ГЛОБАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ ДЕКОНСТРУКЦИИ
К.Белоусова,
кандидат исторических наук
Относительно
недавно появившийся в научном лексиконе термин “новая мировая ситуация”
(“новый мировой порядок”) отражает положение, сложившееся в мире после
развала Советского Союза и окончания “холодной войны”. Существуют и другие
оценки по поводу “новой мировой ситуации” и их весьма немало. Их
основную идею можно свести к тому, что “мир перестал быть в своей основе
конфронтационным”, а в развитии современности “господствует тенденция не
к расколу, не к противостоянию, а к интеграции, сотрудничеству, глобализации”1.
Роль лидера, который сможет осуществлять глобальное руководство, разрешать
разного рода конфликты, заботиться о слабых нациях отводится Соединенным
Штатам.
Попробуем обратиться
к основным метатенденциям (или мегатенденциям в терминах Н.С.Розова).
Различные тенденции неоколонизации
Основной тенденцией
перелома является “переваривание” былых социалистических пространств, их
неоколониализация. “Новый мировой порядок” это и есть идейно-политическая
форма ныне преобладающей тенденции “рыночного” переустроения мира по Ф.Фукуяме
или по “схеме Каутского-Вильсона”. Но на самом деле вся основная суть не
в экономических формах, а в более глубокой демографической асимметрии на
эгокультурной почве.
Так, например,
В.Калашников видит в основах “нового мирового порядка” транснациональные
корпорации, доля которых в общемировом ВНП достигла 27% (есть версии и
с более внушительными цифрами).
Хотя все эти
“ВНП” и “проценты” штука лукавая, но в общем доля солидная. Он показывает
рост известного противоречия, порождаемого ТНК в странах-экспортерах капитала,
опасность кризисов, безработица2. Есть, конечно, столкновения
интересов ТНК и государств или, можно сказать, поведения резидентского
капитала в межстрановой сфере и самих странах. Но все же побеждает сильнейший,
то есть сами страны.
Калашников замечает,
что подавляющее большинство из этих 200 ТНК, разумеется, “происходят” из
США, Японии, Франции, Германии и Великобритании. Остается добавить Канаду
с Италией и получится что? Семерка, “золотой миллиард”. Это же подтверждается
и неуклонной тенденцией предпочтений взаимного инвестирования именно развитых
стран3, метрополий.
С.Глазьев показывает,
что ведущие 500 ТНК охватывают львиные доли своей деятельностью “во всех
странах мира”; а вот их базирование примерно поровну распределено между
США, ЕС и Японией4.
Вот и спрашивается,
кто же действительно заправляет всем этим делом, 500 ТНК или три упомянутые
фигуры?
ТНК является
объективно влиятельной, но тем не менее капиталистической формой экзогенно
посткапиталистической тенденции, но в реальных условиях полнейшего преобладания
более “архаичной” и мощной структуры неоколониализма. Причем на диктующей
стороне – “золотого миллиарда” – благополучно расположены и рабочие всех
этих стран.
При наличии
капитализма (эндогенно) и разновысоких (“оседлых”) трудовых ресурсов (экзогенно)
эта метадемографическая (а также более высокие – территориальная, сырьевая,
экономическая, технологическая, научная) структура в обозримое время и
в огромной части социума пока неустранима. Так что пока на больших пространствах
эти структуры, как правило, “обоюдовыгодны” как метрополиям, так и периферийным
элитам и олигархиям (компрадорам или “клептократиям”). При этом “стеклянные
бусы”, конечно, поднимают отставших, но и с неумолимо растущим разрывом,
хотя и с ростом зависимости Севера (трудовой, сырьевой, экологической,
экономической и пр.) от собственного же “эксплуатируемого” региона. (Поэтому
собственно “национальные интересы” США и расползаются по всему миру). Но
это же постепенно нагнетает и глобальный кризис, трудно вообразимый (новая
радикальная деколониализация может оказаться для Запада разрушительной),
но пока потенциальный.
По всем этим
причинам социализм и клеймился “закрытым”, ибо его границы были совершенно
непрозрачны для асимметричных связей. Это безумно раздражало. Теперь же
этот едва ли не богатейший в мире регион (И.Риббентроп был вполне прав)
и стал объектом “переваривания”. Риббентропу в специфически-прозрачных
терминах вторит и З.Бжезинский: Россия все еще располагает обширнейшей
в мире недвижимостью, раскинувшейся на десять часовых поясов и многократно
превосходящей США, Китай и расширившуюся Европу”; эту добротную “недвижимость”
(иначе говоря – Россию) Бжезинский и рекомендует поделить5.
