министра Израиля Ицхака Рабина, 100 из них должны были вернуться домой через 2-3 дня, а остальные не позже чем через год. Такое решение было воспринято как признак того, что давление ООП на Израиль возымело действие. ООП охарактеризовала шаг Израиля как очередную уловку и настаивала на неукоснительном выполнении резолюции № 799 СБ ООН, в которой говорится о том, что Израиль должен вернуть депортированных на их родину3.

       19 января 1993 г. Кнессет отменил закон от 1986 г., запрещавший любые контакты между гражданами Израиля и считавшейся в стране террористической организацией ООП. Тем самым был дан "зелёный свет" началу прямых переговоров между представителями израильского правительства и ближайшими советниками Я.Арафата. Фракция "Мерец" внутри коалиции И.Рабина открыто призывала к переговорам с ООП и признанию права палестинцев на самоопределение. На конференциях и других общественных форумах в Европе происходили неофициальные контакты между израильтянами и палестинцами4.

       11-12 января 1993 г. представители Египта, Саудовской Аравии и Сирии выступили на саммите ЛАГ за проведение двусторонних палестино-израильских переговоров.

       Министр иностранных дел Сирии Фарух Аш-Шара заявил, что "возможно, будут отложены многосторонние переговоры. На многосторонних переговорах Израиль будет требовать слишком многого. Во время двусторонних переговоров мы хотим получить назад наши земли и наши отнятые права".

       Министры отклонили этот план. Представители Сирии сообщили, что и они, и палестинская делегация не примут участия в многосторонних переговорах до тех пор, пока высланные в Ливан палестинцы не вернутся домой.

       Как пишет российский исследователь В.П.Панкратьев, лидеры ХАМАС выступали против признания Израиля и за создание на территории бывшей подмандатной Палестины исламского государства. Они сознательно стремились сорвать мирные переговоры. Вместе с тем, чтобы не остаться вне игры, они намекали, что могут пойти на мирное урегулирование в качестве временной цели, если мир всё же будет заключён. Произвол и насилия израильских властей спровоцировали на оккупированных территориях волну демонстраций протеста, жестоко подавленных израильской армией. Палестинская и арабская делегации прервали мирные переговоры, заявив, что покидают Вашингтон до выполнения Тель-Авивом решения СБ ООН о возвращении высланных палестинцев5.

       В начале января 1993 г. ООП потребовала отложить переговоры с Израилем до тех пор, пока палестинцы, высланные в Ливан, не вернутся на их родину. Министры иностранных дел арабских государств, встречавшиеся в Каире, были против этого требования, но обратились в ООН, чтобы она ввела санкции против Израиля, так как он не исполнял решения СБ ООН по палестинской проблеме6. К концу января 1993 г. сложились все условия, необходимые для прямых контактов.

        "Палестинская делегация не может принять участие в этих переговорах, в то время как депортированные находятся в ссылке"9, - заявил Фарух Каддуми, глава Отдела иностранных дел в ООП 11 января 1993 г. Ранее советник ООП Набиль Шаат заявлял, что "палестинское участие в следующем раунде переговоров не может быть исключено"6.

       В свете происходивших тогда событий является интересным тот факт, что в середине января 1993 г. израильское руководство вело переговоры с представителями администрации президента США Б.Клинтона по вопросу о борьбе с организацией ХАМАС на территории США, где согласно информации израильского телевидения, находилась её штаб-квартира. Именно оттуда осуществлялось финансирование этой организации, и давались инструкции о проведении терактов. Эта информация базировалась на документах, захваченных в декабре 1992 г., во время ареста на оккупированной территории 1500 палестинцев, подозреваемых в причастности к деятельности ХАМАС.

       20 февраля 1993 г. палестинская и израильская делегации прибыли в Осло по пути в Сарпборг, где должен был пройти первый раунд секретных многосторонних переговоров.

       С израильской стороны на них присутствовали: Яир Хиршфельд, Рон Пандок, со стороны палестинцев: Абу Аля, Махир Аль-Курд и Хасан Асфур, Ханан Ашрави, Фейсал Хусейни и Абдель Шафи.

