Деловая книга РАУ
Обозреватель - Observer


 

КУЛЬТУРА И БИЗНЕС


Какие права и свободы в области культуры
гарантируются законом иностранному гражданину в России?


Иностранные граждане и лица без гражданства имеют в сфере культуры России равные права с гражданами Российской Федерации.

В Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от его национального и социального происхождения, языка, пола, политических и иных убеждений, религии, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или иных обстоятельств.

Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам групп, организаций, политических партий или самого государства. Каждому человеку гарантируется право заниматься творческой деятельностью (профессионально или на любительской основе) в соответствии со своими интересами и способностями.

Граждане могут создавать организации, предприятия и учреждения по производству, тиражированию и распределению культурных ценностей, благ и услуг, посредничеству в этой области, а также объединяться по собственной инициативе в ассоциации, творческие союзы, гильдии, товарищества, творческие коллективы, другие культурные сообщества в порядке, определяемом Законом об общественных объединениях.

Граждане имеют право вывозить за границу с целью экспонирования или иных форм публичного представления, а также для продажи результаты своей творческой деятельности.

Компетенция органов власти
и управления в сфере культуры в России


К компетенции органов власти Российской Федерации в области культуры и культурной деятельности относятся: определение основ государственной культурной политики, правовое регулирование отношений собственности и порядка распоряжения национальным культурным достоянием; внешняя политика в области культурного сотрудничества, регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей, выработка основ финансовой политики, правил валютных операций, принципов налогообложения и ценообразования в сфере культуры.

Обеспечение прав и свобод человека в области культуры, охрана авторских прав и интеллектуальной собственности граждан, создание условий для национального культурного и языкового развития всех народов России - прерогатива совместного ведения Российской Федерации и субъектов федерации.

Разработка территориальных программ сохранения и развития культуры с учетом требований государственной культурной политики, национальных, региональных, социально-экономических, демографических и других особенностей и их реализация, финансовое и материально-техническое обеспечение относятся к ведению республик в составе России или краев, областей, автономных областей и автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в лице их государственных органов власти.

Органы управления Российской Федерации, республик в составе России и административно-территориальных образований регистрируют создание на их территории организаций в сфере культуры и их уставы.

Государство поощряет привлечение общественных, частных и других источников финансирования для создания фондов финансирования культурной деятельности, особенно в целях развития культуры в сельской местности, регионах Крайнего Севера и приравненных к ним территорий налоговыми и другими льготами.

Местные органы исполнительной власти согласно Закону "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", обязаны предоставлять творческим работникам или творческим коллективам в пользование и аренду на льготных условиях помещения для оборудования мастерских, лабораторий и других рабочих мест, необходимых для творческой деятельности.

Регулирование культурных обменов с зарубежными странами


Российская Федерация признает приоритет международного права в области культуры. В случае несоответствия своих законодательных актов нормам международного права, признанных соответствующими договорами, применяются нормы международных правовых актов.

Законодательство России поощряет самостоятельное прямое участие в зарубежных культурных обменах частных лиц, организаций, учреждений и предприятий культуры и регулирует их деятельность только с помощью законов.

К числу ведущих направлений международного культурного сотрудничества России, определяемых государственными программами, двусторонними или многосторонними соглашениями с другими государствами, относятся культурные обмены, реставрация уникальных памятников истории и культуры, совместное производство культурных ценностей, благ и услуг, создание и внедрение новых технологий, технических средств, оборудования для сферы культуры, подготовка и стажировка кадров, обмен методиками, учебными программами и пособиями.

Особое место в культурных обменах России занимает сотрудничество с соотечественниками за рубежом. Государство содействует развитию этих связей и созданию благоприятных условий для возвращения на Родину выехавших деятелей культуры и искусства. Оно берет на себя обязательство компенсировать в соответствии с действующим законодательством незаконно нанесенный им ущерб.

На территории России могут беспрепятственно создаваться филиалы и другие структуры международных культурных фондов и организаций. Каждый гражданин и любая организация России имеют право вступать в международные культурные организации или вовлекать в свои ряды иностранных членов.

Внешнеэкономическая деятельность в сфере культуры


Организации, творческие союзы, республиканские общества, действующие в сфере культуры, осуществляют внешнеэкономическую деятельность, специализированную торговлю, в том числе аукционную, произведениями искусства, изделиями народных художественных промыслов, изобразительной продукцией, предметами антиквариата в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Это касается и их прав пользования кредитом российских и зарубежных банков, коммерческими кредитами в иностранной валюте, а также продажи и приобретения валюты.

