Экономика
Обозреватель - Observer


 

СКОЛЬКО СТОИТ ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ?*


И.КОМАРОВ,
доктор экономических наук

РЕСПУБЛИКИ СРЕДНЕЙ АЗИИ
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ


Важнейшим фактором, определяющим особенности развития среднеазиатских республик на длительную перспективу, является чрезмерно высокий прирост населения, оцениваемый специалистами как демографический взрыв. По расчетам, если не произойдет существенных изменений в демографических процессах, то к 2015 г. численность населения в республиках Средней Азии увеличится на 70-75%, а в Таджикистане - почти на 90 % (по странам СНГ в среднем - на 12-13%).

В предшествующий период, несмотря на значительные усилия, решить проблему занятости населения среднеазиатских республик в полной мере не удалось. В результате доля занятых в домашнем и личном подсобном хозяйстве составляет 17-26%. Это очень высокий показатель даже с учетом особенностей национально-бытового уклада жизни, свидетельствующий о проблемах с трудоустройством. У ровен ь безработицы в регионе минимально оценивается в 4 млн.чел.

Другим важнейшим следствием сложившейся ситуации является гипертрофированное количество занятых в сельском хозяйстве (40%), что также позволяет говорить о скрытой безработице. За 1970-1990 гг. занятость возросла в 1,5 раза, в то время как валовой сбор хлопка увеличился на 7-10%. О том, что занятость населения в сельском хозяйстве среднеазиатских республик явно избыточна, свидетельствуют, в частности, чрезвычайно низкие темпы роста производительности труда - 12% за последние 20 лет против 60% в среднем по экс-СССР.

Сложившуюся ситуацию нельзя объяснить только недостатками планирования и диктатом Центра. Как свидетельствует мировой опыт, аграрное перенаселение, безработица неизбежно сопутствуют демографическому взрыву независимо от социально-политического устройства государства. Напротив, дестабилизирующее влияние демографического взрыва на экономику и его негативное воздействие на уровень жизни населения в республиках Средней Азии сильно смягчались значительными дотациями из союзного бюджета. Достаточно сказать, что специализация республик Средней Азии на производстве хлопка была возможна лишь в составе союзной экономики. Централизованные капитальные вложения на строительство каналов, орошение, создание предприятий по переработке хлопка, развитие всей сопутствующей инфраструктуры позволяли решать здесь главную проблему - занять население. Это потребовало огромных затрат, которые осуществить самостоятельно среднеазиатские республики были не в состоянии. Только в развитие мелиорации, которая проводилась в основном в республиках Средней Азии было вложено за последние 20 лет порядка 160 млрд. долл.

Как известно, положительное сальдо национального дохода в эти годы имели Россия, Беларусь и частично Азербайджан. За счет перераспределения этой части национального дохода, главным образом России, можно было осуществлять крупные дотации среднеазиатским республикам. С начала 70-х гг. Россия выручила за свою нефть 150 млрд. долл. Можно считать, что эти средства и ушли на то, чтобы таджик и узбек, туркмен и киргиз были уверены, что всегда найдут себе рабочее место. Не имея такой помощи, среднеазиатские республики могли бы сравняться сегодня с соседним Афганистаном - одной из самых отсталых стран.

Современный облик красивейших городов мира, сменив унылую картину саманных кварталов средневековья, приобрели Ашгабат и Ташкент, Бишкек и Душанбе, другие города региона, далеко обогнав в развитии прозябающие средние и малые города России, на нужды которых в союзном бюджете средств никогда не находилось. Создать такие центры урбанизации республики не могли за счет хлопка, который не котировался на мировом рынке и поставлялся в страны социалистического Содружества по ценам ниже его себестоимости. Компенсация обеспечивалась опять же союзным бюджетом.

РЕСПУБЛИКИ НА ПУТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ


Преобразование республик в самостоятельные суверенные государства, переход к рыночным отношениям, прекращение дотаций из России, переход к эквивалентному межреспубликанскому обмену не позволяют государствам Средней Азии сохранить достигнутый в прошлом уровень потребления и ставит их в неравные условия развития. Правда, у части из них накоплен мощный производственный потенциал, имеются огромные запасы природных ресурсов.

Например, Туркменистан добывает 84% всей нефти региона, 67% газа. В то же время Таджикистан завозит 80% всех топливных ресурсов, 70% продукции машиностроительной и нефтехимической промышленности. К Узбекистану отошел ранее союзный суперкомплекс по добыче золота, что позволяет добывать, по оценке специалистов, 70 т драгоценного металла в год, не считая других сопутствующих драгоценных компонентов. Открытие достаточно крупного месторождения нефти в Мингбулаке, расположенном вблизи основных нефтеперерабатывающих заводов, позволяет сократить ее поставки из России. Ввод в эксплуатацию новых газохимических комплексов - Шуртанского и Каршинского - обеспечит указанной продукцией весь Среднеазиатский регион.

