Экономика
Обозреватель - Observer

Cтатистика
 

Уровень инфляции и цены на продовольственные товары
в октябре 1993 г.



Центр экономической конъюнктуры при Совете Министров - Правительстве Российской Федерации сообщает, что в октябре:

  • общий индекс инфляции (по оперативным данным) составил 124,5%, в том числе за период с 26 октября по 2 ноября - 104,5%, а с начала года - 7,2 раза (рис.1);

  • ежемесячные темпы прироста цен на платные услуги населению практически на протяжении всего периода с начала года продолжали устойчиво опережать их увеличение на продовольственные и непродовольственные товары;
  • рост цен на продукты питания в организованной торговле третий месяц превышает их изменение на городских и неформальных рынках;
  • средняя стоимость набора 19 важнейших продуктов питания в октябре составила в расчете на месяц 24,7 тыс. руб., что на 21% выше, чем в конце сентября (табл. 1, рис. 2);
  • объем продажи продовольственных товаров за месяц увеличился на 3%.

 
В расчете
на месяц
Темпы роста
стоимости набора
в % к
предыдущему месяцу
декабрю 1992 г.
Декабрь 1992 г.
4373
1993 г.
Январь
5356
122
122
Февраль
6449
120
147
Март
7478
116
171
Апрель
8527
114
195
Май
10850
127
248
Июнь
13103
121
300
Июль
16469
126
377
Август
18318
111
419
Сентябрь
20410
111
467
Октябрь
24698
121
565

 
 


В ценах, сложившихся в январе 1991 г. в США, стоимость набора - 88,29 долл., или по курсу Центрального банка России: 1179,0 х 88,29 = 104 094 руб.

ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ИНФЛЯЦИИ


Инфляция в октябре составила 24,5% и превысила ее значение в предыдущем месяце (в сентябре - 21%) (рис. 3).


На уровень инфляции в октябре оказал значительное влияние переход на свободные цены реализации хлебобулочных изделий, а также существенное повышение тарифов на такие виды платных услуг населению, как проезд в городском и пригородном железнодорожном транспорте, пребывание в санаториях и домах отдыха. За истекший месяц платные услуги населению подорожали на 61%, что является рекордным значением с начала года (за последнюю неделю - на 13,3%). Одинаково подорожали продовольственные и непродовольственные товары - на 21,6%.

В октябре дифференциация в уровнях инфляции по отдельным экономическим регионам составила почти 17 процентных пунктов. Наибольший ее уровень зафиксирован в районах Зауралья: в Дальневосточном - 33% (тарифы на платные услуги населению здесь за месяц выросли на 76%, продукты питания подорожали на 34%, а непродовольственные товары - на 24%), в Восточно-Сибирском - 31% и Западно-Сибирском - 29%. Наименьшей в октябре инфляция была в Северо-Кавказском и Северо-Западном районах - 16,9 и 18,7% соответственно.

ЦЕНЫ НА ПРОДОВОЛЬСТВИЕ


1. В октябре основные продовольственные товары подорожали на 22%, в том числе за последнюю неделю - на 4%. Значительно возросли (рис. 4, табл. 2) цены на хлебобулочные изделия, которые стали дороже в 1,8 раза (за последнюю неделю - на 15%). В 1,6 раза выросли цены на муку и яйца, в 1,5 раза - на растительное масло. Значительное повышение цен за месяц отмечено на крупяные и макаронные изделия на 36%, на 29% дороже стали фрукты, на 26% - водка. Вместе с тем сахар за октябрь стал дороже на 8%, мясные продукты - на 10%.

РАЙОНЫ
Сентябрь
5 октября
12 октября
19 октября
26 октября
2 ноября
В целом
за Октябрь
В целом по России
114,7
103,7
103,8
104,2
104,2
104,0
121,6
В том числе:
Северный
116,7
103,1
103,0
104,0
102,8
104,3
118,5
Северо-Западный
110,5
100,7
105,5
102,5
103,0
102,8
115,3
В том числе:
Санкт-Петербург
115,5
102,1
104,1
103,2
103,9
102,6
116,9
Центральный
112,3
102,6
103,2
103,9
105,2
103,6
119,8
В том числе:
Москва
111,1
103,5
103,2
102,9
104,2
104,6
119,7
Волго-Вятский
115,6
104,8
100,0
104,3
103,1
103,3
116,3
Центрально-Черноземный
118,5
102,4
103,5
104,5
102,9
103,6
117,9
Поволжский
121,2
105,2
103,8
102,7
105,5
106,5
126,1
Северо-Кавказский
115,5
102,2
102,5
102,4
101,0
103,2
111,8
Уральский
119,9
104,1
104,4
103,9
104,8
105,5
124,8
Западно-Сибирский
119,0
102,7
105,9
107,1
104,9
103,9
127,0
Восточно-Сибирский
112,9
105,9
108,9
103,7
104,1
102,8
128,0
Дальневосточный
109,4
109,9
103,7
107,4
105,0
104,4
134,2

 
 

Расчет изменения средних потребительских цен по экономическим районам осуществляется по наличию товаров, присутствовавших в продаже в регионе в день регистрации цен.

В целом за январь-октябрь текущего года основные продукты питания подорожали в 6 раз (рис. 5), в том числе в наибольшей мере мясные продукты - в 7,4 раза, хлебобулочные изделия - в 7 раз, водка - в 6,1 раза.


2. В октябре отмечалась наибольшая с начала года дифференциация в динамике цен на продукты питания по отдельным экономическим районам - 22 процентных пункта (до этого наибольшее значение было зафиксировано в январе - 18 процентных пунктов).

