Деловая книга РАУ
Обозреватель - Observer


 

Экономика Российской Федерации



Промышленно-экономический потенциал России - один из крупнейших в мире.

Из количественно-качественных характеристик государств, образовавшихся на территории бывшего СССР, следуют некоторые принципиально важные положения:

    - Россия по размерам территории в 3 с лишним раза крупнее остальных 14 государств - бывших республик СССР, вместе взятых; более того, занимая около 1/8 земной суши, по этому показателю она унаследовала от СССР первенство в списке крупнейших государств мира.

    - Россия может быть оценена как самая богатая среди других бывших республик - ныне членов СНГ по такому важнейшему показателю, как ВНП и национальное богатство на душу населения (лишь не вошедшие в СНГ Литва, Латвия, Эстония имеют более высокие показатели).

    - Население бывшего СССР распределилось таким образом, что более половины его населения проживает в России, а остальные - в других независимых государствах.

    - В добыче основных видов сырья, в производстве основных видов промышленной продукции доля России составляет от 55 до 100% по отношению к СССР.

Предварительные итоги 1992 г. показывают, что общеэкономический спад, продолжающийся с 1989 г., усилился как в России, так и во всех странах СНГ.

Российская Федерация делится на 11 экономических районов, которые исторически сложились в процессе территориального разделения труда и отличаются своеобразием экономико-географического положения, природными и социально-экономическими условиями, специализацией и комплексностью хозяйства.

В отраслевой структуре промышленности России львиная доля инвестиций в течение многих лет приходилась на топливно-энергетический и военно-промышленные комплексы, а также добывающие отрасли.

Средний износ промышленно-производственных основных фондов составляет 45%.

Созданный достаточно мощный промышленно-производственный потенциал характеризуется неравномерным размещением по территории: основные районы добычи минерально-сырьевых ресурсов сосредоточены в малоосвоенных и удаленных северных и восточных районах, а перерабатывающие отрасли - в Европейской части.

Так, Европейская зона располагает более 85% мощностей машиностроения, около 90% черной металлургии и свыше 70% промышленности строительных материалов.

Агропромышленный комплекс Российской Федерации является важнейшей составной частью экономики страны, на долю которого приходится около 1/3 произведенного национального дохода.

Общая площадь сельхозугодий составляет 214 млн.га. Численность занятых в сельскохозяйственном производстве - 10 млн.чел., или 7% от общей численности населения России.

Наибольшее развитие получило животноводство, на долю которого приходится около 63% товарной продукции агропромышленного комплекса. В настоящее время в России производится свыше 89 млн.т. зерна, 24 млн.т. сахарной свеклы, 34 млн.т. картофеля и т.д.

В Российской Федерации, согласно сообщению Госкомстата РФ, в соответствии с решениями об аграрной реформе в первом полугодии 1992 г. прошли перерегистрацию 8,4 тысячи колхозов и совхозов, что составляет примерно треть общего их числа. Коллективы 3,7 тысячи хозяйств (44% перерегистрированных) приняли решение о сохранении статуса своего предприятия.

К 1 октября 1992 г. число крестьянских (фермерских) хозяйств в России достигло 149 тысяч (со средним размером одного участка 42 га.), увеличившись по сравнению с началом 1992 г. более чем в 3,2 раза.

Строительный комплекс Российской Федерации обеспечен собственным строительным сырьем, имеет индустриальную базу по производству высококачественных строительных материалов. Но в настоящее время усиление негативных процессов в экономике страны и в инвестиционной сфере привело к сокращению ввода в действие новых промышленно-производственных фондов, увеличению сверхнормативного объема незавершенного строительства.

Предварительные итоги 1992 г. говорят о резко обострившемся инвестиционном кризисе. Инвестиционный спрос был подавлен настолько, что уже в начале года капиталовложения в экономику сократились примерно в два раза. Нарушение традиционных механизмов финансирования инвестиционной сферы и многократное обесценивание воспроизводственных фондов предприятий не позволили им даже в минимальном объеме финансировать свои инвестиционные проекты, но несмотря на это фронт строительства расширился, что привело к увеличению на 10% (по сравнению с 1991 г.) числа одновременно строящихся объектов.

Из-за необеспеченности строительного производства материально-техническими и финансовыми ресурсами расширение фронта строительства означает удлинения его сроков и приводит к дальнейшему замораживанию средств в незавершенном строительстве.