       Палестинцы были решительно настроены на то, чтобы не пустить на самотёк ход переговоров и отстаивать свою позицию. Они представили своё предложение в деталях, получившее название "Сарпборгский документ", в котором говорилось о выводе израильских войск со всех оккупированных территорий в соответствии с резолюциями ООН, о постоянном статусе Иерусалима, возвращении всех палестинских беженцев, решении проблемы водных ресурсов7.

       В начале февраля 1993 г. Б.Клинтон поручил госсекретарю США У.Кристоферу отправиться с первой своей миссией на Ближний Восток с тем, чтобы подготовить проведение в следующем месяце первой встречи в верхах Клинтон - Рабин. Возможно, уже в ходе неё был обсуждён вопрос о необходимости проведения мирных переговоров между двумя сторонами.

       Усилия США снова организовать переговоры между сторонами на Ближнем Востоке в Вашингтоне получили дальнейшее развитие, повлекшее серьёзную эскалацию конфликта между израильтянами и палестинцами. Израильтянам не следовало каждый раз после теракта перекрывать дороги и тем самым блокировать палестинские территории, не успев договориться с арабами. Если так будет и дальше продолжаться, то палестинцы и израильтяне никогда не придут к согласию друг с другом и на Ближнем Востоке никогда не наступит мир. Израильтян можно понять: у них малочисленное население, но нужно и самим идти на компромисс, а не ждать каждый раз, когда палестинцы сделают шаги навстречу первыми, если они хотят, чтобы на Ближнем Востоке установился мир.

       14 апреля 1993 г. И.Рабин заявил по окончании встречи с президентом АРЕ Х.Мубараком, что "мы в отличие от предыдущего правительства, готовы обсуждать с палестинской делегацией на вашингтонских переговорах окончательный статус палестинских территорий на основе резолюции СБ ООН № 242". Это было беспрецедентным шагом вперёд. В данной резолюции говорилось о том, что Израиль должен оставаться в границах, существовавших до войны 1967 г., чтобы все государства региона признали суверенитет, территориальную целостность и политическую независимость каждого государства, находящегося на Ближнем Востоке, его право проживания в мире в пределах безопасных и признанных границ без применения силы"8.

       Весной 1993 г. И.Рабин и Ш.Перес договорились о том, что израильская делегация будет участвовать в переговорах, проходящих под эгидой норвежцев, с палестинцами, которые действовали от имени Я.Арафата.

       Один из палестинских делегатов на двухсторонних встречах и родственник Я.Арафата Ф.Хусейни (9 марта 1993 г.) провёл переговоры с британским министром иностранных дел и по делам Содружества Дугласом Хоггом. Его сопровождал представитель ООП в Лондоне, Афиф Сафия. Эта встреча ознаменовала собой возобновление связей Великобритании и ООП. Израильтяне осудили данную встречу. Аналитики говорили, что Великобритания смягчилась в отношении к ООП, пытаясь вернуть палестинцев в мирный процесс. Это отражало настроения в мире по поводу того, что ООП была в состоянии подорвать возросшие симпатии со стороны палестинцев к движению ХАМАС6.

       Палестинская делегация отклонила приглашение американцев и россиян принять участие в первом раунде переговоров 20 апреля 1993 г. Переговорщики отослали назад полученное приглашение, отправленное генеральным консулом США в Восточный Иерусалим (10 марта 1993 г.). Палестинцы заявили, что они возобновят переговоры только тогда, когда израильтяне откажутся от политики депортации. Другие участники должны были решить немедленно, согласно требованию палестинцев, будут они принимать участие в переговорах или нет. И в скором времени главы МИД Иордании, Ливана, Сирии и Египта собрались в Дамаске, чтобы сформулировать свой ответ.

       Палестинцы заявили, что готовы отстаивать своё требование возвращения всех депортированных. Израильтяне согласились принять 100 из них немедленно, а остальных в течение года. Палестинские лидеры решили пойти на данный компромисс при условии окончательного отказа Израиля от политики депортации палестинцев, полного прекращения строительства поселений, создания палестинского суверенного государства. Израильтяне заявили, что станут рассматривать последний вопрос только после пяти лет палестинского самоуправления9.

