Ближнее зарубежье
Обозреватель - Observer


 

КАЗАХСТАН:
объединение денежной системы с Россией
не состоялось


Т.ВИНОГРАДСКАЯ,
В.МУСАТОВ

 

В конце сентября в Москве главы государств - членов СНГ парафировали Договор об Экономическом союзе. В настоящее время в этих странах проходит непростой этап ратификации Договора. Важную роль в реализации достигнутых договоренностей играют двусторонние соглашения стран, решивших войти в рублевую зону. Примером этого намерения являлось "Соглашение об объединении денежной системы Республики Казахстан с денежной системой Российской федерации".

Это соглашение соответствует статье 17 Договора о создании Экономического союза1 и тем самым являлось бы важной вехой на пути практической реализации нового Экономического союза. Планировалось, что после согласования нормативных документов новый российский рубль будет действовать на территории Казахстана, тем самым были бы сняты препятствия на пути взаиморасчетов предприятий и граждан.

Но на практике получилось не так, как задумывалось. Но расскажем по порядку...

Горячему стороннику и инициатору идеи о создании Экономического союза Н.Назарбаеву пришлось преодолевать немалые препятствия со стороны оппозиции в казахском парламенте. Наиболее сконцентрированно позиции оппонирующей стороны выразил, пожалуй, председатель парламентского комитета Саук Такежанов, который считает, что "в случае подписания Соглашения об объединении денежных систем можно говорить о полной утрате Республикой Казахстан государственного суверенитета".

Аргументами, выдвигаемыми в обоснование такой позиции, являются:

  • необходимость (в случае вступления в действие Соглашения) принять условия Центрального банка России в области денежно-кредитной политики и финансово-бюджетной деятельности;
  • вероятность оказаться в роли просителя у Центрального банка России;
  • отвлечение валютных ресурсов, золотого запаса и алмазного фонда Казахстана на создание резервного фонда для укрепления российской национальной валюты;
  • затруднения, которые возникнут в переустройстве экономики Казахстана из-за различия страховых социально-экономических условий и инфраструктуры России;
  • невозможность проведения собственной программы приватизации из-за того, что при единой валюте "любой через посредника сможет купить собственность Казахстана за валюту России".
По подсчетам оппозиции, страны СНГ и Литва вводят в Республику Казахстан продукции на 6 млрд. 964 млн. долл. США, а выводят - на 7 млрд. 996 млн. долл. США и тем самым суммарное положительное сальдо достигает 1 млрд. 32 млн. долл., правда, расчеты проведены по конвертируемой группе товаров. Отрицательное сальдо Казахстана в общем объеме межгосударственного товарообмена, по мнению парламентской оппозиции, складывается из-за некорректных цен на некачественную продукцию из ближнего зарубежья.

И наконец, высказываются опасения о невозможности в дальнейшем выхода Республики Казахстан из рублевой зоны из-за отсутствия в Соглашении сроков его действия.

Еще в сентябре Н.Назарбаев, отвечая критикам своего политического курса; сказал: "Казахстан подписал соглашение с Россией об объединении денежных систем. Находятся, впрочем, у нас люди, которые видят в этом ущемление независимости республики. Но ведь ради будущего полного суверенитета надо идти и на некоторые уступки. Особый упор делают некоторые на введение своей валюты. Но в этом случае мы должны подчиниться Международному валютному фонду. Не попадем ли тогда в еще большую зависимость? Для введения и удержания на жизнеспособном уровне своей валюты Казахстану необходим запас в 3,5 млрд. долл., 40-50 т золота. Да и дефицит бюджета не должен превышать 3-5%. Значит, придется отказываться от многих социальных программ, что неизбежно вызовет напряженность в обществе".

Это была ясная позиция, построенная, очевидно, на общих договоренностях глав государств СНГ и долгосрочных интересах Казахстана.

