Статьи
Обозреватель - Observer

 

ЯДЕРНЫЕ ДОКТРИНЫ
ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ


И.Желтяков,
полковник
А.Гнидо,
подполковник

          Сегодня ядерное сдерживание постепенно перестает быть универсальным средством предотвращения военных угроз. На безопасность государства, на характер взаимоотношений государств и на состояние международной обстановки в целом все в большей степени оказывает влияние не только оружие, но и весь потенциал страны, все его ресурсы.
          Тем не менее, концепция ядерного сдерживания продолжает оставаться важным компонентом этого более широкого взгляда и сохраняет свое место в структуре стабилизирующих факторов. В силу этого обстоятельства ядерные концепции ведущих зарубежных государств мира и взгляды военно-политического руководства этих стран на будущее ядерного оружия не могут остаться без внимания при рассмотрении проблемы обеспечения международной стабильности и безопасности на современном этапе.

США

          После окончания “холодной войны” произошла трансформация американской стратегии сдерживания.
          Новая ядерная стратегия США предполагает, что, исходя из особенностей новых угроз, могут быть иными средства сдерживания или военного противоборства. А это означает определенный пересмотр роли ядерного оружия в качестве оружия сдерживания.
          По мнению американских экспертов, зависимость безопасности от ядерного оружия может быть понижена, поэтому к концу текущего десятилетия в США должна быть создана новая “триада стратегических сил”, объединяющая возможности как ядерных, так и неядерных вооружений. Это вызвано тем, что США расширили спектр своих вероятных противников для возможного применения ядерного оружия, причислив к ним так называемые “проблемные страны” (КНДР, Иран, Сирию и др.). Для борьбы с такими противниками прежний принцип ядерного сдерживания считается недостаточно эффективным. Военное руководство считает необходимым пополнить арсенал США новыми типами ядерного оружия – повышенной точности и малой мощности.
          Конечная цель – сделать ядерное оружие США реально применимым для решения широкого круга задач. Новые стратегические установки США предусматривают внезапное и упреждающее применение военной силы, в том числе ядерного оружия. Следует отметить, что отдается предпочтение внезапному и упреждающему применению прежде всего неядерных ударных сил для ограничения сопутствующего ущерба и сдерживания эскалации конфликта. Ядерное оружие предполагается применять против целей, способных противостоять неядерным средствам либо в ответ на применение противником оружия массового поражения (ОМП).

Франция

          Ядерная доктрина Франции была ориентирована на “ядерное устрашение (сдерживание)”, но в последнее время также подверглась трансформации.
          Первое заявление, отражающее трансформацию ядерной доктрины, было сделано в выступлении Президента Франции перед руководством Министерства обороны, в котором было предупреждение “некоторым странам, которые слишком усердствуют в разработке собственных видов оружия массового уничтожения”, а существо нового подхода к ядерной политике выражено формулой: “Если эти государства питают в отношении нас враждебные намерения, то их лидеры должны понимать, что могут подвергнуться страшным бедствиям”.
          Также было заявлено, что в соответствии с новой доктриной оборонительное ядерное оружие Франции превратится в “активную угрозу” для ее врагов. То есть, отменено положение прежней стратегической концепции: “ядерным оружием можно ответить только на ядерную угрозу”.
          Более того, Франция оставляет за собой право не только на ответный ядерный удар по стране, откуда исходит угроза применения ОМП, но допускает и превентивные “точечные” удары по объектам военно-политического управления, экономики, местам производства ОМП и базам террористов. В военно-техническом аспекте такая ядерная доктрина должна опираться на обладание ядерным оружием малой и сверхмалой мощности, чтобы избежать больших потерь среди мирного населения.
          Во Франции не скрывают, что ее ядерное оружие будет нацелено на так называемые “проблемные” страны, как их именуют США. Выдвижение новой ядерной доктрины Франции последовало вскоре после пересмотра ядерной политики США.
          Таким образом, модифицированная французская ядерная стратегия, предполагает, как и новая американская стратегическая концепция, возможность применения ядерного оружия против любых стран, обладающих ОМП.

Великобритания

          В Великобритании также произошла определенная трансформация взглядов на обеспечение ядерного сдерживания и возможный характер применения ядерного оружия. Военно-политическое руководство признало возможность ведения “ограниченной” ядерной войны с избирательным применением ядерного оружия.
          Официально заявляется, что Великобритания считает обстоятельства, при которых можно было бы рассматривать возможность применения ядерных вооружений, крайне маловероятными. Тем не менее, основная роль в сдерживании отводится именно ядерным силам.
          Следует отметить положение о том, что теперь сдерживание не ограничивается исключительно ядерным компонентом. Заявляется, что оно должно вестись по широкому спектру, то есть необходимо влиять на правящие режимы отдельных государств, внушающих опасение, организованные группы или даже индивидуумов, демонстрируя готовность применить все необходимые средства для их сдерживания от агрессии против Великобритании и ее союзников. Там же, где это необходимо, военные и иные действия должны быть предприняты для разрушения политических, экономических, военных и технических средств потенциального или реального противника.
          Таким образом, Великобритания стремится повысить свои возможности силового сдерживания и его адаптивность к парированию различных военных угроз за счет оснащения вооруженных сил (ВС) обычными вооружениями, обладающими способностью нанесения мощных высокоточных ударов, при этом опора на ядерное сдерживание продолжает оставаться основой обеспечения военной безопасности страны.
          Можно говорить о том, что взгляды английского руководства на роль ядерного оружия и условия его применения не расходятся с американской позицией.