Транспортный комплекс России представлен всеми видами транспорта, обладает насыщенной сетью автомобильных и железнодорожных коммуникаций, особенно в Европейской зоне. Значительное развитие получили авиа-, судоходный и трубопроводный транспорт. Все крупные города, обеспечивающие авиаперевозку пассажиров, имеют таможенные пункты.

Рекреационые и туристские ресурсы представлены 30 природными заповедниками общей площадью около 5 млн.га, большим количеством разнообразных природно-климатических зон с охотой и рыбной ловлей, историко-архитектурными заповедниками, такими как архитектурные ансамбли Москвы, Санкт-Петербург, "Золотого кольца России" и др.

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ


Сложившаяся на потребительском рынке ситуация определяется прежде всего общими проблемами развития экономики, диспропорциями макроэкономического характера, неподготовленностью и непоследовательностью проведения мер по переходу к рыночным отношениям. Своевременно не были созданы реальные экономические, финансовые, политические и правовые основы, обеспечивающие стабильное функционирование экономики в новых хозяйственных условиях. По оценкам специалистов, в 1992 году валовой внутренний продукт и производство промышленной продукции сократились на 20-22%, денежные доходы населения возросли при этом в 7,4 раза, а цены на товары - в 12-13 раз.

Оптовые цены на продукцию промышленности по сравнению с предыдущим годом повысились в 14 раз. Определяющее влияние на рост затрат и цен на сельхозпродукцию оказывают отпускные цены на потребляемые сельхозпредприятиями материально-технические ресурсы. В 1992 году они повысились в среднем в 12 раз.

В первом полугодии 1992 года индекс физического объема товарооборота по сравнению с соответствующим периодом 1991 года составлял 55%, а во втором - около 70%.

Сокращение физического объема товарооборота произошло как из-за спада производства, резкого сокращения государственных закупок по импорту, уменьшения покупательского спроса, а также из-за хронического товарного дефицита.

Закупки товаров за рубежом новыми коммерческими структурами не могут изменить общую ситуацию на потребительском рынке, так как объемы этих закупок невелики и касаются, главным образом, изделий престижного ассортимента.

Разрыв между ростом доходов и товарных ресурсов способствовал постоянному повышению уровня розничных цен, которое в целом за 1992 год (по сравнению с 1991 годом) составило 12,3 раза. С учетом более быстрого роста цен на услуги и другие виды расходов индекс инфляции повысился в 1992 году в 16-17 раз, а уровень реальных доходов населения снизился более чем в 2 раза.

На состояние и развитие потребительского рынка существенное влияние оказывают также низкие темпы приватизации в торговой отрасли, создание новых коммерческих структур и каналов товародвижения.

Серьезно влияет на общее состояние торговли товарами народного потребления так называемый "черный рынок", или продажа товаров "с рук", лотков, открытых прилавков и т.п.

Массовый характер такой торговли серьезно усиливает расстройство денежного обращения из-за отсутствия надежного контроля и учета доходов "черного рынка".

Развитие потребительского рынка России в целом в 1992 году проявилось в резком снижении спроса населения из-за значительного опережения роста розничных цен по сравнению с денежными доходами. Следствием этого явилось снижение покупательной способности населения почти в 1,7 раза и замедление реализации многих видов товаров народного потребления, в том числе товаров массового спроса и первой необходимости.

Производство товаров народного потребления уменьшилось в 1992 году против 1991 года в сопоставимых ценах на 18%. Объем поставки их в торговлю снизился в среднем примерно на 30-35%, розничный товарооборот в сопоставимых ценах сократился почти на 40%.

Ситуация на продовольственном рынке в 1992 году определялась, с одной стороны, либерализацией цен, которые за год возросли, по оценке, в 12 раз, и, с другой стороны, усиливающимся спадом сельскохозяйственного производства. В 1991 году его объем сократился на 5%, а в 1992 году, по расчетам специалистов, уменьшится еще на 12%. Особенно тяжелое положение с животноводческой продукцией, главным образом вследствие роста цен на зерно и корма, что привело к свертыванию производства в этой отрасли.

В 1992 году в хозяйствах всех категорий произведено мяса 12 млн. тонн по сравнению с 14,5 млн. тонн в 1991 году, молока - 43 и 52 млн. тонн соответственно и яиц - 41 и 47 млрд. шт. Ожидаемые государственные закупки скота и птицы составят 6,4 млн. тонн, или 71% к уровню 1991 года, молока - 26 млн. тонн (76%), яиц - 23 млрд.шт. (76%).