       В конце марта 1993 г. интифада стала нарастать. Шёл четвёртый месяц после высылки палестинцев в Ливан. 16 марта премьер-министр Израиля И.Рабин объявил о сокращении своего визита в США, чтобы справиться с ситуацией. Ранее президент Б.Клинтон уверил И.Рабина в том, что Вашингтон продолжит поддерживать Израиль. Список погибших на оккупированных территориях палестинцев достиг 415 чел. Эти жертвы явились причиной дальнейшей эскалации антиизраильского насилия6.

       Предполагалось, что давление на И.Рабина со стороны оппозиционных партий будет продолжаться и после выборов нового лидера "Ликуд", назначенных на 25 марта 1993 г. 26 марта 1993 г. палестинские переговорщики должны были встретиться с госсекретарём США У.Кристофером в Вашингтоне для обсуждения возобновления мирных переговоров. И.Рабин заявил, что он остался доволен поддержкой американцев, особенно обещанием президента США Б.Клинтона поднять вопрос о бойкоте арабами Израиля на следующем заседании "Большой семёрки" в Токио в июле 1993 г.

       29 июля 1993 г. Ш.Перес выступил в совместном с Ф.Хусейни интервью по израильскому телевидению. Впервые министр израильского правительства появился на публике вместе с палестинским лидером.

       Ш.Перес заявил: "Так как израильтяне не требуют, чтобы арабы прекратили строительство в Иерусалиме, они не могут требовать того же от нас. Палестинцы, живущие в Иерусалиме, получат разрешение голосовать на выборах в автономии, но не будут иметь право быть избранными в её органы, так как соглашение по автономии не будет касаться Иерусалима"10.

       Таким образом, израильский лидер дал понять, что израильтяне не станут разрушать уже существующие еврейские поселения на палестинских землях. И напрашивается вывод, что, если арабские посёлки существовали при еврейской власти, то и еврейские поселения смогут существовать при арабском контроле над палестинскими землями.

       И.Рабин сократил свой десятидневный визит в Вашингтон до 3 дней ввиду беспорядков. Сторонники жёсткой линии в Израиле - "ястребы" - призывали к его отставке, аргументируя это тем, что он не должен быть вдали от своей страны в такое время. Они особенно негодовали по поводу того, что И.Рабин был ещё и министром обороны.

       Ежедневник Тель-Авива "Едиот Ахронот" писал, что "премьер-министр должен оставаться в Вашингтоне до конца визита, но министр обороны должен быть дома"11.

       Премьер-министр Израиля И.Рабин находился под возрастающим давлением со стороны "ястребов" и оппозиционных партий, которые хотели, чтобы он предпринял ещё более жёсткие шаги против возросшего насилия, так как международное сообщество продолжало попытки начать снова мирные переговоры.

       В качестве новых мер безопасности предполагалось дополнительное обучение 2000 полицейских, усиление гражданской охраны и обучение гражданских лиц пользованию огнестрельным оружием. Также планировалось сокращение 150 тыс. палестинских рабочих, приезжающих на работу в Израиль с оккупированных территорий, и ужесточение процесса досмотра въезжающих в Израиль. И.Рабин заявлял: "Решение нашей с палестинцами проблемы лежит за круглым столом. Параллель мирному процессу - это война с терроризмом"6.

       Задача одних из главных переговорщиков Ларсена и Бейлина состояла в том, чтобы создать проект обмена идеями между двумя сторонами для норвежской рабочей группы - ФАФО (FAFO), которая стала бы его воплощать в жизнь. Оба, Ларсен и Бейлин, верили в разрешимость проблем, стоящих на пути мирного урегулировании12.

       Главным поворотным пунктом для израильско-норвежской группы стало включение в её состав Абу Аля - министра финансов ПНА. Это было большим прогрессом в продвижении переговоров, так как это означало, что палестинская сторона точно и бесповоротно решила участвовать в переговорах, тем самым - в решении своей судьбы, судьбы своего будущего государства.