Валютная выручка от внешнеэкономической деятельности этих организаций оставляется им в полном объеме при условии направления ее на уставные цели или на обеспечение сохранности и развития национально-культурного достояния, укрепления материально-технической базы культуры и искусства. Выручка от продажи современных произведений искусства или от концертной деятельности распределяется на основании договора между авторами, исполнителями и посредниками и облагается налогами на общих основаниях.

Действующее законодательство России не ограничивает право организации в сфере культуры на получение безвозмездных пожертвований (даров, субсидий) от отечественных и зарубежных юридических лиц и граждан, международных организаций. Использование таких средств осуществляется в соответствии с Уставом организации культуры.

Приватизация учреждения культуры в России


Приватизация объектов культуры допускается в порядке, установленном Законом Российской Федерации о приватизации, при условии сохранения их функционального назначения.

Не подлежит разгосударствлению культурное наследие народов России, в том числе ценности, хранящиеся в фондах государственных музеев, в ассортиментных кабинетах предприятий традиционных народных промыслов, в фондах архивов и библиотек, картинных галерей, включая помещения и здания, где они расположены, а также другие объекты, являющиеся национально-культурным достоянием.

Учреждения культуры предприятий и организаций (клубы, библиотеки, редакции газет, музеи и т.д.) могут быть приватизированы при согласии профсоюзного комитета данного предприятия и местного Совета народных депутатов, на территории которого расположены эти учреждения культуры.

При передаче здания, в котором размещена организация культуры, другим предприятиям (в том числе и религиозным) государственные органы, осуществляющие передачу, обязаны предварительно предоставить организации культуры равноценное помещение.

Такой порядок приватизации учреждений культуры и искусства определен "Основами законодательства Российской Федерации о культуре", принятым Верховным Советом России 9 октября 1992 года.

Могут ли иностранные фирмы и граждане приобретать в России в собственность культурные ценности, здания и другое имущество культурного значения?

В соответствии с законом "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" иностранные физические и юридические лица могут приобретать в России в собственность культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество культурного назначения. Причем этим правом они пользуются наравне с российскими физическими и юридическими лицами.

В парламенте России подготовлен законопроект "О вывозе и ввозе культурных ценностей", который существенно ограничивает возможности вывоза предметов культуры и искусства из России, даже если они приобретены российскими или иностранными физическими или юридическими лицами. Нормы, устанавливаемые этим законопроектом, полностью согласуются с международным правом.

Могут ли заниматься предпринимательской деятельностью
в области культуры в России иностранные физические
и юридические лица?


На основании закона о предприятиях и предпринимательской деятельности, законодательства о торговле и посреднической деятельности и других правовых актов Российской Федерации можно утверждать, что нормы такой деятельности иностранцев в России не отличаются от норм, применяющихся в западных странах. При этом статьи "Внешнеэкономическая деятельность в области культуры", "Цены и ценообразование в области культуры" и ряд других статей "Основ законодательства о культуре" предусматривают льготное налогообложение и другие стимулы для предпринимательства в области культуры, в том числе и для иностранцев.

Могут ли коммерческие организации
использовать объекты культуры в своих интересах?


"Основы законодательства Российской Федерации о культуре" устанавливают, что организации сферы культуры обладают исключительным правом использовать собственную символику (официальное и другое наименование, товарный знак, эмблему и т.д.) в коммерческих и рекламных целях, а также разрешать такое использование другим юридическим лицам и гражданам на договорной основе.

Согласно этому закону предприятия, учреждения и организации могут изготавливать и реализовывать продукцию (в том числе рекламную) с изображением (воспроизведением) объектов культуры и культурного достояния, деятелей культуры только при наличии соответствующего разрешения владельцев имущества либо изображаемых лиц. Плата за использование изображения устанавливается на основе договора. При использовании без разрешения применяются нормы административного законодательства.

На основе договоров с органами и организациями культуры осуществляется также экскурсионный показ объектов культурного наследия предприятиями, кооперативами, общественными объединениями, организующими туристско-экскурсионную деятельность.

Хозрасчетные предприятия, расположенные в охранных зонах памятников, должны отчислять на специальные счета государственных органов по учету, использованию и реставрации памятников фиксированные платежи, устанавливаемые местными советами, на территории которых расположены памятники истории и культуры.

Лицензионная торгово-коммерческая деятельность,
связанная с культурными ценностями


Под торгово-коммерческой деятельностью, связанной с культурными ценностями, понимается открытие коммерческих торговых предприятий внутри страны и за рубежом, производящих все виды скупки и продажи культурных ценностей, либо поставки их по контрактам с зарубежными партнерами.

Торгово-коммерческая деятельность в сфере культуры допускается только при наличии лицензий на ее осуществление, выдаваемых Министерством культуры Российской Федерации. За выдачу лицензий на право проводить торгово-коммерческую деятельность, связанную с предметами истории и культуры, взимается плата. Ее размеры, порядок уплаты и использования определяется Правительством России.

