Деловая книга РАУ
Обозреватель - Observer


 

БИЗНЕС И ПРАВО



Особенности свободных экономических зон в России.
Какие территории получили такой статус?

Первые свободные экономические зоны (СЭЗ) созданы в 1990 году распоряжением Верховного Совета РСФСР на основании обращения местных органов власти.

В настоящее время СЭЗ созданы в Приморском крае в районе г. Находка; на острове Сахалин; в Ленинградской области (г. Выборг); в г. Калининграде; в г. Зеленограде; в Кемеровской, Читинской и Новгородской областях и Бурятской АССР, в Алтайском крае, Еврейской автономной области.

В 1993 г. к 11 российским свободным экономическим зонам добавится еще одна - в районе аэропорта Шереметьево (Московская область).

Под СЭЗ понимается часть территории, выделенная из общей черты государства, имеющая полную самостоятельность в решении хозяйственных вопросов, особый режим управления и преференциальные условия для экономической деятельности иностранных и национальных предприятий и фирм.

Из перечня СЭЗ видно, что часть из них (Сахалин, Выборг, Находка и т.д.) относятся к приграничным зонам, а другие (Новгород, Зеленоград) - к внутренним.

В соответствии с предложениями местных органов власти действует следующая специализация СЭЗ:

В Читинской и Кемеровской областях - угледобыча и металлургическая промышленность.

В Калининграде предполагается развитие:

    - транспорта (реконструкция и обустройство трех портов - морского, рыбного, речного); завершение строительства узкоколейной железнодорожной ветки, которая позволит установить прямое железнодорожное сообщение с Западной Европой; строительство автодороги на участке Калининград - Эльблонг для открытия трассы Калининград-Берлин;

    - туристского бизнеса (строительство отелей и ресторанов европейского уровня, баз отдыха);

    - разработки недр (нефть, янтарь);

    - рыбной промышленности (с реконструкцией производств по рыбопереработке и промышленному рыборазведению);

    - агропромышленного комплекса с переработкой и хранением продукции земледелия и строительством консервных комбинатов.

В Новгороде - отечественный и иностранный туризм, производство видео- и телефильмов, голограмм, художественных альбомов, видеоаппаратуры и сложной бытовой техники.

В г. Выборге - развитие приборостроения, в частности, медицинского оборудования, на базе приборостроительного завода; сборочного автомобилестроения; судостроения на базе судостроительного завода, который также выпускает буровые плавучие платформы; полиграфического производства с использованием мощностей Святогорского и Выборгского целлюлозно-бумажного комбинатов; горнодобывающей промышленности (гранит и глины); деревообработки с производством мебели и коттеджей. Предполагается реконструкция морского порта в г. Высоцке и строительство аэродрома и аэропорта в пос. Ващево; а также создание отвечающей международным требованиям индустрии туризма и отдыха.

В Находке - ресурсосберегающие и безоотходные технологии, малолюдные виды производства, рыболовство, рыбопереработка, производство лекарств;

На Сахалине развиваются два крупных направления деятельности: газохимический комплекс производств и комплексная переработка морских биологических ресурсов;

В Московской области на площади 200 га планируется создание соответствующих мировым стандартам производственной, деловой и социальной инфраструктур, необходимых для эффективной деятельности зарубежных и отечественных инвесторов.

Основными целями СЭЗ являются:

    - расширение экспортного потенциала Подмосковья, частичное насыщение местного рынка импортзамещающей продукцией;

    - привлечение зарубежного и отечественного капиталов, технологии и кадров в целях комплексного развития регионона;

    - создание около 25 тыс. рабочих мест, в то числе вне зоны;

    - более эффективное использование земель, являющихся малопригодными для сельскохозяйственного производства.

СЭЗ в Солнечногорском районе Подмосковия располагает многими преимуществами, повышающими ее привлекательность для иностранных инвесторов. Это прежде всего наличие всех видов транспортных систем: международный аэропорт, автомагистраль, железная дорога, речной порт. К преимуществам также относится непосредственная близость к российской столице и району сосредоточения крупных конверсируемых предприятий военно-промышленного комплекса, ведущих научно-исследовательских и учебных институтов (Химки, Долгопрудный, Зеленоград). Широкие возможности для развития инфраструктуры СЭЗ открывает наличие на ее территории крупной строительной базы Московской области.

В течение 1993-1995 гг. предполагается выполнить инженерную подготовку субзоны "А" (Солнечногорский район), приступить к сооружению стандартных производственных корпусов для сдачи в аренду зарубежным предпринимателям и передачи в аренду участков земли для строительства по индивидуальным проектам.

Предусматривается организация нескольких промышленных парков, использование инфраструктуры которых позволит инвесторам в считанные недели развертывать производство. На территории СЭЗ будет установлен режим свободной таможенной зоны, что означает отмену импортных пошлин на ввоз сырья, оборудования и компонентов, необходимых для производства экспортной продукции, а также отмену экспортных пошлин и лицензий на производимую на местных предприятиях продукцию.

Концепция создания различных СЭЗ предусматривает определенный спектр льгот участникам, поскольку инвестиции стремятся прежде всего в районы с наиболее высокими преференциями. Основой для большинства концепций в части льгот послужило постановление Совмина СССР N 1405 от 2.12.88 г. для совместных предприятий, действующих на Дальнем Востоке.

Льготы включают в себя:

    - освобождение от уплаты налога на прибыль на определенный срок с момента получения объявленной прибыли, например, в г. Находка это срок составляет до 5 лет, в г. Новгороде - до 7 лет;

    - снижение или отмена на определенный срок налога на переводимую иностранным партнером за границу прибыль;

    - либералиизацию таможенного контроля и др.

