Обозреватель - Observer

НАЛОГОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ - зеркало теневого бизнеса

С.АЛМАЗОВ, директор Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации 

"Теневая" экономика - это чисто криминальная сфера оборота денег и доходов. Наркотики, нелегальная торговля оружием, контрабанда драгоценных металлов и камней, стратегического сырья, мошенничество, рэкет, наемное киллерство, сутенерство, угон автомобилей и последующая их продажа, взяточничество, коррупция - вот явные признаки преступного бизнеса, всплеск которого связан с нынешним состоянием экономики России. Есть в этом ряду и еще один слабовыраженный признак, характерный, впрочем, не только для российской действительности. Это - легальная финансово-хозяйственная деятельность, то есть осуществляемая в рамках закона, доходы от которой затем с помощью различного рода ухищрений выводятся из-под контроля, уходят в "тень", скрываются от налогообложения. 

ЕСЛИ ВОПРОС о тактике борьбы с такими преступлениями, как наркобизнес, торговля оружием и т.д., не стоит - тут нужна жесткая бескомпромиссность всех правоохранительных органов с применением всего комплекса карательных мер - то дело с двойной финансово-хозяйственной деятельностью обстоит несколько сложнее. Основная, на мой взгляд, трудность здесь заключается в том, что сама эта деятельность, предмет предпринимательства или хозяйствования, и получаемый от нее доход - общественно полезны. И любой удар по такой деятельности - это прежде всего удар по трудовому коллективу и по общественно-полезному производству. Поэтому тактика борьбы с подобными преступлениями иная. Она напрямую зависит от сферы хозяйствования и способов сокрытия доходов и налогов. В основном на борьбе с подобными преступлениями и специализируется налоговая полиция.

Налоговая преступность сегодня представляет не меньшую, а, возможно, большую опасность, чем общеуголовная. Если общеуголовная затрагивает интересы лишь личности или в крайнем случае группы лиц, то налоговая почти всегда угрожает экономической безопасности государства. Общественная опасность налоговых преступлений состоит в том, что перекрываются каналы поступления денежных средств в доходную часть бюджетов всех уровней и, таким образом, торпедируется бюджетная и налоговая политика страны, правительство и субъекты Федерации лишаются одного из наиболее действенных инструментов управления экономикой - денежных средств. Недостаток их в бюджете прежде всего сказывается на социальной сфере, развитии культуры, содержании наукоемких отраслей экономики, армии, правоохранительных органов, провоцирует социальную напряженность и политическую нестабильность.

Для БОРЬБЫ с налоговыми преступлениями в России создана налоговая полиция. Начало ее биографии - 18 марта 1992 г. В этот день Указом Президента РФ при Государственной налоговой службе России было создано Главное управление налоговых расследований. Говорить же о налоговой полиции как самостоятельном правоохранительном органе можно лишь начиная с 15 июля 1993 г., когда вступил в силу Закон Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции", который определил их правовые основы, принципы организации и деятельности, систему и структуру, а также полномочия. Согласно этому закону налоговая полиция является составной частью правоохранительных органов и сил, обеспечивающих экономическую безопасность страны.

На федеральные органы налоговой полиции возложены три основные задачи. Первая - выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений. В ее исполнении немало общего с госналогинспекциями. Мы едины в вопросах взыскания в бюджет налогов и платежей, пользуемся одной законодательной базой. Однако налогоплательщик должен видеть основное различие: объект внимания налоговой полиции - криминал. В связи с этим федеральным органам налоговой полиции предоставлены и соответствующие права. Скажем, сотрудники налоговой полиции могут вести оперативно-розыскную деятельность. При исполнении служебных обязанностей они пользуются правами должностного лица налогового органа, а также агента валютного контроля. Если налогоплательщик не предоставил затребованные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, то налоговая полиция может приостановить операции по счетам в банке или кредитном учреждении на срок до одного месяца.

Не стоит препятствовать допуску сотрудников налоговой полиции в производственные, торговые, складские и иные помещения, используемые для извлечения доходов - иначе вы нарушите закон. Помимо этого, на налоговую полицию возложено еще две задачи: обеспечить безопасность деятельности госналогинспекций и их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей, а также бороться с коррупцией в налоговых органах. Как видно, и та и другая имеют мало общего с задачами налоговых инспекций.