Китай

          В отличие от других ядерных держав, Китай никогда публично не детализировал свою ядерную доктрину. Но, несмотря на относительно скудную информацию, можно сделать некоторые выводы о ядерной политике Китая.
          Китайская ядерная доктрина является дифференцированной: на глобальном уровне она продолжает опираться на “минимальное сдерживание”, а на региональном уровне базируется на “ограниченном сдерживании”.
          Ядерная политика Китая направлена на обеспечение условий осуществления национальной стратегии развития, целью которой является достижение Китаем к середине ХХI в. статуса “супердержавы”, занимающей доминирующее положение в Азиатско-Тихоокеанском регионе и, как минимум, равной по своему политическому влиянию, экономической и военной мощи другим ведущим державам мира.
          Доктринальные взгляды в КНР на роль ядерного оружия, как следствие концептуальных подходов Китая к оценке современной международной обстановки и перспектив ее развития, выражаются главным образом в концепции “ограниченного ответного ядерного удара”, предусматривающей строительство ограниченных по боевому составу ядерных сил сдерживания. Эти силы должны быть способны посредством создания угрозы нанесения вероятному противнику значительного ущерба заставить его отказаться от применения ядерного оружия против Китая.

Индия

          На развитие ядерной программы Индии повлияли заявления руководства Пакистана об обладании ядерным оружием, а также оказываемое США давление на Индию, чтобы она отказалась от испытаний ядерных и ракетных вооружений. Ее ядерная политика основывалась на “минимальном ядерном сдерживании”. Предусматривается “максимально убедительное минимальное сдерживание”, основанное на способности “нанесения ответного ядерного удара, неприемлемого для агрессора”, для чего необходимы “достаточные”, могущие выжить и нанести ответный удар ядерные силы.
          Индия не применит ядерное оружие первой. Оно будет применено только в ответ на ядерное нападение (или нападение с применением ОМП) на страну или ее вооруженные силы, где бы то ни было. Возможность ответного удара обеспечивается мобильностью и распределением ядерных средств, а также достаточной избыточностью их состава.
          Индийское руководство не считает ядерное оружие средством ведения войны, а только средством сдерживания. Индия придерживается моратория на проведение ядерных испытаний и привержена идее всеобщего и полного ядерного разоружения.
          Практические шаги в реализации существующих ядерных концепций Индии в современных условиях направлены на обеспечение надежного ядерного сдерживания и способности к адекватному возмездию, если сдерживание окажется неэффективным.

Пакистан

          Формирование ядерной программы Пакистана происходило в условиях продолжительной военной конфронтации с Индией.
          Необходимо отметить, что после заявления о ядерном статусе не последовало никаких официальных представлений пакистанской ядерной доктрины. Единственное положение, которое выдвигается пакистанским руководством – это антииндийская направленность ядерной программы.
          О возможных доктринальных взглядах на роль ядерного оружия можно судить по высказываниям лиц, занимавших ранее высокие государственные посты. Военно-политическое руководство Пакистана считает, что ядерное оружие должно служить сдерживанию вероятного противника, а не решению боевых задач, поэтому Паки- стан применит ядерное оружие в случае угрозы своему суверенитету. 
          Вместе с тем, имеются свидетельства того, что не исключается и нанесение ядерных ударов первыми, то есть возможна доктринальная установка на “стратегию первого удара”.

Израиль

          Израиль не подтверждает и не опровергает, что он обладает ядерным оружием.
          Однако на основании анализа действий руководства страны, подготовки вооруженных сил (ВВС Израиля) можно предположить, что у Израиля есть ядерное оружие и израильская ядерная политика основывается на следующих принципах.
          1. Ядерный арсенал предназначен, в первую очередь, для сдерживания, но не исключена возможность применения ядерного оружия израильскими ВС в ходе военных действий первыми.
          2. В случае применения ОМП по Израилю или, если в ходе военного конфликта с применением обычного оружия возникнет угроза существованию страны, то Израиль, наиболее вероятно, применит свое ядерное оружие.
          3. Без кардинального изменения военно-стратегической обстановки в мире Израиль будет сохранять ситуацию двусмысленности (отрицая официально обладание ядерным оружием и одновременно продолжая формировать у мирового сообщества уверенность в его наличии).
          Таким образом, анализ ядерных концепций зарубежных государств позволяет сделать следующий вывод: ядерное оружие в обозримом будущем будет продолжать играть важную, если не важнейшую, роль в формировании военно-политической обстановки в мире.
 
 

Примечания

          1 Савельев А. Новый смысл взаимного ядерного сдерживания // Ядерный контроль. 2003. № 1.
          2 Краснов А. Эволюция стратегии “ядерного сдерживания” США // Зарубежное военное обозрение. 2002. № 11.
          3 Обзор состояния и перспектив ядерных сил США // Зарубежное военное обозрение. 2002. № 11.
          4 Братерский М. Ядерные государства “второй волны” // Обозреватель–Observer. 2003. № 3. 

 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]