Обозреватель - Observer
Внешняя политика

Миротворчество: диалектика мирных и военных средств

О.БЕЛЬКОВ, доктор философских наук

Позитивные сдвиги в мире, связанные с окончанием "холодной войны", как это не покажется парадоксальным, имеют обратную сторону. Дело в том, что глобальное противостояние двух военных блоков приглушало тенденции к локальным конфликтам внутри самих блоков и в сферах их влияния. Теперь же, казалось бы, забытые территориальные, национальные и другие противоречия взрываются конфликтами, которые приводят к новым, причем опаснейшим формам насилия. "Нынешняя волна конфликтов, - оценивает современную ситуацию Генеральный секретарь ООН Б.Бутрос Гали, - следствие распада системы безопасности, сложившейся в эпоху "холодной войны". Мир не был готов к этому".

Между тем мировое сообщество не хочет и не может быть бесстрастным наблюдателем нарастающей опасности кризисов и войн, трагического развития событий, в каком бы уголке Земли они ни развертывались. Этому противятся и естественное чувство сострадания, и международно-правовые установления, и сугубо прагматические соображения об общей безопасности в мире. Нельзя не видеть, что любые вооруженные конфликты и локальные войны при определенных условиях могут перерасти в крупномасштабную войну. Вот почему мировое сообщество, прежде всего в лице ООН и составляющих его государств, оказывается вынужденным вмешиваться в конфликты нового типа.

В последнее время мир стал свидетелем не только беспрецедентного увеличения числа и масштабов операций ООН по поддержанию мира, но также и непредвиденного расширения соответствующих полномочий, часто выходящих далеко за рамки традиционных действий по поддержанию мира и сопровождающихся приданием для этого силам ООН вспомогательных структур в виде воинских контингентов и боевой техники. По состоянию на 30 июля 1995 г. ООН осуществляла 16 миротворческих операций. Крупнейшими из них были акции в Югославии, Сомали и Камбодже. Приднестровье, Абхазия, Таджикистан стали зоной действия миротворческих сил СНГ. Особняком здесь стоят, по существу, карательные действия многонациональных сил в Персидском заливе, имевшие целью восстановить там геополитическое статус-кво, нарушенное агрессией Ирака против Кувейта.

Инициативы и усилия международных организаций, государств, общественных движений, направленные на урегулирование международных конфликтов, в первую очередь на прекращение вооруженной борьбы, объединяются понятием' "миротворчество". Оно включает в себя предложения и меры по снижению военного присутствия в отдельных регионах мира, частичному или полному разоружению, расширению мер доверия и т.д., а также деятельность ООН и других субъектов мировой политики по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Учитывая многообразие современных конфликтов, нетрудно понять, что для их урегулирования нужен широкий арсенал гибких структур и механизмов для утверждения и поддержания мира. Миротворчество, согласно духу и букве Устава ООН, предусматривает применение различных мер, призванных вынудить конфликтующие стороны прекратить действия, угрожающие международному миру и безопасности. В большинстве случаев оно является частью широкого спектра экономических, социальных, политических и дипломатических усилий. Мир нельзя установить полностью, если не устранить глубинные причины возникновения конфликтов: экономические неурядицы, социальную несправедливость, политический диктат.

Разумеется, лучше предотвращать конфликты посредством раннего предупреждения, "тихой дипломатии" и в некоторых случаях превентивного развертывания, чем прилагать значительные военно-политические усилия по урегулированию конфликтов после их возникновения. Однако, как писал еще Н.Макиавелли, "нельзя попустительствовать беспорядку ради того, чтобы избежать войны, ибо войны не избежишь, а преимущество в войне утратишь".

В сложной диалектике мирных и военных средств миротворческой деятельности особое значение имеет, во-первых, принципиальное различие между поддержанием мира и установлением мира. Уместно напомнить, что миротворческие действия ООН обычно делятся на две категории: миссии военных наблюдателей, состоящие из невооруженных офицеров, и операции по поддержанию мира, осуществляемые специальными контингентами войск, имеющих легкое оружие. И те и другие, по сути своей, основывались на трех взаимосвязанных принципах: согласие участвующих в конфликте сторон, нейтральность и минимальное применение силы, в основном в целях самообороны.

Однако в последние годы в ходе важнейших операций по поддержанию мира все эти принципы подверглись новой интерпретации, если не полной отмене. В этой связи в ООН утверждается мнение, что миротворческая деятельность "не требует обязательного согласия всех заинтересованных сторон". Некоторые аналитики полагают оправданным применение "голубыми касками" не только стрелкового, но и других видов оружия, в том числе тяжелого. И если войска ведут военные действия, они сами становятся участниками конфликта, что серьезным образом сказывается на нейтральности проводимой операции.

Это придает особую остроту вопросу о том, когда в интересах миротворчества военные усилия оправданы и необходимы, когда они возможны, когда недопустимы. Ведь взаимосвязь между политическими и военными методами миротворчества чрезвычайно сложна и не поддается точному определению. В критических ситуациях, особенно в условиях развернувшейся вооруженной борьбы, нелегко сделать правильный выбор.

Во-вторых, военное принуждение является лишь одной и крайней, по существу - чрезвычайной мерой. Оно не является универсальным средством и с его помощью можно добиться только ограниченных результатов. Использование силы нередко бывает той дорогой ценой, которую оно вынуждено платить за свою прежнюю неспособность предотвратить конфликт и уладить его иными средствами. Развертывание воинских контингентов направлено на то, чтобы предотвратить начало или возобновление военных действий, а также поставить под контроль локальные вспышки возможного конфликта.