       Двое первоначальных палестинских переговорщиков Гассан Аль-Кятиб и Самир Абдалла отказались посещать переговоры, пока большая часть условий палестинцев не будет принята. В Дамаске министр иностранных дел Сирии Фарук Аш-Шара огласил заявление Сирии, Иордании, Ливана, Египта и палестинской делегации от 21 апреля 1993 г. об их согласии принять участие в переговорах. До этого Израиль и США дали ясно понять, что никаких решительных действий не будет сделано до тех пор, пока палестинцы не согласятся возобновить переговоры13.

       В начале августа 1993 г. И.Рабин столкнулся с дилеммой: заключать мирный договор сначала с Сирией или ПНА. Он был уверен, что не сможет работать на двух направлениях сразу, и поэтому в Сирию отправился У.Кристофер с целью ведения переговоров о Голанских высотах. И.Рабин же решил сначала заключить соглашение с палестинцами, и в конце августа 1993 г. проект соглашения уже появился. Соглашение "Осло-1" стало первым палестино-израильским мирным договором с 1967 г., заключённым при участии США.

       Норвежцы проявили себя идеальными миротворцами, так как они были свободны от претенциозности и позиционировали себя только как посредник в мирном процессе, не требуя ничего взамен, предпочли работать "за кадром". Им нужно за это отдать должное. Только они смогли бы сохранить переговоры в секрете, так как явно не участвовали в мирном процессе на Ближнем Востоке.

       Как показали события первого полугодия 1993 г., политика тайной дипломатии была одним из неотъемлемых элементов ближневосточного мирного процесса. Она была оправдана, так как и в Израиле, и в палестинской среде имелись могущественные силы, которые были способны сорвать любые палестино-израильские переговоры, развязав новый виток насилия на оккупированных территориях. В условиях строжайшей секретности в столице Норвегии Осло состоялись 14 встреч, которые не только создали определённый уровень взаимного доверия между представителями обоих лидеров, И.Рабина и Я.Арафата, но и расчистили путь к двусторонним договорённостям14.

       Секретные двусторонние переговоров между палестинской и израильской сторонами проходили в несколько этапов.

       С 20 по 22 января 1993 г. состоялась первая встреча в 100 км от Осло, в Сарпборге. Израильскую сторону представляли Яир Хиршфельд и Рон Пундик (Пандок). Они были связаны с МИД Израиля и замом министра Ш.Переса Йосси Бейлиным, который поощрил их намерение участвовать в той встрече. Палестинскую делегацию возглавлял Ахмед Корей (Курие), более известный под именем Абу Аля, один из ближайших советников Я.Арафата по экономическим вопросам и министр финансов ПНА2.

       На переговорах в Вашингтоне израильтяне вручили палестинцам список депортированных, которых было решено вернуть в страну.

       Тридцать палестинцев были высланы из Израиля по обвинению в подрывной деятельности после арабо-израильской войны 1967 г. Большинство из них видные политические деятели ООП.

       Вернуть депортированных предложил госсекретарь США У.Кристофер как путь к возобновлению прерванных переговоров и достижению возможного прогресса на них.

       11 февраля 1993 г. состоялась вторая встреча палестинской и израильской делегаций. Она носила длительный и обстоятельный характер. Между сторонами росло доверие и взаимопонимание, чувствовалось стремление достичь позитивного результата. Речь шла о депортированных в Ливан палестинцах и выводе израильских войск из Западного берега реки Иордан и сектора Газа. Израильтяне заявили, что Израиль не желает их присоединять к своим землям, а даже готов выделить часть государственных земель палестинцам. Палестинцы требовали вывода войск со всех территорий, а израильтяне говорили только о некоторых, так как требования палестинцев, по их словам, - это тема для переговоров об окончательном урегулировании. А что касается вывода израильских войск из Газы, то израильтяне хотели начать его одновременно с началом переговоров об окончательном урегулировании15.

