Обозреватель - Observer
Национальная безопасность

"Теневой" рынок программного обеспечения ЭВМ и баз данных
 


Р.ЛУГОВЕЦ, кандидат юридических наук

Увеличение в стране веса "теневой" экономики (ТЭ) во всех, независимо от форм собственности, сферах производства и услуг является основным фактором, определяющим дальнейший рост организованной преступности, которая в совокупности с другими негативными социально-экономическими условиями формирует реальную угрозу жизненно важным экономическим интересам личности, общества и государства, экономике страны в целом.

По общему определению к ТЭ относится любая приносящая прибыль деятельность (производство, сбыт, торговля товарами и услуги) вне финансового контроля государства. В России, как и в других странах, ТЭ функционирует параллельно с законопослушной, "прозрачной" экономикой в двух взаимосвязанных сферах: в криминальной, уголовно-наказуемой форме - "черная" экономика (наркобизнес, торговля оружием, фальсификация алкогольных напитков, других товаров) и на "грани закона" - "серая" экономика, как правило, в виде многочисленных правонарушений в области налогообложения. Разграничение понятия ТЭ на "черную" и "серую" позволяет избежать крупных правовых и социально-политических просчетов, помогает участникам рынка, правоохранительным органам определиться в тактике поведения применительно к конкретным субъектам теневой деятельности.

По расчетам независимых экспертов, объем криминального дохода в 1994 г. в России составил около 30 млрд. долл. США и сопоставим с расходами федерального бюджета страны на содержание армии и других силовых структур1.

Массовые нарушения прав собственности субъектов экономической деятельности во всех сферах экономики страны при фактическом отсутствии какой-либо правовой и, главное, судебной защищенности, чрезмерно длительные сроки и неоправданно сложные процедуры принятия решений, в том числе судебных приговоров, слабая ответственность чиновников и их исполнительской дисциплины, отсутствие должной гласности и "прозрачности" в работе властных структур, другие негативные реальности нынешней жизни являются благоприятными условиями и питательной средой для "черной" экономики, создают обстановку, в которой большинство производственных отношений становится объектом преступных устремлений и посягательств в самых острых формах - силового вымогательства, терроризма и заказных убийств. В течение последних 2 лет на работников российских банков было совершенно более 100 покушений. Убито 56, ранено 25 человек. Ни одно преступление пока не раскрыто.

Криминализация торговли, малого и среднего бизнеса, крупных предпринимательских и кредитно-финансовых структур различных форм собственности, коррупция, массовые нарушения налогового законодательства и другие экономические преступления и правонарушения, кроме того, создают предпосылки для координации преступной деятельности в "теневой" части экономики страны, для активного влияния в криминальных целях на элементы "прозрачной" экономики.

Имеются достаточные основания для предположения о том, что в сфере ТЭ сегодня функционирует неформальная система управления со структурами анализа, координации, собственной безопасности, разведки и контр разведки, обеспечивающими эффективное руководство криминальными действиями подпольного бизнеса.

В условиях переходного к рыночным отношениям периода, рост ТЭ в свою очередь представляет собой прямое следствие кризиса системы государственного управления. Самоустранение властных государственных структур от выполнения своих прямых функций стимулирует ТЭ. Проходивший 16-20 января 1996 г. в Москве международный форум "Технологии безопасности" отражает попытку общественных организаций (Ассоциация российских банков, Торгово-промышленная палата, Союз предпринимателей, Совет по безопасности предпринимательства и др.) инициативно заполнить этот вакуум частными охранными и детективными структурами, общее число сотрудников которых в стране уже превышает 50 тыс. чел. и сопоставимо по численности с 5 дивизиями.

В этих условиях приоритетной задачей обеспечения экономической безопасности России становится проблема создания современной автоматизированной системы управления экономикой страны на базе новейших информационных технологий и средств вычислительной техники, прежде всего в системе налогообложения.

Проблема ТЭ, по нашему мнению, уже перешла в качественно более опасную для страны плоскость - в сферу ее непосредственной экономической безопасности. Здесь стала формироваться реальная угроза того, что государственная власть в России может оказаться в руках представителей криминально-клановых структур, которым чужды не только жизненно важные национальные интересы российского этноса и государства, но и представления о планетарной безопасности человечества. С учетом этого задача не допустить дальнейшей криминализации российской экономики и мобилизовать все патриотически настроенные силы на противодействие организованной преступности приобретает для страны приоритетный и неотложный характер.