Но это тенденция
вовсе не политическая. Образно говоря, “мировой рынок” в чистой реализации
этой тенденции как “открытой экономики”, сам раздробит “перевариваемый”
регион на нужные осколки и расставит их в “мировой системе” по надлежащему
рыночному ранжиру и региональной диспозиции. Поэтому, замечает А.Г.Яковлев,
идея восстановления реального Союза на просторах СНГ воспринимается на
Западе как самый “кошмарный кошмар” из всех возможных в этом мире, за исключением
ядерной войны6. Соответственно и весь лейтмотив идей З.Бжезинского
– “геополитический плю- рализм”, то есть всяческое недопущение восстановления
некоторой союзной структуры.
Другое дело,
что тенденция неоколониализации и вообще “переваривающего” передела сама
разворачивается в “спорящих” собственных тенденциях, точнее, в двух главных
из них и в одной дополнительной.
По одной из
главных – метрополии (Север) склоняются к коалиции в неоколониальном контроле
над остальным миром (А.Г.Яковлев). Это и выражается в действиях “семерки”,
МВФ, МБ (МБРР), МЭФ, Парижского клуба, Лондонского клуба, ВТО и др.
По другой –
в чем-то наоборот обнажается блочно-державный эгоцентризм (Б.Занегин, Р.Косолапов),
блочно-пострановая разделка (Западная Европа, США, Япония или АТР, в формах
некоторых центров ЕС, НАФТА, АПИК).
Здесь дополнительной
намечается еще тенденция (которую прямо неоколониальной не назовешь) территориальной
разделки с участием Турции, Ирана, Пакистана, или в целом исламского мира,
а при некоторых обстоятельствах (и потенциально возможно) и набирающего
силу Китая (Средняя Азия, Сибирь, Дальний Восток).
Подобное уже
непосредственно происходит со странами Восточной Европы, в бывшей Югославии,
осколки которой быстро дивергируют, хотя и в едином потоке превращения
в европейскую периферию. Какая из тенденций будет одолевать, в силу нелинейности,
зависимости от каких-то первых импульсов (с возможной далее “цепной” реакцией
уже по определенной траектории), сказать трудно. Но все это не так и существенно!
В чистой абстракции
неоколониальная структура есть жестокое, но уже мирное экзогенное “метарабство”
(как писал В.Соловьев про античное рабовладение – “без остановки на национальном”).
В строгой абстракции этой структуры межстрановая “эксплуатация” может быть
совершенно безбожной, но никакого национализма, шовинизма, расизма, фундаментализма
нет, ибо это межстрановая уже демографическая асимметрия. Не спонтанные
войны как таковые (эгокультурность), а только санкции, экзекуции, карательные
меры, эмбарго, блокады (К.Шмитт) и прочие виды подавления непокорных, бунтующих
и локальных вспышек эгокультурности – объективное кредо такой “идеальной”
структуры. Бомбардировка Югославии ясный пример перспективы такой “карательной
меры”, по сути, без войны. Замечу, что либералы, в частности, теперь и
Ф.Фукуяма, все это прекрасно улавливают, связывая с различиями “человеческого
капитала” или уровней культур7, но тщательно замазывая саму
жесткую асимметрию экзогенных отношений (неоколониализм).
Без некоей постсоциалистической
альтернативы такой желанный “новый мировой порядок” объективно обнаглеет,
но в чистом виде это был бы жестокий, но по схеме “Каутского-Вильсона-Фукуямы
и пр.” (так сказать, мондиалистов) уже постэгокультурный мир. Можно, конечно,
возражать. Но даже если с нелепой абстрактностью отвлечься от ядерного
расползания, Китая и исламского мира (отнюдь не склонных безропотно “вписаться”
в такую структуру), то это вполне логически мыслимое состояние мира. В
нем России места бы не осталось, но “демократы”, обернувшись регионально-национальными
периферийными компрадорскими клептократиями жили бы припеваючи. Именно
эта перспектива, вероятнее всего, интуитивно и питает политическое упорство
большинства деморыночных реформаторов.