       20 марта 1993 г. начался третий раунд переговоров. Израильтяне уверяли палестинцев, что среди приоритетов на первом месте у них стоит палестинское направление, а затем сирийское, с тем чтобы "мирный процесс опирался на две ноги"2. Израильтяне считали, что присоединение Сирии к мирному процессу покончит с палестинской оппозицией, базирующейся в Дамаске. Израильтяне говорили о роли США и визите У.Кристофера в Иерусалим. В конце третьего раунда был представлен проект "Декларации принципов"2.

       Четвёртый раунд переговоров состоялся 30 апреля 1993 г. в Холтенколлен Парк, так как норвежцы хотели, чтобы каждый раунд проходил в новом месте. Стороны обсуждали вывод войск из сектора Газа и Западного берега.

       8 мая 1993 г. прошел пятый раунд переговоров в гостевом доме норвежского правительства недалеко от королевского дворца. Этот этап завершился составлением чернового варианта документа "Декларации принципов о мерах промежуточного урегулирования". Израильтяне заявили, что не согласны с предложенным вариантом документа, который требовал дополнительного изучения16.

       21 мая 1993 г. начался шестой раунд переговоров.

       В израильскую делегацию вошёл Ури Савир, генеральный директор израильского МИД, один из выдающихся членов "Партии труда" (Авода).

       Обсуждалась проблема Иерусалима, третейской комиссии и города Иерихон.

       13 июня 1993 г. состоялся седьмой раунд переговоров. К ним присоединился Йоэль Зингер - личный представитель И.Рабина.

       27 июня 1993 г. имел место восьмой раунд в штаб квартире ФАФО в Осло.

       Й.Зингер заявил: "Мы обладаем полномочиями сделать предложения, касающиеся достижения окончательного варианта документа. Этот вариант будет представлен в Вашингтоне".

       6 июля 1993 г. состоялся девятый раунд переговоров, в ходе которого израильтяне предложили новый проект, который был лучше, по мнению Абу Мазена, но содержал значительные отступления от координационных вопросов. Именно этот проект был подписан позднее в два этапа:

           - в Осло это сделали делегаты от ООП и представители правительства Израиля;
           - Ф.Хусейни и Пересом в ходе официальной церемонии в Вашингтоне в присутствии американских и русских коспонсоров.

       Тогда было официально заявлено о существовании переговорного канала в Осло17.

       25 июля 1993 г. состоялся десятый раунд переговоров. Палестинцы высказали свои замечания по последнему проекту "Декларации принципов", изложенному израильтянами. Израильтяне были полностью не согласны с палестинцами по поводу связи между учреждениями Иерусалима и ПЗС, палестинского контроля над проходами, возвращения палестинских беженцев 1967 г. (они были намерены рассматривать его только на заключительном этапе), любого разговора об исполнительной, законодательной и судебной власти палестинцев в течение переходного периода, присутствия иностранных войск в Газе и Иерихоне, передаче Иерихона под контроль палестинцев. Это всё оставалось неприемлемым для израильтян18.

        27 июля 1993 г. прошёл 11-й раунд мирных переговоров в гостинице "Хольво-Шиули" в конгресс-центре. Стороны обменивались взаимными претензиями.

       14 августа 1993 г. состоялся 12-й раунд, в ходе которого уточняли "расстановку знаков препинания". Договорились о частичном выводе израильских вооружённых сил из Газы и Иерихона при условии, что штаб-квартира Палестинского совета будет расположена в Иерихоне. Израиль не возражал в отношении использования палестинцами термина "политические права".

       20 августа 1993 г. состоялось последнее совместное заседание, на котором стороны парафировали соглашение "Декларация принципов о временных мерах по самоуправлению"2.

       "Во время переговоров палестинская делегация твёрдо настаивала на предоставлении автономии Иерусалиму и требовала прекратить строительство новых израильских поселений на территориях. Палестинцы рассматривали любое строительство в Иерусалиме как строительство поселений", - заявил Ш.Перес10.