Законодательство России об авторском праве и смежных правах

В сфере авторского права и смежных правах в настоящее время (март 1993 г.) в России действуют Основы гражданского законодательства, содержащие раздел IV "Авторское право", включающий 10 статей. Это - общесоюзный закон от 31 мая 1991 г., введенный на территории России с 3 августа 1992 г.

Нормы этого закона в основном соответствуют нормам Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, хотя Россия не является членом этой конвенции.

Россия (как и бывший СССР) является участницей Всемирной конвенции об авторском праве (с мая 1973 г.); США, как известно, также участвуют в этой конвенции.

Поэтому все произведения граждан США, впервые опубликованные после 26 мая 1973 года, охраняются в России, если с момента смерти автора не истек 25-летний срок.

Для охраны авторским правам на территории России не требуется ни регистрации произведения, ни выполнения каких-либо формальностей, например проставления знака охраны авторских прав.

К объектам авторского права относятся, в частности, аудиовизуальные произведения, радиопроизведения, произведения дизайна, программы для ЭВМ и базы данных.

Автору принадлежит право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на использование произведения. Последнее включает право на воспроизведение, в том числе путем публичного исполнения, передачи в эфир, по кабельному телевидению, с помощью спутников и иных технических средств; право на переделку и перевод, а также право на распространение экземпляров воспроизведенного произведения.

Автор может уступить право на использование произведения другим лицам - по договору. Срок действия авторского права - время жизни автора плюс 50 лет.

Случаи свободного использования произведений значительно сужены по сравнению с прежним законодательством. Любое свободное использование произведений не должно наносить ущерб нормальному их использованию. В следующих случаях произведение может использоваться свободно:

1) цитирование;

2) воспроизведение по радио, телевидению и в газетах публично произнесенных речей и докладов, а также статей из газет и журналов по текущим вопросам, если автор произведения специально не установил запрета;

3) помещение в информационных обзорах текущих событий в кино, на радио и в телевидении опубликованных произведений;

4) репродуцирование в единичных экземплярах изданных произведений в научных, учебных, просветительных целях без извлечения прибыли;

5) изготовление владельцем программы ЭВМ одной копии этой программы;

6) использование произведения для удовлетворения личных потребностей.

Право использования служебного произведения переходит к работодателю в силу закона.

Предусматриваются три категории смежных прав: права артистов - исполнителей; права создателей звуко- и видеозаписей; права организаций эфирного вещания. Срок действия смежных прав - 50 лет с момента первой публикации. На иностранцев смежные права не распространяются в силу отсутствия соответствующих международных договоров.

Развернутая регламентация авторского права и смежных прав содержится в проекте закона России "Об авторском праве и смежных правах". Первое его чтение в Верховном Совете состоялось 27 января 1993 года. Второе чтение намечается на март 1993 года. Этот закон, не внося коренных изменений в авторское право России, дает более полную регламентацию авторских и смежных прав, вводит новые меры борьбы с "пиратством".

Вопросами охраны авторских и смежных прав ведает Российское агентство интеллектуальной собственности.
 

Правовая охрана объектов промышленной
и интеллектуальной собственности в России.
Какие объекты могут быть запатентованы?

Под промышленной собственностью понимается форма собственности, созданная путем интеллектуальной деятельности в технической или коммерческой области. В Российской Федерации правовую охрану можно обеспечить следующим объектам промышленной собственности:

    - изобретению;

    - товарному знаку;

    - знаку обслуживания;

    - наименованию места происхождения товара;

    - программе для электронно-вычислительных машин;

    - базе данных;

    - топологии интегральных микросхем.

Охрану промышленной собственности гарантируют следующие законы:

"Патентный Закон Российской Федерации" принят в 1992 г., введен в действие постановлением от 23 сентября 1992 г. N 3518-1.

Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров", введен в действие постановлением от 23 сентября 1992 г. N 3521-1.

Закон РФ "О правовой охране топологий интегральных микросхем", введен в действие постановлением от 23 сентября 1992 г. N 3527-1.

Закон РФ "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", введен в действие постановлением от 23 сентября 1992 г. N 3524-1.

Согласно статье 4 Раздела II Патентного закона РФ 1992 г., как объекты изобретения могут быть запатентованы: устройства, способ, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных, а также применение известного ранее устройства, способа, вещества, штамма по новому назначению.

Во всем спектре объектов промышленной собственности действующее законодательство максимально гармонизировано с соответствующими законодательствами промышленно развитых стран мира, что делает привлекательной подачу заявок в Российское патентное ведомство и Агентство на все объекты промышленной собственности для иностранных физических и юридических лиц.

В соответствии с действующим законодательством:

    - патент на изобретение действует в течение 20 лет, считая с даты поступления заявки на патент в Патентное ведомство;

    - патент на полезную модель действует в течение 5 лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство, причем по ходатайству патентообладателя действие патента на полезную модель может быть продлено, но не более чем на 3 года;

    - патент на промышленный образец действует в течение 10 лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство, причем по ходатайству патентообладателя действие патента может быть продлено более чем на 5 лет;

    - срок действия регистрации товарного знака и знака обслуживания составляет 10 лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство. По ходатайству владельца срок действия регистрации товарного знака может быть продлен каждый раз на 10 лет;

    - срок действия свидетельства на право использования наименования места происхождения товара составляет 10 лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство. При соблюдении некоторых условий срок действия свидетельства может быть продлен каждый раз на 10 лет;

    - авторское право действует с момента создания программы для ЭВМ и базы данных в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Если программа и база созданы в соавторстве, то указанный срок исчисляется со времени смерти последнего автора, пережившего других соавторов;

    - исключительное право на использование топологии интегральной микросхемы действует в течение 10 лет, считая с даты введения ее в хозяйственный оборот или с даты регистрации в Агентстве.

