Статьи
Обозреватель - Observer

ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИКИ1


Вопросы методологии

В.Каширин,
доктор философских наук,
О.Каширина,
кандидат философских наук,
(Ставропольский государственный университет)

Культура самоуправления:
новый уровень властных функций

          Один из параграфов книги “Быть или не быть … человечеству?” Н.Н.Моисеев назвал: “Можно ли управлять социальными процессами?” В нем выдающийся специалист в области управления природными и социальными процессами пишет: “Людям, науке доступно не жесткое управление с точно поставленными целями, а направление естественных процессов самоорганизации в желаемое русло развития, которое может обеспечить стабильность жизни и ее развитие… главное понять естественные тенденции развития, стремления людей”2.
          В другой части книги “Рыночная регуляция во Вселенной” он указывает: “Все процессы самоорганизации в Природе и Обществе можно представить как функционирование грандиозного рыночного механизма, предназначенного для отбраковки виртуальных, то есть мысленно возможных, организационных структур и путей дальнейшего развития материальных и духовных объектов”. И далее: “Что действительно было продуктом осознаний человеческой деятельности, так это открытие существования закона стоимости… Игнорирование существования обратной связи между ценой и стоимостью… чревато нарушениями естественного экономического развития, появлением теневой экономики, падением стимулов к труду, нарушениями стабильности экономического развития и тому подобными нежелательными последствиями”2.
          Таким образом, Н.Н.Моисеев констатирует наступление нового этапа в осмыслении рыночной регуляции: переход от управляемого к направляемому, векторному развитию. Сочетание на практике двух типов социального самоуправления: стихийного и сознательного (планового) определяется способностью формировать такие петли отрицательной обратной связи, которые определяют соотношение между ценой товара и его стоимостью. Включении Разума позволяет усовершенствовать структуру обратных связей, вводя в нее учет тенденций. Но, тем не менее, и в присутствии Разума сохраняется основная особенность рынка – способность производить непрерывную замену менее совершенных структур более совершенными. Иначе говоря, рынок обеспечивает продвижение общества в прогрессивном направлении, если соблюдается закон стоимости.
          Что же произошло в России за 15 лет реформ?
          Для характеристики цивилизационных процессов академик Д.С.Львов вводит понятие “цена жизни”: “В общем виде можно сказать, что цена жизни человека в РФ слишком низка, чтобы можно было руководящей элите дорожить жизнями трудящихся. Это мы и могли наблюдать во всех сферах жизни в последние годы. Сознательно и преднамеренно она была понижена в начале 90-х годов в результате перераспределения (с помощью инфляции и нечестной приватизации) трудовых доходов и природной ренты в пользу держателей капитала”. Далее Д.С.Львов характеризует масштабы демографического кризиса и дает социально-экономическую проекцию его последствий: “каждый день мы теряем (по численности людей) две деревни, а в год небольшую область с населением порядка 1 млн. чел. В России самая короткая среди цивилизованных стран продолжительность жизни мужчин (58 лет) и сверхсмертность мужчин рабочих возрастов. Ежегодно погибают больше 200 тыс. мужчин, не считая военных. В стране женщин на 10 млн. больше мужчин. Самое главное – численность населения в основном сокращается за счет трудоспособного возраста, что прямым и непосредственным образом сказывается на темпах роста ВВП.
          По структуре смертности мы соответствуем стране, находящейся в состоянии затяжной войны. Демографы считают: потери здоровых мужчин за эти годы сопоставимы с потерями СССР в Великой Отечественной войне. И одна из причин состоит в том, что правительство не занимается макроэкономическими проекциями демографического кризиса, государственное управление поражено бюрократическим склерозом, ярчайшим проявлением которого является процесс так называемой монетизации льгот”3.