       9 сентября 1993 г. произошло важное событие для процесса в Осло. Я.Арафат прислал письмо о признании государства Израиль премьер-министру И.Рабину. В нём он указал, что "подписание "Декларации принципов" открывает новую эру в истории Ближнего Востока. ООП признаёт право Государства Израиль существовать в мире и безопасности. ООП признаёт резолюции СБ ООН №№ 242 и 338. ООП объявляет себя приверженной ближневосточному мирному процессу и стремящейся к мирному разрешению конфликта между двумя сторонами, и заявляет, что все острые вопросы будут решены путём переговоров"19.

       И.Рабин ответил подобным письмом о признании в тот же день 9 сентября 1993 г. "В свете приверженности ООП данным ею обязательствам, перечисленным в Вашем послании, мне хотелось бы Вас уверить, что правительство Израиля решило признать ООП как представителя палестинского народа и провести переговоры с ней в рамках ближневосточного мирного процесса"20.

       В норвежском городе Осло (13 сентября 1993 г.) И.Рабин и Я.Арафат подписали "Декларацию принципов о временных мерах по самоуправлению", получившую название "Осло-1" и ставшую первым основанием легитимности полномочий главы палестинской автономии Я.Арафата. Декларация предусматривала введение ограниченного самоуправления палестинцев в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан и создание временной Палестинской национальной администрации (ПНА) 21.

       По соглашению "Осло-1", ПНА должна была представлять палестинский народ на Западном берегу р. Иордан и в секторе Газа в течение переходного периода в 5 лет. За эти 5 лет палестинцы и израильтяне должны были прекратить все военные действия и организовать проведение переговоров об окончательном статусе Иерусалима, палестинских беженцев, оккупированных земель, границ и водных ресурсов, в соответствие с резолюциями СБ ООН №№ 242 и 33822. Также стороны пришли к согласию о том, что ни одна из них не станет предпринимать действия, которые могут сорвать эти переговоры. Пятилетний период должен был начаться с подписания 4 мая 1994 г. палестино-израильского соглашения "Газа и Иерихон - сначала"23.

       Итак, период 1992-1993 гг. представлял собой важную веху в палестино-израильских отношениях, так как был совершён подлинный прорыв в урегулировании полувекового палестино-израильского противостояния подписанием важного исторического документа - "Декларации принципов" от 13 сентября 1993 г., которое дало сторонам надежду на воплощение в жизнь их интересов.
       Подписание "Декларация принципов о временных мерах по самоуправлению" явилось в то время огромным шагом вперёд в отношениях между противоборствующими сторонами - Израилем и Палестиной, способствующим приближению к появлению суверенного палестинского государства. Требовалось только от обеих сторон неукоснительное соблюдение условий данного договора. Подписав "Декларацию принципов о временных мерах по самоуправлению" Израиль впервые за всю историю конфликта признал ООП полномочным легитимным представителем палестинского народа.
       Но проблемы палестино-израильского урегулирования не были решены, а только вступили на путь решения, в том числе проблема Иерусалима, которая была загнана в тупик, так как палестинцы стали ещё больше претендовать на то, чтобы Иерусалим стал столицей их будущего государства.
       Достигнутое в Осло соглашением сделало возможным мирный процесс и создало основу для дальнейшего развития израильско-арабских отношений. Предусмотренное этим соглашение самоуправление и план вывода израильских войск с оккупированных территорий обеспечивали предпосылки для обретения палестинцами в будущем государственности. С точки зрения Я.Арафата, самоуправление было жизненно необходимым для будущей Палестины как национального государства. Однако большое влияние приобрели радикальные группировки, не желавшие раздела Палестины на два государства. Израильские экстремисты также саботировали достигнутое в Осло соглашение, тем самым создав предпосылки для резкого обострения палестино-израильского противостояния.

