Деловая книга РАУ
Обозреватель - Observer


 

КНИЖНЫЙ РЫНОК И ПРЕССА


Книжный рынок в России, перспективы его развития


Изучение мотивов приобретения и чтения книг в России и в развитых странах Запада показывает неадекватную картину отношения потребителей к книге.

Институт книги в сентябре 1992 г. провел опрос 2500 читателей различных социальных групп 10 регионов России.

Устойчивый интерес к чтению книг перед другими видами занятий во время отдыха продолжает играть ведущее место, как и ранее, у большей части (53,9%) опрошенных. На втором месте - просмотр телепередач (40,2%).

Лидирует в чтении художественная литература (79,1%), а в ней - детективы (46%), исторические и политические романы (42,9%), приключения (31,5%), фантастика (25,6%), мелодрама (24%). На втором месте - детская литература (21,8%).

Рынок быстро прореагировал на главные интересы в чтении и уже в 1992 г. выпуск этих видов литературы от общего объема составил около 70% - почти 800 млн. экземпляров книг.

После продуктов, одежды и обуви предпочтение в покупках отдается книгам, но рост цен на книги и сокращение покупательной способности населения приводят к тому, что у 64,5% читателей не хватает денег на покупку книг.

Население сегодня готово "выложить" за год на покупку книг от 70 млрд руб. (нижняя оценка) до 170 млрд руб. (верхняя оценка).

Потребность не менее чем в 2 раза превышает предложения. Просто книги предлагаются только там, где спрос на них в основном удовлетворен. "Почти 70% России представляет собой еще фактически закрытую зону для большинства книг".

Важной проблемой является организация альтернативной разветвленной сети книгораспределения. Совершенно очевидно, что дефицит книги в России налицо. В центральном регионе, где сосредоточено до 70% издательств и полиграфпредприятий страны, дефицит по отдельным жанрам художественной и детской литературы преодолен, но и только.

Книжный голод в России еще не преодолен, и изменившаяся экономическая обстановка создает новые возможности для решения проблемы.

В 70-80 гг. удовлетворение спроса на художественную литературу составляло около 35%. Этой литературы сегодня производится не меньше, чем ранее, правда, ассортимент ее стал очень скудным. Менталитет советского человека, воспитанного на любви к книге, в этом отношении пока остается высоким. Поэтому неудивительно, что, несмотря на сокращающиеся возможности покупки книг, спрос на них остается все еще высоким.

Наибольшую готовность к покупке книг проявляют читатели Московской области, Краснодарского края, Самары, Коми, Тюменской области. Наименьший показатель в Тамбовской области, Мордовии, Санкт-Петербурге.

Может ли рынок обеспечить решение этих проблем?

Россия - это гигантское пространство, книжное производство сосредоточено в основном в Европе, в центре, и на северо-западе, производство же бумаги - на севере Европы и в азиатской части России. За Уралом в последние два года возникли сотни негосударственных издательств, однако нередко они вынуждены печатать книги в европейской части России, особенно - высококачественные. Издание научной книги, учебной литературы издавна было монополией центра.

Разрешение проблемы равного доступа к книге, видимо, должно идти разными путями, но два главных из них - следующие.

Перепрофилирование полиграфкомбинатов за счет местного бюджета, иностранных и государственных инвестиций помогло бы разрешить главные задачи регионов. В азиатском регионе России следует поддержать создание крупных издательско-полиграфических центров, сократив пути доставки книги к читателям. Такими центрами могли бы стать: Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток.

Сегодня монополия бывшей "Союзкниги" разрушена. Оптово-розничное предприятие "Роскнига" стало сервисным предприятием с объемом услуг в 1992 г. около 50 млн руб. Централизованный сбор тиражей по "Книготорговому бюллетеню" носит теперь скорее ориентирующий характер. Этот процесс не может заменить систему сбора тиражей по аннотированным планам издательств, носившую ранее нормативный характер. Все больший размах приобретают прямые связи: издательство - книготорг - база - магазин. И новые отношения, идущие уже напрямую от полиграфпредприятия на рынок, минуя государственных посредников.

По расчетным данным, объем товарооборота через всю оптовую государственную сеть в 1992 г. составил около 15 млрд руб. Таким образом, книжная продукция на сумму около 35 млрд руб. прошла уже через негосударственную оптовую торговлю, напрямую в магазины и лотки. Это дает объяснение тому факту, почему государственная оптовая торговля носит сегодня вялый характер, ведь лучшая продукция (в коммерческом отношении) минует ее.

Научная, производственная, учебная, детская литература очень медленно продвигается от производителя к потребителю в регионы. Должна быть создана постоянная государственная система экономической поддержки движения социально важной литературы.

Некоторый государственный опыт поддержки книгоиздания, книгораспространения накоплен в новых экономических условиях в государствах ближнего зарубежья, отдельных республиках Российской Федерации. Так, например, налог на добавленную стоимость полностью снят в Узбекистане, Казахстане, Латвии, Молдове, на школьные учебники на национальных языках - в Кабардино-Балкарии, на литературу на национальных языках - в Республике Марий-Эл. Льготное налогообложение на реализацию литературы введено в Узбекистане, Молдове, в Калмыкии, Челябинской области. Эти меры помогают существенно улучшить картину распределения литературы по регионам.

Возможно применение и других мер протекционизма со стороны государства, администрации регионов. Это экономическое стимулирование всех форм оптовой и розничной торговли на местах, создание благоприятных условий по оплате труда работникам этих форм торговли, разумная их поддержка.