Поставка мясных и молочных продуктов, кондитерских изделий для продажи населению уменьшилась примерно наполовину, маргарина, сахара, жиров пищевых топленых - на треть. В 3 раза сократились государственные поставки чая, плодоовощных консервов, безалкогольных напитков. Продажа картофеля и овощей населению, по данным на 1 ноября 1992 г., уменьшилась на 27% и 39% соответственно по сравнению с показателями на ту же дату 1991 года, фруктов и ягод - на 55%, бахчевых - более чем в 3 раза.

Сократился объем импорта продовольственных товаров: по свежемороженому мясу за 9 месяцев по сравнению с тем же периодом 1991 года - на 29%, мясу птицы - на 45%, картофелю - в 2,8 раза, цитрусовым - в 5,8 раза, яблокам - на 39%, кофе - в 2,5 раза, чаю - в 2,7 раза, сахару - на 15%. Ухудшилась структура питания населения: увеличилась доля хлебных продуктов, яиц, маргарина; резко сократилась доля таких ценных продуктов, как мясо, молоко, овощи, фрукты. По расчетам Госкомстата Российской Федерации, в январе-сентябре 1992 года по сравнению с тем же периодом 1991 года среднедушевой уровень потребления мяса и мясопродуктов сократился на 12%, молока и молочных продуктов - на 18%, рыбы и рыбопродуктов - на 19%, овощей и бахчевых - на 7%, фруктов - на 30%. В то же время потребление картофеля, хлебопродуктов и яиц увеличилось на 4-5%.

Ежемесячный индекс розничных цен на продовольственные товары повысился 108% в июле до 115% в августе и 125-135% в сентябре-декабре.

К наиболее существенным факторам, влияющим на развитие рынка непродовольственных товаров, в 1992 году относятся следующие:

    - усиление спада отечественного производства и уменьшение импортных поставок тканей, одежды и обуви;

    - неотлаженный механизм новых хозяйственных связей межотраслевых и межрегиональных, в условиях перехода от государственно-административной к рыночной экономике;

    - неуклонный рост цен на все товары и, как следствие этого, изменение объема и структуры спроса населения.

Наметившаяся еще в 1989 - 1990 гг. тенденция к сокращению производства в легкой промышленности в 1992 г. резко усилилась по всем товарным группам, особенно одежде и обуви для детей: выпуск тканей составил 57-67% от уровня 1990 г., трикотажных изделий - 58% (в т.ч. для детей - 41%), обуви - 57% (в т.ч. для детей - 44%).

Основные причины падения производства - неудовлетворительное материально-техническое и сырьевое обеспечение промышленных предприятий, ухудшение их финансового положения, а также существующий достаточно высокий уровень монополизма в отрасли.

Негативно влияет на формирование товарных ресурсов уменьшение импортных поставок тканей, одежды и обуви, а также завоза из других республик бывшего СССР. За 9 месяцев года было закуплено по импорту хлопчатобумажных тканей - 36 млн.метров (на 14% меньше, чем в январе-сентябре 1991 г.), текстильной одежды - на 580 млн.долл. (на 11% меньше), трикотажной одежды - на 400 млн.долл. (на 25% меньше), кожаной обуви - 34 млн.пар (на 7% меньше). Из других республик бывшего СССР в Россию за 9 месяцев было завезено тканей, одежды и обуви на 5 млрд.руб. меньше, чем предусмотрено протоколами соглашений, трикотажной одежды недополучено 31 млн. шт., чулочно-носочных изделий - 40 млн.пар, кожаной обуви - 6,4 млн.пар.

Физические объемы продажи по всем товарным группам резко сократились. В 1992 году по сравнению с 1990 годом объемы продажи хлопчатобумажных тканей и чулочно-носочных изделий уменьшились в 5 раз, шелковых тканей, швейных и трикотажных изделий - в 3-4 раза, шерстяных тканей и обуви - в 2 раза.

В наиболее сложных условиях в течение всего 1992 г. развивался рынок детской одежды и обуви. Темпы падения производства детских товаров и темпы роста розничных цен на них превышали аналогичные показатели по товарам для взрослых.

Конъюнктура рынка товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения складывалась в условиях сохраняющейся монополизации производства, снижения уровня обеспеченности торговли товарными ресурсами, постоянно растущих цен, снижения общей покупательной способности населения и усиления ее дифференциации по отдельным группам.

