Внешняя политика
Обозреватель - Observer


 

АМЕРИКА ПРЕВЫШЕ ВСЕГО…

(О новой внешнеполитической доктрине)


В.МУСАТОВ

 

В конце сентября мировая общественность ознакомилась с новой внешнеполитической доктриной США. Суть ее была изложена в выступлениях президента Б.Клинтона на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, а также в речах госсекретаря У.Кристофера и помощника президента по национальной безопасности Э.Лейка. Общими моментами этих выступлений являются попытки прогнозировать развитие в мире после развала Советского Союза и восточного блока, подчеркнуть достижения администрации Клинтона в сфере внешней политики, а также определить контуры стратегической программы действий США на предстоящие годы, призванной обосновать и подкрепить лидерство США в современном мире.

Новая американская доктрина уже получила название стратегии "расширения и укрепления сообщества демократических стран мира с рыночной экономикой". Таким образом, после доктрин послевоенного периода - "отбрасывания коммунизма", возмездия "ядерного сдерживания" Вашингтон, добившись победы в "холодной войне", ставит задачу расширить круг стран, которыми управляют демократические институты западного типа.

Но победа не приносит состояния покоя. Руководители американской администрации признают, что политика США стоит сейчас на историческом перепутье. "В течение полувека роль Америки на международной арене в основном определялась задачей сдерживания враждебных стремлений Советского Союза с нашей помощью советский экспансионизм был блокирован, репрессивный коммунистический режим был свергнут и была одержана великая победа человеческой свободы", - говорит Э.Лейк. Отсюда вывод, что крах СССР укрепляет безопасность США. Однако американские стратеги отмечают, что в мире сохраняются серьезные угрозы: распространение оружия массового поражения, кровопролитные конфликты на национальной и религиозной почве, гражданской войны, терроризм, растут экологические трудности. Америка не уклоняется от решения этих серьезных проблем, хотя в американском обществе усилились дискуссии относительно дальнейшего широкого участия США в международной жизни. На повестке дня - определение соотношения приоритетов внутренней и внешней политики.

Б.Клинтон и его команда, во многом пользующиеся плодами внешней политики предшественников - Рейгана и Буша, доказывают, что наведение порядка в экономике США, являющееся предметом особых забот американцев, не должно вести к самоизоляции и отгораживанию от внешнего мира. По словам Клинтона, изоляционизм и протекционизм - это яд, внутреннее обновление - тонизирующее средство. Президент США призывает американцев смотреть далеко вперед.

Но что там впереди? Вероятно, мир, построенный на американских ценностях. Исходя из распространения в мире главных ценностей и идеалов Америки, президент США подчеркивает, что демократия и рынок являются наиболее продуктивным и обеспечивающим большую степень свободы методом организации жизненного уклада. Американское руководство полагает, что сейчас имеются колоссальные возможности для продвижения идей западной демократии и предпринимательства во всем мире. Судя по заявлениям, американские лидеры хотели бы не упустить этот шанс. Важнейшим условием, по их мнению, является то, что США - самая мощная держава мира, обладающая сильнейшим в мире военным комплексом, крупнейшей экономической системой и наиболее динамично развивающимся многонациональным обществом. Мощь, авторитет и пример Америки, утверждает У.Кристофер, дают беспрецедентную возможность для лидерства в мире. Именно поэтому президент Клинтон заявил в ООН, что США намерены и впредь придерживаться активного участия в международных делах и мирового лидерства. Но, предворяя возможную критику новой доктрины, президент США тут же оговорился, что он не стремится объявить некий "крестовый поход" с целью навязать американский образ жизни другим народам или потребовать, чтобы они дублировали американские институты. Но все-таки "там, где это будет иметь наиболее важное значение, и там, где мы сможем оказать наиболее сильное влияние", Вашингтон будет поддерживать такого рода стремления. Проявляя прагматизм и реально считаясь с возможными откатами на пути к торжеству демократии и рынка, Б.Клинтон и его помощники готовы набраться терпения и временно, "ради общих выгод", дружить даже с недемократическими странами.

