Деловая книга РАУ
Обозреватель - Observer


 

Таможенные правила и процедуры


Таможенные пошлины


С 1 января 1993 г. в России введены новые ставки экспортного тарифа. Перечень отдельные товаров, подлежащих обложению экспортными пошлинами при их вывозе с территории России, указан в Приказе Государственного таможенного комитета (ГТК) РФ от 11 декабря 1992 г. № 603 (Приложение). Согласно этому Перечню, ставки экспортной пошлины исчисляются в экю за 1 тонну или в процентах от таможенной стоимости вывозимого из России товара. В соответствии с Указом Президента от 14 июня 1992 г. № 629 (пункт 3) при вывозе товаров в рамках товарообменных (бартерных) операций размер экспортной пошлины увеличивается на 50%.

Товары, которые не поименованы в Приказе ГТК № 603 и дополнениях и изменениях к нему (приказами от 16.02.93 г. № 59 и от 23.02.93 г. № 68), экспортными таможенными пошлинами не облагаются.

Ставки действующего в настоящее время в России Временного импортного таможенного тарифа указаны в Приказе ГТК РФ от 21 августа 1992 г, № 367.

Таможенные пошлины уплачиваются до или в момент предъявления таможенным органам декларации. В исключительных случаях может быть предоставлена отсрочка уплаты таможенной пошлины. Отсрочка возможна на срок не более 60 дней и только под залог имущества или под гарантию уполномоченного банка.

Плата за проведение таможенные процедур при экспорте или импорте товаров установлена в размере 0,15% от таможенной стоимости товара и уплачивается в рублях, если контракт рублевый.

При контракте, заключенном в конвертируемой валюте, плата за проведение таможенных процедур составляет 0,1% в рублях и 0,05% в валюте (конвертируемой).

Таможенные импортные пошлины


Базовая ставка импортных пошлин применяется к товарам из тех стран, которые пользуются режимом наибольшего благоприятствования, т.е. стран, с которыми Россия заключила торговые договоры и соглашения, предусматривающие взаимный режим наибольшего благоприятствования. Перечень этих стран (всего - 120) указан в Приказе Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 21 августа 1992 г. № 367.

Базовые ставки, уменьшенные в два раза, применяются к товарам, происходящим из развивающихся стран. Эти страны (всего - 101) поименованы в Приложении № 5 указанного приказа. Многие из стран, поименованные в Приложении № 6, вошли в перечень Приложения № 5. Таким образом, к товарам, импортируемым из этих стран, применяются ставки таможенного тарифа, уменьшенные вдвое против базовых при условии подтверждения страны происхождения товара, при предъявлении сертификата происхождения по соответствующей форме.

Освобождены от обложения импортными пошлинами товары, происходящие из наименее развитых стран (47 стран). Они перечислены в Приложении № 4 указанного приказа (предоставление сертификата по установленной форме обязательно). Освобождены от взимания импортных таможенных пошлин товары, указанные в приложениях № 2 и № 3.

На товары, ввозимые на территорию РФ по контрактам, заключенным до 14 августа 1992 г., распространяется порядок взимания импортного тарифа, указанный в Приказе ГТК РФ от 24 июня 1992 г. № 219; после 14 августа 1992 г. действует порядок, установленный Приказом от 21 августа 1992г. № 367.

К товарам из стран, не включенным в указанные перечни, применяются ставки импортной пошлины, увеличенные вдвое против базовой.

В соответствии с Приказом № 367, ряд товаров освобожден от взимания импортных таможенных пошлин при ввозе их на территорию РФ. Это, например, печатная продукция, детская одежда, медицинское оборудование и аппаратура, некоторые виды технологического оборудования. Кроме того, освобождены от обложения импортными пошлинами ввозимые в Россию продовольственные товары, медикаменты и сырье для их производства.

Перечень и номенклатура товаров, освобожденных от взимания импортных таможенных пошлин, приведены в Приложениях № 2 и № 3 к Приказу ГТК РФ № 367 от 21 августа 1992 г.

По всем видам акцизных товаров разработана дифференцированная шкала взимания налога в зависимости от вида товара от 5 до 90%. Наибольшие ставки: спирт - 90%, водка - 80%, джин - 75%, шампанское - 47,5%, вино - 46,5%, сигареты - 50%, одежда из натуральной кожи - 35%, легковые автомобили - 25% и др. Акциз начисляется от таможенной стоимости.

Импортную пошлину нужно платить вне зависимости от срока заключения контракта. Ее избегнут импортеры из Беларуси, Украины, Азербайджана, Армении, Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Туркменистана. А при ввозе товаров из Латвии, Литвы, Эстонии, Грузии, Молдовы и Таджикистана импортная пошлина увеличилась в 2 раза. Эти страны не подписали с Россией торговые договоры.

Таможенные экспортные пошлины


С 1 января 1993 г. в России введены новые ставки экспортного тарифа. Перечень отдельных товаров, подлежащих обложению экспортными пошлинами при их вывозе с территории России, указан в Приложении к Приказу Государственного таможенного комитета РФ от 11 декабря 1992 г. № 603. Согласно этому Приложению, экспортными пошлинами облагается вывоз продовольствия, минерального сырья и топлива, черных и цветных металлов, химикатов, лесных и целлюлозно-бумажных товаров, драгоценных металлов и камней, кожевенного и текстильного сырья, авиатехники, оружия - всего 53 товарные группы.

В зависимости от вида экспортируемых товаров ставки пошлин устанавливаются или в экю (от 1 до 80.000 экю) за 1 т вывозимой продукции, или в процентах от ее таможенной стоимости (от 5 до 70%). Ставки пошлин в процентах установлены на экспорт продовольствия, драгоценных металлов и камней, авиатехники и оружия, отдельных видов органических соединений, фармацевтических товаров, каучука, печатной продукции, текстильных товаров.

В соответствии с Указом Президента РФ от 14 июня 1992г., при вывозе товаров в рамках товарообменных (бартерных) операций размер экспортной пошлины увеличивается на 50%.

Налог на добавленную стоимость и акцизы при импорте


Налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы до последнего времени взимались только с товаров, обращающихся во внутреннем товарообороте, и не распространялись на внешнеэкономические операции.