Исторический опыт показывает, что ТЭ, достигая пика своего развития в кризисной ситуации, уходит в приемлемые для страны рамки, лишь при условии стабилизации и активного развития законопослушной экономики. Население страны, электорат, как наиболее сознательная его часть, станут поддерживать внутреннюю политику только тогда, когда вместо слов о стабилизации появится конкретная отрасль или территория, реально выходящие из кризисного состояния и представляющие для каждого россиянина некоторую практическую ценность, вызывающие заинтересованное соучастие, способные инициировать созидательную энергию масс в конструктивном направлении.

Сегодня пока трудно назвать конкретную территорию страны, но отрасль промышленного производства, отвечающая этим требованиям, существует и может послужить не только ярким примером самобытной российской деловитости и способности добиваться нужных результатов в самых неблагоприятных условиях противодействия и конкуренции. Более того, данная отрасль затрагивает, как нам представляется, интересы и потребности практически каждого гражданина России, и не только России. Кроме того, при минимальной поддержке государства эта отрасль способна превратиться именно в то основное звено в цепи мер реформирования экономики страны, ухватившись за которое, как утверждал классик, можно было бы вытянуть всю цепь и в относительно короткие сроки- завершить реформирование экономики страны, обеспечивая при этом безопасность жизненно важных экономических интересов россиян, предпринимательства и государства.

Таким важнейшим звеном, по нашему убеждению, сегодня является компьютеризация российского общества и страны. При этом не просто избирательная узконаправленная компьютеризация отдельных важных государственных органов, предпринимательских структур, групп или слоев населения, а всеобщая компьютеризация страны. Нужна широкомасштабная всероссийская стратегическая операция или даже система таких операций в чем-то схожая с мерами по ликвидации безграмотности в России в 20-е годы. Проблема компьютеризации по своей роли и значению для судеб России сегодня во многом напоминает вставшую перед Россией в свое время проблему "ликбеза" за одним "незначительным" исключением: осознание необходимости компьютеризации страны приходит с отставанием от реальных потребностей на 30-40 лет (!).

Не в пример нам, практическая необходимость компьютеризации страны и, в частности, создания автоматизированной информационной системы налогообложения как центрального звена управления экономикой страны, в США была осознана еще в конце 50-х годов. В 1961 г. там в рамках Службы внутренних доходов (аналог Госналогслужбы Российской Федерации) уже был создан Национальный вычислительный центр (НВЦ) с 10 региональными вычислительными центрами, обеспечивающими в их совокупности эффективный контроль за поступлением в государственный бюджет США практически всего объема доходов.

Основная функция НВЦ сводится к обновлению главной базы данных о налогоплательщиках страны: 110 миллионах физических и 22 миллионах юридических лиц, к автоматическому отбору для последующей оперативной и следственной проверки фактов отклонения среднестатистических параметров, свойственных анализируемым категориям граждан и компаний, от показателей поступивших в НВЦ документов. В автоматизированном режиме сегодня обрабатываются данные о налоговых декларациях, заработной плате, гонорарах, наследовании, банковских счетах, страховых взносах, актах купли-продажи недвижимости и т.п. В пиковые периоды НВЦ ежедневно обрабатывает до миллиона и более документов. Стоимость только машинного времени составляет около 1,4 млрд. долл. в год. Таким образом, предпринимательская деятельность в США является достаточно "прозрачной" для правоохранительных органов.

В соответствии с общемировой тенденцией создания предпосылок к переходу в постиндустриальную информационную стадию цивилизации компьютерная индустрия в США стремительно развивалась. В 1980 г. тем не менее правительство США пришло к выводу, что государственные автоматизированные информационные системы физически и морально устарели, подлежат модернизации на базе новейшей информационной технологии. Затраты, на выполнение одной только программы модернизации автоматизированной информационной системы Службы внутренних доходов, к примеру, до 2000 г. составят более 8 млрд. долл.

Такая политика позволила создать себе исключительное место в мировом информационном сообществе. Сегодня США установили монопольные стандарты на информационные технологии, создали мощный экспорт информационных продуктов, производство которых не требует ничего кроме интеллектуальных ресурсов. Осуществляют, исходя из приоритета национальных интересов, избирательный подход к экспорту и импорту новейших информационных технологий. Превратили английский язык в средство межнационального общения по проблемам компьютеризации и информатизации во всем мире. 