Заявки на получение патентов и регистрацию товарного знака направляются в НИИГПЭ (Научно-исследовательский институт государственной патентной экспертизы, по адресу: 121858, Москва, Бережковская наб., 30, корп. 1). НИИГПЭ находится в ведении Роспатента - Комитета Российской Федерации по пактентным и товарным знакам (Москва, 102621, М. Черкасский пер., д. 2/6).
 

Кто может подать заявку на патент? Процедура получения патента

Заявка на выдачу патента подается автором, работодателем или их правопреемником.

Заявка может быть подана через патентного поверенного, зарегистрированного в патентном ведомстве.

Физические лица, проживающие за пределами Российской Федерации, или иностранные юридические лица, либо их патентные поверенные ведут дела по получению патентов и поддержанию их в силе через патентных поверенных, зарегистрированных в Патентном ведомстве. К поверенным предъявляются следующие требования: высшее образование, не менее 4 лет практической работы в области охраны промышленной собственности или правового представительства, знание нормативных документов и международных договоров. Патентным поверенным не может быть работник Роспатента и подведомственных ему организаций.

В настоящее время зарегистрировано 17 патентных поверенных. Некоторые из них входят в фирмы патентных поверенных, например, Агентство по патентной информации (113834, Москва, Раушская наб., 4/5. Тел. 928-9334, 239-3014, факс 928-6039), Союзпатент (103735, Москва, ул. Куйбышева, 5/2. Тел. 925-1661, 925-6800).

Полный список патентных поверенных дается во II справочно-информационном томе данного издания.

Процедура получения патента в РФ включает в себя следующие этапы:

(а) подачу заявки на патент

(b) формальную экспертизу

(c) экспертизу заявки по существу по ходатайству заявителя или третьих лиц, подаваемому в течение 3-х лет с даты поступления заявки

(d) опротестование решений экспертизы, если необходимо

(e) регистрацию и выдачу патента.

В течение двух месяцев с даты поступления заявки Заявитель имеет право внести в нее исправления и уточнения без изменения сущности заявленного изобретения, полезной модели или промышленного образца.

Заявка на выдачу патента должна сосдержать:

    - заявление о выдаче патента с указанием автора (авторов) изобретения и лица, на имя которого (которых) исправшивается патент, а также их местожительства или местонаходения;

    - описание изобретения, раскрывающего его с полнотой, достаточной для осуществления;

    - формулу изобретения, выражающую его сущность и полностью основанную на описании;

    - чертежи и иные материалы, если они необходимы для понимания сущности изобретения;

    - реферат.

Заявка на полезную модель должна содержать:
    - заявление о выдаче свидетельства с указанием автора (авторов) полезной модели и лица (лиц), на имя которого (которых) испрашивается свидетельство, а также их местожительства или местонахождения;

    - описание полезной модели, раскрывающее ее с полнотой, достаточной для осуществления;

    - формулу полезной модели, выражающую ее сущность и полностью основанную на описании;

    - чертежи;

    - реферат.

Заявка на промышленный образец должна содержать:
    - заявление о выдаче патента с указанием автора (авторов) промышленного образца и лица (лиц), на имя которого (которых) испрашивается патент, а также их местожительства или местонахождения;

    - комплект фотографий, отображающих изделие, макет или рисунок, дающих полное детальное представление о внешнем виде изделия;

    - чертеж общего вида изделия, эргономическую схему, конфекционную карту, если они необходимы для раскрытия сущности промышленного образца;

    - описание промышленного образца, включающее перечень его существенных признаков.

Иностранные заявители должны предоставить Доверенность Патентному поверенному (Power of Attorney), передаточный акт (если имеется) и подписку об авторстве.

При подаче заявки иностранного заявителя вначале может быть подано описание и формула на языке оригинала, а перевод должен быть представлен в течение 2-х месяцев.

В настоящее время пошлина за получение патента составляет 220 долларов за один объем и 110 долларов за каждый дополнительный.

За регистрацию товарного знака по одному классу - 110 долларов и 55 долларов за каждый дополнительный класс.

Однако эти и другие пошлины пересматриваются, и следует ожидать публикацию новых пошлин в ближайшее время.
 

Возможно ли патентование объектов промышленной собственности
Российской Федерации за рубежом?

Возможно. Но не ранее чем через три месяца после подачи заявки в патентное ведомство.

Патентное ведомство (Комитет РФ) в необходимых случаях может разрешить патентование в зарубежных странах раньше указанного срока.
 

Порядок регистрации программ для ЭВМ

20 октября 1992 г. вступил в силу Закон РФ "О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных".

В соответствии со статьей 13 закона обладатель всех имущественных прав на программу для ЭВМ или базу данных непосредственно через своего представителя в течение срока действия авторского права по своему желанию может зарегистрировать ее, подав в установленном порядке депонированную заявку в Российское агентство по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологии интегральных микросхем (РосАПО). При наличии в заявке всех необходимых документов и при их соответствии установленным правилам оформления программа для ЭВМ или база данных вносится в соответствующий реестр. После этого заявителю выдается свидетельство об официальной регистрации, а в официальном бюллетене агентства публикуются сведения о зарегистрированном объекте.

Регистрация обеспечивает официальное уведомление общественности об исключительном праве заявителя на использование зарегистрированного объекта. Соответствующие сведения публикуются в официальном бюллетене агентства. Та же публикация выполняет роль оперативной рекламы, поскольку содержит информацию, представленную правообладателем в реферате.

Регистрация содействует защите прав в случае возникновения конфликтных ситуаций. Депонированные материалы могут рассматриваться судом в качестве первоочередного доказательства, так как они подтверждают наличие соответствующих прав и знания у лица, подавшего заявку на регистрацию. Очевидно, что объем доказательств определяется объемом сведений, содержащихся в заявке. Эти материалы могут быть представлены агентством по запросу суда.

