Деловая книга РАУ
Обозреватель - Observer


 

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН



Дальневосточный экономический район занимает территорию 6,2 млн. кв.км; численность населения - 8,1 млн. чел.; плотность населения самая низкая в России - 1,3 чел. на 1 кв.км; омывается водами Тихого океана.

В состав этого региона входят Хабаровский и Приморский края, Республика Саха(Якутия), Амурская, Сахалинская, Камчатская и Магаданская области.

Тип климата - среднеконтинентальный, средние температуры: января - 25 град. С, июля + 17 град. С, годовая сумма осадков - 350-700 мм.

Из общей земельной площади района 621,6 млн. га лес занимает 280,6 млн. га или 45%, (преимущественно леса хвойных пород); запасы древесины составляют 21260 млн. куб. м, или 26,6% запасов древесины России.

Лесные ресурсы практически не лимитируют объемов лесозаготовок, но их освоение связано со значительными затратами; биологические ресурсы в двухсотмильной морской зоне оцениваются в 25,8 млн.т, в т.ч. 23 млн.т - рыбные. В районе значительны запасы промысловых зверей, особенно пушных, а также ягод, грибов, лекарственных растений.

В регионе имеются значительные разрабатываемые месторождения угля, железных, полиметаллических руд, нефти, природного газа. Разведаны месторождения оловянных, медных, ртутных, марганцевых и апатитовых руд, торфа и поваренной соли.

Район специализируется на поставках алмазов, золота, олова, вольфрама, ртути, висмута, плавикового шпата, цинка, свинца.

Несмотря на такие уникальные природные богатства район имеет неэффективную, слабо диверсифицированную отраслевую структуру экономики с неразвитой производственной инфраструктурой.

Основные технико-экономические показатели отраслей промышленности* района приведены в таблице:
 
Отрасли промышленности
Количество предприятий, единиц
Среднеспи-сочная численность пром. персонала, тыс. чел.
Структура товарной продукции,
%
Средне годовые ППОФ**,
млн.руб.
Износ
ПОФ ),о/ /О
Электроэнергетика
1308
52,3
6,8
7495,0
30,5
Топливная промышленность
67
54,3
9,5
3075
40,6
Металлургия
45
80,4
20,1
4197,2
37,1
Машиностроение и металлообра-ботка
1921
282,9
30,6
5099,0
38,5
Химическая и нефтехимическая промышленность
33
15,5
2,9
604
46,5
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промыш-ленность
2934
122,7
12,6
2349
40,9
Промышленность строительных материалов
1032
72,7
11,0
2598
31,9
Легкая промышленность
354
74,0
6,5
401
31,7 .
Итого
7694
754,8
100
25818,2

Износ фондов в среднем по району 35,9%. *  Без пищевой и прочих отраслей промышленности.
**  ППОФ - промышленно-производственные основные фонды.

Отраслевая структура промышленности характеризуется высокой долей добывающих отраслей. Обрабатывающие отрасли промышленности представлены следующими основными видами и объемами продукции:

    Бумага - 215,5 тыс.т (Хабаровский край, Амурская и Сахалинская области)

    Картон - 240,6 тыс.т (Хабаровский край, Сахалинская область)

    Сборные железнобетонные конструкции и изделия - 309,5 тыс. т. (Камчатская и Магаданская области)

    Кирпич строительный - 864 млн.шт. условного кирпича (Приморский и Хабаровский края, Амурская область)

    Цемент - 4873 тыс.т (Приморский край и Республика Саха (Якутия)

    Обувь - 171,5 тыс.пар - Магаданская и Сахалинская области.

Район занимает ведущее место в России по добыче алмазов, золота, олова, борного сырья, рыбы и морепродуктов, производству соевых бобов и вывозке древесины.

В перспективе район сохранит свои позиции основного поставщика драгоценных и редких полезных ископаемых; обещающим направлением является создание производств по глубокой химико-механической переработке древесины; по выработке рыбной продукции с увеличением доли изделий высокого качества; по более высокой степени переработки лесной продукции на экспорт.

Уровень развития строительного комплекса региона невысок. Объем незавершенного строительства значительно превышает среднереспубликанский. Район постоянно испытывает дефицит в основных строительных материалах, объем производства которых в настоящее время составляет:

    Цемент - 4873 тыс. тонн

    Шифер - 296 млн. усл. плиток

    Строительное стекло в натуральном исчислении - 8232 тыс. кв. м

    Сборный железобетон - 4660 тыс. куб. м

    Нерудные строительные материалы - 49120 тыс. куб.м

    Конструкции и изделия из алюминия и алюминиевых сплавов - 5454 т

    Пиломатериалы - 5415 тыс. куб. м

    Деревянные дома заводского изготовления - 482 тыс. кв. м общей площади.