Сотрудники налоговой полиции наделены правами и обязанностями, аналогичными тем, которыми обладают сотрудники подразделений по борьбе с экономической преступностью органов милиции и ФСБ. Они вправе по собственной инициативе проводить проверку и на основании полученных материалов и сформулированных на их основе выводов возбуждать уголовные дела и вести следствие. Это налагает на них особую ответственность за принятые решения. Они могут также осуществлять повторные и контрольные проверки налогоплательщиков после проверок, проведенных должностными лицами Госналогслужбы России.

Есть еще одно обстоятельство, которое ставит налоговую полицию по своему статусу в один ряд с такими правоохранительными органами, как милиция, ФСБ и таможенная служба. Оно заключается в том, что при осуществлении своих полномочий сотрудники налоговой полиции могут применять меры принуждения.

СОКРЫТИЕ доходов и уклонение от уплаты .налогов в России стало массовым явлением. Занижение дохода и иных объектов налогообложения, завышение себестоимости реализованной продукции, уничтожение документов, "двойная бухгалтерия", когда в различных банках открывается несколько расчетных счетов, о которых не сообщается в налоговые органы, утаивание передачи имущества в аренду - все это из арсенала тех, кто пытается избежать уплаты налогов, кто жаждет сиюминутно, мгновенно разбогатеть, накопить капитал. Чтобы избежать налогообложения, создаются параллельные коммерческие структуры, дочерние предприятия, подставные фирмы. Неиссякаемый источник теневых денег - ведение финансово-хозяйственной деятельности без регистрации в налоговых органах, а также с использованием фальшивых реквизитов и печатей или без представления отчетных балансов в госналогинспекций.

Для наших сотрудников уже стало четким ориентиром: там, где по-крупному уводят деньги от налогообложения, обязательно наткнешься на теневой бизнес. Одна из самых криминальных сфер финансово-хозяйственной деятельности - внешнеэкономическая, включающая в себя не только торговые, но и другие взаимоотношения с иностранными партнерами, а также деятельность самих иностранных юридических лиц на территории России. Для борьбы с налоговыми и валютными преступлениями налажено тесное взаимодействие с Государственным таможенным комитетом и Центробанком. Действенный элемент этого взаимодействия - совместные документы ГТК и Центробанка о 180-дневном сроке зачисления валютной выручки на счета уполномоченных банков и обязательного представления в эти банки сведений о поступлении импортной продукции, введении порядка паспортизации внешнеэкономической деятельности, а также сбор данных о деятельности хозяйствующих субъектов. Благодаря этому удается обнаружить, когда выручка не оприходуется, деньги в бюджет не попадают, а перетекают в теневой бизнес.

Скажем, недавно АООТ "Брянский моторный завод" отгрузил судовой двигатель Варненскому судостроительному заводу (Болгария). За него болгары должны были заплатить 3,2 млн. долл. США, что по курсу Центробанка России составило 9,1 млрд. руб. В то же время генеральный директор, теперь уже бывший, игнорируя действую щее законодательство, дал письменное распоряжение иностранному партнеру перечислить 1,2 млн. долл. в счет взаиморасчетов с заводом. Таким образом, эта сумма, не поступив на расчетный счет предприятия в уполномоченном банке, оказалась сокрытой. Более того, по этой операции заводская бухгалтерия осуществила проводку, согласно которой 1,2 млн. долл. учитывались как дебиторская задолженность, а вся сумма в размере 9,1 млрд. руб. не была включена в объем реализации. По результатам проверки контракта, осуществленной сотрудниками налоговой полиции, в бюджет взыскано 16,8 млрд. руб.

Взаимодействие государственных органов - ФСНП, ГТК, Центробанка - по выявлению и пресечению сокрытия доходов от внешнеэкономической деятельности, усилению валютного контроля помогло значительно повысить эффективность борьбы с налоговым криминалом, отпугнуть нечестных на руку дельцов или вообще заставить их отказаться от криминального бизнеса.

В то же время, на наш взгляд, система контроля за проведением внешнеэкономической деятельности нуждается в существенной доработке. Пока отсутствует правовая регламентация перевода из-за границы авансовых платежей по экспортным контрактам, неурегулированы до конца бартерные и партнерские сделки, а также оказание услуг и международный туризм.