В поддержку позиции президента на сессии парламента выступил и премьер-министр Республики Казахстан С.Терещенко. Его аргументы сводились прежде всего к тому, что введение национальной валюты само по себе никаких социально-экономических проблем не решает, но может обострить инфляцию, подорвать доверие населения к новой валюте, привести к дальнейшему падению производства, остановке многих предприятий и свертыванию социальных программ. Об этом свидетельствует уже имеющийся опыт введения другими странами национальных валют в условиях нестабильности.

Следующий "пакет" аргументов базировался на том, какие противоречия у Казахстана с Россией могут возникнуть по ряду позиций в случае введения первым собственной валюты. В перечень этих противоречий включены:

  • возможность приостановления экспортных поставок казахстанской нефти, идущей через российский нефтепровод. (Приостановление экспорта нефти только на один день обойдется Казахстану потерями порядка 4 млн. долл.);
  • наоборот, срыв поступлений в Казахстан российской нефти (в этом случае дневные потери обойдутся примерно в такую же сумму);
  • возможность отказа Россией покупать экибастузский и карагандинский уголь;
  • переход России к импорту цветных металлов в дальнем зарубежье.
Приводились и такие соображения, как:
  • затруднения Казахстана, связанные с деформированной экономикой, являющейся причиной того, что в общем объеме казахстанского экспорта готовые изделия составляют лишь 17%, в импорте - 50%;
  • незначительность возможностей резкого увеличения выхода казахстанской продукции на мировой рынок;
  • опасность применения со стороны промышленно развитых стран к экспортной продукции Казахстана различных тарифных и нетарифных ограничений;
  • большая "легковесность" казахстанского рубля по отношению к российскому (6 "российских" рублей и 70 копеек "равны" 10 "казахстанским" рублям по расчетам в соответствии с практикой осуществления межгосударственных платежей).
С.Терещенко, в частности, сказал: "При глубоком анализе вопрос о якобы имеющемся у нас полном суверенитете и независимости в области валютно-финансовой и кредитной политики остается спорным. Многие положения законодательства, регулирующие процессы в этой сфере, не имеют существенных расхождений с российскими.

Выполнение требований Соглашения влечет за собой:

  • во-первых, переход к прямым расчетам между хозяйствующими субъектами Казахстана и России через согласованную систему расчетов;
  • во-вторых, признание кредитной эмиссии Нацбанка Казахстана и перевод остатков средств на счетах хозяйствующих субъектов в безналичных казахстанских рублях в остатки уже в безналичных рублях России (есть основа для того, чтобы договориться и осуществить указанный перевод по курсу один к одному);
  • в-третьих, изъятие из обращения билетов Госбанка СССР и Банка России образца 1961-1992 годов и введение в обращение денежных знаков Банка России образца 1993 года;
  • в-четвертых, создание единого валютного рынка со свободным доступом на него резидентов Республики Казахстан.
Таким образом, в настоящий период целесообразность вхождения в новую рублевую зону для республики очевидна"2.

Аргументы сторонников соглашения оказались весомее, подействовало и энергичное выступление президента.

12 октября 1993г. Верховный Совет Республики Казахстан ратифицировал Соглашение об объединении денежной системы Республики Казахстан с денежной системой Российской Федерации, подписанное ранее (23 сентября) в Москве главами правительств и центробанков Казахстана и России. (В ноябре к ратификации склонился и белорусский парламент. В России ожидается принятие протокола об одобрении Договора, а ратификацию по всей форме проведет новый парламент.)

Сознавая сложность проблем, стоящих на пути к Экономическому союзу, президент Казахстана все-таки сделал в речи в парламенте принципиальную оговорка. Как написала газета "Советы Казахстана"3, он сказал, что если Договор об Экономическом союзе и Соглашение о создании рублевой зоны нового типа не будут работать, то ему придется принять неординарное решение в интересах республики. Судя по реакции зала, президент получил согласие на такой шаг.

В чем суть этого неординарного решения, президент тогда не пояснил, но, как показали дальнейшие события, Н.Назарбаев проявил дальновидность.