В то же время военные операции выступают в качестве важнейшей составной части всеобъемлющего процесса мирного урегулирования. Применение силы может:

  • создать обстановку для проведения гуманитарных операций;
  • содействовать созданию условий, необходимых для урегулирования конфликта;
  • оказаться единственным способом положить конец геноциду или воспрепятствовать гибели населения целой страны, как это было в Руанде.
Сложившейся практике соответствует и военное право России. Основные положения военной доктрины Российской Федерации определяют, что при проведении операций по поддержанию мира на международной арене на контингента Вооруженных Сил РФ могут возлагаться следующие основные задачи: разъединение вооруженных группировок конфликтующих сторон; обеспечение доставки гуманитарной помощи гражданскому населению и его эвакуация из зоны конфликта; блокирование района конфликта с целью обеспечения выполнения санкций, принятых международным сообществом. "Решение этих и других возможных задач, - говорится там, - должно быть направлено на создание условий, обеспечивающих политическое урегулирование вооруженного конфликта".

В-третьих, для сил, участвующих в миротворческих операциях, основополагающее значение имеют принципы беспристрастности и нейтралитета. В годы "холодной войны" одним из видимых выражений их соблюдения являлось неучастие в таких операциях великих держав, соседних стран, а также других государств, имевших "свой" интерес в зоне конфликта. В современных условиях следование названным принципам предполагает согласованное участие всех стран мирового сообщества и выработку ими решения на основе консенсуса. Только так объединенная акция миротворцев будет восприниматься как достоверный и убедительный инструмент принуждения к миру и сдерживания агрессии.

Принуждение к миру может потребовать больших средств и сил. По состоянию на конец июля 1995 г. в 16 операциях ООН по поддержанию мира было задействовано около 65 000 военнослужащих, 1700 сотрудников гражданской полиции, 6000 гражданских сотрудников. Общий годовой бюджет этих операций составлял приблизительно 3,6 млрд. долл. США. Мобилизация таких сил возможна, только если большинство крупных государств поддержат военную акцию и ни одна из ядерных держав не будет активно ей препятствовать. Государства - члены ООН должны обладать решимостью для реализации операции, когда принято решение о вмешательстве.

В-четвертых, в самих миротворческих военных операциях речь идет не о ведении классических боевых действий, направленных на уничтожение или разгром регулярных сил врага, а о подавлении воли противника к действиям, о его нейтрализации, о прикрытии населения, короче говоря, о миротворческих акциях. Военные действия, тем более наступательные операции интервенционистских, по существу, сил должны вестись исключительно против военных целей. При этом силы ООН должны хорошо знать, применять и уважать нормы международного гуманитарного права.

Однако многочисленные акции, связанные с привлечением войск ООН, а теперь и миротворческая деятельность нашей страны в рамках СНГ показали неоднозначность и неразработанность многих вопросов, связанных с формированием и финансированием контингентов миротворческих войск, системой их подчиненности и руководства, в том числе боевого управления ими, правового обеспечения их деятельности и т.д.

Как показывает опыт, согласие государств с проведением той или иной операции совсем не всегда сопровождается их готовностью внести собственный финансовый, материальный и прочий вклад при ее осуществлении. Нередко заинтересованные государства противятся использованию своих вооруженных сил в конфликтах нового типа, так как они плохо подготовлены к участию в них.

Исправлению ситуации призвана служить инициатива ООН о создании системы резервных ресурсов, которые могут быть полностью или частично развернуты в любой точке земного шара по просьбе Генерального секретаря в согласованные сроки для выполнения задач ООН, определенных Советом Безопасности. Эти ресурсы могут предоставляться государствами (на оговоренных определенными условиями) в виде отдельных военнослужащих или воинских формирований, гражданской полиции, специального персонала (военного и гражданского) и услуг, а также материалов и оборудования. Эти ресурсы держатся "в резерве" в своих странах, где они проходят подготовку к выполнению конкретных задач и функций в соответствии с руководящими принципами ООН. Резервные ресурсы используются лишь для операций по поддержанию мира, санкционированных Советом Безопасности. Государства-члены сохраняют полную ответственность за них, пока они находятся у себя в стране. В период назначения в состав операций по поддержанию мира персонал, предоставленный участвующими государствами-членами, остается на национальной службе, но функционирует под командованием ООН. На середину 1995 г. свое участие в соглашениях о резервных силах подтвердили 46 государств-членов, еще 13 дорабатывают свои предложения. Однако, по оценке Генерального секретаря ООН, взятые на сегодняшний день обязательства не покрывают всего спектра ресурсов, необходимых для надлежащего развертывания и осуществления будущих операций по поддержанию мира.

Аналогичные трудности имеются и в формировании Коллективных миротворческих сил СНГ. Несмотря на соответствующие решения Совета глав государств, большинство государств Содружества не только не направили свои контингента в зону конфликтов, но даже не участвуют в финансировании этих операций.

В принципе части и подразделения войск ООН для осуществления операций по поддержанию мира отбираются из многих стран, и их географическое представительство обеспечивает широкое участие в этих операциях всего международного сообщества. Устав Чрезвычайных вооруженных сил ООН предусматривает, что весь личный состав передается государствами-членами под командование ООН. Члены сил ООН, хотя и остаются военнослужащими вооруженных сил своих государств, являются во время своего прикомандирования к силам ООН международным персоналом, подчиненным ООН, и обязаны выполнять приказы командующего, переданные по инстанции. Предназначение этих сил имеет исключительно международный характер, и лица из их состава выполняют свои обязанности и регулируют свое поведение, исходя только из интересов ООН. На практике, однако, государства часто ревниво оберегают свой контроль над подразделениями из состава своих вооруженных сил и сегодня, по-видимому, возникают лишь зачатки механизма по совместному принятию решений.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]