В соответствии с установленным законодательством порядком, Государственный таможенный комитет (ГТК) Российской Федерации совместно с Государственной налоговой службой Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов утвердил Инструкцию о порядке применения налога на добавленную стоимость и акцизов в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации и вывозимых с территории Российской Федерации (Приказы ГТК Российской Федерации от 30 января 1993 г. № 49).

Инструкцией предусмотрено взимание с 1 феврая 1993 г. налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов при импорте товаров. Те товары, которые облагаются внутри страны по ставке НДС в размере 10 процентов, освобождаются от уплаты налога при импорте. Группа некоторых социально значимых товаров: молоко и молочные продукты, мед натуральный, кофе, чай, сахар и кондитерские изделия из сахара, мясо и пищевые мясные субпродукты, продукция мукомольной промышленности, фармацевтические продукты и антибиотики, дезинфицирующие средства, изделия, применяемые в хирургических, медицинских и гигиенических целях, а также верхняя одежда мужская, женская и детская (включая детскую форму), трикотажные изделия, отдельные виды обуви и мебели,- не облагается пошлиной.

При исчислении НДС в налогооблагаемую базу попадает стоимость товара, импортная таможенная пошлина и акцизы, если товар подакцизный. Со всей этой суммы и берется 20 процентов налога на добавленную стоимость.

Исчисление налога на акцизы по товарам, ввозимым на территорию России, производится по ставкам, установленным для отечественных товаров по формуле С и А.100, где С - таможенная стоимость, А - ставка акциза.

Предусмотрен также порядок обложения импортируемых товаров налогом на добавленную стоимость и акцизов при различных таможенных режимах (реимпорт товаров, транзит, реэкспорт, ввоз товаров на таможенные склады, операции с давальческим сырьем, временный ввоз и временный вывоз товаров, ввоз товаров на свободные таможенные склады).

Инструкция предусматривает возможность предоставления отсрочки уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов на срок до 30 дней с даты принятия грузовой таможенной декларации к таможенному оформлению. Для получения такой отсрочки декларанту необходимо представить в таможенный орган гарантийное письмо уполномоченного банка либо оформить договор залога.

При исчислении величины акциза и НДС величина таможенной стоимости и пошлины берется в рублях.

Таможенная стоимость определяется в порядке, установленном постановлением Правительства России № 856 от 5 ноября 1992 г. Таможенную стоимость заявляет и документально подтверждает декларант.

Налоги на добавленную стоимость и акцизы не распространяются на товары, перевозимые по территории государств СНГ.

Определение таможенной стоимости импортных товаров


С 1 января 1993 г. (постановление Правительства РФ от 5 ноября 1992 г. № 856 "Об утверждении порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ") действует порядок определения таможенной стоимости ввозимых на территорию России товаров, базирующийся на общих принципах системы таможенной оценки Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ).

Введение его в практику таможенного контроля будет осуществляться поэтапно.

В настоящее время он распространяется на отдельные виды подакцизных товаров: некоторые виды рыб и рыбопродуктов, посуды и фарфора. фаянса и изделия из хрусталя, а также произведения искусства и антиквариат, по которым заполняется декларация таможенной стоимости по форме, установленной ГТК РФ. На остальные виды товаров пока распространяется старый порядок определения ТС, установленный в ст.14 Закона о таможенном тарифе СССР и Приказом от 3.12.1992 г. № 577.

Постепенно, по мере создания необходимой информационно-экономической базы данный порядок будет распространяться на другие виды товаров.

Таможенная стоимость определяется декларантом, и им же заполняется декларация таможенной стоимости. Если стоимость партии товаров по указанной номенклатуре не превышает сумму, эквивалентную 5000 долларов США, декларация таможенной стоимости (ДТС) не заполняется. Но если заявленная стоимость товаров, не вошедших в указанную номенклатуру, значительно отклоняется от сложившегося уровня цен, то таможенный орган вправе потребовать от декларанта заполнения ДТС в соответствии с постановлением от 5 ноября 1992 г. № 856.

Определение таможенной стоимости производится последовательным применением следующих методов оценки:

    - по цене сделки с ввозимыми товарами;

    - по цене сделки с идентичными товарами;

    - по цене сделки с однородными товарами;

    - вычитания стоимости;

    - сложения стоимости;

    - резервного метода.

Решение о правильности метода оценки принимается таможенными органами Российской Федерации, производящими оформление груза. Заявляемая таможенная стоимость и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой, объективной и документально подтвержденной информации. При отсутствии такой информации таможенные органы вправе использовать ценовую информацию по аналогичным товарам (в том числе содержащуюся в каталогах торговых фирм и иных справочниках) с соответствующей корректировкой.

В том случае, если декларант не представляет таможне необходимые документы и информацию, таможенный орган вправе принять решение о невозможности использования выбранного декларантом метода оценки и самостоятельно определить таможенную стоимость товаров.

Если декларант не согласен с решением таможенного органа, он может обжаловать его в вышестоящем таможенном органе в десятидневный срок с момента получения решения.

Функции таможенного брокера


До принятия Таможенного кодекса, где вводится термин "таможенный брокер", официально такой вид деятельности не существует. 

Однако Российский союз таможенных брокеров (РСТБ) зарегистрирован в конце 1992 г. в г. Ростове-на-Дону как акционерное общество закрытого типа РСТБ "Тагма". Учредителями союза стали предприятия, отделившиеся от региональных таможенных управлений - "Донтерминал" (Ростов-на-Дону), "Ярославльтерминал", "Находкатерминал", "Воронежтерминал", "Санкт-Петербургтерминал", "Архангельсктерминал", входившие в состав бывшего Всесоюзного внешнеэкономического объединения "Внештерминалкомплекс".

В проекте положения о таможенных брокерах последние определяются как юридические лица, получившие лицензию на совершение любых операций по таможенному оформлению и таможенному контролю перемещаемых через границу грузов, выполнение посреднических (агентских) функций в юридической защите, транспортировке грузов, аренде складов и т.п.

Система сертификации качества товаров в России


Госстандартом России с 1992 г. ведутся интенсивные работы по созданию Российской национальной системы сертификации продукции на соответствие международным рекомендациям ИСО/МЭК, ИСО/КАСКА и стандартам ЕН.