Не простым делом остается и возвращение из-за рубежа средств, нажитых преступным путем. По оценкам некоторых экспертов, на сегодняшний день в зарубежных банках находится сумма, сопоставимая с внешним долгом России, не говоря уже о потерях этих средств в качестве инвестиций в национальную экономику. Они потеряны и как налогооблагаемая база. Одно из главных препятствий на пути возвращения из-за границы средств - отсутствие подписанных и ратифицированных двусторонних и многосторонних межведомственных договоров о сотрудничестве. В свою очередь подписание таких договоров возможно лишь на основе присоединения России к заключенным в рамках Совета Европы международным договорам антикриминального блока, в первую очередь к Европейской конвенции о выдаче правонарушителей 1957 г. с Дополнительными протоколами 1975 г. и 1978 г., Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам с Дополнительным протоколом 1978 г. и Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. Неприсоединение России к этим соглашениям приводит в подавляющем большинстве к отрицательным ответам на международные следственные запросы ФСНП России, направляемые в рамках уголовных дел.

КАК ПОКАЗЫВАЕТ опыт работы федеральных органов налоговой полиции, уклонение от уплаты налогов нередко является первопричиной многих серьезных проблем, проявляющихся в российской экономике. Одна из них - неконтролируемый рост налично-денежного обращения. Значительная часть внебанковского оборота денег приходится на незарегистрированные в налоговых органах предпринимательские структуры, осуществляющие свою финансовую деятельность при полном отсутствии бухгалтерского учета. В подавляющем большинстве наличные деньги обращаются в среде предпринимателей, занятых в сфере мелкооптового и розничного товарооборота, торгово-закупочного посредничества, "челночного" бизнеса, рыночно-уличной торговли и индивидуального предпринимательства, деятельность которых трудно поддается учету и контролю со стороны налоговых органов. Опасность этого вида нарушений налогового законодательства связана с массовостью. Сегодня едва ли не единственной мерой по контролю за обращением наличных денег являются рейдовые проверки соблюдения закона о применении контрольно-кассовых машин.

Например, за период с 1 июля по 1 ноября 1996 г. налоговой полицией вместе с госналогинспекциями и Росторгинспекцией проведено 176,9 тыс. проверок. Выявлено 47,5 тыс. нарушений закона о применении контрольно-кассовых аппаратов. Виновные оштрафованы на сумму 231,4 млрд. руб.

Чтобы противостоять постоянно расширяющемуся наличному обороту, на наш взгляд, необходимы более действенные меры и прежде всего по контролю за функционированием сферы их массового оборота - уличных рынков. Факты свидетельствуют: чаще всего наличные деньги выпадают из-под учета в звене между оптом и розницей, где появляется основная масса фальсифицированных документов. Когда товар отпускается прямо со склада лично распространителю, то эту операцию практически невозможно проконтролировать. Единственный выход видится в том, чтобы ввести локальные системы расчетов с помощью пластиковых карт. Опыт деятельности в Москве ряда американских фирм показывает, что такой способ расчетов вполне приемлем на территории всей страны уже сейчас. На первом этапе эту систему можно вводить поощрительными мерами, например, предоставлением налогового кредита фирме для компенсации ей расходов на приобретение соответствующего оборудования и аппаратуры, а потом подкрепить их мерами административного принуждения.

Скрытым источником, питающим налично-денежный оборот, является деятельность фирм, специализирующихся на обналичивании денег. Еще в 1995 г. мы активизировали работу по проверке таких фирм. В результате было выявлено множество коммерческих структур и физических лиц, занимающихся "обналичкой", большинство из которых в той или иной степени нарушали налоговое и иное законодательство. Деятельность этих фирм и фирмочек сегодня либо прекращена, либо они занимаются только тем, что предусмотрено их уставами.

Большую подпитку, по нашим данным, теневой бизнес получает от производства фальсифицированной алкогольной продукции. Проведенные в прошлом году проверки торговых предприятий показали, что рынок буквально наводнен фальсифицированными водочными изделиями. Их реализация даже по заниженным ценам обеспечивает производителям очень высокую прибыль, направляемую на укрепление "теневой" экономики. Одним из источников появления фальсифицированной водки является ее подпольное производство из спирта, произведенного из непищевого сырья, имеющего соответственно меньшую себестоимость. Многие предприятия, торгующие ликеро-водочной продукцией, либо вообще не регистрируют свою деятельность, либо не отчитываются в госналогинспекциях.