Ими создана всемирная компьютерная сеть Интернет, позволяющая практически в реальном времени организовать информационное взаимодействие любому пользователю, минуя формальные и неформальные пограничные, таможенные и иные кордоны и ограничения. Эта сеть объединяет более 4 млн. компьютеров и 10 тысяч локальных сетей. Ее услугами пользуются свыше 50 млн. чел. По ней успешно передаются гигантские массивы информации не только в форме текстовых файлов, но и звука, графики, видеоинформации. Созданная для некоммерческих, а исключительно в культурно-образовательских целях, Интернет сегодня активно подвергается коммерциализации и становится мощнейшим локомотивом всемирной компьютеризации планеты.

Сопоставление американского подхода к использованию современных информационных технологий и средств обработки информации в сфере управления с нынешней российской практикой компьютеризации управления экономикой страны особенно показательно в связи с тем, что у нас сегодня кроме федерального бюджета фактически не осталось никакого реального инструмента управления страной. Отсюда вытекают роль и значение компьютеризации управления системой налогообложения, оплаты других обязательных платежей и сборов в бюджеты страны, обеспечивающей не только фискальную функцию - наполнение доходной части бюджетов всех уровней, но и конструктивно-управляющее государственное воздействие на поведение конкретных субъектов экономической деятельности, независимо от форм собственности. Кстати, создание информационной системы налоговой полиции страны осуществляется за счет иностранного кредита.

Вопреки многим российским и зарубежным прогнозам о том, что наша страна безнадежно отстала от Запада в плане развития собственных информационных технологий и вряд ли сумеет создать свою конкурентоспособную компьютерную индустрию, задача вхождения России в мировое компьютерное сообщество в качестве равноправного и сильного партнера сегодня имеет для практического решения реальные возможности. Среди них наиболее весомые - дальнейшее развитие объективных и субъективных условий стабилизации и развития производственного сектора экономики страны, расширения доступа России к наукоемким зарубежным информационным технологиям и ноу-хау, огромный нереализованный по прямому назначению интеллектуальный потенциал. Кроме того, постепенное осознание роли и значения компьютерной индустрии для судеб России в ближайшей и последующей перспективе создает реальную базу для появления и развития в стране уникальных проектов компьютеризации различного масштаба и назначения.

В компьютерном бизнесе России сегодня работают от 5 до 7 тысяч фирм и компаний, в которых заняты десятки тысяч человек. Двадцать наиболее крупных компаний обеспечивают примерно половину всего рыночного компьютерного оборота страны (около 3 млрд. долл.). По оценкам специалистов, сборкой ПК у нас занимаются более тысячи фирм-производителей, однако лишь 12-15 фирм осуществляют ее в условиях, отвечающих международным стандартам, и производят технику соответствующего качества. Остальные производители занимаются "штучной" отверточной сборкой, объемы продаж которой уже обнаруживают тенденцию к снижению. Тем не менее вся эта масса сборщиков ПК, как и торгово-посреднические и консультационные фирмы, играют положительную роль в формировании структуры малого и среднего бизнеса, компьютеризации российского общества и заслуживают всемерной поддержки со стороны государства. В 1995 г. в России было продано примерно 1 млн. персональных компьютеров (ПК). Общий парк ПК составит примерно 4 млн. штук. В 2000 г. эти показатели представят примерно 2,5 млн. и 12-15 млн. ПК соответственно. Оборот компьютерного рынка составил около 3 млрд. рублей. Таким образом можно констатировать, что сегодня компьютерная индустрия в России - это реальность, с которой нельзя не считаться.

Вместе с тем без надежной государственной правовой и иной поддержки эта необходимейшая для страны отрасль производства будет оставаться в зоне повышенной опасности. Проблемы компьютерного бизнеса в России имеют свои особенности, отличающие его от других российских отраслей предпринимательства и рынка (энергоносителей, автомобильного, продуктового, фондового, валютного и др.).

Прежде всего это принципиально новая, только-только встающая на собственные ноги индустрия, которая характеризуется весьма наукоемкой продукцией, отличающейся от товаров других отраслей массового производства. Особенно это касается программного обеспечения (ПО), где конкуренция особо остра и динамична, не дает предпринимателю расслабляться и терять перспективу. Это высокодоходный и достаточно цивилизованный рынок. По сравнению с другими российскими рынками он, пожалуй, пока менее всего криминализирован.