В середине 1992 г. в России принят первый Закон Российской Федерации "О защите прав потребителя", в котором на правовом уровне регламентируются требования к качеству, контролю качества и сертификации продукции. В соответствии с Законом "О защите прав потребителя", обязательной сертификацией по соблюдению требований безопасности занимаются семь ведомств, в частности, Министерство медицинской промышленности (сертификация лекарственных препаратов), Министерство архитектуры и строительства (соблюдение строительных норм), Госатомнадзор, Авиарегистр и другие. Сфера Госстандарта - товары, с которыми рядовой потребитель встречается повседневно: автомототехника и электробытовая аппаратура, сельскохозяйственная и пищевая продукция, одежда, обувь, моющие средства и т.д.

В своей работе эти ведомства сотрудничают со всеми структурами, занимающимися сертификацией и вопросами защиты потребителей, - с государственными ведомствами, с обществами и союзами по защите прав потребителей. с коммерческими организациями, например, биржевыми структурами, которые также по роду своей деятельности будут связаны с необходимостью оценивать товары с позиций их качества и безопасности.

В 1993 г. будут приняты законы о сертификации продукции и услуг, а также по стандартизации и метрологии.

Комплекс указанных законов явится правовой основой для введения в России широкомасштабной системы контроля качества и сертификации товаров, аналогичной той, которая в настоящее время вводится в ЕС.

В середине 1992 г. в развитие Закона РСФСР "О защите прав потребителя" Госстандарт России выпустил нормативные документы, регламентирующие вопросы организации и функционирования системы сертификации продукции в соответствии с требованиями государственных стандартов России "Система сертификации ГОСТ-Р", которая в настоящее время внедряется в народное хозяйство России. Она будет включать более 30 "подсистем" сертификации различных видов продукции (машиностроение, радиоэлектроника, электробытовые товары, пищевые товары и т.д.).

Система "ГОСТ-Р" является открытой системой и соответствует международным стандартам. В ее рамках аккредитовано более 150 испытательных лабораторий, которые ранее входили в систему государственных испытаний и аттестации продукции на знак качества. Многие из этих лабораторий готовятся к аккредитации в рамках международных систем сертификации. Одновременно Госстандарт России осуществляет контроль за предприятиями, выпускающими сертифицированную продукцию, и осуществляет сертификацию их производств в соответствии с международными стандартами серии ИСО 9000.

В конце 1992 г. Госстандарт России разработал первоочередной перечень товаров и продукции (импортной и отечественной), которые должны подлежать обязательной сертификации на безопасность в российских аккредитованных лабораториях. При несоблюдении этого условия Госстандарт не выдает разрешения на реализацию продукции.

Госстандартом России разработан перечень товаров и продукции для таможни России, в соответствии с которым для импортируемых в Россию товаров должны обязательно представляться сертификаты качества или сертификаты на безопасность.

В 1993 г. Госстандарт России как национальный орган по сертификации предполагает подписать соответствующее соглашение о взаимном сотрудничестве с международными и национальными органами по сертификации, в том числе во Франции, ФРГ, Китае, Индии. В течение ближайших двух-трех лет "Система сертификации продукции ГОСТ-Р" будет полностью гармонизирована с основными зарубежными системами сертификации.

Госстандарт России и Государственный таможенный комитет Российской Федерации с 1 января 1993 г. руководствуются документом "Временный порядок ввоза на территорию Российской Федерации товаров, для которых требуется подтверждение их безопасности", принятым в соответствии с Законом "О защите прав потребителя".

"Порядок" распространяется на продукцию, которая является объектом оптовой внешнеторговой купли-продажи или бартера. В настоящее вpемя подлежат сеpтификации товары для детей, продукты питания. товары, контактирующие с пищевыми продуктами и питьевой водой, товары бытовой химии, парфюмерия и косметика, бытовая электротехника, ядохимикаты и минеральные удобрения, нефтепродукты, транспортные средства, охотничье и спортивное оружие, мебель, другие товары народного потребления.

Подтверждением безопасности может быть как российский, так и зарубежный сертификат, если такой признается нашей страной в соответствии с международными, региональными или двусторонними соглашениями. В последнем случае документ проверяется российским органом по сертификации, который выдает "Свидетельство о наличии сертификата", служащее основанием для пропуска товара через границу.

В том случае, если товар задержан таможенной службой из-за отсутствия как российского, так и зарубежного сертификата, экспортер или получатель груза может обратиться в территориальный орган Госстандарта России с заявкой об организации сертификации этого товара. 

Установленный порядок не распространяется на товары, производимые в странах СНГ.

Товары, для которых требуется подтверждение их безопасности, ввозимые в Россию по контрактам, заключенным до 1 января 1993 г., пропускаются до 1 июля 1993 г. без предоставления сертификатов; после 1 июля 1993 г. - в соответствии с Приказом № 612.

Получить консультацию по вопросам сертификации импорта и приобрести необходимые нормативно-методические документы можно в Информационно-консультативном центре при Всесоюзном научно-исследовательском институте сертификации (ВНИИС) (тел. 253-3580).

В целях снижения экономических издержек при подтверждении безопасности импортируемых сельскохозяйственных продуктов ВНИИС оказывает консультативные услуги фирмам-импортерам на этапе подготовки их контрактов с зарубежными партнерами.

Если требования безопасности являются элементами контракта и зарубежные поставщики готовы подтвердить соответствие поставляемых продуктов этим требованиям, то на эти продукты может быть выдано свидетельство о наличии сертификата (тел. 253-0288, 923-7694).

Система независимой экспертизы
качества товаров в России


Ряд организаций занимается оказанием подобных услуг клиентам. Очевидно, что большие отгрузки товаров однозначно требуют присутствия продавца или покупателя во время передачи собственности на товар и во время его транспортировки. В практике международной торговли такие функции выполняются независимыми инспекционными компаниями.

Агентство Независимых Экспертиз Лтд. (АНЭКС Лтд.) является неправительственной компанией, которая предлагает своим клиентам действительно независимый контроль.

АНЭКС Лтд. было основано в 1991 г. в России как совместное предприятие с участием общественной организации - Российско-Американского Университета и двух ведущих инспекционных компаний "Бэкманн и Йоргенсен" (Бельгия) и "ОМИК" (Япония).