Каковы направления и инструменты американской политики?

Понятное дело, США хотят добиваться этих целей прежде всего через укрепление собственной экономики, путем расширения международной торговли на основе ГАТТ, на базе НАФТА (Североамериканского договора о свободной торговле), а также других общих соглашений. Вашингтон подтвердил курс на поддержку демократии в условиях рыночной экономики в республиках бывшего СССР, или по американской терминологии, в Новых Независимых Государствах (ННГ), а также в Латинской Америке. США хотят содействовать уменьшению угрозы со стороны режимов, враждебных демократии, и поддерживать либерализацию "недемократических государств", которые стремятся жить в мире. Диапазон средств широкий, да и география обширная - от Ирана и Ирака до Китая.

Гуманитарные акции тоже будут увязываться с приверженностью соответствующих стран демократическим принципам.

Белый дом будет использовать в этих целях различные методы: контроль над экспортом, заключение торговых соглашений, предоставление помощи и участие в различных миротворческих миссиях. Причем США готовы действовать в партнерстве с другими странами и в рамках ООН. Но Б.Клинтон четко заявил, что США, не колеблясь, прибегнут к односторонним действиям, "если возникнет угроза для наших коренных интересов или для таких интересов наших союзников". Но миротворческие акции - это одно, но их не следует путать с интересами обороны США. Здесь все ясно и недвусмысленно.

Американский президент особо остановился на проблеме нераспространения оружия - ядерного, химического и биологического, а также баллистических ракет и технологий их производства. США подтвердили готовность к соблюдению моратория на ядерные взрывы, пока не закончились переговоры с целью прекращения ядерных испытаний навсегда.

Б.Клинтон говорил и о проблеме урегулирования конфликтов и обеспечения устойчивого развития. Признав, что после окончания "холодной войны" не наступил "золотой век", он хочет повысить требования к миротворческим акциям, готовя миротворческие силы ООН к вступлению в XXI век.

Провозгласив доктрину расширения сообщества демократических стран с рыночной экономикой и эру превентивной дипломатии, президент Клинтон счел необходимым сказать, что такая политика соответствует не только интересам безопасности США, но и содействует достижению целей Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека. Важно отметить, что в ООН не было голосования по этому вопросу, да и в мире, видимо, есть разные точки зрения по этому вопросу.

Судя по выступлениям ведущих американских политиков, "стратегия расширения" предполагает прежде всего укрепление сообщества крупных рыночных демократических государств во главе с США. Они составляют ядро политики расширения сферы западных ценностей, поэтому Вашингтон ставит задачу развивать отношения в "демократическом лагере", т.е. с Западной Европой, Канадой и Японией и усилить ощущение общности их интересов. Заметно, что США опасаются яростной конкуренции со своими союзниками в рамках новой мировой экономики. Военную основу новой доктрины составляет прежде всего обновление НАТО как системы коллективной безопасности. 100 тыс. американских солдат остаются в Европе. Параллельно идет модернизация структуры и вооружений армии США.

Среди приоритетов американской внешней политики важное место занимают отношения с Россией и другими государствами на территории бывшего Советского Союза и помощь в осуществлении демократических и рыночных преобразований. "Если Россия не повернет вспять, то для жизни Америки в ближайшее время реальной угрозы не будет", - заявил помощник президента США по вопросам национальной безопасности Э.Лейк. США хотели бы превратить бывший источник угрозы в регион "важных дипломатических и экономических партнеров". Одновременно с этим решается важная для США задача сокращения ядерных арсеналов России, Украины и других стран и усиления режима нераспространения ядерного оружия.

