Статьи
Обозреватель - Observer

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ – 
ВАЖНЫЙ РЕСУРС НАЦИИ

  


О.Морская,
патентный поверенный РФ
Е.Орлова,
адвокат, Старший партнер Адвокатского бюро 
“Интер-Лекс”, патентный поверенный РФ, 
доктор права

          Человечество вступило в постиндустриальную эру. XXI в. по объективным причинам станет тем временем, когда будут формироваться устои жизнедеятельности общества будущего, построенного на абсолютном соблюдении универсальных правовых норм и принципов справедливости.
          Ускоряются процессы глобализации, которые, прежде всего, затрагивают сферу экономики. Даже локальная экономическая деятельность, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных государств или регионов, на деле оказывается частью, звеном более обширной системы, так или иначе связанной с общемировой экономикой. В силу естественной диверсификации по уровню жизни и степени общего развития отдельные государства по-разному вписаны в глобальные процессы. Это – неоспоримый факт. В этой связи, пожалуй, даже можно вывести несложную формулу: чем более развито государство, тем активнее оно задействовано в процессе глобализации. Но не менее неоспорим и тот факт, что ни одно государство не стоит в стороне от доминирующих в мире процессов, в первую очередь экономических.
          Одной из непреложных основ поступательного развития цивилизации является интеллектуальная деятельность человека. Едва ли возможно поставить под сомнение то, что интеллектуальная собственность – как некий материальный продукт творческой деятельности индивида – вполне можно рассматривать в качестве важнейшего элемента богатства нации, двигателя прогресса, и не только экономического. Соответственно, чем большим объемом совокупной интеллектуальной собственности обладает то или иное государство, тем более оно могущественно, тем весомее его ресурсы воздействия на общемировые процессы.
          Поэтому отнюдь не случайно, а вполне закономерно, что в первую пятерку стран, дающих наибольшее количество заявок на изобретения, входят США (38,5% от общего количества), Германия (13,1%), Япония (11,4%), Великобритания (6,0%), и Франция (4,4%)1.
          Естественно и то, что в трех патентных ведомствах (США, Японии и Европейском патентном ведомстве) происходит концентрация “львиной доли” заявок на изобретения.
          На открытиях, новациях, внедрении новых разработок, методов, технологий и т.д., прежде всего в материальную сферу – экономику, основан научно-технический прогресс. Объективно количество всевозможных открытий увеличивается едва ли не в геометрической прогрессии, сообразно росту и усложнению мировой экономики.
          По некоторым оценкам, на использование авторских прав в экономическом обороте ведущих стран мира приходится порядка 7–8% их валового национального продукта.
          Ясно, что экономика не может прогрессировать без обновления, без постоянного “впитывания” новых идей и разработок. Но и открытия, вне реальной экономики, обречены на забвение, на то, чтобы в лучшем случае (если они зафиксированы в формулах, уравнениях, описаниях и т.д.) занять свое неброское место на пыльных полках библиотек. Поэтому борьба за открытия, разработки, “ноу-хау” и даже за идеи в наши дни идет нешуточная. Причем зачастую эта борьба приобретает не слишком легальные формы.
          О промышленном (и подобном ему) шпионаже, всевозможном “пиратства”2 написаны в наши дни груды книг и статей, сняты сотни, если не тысячи, увлекательных (и не очень) фильмов. Цель таких действий очевидна и даже незамысловата: не тратить собственные средства на научные изыскания, которые могут быть весьма значительными, а позаимствовать открытия или разработки у конкурентов, или, что еще проще, у индивидуальных авторов, зачастую мало или недостаточно искушенных в вопросах защиты авторского права.
          Понятно поэтому, что задача обеспечения надежной правовой охраны интеллектуальной собственности имеет первостепенное, а для кого-то и жизненно важное, значение. В этой связи вполне можно вывести еще одну формулу: чем тщательнее и правильнее выполнены все предписания закона (и иных нормативных документов) на этапе патентования изобретения, тем более эффективным и спокойным для автора (или патентообладателя) будет его использование на этапе коммерциализации.
          На аспектах правовой защиты разработок на этапе их коммерциализации остановимся более подробно.
          Прежде всего, что относится к объектам интеллектуальной собственности?