Примечания

       1  Beilin Y. Touching Peace. From Oslo Accord to a Final Agreement. Weidenfeld and Nicholson, London, 1999. Р. 273.
       2 Абу Мазен. Путь в Осло. М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 1996. С. 152, 155, 169, 176, 183-186, 211; Beilin Y. Touching Peace. From Oslo Accord to a Final Agreement. Р. 273.
       3 Независимая газета от 03.02.1993 № 20 (444). Резолюция СБ ООН № 799 от 18 декабря 1992 г., S/RES/799 // Официальные отчёты Совета Безопасности. Резолюции и решения за 1992 год. United Nations, Treaty Series. Vol. 75, № 973.
       4 Поляков К.И., Хасянов А.Ж. Палестинская национальная автономия: опыт государственного строительства. М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2001; Quandt W.B. Peace Process: American Diplomacy and the Arab-Israeli conflict since 1967. Brooking Institution Press, Berkeley and Los Angeles, 2001.Рубби А. Палестинский марафон. М.: Международные отношения, 2001.
       5 Панкратьев В.П. Сложный путь от Мадрида к Осло (Эволюция палестино-израильских отношений) / Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке и политика России на рубеже XXI века. М.: Институт востоковедения РАН, 2000.
       6 MEED. 22.01.1993. Том 37. № 3; 15.01.1993. Том 37. № 2; 19.03.1993. Vоl. 37, №11; 26.03.1993. Vol. 37. № 12; 02.04.1993. Vol. 37. №13.
       7 Aburish Said K. Arafat: From defender to dictator. Bloomsbury, London, G.B., 1998.
       8 Резолюция СБ ООН № 242 от 22 ноября 1967 г. Решения и резолюции Совета Безопасности ООН за 1967 год. Официальный отчёт сессии. США, Лейк Соксес, 1967. www.Top_Press.com
       9 Аль-Араби ноябрь 1993. № 420. Рубби А. Мирный процесс. От Мадрида до Вашингтона через Осло. М.: Международные отношения, 2001. С. 301-302.
       10 Перес Ш. Новый Ближний Восток. М.: Прогресс, Гамма, 1994. С. 52
       11 Цит. по: Аль-Мусаввар. Октябрь 1993. № 1045.
       12 Eban A. Diplomacy for the next century. Yale University Press, New Haven and London, 1998. P. 144 (записки дипломата).
       13 http://www.yale.edu/yup
       14 Аль-Маарифа. Январь 1994. С. 34.
       15 Абу Мазен. Путь в Осло. С. 169; The Arab-Israeli Conflict. Beyond the White House Lawn. New-York, Anti-Defamation League, 1994. Р. 32.
       16 Абу Мазен. Путь в Осло. С. 183-186; The Arab-Israeli Peace Process: Recessing the fundamentals. Soref Symposium, Washington, 1998. Р. 25.
       17 Chatham R.L. Oslo and the Middle East Peace Process: The Negotiating Dilemma. Monterey Naval Postgraduate School, 1998. Р. 54.
       18 Хамид А. Война за ближневосточный мир. М.: Институт востоковедения, Восточная литература, 1998. С. 120.
       19 Letter from Yasser Arafat to Prime Minister Rabin // Israel-PLO Recognition: Exchange of Letters between PM Rabin and Chairman Arafat. www.TopNav_Press.com, 22.08.2004. Р. 1-2.
       20 Letter from Prime Minister Rabin to Yasser Arafat // Israel-PLO Recognition: Exchange of Letters between PM Rabin and Chairman Arafat. www.TopNav_Press.com, 22.08.2004. Р. 4.
       21 Керим Кенис. Мир, подписанный в Осло: между иллюзией и реальностью. Дамаск, 1998. С. 8.; Смирнов А.И. Израиль в огне Джихада. М.: Вече, 2004. С. 358; Аль-Араби апрель 1994, Кувейт. С. 28; Beilin Y. Touching Peace. From Oslo Accord to a Final Agreement. Р. 274; Cook Catherine. Why There's No Peace in Palestine. www.merip.org, 12.09.2004. Р. 1.
       22 UN Security Council Resolution 338, October 22. 1973. www.un.com, 22.08.2004. Р. 2-3 (A4).
       23 Jad I. The Pivotal Role of Israel's Colonization Policy in the Failure of the Peace Process. Applied Research Institute, Jerusalem, 2001. Р. 5.


[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]