Такие неравные стартовые условия развития могут вызвать осложнения во взаимоотношениях между населением сопредельных (пограничных) районов. Но главное все же в другом: в силу высокого уровня прироста населения здесь сложился наиболее низкий уровень инвестиционной нагрузки на одного жителя - около половины от среднего по СНГ. На душу населения приходится в два раза меньше основных фондов, чем в среднем по странам Содружества, соответственно производится на душу населения 45% валового общественного продукта и создается 49% национального дохода от среднего по СНГ.

Практика последних лет показывает, что прирост населения на 3% в год без материальной поддержки СНГ сводит на нет все попытки новых властей решить проблемы безработицы,

социальной защиты. Большая часть населения начинает катастрофически нищать. Следовательно, нужны срочные меры по интенсификации производства, которые обеспечат "скачок" в экономике.

Если этого не произойдет, то в недалекой перспективе этот регион могут затронуть большие потрясения: массовая безработица, люмпенизация значительной части трудящихся. На экономические трудности неизбежно наложатся межклановые противоречия. Ситуацией могут воспользоваться силы исламского фундаментализма.

Наиболее остро перечисленные факторы уже проявились в Таджикистане, ресурсно обделенной республике, где экстремистским силам удалось развязать гражданскую войну. Около 400 тыс. ее жителей покинули родину и ушли в Афганистан, Россию, другие сопредельные государства, спасаясь от кровавых межклановых разборок.

Без экономической помощи СНГ прогрессирующее падение жизненного уровня вызовет отрицательное отношение к реформам, к выталкиванию "чужих". В Среднеазиатском регионе жители некоренных национальностей составляют 36%, в т.ч. в Таджикистане - 43%, Кыргызстане - 50%. Страх за свое будущее вынудил покинуть регион около 500 тыс.чел. - представителей некоренных народов, главным образом квалифицированных специалистов.

Международный опыт показывает, что в странах с высоким уровнем прироста населения вслед за вытеснением "пришлых" всегда происходит частичный отток коренных жителей. Это было характерно для Армении, Грузии. Можно ожидать оттока и из Средней Азии, в основном в Россию. Как правило, это наиболее заметная часть населения - видные специалисты, творческая интеллигенция. Отток этой категории еще больше подорвал бы экономику и стабильность в обществе.

Необходимо предпринять самые серьезные меры и со стороны СНГ, чтобы не дать региону упасть в бездну. Упор должен был быть сделан на стабилизацию экономики. Одно из эффективных направлений оздоровления экономики - структурная перестройка хозяйства, его индустриализация за счет преимущественного развития наиболее трудоемких отраслей промышленности, ускоренное создание новых рабочих мест.

Суверенитет открывает на этом пути свои возможности. Он вводит в действие новые факторы, под влиянием которых в перспективе будет видоизменяться производственная и территориальная структура экономики. Так, например, появится экономическая заинтересованность в переработке хлопкового волокна на месте. Кстати говоря, в начале века из 228 хлопчатобумажных заводов великой России 208 находилось в Средней Азии. Все это может привести к перемещению не только хлопчатобумажной, но и швейной, и трикотажной промышленности из старых традиционных мировых центров этих отраслей в районы с более дешевой рабочей силой.

Как свидетельствует мировой опыт, создание крупных текстильных центров в странах с высоким приростом населения способствует решению социальных проблем. Вопрос о целесообразных масштабах производства хлопка в регионе зависит от решения таких вопросов, как эффективность его производства, возможности сбыта, эффективность замены хлопчатника другими сельскохозяйственными культурами и др. Экологический фактор, который в последнее время стал важнейшим аргументом в пользу сокращения посевов хлопчатника в этом регионе, очевидно, потеряет фатальную окраску. Опыт поливного хлопководства свидетельствует, что разумная организация производства не приводит к экологическим кризисам. Можно ожидать, что в перспективе хлопководство по-прежнему будет занимать важное место в экономике региона, тем более что здесь создана для этого серьезная база - в хлопковом комплексе сосредоточено не менее 60% основных производственных фондов региона, водохозяйственные объекты, машиностроение, производство минеральных удобрений, перерабатывающие отрасли легкой и пищевой промышленности. Однако развитие хлопководства необходимо ориентировать не на наращивание его масштабов, а на повышение эффективности.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ


Структура внешних связей названных государств такова, что они очень сильно зависят от поставок извне по самому широкому кругу товаров.

Так, в республиканском потреблении ввоз составляет:

  • черных металлов - более 75%;
  • продуктов химической промышленности - более 50%;
  • машиностроения - 53%;
  • легкой промышленности - 33%;
  • пищевой - 27%.
Ликвидировать этот разрыв за счет интенсивного, а главное, эффективного развития промышленности в ближайшее время не удастся

по многим причинам. В общем объеме потребления более четверти составляет ввезенный продукт. Вывоз не превышает 19% от объема производства, в его составе экспорт занимает всего 16%. Низкие показатели экспорта, несмотря на вывоз в огромных количествах и хлопкового волокна, свидетельствуют, что выпускаемая в республиках продукция неконкурентоспособна. В Россию республики вывозили по явно завышенным ценам (если сравнивать с мировыми) бахчевые культуры, фрукты, овощи, а из России по низким ценам - минерально-сырьевые ресурсы, металл, лес, промышленные товары, мясо.