По верному замечанию
С.Глазьева власти (в том числе нац-региональные) судят о происходящем по
“приросту собственного благополучия”8, каковой в данной схеме
гарантирован (что будет со страной и населением – какая разница). В таком
благополучном мире могли бы отправляться “в небытие” (А.Г.Яковлев) и целые
бунтующие народы, но уже без Великого Истребления (К.Лоренц) всех.
Это бы означало
вовсе не финал “античной цивилизации” (Г.Х.Попов и др.), а наоборот
– ее апогей, всемирное утверждение унитарно иерархической системы абсолютного
неорабства.
Однако, есть
одно “но”.
К такому “новому
мировому порядку” (вполне по-платоновски мыслимому) мирного пути не существует.
Так что беда даже не в самом “новом мировом порядке”, а в том, что путь
к нему самоубийственен для всего человечества.
Тенденция эгокультурной варваризации
Бестужев-Лада
пишет, что “согласно некоторым авторитетным концепциям современной научной
прогностики, существующая мировая цивилизация обречена ... она вряд ли
переживет в своем настоящем виде XXI век, – да и то ценой мучительной гибели
нескольких миллиардов человек”9. За абстракциями неспособности
системы к “сустинебельности” конкретно перечисляются причины нарастающих
дисбалансов: невозможность энергетических удвоений каждые несколько лет;
загрязнение среды; “чернобыльский синдром” (в том числе с учетом диверсий,
“малых войн” и пр.); рост населения и депопуляция в развитых странах; состояние
мировой культуры; чреватый войнами, неизбежным массовым голодом рост разрыва;
рост преступности; подрыв генофонда и т.д.
В общем все
довольно известное в печальном прогностическом духе.
Но вся суть
была, есть и будет в отношениях и тенденциях их перемен во всей гетерархии,
начиная с их основы, гонки культур, каковая и обуславливает все прочее
в “поведении” людей и народов. А это и есть заходящая в агонизирующий предел
эгокультурность, в основной форме, прежде всего, самой тотальной западной
экспансии и нарастающей постсоциалистической, более заметной восточной
“идентичности” и пока сумбурнейшей формы “антиглобалистов”.
Лукавство понятия
“многополюсного мира”
По словам А.И.Уткина
и М.Ю.Воронцова, сброшенная биполярность оказалась “гигантской ширмой,
за которой скрывались подлинные конфликты человечества”10.
Но дело обстоит
несколько сложнее.
По постоянно
повторяющимся заявлениям политиков и аналитиков, особо российских, китайских,
японских и др. мир из биполярного становится многополярным, многополюсным,
многоядерным. И хотя со стороны атлантического Запада такие заявления обычно
не делаются, но и не отвергаются.
А если в Западной
Европе и делаются, то с молчаливым кивком на США, предполагающим “полуостровную”
солидарность в избавлении от излишней заокеанской опеки.
По К.Г.Баллестрему,
например, “сегодня существует одна гегемония и несколько влиятельных государств,
которые с ней в большей или меньшей степени сотрудничают... невозможно
создать всемирную государственную институцию, противопоставленную США”.
Потому далее он возлагает особые надежды на США в “установлении нового
кооперативного мирового порядка”, преодолению “образования блоков”11.
Блоковые (“многополюсные”)
контуры, однако, даже в этой идиллии не отрицаются. В менее радужных (для
Запада) представлениях на ведущие роли медленно, но верно, выходит Азия,
миллиардный исламский мир, Китай. Но, в сущности, и здесь тоже приоткрывается
своего рода крупно-блоковая картина.
По некоторым
внешним признакам эта многополярность достаточно очевидна и, более того,
объективно вполне согласуется с реальным влиянием и тенденциями развития
крупных культурно-блочных ареалов и естественных региональных взаимотяготений.
Но несколько напоминая “державный подход” П.Кеннеди или “паттерновые” геополитические
теории, эта многополюсная картина лукаво скрывает за собой главное – свои
же собственные, гораздо более могущественные и широкие основания, эгокультурность.
Блоковая картина (и тенденции) верна, но она тоже “ширма”, а точнее относительно
переменчивая форма эгокультурности, в любом случае недолговременная, неустойчивая.
В многополюсном мире, но именно на эгокультурной почве, примат вовсе не
за блоковыми интеграциями, а потенциально – за межблоковыми дезинтеграциями!