Во второй половине прошлого года в соответствии с правительственным планом первоочередных мероприятий по пополнению доходной части бюджета органы налоговой полиции вместе с МВД, Госналогслужбой, Росалкогольслужбой и Росторгинспекцией проверили, как соблюдается порядок применения цен при реализации ликеро-водочных изделий крепостью свыше 28%, как производится, хранится и продается спирт и алкогольная продукция, как уплачиваются акцизы и лицензионные сборы. Только во втором полугодии было проведено 138,3 тыс. проверок предприятий - изготовителей алкогольной продукции, организаций оптовой и розничной торговли. В итоге выявлено 25,2 тыс. нарушений. Взыскано 21,9 млрд. руб., конфисковано немаркированной продукции на сумму 41,2 млрд. руб. Материалы более чем на три тысячи организаций переданы в соответствующие органы для лишения лицензий. Возбуждены десятки уголовных дел по фактам сокрытия прибыли от налогообложения.

Выявить и пресечь налоговые нарушения и преступления в сфере операций с алкогольной продукцией, совершаемые преступными группировками, удается лишь оперативным путем в основном на стадии оптовой реализации. Причем это требует высокой профессиональной подготовки, существенных материальных затрат и времени. Однако, несмотря на это, наши сотрудники успешно выявляют и пресекают подпольные производства фальсифицированной водки. Во многом благодаря их деятельности мы добились того, что государство ужесточило контроль за производством и реализацией спиртовой продукции. Есть надежда, что эта мера поможет пополнить бюджет страны.

КРИМИНАЛЬНЫЕ структуры, воротилы теневого бизнеса пытаются выводить из-под налогообложения значительные суммы, которые в дальнейшем используются для нужд самих преступных группировок, расширения влияния на все сферы нашей жизни.

Достаточно привести статистику, чтобы представить себе, каким потенциалом обладает "теневая" экономика. Если в 1994 г. нами, во взаимодействии с госналогинспекциями, было выявлено и пресечено 8,3 тыс. нарушений налогового законодательства в крупных и особо крупных размерах, то в 1995 г. - уже 13,1 тыс., а за 1996 г. - 14,4 тыс. Соответственно возросло и число возбужденных уголовных дел: в 1994 г. - 2,6 тыс., в 1995 г. - 3,8 тыс., а за 1996 г. - более 6,7 тыс.

Ежегодно налоговая полиция выявляет сотни юридических лиц, незарегистрированных в налоговых органах. Денежный оборот некоторых из них достигает миллиардных сумм. фактически каждый рубль, поступающий в казну в результате мер, предпринимаемых налоговой полицией, изымается в принудительном порядке. Нам пока удается перекрыть источники образования теневых капиталов и вернуть в бюджет только то, что обнаруживаем и доказываем как нарушение законодательства.

Криминальные группировки предпринимают все усилия для ограждения контролируемых ими предприятий от действии налоговых органов и налоговой полиции. По сути дела, организованная преступность развернула широкое наступление на экономику и рассматривает налогооблагаемую базу государства как сферу собственного влияния, посягая на значительную ее часть. Говоря иными словами, организованная преступность, подпольные бизнесмены бросили вызов государству и ведут практически открытую борьбу за контроль над финансово-хозяйственным комплексом страны. Сокрытие доходов от уплаты налогов выступает лишь как внешнее проявление более глубоких криминогенных процессов перераспределения национального продукта в пользу "теневой" экономики.

Одним из ярких свидетельств того, что криминал бросил вызов государству - противоправные посягательства в отношении налоговых инспекторов и наших сотрудников. Бандитские нападения, угрозы физической расправы и убийства налоговых инспекторов и сотрудников налоговой полиции, поджоги госналогинспекций и налоговой полиции, а также имущества сотрудников - вот лишь часть методов из огромного арсенала криминальных структур, проводящих политику террора в отношении государственных органов. За десять месяцев прошлого года по России зафиксировано свыше 700 таких фактов. Уже открыт и увеличивается список наших потерь. Только в прошлом году погибло четыре офицера налоговой полиции.