Американский эстэблишмент с беспокойством наблюдал в последние месяцы за перипетиями внутриполитической борьбы в России, где усилия реформаторов, как писали средства массовой информации США, натолкнулись на сопротивление "номенклатуры". Для американских лидеров, провозглашающих свободу выбора, поддержку демократических институтов, свободу печати, защиту прав человека, очевидно, непросто было поддержать Б.Ельцина в разгоне Парламента, приостановке Конституции и применении танков на улицах Москвы, вызвавшем немалые человеческие жертвы. Кстати, распространению информации о действительных событиях в Москве больше всех способствовало Си-Эн-Эн.

Однако официальная Америка сравнительно легко перешагнула через моральные преграды, связанные с применением военной силы в Москве. Вероятно, намерения Ельцина действовать столь решительно не были секретом для Белого дома в Вашингтоне. Правда, сначала шли оговорки о желательности мирных путей решения конфликта. Но затем, после поддержки Клинтоном действий Ельцина 3-4 октября, была найдена и необходимая тональность в выступлениях главных американских политиков. Во-первых, в Вашингтоне постоянно говорят о том, что поддерживают Б.Ельцина как всенародно избранного Президента, а он все время обращается напрямую к народу. Во-вторых, в Парламенте России было, дескать, много коммунистов и экстремистов, и нечего их жалеть, они организовали массовые беспорядки. В-третьих, как отметил лидер большинства в палате представителей конгресса США Р.Гепхард, история строго осудила бы нас, если бы мы отступились от единственного человека, попытавшегося провести самые решительные в российской истории реформы - от Бориса Ельцина. И тут же конгрессмен использовал такое вроде бы "теоретическое обоснование": "основы демократии могут быть построены лишь на руинах физически устраненного авторитаризма". Наконец, специальный посол по делам СНГ С.Талботт, касаясь недавних событий в Москве, заявил, что "этот трагический эпизод в истории российских преобразований может быть оправдан в том случае, если российский народ после этого еще решительнее будет осуществлять демократизацию". Все это в определенной мере иллюстрирует и новую внешнеполитическую доктрину США.

Что же касается места России в политике, очерченной рамками новой американской доктрины, то трудно пока высказывать что-то определенное по этому вопросу. Да, России и Президенту Б.Ельцину обещана поддержка. Вашингтон сделал ставку на "мирный дивиденд в России. В то же время наша страна остается для американцев источником головной боли. Понятно, почему США и Запад в целом ждут результатов выборов в России. Клинтоновская администрация хотела бы, чтобы выборы прошли в демократической атмосфере и были бы справедливыми. Не надо говорить, что этого хотят и россияне. Миссия У.Кристофера имела, вероятнее всего, двойную задачу: ознакомиться с обстановкой и поддержать Б.Ельцина, т.к. успокоения в стране не видно. Многое связано с предстоящим в январе визитом Б.Клинтона. После октябрьских потрясений, похоже, несколько откроются каналы экономического и финансового сотрудничества. Слова российского премьер-министра о том, что Россия не выступает в роли просителя, прозвучавшие в беседе с американским госсекретарем, относятся скорее всего к области пожеланий. Положение России становится все более зависимым. Конгресс США пока не отменил ограничения в торговле. Помощь России напрямую связывается со степенью продвижения по пути реформ. Но каких?

А.Козырев по-прежнему твердит о партнерстве с Америкой в мировых делах, о союзе старых и новых демократий. Реально оценивая дела, России еще далеко до доступа в "Клуб избранных".

К числу новых внешнеполитических моментов можно отнести формулу Кристофера - "партнерство ради мира". Скрывающееся за ней одновременное ассоциированное членство или сотрудничество России и восточноевропейских стран в НАТО, по замыслам авторов, должно снять тревоги России. Но ведь эта формула опять-таки сводит в одну группу бывшие социалистические страны, т.к. предполагает второсортное членство в НАТО.

Так что после подавления октябрьского "путча", международные позиции России не укрепились. В стране нет внутреннего согласия и мира, и нет пока ни Парламента, ни Конституционного суда. Пройдет еще немало времени, прежде чем после нынешнего политического, экономического и правового хаоса народы России убедятся в том, что свобода и демократия - это действительно путь к процветанию и безопасному будущему. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]