Книжные магазины, оптовые базы должны стать предметом постоянной заботы муниципалитетов, местной администрации. Их разумное сочетание по формам собственности (государственной и негосударственной) всегда можно сбалансированно решить на месте в интересах населения региона.

Журналы, издаваемые в России


Традиционно в России достаточно велик интерес к печатному слову, что породило феномен так называемых "толстых" журналов (прежде всего литературно-художественных), тираж которых заметно возрос в годы перестройки, однако затем, в связи с углубляющимся экономическим кризисом существенно снизился. К таким журналам следует отнести прежде всего "Юность" (имеет наибольшее число подписчиков), "Дружбу народов", "Знамя", "Наш современник", "Молодую гвардию" и некоторые другие.

Кроме того, в России издается ряд научных и научно-популярных журналов, которые (особенно научно-популярные) пользуются спросом у читателей. Из научно-популярных журналов наиболее известны "Наука и жизнь", "Знание - сила", "Химия и жизнь", "Техника - молодежи" и др.

Научные, прежде всего специальные научные журналы испытывают в данный момент наибольшие трудности, что связано с резким уменьшением покупательной способности, и, как следствие этого, уменьшают тиражи.

Несколько изменилось положение на журнальном рынке иллюстрированных журналов типа журнала "Огонек", занимавшего до недавнего времени некую среднюю позицию между собственно иллюстрированным и общественно-политическим изданием, содержащим большое количество злободневных публицистических статей. Усилившаяся с экономическим кризисом политическая апатия населения серьезно уменьшила спрос на издания подобного рода. Кроме того, в России, вероятно, утрачен опыт издания собственно иллюстрированных развлекательных журналов.

Кроме того, к журнальной продукции можно отнести информационные и информационно-аналитические периодические издания, выпускаемые различными государственными органами (например, "Бюллетень Верховного суда Российской Федерации", "Бюллетень нормативных актов", "Бюллетень текущего законодательства и его применения", "Вестник Конституционного Суда Российской Федерации" и др.), а также издания, выпускаемые независимыми аналитическими центрами (например, выпускаемый РАУ-Корпорацией информационно-аналитический еженедельник "Обозреватель", выходящий с приложениями, среди подписчиков которого многие видные государственные деятели России и республик бывшего СССР).

Несколько лет назад журналы распространялись в основном по подписке. Однако растущая цена бумаги и услуг по подготовке изданий увеличили и продолжают увеличивать цену за каждый экземпляр издания.

Газеты, представляющие наибольший интерес
для деловых людей в России


В настоящее время только в Москве издается семнадцать ежедневных газет федерального и регионального масштаба, более ста десяти еженедельных и ста ежемесячных газет. Общий тираж ежедневных газет - около ста миллионов экземпляров. На региональном уровне, то есть в каждом областном центре и каждом крупном городе, издается от пяти до двадцати (в зависимости от размера региона и плотности населения) различных региональных газет.

Тематика центральных газет достаточно разнообразна. Однако опросы, проведенные некоторыми газетами (в частности, "Московскими Новостями"), позволяют выявить, какие из изданий наиболее популярны.

По качеству экономической информации среди различных газет выделяются "Коммерсантъ-Daily", еженедельный "Коммерсантъ", "Экономика и жизнь", "Известия", "Аргументы и факты" (еженедельник), "Бизнес МН", "Независимая газета"; по уровню рекламной информации - "Известия", "Коммерсантъ - daily", еженедельный "Коммерсантъ", "Экономика и жизнь", "Аргументы и факты", "Московский комсомолец".

Необходимо, однако, помнить, что удорожание подписки и рост розничных цен могут изменить эту картину. Увеличение количества выходящих газет далеко не всегда совпадает с ростом спроса на печатную продукцию у широкого потребителя.

Российские деловые газеты,
выходящие на иностранных языках


"Face to face" Business news (на английском языке)

"Financial and Business News"

"What and Where in Moscow (Что и где в Москве)(на английском, немецком языке)

"Business World Weekly" ("Деловой мир - еженедельник на английском языке)

"Economical News" ("Экономические новости" на английском языке)

"Leningrad Today & Tonight" (Ленинград днем и вечером)

"L'Espresso" (Журнал новостей) - на итальянском языке 

"Палитра" (на русском, английском и шведском языках)

"Russian Trade Express" (на английском и немецком языках)

Где можно приобрести газеты и журналы, издающиеся за рубежом?


Практически во всех крупных гостиницах, где обычно останавливаются приезжие из-за рубежа, можно купить газеты и журналы на разных языках мира. Если интересующего Вас издания не окажется в киоске гостиницы, Вы можете обратиться в московское бюро интересующей Вас газеты.

Что представляет собой "самиздат"?


Самиздат - это выпускаемая вне государственного и иного контроля печатная продукция, развивающая идеи или художественные течения, запрещенные или не получившие адекватного выражения в зарегистрированных изданиях.

Самиздат появляется при отсутствии или ограничении в стране свободы слова и печати, причем под "ограничением" следует понимать не только юридические запреты, но и практические сложности, вытекающие из сложившейся структуры общества, его ментальности. Самиздат можно определить по формальным признакам (примитивная полиграфия, фотография, рукопись), юридическим (несанкционированность выпуска и распространения, отсутствие лицензии), идеологическим (в основном антиправительственная направленность), а также по признаку "от противного": это тексты, запрещенные властью или неодобренные и распространяемые вопреки власти.

По мнению специалистов-библиографов, постоянными читателями самиздата может являться не более 2 - 3 тыс. человек. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]