Кроме того, обеспечивается возможность использования соответствующего реестра агентства в качестве независимого депозитария исходных текстов программ для ЭВМ. Доступ к реестру предоставляется лицензиату (например, пользователю программы или базы данных) в строго ограниченных случаях чрезвычайного характера, как то: банкротство правообладателя, смерть автора и т.п.

Следует отметить, что обязательной регистрации для однозначной идентификации правообладателя зарегистрированного объекта подлежат договоры о полной уступке всех имущественных прав на программу для ЭВМ или базу данных. Все остальные договоры регистрируются по желанию сторон, отражаемому либо в самом договоре, либо в отдельном протоколе согласования. 

В настоящее время устанавливаются размеры регистрационных сборов и порядок их уплаты, а также правила оформления и подачи заявок на официальную регистрацию.
 

Процедура обеспечения исполнения договора

Основы гражданского (ОГЗ) законодательства Российской Федерации предусматривают возмещение должником кредитору причиненных ему убытков в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств.

В связи с тем, что часто сложно доказать причинную связь между убытками и нарушением обязательств, устанавливаются дополнительные способы обеспечения обязательств: задаток, неустойка, залог, поручительство.

- Задаток - используется редко.

- Неустойка - один из наиболее распространенных способов обеспечения исполнения договора. Согласно п. 2 ст. 8 ОГЗ под неустойкой понимается определенная законодательством или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.

Право на взыскание неустойки не зависит от того, понес ли кредитор убыток и или нет.

В случае если невыполнение обязательств вызвано действием непреодолимой силы (форс мажор), должник от ответственности освобождается.

- Залог - Согласно п. 4 ст. 68 ОГЗ кредитор-залогодержатель приобретает право в случае неисполнения должником обязательства, обеспеченного залогом, получить удовлетворение за счет заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами. Закон о Залоге, принятый Верховным Советом Российской Федерации, расширил сферу его применения и дал возможность устанавливать залог недвижимого имущества.

Особенно часто используется залог в договоре банковского кредита.

Договор о залоге заключается в письменном виде. В ряде случаев (о залоге транспортных средств о ипотеке и др.) требует нотариального заверения, в ряде случаев (о залоге земли, предприятия в целом или иного имущества, подлежащего государственной регистрации), должен быть зарегистрирован в соответствующем органе.

При несоблюдении формы договора он является недействительным.

Предметом залога может быть любое имущество, которое в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, может быть отчуждено законодателем (т.е. то, которое может быть подарено, продано собственником имущества).

Государственное имущество (в том числе предприятия) может быть заложено с согласия собственника или уполномоченного им органа.

С введением с 1 марта 1993 г. Закона "О неплатежеспособности (банкротстве) предприятий" роль залога возрастает, так как заложенное имущество не входит в конкурсную массу, а преимущественное право на его получение приобретает кредитор-залогодержатель.

- Поручительство (гарантия)

Согласно п. 6 ст. 68 ОГЗ, поручитель обязывается перед кредитором другого лица (должника) отвечать за исполнение обязательства этого лица полностью или частично.

Законодательством предусмотрена субсидиарная (дополнительная) и солидарная (совместная) ответственность поручителя (гаранта).

В случае необходимости кредитор вправе обратить взыскание на любое имущество юридического лица - должника.
 

Что необходимо для переучета предприятий
с иностранными инвестициями (совместных предприятий),
ведущих хозяйственную деятельность в Москве?

Такие предприятия, зарегистрированные в Минфине СССР, Минфине РСФСР (РФ), районных советах народных депутатов, их исполкомах и в других органах и не прошедшие ранее согласование в Межведомственной комиссии при Моссовете по вопросам создания новых предприятий, организаций, учреждений или регистрацию (согласование) в Московской регистрационной палате (МРП), должны пройти переучет в МРП с 1 марта по 31 мая 1993 г.

Для этого необходимо подать в МРП заявку (Москва, ул. Моховая, 11, корп. 8Е). При приеме заявки выдаются бланки, необходимые для переучета и назначается дата переучета.
 

В какие инстанции следует обращаться в случае
нарушения контрактных обязательств?

Инвестиционные споры, в том числе споры по вопросам размера, условий или порядка выплаты, или порядка выплаты компенсаций разрешаются в Верховном суде Российской Федерации или Высшем арбитражном суде Российской Федерации, если иной порядок не предусмотрен международным договором, действующим на территории Российской Федерации.

Споры между иностранными инвесторами и предприятиями с иностранными инвестициями и государственными органами Российской Федерации, предприятиями, общественными организациями и другими юридическими лицами Российской Федерации, споры между инвесторами и предприятиями с иностранными инвестициями по вопросам, связанным с их хозяйственной деятельностью, а также споры между участниками предприятия с иностранными инвестициями и самим таким предприятием подлежат рассмотрению в судах либо по договоренности сторон в третейском суде, а в случаях, предусмотренных законодательством, - в органах по рассмотрению хозяйственных споров.

Международным договором, действующим на территории Российской Федерации, может предусматриваться обращение к международным средствам разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением иностранных инвестиций.
 

Арбитражные суды на территории России

Арбитражные суды в Российской Федерации составляют следующую единую систему:

    - Высший арбитражный суд Российской Федерации;

    - Высшие арбитражные суды республик в составе Российской Федерации;

    - краевые арбитражные суды;

    - областные арбитражные суды;

    - городские арбитражные суды;

    - арбитражный суд автономной области;

    - арбитражные суды автономных округов.

По предложению Высшего арбитражного суда России Президиумом Верховного Совета Российской Федерации могут быть образованы и другие арбитражные суды.

Высшими арбитражными судами республик в составе Российской Федерации, краевыми, областными, городскими арбитражными судами, арбитражными судами автономной области, автономных округов разрешаются все споры, подведомственные арбитражному суду, за исключением споров, отнесенных к подсудности Высшего арбитражного суда Российской Федерации.