          Согласно п. VIII ст. 2 Конвенции, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС)3, понятие “интеллектуальная собственность” включает права, относящиеся к: литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, аудиозаписи, радио- и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности; научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции и т.д.
          Содержащийся в данной Конвенции перечень не является исчерпывающим, поскольку составление “глобального” документа из-за абсолютной непредсказуемости форм и направлений прогресса является делом изначально нереальным. Поэтому конкретный спектр объектов интеллектуальной собственности определяется нормативными документами того государства, в котором правообладатель соответствующего объекта интеллектуальной собственности заинтересован обеспечить его охрану.
          Повышенная степень опасности нарушения прав на интеллектуальную собственность особенно характерна для этапа коммерциализации разработок. Передача результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ требует детальной отработки вопросов охраны и защиты прав на интеллектуальную собственность. Без их решения перспективы прямой потери прибыли или нанесения ущерба предпринимательству вследствие утраты исключительных прав на продукты (изделия) или услуги становятся весьма реальными.
          Успешная работа по коммерциализации разработок включает прежде всего сбор и обработку информации обо всех имеющихся результатах научно-технической деятельности, в том числе об объектах интеллектуальной собственности, а также получение документов, подтверждающих права разработчика на соответствующие объекты интеллектуальной собственности.
          Рассмотрение заявок и регистрацию объектов интеллектуальной собственности в России осуществляет Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). Охраняются также другие объекты авторского права (без государственной регистрации) и селекционные достижения (путем получения патентов или авторских свидетельств).
          Проведение патентных исследований  дает определенную гарантию правовой безопасности разработки.
          Под патентными исследованиями следует понимать исследования технического уровня и тенденций развития объектов хозяйственной деятельности, их патентоспособности, патентной чистоты, конкурентоспособности (эффективности использования по назначению) на основе патентной и другой информации.
          Как правило, патентные исследования начинаются на стадии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) при определении (выборе) направлений деятельности, исследований; создании новых или модернизации имеющихся объектов техники и их технико-экономическом обосновании; исследовательском проектировании и т.п.
          Помимо этого, патентные исследования, – что весьма важно – позволяют дать ответы на вопросы, которые могут возникнуть в процессе коммерциализации разработок. Речь, к примеру, идет об оценке условий реализации разработок. В этом контексте целесообразно провести целый комплекс мероприятий: оценить рынок, проанализировать, существует ли спрос на продукцию и услуги и в каком объеме, изучить деятельность и возможности потенциальных конкурентов, установить, можно ли выйти на рынок беспрепятственно или при выполнении каких-то условий и т.д.
          Патентные исследования дают возможность выявить технические, художественно-конструкторские, программные и другие решения, содержащиеся в разработке, и обосновать целесообразность их охраны как объектов интеллектуальной собственности (промышленной собственности, авторского права и т.п.) в России и за рубежом, наметить страны патентования, регистрации. При коммерциализации разработки особого внимания заслуживает оценка “патентной чистоты” объектов техники, проводимой в рамках патентных исследований.
          Для технических разработок более всего распространена охрана в рамках патентного законодательства (изобретение, полезная модель). В случае наличии нескольких различных вариантов разработки, желательно патентовать все варианты. В производимой продукции, как правило, используется решение, охраняемое наиболее “сильным” патентом. Если разработан оригинальный внешний вид изделия, то существует практика его патентования в качестве промышленного образца.
          Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3517-I (с последующими изменениями) установил, что в качестве изобретений охраняются технические решения в любой области, относящиеся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств).
          В качестве полезных моделей охраняются технические решения, относящиеся к устройствам (конструкциям и изделиям).
          В качестве промышленных образцов – художественно-конструкторские решения изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющие его (изделия) внешний вид.
          Патент призван защитить производителя от конкурентов.
          В Патентном законе РФ указано, что никто не вправе использовать запатентованные изобретение, полезную модель или промышленный образец без разрешения патентообладателя (за исключением случаев, предусмотренных законом). Основным гражданско-правовым способом защиты является возмещение причиненных патентообладателю убытков. Причем при определении их размера могут быть учтены и реальный ущерб, и упущенная выгода.
          Охрана средства индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3520-I (с последующими изменениями) “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров”. Свидетельство о регистрации выдается на каждый зарегистрированный товарный знак и знак обслуживания.