          Таким образом, нарушение закона стоимости привело за годы реформ к абсолютному сокращению населения страны – это не только гуманитарная катастрофа и снижение социального потенциала страны, но также, с экономической точки зрения – это потеря потенциально возможного ВВП, не полученного из-за снижения численности граждан в трудоспособном возрасте.
          Иначе говоря, сегодня рынок в России работает не в прогрессивном, а в каком-то новом направлении, резко меняя вектор жизни.
          Понятие “вектор жизни” ввел А.С.Панарин (1940–2003 гг.) – выдающийся русский философ и политолог. Он писал: “Временной горизонт личности сузился как никогда: в системе мотивации произошел резкий сдвиг в пользу сиюминутной озабоченности. От универсального к частному, от разностороннего к однородному, от высокосложного к примитивному – таков вектор жизни, заданный новой системой рынка”4.
          К настоящему времени Россия, пишет далее А.С.Панарин, прошла две фазы большого историко-культурного (цивилизационного) цикла: антирыночную, социалистическую, и рыночную. 
          Для того чтобы прогнозировать грядущее, нужно оценить то новое, чем “нагружена” новейшая рыночная фаза. Основатели рыночной теории постоянно подчеркивали, что рынок есть процедура открытия экономически эффективного поведения в условиях редкости благ, не являющихся бесплатным даром природы. Судя по всему, сегодня рынок работает в каком-то новом историко-культурном контексте, сообщающем рыночному отбору совсем не тот смысл, какой ему придавали классики политической экономии.
          Речь идет уже не об относительной редкости благ, создаваемых трудом, а об абсолютной редкости планетарных ресурсов, которых – в этом и состоит новое прозрение века – “на всех не хватит”. Иными словами, понятие “рынок” несет новый социал-дарвинистский смысл после открытия “пределов роста”, постулированных в нашумевших докладах “Римского клуба”.
          Теория прогресса исходила из того, что ресурсы носят исторический характер: каждый новый технологический переворот, совершаемый на основе новых фундаментальных открытий, дает человечеству качественно новые ресурсы взамен прежних, начавших иссякать в рамках прежнего способа производства. Иными словами, главным ресурсом цивилизации теория прогресса признавала творческую способность человека вооруженного Просвещением для новых взаимодействий с природой.
          С некоторых пор акцент сместился в духе пассивного экономического потребительства: при недопущении мысли о новом способе производства (“конец истории”) не допускается и мысль о качественно новых ресурсах – они признаны наличными и конечными (дефицитными). Одновременно пораженным в статусе выступает и сам человек: он уже – не творец, а потребитель. А поскольку планетарные ресурсы признаны раз и навсегда ограниченными, то дальнейшая человеческая история стала мыслиться как безжалостная конкуренция потребителей.
          В этой мальтузианской картине мира понятие рынка несет качественно иное содержание: рынок выступает как процедура выбраковки человеческой массы, отлученной от дефицитных благ цивилизации. Речь идет уже не о конкуренции производителей, предлагающих неравноценные формы экономического поведения, а о конкуренции потребителей, представляющих неравноценный (по социал-дарвинистским признакам) человеческий материал.
          Тем самым высвечивается планетарный геополитический смысл “рынка”: рыночный естественный отбор в открытой глобальной экономике должен лишить права на самостоятельное пользование дефицитными ресурсами планеты тех, кто по современным идеологическим стандартам признан “менее достойным”.
          Выбраковка недостойных может осуществляться по разным критериям: 