В качестве примера, свидетельствующего о том, как нагло и напористо ведет борьбу за господствующие экономические высоты криминалитет, можно привести так называемое "хлебное дело", к которому оказался причастен и бывший губернатор Вологодской области Николай Подгорнов. В 1994 г. правительство России выделило Вологодской области из федерального бюджета 21,7 млрд. руб. для создания регионального фонда зерна. Значительная часть этого кредита была использована на цели, далекие от закупок зерна. Деньги были незаконно "прокручены" в промышленно- купеческом банке "Традиция", совладельцами которого являлись дочь и родной брат Подгорнова. Банк из "хлебных" денег выдавал крупные ссуды родным и приближенным губернатора. В частности, 400 млн. руб. передали местному предпринимателю Михаилу Сурову. Эти деньги были потрачены не по назначению. В прошлом Суров дважды судим, последний раз суд приговорил его к семи годам лишения свободы с содержанием в колонии усиленного режима. Такое наказание Суров получил за то, что организовал преступную группу, которая занималась кражей и сбытом икон и антиквариата, сам же Суров проворачивал валютные операции, приобретал и сбывал оружие, подделывал документы и штампы. В 1990 г. Суров стал владельцем фирмы "Провиициалъ", создал целую сеть так называемых "народных магазинов". Чуть позже его избрали депутатом Законодательного собрания Вологодской области, где он умело сыграл роль правозащитника и получил портфель председателя подкомитета по законности и правам человека. А помощником для решения этих депутатских обязанностей Суров назначил Веселовского - бывшего начальника колонии, в которой Суров отбывал уголовное наказание.

Когда работники госналогинспекций и сотрудники налоговой полиции выявили в деятельности возглавляемой Суровым фирме нарушения налогового законодательства, он взялся поднимать массы на борьбу с налоговыми органами и налоговой полицией. Последовала целая серия попыток скомпрометировать их. У здания налоговой инспекции сжигались налоговые декларации, акты проверок, выкрикивались призывы противодействовать налоговым органам. А однажды толпа, подстрекаемая Суровым, ворвалась в здание налоговой полиции. Дело закончилось тем, что один из сотрудников налоговой полиции был госпитализирован с сотрясением мозга. Побоям, физическим оскорблениям подверглись и другие его сослуживцы. Видеокамера зафиксировала, как сам Суров направо и налево опускал мегафон на головы тех, кто мешал ему продвигаться вперед.

Именно налоговая полиция уличила Сурова в нецелевом использовании части кредита, выделенного администрации Вологодской области для создания регионального фонда зерна. Когда о махинациях с государственными средствами рассказала местная газета "Русский Север", ее редакцию подожгли бутылками с зажигательной смесью. Как установило следствие, сделал это водитель Сурова. Откровенные попытки, предпринятые Суровым, деморализовать налоговую инспекцию и налоговую полицию у губернатора области практически никакой реакции не вызывали. Держать их в узде было выгодно ему самому. Ведь налоговые грехи Сурова напрямую выводили налоговых полицейских на махинации самого Подгорнова. Суров метил в губернаторы области, однако на недавних выборах он потерпел поражение, набрав всего несколько процентов голосов избирателей. Сегодня в отношении Под-горнова и Сурова возбуждены уголовные дела. К их возбуждению причастна и налоговая полиция, так как имеющиеся у нас материалы мы передали в Генпрокуратуру.

В то же время, несмотря на общественно опасный характер налоговых преступлений, имеющиеся на сегодняшний день уголовное, уголовно-процессуальное и административное законодательство не обеспечивают реализацию принципа неотвратимости наказания за сокрытие доходов от налогообложения. К примеру, эффективность судебных решений по налоговым преступлениям составляет чуть более 10%. Подобные результаты объясняются рядом причин, среди которых прежде всего необходимо отметить недооценку общественной опасности налоговых преступлений. Вопреки усилению реальной угрозы экономической безопасности Российской Федерации в сфере налогообложения и прежде всего со стороны теневой экономики, в новом Уголовном кодексе, который вступил в силу с января 1997 г., основная масса экономических преступлений, в том числе и налоговых, к категории тяжких и особо тяжких не относится. Например, мы предлагали отнести налоговые преступления к категории тяжких, ввести более жесткие наказания за их совершение. В новом же Уголовном кодексе категория налогового преступления осталась прежней, а санкции вопреки нашим предложениям смягчены. Скажем, такая дополнительная мера наказания, как конфискация имущества, вообще исключена из санкций, предусмотренных налоговыми статьями нового кодекса. Это в нынешних условиях устанавливает щадящий режим ответственности к крупным мошенникам и расхитителям. С точки зрения угрозы жизненно важным экономическим интересам государства такой подход законодателей к правовому обеспечению экономической безопасности вызывает недоумение. Во всех развитых странах уклонение от уплаты налогов наказывается с особой суровостью. Тем более жестко должно наказываться это преступление у нас, когда в стране продолжает нарастать экономический кризис. 
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]