В выступлении Н.Назарбаева содержались существенные моменты. Он констатировал, что, по оценкам за 1992-1993 гг., производство ВВП в республике снизится на 25% против уровня 1991 года, объем промышленной продукции - на 22 %, а капитальных вложений по всем источникам финансирования - на 70%, а это означает резкое снижение производства в ближайшем будущем. Свою лепту в эти процессы, по мнению Н.Назарбаева, внесло введение таможенных барьеров.

Большую проблему для Казахстана представляет необходимость укрепления денежной системы.

Действительно, с начала года цены растут в среднем на 25% в месяц. Кредитные вложения в народное хозяйство на 1 сентября 1993 года составили 5,6 трлн. руб. Из каждых 100 руб., выданных банковскими кассами, эмиссионные деньги составили 64 руб. (по России - 23 руб.).

Направление укрепления денежной системы видятся в проведении жесткой и эффективной антиинфляционной политики, основой которой должно явиться установление зависимости фондов оплаты и потребления в целом от спада, сохранения уровня или роста производства. Признается необходимость проводить долгосрочное кредитование инвестиционных вложений в приоритетные отрасли под 5-7% годовых, а по краткосрочным ссудам и депозитным вкладам установить ставку на два пункта выше роста сводного индекса потребительских цен. Большое значение придается проведению адекватной потребностям налоговой политики.

Важное значение руководство Казахстана придает нормализации работы банковской системы, которая пока, по словам Н.Назарбаева, "больше дестабилизирует ситуацию, используя кредитные ресурсы в спекулятивных целях и не по целевому назначению... В сфере банковских отношений возбуждено 210 уголовных дел с общим ущербом на сумму около 11 млрд. руб..."

Другим важным направлением стабилизации является ужесточение социальной политики. Это предполагает приостановление дорогостоящих социальных и экономических программ; сокращение сферы социальных пособий, переход к адресной политике социальной поддержки, ограничив последнюю 2,7 млн. нетрудоспособных граждан и 244 тыс. многодетных семей, чьи доходы ниже двукратного размера минимальной заработной платы; отказ от финансовой подпитки и поддержки "на плаву" нежизнеспособных предприятий.

Вывод экономики из кризисного состояния связывается во многом с расширением внешнего аспекта в финансово-кредитной политике. Казахстан в настоящее время имеет 12 международных кредитных линий, по которым ему предоставляются ссуды под эффективные проекты. Перспективными представляются контракты по добыче нефти и газа с компаниями "Шеврон" (США), "Эльф-Акитэн" (Франция), "Бритишгаз" (Англия), "Аджии" (Италия). Кредиты берутся под программы обеспечения энергетической независимости Казахстана, развития золоторудной промышленности и других крупномасштабных проектов.

Возобновляются экономические взаимоотношения со странами, сотрудничавшими в рамках бывшего СЭВ. Всего в республике аккредитовано свыше 160 представительств иностранных банков и фирм. Укрепляются отношения с такими ведущими международными финансовыми организациями, как Комиссия Европейского Сообщества, Международный валютный фонд. Всемирный банк. Европейский банк реконструкции и развития.

Дальнейшие преобразования в Казахстане связывают с развитием рыночных отношений. Реформы Казахстана проводятся медленнее, чем в России, и большее значение в них придается государственному регулированию. Но все же реформы идут. Уже сегодня в республике действуют десятки тысяч малых и частных предприятий с совокупными финансовыми активами 200 млрд. руб., более 14 тыс. фермерских хозяйств (доля частного сектора в валовой продукции сельского хозяйства - 35%), 160 коммерческих банков, 37 бирж. В процесс разгосударствления и приватизации вовлечено более 7 тыс. предприятий (из них 700 - в агропромышленности, 5 тыс. - в сфере услуг и торговли).

Программа приватизации - важное, но не единственное звено экономических преобразований. Необходимо формировать новые рыночные институты, создающие и обслуживающие процесс конкуренции, оборота капитала и другие стороны рыночных отношений, в том числе рынки жилья, труда, ценных бумаг; новые системы страхования и банковской деятельности.