Высший арбитражный суд России разрешает:

    - экономические споры, возникающие в связи с признанием права собственности на имущество, находящееся в государственной собственности Российской Федерации (федеральной собственности);

    - с истребованием имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации, из чужого незаконного владения;

    - с требованием об устранении нарушений прав субъектов федеральной собственности и вытекающих из нее прав полного хозяйственного ведения или оперативного управления, не связанных с лишением владения;

    - споры в сфере управления;

    - о признании недействительными (полностью или частично) актов государственных и иных органов Российской Федерации;

    - о возмещении убытков, причиненных организациям и гражданам-предпринимателям такими актами, а также возникших в связи с ненадлежащим исполнением указанными организациями своих обязанностей по отношению к организациям и гражданам-предпринимателям;

    - о взыскании штрафов и других денежных средств государственными и иными органами Российской Федерации, в том числе органами, осуществляющими антимонопольную политику, банками, инспекциями, иными контролирующими органами Российской Федерации;

    - об обжаловании решений государственных и иных органов Российской Федерации об изъятии денежных средств и иного имущества, а также о возврате незаконно изъятых указанными органами денежных средств и иного имущества;

    - вытекающие из экономических соглашений между государственными органами России и государственными органами других государств, когда это предусмотрено межгосударственными соглашениями;

    - вытекающие из экономических соглашений между органами управления республик в составе России, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей и округов;

    - по условиям контрактов о принятии заказов на поставку продукции, выполнение работ (услуг) для государственных нужд, заключаемых государственными и иными органами Российской Федерации, выдавшими заказы, и организациями или гражданами-предпринимателями, принявшими обязательства по выполнению заказов. Кроме того, Высшему арбитражному суду России подведомственны и другие споры, отнесенные к его ведению законодательными актами Российской Федерации, межгосударственными соглашениями и международными договорами.

Какие споры рассматривает арбитражный суд
и кто вправе обращаться в этот суд?

Арбитражный суд разрешает споры, вытекающие из гражданских правоотношений (экономические споры) и из правоотношений в сфере управления (споры в сфере управления).

К экономическим спорам, подведомственным арбитражному суду, относятся споры между организациями, гражданами-предпринимателями, находящимися на территории России, независимо от ведомственной принадлежности и подчиненности сторон и от суммы требований, возникающие в связи:

    - с заключением договоров (в двух случаях: а) если имеется соглашение о передаче возникшего или могущего возникнуть спора на разрешение арбитражного суда; б) если такая передача предусмотрена законодательными актами Российской Федерации);

    - с изменением условий или расторжением договоров (независимо от вида договоров);

    - с признанием права собственности;

    - с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств;

    - с истребованием собственником или законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;

    - с нарушениями прав собственника или законного владельца, не связанных с лишением владения;

    - с иными основаниями (например, вытекающими из обстоятельств, возникающих из необоснованного сбережения или приобретения имущества, вследствие причинения вреда и др.).

Если одна из сторон находится на территории другого государства, то указанные споры будут подведомственны арбитражному суду лишь в случаях, когда это предусмотрено международным соглашением, договором или соглашением сторон.

Экономические споры организаций с иностранными инвестициями подведомственны арбитражному суду, если это предусмотрено межгосударственным соглашением или соглашением сторон.

К спорам в сфере управления, подведомственным арбитражному суду, относятся в частности:

    - о признании недействительными (полностью или частично) актов государственных или других органов (адресованных конкретным лицам или группам лиц), в том числе решений Советов народных депутатов и администрации, не соответствующих законодательству и нарушающих охраняемые законом права и интересы организаций и граждан-предпринимателей;

    - о возмещении убытков, причиненных организациям и гражданам-предпринимателям такими актами, а также возникающих в связи с ненадлежащим исполнением указанными органами своих обязанностей по отношению к организациям и гражданам-предпринимателям;

    - об обжаловании решений Советов народных депутатов об отказе в предоставлении либо об изъятии земельного участка;

    - об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или предпринимательской деятельности граждан;

    - об обжаловании решений государственных и иных органов об изъятии у организаций и граждан-предпринимателей денежных средств и иного имущества, а также о возврате незаконно изъятых денежных средств и иного имущества;

    - о взыскании с организаций и граждан-предпринимателей штрафов и других денежных средств государственными и иными органами, в том числе органами, осуществляющими антимонопольную политику, банками, инспекциями, иными контролирующими органами, если законодательством не предусмотрено списание ими денежных средств в бесспорном порядке;

    - о возврате из бюджета денежных средств, списанных в виде экономических (финансовых) санкций, по другим основаниям государственными налоговыми инспекциями и иными контролирующими органами в бесспорном порядке с нарушениями требований законодательства;

    - споры по условиям контрактов о принятии заказов на поставку продукции, выполнение работ (услуг) для государственных нужд, возникающие между государственными и иными органами (организациями), выдавшими заказы, и организациями или гражданами-предпринимателями, принявшими обязательства по выполнению заказов;

    - споры, возникающие из экономических соглашений между государственными органами Российской Федерации и других государств, когда это предусмотрено межгосударственными соглашениями;

    - споры, возникающие из экономических соглашений между органами управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов, районов, автономной области, автономных округов;

    - иные споры в сфере управления, если они отнесены к компетенции арбитражного суда законодательными актами России.

В арбитражный суд могут обращаться за защитой своих нарушенных или оспариваемых законных прав и интересов юридические лица - предприятия, учреждения, организации (включая колхозы), а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус предпринимателя, приобретенный в установленном законом России порядке.

Право на обращение в арбитражный суд имеют органы государственной власти и управления, а также организации, не являющиеся юридическими лицами, но лишь в случаях, установленных законодательными актами Российской Федерации.

Организации с иностранными инвестициями, организации и граждане-предприниматели, которые находятся на территории другого государства, вправе обращаться в арбитражный суд в случаях, перечисленных выше (см. подведомственность споров).