          Федеральный закон Российской Федерации от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ “О коммерческой тайне” призван обеспечивать охрану содержащейся в научно-технической разработке коммерческой тайны.
          Что по закону считается коммерческой тайной?
          Это, в частности: “ноу-хау” – технические знания, опыт, секреты производства, необходимые для решения технической задачи (обычно – относящиеся к технологии).
          Возникновение исключительных прав обладателя “ноу-хау” имеет свои особенности по сравнению с возникновением прав на объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы). В основе охраны “ноу-хау” лежит система конфиденциальности. Нарушение конфиденциальности влечет прекращение прав, в то время как условием предоставления охраны объектам промышленной собственности служит их опубликование. Основанием возникновения права на защиту “ноу-хау” также является правомерное фактическое обладание информацией. Для “ноу-хау” не требуется государственная регистрация, уплата пошлин или соблюдение иных формальностей. Специфической чертой “ноу-хау” является неограниченность срока действия (до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность информации). Вместе с тем необходимо иметь в виду, что техническая мысль быстро идет (а иногда – просто бежит) вперед и то, что еще недавно было конфиденциальным, может быть изобретено другим лицом и стать общедоступным.
          Объектами авторского права являются программы для ЭВМ и базы данных. Они охраняются в соответствии с Законом РФ 
“Об авторском праве и смежных правах” от 9 июля 1993 г. № 5351-I (с последующими изменениями). Объекты авторского права охраняются в силу факта их создания. В то же время законодательством, по желанию правообладателя, предусмотрена государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных. Такая регистрация проводится Роспатентом на основе Закона РФ
“О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных” от 23 сентября 1992 г. № 3523 (с последующими изменениями).
          Существуют объекты интеллектуальной собственности, которые, если строго придерживаться канонов жанра, не относятся ни к патентной системе охраны, ни к авторскому праву. Это – топологии интегральных микросхем и рационализаторские предложения.
          Топологии интегральных микросхем, как и объекты авторского права, в частности, программы для ЭВМ, не подлежат обязательной государственной регистрации. В то же время, если в этом заинтересован разработчик, топология интегральной микросхемы может быть зарегистрирована в Роспатенте. Регистрация осуществляется в соответствии с Законом РФ от 23 сентября 1992 г. № 3526-I “О правовой охране топологий интегральных микросхем” (с последующими изменениями).
          Охрана рационализаторских предложений действующим законодательством не предусмотрена. Однако, согласно существующим оценкам, рационализаторские предложения следует относить к информации, составляющей секреты производства (“ноу-хау”) и в случае, когда рационализаторское предложение имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу его неизвестности его третьим лицам, охранять их в режиме, предусмотренном Законом РФ “О коммерческой тайне”.
          Каков алгоритм действий в тех случаях, когда разработки имеется в виду использовать на зарубежном рынке? 
          Во-первых, можно воспользоваться национальной процедурой регистрации или, во-вторых, использовать международные соглашения, регламентирующие вопросы регистрации объектов интеллектуальной собственности.
          Среди таких соглашений упомянем Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г., являющуюся одним из главных документов в международной системе охраны интеллектуальной собственности.
          К важнейшим соглашениям в сфере охраны интеллектуальной собственности также относятся Договор о патентной кооперации (РСТ), касающийся патентования изобретений и полезных моделей, и Мадридское соглашение от 14 апреля 1891 г.
“О международной регистрации знаков”. 
          Нельзя не отметить в этой связи и Бернскую конвенцию по охране литературных и художественных произведений 
от 9 сентября 1886 г.
          Имеются и иные международные соглашения, которыми можно воспользоваться при защите разработок, передаваемых за рубеж, в том числе:

  • Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов,
  • Будапештский договор о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры и др.
          Необходимо учитывать, что все эти соглашения постоянно пересматриваются, изменяются и дополняются новыми положениями4.
          Целесообразно отметить, что в соответствии со ст. 35 Патентного закона РФ заявка на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, может быть подана в иностранные государства или международные организации по истечении 6 месяцев с даты подачи соответствующей заявки в Роспатент, если в указанный срок заявитель не будет уведомлен о том, что в заявке содержатся сведения, составляющие государственную тайну. В принципе заявка на изобретение или полезную модель может быть подана ранее указанного срока. Но только после проведения по просьбе заявителя (в обязательном порядке), проверки заявки на предмет наличия в ней сведений, составляющих государственную тайну.