В настоящее время компания имеет свои офисы в основных российских портах, таких как Санкт-Петербург, Новороссийск, Находка, в эстонском порту Таллинн, а также уполномоченных агентов во всех портах и пограничных станциях бывшего Советского Союза.

Широкая сеть отделений учредителей АНЭКС Лтд. дает возможность предоставлять заказчикам услуги не только в России, но практически во всем мире.

Основная деятельность АНЭКС Лтд. связана с инспекцией качества и/или количества экспортных и импортных товаров по поручениям иностранных фирм и российских торговых организаций. Не имея коммерческого интереса в выполнении торговых сделок, АНЭКС Лтд. гарантирует полную объективность при проведении инспекции.

Приоритетной для АНЭКСа является экспертиза товаров народного потребления, сельскохозяйственной продукции, минерального сырья, а также продукции производственного назначения.

Определение качества и/или количества товара, отбор проб и проведение анализов осуществляются в соответствии с техническими условиями контрактов и требованиями заказчиков.

Инспекционные отчеты и сертификаты, выдаваемые АНЭКСом, признаются многими иностранными фирмами Италии, Германии, Великобритании, Австрии, Португалии, Кореи, Кипра, Франции, Соединенных Штатов Америки, Турции и др.

Применяемые в работе АНЭКС методы обеспечивают выполнение не только инспекционных функций, но и удовлетворение претензий, возникающих в связи с поставками некачественной продукции или недостачей.

Наиболее важным моментом для клиентов является возможность АНЭКСа предоставлять им услуги на условиях материальной ответственности. В этом случае после проведения предотгрузочного контроля товара АНЭКС Лтд. несет все риски, связанные с качеством и/или количеством товара, и разрешает все возможные претензии за свой счет.

Правила импорта и экспорта товаров для предприятий
с иностранным участием и трансфера капитала


Действующие таможенные правила для импорта и экспорта товаров для предприятий с иностранным участием регулируются прежде всего международными договорами. Если таковых нет, то товары могут ввозиться на таможенную территорию России и вывозиться за пределы этой территории в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иностранным инвесторам после уплаты соответствующих налогов и сборов гарантируется беспрепятственный перевод за границу платежей в связи с осуществляемыми ими инвестициями, если эти платежи получены в иностранной валюте, и в частности:

- доходов от инвестиций, полученных в том числе в виде прибыли, доли прибыли, дивидендов, процентов, лицензионных и комиссионных вознаграждений, платежей за техническую помощь и техническое обслуживание и других вознаграждений;

- сумм, выплачиваемых на основании прав денежных требований и требований по исполнению договорных обязательств, имеющих экономическую ценность;

- сумм, полученных инвесторами в связи с частичной или полной ликвидацией или продажей инвестиций.

Иностранные инвесторы имеют право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил.

Порядок ввоза товаров физическими лицами


При ввозе в Россию товаров и продукции общей стоимостью свыше 10.000 долларов США (имеются в виду товары, ввозимые в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, а также в посылках) физические лица уплачивают таможенную пошлину по тем же ставкам, которые применяются для торговых операций. Товары общей стоимостью до 10.000 долларов США, а также товары для личного потребления в количествах, устанавливаемых Государственным таможенным комитетом РФ, пропускаются в Россию беспошлинно. Количественных ограничений для ввозимых в Россию товаров не существует, за исключением сигарет и спиртных напитков. Беспошлинно можно привезти 5 литров спиртных напитков и одну тысячу штук сигарет, а сверх этого количества указанные товары подлежат обложению таможенными пошлинами по ставкам, применяемым для торговых операций.

Не облагаются импортными таможенными пошлинами автомобили (независимо от их стоимости), временно ввозимые в Россию иностранцами, а также транспортные средства - не более одной единицы наименования, ввозимые из-за границы гражданами, постоянно проживающими в России.

Иностранным туристам разрешен беспошлинный ввоз одного транспортного средства для личного пользования под обязательство обратного вывоза за границу в течение года.

При отчуждении (продажа, дарение, мена) ввезенного автомобиля иностранного производства до истечении двухлетнего срока со дня регистрации, владелец автомашины оплачивает таможенную пошлину согласно ставкам импортного таможенного тарифа. В настоящее время эта ставка составляет 0,1 экю с 1 куб.см объема двигателя. Сумма пошлины уплачивается в рублях, при этом сумма в экю пересчитывается в рублях по курсу, котируемому Центральным банком России на дату уплаты пошлины.

На ввезенный из-за границы автомобиль в таможенные органы представляются следующие документы:

    - заверенная купчая или дарственная на имя владельца;

    - технический паспорт на транспортное средство с отметкой полиции о снятии его с учета в стране приобретения;

    - специальная отметка пограничной таможни на ввозимое транспортное средство с указанием фамилии владельца, марки машины и даты пересечения границы.

Для уточнения обстоятельств ввоза таможня имеет право потребовать предъявить заграничный паспорт владельца автомобиля, въездную таможенную декларацию, где имеются отметки о пересечении границы.

Если транспортное средство иностранного производства переслано либо продано (подарено) лицу, постоянно проживающему в Российской Федерации, то при предоставлении всех необходимых документов о легальности ввоза транспортного средства должна быть оплачена таможенная пошлина по ставкам импортного тарифа.

Для юридических лиц при ввозе автомобилей из-за границы в Россию действуют следующие правила: на каждый ввозимый автомобиль иностранного производства установлена импортная пошлина в 25 процентов от таможенной стоимости, если страна-производитель транспортного средства имеет договоры и соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования, если таковые отсутствуют - импортная пошлина увеличивается в два раза. Такие транспортные средства облагаются также акцизным налогом в 25 процентов, а также налогом на добавленную стоимость - 20 процентов.

При реимпорте автомобилей, произведенных в Российской Федерации, ранее экспортированных с территории России, юридические лица оплачивают только налоги на добавленную стоимость и акцизы, как это предусмотрено режимом выпуска для свободного обращения.

Следует отметить, что налог на добавленную стоимость и акцизы при ввозе и вывозе товаров, происходящих с территории государств-участников Содружества Независимых Государств, таможенными органами не применяются.

