Экономика |
Обозреватель - Observer
|
Cтатистика
Уровень инфляции и цены на продовольственные
товары
Центр экономической конъюнктуры при Совете Министров - Правительстве Российской Федерации сообщает, что в октябре:
В ценах, сложившихся в январе 1991 г. в США, стоимость набора - 88,29 долл., или по курсу Центрального банка России: 1179,0 х 88,29 = 104 094 руб. ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ИНФЛЯЦИИ
Инфляция в октябре составила 24,5% и превысила ее значение в предыдущем месяце (в сентябре - 21%) (рис. 3).
На уровень инфляции в октябре оказал значительное влияние переход на свободные цены реализации хлебобулочных изделий, а также существенное повышение тарифов на такие виды платных услуг населению, как проезд в городском и пригородном железнодорожном транспорте, пребывание в санаториях и домах отдыха. За истекший месяц платные услуги населению подорожали на 61%, что является рекордным значением с начала года (за последнюю неделю - на 13,3%). Одинаково подорожали продовольственные и непродовольственные товары - на 21,6%. В октябре дифференциация в уровнях инфляции по отдельным экономическим регионам составила почти 17 процентных пунктов. Наибольший ее уровень зафиксирован в районах Зауралья: в Дальневосточном - 33% (тарифы на платные услуги населению здесь за месяц выросли на 76%, продукты питания подорожали на 34%, а непродовольственные товары - на 24%), в Восточно-Сибирском - 31% и Западно-Сибирском - 29%. Наименьшей в октябре инфляция была в Северо-Кавказском и Северо-Западном районах - 16,9 и 18,7% соответственно. ЦЕНЫ НА ПРОДОВОЛЬСТВИЕ
1. В октябре основные продовольственные товары подорожали на 22%, в том числе за последнюю неделю - на 4%. Значительно возросли (рис. 4, табл. 2) цены на хлебобулочные изделия, которые стали дороже в 1,8 раза (за последнюю неделю - на 15%). В 1,6 раза выросли цены на муку и яйца, в 1,5 раза - на растительное масло. Значительное повышение цен за месяц отмечено на крупяные и макаронные изделия на 36%, на 29% дороже стали фрукты, на 26% - водка. Вместе с тем сахар за октябрь стал дороже на 8%, мясные продукты - на 10%.
Расчет изменения средних потребительских цен по экономическим районам осуществляется по наличию товаров, присутствовавших в продаже в регионе в день регистрации цен. В целом за январь-октябрь текущего года основные продукты питания подорожали в 6 раз (рис. 5), в том числе в наибольшей мере мясные продукты - в 7,4 раза, хлебобулочные изделия - в 7 раз, водка - в 6,1 раза.
2. В октябре отмечалась наибольшая с начала года дифференциация в динамике цен на продукты питания по отдельным экономическим районам - 22 процентных пункта (до этого наибольшее значение было зафиксировано в январе - 18 процентных пунктов). Более всего за месяц продовольствие подорожало в Дальневосточном районе - на 34%. В этом регионе самое значительное увеличение цен на продукты питания отмечалось в Амурской и Камчатской областях - на 56 и 63% соответственно. На 26-28% выросли цены на продовольственные товары в Поволжском, Западно-Сибирском и Восточно-Сибирском районах. В то же время в Северо-Кавказском районе удорожание продуктов питания составило лишь 12%. Изменение цен в Москве в прошедшем месяце было чуть ниже среднероссийского уровня - 20% (с начала года - 4,6 раза). Однако в магазинах столицы к концу месяца более чем в 2 раза подорожало масло растительное, некоторые виды крупяных и макаронных изделий, в 1,7-1,8 раза - хлебобулочные изделия и мука, в 1,6 раза - яйца. 3. В октябре реализация основных продовольственных товаров на 3% превысила уровень сентября. Причем, если на городских и неформальных рынках это увеличение составило 6%, то в организованной торговле - 2%. Следует отметить, что более высокая активность покупателей на рынках, чем в магазинах, отмечалась в течение всего истекшего месяца. В 7 из 11 экономических районов за прошедший месяц продано продовольствия больше, чем в сентябре. Различие в темпах роста реализации продовольствия по отдельным экономическим районам продолжает оставаться достаточно существенным. Если в Восточно-Сибирском районе продажа продуктов питания возросла на 14%, в Северном - на 10%, то в Центрально-Черноземном, Волго-Вятском, Поволжском и Западно-Сибирском районах в течение месяца реализация продовольствия населению несколько сократилась. В целом по России за истекший месяц по 41 из 70 наблюдаемых продовольственных товаров отмечался рост объема продажи. По-прежнему высокими темпами реализуется овощная продукция, объем продажи которой за месяц вырос на 12%, что отчасти является результатом заготовки овощной продукции на зиму. На 4-5% больше, чем месяц назад, было реализовано мясных и молочных продуктов, кондитерских изделий, жиров пищевых. Кроме того, на 9% увеличилась продажа табачных изделий и на 3% - водки. 