В СТОРОНУ АНДЕГРАУНДА
О русском граффити
И.Абель,
куратор выставки “Граффомания”
Граффити, как
экстремальный вид молодежного творчества, явление молодежной субкультуры
практически неистребимо. Надписи и рисунки, выполненные в технике граффити,
снова и снова появляются на стенах домов, на технических постройках, гаражах
и заборах любого рода, вплоть до тех, что ограждают перегоны метро, выходящие
на поверхность.
В словарях разного
рода “граффити” (с ударением на второй слог, что так и не прижилось пока
в русском языке) обозначаются, как надписи бытового содержания, рисунки
на стенах домов и даже на сосудах. Однако, очевидно, что подобные определения
давно устарели, поскольку греческая вазопись, надписи в римских городах
и современные граффити – все же не одно и тоже. Хотя, несомненно, некая
взаимосвязанность между одним и другим все же существует. Причем, достаточно
четкая и легко прослеживаемая.
Понятие граффити
можно воспринимать очень широко. И тогда под него могут попасть не только
культовые изображения, при всей осторожности упоминания их в таком контексте
и агитационно-пропагандистские лозунги и рисунки, бывшие не одно десятилетие
образцами идеологического воспитания в СССР. Да и “Герника” Пикассо, как
и значительные по масштабу фрески Сикейроса разве не есть то же, что и
рисунки профессиональных американских художников и любителей на станциях
метро или на брандмауэрах? И там, и там речь идет ведь о признанном искусстве.
Так почему же
нужно и можно говорить о феномене граффити, буме граффити в современной,
постперестроечной, независимой России?
Достаточно для
примера взять столичный мегаполис, где надписи и рисунки подобного рода
можно встретить как на окраинах города, месте, традиционном для граффити
вообще, так и в центре, что, наверное, является чисто российской новацией
в данном виде изобразительной деятельности. В Москве результаты ее буквально
на каждом шагу окружают горожан, будучи постоянно действующей (с перерывами
на благоустройство и подготовку к праздникам и выборам) выставкой под открытым
небом.
Методично помешать
экспонированию произведению граффити, в принципе, невозможно, поскольку
на закрашенном представителями городских служб месте появляются все новые
и новые произведения. И попытки как-то цивилизовать это начинание, благодаря
выделению каких-то уголков столицы под это самодеятельное творчество, как
и использование непрофессиональных художников для окультуривания визуального
технических построек, вроде бойлерных, ощутимого эффекта все-таки не дают.
При этом граффити в Москве стало так много, что рисунки и надписи, выполненные
на всем, что попадается под руку их авторам, аэрографом или с помощью баллончиков
с красками, постоянно бросаются в глаза, поражая, удивляя, настораживая
непроизвольных зрителей этого своеобразного вернисажа.
Было бы неверным
считать, что ничего такого в России прежде не было. Достаточно вспомнить
надписи и рисунки сексуального содержания, автографы на деревьях и на стенах
музеев, что давало неплохой заработок записным фельетонистам, карикатуристам
и специалистам по нравственному воспитанию. Тогда подобные художественные
экзерсисы воспринимались как мелкое хулиганство. А теперь по отношению
к граффити как бы не выработано общественного отношения: вроде хулиганство
и поэтому за порчу городского имущества должно последовать административное
наказание, но, вместе с тем, подростки ведь что-то рисуют, как-то украшают
унылый вид домов на городских окраинах, да и свои ведь дети рисуют, и соседские.
Так что бороться с граффити поэтому как-то и не с руки.
Если сравнивать
то, что выцарапывалось всюду в прежнее время, и то, что появляется теперь,
ощутимы заметные различия. Раньше можно было говорить о бескультурье, проявлении
задавленного эго или либидо, даже о протесте против идеологических штампов
и машинальности жизни. Вероятно, нечто подобное есть и теперь в подоплеке
тех, кто занимается граффити. Правда, протестный потенциал, если не иметь
в виду единичных надписей шовинистического и аполитического характера,
все же достаточно низок. Важнее здесь жажда самовыражения, которая для
кого-то невозможна или неприемлема по каким-то причинам в другом виде.
Главное – это первостепенное желание обратить на себя внимание, заявить
о себе, о своем присутствии в городе, в жизни взрослых, которым, может
быть, не до подростковых проблем.
При сравнении
отечественных граффити с зарубежными аналогами видно, что собственно рисунков,
как таковых, среди них в количественном отношении мало. Рисунки, то есть
направление райт, – это удел тех, для кого рисование граффити стало и образом
жизни, близкой в чем-то к богемной, и способом зарабатывания денег, поскольку
хорошо выполненные настенные рисунки востребованы в декоре молодежных клубов,
парков культуры и отдыха.