          Для получения охраны товарных знаков за рубежом можно воспользоваться как национальными законодательствами, так и Мадридским соглашением о международной регистрации знаков.
          Система Мадридского соглашения дает возможность владельцу знака получить его охрану в нескольких странах путем подачи одной заявки в одно Ведомство на одном языке (французском) и уплаты одного набора пошлин в одной валюте (швейцарские франки).
          Это, безусловно, большой плюс для заявителя, поскольку позволяет “срезать” некоторые бюрократические “углы”5.
          Возможно также получение международной регистрации через подачу заявки в соответствии с Протоколом к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков. Протокол является самостоятельным документом (соглашением) и имеет ряд отличий от Мадридского соглашения.
          Особо подчеркнем: если разработчик или производитель продукции не уделяет должного внимания вопросам охраны своей разработки, он теряет на нее исключительные права. А незапатентованная продукция, поступившая на рынок, ничем не защищена от прямого копирования, и любое лицо может начать выпуск абсолютно идентичной продукции. К тому же такая продукция будет дешевле продукции разработчика, поскольку, как показывает практика, копирование куда менее затратно, чем создание новой разработки от “а” до “я”.
          Весьма актуален вопрос регулирования коммерциализации технологий и других результатов интеллектуальной деятельности двойного назначения. Тема эта, по вполне понятным причинам, весьма деликатная, поэтому здесь требуется скрупулезное соблюдение установленных законом требований и предписаний.
          Специально остановимся на особенностях регулирования коммерциализации двойных технологий, если разработки проводились за счет бюджетных средств. Прежде всего необходимо отметить, что регулирование государством правоотношений, возникающих в связи с введением в гражданский оборот результатов интеллектуальной деятельности двойного назначения, созданных за государственный счет, началось в 1998 г. и продолжает постоянно совершенствоваться.
          “Первой ласточкой” на этом пути стало Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1998 г. № 1132 
“О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического, гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения”.
          Эта тема получила развитие в Постановлении Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2002 г. № 131, которым было утверждено “Положение о государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации”.
          Для организации учета результатов интеллектуальной деятельности, контроля за их использованием при вовлечении в экономический и гражданско-правовой оборот и решения других задач Постановлением № 1132 образовано Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения при Министерстве юстиции Российской Федерации.
          Особенности правового регулирования в отношении результатов интеллектуальной деятельности, в том числе двойного назначения, при внешнеторговом обороте отражены в Законе Российской Федерации “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности” от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 08.07.97 № 96-ФЗ, от 10.02.99 
№ 32-ФЗ, в Законе Российской Федерации “О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами” от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ; в Законе Российской Федерации “Об экспортном контроле” от 18 июля 1999 г.
№ 183-ФЗ.
          В соответствии с законом “Об экспортном контроле” контролируемые товары и технологии (продукция двойного назначения) – это сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация; работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. Продукция двойного назначения, в отношении которой установлен экспортный контроль, определена официальными списками, утвержденными указами Президента РФ.
          При создании российскими предприятиями и организациями результатов интеллектуальной деятельности по государственному заказу в качестве одной из сторон договора выступает государственный заказчик, которым может быть любой федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение, а также другое юридическое лицо, которому государственные заказчики передали выполнение части своих функций по размещению заказов.
          Вопросы принадлежности прав на объекты промышленной собственности (не только двойного назначения), созданные при выполнении работ по государственному контракту, регулируются Гражданским Кодексом РФ и российским законодательством по интеллектуальной собственности. Право получения патента на объект промышленной собственности может принадлежать как Российской Федерации или субъекту Российской Федерации, так и исполнителю работ по государственному контракту в зависимости от условий, зафиксированных в данном документе.
          Если патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному контракту для федеральных государственных нужд или нужд субъекта РФ, получен не Российской Федерацией или субъектом РФ, патентообладатель по требованию государственного заказчика обязан предоставлять указанному лицу (лицам) неисключительную безвозмездную лицензию на использование данных изобретения, полезной модели или промышленного образца в целях выполнения работ или осуществления поставок продукции для федеральных государственных нужд или нужд субъекта РФ 
(п. 2 ст. 91 Патентного закона РФ).