4. Удорожание продовольствия в магазинах всех видов собственности продолжало значительно опережать их изменение на городских и неформальных рынках и составило за месяц 24% против 13%. Основной причиной различий в темпах изменения цен на продукты питания в октябре явилось повышение их на хлебобулочные изделия и муку, реализация которых в основном производится через организованную торговлю. На городских и неформальных рынках так же, как и в магазинах, значительное повышение цен за месяц отмечалось на яйца - на 55%, масло растительное - на 45%, крупяные и макаронные изделия - на 34 %, фрукты - на 33 %. Однако в целом за период с начала года темпы изменения цен на основные продукты питания в неорганизованной и организованной торговле заметно сблизились. Если на городских и неформальных рынках за прошедшие девять месяцев года цены выросли в 6 раз, то в магазинах всех видов собственности - в 5,9 раза (рис. 6). Более всего за период с начала года на рынках подорожали рыбные и мясные продукты - в 7,5 и 6,2 раза.
В октябре динамика цен на продукты питания в неорганизованной торговле имела существенные различия по отдельным экономическим районам. Однако, несмотря на это, впервые с начала года дифференциация цен на рынках отдельных регионов была менее значительной, чем в магазинах всех видов собственности. Различия в темпах роста цен в неорганизованной торговле составили 14 процентных пунктов против 23 пунктов в магазинах. Существеннее всего продовольствие подорожало на рынках Поволжского района (на 22%). На 19% дороже стали продукты питания в неорганизованной торговле Уральского и Восточно-Сибирского районов. Наименее значительным (на 7,5%) было у в сличение цен на городских и неформальных рынках Центрально-Черноземного района. СТОИМОСТЬ НАБОРА ВАЖНЕЙШИХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ
Стоимость набора 19 важнейших продуктов питания в октябре в среднем по России составила 24,7 тыс. руб. в расчете на месяц и возросла по сравнению с концом предыдущего месяца на 21%, ас декабрем прошлого года - в 5,6 раза. Стоимость этого набора для магазинов (независимо от вида собственности) оценивается в среднем в 24 тыс. руб., а для неорганизованной торговли - в 30 тыс. руб. Превышение стоимости набора в неорганизованной торговле по сравнению с организованной на прошедшей неделе составило 25%. В октябре разрыв между максимальной и минимальной стоимостью набора в различных городах России по сравнению с концом предыдущего месяца увеличился и составил 3,6 раза против 3,3 раза в конце сентября. Среди 11 экономических регионов России в наибольшей мере набор важнейших продуктов питания подорожал в Поволжском районе - на 32%. В Северном и Северо-Кавказском районах изменение стоимости набора было наименьшим и составило 11 и 12% соответственно. В 16 городах из 132 наблюдаемых отмечался прирост стоимости набора более чем на 30%, в том числе в Норильске - на 49%, в Новосибирске - на 47%. Вместе с тем в 18 городах России набор подорожал менее чем на 10%. Самыми дорогими по стоимости набора остаются города Дальневосточного региона: Магадан, Петропавловск-Камчатский, Владивосток. В течение месяца самыми дешевыми были Ульяновск, Чистополь, Орел, Советск. Стоимость набора в Москве по состоянию на 2 ноября была равна 29,6 тыс. руб., превысив на 25% уровень конца сентября, в Санкт-Петербурге - 25,7 тыс. руб. (на 16%). В перечне наблюдаемых городов Москва переместилась на 25 место (в конце сентября - 32), а Санкт-Петербург - соответственно на 43 место (39). Центр экономической конъюнктуры |
|