Обычно в городской
суете можно встретить образцы другого направления граффити – бомбинга.
Суть его, как
легко вычитывается из названия, состоит в том, чтобы зарисовать, “убить”
как можно больше стен домов, обозначив свою территорию.
За этим стоит
игра, потребность в экстремальных ощущениях (некоторые рисунки делаются
на межэтажных пространствах и с риском для здоровья и жизни), переживание
собственного перформанса. При том, что для непосвященных произведения эти
анонимны дважды: и потому, что надписи делаются на английском языке, и
потому, что законченная работа подписывается авторским значком или является
также названием группы, и потому, что творчество не заканчивается никогда
– рядом с одной надписью появляется другая. И так почти до бесконечности.
Визуальное воздействие
– обратить внимание – здесь самоценно. Поэтому граффити занимают только
те стены, которые видны прохожим и водителям, что для последних тоже не
так уж и безопасно, поскольку отвлекает от ситуации на дороге.
К слову об английском
языке. В использовании чужого языка в российских граффити соединяются и
амбициозность, и все та же анонимность. Вроде бы и свое, но все же и чужое
и есть претензия на соотнесенность с мировым уровнем и давней традицией.
В СССР и в России
движение хиппи не получило такого влияния, как на западе. Мода на граффити,
в традиционном понимании данного термина, пришла к нам с заметным опозданием.
Так, в Америке и в Европе произведения мастеров граффити изучаются и украшают
музеи, а у нас еще только формируется позиция восприятия граффити. По сути,
можно говорить в этой связи о подготовительном периоде или этапе, когда
вырабатывается собственный язык, школы и направления обнаруживают себя
еще спонтанно и не слишком организованно, хотя есть площадки, где рисуют
граффити, устраивают фестивали с помощью и без помощи городских властей.
Скорее всего,
граффити в России началось как вид творческой деятельности с “перестройки”,
когда открылись возможности неформализованного получения информации, в
том числе и из Интернета, что, наверное, как и возможность туристических
поездок за границу, имело все же решающее значение.
Следовательно,
граффити уже стало нормой жизни в России, формой самовыражения неформальных
групп молодежи, заработком, образом жизни, но и мифом. Связано это и с
тем, что пока занятие граффити в России есть в некотором роде имитация
творчества, и с тем, что не совсем ясно властям и родителям подростков,
как же относиться к граффити – как к хулиганству или как к искусству, ведь
и то и другое почти на равных присутствует в практике групп, которые в
вечерние часы и в ночное время под действием каких-то допингов или без
них выходят из домов, чтобы создать нечто стереотипное и вторичное по сравнению
с зарубежными образцами.
Понятно, что
в граффити что-то делается в измененном сознании, что заметно и по местам
расположения граффити, и по содержанию картинок. В здравом уме человек
вряд ли полезет по пожарной внешней лестнице дома на пятый этаж или еще
выше, да и не станет рисовать героев мультиков, зверей и птиц так, что
они похожи на отпечаток параноидальных глюков, на то, что иногда рисуют
больные в специализированных клиниках. И их картинки нередко выставляются,
но все же распространение их ограничено стенами лечебных заведений и не
дает о себе знать так повсеместно, как граффити в Москве, например.
Слова и фразы
повисают в белизне, как в пустоте. Они адресованы всем и никому одновременно.
Иногда они написаны, как пропись, иногда закрашены, как картина, иногда
похожи на рисунки, выдавая, как технику письма, так и сугубо возрастные
проблемы их авторов.
Само использование
баллончиков с краской, как и время, когда делаются граффити, естественно,
накладывают на исполнение их свой отпечаток.
Сначала рисуется,
обводится контур, а потом быстро он закрашивается до предела. Надпись и
рисунок надо, действительно, выполнить быстро, чтобы не было неприятностей
у ее создателя. От этого и некоторая торопливость письма, что одновременно
и достоинство, и недостаток. Здесь заметны и настроение, и вкусы, и навык.
Другое дело,
что колорит граффити в Москве холоден, что наряду с размытостью изображения,
сближающего граффити с акварелью, есть отличительная черта этих художественных,
с оговорками, произведений.
Буквы иногда
пишутся, как римское письмо, отдельно и печатно, а иногда сливаются друг
с другом, что может свидетельствовать и о все том же желании спрятаться
от авторства, и особом возрасте подростков, когда сексуальные проблемы
слишком дают о себе знать. И в этом смысле, как по способу нанесения, так
и по внешней выразительности граффити в столице чаще всего эротично. Это
и вызов общепринятым установкам, вызов культурным ценностям за счет подмены
подлинного копиями и не с самого удачного оригинала. В некотором роде в
этом же есть элемент инициации, вхождения в свою группу, в свои возрастные
проблемы, утверждение своей самодостаточности и самостоятельности таким
вот избыточным способом.