Следует иметь в виду, что беспошлинно сверх общей стоимости 10.000 долларов США частными лицами могут ввозиться товары, указанные в Приложениях № 2 и № 3 к Приказу ГТК от 21 августа 1992 г. № 367.

Что разрешается вывозить из России
и ввозить на ее территорию?


Туристы, граждане России, выезжающие за границу, имеют право вывозить с собой беспрепятственно 2 тысячи рублей, расчетный банковский чек (аккредитив) на 10 тысяч рублей без права обмена и расходования их за границей, а также 500 долларов США либо эквивалент этой суммы. Большая сумма подлежит записи в декларацию с предъявлением документа, удостоверяющего законность получения этой суммы. 

Ввозить можно любую сумму в иностранной валюте, записав ее в декларацию.

Запрещено ввозить, провозить транзитом, вывозить с территории России боевое оружие всех видов, боеприпасы. взрывчатые, наркотические и психотропные вещества, специальные химические средства, в т.ч. слезоточивые газы, и приспособления для их применения, а также любые предметы и материалы порнографического характера.

Не подлежит вывозу за границу кофе, какао, чай, икра осетровых и лососевых рыб, а также картины и предметы народных промыслов, на которые не предъявлены чеки торговых организаций и не получено разрешение Министерства культуры и туризма РФ. За разрешением обращаться в отдел вывоза этого Министерства (ул.Неглинная, 8, комн.29, тел.921 3258) или в управления культуры местных органов власти в Российской Федерации.

Более подробные сведения по таможенным вопросам можно получить в отделе информации Государственного таможенного комитета (г.Москва; Комсомольская пл., 1-а, тел.208 7011, 975 5109) или на таможне аэропорта "Шереметьево-2" по тел. 578 2121, 578 9396, а также на любом пограничном таможенном посту.

Правила вывоза валюты из России физическими лицами


С 1 марта 1993 г. устанавливаются следующие нормы вывоза валюты физическими лицами из Российской Федерации:

Гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации, при временных поездках в Литву, Латвию и Эстонию разрешается вывоз без права расходования за границей до двух тысяч рублей в купюрах любого достоинства и монетах, находящихся в обращении в Российской Федерации (сумма монет не должна превышать пяти рублей).

Расчетные чеки сберегательных банков - на общую сумму до 10 тысяч рублей

В других случаях вывоз и ввоз валюты Российской Федерации запрещены.

Вывоз иностранной валюты в страны Балтии производится по разрешениям уполномоченных банков и по таможенным документам, подтверждающим ее ввоз (декларации действительны только в течение одного года с момента ввоза). Без указанных разрешительных документов вывоз иностранной валюты лицам, проживающим в Российской Федерации либо выезжающим за границу на постоянное место жительство, разрешен в эквиваленте 500 долларов США.

Гражданам, постоянно проживающим за границей и не имеющим декларации о ввозе валюты, разрешен вывоз ее в сумме, не превышающей в эквиваленте 50 долларов США.

Ввоз иностранной валюты разрешается без ограничений всем гражданам при условии ее декларирования на таможне Российской Федерации.

Такой же порядок ввоза и вывоза валюты в настоящее время действует и с другими зарубежными государствами (за исключением стран СНГ).

Порядок таможенного оформления сделок
между коммерческими структурами России и стран,
входивших в СССР


Порядок определен Приказом Государственного таможенного комитета России от 12 декабря 1992 г. № 611 и действует с 1 января 1993 г.

Приказ предусматривает:

    - обязательное таможенное оформление экспорта и импорта товаров, ввозимых в Россию из республик бывшего СССР и вывозимых в них из России;

    - экспорт из России стратегически важных сырьевых товаров, минуя организации, получившие специальные лицензии на экспорт, если договор заключен до 1 января 1993 г.;

    - предоставление льготного режима по таможенному оформлению внешнеторговых сделок с 9 странами СНГ, т.е. представление грузовой таможенной декларации в данном случае требуется лишь при поставках и закупках стратегически важных сырьевых товаров, экспорта в эти страны и импорта из них товаров, подлежащих квотированию и лицензированию, товаров, облагаемых экспортными и импортными пошлинами, ввозимых или вывозимых для переработки, а также компенсационных товаров;

    - отмену ранее предусмотренного режима освобождения от уплаты экспортных и импортных пошлин, если иное не будет предусмотрено международными договорами и законодательством России;

    - обязательное взимание сборов за таможенное оформление товаров.

Постановлением правительства России от 14 декабря 1992 г. № 973 предусмотрено введение с 1 февраля 1993 г. экспортного тарифа на отдельные товары, вывозимые из России в государства СНГ. Установлено, что товары, поставляемые для государственных нужд на клиринговой или взаимосвязанной основе в соответствии с межправительственными соглашениями о торгово-экономическом сотрудничестве в 1993 г. и реализуемые федеральной контрактной корпорацией "Росконтракт" и компанией "Росагрохим" в пределах объемов, предусмотренных в этих соглашениях, экспортными пошлинами не облагаются.

В ближайшее время предполагается утвердить новые ставки импортного тарифа, размер и правила взимания которых будут изменены в связи с изменением налоговой системы России.

Таможенный контроль товаров,
перерабатываемых в пределах государств, входивших в СССР


Согласно "Инструкции об особенностях таможенного контроля за товарами, перерабатываемыми в пределах государств - бывших субъектов СССР", сырье и материалы, предназначенные для изготовления товаров, которые будут поставлены на внутренний рынок России, экспортируются в страны - бывшие субъекты СССР беспошлинно. То есть, например, предприятия Эстонии могут беспошлинно получить из России медь в количествах, необходимых для изготовления электродвигателей, подлежащих экспорту из Эстонии в Россию.

Порядок транзита и оформления грузов в странах СНГ


Согласно протоколу (21.10.92) совещания руководителей таможенных служб СНГ, участники соглашения (Россия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Кыргыстан, Азербайджан и Туркмения) не будут взаимно взимать таможенные платежи за транзитные грузы.

Большинство стран-участниц соглашения не имеют закона о государственной границе и относящихся к нему статей уголовного кодекса и выразили стремление к созданию единых правил оформления транзитных перевозок, к выработке общей стратегии и тактики борьбы с контрабандным вывозом сырья и ресурсов.