В 1992 году по сравнению с 1990 годом выпуск радиоприемных устройств сократился в Российской Федерации почти на 30%, телевизоров, магнитофонов, холодильников, стиральных машин - на 20-23% и т.д.

Основные причины снижения выпуска продукции - это нарушения в поставках сырья, материалов, комплектующих изделий из-за неразберихи в финансовых расчетах, взаимозадолженности платежей, разрыв многолетних хозяйственных связей и договорных отношений. По этим же причинам, а также из-за отсутствия инвестиционных вложений нет соответствующей отдачи от конверсионных предприятий, которым необходимы новые материалы, технологии и оборудование.

Положение усугубляется высоким уровнем монополизма в машиностроительных отраслях производства, задействованных на выпуск товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, значительным объемом экспортных поставок этих товаров, невыполнением договорных обязательств в рамках СНГ, а также преимущественным вывозом бытовой радиоэлектроники, электротехники и других хозяйственных товаров за пределы России в неорганизованном порядке (по бартерным, биржевым, коммерческим, торговым сделкам, отдельными гражданами). Розничные цены в коммерческих магазинах и магазинах государственной торговли практически тождественны.

В январе 1993 года цены в среднем по России выросли на 26%. Однако по основным продуктам питания их рост (с начала года по 2 февраля) составил 33%. Следует отметить, что ежемесячное увеличение цен выше 25% отмечается уже 4 месяца подряд.

Динамика роста цен в январе месяце резко дифференцирована по экономическим районам. Наибольший рост отмечен в Центральном и Волго-Вятском районах - на 35% и 31%, а в Москве стабильно высокие еженедельные темпы прироста цен (9,9%, 14,6%, 9,3% и 7,1%.)

За три недели февраля набор из 19 основных продуктов питания подорожал еще на 18%, а в целом с начала года - на 48%.

В создавшихся условиях можно лишь указать на некоторые тенденции развития потребительского рынка.

С определенной уверенностью можно сказать, что этот процесс в Российской Федерации в 1993 г. будет зависеть прежде всего от складывающихся макроэкономических пропорций. При этом предполагается, что:

    - продолжится общий спад в экономике главным образом из-за отсутствия действенных стимулов и условий для расширения промышленного и сельскохозяйственного производства;

    - не произойдет существенных структурных изменений в сторону увеличения доли выпуска товаров народного потребления, более того, в начале года она может даже несколько сократиться;

    - сохранится монополизм в сфере производства и реализации товаров народного потребления, что по-прежнему будет способствовать дальнейшему росту розничных цен.

С учетом этого валовой внутренний продукт и объем промышленного производства сократятся против 1992 г. на 5-10%, денежные доходы вырастут в 10-13 раз, индекс инфляции составит 11-14 раз, а реальные доходы населения сократятся на 5-10%.

Динамика макроэкономических пропорций, а следовательно, и состояние потребительского рынка в 1993 г. будут определяться характером экономической политики правительства. Реальных предпосылок для создания эффективных рыночных отношений пока не существует, поэтому сохранится рост розничных цен на товары народного потребления, которые, по оценке специалистов, в 1993 г. будут выше цен 1991 г. более чем в 120 раз.

В начале 1993 г. ситуация на рынке продуктов питания останется крайне напряженной. Сохранятся предпосылки для дальнейшего роста цен, расширится практика перекупки товаров и перекачивания их из государственного сектора в частную торговлю, где цены выше, чем в госторговле. По-прежнему острыми будут проблемы качества продуктов питания и их ассортимента. Беднее станет рацион питания.

Наиболее дефицитными продуктами останутся масло сливочное и растительное, молочные, рыбные продукты, чай, кофе, фрукты. Дефицит алкогольных напитков в начале 1993 г. станет еще более ощутимым.

На рынке тканей, одежды и обуви следует ожидать осложнения конъюнктуры из-за отсутствия действенных стимулов для расширения производства, сохраняющегося монополизма и диктата производителей, роста цен на энергоносители, сырье, материалы и т.д. Отсутствие эффективно действующих рыночных отношений создаст предпосылки для дальнейшего повышения розничных цен на товары независимо от складывающихся соотношений между спросом и предложением. Если сохранится тенденция опережающего роста цен по сравнению с повышением денежных доходов, можно ожидать сокращения физического объема спроса населения, снижения уровня потребления.

Спрос населения становится предельно конкретным, строго избирательным, а потребление более экономным. Поэтому при производстве и сбыте продукции необходимо строго ориентироваться на определенные сегменты рынка, на спрос конкретных групп потребителей с учетом пола и возраста, социального статуса и степени платежеспособности.