Они легче, энтропийней, а потому и спонтанно более вероятны. Именно поэтому
как раз многополярность поразительно близка схеме возможного столкновения
цивилизаций по С.Хантингтону.
Как всемирная
(то есть уже не цепная, а всеобщая, глобальная) эгокультурность стала постепенно
складываться в середине-конце XIX в. Уже дважды она “устраивала” бой человечества
с самим собой. Вот сейчас вознамерилась она дать третий и решительный.
Говоря осторожными словами Эдгара Морина, “мы находимся в начале неизвестного
приключения. Мы более не участвуем в “последнем бою”, мы дожили до “начала
борьбы”, каковая может обернуться уже не “боем”, а всеобще бойней. Но как
же не схожи подобные, даже смутные афористичные мысли (а их премного),
с успокоениями по поводу окончания “холодной” войны и с “многополярными”
удовлетворениями.
Начавшееся с
НТР быстрое отставание планового социализма от капиталистических метрополий
накопило ощущения недовольства людей потребительским бытием, бросив их
в идею блистательного образца (“рынок”). Но именно в таком случае “материальных
затруднений”, писал Ортега-и-Гассет в 1930 г. (!), даже отдаленно не подозревая
о современной мощи производства и вооружений, приведет к тому, что “крушение
коммунизма будет тогда равносильно общему крушению”12. Вот оно-то
и началось в глобальном контексте деконструкции.
Понятно, что
первая и непосредственная полоса рыночного (регрессивно-буржуазного) и
националистического развала относится к небольшому числу стран соцлагеря,
СССР и “брошенных” ими, хотя и на “большой части суши”. Но вот полная картина
куда сложней, суровей, инфернальней. Если на “социалистических просторах”
отпущенный на свободу национализм сразу реализовал свой, хотя только первый,
благодетельный сепаративный потенциал, то далее и здесь, и на всех “мировых
просторах” он лишь начал набирать силу. Многополярность на эгокультурной
почве, по сути, и есть тенденция “сверхбольшого” национализма.
Так что по ряду
признаков сейчас мир действительно движется к некоей многополярной форме,
но только вовсе не в смысле благого мироустроения, а в смысле простейшей
(энтропийной) формы “исполнения” современной эгокультурности.
Конец доминировавшей
биполярности разблокирует эгокультурность в капиталистической системе,
причем по разным основаниям и в самых разных, противоречивых формах. Капитализм
“в чистом виде” стран типологически национален (как правило, мононационален),
но в обычном состоянии вовсе не националистичен, однако, у него в принципе
не существует “вселенской” интернациональной (гуманистической) интеллигенции,
институтов и пр. Церковь уже дела не решает, а партии практически имеют
парламентский тип, беспомощный в смысле нравственных институций низовых
структур. Потому сейчас даже интегрируемая Западная Европа, конечно, не
по социально-политическому состоянию, а по производственной типологии,
в сущности ровным счетом ничем не отличается, скажем, от Веймарской республики
и полутора десятка других, легко фашизировавшихся стран 20–30 годов.
Можно вспомнить
на сей счет скромную реплику апологета К.Поппера – это “проблема” еще не
решена.
То есть “открытое
общество” фашизму вполне открыто. Ведь классический фашизм это вовсе не
какая-то форма капитализма, а наоборот, лишь капиталистическая форма крайней,
расистской эгокультурности, но именно капиталистическая. А с распадом СССР
и соцлагеря произошла не только откровенная предфашизация, скажем, в прибалтийских
государствах, но и в самой “капиталистической системе” исчез консолидирующий
“враг” и появились соблазнительные объекты экспансии, которые удобней и
легче “приобретать” в одиночку, отталкивая других (вариант В.Занегина).
Разумеется не исключена, даже более вероятна, и консолидация (вариант А.Г.Яковлева),
но или блочная, или северная, что все равно суть вполне “традиционная”
и привычная для Европы оппозиция с некоторым новым фашисткоподобным жупелом
“врага”.
Все эти тенденции
сейчас незаметны по очень простой причине: рынок еще окончательно не добил
былой соцлагерь, особо Россию, Украину и др., а все потоки (культурные,
демографические, натуральные, экономические, технологические, научные)
начавшейся неоколониализации пока успешно работают на внутреннюю стабильность
состояний в западной системе.