К соглашению не присоединились Украина и Грузия.

Таможенные правила Украины


Кабинет министров Украины ввел новый порядок обложения пошлиной предметов, вывозимых или пересылаемых за пределы страны (перечень предметов прилагается).

Товары, не перечисленные в приложении, облагаются пошлиной в размере 100 процентов их розничной стоимости по представлении товарного чека.

От уплаты пошлины освобождаются:

    - товары (кроме винно-водочных и табачных изделий, продуктов питания), общей стоимостью не превышающие двукратного размера минимальной заработной платы, или в размере, не превышающем сумму. эквивалентную иностранной валюте, обозначенной в таможенной декларации, при условии использования этой валюты для приобретения таких товаров;

    - предметы личного пользования, которые временно вывозятся (пересылаются) за границу Украины;

    - вещи, вывозимые при переселении граждан на постоянное место жительство за границу;

    - водочные изделия в количестве 1 литра, вино - 2 литра, табачные изделия - 200 сигарет (или 200 граммов) на одного человека.

Запрещено вывозить продукты питания, кроме тех, которые необходимы для личного употребления во время пребывания в дороге.

Пошлина за предметы, вывозимые за границу постоянными жителями Украины, должна быть уплачена заблаговременно в региональной таможне. Если же товар будет предъявлен для уплаты пошлины в таможню непосредственно при пересечении границы, то его владелец заплатит таможенный сбор в двойном размере. Иностранные граждане и лица без гражданства платят пошлину в любой таможне.

Таможенный сбор пересчитывается и осуществляется в национальной валюте Украины по текущему курсу НБУ на день его уплаты.

Согласно Инструкции Национального банка, МВД, Государственныом таможенным комитетом осуществляется контроль за оплатой продукции, поставляемой за пределы государства.

Все субъекты хозяйственной деятельности Украины имеют право открывать счета в странах, использующих рубль, как средство платежа, только с разрешения Национального банка. Расчеты ведутся через корреспондентские счета коммерческих банков Украины и их банки-корреспонденты.

Для обеспечения наиболее полного поступления валютных ресурсов на Украину за реализуемую продукцию и услуги вводится и новый документ (помимо лицензии), при отсутствии которого предприятие не сможет вывезти свой товар через таможенную границу. Это - справка коммерческого банка о поступлении средств для гарантированной оплаты продукции или предварительной ее оплаты, которая выписывается на основании уведомления от банков-корреспондентов. Если стоимость партии поставляемого товара превышает сумму предварительной оплаты или аккредитива, справка клиенту не выдается. Без этого документа строгой отчетности вывоз товара запрещен.

Следует отметить, что на территории Украины можно столкнуться с различными транспортными сборами, отличающимися от региона к региону (Украина не подписала с Россией соглашения о свободе транзита). За проезд грузовика взимается 50-100 долларов, причем оплата может взиматься неоднократно.

Запрещено ввозить, провозить транзитом боевое оружие всех видов, боеприпасы, взрывчатые, наркотические и психотропные вещества, специальные химсредства, любые предметы и материалы порнографического характера.

Без уплаты таможенного сбора можно ввозить товары и валюту в неограниченном количестве. Пошлинный сбор при ввозе легкового автотранспортного средства составляет до 20% его стоимости.

Дополнительная информация - в консульском отделе посольства Украины в Москве или в фирме "Интурист-Киев" (г.Киев) по тел. (044) 244 7552, а также в любом пограничном таможенном посту.

Таможенные правила Беларуси


На таможнях республики действуют временные таможенные правила Российской Федерации (от 24 июня 1992 г.). Кроме того, введен ряд ограничений для туристов, выезжающих за границу через КПП Бреста, Гродно и аэропорта "Минск-2".

Запрещены к вывозу все виды электротоваров, постельных принадлежностей, лакокрасочной продукции.

Без подтверждения банковских документов разрешено декларировать 200 долларов, на остальную валюту требуется разрешение.

Разрешено вывозить с собой продуктов до 5 кг, т.е. необходимых на время пути, а также 1 бутылку водки, бутылку шампанского, 200 шт. сигарет. а при следовании на автомашине - запасную канистру бензина.

Остальные вещи и продукты изымаются на месте, платить пошлину за вывоз сверх разрешенного количества нельзя.

При переезде в Беларусь из России, Украины, из других стран СНГ таможенная пошлина не взимается.

Более подробную информацию по данным вопросам можно получить в консульском отделе полномочного представительства Беларуси в Москве по телефонам: 924 7031, 924 7095, 924 1462 или в Комитете по внешнеэкономическим связям в г.Минске по телефонам: 24-1758, 24-1276 (код 0172) или у дежурного таможни КПП г.Брест по телефону: 65-912 (код 01622), а также на любом пограничном таможенном посту.

Таможенные правила Молдовы


Разрешено вывозить с собой продукты и товары в количестве, необходимом для личного потребления. Запрещен вывоз за пределы республики сахара, растительного масла, яиц и продуктов из них, сливочного масла, семян подсолнечника, обработанных и необработанных кож, ферментированного и неферментированного табака, медикаментов. Запрет не касается товаров, экспортируемых по межправительственным соглашениям. Исключение составляют также сахар и растительное масло, полученные хозяйствами в обмен на сырье.

Лицензии на экспорт этой продукции выдает Министерство сельского хозяйства и продовольствия. Посредникам, осуществляющим экспортные операции, лицензии выдают районные исполкомы и при мэрии городов. При этом взимаются следующие платежи: за экспорт алкогольных напитков и табачных изделий - 30% стоимости партии, за экспорт других товаров - 20%.

В случае незаконного вывоза товаров взимается штраф в размере их трехкратной стоимости. Если обнаружена контрабанда, граждане обязаны уплатить штраф в размере до 10, а должностные лица - до 25 месячных минимальных зарплат (1700 руб. - в январе 1993 г.).

Дополнительная информация - в посольстве Молдовы в Москве, а также в Министерстве внешнеэкономических связей Молдовы (тел. (0422) 23-7719) и в Совете Министров Молдовы (тел. (0422) 23-3572).