Проблема района - недостаточное обеспечение современной строительной техникой.

Сельское хозяйство занимает незначительное место в экономике региона.

Основная отрасль сельского хозяйства - животноводство; в настоящее время производится 351 тыс. т мяса, 1570 тыс. т молока, 2260 млн. шт. яиц, что недостаточно для района. Наиболее острая проблема - укрепление кормовой базы.

В растениеводстве самообеспеченность района по зерну составила 29%, овощам - 52%.

Перспективным в сельскохозяйственном производстве является выращивание сои, риса, дальнейшее развитие пчеловодства, изготовление медикаментов из растительного и животного сырья - в южных районах Дальнего Востока; заготовка промысловой и звероводческой пушнины, оленьего мяса, рыбы и рыбопродуктов - в северных областях региона.

Фермерские хозяйства в регионе имеют средний размер земельного участка 25 га.

Территория Дальнего Востока в транспортном отношении освоена неравномерно.

Основными видами транспорта являются железнодорожный и морской. Основу железнодорожной сети составляет Главная Сибирская магистраль, проходящая в направлении Владивостока, от которой отходят ветки к портам залива Петра Великого, в направлении южного Сихоте-Алиня, Приханкайской низменности и др. В Камчатской и Магаданской областях железнодорожная сеть отсутствует.

Общереспубликанское значение имеют морские порты: Владивосток, Находка, Посьет; Ванино, который связан паромным сообщением с Сахалином, Николаевск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский, Усть-Камчатск, Магадан, Александровск, Корсаков, Невельск, Тикси, Ольга, Рудная Пристань, обеспечивающие в основном переработку каботажных грузов.

Воздушные перевозки осуществляются через аэропорты городов: Артем, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Петропавловск-Камчатский, Певек, Анадырь, Магадан, Южно-Сахалинск, Якутск, Тикси, Мирный, Чакурдак.

Внутренние водные пути, протяженность которых составляет 21600 км, позволяют не только осуществлять речные перевозки в пределах региона, но и перевозки по схеме "река-море", а также в условиях разреженной сети наземных транспортных коммуникаций связать глубинные и периферийные районы с магистральными сетями. Крупные реки региона Амур, Колыма, Зея, Анадырь, Бурея, Уссури, Камчатка, Лена, Вилюй, Алдан, Яна, Индигирка, Витим судоходны 120-180 дней в году.

Таможни имеются в городах: Хабаровск (аэропорт), Комсомольск-на-Амуре (аэропорт), Владивосток (морской порт и аэропорт), Находка (морской порт), Холмск (морской порт), Якутск (аэропорт).

Обеспеченность региона предприятиями связи находится на низком уровне, что сдерживает привлечение сюда иностранного капитала.

Создание зон свободного предпринимательства на Сахалине, Европейской АО и в районе Находки - важная форма активизации участия Дальнего Востока в международном разделении труда. Находкинская зона специализируется на добыче и глубокой переработке биоресурсов океана, леса, лекарственных растений, стройматериалов, судоремонте, отдельных видах машиностроительных производств.

Главной целью создания свободной экономической зоны на Сахалине является реализация проектов освоения крупных газовых месторождений на континентальном шельфе о.Сахалин с последующей химической переработкой и интенсивного искусственного рыборазведения тихоокеанских лососей на реках острова.

Район обладает высоким рекреационным и туристким потенциалом. Уникальные природные объекты Камчатки и Курил с озерами, горячими и холодными источниками имеют большую притягательную силу для туристов.

Резюме: Дальневосточный экономический район располагает богатейшим природно-ресурсным потенциалом: запасами угля, нефти, алмазов, золота, олова, вольфрама, ртути, висмута, плавикового шпата, цинка, свинца, древесины, даров леса, промысловых зверей, который используется незначительно.

Перспективны металлургическая переработка цветных металлов; добыча и переработка рыбы и морепродуктов; глубокая химическая и механическая переработка древесины; развитие мебельной промышленности; создание конечных металлургических переделов; иностранный туризм за счет создания совместных туристических компаний. Целесообразно создать сеть гостиниц, кемпингов, егерских угодий на Камчатке, в Южном Приморье, на Амуре. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]