Более всего за месяц продовольствие подорожало в Дальневосточном районе - на 34%. В этом регионе самое значительное увеличение цен на продукты питания отмечалось в Амурской и Камчатской областях - на 56 и 63% соответственно. На 26-28% выросли цены на продовольственные товары в Поволжском, Западно-Сибирском и Восточно-Сибирском районах. В то же время в Северо-Кавказском районе удорожание продуктов питания составило лишь 12%.

Изменение цен в Москве в прошедшем месяце было чуть ниже среднероссийского уровня - 20% (с начала года - 4,6 раза). Однако в магазинах столицы к концу месяца более чем в 2 раза подорожало масло растительное, некоторые виды крупяных и макаронных изделий, в 1,7-1,8 раза - хлебобулочные изделия и мука, в 1,6 раза - яйца.

3. В октябре реализация основных продовольственных товаров на 3% превысила уровень сентября. Причем, если на городских и неформальных рынках это увеличение составило 6%, то в организованной торговле - 2%. Следует отметить, что более высокая активность покупателей на рынках, чем в магазинах, отмечалась в течение всего истекшего месяца.

В 7 из 11 экономических районов за прошедший месяц продано продовольствия больше, чем в сентябре. Различие в темпах роста реализации продовольствия по отдельным экономическим районам продолжает оставаться достаточно существенным. Если в Восточно-Сибирском районе продажа продуктов питания возросла на 14%, в Северном - на 10%, то в Центрально-Черноземном, Волго-Вятском, Поволжском и Западно-Сибирском районах в течение месяца реализация продовольствия населению несколько сократилась.

В целом по России за истекший месяц по 41 из 70 наблюдаемых продовольственных товаров отмечался рост объема продажи. По-прежнему высокими темпами реализуется овощная продукция, объем продажи которой за месяц вырос на 12%, что отчасти является результатом заготовки овощной продукции на зиму. На 4-5% больше, чем месяц назад, было реализовано мясных и молочных продуктов, кондитерских изделий, жиров пищевых. Кроме того, на 9% увеличилась продажа табачных изделий и на 3% - водки.

4. Удорожание продовольствия в магазинах всех видов собственности продолжало значительно опережать их изменение на городских и неформальных рынках и составило за месяц 24% против 13%. Основной причиной различий в темпах изменения цен на продукты питания в октябре явилось повышение их на хлебобулочные изделия и муку, реализация которых в основном производится через организованную торговлю. На городских и неформальных рынках так же, как и в магазинах, значительное повышение цен за месяц отмечалось на яйца - на 55%, масло растительное - на 45%, крупяные и макаронные изделия - на 34 %, фрукты - на 33 %.

Однако в целом за период с начала года темпы изменения цен на основные продукты питания в неорганизованной и организованной торговле заметно сблизились. Если на городских и неформальных рынках за прошедшие девять месяцев года цены выросли в 6 раз, то в магазинах всех видов собственности - в 5,9 раза (рис. 6). Более всего за период с начала года на рынках подорожали рыбные и мясные продукты - в 7,5 и 6,2 раза.


В октябре динамика цен на продукты питания в неорганизованной торговле имела существенные различия по отдельным экономическим районам. Однако, несмотря на это, впервые с начала года дифференциация цен на рынках отдельных регионов была менее значительной, чем в магазинах всех видов собственности. Различия в темпах роста цен в неорганизованной торговле составили 14 процентных пунктов против 23 пунктов в магазинах.

Существеннее всего продовольствие подорожало на рынках Поволжского района (на 22%). На 19% дороже стали продукты питания в неорганизованной торговле Уральского и Восточно-Сибирского районов. Наименее значительным (на 7,5%) было у в сличение цен на городских и неформальных рынках Центрально-Черноземного района.

СТОИМОСТЬ НАБОРА ВАЖНЕЙШИХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ


Стоимость набора 19 важнейших продуктов питания в октябре в среднем по России составила 24,7 тыс. руб. в расчете на месяц и возросла по сравнению с концом предыдущего месяца на 21%, ас декабрем прошлого года - в 5,6 раза. Стоимость этого набора для магазинов (независимо от вида собственности) оценивается в среднем в 24 тыс. руб., а для неорганизованной торговли - в 30 тыс. руб. Превышение стоимости набора в неорганизованной торговле по сравнению с организованной на прошедшей неделе составило 25%.

В октябре разрыв между максимальной и минимальной стоимостью набора в различных городах России по сравнению с концом предыдущего месяца увеличился и составил 3,6 раза против 3,3 раза в конце сентября.

Среди 11 экономических регионов России в наибольшей мере набор важнейших продуктов питания подорожал в Поволжском районе - на 32%. В Северном и Северо-Кавказском районах изменение стоимости набора было наименьшим и составило 11 и 12% соответственно.

В 16 городах из 132 наблюдаемых отмечался прирост стоимости набора более чем на 30%, в том числе в Норильске - на 49%, в Новосибирске - на 47%. Вместе с тем в 18 городах России набор подорожал менее чем на 10%.

Самыми дорогими по стоимости набора остаются города Дальневосточного региона: Магадан, Петропавловск-Камчатский, Владивосток. В течение месяца самыми дешевыми были Ульяновск, Чистополь, Орел, Советск.

Стоимость набора в Москве по состоянию на 2 ноября была равна 29,6 тыс. руб., превысив на 25% уровень конца сентября, в Санкт-Петербурге - 25,7 тыс. руб. (на 16%). В перечне наблюдаемых городов Москва переместилась на 25 место (в конце сентября - 32), а Санкт-Петербург - соответственно на 43 место (39).

Центр экономической конъюнктуры

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]