И все-таки нельзя забывать того что, наряду с выращиванием хлопка, республики Средней Азии являются монополистами в производстве ряда видов промышленной продукции. Регион специализируется на выпуске машин и оборудования для уборки и переработки хлопка, 90% общесоюзного выпуска дефолиантов - химических средств защиты растений, 80% турбинных масел. Здесь сосредоточено все производство ртути в концентратах, ванадиево-алюминиевой лигатуры, металлического бария, а также половина ванадия и рения металлических, более 60% анодных обожженных блоков. 34% уайт-спирта от общего объема производства СНГ. Учитывая дефицитность всей этой продукции, следует ожидать, что в регионе эти направления производства будут развиваться и положительно скажутся на жизненном уровне и занятости.

Исходя из многовекового уклада, влияние вдобавок к этому личных подсобных хозяйств в регионе возрастет еще больше. Объем доходов каждой семьи от личного хозяйства в 2,3-2,5 раза превысит средний уровень по СНГ.

Однако без размещения в регионе новых производств, наиболее трудоемких технологий и процессов по получению готовой продукции для взаимообмена, а также вывоза в другие регионы страны и на экспорт полностью проблему занятости населения решить будет трудно. Исключительно важное значение приобретает углубление производственной кооперации между республиками Средней Азии и особенно с Казахстаном. Объединение усилий поможет в решении жизненно важных региональных проблем, связанных с более эффективным использованием накопленного производственного потенциала, территориальным перераспределением водных, энергетических и сырьевых ресурсов, формированием регионального рынка, совместным освоением прикаспийских территорий.

Интерес Запада к СРЕДНЕЙ АЗИИ

КЫРГЫЗСТАН


Зарубежные компании США рассматривают Кыргызстан как страну с огромными возможностями для инвестиций.

Будучи небольшой страной, Кыргызстан богат природными ресурсами. Он производит 12 млрд. кВт электроэнергии в год и располагает поголовьем в 12 млн. овец.

Кыргызстан в основном сельскохозяйственная страна, но в ней производится и хлопок, и шерсть, и кожа. Основными отраслями промышленности являются металлургия, машиностроение и пищеперсрабатывающая промышленность.

В настоящее время Кыргызстан испытывает большие экономические трудности. По данным Министерства торговли, в 1992 г. производство снизилось на 25%, в основном из-за срывов поставок оборудования и сырья.

Западные фирмы проявляют большой интерес к горнодобывающей и химической промышленности Кыргызстана.

В последнее время Агентство по международному развитию (AMP) активно вовлечено в программу помощи Кыргызстапу в рамках проекта "Надежда", по которому поставлено медикаментов на сумму 1 млн.долл. и установлен госпиталь на 1000 коек.

Активную деятельность в Кыргызстане ведет Всемирный банк. который в первую очередь помогает программе приватизации и развитию частного сектора, а также реформированию финансовой системы.

Соединенные Штаты Америки объявили о намерении пожертвовать Кыргызстану 55 тыс. т пшеницы на сумму 10 млн. долл. (сюда включена и стоимость океанской перевозки). Пожертвование идет по программе помощи нуждающимся странам для поддержки их сельскохозяйственных реформ.

Кыргызстан - одна из пяти республик бывшего СССР, которая будет вести переговоры с Европейским сообществом (ЕС) с целью заключения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. ЕС уже раньше выделило Кыргызстану займ в 32 млн. экю. Этот займ представлял из себя долю республики из общего займа в 1,250 млн. экю, который предназначался бывшему СССР для финансирования импорта продуктов питания, сельскохозяйственной продукции и медицинского снабжения из ЕС и из Центральной и Восточной Европы. Впоследствии этот займ был распределен между странами СНГ и Грузией.

Кыргызстан также получил в 1993 г. помощь от Сообщества в размере 10 млн. экю, которая была оказана в рамках программы TACIS. Помощь, оказанная но этой программе в 1992 г., составила около 9,2 млн. экю.

ТАДЖИКИСТАН


В апреле этого года Таджикистан вступил в Международный валютный фонд (МВФ). Стране выделена квота, определяющая его

подписной капитал, число голосов и доступ к кредитам МВФ - около 57,7 млн. долл.

(По материалам Бюллетеня новостей ЮСИА)


 
 

* Материал продолжает серию публикаций. См. "Обозреватель": № 26(30) - Россия. № 27(31) - Украина. № 28(32) - Беларусь. № 29(33) - Казахстан.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]