Есть и другая
сторона, вполне вероятно, не менее существенная. Распад соцлагеря, СССР
разом уничтожил и до того постепенно угасавший (в силу роста отставания)
авторитет, пусть даже мифологизированного, но вполне реального примера,
то есть материальную основу симпатий “словесно” бессильного слабого взаимодействия.
Не беспомощная моральная риторика и не страх (отсутствующий в массах из-за
неосязаемой угрозы), а образ моральной (пусть даже морализованной) реальности
интернационализма (интеркультурности) затухал и, наконец, вместе с прообразом
начисто исчез в социуме. Это для З.Бжезинского или Д.Рейгана, да и всех
апологетов Запада, была “империя зла”, а для простых людей символ СССР
несколько десятилетий означал реальную возможность “многонародного” (поликультурного)
сосуществования. Пропала эта реалия (любые западные интеграции, даже предполагая
в своих пределах известный интернационализм, на культурную патернальность
сейчас абсолютно не способны). С точки зрения экономического мышления эту
“эфемерную” потерю просчитать невозможно, да и вообще стоит ли с этой “мелочью”
считаться. Затухание и, наконец, крах идеализируемого, но реального, образца
на “одной шестой части суши”, надо полагать, явление впечатляющее.
Потому с хирением,
а затем и крахом “коммунизма”, все похоже на утрату у народов мира неосознаваемой
надежды на преодоление эгокультурного мироустройства. Это и есть нарастающая
возможность превращения народов в эгокультурные, “бараньи” (Б.Брехт) толпы
“наших”, “русских”, “армян”, “грузин”, “немцев” и прочих, или даже европейцев,
“западников”, “азиатов” то есть обнажение “стихии этноса” (культуры). Никакой
сильной блокировки этой вероятной стихии сейчас уже не существует, поскольку
она слабо связана с военно-политическими формами.
Если даже слегка
коснуться вооруженческой фактуры, то можно легко увидеть, что пространственный,
качественный и количественный рост вооруженности стремительно обгоняет
развитие ограничивающих и даже просто сдерживающих общественных, институциональных,
политических форм. По уже давней оценке Г.Волкова, за последние 100 лет
мощность вооружений в 1000 раз превзошла 1000-кратный рост осваиваемой
энергии13. Так сказать, производительные силы человечества тысячекратно
опережающими темпами стихийно предпочитают развиваться в разрушительном
направлении.
Но главная суть
даже не в этом, а в начале обнажения эгокультурности, особо в ее исторически
предельно экспансивной капиталистической форме. Обострение на всей планете,
как принято говорить, “экономических войн”, в чистом виде совершенно мирных,
с соблазнами больших выгод и экономическими крахами целых культур, неуклонно
ведут к этно-реакциям, к росту вероятности вспышек терроризма и военных
конфликтов.
Примечания
1 Кременюк В.А.
Новая мировая ситуация и ее влияние на политику США // США–Канада: экономика,
политика, идеология. 2001. № 5. С. 3.
2 Калашников
В. Транснациональные корпорации закладывают основы нового мирового порядка
// Независимая газета. 1994.
1 сентября.
3 Фельзенбаум
В. Иностранные инвестиции в России // Вопросы экономики. 1994. № 8. С.
22.
4 Глазьев С.
Геноцид. Россия и новый мировой порядок. М., 1997. С. 63.
5 Экономическая
газета. 1997. № 45. С. 7.
6 Яковлев А.Г.
Экономические и политические интересы российской власти // Независимая
газета. 1994. 11 марта.
7 Фукуяма Ф.
Войны будущего // Независимая газета. 1993. 11 февраля.
8 Глазьев С.
Очковтирательство или бред сумасшедшего // Независимая газета. 1995. 11
мая.
9 Бестужев-Лада
И. Ретроальтернативистика и философия истории // Вопросы философии. 1997.
№ 8. С. 33.
10 Уткин А.И.,
Воронцов М.Ю. Новые параметры мирового противостояния // США: экономика,
политика, идеология. 1997. № 8. С. 19.
11 Баллестрем
К.Г. На пути к всемирной республике // Вопросы философии. 1996. № 9. С.
181.
12 Ортега-и-Гассет.
Восстание масс // Вопросы философии. 1989. № 4. С. 153.
13 Волков Г.
“Экологический кризис” и социалистическое природопользование. Коммунист.
1976. № 12. С. 33.
|