Деловая книга РАУ
Обозреватель - Observer


 

ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ



Главные задачи военной политики России: предотвращение войны и сохранение мира; обеспечение военной безопасности - национальной, региональной, международной, а также интересов, престижа России. Использование военных средств предполагается лишь в том случае, когда недостаточными и неэффективными становятся невоенные средства. В случае, если России будет навязана война, то главной задачей военной политики станет защита суверенитета и территориальной целостности своего и союзных государств, а с началом войны - отражение агрессии.

Военная политика призвана оказывать воздействие на военно-политические отношения в мире (отдельных регионах) с тем, чтобы они не ущемляли интересы Российского государства, способствовали международной безопасности, формированию ненасильственного мира и успешному решению Россией своих внутренних задач.

Интересы, которые лежат в основе военной политики России, заключаются в обеспечении государственного суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности границ Российской Федерации, интеграции России в мировую экономическую систему и ее стабильного развития как демократического, правового государства; в утверждении в мировом сообществе отношений сотрудничества и партнерства со всеми странами, среди которых Россия должна занимать достойное место как великая держава; в необходимости обеспечить защиту внешних интересов военными средствами; в обеспечении личной неприкосновенности и безопасности человека, его прав и свобод и на этой основе - безопасности общества и государства; в демилитаризации государства, общества, политики и массового сознания.

Важнейшим принципом военной политики России является обязательное ее соответствие целям и принципам Устава ООН, Хельсинкским соглашениям 1975 и 1992 годов, другим международным соглашениям и договоренностям (Парижская хартия 1990 г. и др.).

В сложившейся военно-политической обстановке Россия с пониманием и уважением относится к интересам всех других государств. В частности, признает право стран СНГ на создание своих Вооруженных Сил.

Война пока не исключена из международных и межгосударственных отношений. Не стал необратимым процесс перехода к всеобщей безопасности, продолжают сохраняться различия социальных систем в государствах мира и их острые противоречия. Возможно обострение конфликтов между объектами международных отношений в регионах, находящихся вблизи границ России и других стран СНГ.

Наряду с этим существуют и внутренние причины военной опасности: нестабильность экономических, социально-политических, национально-этнических, религиозных процессов, происходящих в России и других странах СНГ. Наличие сил крайней националистической ориентации, террористических групп и формирований, организованной преступности уже привели к ряду вооруженных конфликтов на территории государств, входивших в СССР, в которых применяется военная сила в больших масштабах.

В соответствии с обязательством Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ОВСЕ) от 19 ноября 1990 года государства-участники провели переговоры о дополнительных мерах укрепления безопасности и стабильности в Европе и об ограничении численности личного состава своих вооруженных сил в районе применения Договора ОВСЕ.

Итоговый акт переговоров о численности личного состава обычных вооруженных сил в Европе от 29 июня 1992 года предусматривает ограничение размещенного на суше личного состава, проходящего службу в сухопутных войсках, ВВС, ПВО, формированиях и частях центрального подчинения, ВМФ, который имеет на вооружении танки, бронемашины, артиллерию. Ограничение произойдет таким образом, что через 40 месяцев после вступления Договора ОВСЕ в силу суммарная численность личного состава не превысит следующих уровней:
 

Азербайджан - данные уточняются

Армения - данные уточняются

Беларусь - 100000

Бельгия - 70000

Болгария - 104000

Венгрия - 100000

ФРГ - 345000

Греция - 158621

Грузия - данные уточняются

Дания - 39000

Исландия - 0

Испания - 300000

Италия - 315000

Казахстан - 0

Канада - 10660

Люксембург - 900

Молдова - данные уточняются

Нидерланды - 80000

Норвегия - 32000

Польша - 234000

Португалия - 75000

Российская Федерация - 1450000

Румыния - 230000

Великобритания - 260000

США - 250000

Украина - 450000

Турция - 530000

Франция - 325000

Чехо-Словакия - 140000

Государство, намеревающееся увеличить численность личного состава, представляет уведомление об этом всем остальным государствам. Новый уровень вступит в силу через 42 дня после уведомления, если ни одно государство-участник не выдвинет возражения против пересмотра уровня.

Если выдвигается возражение, то любое государство-участник может обратиться с просьбой о созыве чрезвычайной конференции, которая рассмотрит изменение уровня численности и примет решение.

Максимальные уровни обычных вооружений и военной техники для государств СНГ в совокупности не превысят предельные уровни, установленные для СССР Договором об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 года (боевые танки - 13150, боевые бронемашины - 20000, артиллерия - 13175, боевые самолеты - 5150, ударные вертолеты - 1500).

Государства - участники СНГ ограничивают размещенные на суше в пределах района применения обычные вооружения и военную технику таким образом, чтобы через 40 месяцев после вступления в силу Договора об обычных вооруженных силах в Европе суммарное число их не превышало определенные уровни.

Кроме того, Россия может иметь в районе применения Договора не более 300, а Украина - не более 100 самолетов морской авиации постоянного наземного базирования.

Россия выполняет также все обязательства по Договору в отношении войск, обычных вооружений и военной техники, размещенных на территориях Латвии, Литвы, Польши, ФРГ, Эстонии и подлежащих выводу на территорию России.

Данное Соглашение достигнуто в г. Ташкенте 15 мая 1992 г. между республиками Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Россия, Молдова, Украина, Грузия.

Среди опубликованных данных имеются обобщенные оценки, согласно которым России принадлежало главенствующее положение в оборонном потенциале бывшего СССР:

    - доля России в производственных мощностях оборонной промышленности оценивается величиной порядка 80%;

    - доля России в объеме "военной науки" (по численности кадров, объему и стоимости оборудования, затратам на НИОКР военного назначения) составляет около 90%.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]