  • экономическим – неумение “недостойных” пользоваться ресурсосберегающими технологиями;
  • политическим – “недостойные” используют ресурсы в агрессивных милитаристских целях;
  • идеологическим – “недостойные” создают режимы, нарушающие права человека, и т.д.
          Но во всех случаях “рынок” навязывает недостойным один и тот же императив: свернуть собственное производство, а также собственные научно-технические и образовательные программы для того, чтобы фактически передать имеющиеся на их территории ресурсы в пользование более благонамеренным и достойным. Здесь-то и обнаруживается истинное назначение пресловутых “секвестров”. Секвестры науки, культуры и образования призваны не только лишить население новой мировой периферии статуса производителей, самостоятельно использующих планетарные ресурсы на своих национальных территориях, но и понизить его в человеческом достоинстве: превратившись в безграмотных “нецивилизованных” маргиналов – данное население лучше подтверждает презумпции глобального расизма.
          Ясно, что новая картина мира, в которую погружает нас современный “рыночный либерализм”, является дестабилизационной: она чревата опаснейшим расколом человечества на “избранных” и “неизбранных”, отлучением неизбранного большинства от цивилизованного существования и, как следствие, глобальной гражданской войной. Глобальное рыночное общество сегодня работает как сегрегационная система, бракующая “не адаптированное к рынку большинство человечества”.
          Выход из этого тупика один, считает А.С.Панарин, – возвращение к модели Просвещения на новой основе. 
          Модель Просвещения, в отличие от мальтузианской модели, интерпретирует человека не как алчного потребителя благ, а в первую очередь как их творца-производителя.
          Она предполагает, что по мере того, как человек вооружается новым научным знанием, его роль как творца богатства (главной производительной силы) выступает на первый план и доминирует над его потребительскими ролями. В этой просвещенческой оптике только и может найти себе алиби современный гуманизм, который, в отличие от новейшего социал-дарвинизма, страшится не избытка лишних ртов на планете, а недооценки человека в его роли творца и созидателя.
          На этом фоне представляется важным введение в действие 131 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”. По замыслу авторов этого закона, культура самоуправления должна развиваться, начиная с местного поселения.
          Как известно, один из регионов Северного Кавказа – Ставропольский край уже ввел в полном объеме действие этого закона. Хотя всем остальным регионам РФ еще предстоит внедрение в жизнь основных его положений, но уже сейчас ясно, что за бортом осталось много нерешенных проблем практического и теоретического плана.
          Что касается практических проблем, то они не решаются из-за плохой отработки финансового механизма.
          Например, по оценкам минфина в 2006 г. на уровень самоокупаемости выйдет не более 10% муниципалитетов5.
          Это следствие недостаточной проработки теоретических вопросов с позиций цивилизационного детерминизма. Если бы регионы с самого начала понимались не просто как совокупные экономические единицы, а как феномены культуры, то есть как цивилизационные субъекты, был бы ясен и цивилизационный смысл и общественное значение этого закона.
          Общественное значение, формирующееся в развитии коллективно-пространственной горизонтали цивилизационного субъекта, заключается в том, чтобы предоставить максимально возможную на данном этапе перспективу свободного развития региона. Наоборот, скрытый, внутренний смысл, формирующийся в динамике индивидуально-временной вертикали субъекта, заключается в том, чтобы регион развивался в рамках ценностей российской, а не иной культуры. Именно динамическое равновесие этих двух составляющих (общественного значения и цивилизационного смысла) и определяет эффективность действия этого закона, направленного в конечном итоге на обеспечение коллективно-пространственного и индивидуально-временного единства России как страны-цивилизации.
          Какие же выводы для философии экономики можно сделать из вышеизложенного?
          1. В конце ХХ – начале ХХI столетия глобальный рынок приобретает новый социал-дарвинистский смысл: в связи с ограниченностью планетарных ресурсов, история стала мыслиться не как взаимодействие производителей, творцов, а как безжалостная конкуренция потребителей, в которой рынок выступает в качестве механизма выбраковки человеческой массы, отлученной от дефицитных благ цивилизации. Это определяет метавнешнее воздействие глобального рынка на экономическую жизнь России.
          2. Новая картина жизни, созданная в России современным “рыночным либерализмом” является дестабилизационной, в ней резко меняется вектор жизни и цена жизни человека. В этом заключается внешнее дестабилизационное воздействие на экономику России.
          3. На новый уровень выходят процессы государственного и экономического управления. Как показала практика реформ, их нельзя разделять, поскольку цели и того, и другого диктуются эволюционным и цивилизационным детерминизмом. На этом новом уровне важнейшее значение приобретают внутренние процессы самоорганизации российской экономики и политики для нейтрализации дестабилизационных метавнешних и внешних воздействий.
          4. Дальнейшее развитие российской экономики возможно лишь на основе культуры самоуправления, обеспечивающей контроль и координацию в действии внутренних, внешних и метавнешних (глобальных) факторов. Принципы культуры самоуправления должны разрабатываться современной развивающейся дисциплиной – философией экономики, синтезирующей эволюционный и цивилизационный детерминизм.