Право на обращение с заявлением в арбитражный суд предоставлено также прокурору, но лишь в интересах организаций и граждан-предпринимателей, если при этом затрагиваются государственные или общественные интересы.
 

Порядок предъявления иска в арбитражный суд и уплаты
государственной пошлины по арбитражным делам

Организации и граждане-предприниматели для возбуждения дела в арбитражном суде должны подать исковое заявление с требуемыми законодательством сведениями в арбитражный суд, которому подсуден спор.

Исковое заявление должно подписываться только руководителем или заместителем руководителя организации, гражданином- предпринимателем. Не допускается передача права на подписание искового заявления иными лицами.

К основному заявлению обязательно должны прилагаться документы, подтверждающие: принятие мер к непосредственному урегулированию спора с каждым из ответчиков (за исключением, когда принятие таких мер не требуется); направление ответчику копии искового заявления и приложенных к нему документов, отсутствующих у ответчика; уплаты государственной пошлины (за исключением случаев, определяемых законодательными актами России); обстоятельства, на которых основывается исковое требование.

Всякое отступление от требований, предъявляемых к исковым заявлениям, влечет возвращение их без рассмотрения, что не препятствует повторному обращению заявителя в арбитражный суд после устранения допущенных нарушений.

В соответствии с установленным законодательством России порядком государственная пошлина должна уплачиваться до подачи искового заявления или кассационной жалобы. Исключения составляют случаи освобождения заявителя от уплаты пошлины.

Кроме того, арбитражный суд может отсрочить и рассрочить уплату заявителем госпошлины или уменьшить ее размер.

Государственная пошлина в размере до 50 рублей включительно уплачивается пошлинными марками, а при сумме свыше 50 рублей - наличными деньгами в кредитные учреждения либо перечисляется со счета плательщика в кредитном учреждении. Прием кредитными учреждениями пошлины от физических лиц осуществляется во всех случаях с выдачей квитанции установленной формы строгой отчетности.

Марки для уплаты пошлины изготовляются достоинством 50 копеек, 1, 3, 5, 10, 20, 30, 50 рублей по единому для всей России образцу, утвержденному Государственной налоговой службой Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов России.

Марки государственной пошлины реализуются учреждениями банков. Порядок их продажи определяется Центральным банком Российской Федерации. Купленные марки государственной пошлины возврату не подлежат.

Пошлинные марки наклеиваются на соответствующих заявлениях или кассационных жалобах, подаваемых в арбитражный суд, и погашаются подписью должностного лица, принимающего или выдающего документ, либо наложением штемпеля или печати арбитражного суда с указанием даты погашения.

Платежные поручения на безналичное перечисление пошлины, квитанции банка о приеме денег в уплату пошлины приобщаются к соответствующим документам, оплачиваемым государственной пошлиной. На платежных поручениях должна быть сделана отметка кредитного учреждения о перечислении в доход бюджета Российской Федерации со счета плательщика сумм в уплату государственной пошлины. Наряду с этим платежные документы должны содержать сведения, подтверждающие уплату пошлины по делу, к которому документ приобщен, и зачисление ее в бюджет.
 

Возможность досудебного урегулирования споров,
подведомственных арбитражному суду.
Каков порядок такого урегулирования?

Законодательством Российской Федерации определено, что спор может быть передан сторонами на разрешение арбитражного суда лишь после принятия ими мер по непосредственному урегулированию спора в порядке, установленном Положением о претензионном порядке урегулирования споров. Исключением из этого правила являются требования организаций и граждан-предпринимателей о признании недействительными актов государственных и иных органов, об обжаловании отказа в государственной регистрации организаций либо самостоятельной предпримимательской деятельности, а также других споров в сфере управления с участием граждан-предпринимателей, которые должны сразу рассматриваться арбитражным судом.

Указанным Положением установлено, что:

    - претензии должны предъявляться только в письменной форме и подписываться руководителем или заместителем руководителя организации, гражданином-предпринимателем;

    - к претензии обязательно прилагаются подлинные документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования, или надлежаще заверенные копии либо выписки из них, если эти документы отсутствуют у другой стороны;

    - организация, гражданин-предприниматель, получившие претензию, обязаны рассмотреть ее в течение 30 дней со дня получения (если иной срок не установлен соглашением сторон, международными договорами, а также контрактами с иностранными фирмами) и сообщить заявителю о результатах рассмотрения претензии, причем ответ на претензию дается в письменной форме и подписывается руководителем и заместителем руководителя организации, гражданином-предпринимателем;

    - при удовлетворении претензии, подлежащей денежной оценке, к ответу на претензию прилагается поручение банку на перечисление денежных средств с отметкой об исполнении (принятии к исполнению);

    - при полном или частичном отказе в удовлетворении претензии заявителю должны быть возвращены подлинные документы, которые были приложены к претензии, а также направлены документы, обосновывающие отказ, если их нет у заявителя претензии.

Заявитель вправе предъявить иск в арбитражный суд только в случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензии или неполучения в срок ответа на претензию.

Требования об изменении или расторжении договора либо о признании договора недействительным предъявляются и рассматриваются также в указанном выше порядке. Только ответ на претензию должен быть дан в десятидневный срок со дня получения требования, если иной порядок и сроки не установлены законодательством, действующим на территории России
 

Кто освобождается от уплаты арбитражных расходов?

Согласно действующему законодательству России арбитражные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К ним относятся суммы, подлежащие выплате за проведение экспертизы, назначенной арбитражным судом, за вызов свидетеля, осмотр места и услуги переводчика.