Острой проблемой по-прежнему останется удовлетворение спроса на одежду и обувь для детей. Специфика формирования и функционирования детского гардероба в отличие от взрослого заключается в большем его объеме и разнообразии, а также в более частой замене изношенных изделий. Несмотря на высокие цены на детские товары, в семьях с различным уровнем денежных доходов в первую очередь будут приобретаться одежда и обувь для детей.

Тенденции рынка товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения в 1993 г., вероятнее всего, будут следующими:

    - сокращение производства большинства товаров по-прежнему продолжится с той или иной степенью интенсивности по различным товарным группам;

    - основным источником товарного предложения останутся ресурсы государственной и кооперативной торговли, а ресурсы коммерческой торговли не будут играть существенной роли в удовлетворении спроса населения;

    - предложение культбытхозтоваров не обеспечит полностью и без того скромные потребности населения;

    - существенного сокращения перебоев в торговле, как и абсолютного насыщения рынка товарами этой группы, не произойдет;

    - продолжится рост цен на товары, поскольку ценообразующие факторы (недостаток сырья и комплектующих, повышение цен на топливно-энергетические ресурсы, низкая производительность труда и т.п.) в ближайшие полгода вряд ли изменятся.

В 1993 г., как и в 1992, население будет стремиться по возможности сохранить сложившийся уровень потребления продуктов питания за счет сокращения покупок непродовольственных товаров.

Указаннные процессы найдут отражение в изменении структуры спроса и товарооборота: доля расходов на продукты питания (без алкогольных напитков) повысится в общем объеме товарооборота до 55% против 38% в 1991 г. и 50% в 1992 г., а непродовольственных - сократится до 35% против 52% и 39% соответственно.

Социально-экономическая pефоpма 1991-1992 гг. пpоводилась по следующим основным напpавлениям:

    - Приватизация во всех областях народного хозяйства. которая должна сформировать широкий слой собственников и рынок ценных бумаг в виде акций, сертификатов и т.п.
      Государственная программа приватизации на 1992 г. предполагала, что к концу года будет приватизированно по 60% предприятий различной торговли и службы быта и 50% предприятий общественного питания.

      По состоянию на 1 декабря 1992 г. приватизировано предприятий:

      разничной торговли - 14,5 тыс. (8,5%), общественного питания - 4 тыс. (2,9%), службы быта - 9,1 тыс. (7,2%).

      Идет акционирование крупных промышленных предприятий.

    - Создание законодательной и нормативной базы, а также инфраструктуры для перехода к рыночным отношениям. Принимаемые законодательные акты и нормативные документы направлены на создание новых предприятий, в том числе совместных и полностью с иностранным капиталом, а также способствуют развитию рыночной инфраструктуры в виде банков, бирж, инвестиционных фондов и т.п.

    - Структурная перестройка ведущих отраслей народного хозяйства и промышленности по демилитаризации экономики в рамках государственной программы "Конверсия", а также повышение доли отраслей, производящих товары народного потребления

    - Формирование предпосылок для интегрирования экономики страны с экономикой мирового сообщества за счет обмена новыми технологиями, создания свободных экономических зон, агрополисов, технопарков, районов ускоренного развития.

Одним из результатов реформы явилось то, что в России четко обозначились группы территорий с относительно низким и относительно высоким уровнями номинальных доходов населения. Разрыв между ними достаточно больной, и он возник из-за разницы в устойчивости региональной экономики, изменений в отраслевой структуре спроса на продукцию при ярко выраженной территориальной специализации, неравномерности спада производства, разной степени ущерба от разрыва хозяйственных связей с предприятиями других территорий.

В таблице 6 показано отношение номинальных доходов населения к стоимости минимального набора из 19 основных продуктов питания.

С учетом опыта реформы в 1992 г. предполагается внести определенные коррективы, а именно, в 1993г Пpавительство пpедполагает:

    - наряду с развитием горизонтальных связей восстановить четкую вертикаль управления экономикой как в центре, так и на местах;

    - проводить с Центральным Банком России умеренно жесткую антиинфляционную кредитно-денежную политику и осуществлять целевую политику в кредитовании и налогообложении на льготных условиях приоритетных направлений развития народного хозяйства, отдельных предприятий и производств;

    - взять под контроль государства кредитную эмиссию; распределение средств проводить исходя из интересов приоритетов структурной политики, стабилизации экономики.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]