Целостность как парадигма эволюционного, цивилизационного детерминизма
и основополагающая категория философии экономики

          Для разработки современной теоретической дисциплины важно определить главный принцип, на котором она должна быть основана. Таким принципом, на наш взгляд, может быть принцип культуры времени. В нем эволюционное время (природно-биологическое) и вытекающее из него цивилизационное время (человеческое, социальное) понимаются в качестве объединительного фундамента для целостного восприятия, для цельного знания социально-экономических процессов. Таким образом, принцип культуры времени, вводимый нами в качестве основополагающего для философии экономики, вытекает из парадигмы целостности.
          В глобалистике В.И.Вернадского парадигма целостности является, пожалуй, одним из главных принципов постижения научных и философских истин. Ученый ставит цель: “подняться до охвата всего явления в целом” и дает образец достижения этой цели при разработке глобальных проблем.
          Каждое самое простое и самое сложное явление имеет свою целостность – состояние, характеризующееся определенными свойствами (например, пространство – симметрией в косной материи, или диссимметрией в живой материи; время: в микромире – взрывчатостью кванта, в макромире – динамичностью, изменчивостью, непрерывностью меняющихся единиц времени).
          Эта целостность-состояние входит частью в более общую целостность-процесс (например, пространство-время), которая приобретает помимо свойств частей уже новые свойства, не присущие составляющим его частям (например, текучесть, обратимость-необратимость, квантифицированность пространства-времени). Каждая целостность представляет собой структуру-состояние и структуру-процесс.
          К проблеме целостности В.И.Вернадский обращался во все периоды своего творчества. Достичь охвата всего явления в целом – это был личный идеал ученого и философа, к которому он постоянно стремился и которого достигал – и в создании новых междисциплинарных, пограничных наук, и в учении о биосфере и ноосфере, и в глобальной философии.
          В своих заметках он писал: “Меня уже давно удивляет отсутствие стремления охватить Природу как целое в области эмпирического знания, где мы, однако, можем это сделать. Мы нередко даем простое собрание фактов и наблюдений там, где мы можем дать целое ... Как будто какая-то леность ума. Чувствуется, что некоторым усилием можно подняться до охвата всего явления в целом, но этого усилия не делаешь и видишь по литературе, что оно не делается и другими ... А между тем кругом масса накоплена данных, которые только ждут такого охвата”6.
          В 1910 г. в своей речи на ежегодном торжественном заседании Академии наук в Санкт-Петербурге, которая называлась “Задачи дня в области радия”, но фактически была посвящена коренному перелому в сознании человечества, в связи с открытием радиоактивности, В.И.Вернадский особо поставил перед наукой и философией проблему целостности. “Нужно преодолеть соблазн объяснить сложное через простое, целое через его элементы. Целое гораздо больше говорит о свойствах вещей, чем детали, из которых они состоят. Объективное научное знание еще не есть полное знание. Сведение всего окружающего к стройному или хаотичному миру атомов или электронов было бы сведением мира к отвлеченным формам нашего мышления. Это никогда не могло бы удовлетворить человеческое сознание, ибо в мире нам ценно и дорого не то, что охватывается только разумом, но и чувствами. И чем ближе к нам картина мира, тем дальше отходит научная ценность абстрактного объяснения. Наука без философии не может дать целостного представления о мире. Вселенная как целостность отражает в себе всю человеческую личность, а не только логическую ее способность к рассудочности”7.
          Таким образом, фактически впервые была поставлена проблема диалектического взаимоотражения и взаимореализации Вселенной и Человечества в целом.
          Стремясь к идеалу целостности, он попытался представить все живое на Земле, существующее ныне и существовавшее когда-либо. И тогда проявилась вечность и бесконечность жизни, невозможность гибели живого вещества, ибо оно неразрывно с косным веществом, имманентно ему, развивается с ним в единстве. Жизнь как планетная целостность самоорганизуется в биосфере в рамках сферического гиперцикла. Сама она в свою очередь является частью циклически развивающейся реальности высшего порядка – “целокупной для нашего понимания реальности всего мира”.
          Диалектическая парадигма целостности переплетается с проблемой триалектической структуры циклов и гиперциклов (зарождение – расцвет – затухание) и превращается в парадигму цикличности целостностей.