Исходя из имущественного положения сторон, арбитражный суд может отсрочить или рассрочить одной или обеим сторонам уплату арбитражных расходов либо уменьшить размер расходов. Если же одной из сторон является гражданин-предприниматель, то исходя из имущественного положения указанного лица, арбитражный суд вообще может освободить его от уплаты арбитражных расходов. Органы прокуратуры, а также государственные и иные органы, обращающиеся в установленных случаях в арбитражный суд, в защиту прав и интересов других лиц, а также государственных и общественных интересов, также освобождаются от уплаты арбитражных расходов.

Законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены и другие случаи освобождения от уплаты арбитражных расходов в доход государства. В частности, в настоящее время установлены льготы по уплате государственной пошлины в доход государства. Так, от уплаты государственной пошлины в арбитражных судах освобождаются:

    - Центральный банк России и его учреждения, Управление драгоценных металлов Минфина Российской Федерации, выступающие в качестве истцов и ответчиков по всем делам и документам;

    - общественные организации инвалидов, их учреждения и объединения - по всем искам;

    - органы социального обеспечения - по регрессным искам о взыскании с причинителя вреда сумм компенсации расходов на бензин, ремонт, техническое обслуживание автомототранспортных средств и запасные части к ним, на обучение инвалидов вождению;

    - органы социального страхования и органы Пенсионного фонда России - по регрессным искам о взыскании с причинителя вреда сумм пособий и пенсий выплаченных потерпевшему или членам его семьи;

    -истцы - по делам о взыскании сумм лесного дохода;

    - налоговые и финансовые органы, выступающие в качестве истцов и ответчиков, - по искам о взыскании платежей в бюджет; о ликвидации предприятия, о признании государственной регистрации предприятия недействительной и взыскании доходов, полученных в этом случае, о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, о взыскании суммы всего приобретенного не по сделкам, а в результате незаконных операций;

    а также указанные в законодательном акте другие государственные и иные органы по определенным искам или категориям дел.

Организация нотариальной службы

Работа нотариусов регламентируется "Основами Законодательства Российской Федерации о нотариате"

Наряду с государственными нотариальными конторами, согласно закону, создается институт нотариусов, занимающихся частной практикой. Все нотариусы имеют одинаковые права и обязанности перед своими клиентами, руководствуясь только законом. Оформленные ими документы, имеют одинаковую юридическую силу.

Стоимость оказываемых ими услуг так же одинакова и равна тарифам, установленным законодательством.

Частный нотариус обязан иметь лицензию на право заниматься делами.

Действия нотариуса могут быть обжалованы в суде. И в случае решения суда он будет обязан возместить клиенту причиненный вследствие умышленных действий ущерб. Гарантом нотариуса (вплоть до уплаты всей суммы) выступает нотариальная палата, членом одной из котороых частный нотариус обязан быть.

До принятия закона юридическую силу имели документы, оформленные только в государственных нотариальных конторах.
 
 

Аудиторский рынок в России

До недавнего времени государство удерживало в руках контроль над аудитом и только одна российская - тогда еще союзная - организация имела право проводить аудирование представительств иностранных фирм в России - фирма "Инаудит".

Сегодня в России можно встретить другую крайность: аудиторские услуги предлагают сотни фирм, которые внесли соответствующий пункт в свои уставы.

Предложение аудиторских услуг носит в России достаточно широкий характер. Однако здесь стоит вопрос как их качества, так и их легальности.

Дело в том, что до настоящего времени в России не существует закона об аудиторской деятельности. Есть лишь несколько проектов, подготовленных разными группами. Но ни один из них пока не принят. Поэтому в отличие от большинства стран, где аудитор является лицом, чью квалификацию подтверждает государство и дает право заниматься соответствующим видом деятельности - в России аудиторские услуги может предоставлять любое лицо. Или любая организация, которая записала в своем уставе соответствующее положение.

Поскольку многие занимаются аудитом, не имея на то лицензии, немаловажным условием является то, что нельзя с ходу доверять любому аудиторскому заключению. Насколько оно будет квалифицированно, в принципе сказать никто не может.

Поэтому для любого предпринимателя, коммерсанта первым вопросом перед знакомством с аудиторской фирмой должно стать выяснение того, обладает ли она надлежащим образом оформленной и не просроченной лицензией.
 
 

Лицензии на занятие аудиторской деятельностью

На сегодня существует ряд лицензий на занятие аудиторской деятельностью. Но единственной легальной лицензией является лицензия, выдаваемая Центральным банком. Лишь ему одному государством предоставлено право выдавать такие лицензии. А поскольку представительства иностранных фирм и предприятия с иностранными инвестициями по закону обязаны проходить ежегодную аудиторскую проверку в России, то проблема выбора аудитора, имеющего законную лицензию имеет серьезное значение.

Правда, может возникнуть ситуация, когда у аудиторской фирмы существует лицензия, выданная не Центральным банком, а кем-то другим. Например, в 1991 году их выдавал руководитель контрольно-ревизионной службы Минфина СССР, сейчас лицензии направо и налево раздаются только что созданной Ассоциацией бухгалтеров. Выдает их и Московская аудиторская палата. Такие документы являются, конечно, определенным подтверждением квалификации аудитора. Однако проблема заключается в том, что для налоговой инспекции эти лицензии значения не имеют, она их не признает.

Важно отметить одну серьезную особенность, отличающую западный аудит от российского. Сегодня в России аудит больше понимается как чисто бухгалтерская проверка, в отличие от западного, который включает в себя и экономические консультации, некий менеджмент в области управления и так далее.

Рынок аудиторских услуг в России своеобычен. Точное число фирм, занимающихся этим видом деятельности, никому не известно. Если же взять только тех, кто получил банковскую лицензию, то таких примерно 130-140. Число это непостоянно как в силу появления новых фирм, так и из-за того, что срок действия лицензий ограничен. Аудиторские фирмы, тем не менее, существуют практически во всех крупных городах.
 
 

Фирмы, занимающиеся аудитом в России

Количество фирм, которые в состоянии заниматься аудитом иностранных представительств и имеют соответствующие лицензии, составляет на январь этого года немногим более сорока.