          В государственных контрактах (договорах) на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ двойного назначения должно быть указано, что право на получение патента на изобретение, промышленный образец, полезную модель, селекционное достижение, исключительное право на использование программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также право на использование иных результатов интеллектуальной деятельности принадлежат РФ, от имени которой выступают Министерство юстиции РФ и государственный заказчик, или с их согласия исполнителю, при этом исполнитель работ по государственному контракту (договору) обязан в двухмесячный срок уведомлять Министерство юстиции РФ и государственного заказчика обо всех создаваемых в рамках государственного контракта (договора) результатах интеллектуальной деятельности.
          Отдельная тема: принадлежность и использование разработок, созданных в государственных научных и образовательных организациях, которые могут быть получены как в связи с выполнением работниками трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, так и при выполнении работ по договорам, в том числе по государственному контракту. Отметим в этой связи, что вопросы принадлежности прав на такие разработки регулируются Гражданским Кодексом РФ и законодательством РФ по интеллектуальной собственности, причем исключительное право на получение охранного документа (патента, свидетельства) на объект, созданный работником (автором) в связи с выполнением служебных обязанностей или конкретного задания работодателя, принадлежит работодателю, если договором между ним и работником (автором) не предусмотрено иное6. В Патентном законе в отношении таких объектов используются термины “служебное изобретение”, “служебная полезная модель” и “служебный промышленный образец”.
          Отметим и то, что при определении лица, которое в отношении конкретного разработанного объекта является работодателем автора, следует руководствоваться нормами трудового законодательства, в частности ст. 15, 16 и 20 Трудового кодекса РФ.
          Учет результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета, осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2005 года № 284 “О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения” и утвержденного этим Постановлением “Положением о государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета”.
          Коммерческая реализация результатов интеллектуальной деятельности для государственной научной или образовательной организации обычно осуществляется через заключение договоров о передаче исключительного права на объект интеллектуальной собственности, заключение лицензионных договоров, контрактов на инжиниринг, а также внесением прав на интеллектуальную собственность в качестве вклада в уставный капитал коммерческих организаций.
          В данной статье рассмотрены лишь некоторые вопросы, связанные с защитой интеллектуальной собственности, значение которой в современном мире будет постоянно возрастать.
          Россия пока сравнительно скромный игрок на мировом поле интеллектуальной собственности. Культура цивилизованного использования объектов интеллектуальной собственности у нас только формируется. Этакое “рейдерство” за объектами интеллектуальной собственности, включающее “пиратство”, хищение изобретений и других авторских творений, промышленный шпионаж и т.д., – дело для современной России, к сожалению, весьма обыденное. Но налицо и ростки цивилизованных отношений в этой сфере, основанных на стремлении решать возникающие вопросы в рампах правового поля, что, безусловно, идет на пользу как конкретным заинтересованным лицам (и физическим, и юридическим), так и обществу в целом.
          Интеллектуальный потенциал России поистине неисчерпаем. Это не только на словах, но и на деле мощнейший возобновляемый ресурс наращивания нашего национального богатства, реальная альтернатива “нефте-газовой игле”. Заняв прочное место на мировом рынке интеллектуальной собственности, Россия сделает большой шаг вперед в создании   современной динамично развивающейся экономики.

Примечания

        1 Патентование. Сборник. М.: Арбат-Информ, 2003. С. 7.
        2 Это понятие чаще связывают с покушением на интеллектуальную собственность в сфере литературы, искусства, включая аудио- и видеопродукцию.
        3 Стокгольм. 1967. 14 июля (изм. 2 октября 1979 г.).
        4 Интернет-сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности (www.wipo.org). (Тексты международных соглашений в последней редакции).Интернет-сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности (www.wipo.org). (Тексты международных соглашений в последней редакции).
        5 Международная регистрация имеет такое же действие, как заявка на регистрацию знака, поданная в каждой из указанных заявителем стран.
        6 В соответствии со ст. 8 Патентного закона РФ, ст. 14 Закона “Об авторском праве и смежных правах”, ст. 12 Закона 
“О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных”, ст. 7 Закона “О правовой охране топологий интегральных микросхем”, ст. 5 Закона “О селекционных достижениях”.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]