          Эта парадигма по сути носит диалектико-триалектический характер. В ней коллективно-пространственная горизонталь экономики развивается в диалектическом противоречии с политикой, в результате чего возникает вектор экономической политики. Вместе с тем экономика как целостность разворачивается и по индивидуально-временной вертикали ценностей (вчера – сегодня – завтра), обеспечивающих действие закона стоимости под воздействием внутренних, внешних и метавнешних (глобальных) факторов. На пересечении проекций коллективно-пространственной горизонтали и индивидуально-временной вертикали образовываются пространственно-временные политико-экономические ситуации, определение которых и являются главной задачей профессионального самосознания современной дисциплины – философии экономики.
          Такая модель диалектико-триалектического анализа экономики как целостности позволяет рассмотреть эту целостность в ее движении от Ничто (в точке пересечения координат) – до Абсолюта – по индивидуально-временной вертикали, и до Бесконечности (глобальной, мировой, космической и т.п. экономики) – по коллективно-пространственной горизонтали. При этом оказывается, что в каждой точке пересечения проекции координат, то есть фактически в каждой пространственно-временной ситуации, фиксируется состояние экономики на мезоуровне – среднем, переходном от микро – к макроуровню.
          Именно здесь достигается своеобразный общесоциальный консенсус, гармонизация двух встречных потоков энергетики, вырабатываются основы гомеостаза экономического процесса. Именно здесь реализуются идеи экономистов и политических мыслителей, которые имеют большее значение, чем принято думать. И если стержневой тезис экономической политики “кадры решают все” на микроуровне означает – “информированность кадров решает все”, на макроуровне – “политическая воля государственной и финансовой элиты решает все”, то на мезоуровне он означает: “компетентность и вектор ориентации кадров решают все”.
          Вызывают интерес результаты социологических исследований, проведенных Северо-Кавказской академией госслужбы, опубликованные в Российской газете 27 октября 2005 г.
          Только треть из опрошенных руководителей полагает, что в управление пришли компетентные специалисты, а некоторые открыто сомневаются в качественной стороне пополнения.
          И уж совсем фантастической выглядит ситуация с теми, кто затруднился ответить на вопрос об оценке руководителей “новой волны”, а это больше половины чиновников.
          Что это значит?
          Властная элита не в состоянии объективно оценить тех, кто вливается в нее?
          Тогда это приговор самой элите и ее компетентности.
          Вместе с тем каждый десятый респондент указал, что, по его мнению, в нынешнюю армию чиновников вошли алчные и беспринципные люди, ставящие своими целями только личные интересы.
          Больше половины опрошенных чиновников полагает, что люди во власти пока не соответствуют тем требованиям, которые должны предъявляться к элите.
          Однако при оценке собственного профессионализма самокритичность представителей власти сразу исчезает: 73% от общего числа чиновников не имеет никаких сомнений в собственной готовности к выполнению служебных обязанностей, и только 12,8% осознает необходимость существенного повышения профессионализма. Это вступает в явное противоречие с официальными оценками руководства страны, а главное – с результатами многочисленных исследований.
          Как видно, и компетентность (профессионализм), и вектор коллективно-пространственной ориентации региональных кадров оставляют желать лучшего.
          Разработка концепций культуры времени и культуры самоуправления и применение их для обоснования современной философии экономики вызвана потребностями осмысления разворачивающихся в России трансформационных процессов.
          Она позволяет на основе диалектико-триалектической методологии соединить теорию с практикой (применяя концепцию культуры самосознания как предповеденческой структуры – Л.В.Скворцов), диалектику стратегии (“взаимосвязи Логики Природы и Логики Общества” – Н.Н.Моисеев) с триалектикой тактики (сочетания “вчера-сегодня-завтра” в одном мгновении – В.И.Вернадский), глобальный эволюционизм (эволюционный детерминизм) с глобалистикой (цивилизационным детерминизмом).
          Главным компонентом разрабатываемой нами методологии является концепция цикличности целостностей, которая при помощи сравнительного и умозрительного времяведения, синтеза культуры времени и культуры самоуправления помогает выявить противоречия и пути их разрешения в философии, экономике, политике, управлении и других областях социокультурной реальности, касающихся философии экономики.

Примечания

        1 Продолжение. Начало см. “Обозреватель–Observer”. 2006. № 1
        2 Моисеев Н.Н. Быть или не быть… человечеству? М., 1999. С. 270–271,146, 148, 149.
        3 Львов Д.С. Нужна ли России своя философия экономики? // Обозреватель–Observer. 2005. № 5(184) С. 13.
        4 Панарин А.С. Стратегическая нестабильность в ХХI веке. М., 2004. С. 497.
        5 Российская газета. 2005. 28 июля. № 163 (3832). 
        6 Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. С. 411.
        7 Вернадский В.И. Очерки и речи. ПГ.: Научхимтеориздат. 1992.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]