Другая особенность: субъекты этой индустрии, как правило, представляют собой научно-техническую элиту, не имеющую информационного барьера при общении с представителями этого бизнеса и другими гражданами стран дальнего зарубежья. Можно даже сказать, что это самое ценное интеллектуальное достояние Российской Федерации. Это люди, как правило, добившиеся признания и успехов в очень сложном бизнесе, не имея первоначального капитала, окунувшиеся в рыночные отношения из сфер прикладной и фундаментальной науки. Многие из них прошли известные советские научные школы. Имели в качестве своих учителей видных ученых, за которыми стояла большая Наука. Тем не менее, компьютерная индустрия России пока еще находится в ясельном возрасте, которому свойственны многие детские болезни, лечить которые в одиночку и опасно, и бесперспективно.

И еще одна, пожалуй, основная отличительная особенность - на компьютерном рынке в прошлом году активно проявилась тенденция роста его "теневой" составляющей, особенно в сфере программных продуктов (ПП).

Каждый компьютер требует соответствующего программного обеспечения, стоимость которого, как правило, превышает цену самого "железа". В этой связи стремительное наполнение электронно-вычислительной техникой государственных и коммерческих, в том числе криминальных структур, а также рост числа покупок ПК частными лицами обусловило быстрый рост "теневого" рынка ПП. Легальный рынок ПП в России чрезвычайно узок- около 50 млн. долл. 

Это меньше 0,05% от объемов продаж ПП на рынке в США (около 100 млрд. долл.). Вместе с тем объем "теневого" рынка ПП в России составляет сегодня существенно более весомую сумму- около 1 млрд. долл. США, фактически сокрытых от налогообложения. Как считают специалисты, до 97% продаж ПП американской фирмы Microsoft и до 99% российского Лексикона приходится на нелегальные "пиратские" каналы распространения.

До конца 1994 г. продажи ПП уверенно росли, и российские компании, производящие ПП, продолжали развиваться за счет продаж собственного ПП. Нелегальное программное обеспечение распространялось у нас стихийно, как правило, не по торговым каналам. В начале 1995 г. эта ситуация кардинально изменилась: в торговой сети появились оптические диски, содержащие наиболее распространенные у нас программные продукты и некоторые ведомственные базы данных.

Пользователи ПК оказались перед выбором: либо приобрести компакт-диск со всеми представленными на российском рынке программами за несколько долларов, либо покупать отдельно программу и платить за каждую покупку по 50-100 и больше долларов. К весне на легальном рынке ПП сформировалась тенденция снижения продаж. Их объем летом упал в два раза ниже уровня 1994 г. Это падение происходило на фоне продолжающегося активного роста продаж компьютерной техники. Следовательно, компьютерный парк страны начал активно насыщаться "пиратскими" ПП, что неизбежно дискредитирует цивилизованный рынок ПП, подводит к кризису и самоликвидации отечественное программное производство, так как инициирует увеличение бегства "умов за границу", делает бесперспективным производство ПП. Отдельные российские производители ПП уже начали сворачивать работу над перспективными программными продуктами.

Данная угроза компьютерному бизнесу страны была осознана еще в 1992 г., когда был принят Закон Российской Федерации "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных". Однако, как показывает правоприменительная практика, закон все еще не работает. Главная причина заключается в отсутствии соответствующего механизма реализации. Неудачные попытки бороться с "теневым" рынком ПП посредством использования механизмов Закона "Об авторском праве и других смежных правах", на наш взгляд, лишают его судебной перспективы главным образом в силу их громоздкости.

С учетом этого, Координационный совет Администрации Президента Российской Федерации по информатизации 21 ноября 1995 г. вновь привлек к этой проблеме внимание руководства страны: на заседании был рассмотрен вопрос "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных".

В частности, обращалось внимание на необходимость усиления практической деятельности органов государственной власти Российской Федерации и в первую очередь правовых органов по контролю за исполнением действующего законодательства в сфере интеллектуальной собственности и информационных технологий, по предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений в этой области. Подчеркивалась целесообразность привлечения к этой работе представителей и специалистов российских предприятий, организаций-разработчиков и поставщиков продукции и услуг на внутреннем и внешнем рынках высоких технологий.

Проблема борьбы с "теневым" рынком ПП, по нашему мнению, носит комплексный характер и может быть успешно решена при условии практического применения разнохарактерных мер и методов при тесном взаимодействии многих государственных структур (не только правоохранительных органов) с предпринимателями компьютерного бизнеса.

С учетом этого, было бы целесообразно для выработки подходов к решению проблемы "теневого" рынка ПП, организовать "круглый стол" представителей правоохранительных и других заинтересованных органов с руководителями ведущих компьютерных фирм, членами Российской компьютерной ассоциации, Роскомсоюза, Клуба CD-RОМ, профессионально подготовленными журналистами в интересах выработки концепции решения проблемы "теневого" рынка ПП в России.