В Казахстане есть, но пока не действует Программа государственной поддержки частного предпринимательства. Разрабатывается национальная программа "Развитие малой сельской индустрии на 1994-1995 годы и на период до 2010 года". Программа ориентирована на создание в сельской местности широкой и многопрофильной сети промышленных предприятий на основе ресурсосберегающих и безотходных технологий.

Возможность приостановить спад производства связывается руководством Казахстана с ужесточением политики в деле охраны национального богатства. Практика показала, что либерализация внешней экономики привела к бесконтрольному растаскиванию ресурсов. Так, по данным Генеральной прокуратуры, ущерб от безлицензионного вывоза сырья превысил 200 млрд. руб.

В этой сфере уже приняты такие радикальные меры, как установление госмонополии на экспорт 15 укрупненных наименований стратегических ресурсов - валютный источник страны; обязательность продажи валютной выручки Национальному банку Казахстана по курсу, близкому крыночному; предписание директорам предприятий-экспортеров закрыть зарубежные счета и вернуть средства в страну. Сохраняя и усиливая по некоторым направлениям государственное регулирование в хозяйстве Казахстана, руководство республики видит основную цель деятельности органов управления в создании рыночной инфраструктуры, наполнении суверенитета Казахстана конкретным содержанием, усилении экономической независимости. Так, Н.Назарбаев сказал: "Мы стремимся построить насыщенный внутренний рынок, одновременно создавая условия, ограждающие Казахстан и его экономику от непредсказуемости межгосударственных отношений. Мы будем налаживать отношения на взаимовыгодных, а не односторонне навязываемых условиях. Задача понятная, но не имеющая простого и быстрого решения".

Такова была ситуация с реализацией идеи Экономического союза стран СНГ на начало октября 1993 г. Затем начались переговоры делегаций России и Казахстана об объединении денежных систем. Уже на первой стадии последовали заявления вице-премьера, министра финансов РФ Б.Федорова в печати о том, что созданию рублевой зоны нового типа должен предшествовать некий переходный период. Другой вице-премьер А. Шохин, который возглавлял делегацию России, также говорил об этапах согласования экономической и финансовой политики, о гармонизации законодательства и т.д. В средствах массовой информации России стали появляться статьи, утверждавшие, что объединение денежных систем, обмен в Казахстане рублей образца 1961-1992 гг. на новые приведет к увеличению инфляции в России, отрицательно скажется на российских реформах. Приводилась одна цифра - 5%, таков якобы был бы прирост инфляции.

Первый тур переговоров закончился безрезультатно. Все это свидетельствовало о том, что после подписания Договора об Экономическом союзе и решения о сближении денежных систем в Москве усилились сомнения. Вполне очевидно, что победила прагматическая точка зрения тех, кто предложил сохранить замкнутое рублевое пространство, надеясь уберечь его от внешних инфляционных воздействий. От политических последствий, видимо, было решено абстрагироваться. Похоже, что после силового разрешения политического кризиса 3-5 октября Кремль уже не так нуждался в поддержке стран СНГ, хотя на встрече в конце сентября в Москве Президент РФ не скрывал своего удовлетворения тем, что к нему "в гости" приехали все коллеги из соседних стран.

Безуспешный второй тур переговоров вынудил Казахстан принять решение о выходе из рублевой зоны. Н.Назарбаев объявил о введении в конце года национальной валюты - теньге. Так стало окончательно ясным, на что же намекал в сентябре-октябре президент Республики Казахстан. Опасения у него существовали и тогда.

Вырисовывается следующая картина происшедшего на переговорах - казахская сторона сочла жесткими и не приемлемыми новые требования России: о зачете предоставляемой рублевой массы образца 1993 г. в качестве кредита и затем государственного долга с выделением залога в золоте под половину этой суммы.

Были и другие российские требования, затрагивавшие характер экономической политики и реформенных преобразований республики (определение размера дефицита госбюджета, прекращение поддержки нерентабельных госпредприятий и т.д.).