Таможенные правила Латвии


Согласно постановлению о порядке транзита товаров и других предметов через территорию Латвийской Республики, транзит могут осуществлять как иностранные, так и местные перевозчики. Но при этом обязательно заключение договора с поставщиками груза или с транспортными и экспедиторскими организациями, в котором должны быть указаны порядок транзитной перевозки, форма расчетов, порядок информированаия о предусмотренном объеме перевозок и другие данные.

Транзитные перевозки автотранспортом осуществляются по специальным разрешениям, выдаваемым Министерством сообщения ЛР. Для железнодорожных перевозок достаточно сопроводительных документов с таможенной отметкой о транзите.

При въезде на территорию республики в пропускных пунктах заполняется таможенная декларация о транзите грузов, на сопроводительные документы ставится отметка о транзите, где указывается также пункт пересечения границы Латвии при выезде из республики.

Транзит запрещен в случае, если это угрожает безопасности общества, если провозятся оружие и военное снаряжение, по санитарным и ветеринарным соображениям, а также если перевозимый груз угрожает экологической стабильности в республике.

Транзитный груз не облагается специальным налогом, хотя возможны некоторые платежи, компенсирующие административные расходы по оформлению транзитных перевозок.

Ставки ввозной и вывозной пошлины в республике не являются постоянными и периодически, в зависимости от состояния внутреннего рынка, изменяются. Если товар, подлежащий ввозу или вывозу, не указан в специальном списке, то это означает, что его налоговая ставка составляет 15 процентов от общей стоимости груза.

Так, например, беспошлинно ввозятся такие товары, как минеральные и химические удобрения с содержанием азота, фосфора, калия, машины для культивации и обработки почвы в сельском хозяйстве, тракторы, а также составы для стирки белья.

Тариф в размере 7,5 процентов установлен на охладительные и морозильные агрегаты, кондиционеры, оборудование для пищевой промышленности и производства напитков.

Что касается вывоза товаров из республики, то понижение ставок до ноля процентов коснулось картонных папок, скорошивателей, канцелярских коробок, а также мотовелоцепей, болтов, гаек, шайб различного калибра, изготовленных из черных металлов.

Всего пять процентов - таков тариф при вывозе мехов и выделанных шкур.

Совет Министров Латвийской Республики принял решение о прекращении вывоза из республики цветных металлов, лома и отходов из него, за исключением вывоза изделий из цветных металлов, которые идут на экспорт по заключенным ранее договорам в виде готовых изделий или комплектующих деталей. Возможен вывоз и цветного металла, но лишь в исключительных случаях, по разрешению Министерства внешней торговли.

Комитетом по надзору за монопольной деятельностью начата работа над законопроектом, устанавливающим государственную монополию на торговлю черными и цветными металлами в Латвии.

Дополнительную информацию можно получить в консульском отделе посольства Латвии в Москве (тел. 925-5182, 925-4160) или в таможенном департаменте МИД в Риге (тел. (0132) 21-3252; (0132) 22-4893, а также на любом пограничном таможенном посту.

Таможенные правила и валютное регулирование Литвы


С 15 марта 1993 г. вместо лицензирования и квотирования товаров введены единые для всех госпошлины.

Величины пошлин установлены на сотню с небольшим наименований товаров, в основном по экспорту (некоторые товары питания). Чисто обложенных товаров по импорту совсем не велико - это чаще всего алкоголь и табак. Импорт любого сырья освобождается от пошлины. Для экспорта уровень пошлины колеблется от 10 до 40 процентов. Правительство намерено поддерживать стабильность пошлин как можно более длительное время с тем, чтобы завоевать расположение импортеров.

Дополнительную информацию можно получить в Министерстве экономики (пр.Гедимино, 38/2, 2600, Вильнюс, тел. (0122) 64-2416, факс 62-3974), а также в консульском отделе посольства Литвы в Москве или в таможенном департаменте МИД в г.Вильнюсе по телефонам: (0122) 61-3027, 61-1510; 22-6631 и в любом пограничном таможенном посту.

Литовское правительство и Национальный банк приняли решение об обязательной продаже государственными и государственно-акционерными предприятиями 25 процентов валютных поступлений за проданную продукцию и услуги на внутреннем и внешнем рынке (если товар реализован в свободно конвертируемой валюте). Это правило вступило в силу с 1 февраля 1993 г.

Предприятия и организации, продающие товары не собственного производства, переводят в специальный резервный фонд правительства 1/4 разницы между покупной и продажной ценой. Клайпедский порт, рыболовный порт, нефтеперерабатывающий завод "Нафта", "Литовские авиалинии", железная дорога, "Литовский телеком" и другие переводят 25 процентов поступлений в валюте от суммы, оставшейся им после расчета с иностранными партнерами.

За поступившую в госказну валюту предприятие получает соответствующую сумму талонов (временных денег) по курсу на текущий день.

Данное постановление не касается совместных предприятий и частных фирм.

Таможенные правила Эстонии


Таможенный контроль проходит товар юридических лиц как при ввозе, так и при его вывозе. Подлежит декларированию товар стоимостью, превышающей 100 крон. Декларация импорта обязательна в течение 10 дней с даты ввоза товара, а на облагаемые акцизным налогом товары и лекарства требуется предварительная декларация.

Для заполнения товарной декларации зарегистрированным в Эстонии юридическим лицам необходимо предъявить декларанту следующие документы: договоры с зарубежным партнером; свидетельство о регистрации; выписку из устава об основной деятельности; товарную лицензию (в случае товара, на который существуют квоты); лицензию на деятельность для нуждающихся в ней товаров; спецразрешение для нуждающихся в нем товаров; удостоверяющие стоимость товара документы.

Помимо оформления декларации юридическим лицам необходимо проверить декларацию в местной таможенной инспекции. Подлежащие оплате на таможне налоги на импорт и экспорт перечисляются на счет таможенной инспекции или таможенного департамента предоплатой (копия платежного поручения предъявляется с подтверждающим предоплату документом) или на основании гарантийного письма (такое право предоставляет таможенный департамент). Налоги можно вносить и одновременно с проверкой таможенной декларации в кассу таможенной инспекции наличными.