В структуре конструктивной концепции противодействия "теневому" рынку ПП могли быть представлены следующие направления практических согласованных с общественной и государственными сторонами действий:

  • меры политического характера,
  • законодательные и правоприменительные меры,
  • пропагандистско-образовательные меры,
  • организационные меры,
  • научно-исследовательские меры,
  • аппаратные средства и методы,
  • финансовые, налоговые и возможно другие меры.
Особое место среди этих мер должны занять мероприятия по созданию Общественного фонда поддержки компьютерной индустрии в России и странах СНГ. При этом фонде должны быть созданы некоммерческие структуры третейского суда по разрешению споров в сфере компьютерного бизнеса, научно-исследовательского центра по независимому изучению компьютерной проблематики и некоммерческой же службы безопасности компьютерной индустрии страны.

Учредителями фонда могут стать как представители компьютерного бизнеса, так и представители других предпринимательских и коммерческих отраслей и секторов экономики, а также государственных органов, организаций и предприятий, желающих участвовать в поддержке компьютерной индустрии страны.

На наш взгляд, органы государственной власти, в том числе правоохранительные органы, нашли бы среди предпринимательской общественности компьютерной индустрии России заинтересованных коллег в деле решения одной из важнейших проблем становления в России правового государства и цивилизованной рыночной экономики.

Строить работу этого структурного образования следовало бы прежде всего на общественных началах, исходя из конституционного принципа защиты жизненно важных интересов российских граждан, общества (предпринимательские и коммерческие структуры России), Российского государства (налоговая политика и практика налогообложения в условиях переходного к рыночным отношениям периода, финансовая и иная практическая поддержка) в сфере рынка информационных технологий.

Учитывая возрастающую общественную опасность нелегального воспроизведения, продажи и использования программного обеспечения и баз данных, в качестве первоочередной законодательной меры предлагается организовать борьбу с "теневым" рынком ПП в уголовно-правовом порядке.

С этой целью в качестве дополнения в УК РФ предлагается внести новую статью "Незаконное воспроизведение, сбыт либо использование программ для ЭВМ и (или) баз данных" в следующей редакции: Незаконное воспроизведение в корыстных целях программ для ЭВМ и (или) баз данных в любой материальной форме, а равно сбыт таких программ и (или) баз данных, наказывается штрафом до пятисот минимальных размеров заработной платы или дохода осужденного за период от двух до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок от одного года до двух лет.

Те же действия, совершенные организованной группой, либо неоднократно или в крупных размерах, либо повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет с конфискацией имущества или без таковой.

Использование в государственных органах, предприятиях, организациях, а равно в коммерческих структурах, взаимодействующих с государственными органами, незаконно воспроизведенных программ для ЭВМ и (или) баз данных, наказывает лишением ответственных за правомерное использование программ и баз данных лиц права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет".

Общественная опасность данного уголовно-наказуемого деяния, на первый взгляд, определяется лишь посягательством на интеллектуальную собственность автора конкретных программ и баз данных или их правопользователя. В каждом отдельном случае воспроизведения программ для ЭВМ и (или) баз данных, акте купли-продажи ПП или их использования имеют место быть все стороны состава данного уголовного преступления и мера их общественной опасности относительно невелика.

Однако на практике мы имеем дело с более опасным криминальным явлением - "теневым" рынком ПП, паразитирующим на слабом теле российского программного производства - основы национальной независимости только-только нарождающейся компьютерной индустрии страны, которая имеет решающее значение в историческом развитии страны и ее научно-технического потенциала, в создании информационных ресурсов Российской Федерации, что, на наш взгляд, несовместимо с существованием "теневого" рынка ПП. В этой связи уголовно-правовое преследование субъектов "теневого" рынка ПП в системе других практических мер противодействия является важнейшим элементом становления в России цивилизованных рыночных отношений. Не менее важной законодательной мерой должны явиться инициативная подготовка и внесение на рассмотрение Госдумы законопроекта "О приоритетной государственной поддержке национальной компьютерной индустрии", в рамках которого можно было бы установить некоторые преференции для субъектов компьютерной индустрии, льготы, санкции, рамки и пределы государственной поддержки и контроля.

Проблема "теневого" рынка ПП в России сложна и многообразна. Высказанные автором соображения о подходах к ее практическому разрешению, видимо, не бесспорны. Бесспорно другое - без государственной поддержки компьютерной индустрии страна может оказаться на обочине исторического развития.

1"Коммерсанть", № 22. 1995. С. 17-24.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]