Наиболее серьезные позиции здесь занимают восемь крупных фирм, созданных частью с иностранным участием. Это такие как "ErNst & YouNg", "Artur ANdersoN", DRT, KPMG, "SolomoN Brothеrs". К этому ряду можно отнести и бывшее подразделение министерства финансов "Инаудит", которое раньше вообще имело монопольные права на обслуживание иностранцев. Из остальных 30 более мелких фирм подавляющее большинство, порядка 25, не может похвастаться большим количеством заказов и сделало до сих пор одну-единственную такую проверку.

Аудиторская фирма "Баланс Плюс" занимает среднее положение. Она не является крупной фирмой. Но главная ее отличительная особенность заключается в том, что она полностью независима. И от западных структур, и от местных. Что в известной степени может гарантировать конфиденциальность информации. С другой стороны, это заставляет занимать очень активную позицию на аудиторском рынке В 1992 год фирма выполнила наибольшее число аудиторских заключений для представительств. Среди клиентов фирмы можно, например, назвать германский холдинг "Liebherr", крупную химическую компанию "Bitterfeld-WolfeN", немецкую фирму "Cabel INtertradiNg" и другие. 
 
 

Какие предприятия в России обязаны проходить аудиторскую проверку?

Особенность аудиторского рынка в России заключается в том, что не все организации обязаны проходить ежегодный аудит. Как уже было отмечено, по российским законам такую проверку обязаны проходить - не считая, конечно, банков, - два вида организаций. Это предприятия с иностранными инвестициями, и это представительства иностранных фирм, действующих на территории России.

При этом на налогообложение представительств иностранных фирм и фирм с иностранными инвестициями очень разнится. Если, например, вести речь о предприятиях с иностранными инвестициями, то бухгалтерский учет и налогообложение у них осуществляется практически так же, как и у обычных российских фирм. Фактически единственное отличие от россиян заключается в том, что такие предприятия сдают балансовый отчет лишь один раз в год, а не ежеквартально. Соответственно, и аудит здесь построен на обычных методах ведения бухгалтерского учета и проверок в России.

Что же касается представительств иностранных фирм, то порядок здесь принципиально другой. Согласно законодательству, такие представительства не обязаны вести бухучет по методикам и формам, принятым в России. И вообще не сказано, как они должны вести учет; сказано лишь - что должны.

Второе обстоятельство заключается в том, что на иностранное представительство распространяется действие соглашений об устранении двойного налогообложения, заключенных или заключаемых Россией со многими странами. В соответствии с этими соглашениями, значительный ряд видов деятельности представительств инофирм на территории России вообще не подвергается налогообложению.

Правда, с этим связана одна особенность, которую многие иностранные предприниматели не понимают. Считая, что их деятельность здесь не подвергается налогообложению, они полагают, что и отчета сдавать не надо. Но это не так. Отчетность о деятельности представительства фирмы и налоговую декларацию установленной формы они подать в налоговую инспекцию обязаны. Для этого в начале своей деятельности они должны зарегистрироваться в налоговом органе по месту нахождения представительства. Эта процедура несложная.

Существовавший ранее порядок обязательной аккредитации при МВЭС сейчас отменен. Аккредитация есть, но она оставлена на добровольное усмотрение представительства. Впрочем, она мало что и дает.

Налоговая декларация, которую представительства обязаны подавать в налоговую инспекцию, должна быть в обязательном порядке аудирована российской аудиторской фирмой. Разумеется, аудитор в данном случае может быть и иностранным, но в любом случае подчеркивается, что он обязан быть зарегистрирован по законодательству России. Иначе он не может проводить такую работу.

В России уже достаточно много крупных иностранных аудиторских фирм, зарегистрированных по российскому законодательству, они имеют право выполнять такие работы. Но, естественно, и цены на их услуги - европейские. Иногда и в десятки раз выше, чем цены на подобные услуги, предоставляемые российскими фирмами.
 

Методика определения налогообложения в России

Еще одна особенность аудирования в России состоит в методиках определения налогообложения. Учитывая, что многие иностранные фирмы не ведут специального учета по деятельности с российскими предприятиями и не в состоянии определить доходы и прибыли, полученные от именно этого круга дел - то есть подлежащие налогообложению, - в подавляющем большинстве случаев приходится рассчитывать размер налогообложения так называемым условным методом. Метод этот заключается в том, что прибыли, полученные предприятием от деятельности в России, рассчитываются условно, исходя из ежегодного пересматриваемой нормативной ставки прибыли от затрат, произведенных на содержание представительства. И поэтому чем больше затраты - вне зависимости от доходов фирмы - тем больше налогов она должна будут платить. Чтобы предотвратить излишнее налогообложение, очень важно пользоваться услугами грамотного аудитора, который действует в рамках законов, но знает различные методы и варианты расчетов. И если ими грамотно умело пользоваться, то можно сэкономить значительные средства.

Любая иностранная фирма имеет право инвестировать в российское предприятие двумя способами. Либо она создает свое собственное предприятие здесь и регистрирует его по российскому законодательству, и тогда предприятие подлежит обычному налогообложению, как и все другие российские предприятия - но, конечно, прибыли могут вывозиться в доле, принадлежащей иностранному партнеру. Либо вложить свои инвестиции в уже действующие российские предприятия - и тогда с тех дивидендов, которые будет получать иностранный инвестор, он будет платить налоги.
 

Стандарты проведения аудита

Что касается стандартов проведения аудита, то есть значительное число фирм, как западных, так и российских, которые могут выполнить аудит по западным стандартам. Но для российской налоговой инспекции это просто не нужно. Она не поймет и не примет баланс, переведенный в западные стандарты. Документы же в налоговую инспекцию в любом случае должны быть составлены по-русски. 

[ СОДЕРЖАНИЕ] [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]