Алматы не захотела подчинить свою экономику и финансы воле Москвы. На финальной стадии переговоров в начале ноября премьер-министры констатировали, что сблизить позиции не удалось, но что нужно продолжать усилия по сохранению и развитию общего экономического пространства. Опять говорилось о технологических связях, о взаимозависимости и т.д.

Судя по откликам, в Казахстане остался горький осадок от этой истории. Политику России обвиняют в корыстности и непоследовательности, в разрыве между словами и практическими делами. Можно услышать и мнения, что позиция России сформировалась не без зарубежного воздействия прежде всего со стороны международных финансовых центров.

Не будем гадать на эту тему. Во всяком случае, в газете "The Moscow Times", издаваемой в столице России для иностранцев, в ноябре появилась статья с красноречивым заголовком: "Рублевая зона - конец плохой идеи".

В ней предложение о рублевой зоне оценивается как странная смесь политики и экономики, как символ попыток российских политиков закрепить лидерство России в СНГ.

Провал же этой идеи расценивается как торжество "реальной" экономики. Что же дальше? В Москве утверждают, что переговоры о соединении денежных систем изначально имели два исхода: то, что требовала Россия, или введение национальной валюты. Дескать, еще не все потеряно. Россия попыталась "подсластить пилюлю", предоставив Казахстану кредит в 10 млрд. руб. для переходного периода. Нет недостатка в заявлениях, что новая национальная валюта - это временная мера, рассчитанная на сближение реформенных процессов двух стран. Говорят, что, к примеру, Беларусь имеет свои "зайчики" и тем не менее успешно сотрудничает с Россией. Формально никто не отказался и от Экономического союза, но стало ясно, что за 2-3 месяца нельзя объединить финансовые системы. И без того напряженную экономику Казахстана залихорадило. Недовольство ощущается и в Узбекистане, где тоже пришлось вводить свою валюту. Время покажет, какова будет политическая цена "реальной" экономической политики России.

Экономические связи будут развиваться на основе обменных курсов рубля и казахской денежной единицы, возрастет роль клиринговых операций. В Москве считают, что рубль - это резервная валюта для внешнеэкономических связей. Все это звучит вроде бы серьезно, но в развитии СНГ опять произошел крупный сбой. Нужны новые подходы, где требуется трезво обсудить ситуацию.

Кристофер в Казахстане


Как свидетельствует пресса, США и Казахстан намерены расширять сотрудничество в политике, экономике, науке и технике, обороне, защите окружающей среды и других областях с целью установить долговременное партнерство, основанное на демократии, уважении прав человека и свободе рынка. Научно-технический потенциал двух стран создает для этого благоприятные возможности. США подтвердили намерение провести в Семипалатинске анализ медицинской и экологической ситуации, а также объявили об инициативе, касающейся Аральского моря, которая предполагает конкретную помощь в таких областях, как обеспечение запасов питьевой воды и управление региональными водными ресурсами.

Сторонами обсуждается проблема безопасного уничтожения ядерного оружия. Казахстан подтвердил свою решимость в ближайшее время присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве безъядерного государства.

Между Соединенными Штатами и Казахстаном подписана двусторонняя конвенция об избежании двойного налогообложения.

Правительство Казахстана попросило утвердить положения о благоприятном таможенном обращении с экспортируемыми в США товарами из Казахстана в рамках генеральной системы преференций и получило заверение в том, что правительство США положительно рассмотрит эту просьбу.

(По материалам Бюллетеня новостей ЮСИА)


 
 

1 "...Государства, заключившие Соглашение о практических мерах по созданию рублевой зоны нового типа или присоединившиеся к ним, регулируют меры по объединению денежных систем на основе двусторонних соглашений с российской стороной..."

2 Терещенко С. Выгоды от вхождения в рублевую зону очевидны.- "Экспресс", 15 октября 1993 г.

3 Назарбаев Н. Межнациональное единство и экономический суверенитет - главная и надежная опора нашего продвижения вперед". - "Советы Казахстана", 14 октября 1993 г.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]