При импорте и экспорте товара оплачивается 0,5% таможенных операций от его стоимости после сделки. В случае реэкспорта повторная таможенная пошлина не взимается, если предъявлена оформленная при ввозе товара товарная декларация. От юридических лиц с временно ввезенного (до 1 года) в Эстонию или вывезенного из нее товара, не проходящего переработку, отделку или прочие процессы, за исключением естественного износа, плата за таможенные операции при первичном пересечении товаром границ взимается в размере 250 крон. С товара, завозимого или вывозимого из Эстонии с целью переработки, отделки или других процессов, при первичном пересечении границы за таможенные операции взимается 250 крон и при вторичном (при возврате или завозе) также 250 крон.

При импорте в ЭР товары облагаются 18-процентным налогом с оборота. Налог с оборота взимается с суммы, состоящей из продажной стоимости товара (стоимость с упаковкой и стоимостью тары, к которой добавляются транспортные и страховочные расходы до границы ЭР), а также налогов и других издержек, подлежащих оплате на таможне до обложения импорта налогом с оборота.

От налога с оборота освобождаются: с четкой целенаправленностью и обязательством временно (до 1 года) ввозимый в Эстонию и вывозимый из нее юридическими лицами иностранных государств товар, причем товар не может проходить переработку, ремонт или другой процесс, за исключением естественного износа. Целями временного ввоза или вывоза товара могут быть выставки, ярмарки, симпозиумы, конференции, соревнования, образцы товаров; профессиональные, научно-технические и педагогические материалы; контейнеры и упаковки, необходимые для личного пользования транспортные средства. Если временно ввезенный в ЭР товар будет продан, отдан другим способом или будет находиться в ЭР более года, следует уплатить налог с оборота. Временно ввозимые и вывозимые товары декларируются в соответствии с существующим порядком, причем в сопроводительном к товару документе должна быть указана стоимость (ценность) временно ввозимого или вывозимого товара. Товары, оборот с которых не облагается налогом (газеты и другие периодические издания, лекарства и прочие аптекарские товары; безвозмездная экономическая помощь; транзитные грузы и т.д.), обязаны быть зарегистрированы в таможенной инспекции.

Вывозимый из Эстонии для переработки товар при возвращении не освобождается от налога с оборота.

Владельцы товара подтверждают продажную цену при ввозе и вывозе на основании платежных и сопроводительных документов. Удостоверяющим продажную цену товара является фактурный счет (invoice). Платежными документами могут быть квитанции, чек или другой документ, удостоверяющий оплату товара.

Налог с оборота и другие таможенные платежи взимаются как с юридических, так и с частных лиц, импортирующих в Эстонию товары. До оплаты налога (в кронах) импортный товар частного лица не допускается на таможенную территорию. Не облагается налогом багаж частного лица. Существуют годовые предельные нормы не облагаемых налогом товаров частных лиц (в них включено свыше 40 наименований товаров).

Транзит через Эстонию не облагается таможенным и акцизным налогами, налогом за операции и налогом с оборота на импорт.

Товары, перевозка которых через границу допускается только с разрешения соответствующих ведомств:

    - с 1 сентября 1992 г. ввоз и вывоз спирта, алкогольных напитков и табачных изделий осуществляется лишь теми предприятиями, которые действуют на основании выданных Министерством торговли лицензий на деятельность. Пересечение данными товарами таможенной границы происходит лишь на основании предварительно оформленной товарной декларации и лицензии на деятельность;

    - право на вывоз культурных ценностей (за исключением произведений изобразительного искусства выпуска 1950 года и позже) дает Экспертная группа по вывозу культурных ценностей (Таллинн, ул.Сакала, 14);

    - для ввоза и вывоза драгоценных металлов и драгоценных камней, а также содержащих их изделий, необходима лицензия на деятельность, а для вывоза содержащих драгметаллы отходов - разрешение Фонда драгоценных металлов и драгоценных камней (Таллинн, Кохту, 8). Запрещены к вывозу драгметаллы в необработанном виде, а также ресурсы драгметаллов республики;

    - при экспорте и импорте лекарств необходима лицензия на деятельность, разовый персональный сертификат на импорт и предварительно оформленная товарная декларация TD-1 с приложением пункта 31; в случае психотропных, наркотических веществ и анаболических стероидов - персональный и разовый сертификат на экспорт или импорт, который выдает Центр лекарств Эстонии (Тарту, Калеви, 4);

    - огнестрельное оружие, боевые снаряды, холодное оружие и необходимые спецслужбе особые средства; газовые пистолеты, баллоны со слезоточивым и нервно-паралитическим газом и патроны имеют право ввозить в Эстонию и вывозить из нее фирмы, спортивные организации и туристы-охотники только на основании разрешений, выдаваемых Департаментом полиции. Запрещены к ввозу автоматы и полуавтоматы армейского типа;

    - разрешение на ввоз и вывоз взрывчатых веществ дает Департамент технадзора (Таллинн, Лоссиплатс, 4) при согласовании с Департаментом полиции;

    - излучающие сверхчастотные сигналы установки можно ввозить по разрешению Инспекции электросвязи (Таллинн, Крейцвальди, 12). Разрешение не требуется для ввоза радиотелефонов системы №MT и устройств мощностью излучения до 10 mw;

    - перевозка через границу редких животных возможна при наличии соответствующего разрешения, которое дает Таллиннский зоопарк (Таллинн, Палдиское шоссе, 145), Эстонский музей природы (Таллинн, Лай, 29) и кафедра зоологии Тартуского университета (Тарту, Айа, 46);

    - при ввозе и вывозе подлежащих ветеринарному контролю товаров необходим ветеринарный сертификат, а в случае его отсутствия пересечение границы происходит в определенных погранично-таможенных пунктах: Таллиннский торговый и пассажирский порты, Таллиннский Коплиский порт, Таллиннский аэропорт, погранично-таможенные пункты Нарвы, Нарвской железнодорожной станции и Лухамаа, где имеется инспектор ветеринарного контроля пограничной инспекции. Сертификат выдают Пограничная инспекция ветеринарного контроля Эстонии (Таллинн, Вяйке-Паала, 3) и ветцентры уездов (городов).

Дополнительную информацию по данному вопросу можно получить в консульском отделе посольства Эстонии в Москве или таможенном департаменте МИД в Таллинне (тел. (0142) 44-3266, (0142) 69-1827, (0142) 44-1582), а также на любом пограничном таможенном посту. 
[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]