Надо сказать,
что занятие граффити – отнюдь не дешевое удовольствие, если иметь в виду
стоимость баллончиков и их расходование на одну надпись или на один рисунок.
По сути, это и проведение досуга в неурочное время, возможность доказать
себе и другим, что молодежная тусовка может быть не только в клубах и на
танцполах.
Кроме всего
прочего, граффити есть знаковое явление. Оно свидетельствует о неблагополучии
в обществе, о том, что подросткам не хватает заботы родителей и общества,
о том, что им далека нарождающаяся идеология.
Но граффити
можно интерпретировать и как предупреждение.
Тогда такие
надписи приобретают и зловещий оттенок, что напоминает о бунте молодых
в 60-х годах прошлого века и совсем недавних европейских событиях, которые
поставили горожан в тупик.
И, если пока,
речь идет о попытке подобным образом пометить свою территорию, чтобы другие
знали, кто здесь хозяин, то в дальнейшем все может быть не так однозначно,
ведь бывают же стычки между представителями различных групп рисующих граффити.
А это, в свою очередь, может стать одной из неожиданных причин для розни,
одним из поводов нарушения порядка в городе.
Таким образом,
создание граффити есть и проба сил в антиобщественном поведении, попытка
приучить горожан к такому вот способу самовыражения. Причем, само сосуществование
последних в контексте граффити можно рассматривать как деморализующий фактор,
то, что провоцирует агрессию и депрессию, зомбируя частотой бытования и
примитивности изображения как общественное, так и индивидуальное сознание.
Получается,
что массовость распространения граффити в Москве (а значит, и в других
городах России, для которых столица и в этом качестве может служить образцом)
не столь уж безобидна, если иметь в виду не только мимолетные последствия
воздействия граффити на психику, но и долгосрочные последствия на сознание,
как создателей граффити, так и случайных потребителей такого рода изобразительной
деятельности.
Несомненно,
что у таких надписей и рисунков есть и некоторый сакральный смысл, ведь
для адептов граффити они заменяют не только государственную идеологию,
но и являются подменой религиозного чувства, находя постоянное подтверждение
в нанесении текстов и изображений на разного рода городские поверхности.
Это и ночные бдения, и специфический обряд подготовки к очередной полуночной
акции, и экстатическое чувство удовлетворения от законченной работы, и
преданность этой форме досуга.
Конечно, мастеров
граффити, в общем-то, не так уж и много, а время занятий этим ограничено,
как правило, несколькими годами, после чего, навыки подобного рисования
передаются практически, так сказать, на импровизированных мастер-классах
следующим поколениям молодых людей. А это, в свою очередь свидетельствует
и о непрерывности традиции, и о том, что она живуча и втягивает в ряды
своих продолжателей все новых и новых неофитов.
И, по аналогии
со священными текстами, можно задать чуть ли ни риторический вопрос: до
какой степени одиночества и растерянности надо дойти, как потеряться надо
в своих сомнениях и поисках себя, чтобы вот так писать что-то чужое во
всех отношениях всюду, где это получается?
Получается что-то
вроде массового психоза, игры по чужим правилам и без надежды на победу.
Можно здесь вспомнить, к слову, сюжеты из газет и выпусков телевизионных
новостей прошлых лет, когда рассказывали, что зарубежные художники ради
ежедневного заработка вынуждены что-то свое или заемное рисовать, сидя
на асфальте цветными мелками. Там утешало, что уличные художники копировали
шедевры мирового уровня, что говорило и о их образованности, и о таланте.
Те, кто в России
пишут и рисуют граффити, повторяют то, что в других странах давно и напрочь
пройдено или почти забыто. Да и мастерства тут особого нет, как и желания
заработать себе на жизнь, если иметь в виду большинство тех, кто с некоей
претензией называет себя граффитчиками, что не совсем правильно и не слишком
благозвучно, хотя и намекает на знание ремесла. Понятно, что граффити в
России – все же далеки от НЛП или эффекта 25 кадра. Но, при этом, они остаются
в сознании человека как повод для беспокойства, как раздражающий момент.
Конечно, любую
несанкционированную надпись можно замазать обычной краской и на время возникнет
иллюзия порядка и благообразности.
Но надписи обязательно
появятся опять, будучи фактом осеннего, летнего или весеннего обострения
заболевания, показывая наглядно, что данное общество не совсем здорово
и что нужны какие-то меры для того, чтобы оно могло выработать иммунитет
к граффити.
|