Предприниматель, получивший такую лицензию, обязан вести реестр, в котором должно быть указано происхождение каждой культурной ценности, фамилия и адрес поставщика, описание и изображение предметов и стоимость каждой проданной культурной ценности. Он обязан предоставлять эту информацию государственным органам контроля и регулирования вывоза культурных ценностей по их требованию.

До передачи поступивших культурных ценностей в продажу предприниматель должен предъявить их на экспертизу, производимую в соответствии с Законом и в порядке, утверждаемом Правительством страны.

В ходе торгово-коммерческой деятельности может осуществляться передача права собственности на культурные ценности. С целью предотвращения незаконной передачи права собственности сделки в отношении произведений искусства должны заключаться в письменной форме и удостоверяться нотариально. Такое же правило распространяется на случаи дарения и передачи в порядке наследования культурных ценностей.

Порядок вывоза за границу России культурных ценностей


Вывозу или временному вывозу (например, на выставку) из России не подлежат предметы, имеющие историческую, художественную или иную культурную ценность и представляющие особое значение для культурного наследия Российской Федерации, утрата или повреждение которых нанесет невосполнимый материальный и духовный ущерб культуре народов России. Не подлежат вывозу также предметы, включенные в официальный перечень особо ценных объектов культурного наследия и охраняемые государством.

Не подлежат вывозу за границу культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных архивах, музеях, библиотеках и других хранилищах Российской Федерации.

Не могут быть вывезены из России произведения, документы и другие ценные предметы истории и культуры, созданные до 1945 года. Решение о возможности вывоза и временного вывоза культурных ценностей принимается Министерством культуры России или Комитетом по делам архивов при Правительстве Российской Федерации, а также специально уполномоченными государственными органами.

Решение о вывозе предметов культуры и искусства может приниматься только после проведения профессиональной экспертизы культурных ценностей, заявленных к вывозу. Отказ лица, ходатайствующего о вывозе предметов культуры за границу, представить их на экспертизу, рассматривается как отказ заявителя от их вывоза.

В случаях, когда результаты экспертизы дают основание для постановки какого-либо предмета на государственный учет как памятника истории и культуры, материалы экспертизы передаются в соответствующие государственные органы независимо от согласия владельца. При несогласии владельца с заключением экспертизы культурная ценность, заявленная к вывозу, представляется на рассмотрение Государственной экспертной комиссии.

Решение о возможности вывоза за границу предметов истории и культуры удостоверяется специальным свидетельством, которое является основанием для пропуска культурных ценностей через таможенную и государственную границу Российской Федерации.

Указанный порядок распространяется также на дипломатические представительства, послов и других российских и иностранных физических лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом.

В Москве при Комитете по культуре Москвы создана своя служба по охране и контролю вывоза культурных ценностей, с целью создания единой системы, обеспечивающей проведение экспертизы предметов искусства и контроль за их вывозом.

Служба осуществляет искусствоведческую и историко-культурную экспертизу ценностей, представляемых для вывоза за пределы России, выдачу соответствующих разрешений, регистрацию ввозимых в Москву ценностей.

Служба имеет право централизованно закупить произведения искусств и произведения антиквариата для музеев, контролировать деятельность предпринимателей в использовании культурных ценностей.

Служба будет подчинена федеральной, создание которой предусмотрено проектом "Закона о ввозе и вывозе культурных ценностей".

Более подробную консультацию по этому вопросу можно получить в Министерстве культуры и туризма России или в Комиссии по вывозу культурных ценностей Комитета по культуре г.Москвы или в управлениях культуры местных органов власти. Там же можно провести экспертизу вывозимых ценностей, сделать оценку их стоимости и оформить разрешение на вывоз их из России.

Временному вывозу не подлежат культурные ценности, состояние которых не позволяет изменить условия их хранения, а также такие предметы, в отношении которых не определено, кто является его собственником. Министерство культуры России может по своему усмотрению отказать в ходатайстве о временном вывозе культурных ценностей в случаях, если:

    - отсутствуют гарантии обратного ввоза культурных ценностей со стороны физического или юридического лица, осуществляющего временный их вывоз; 

    - невозможно получить от принимающей стороны гарантии сохранности произведений в связи со стихийными бедствиями, вооруженными конфликтами, политической нестабильностью;

    - у Российской Федерации отсутствуют дипломатические отношения со страной, в которую намечен временный вывоз вещей;

    - страны, принимающие культурные ценности, не участвуют в Конвенции ЮНЕСКО от 1970 г. "О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности";

    - страны, принимающие культурные ценности, не участвуют в системе Интерпола.

Следует иметь в виду, что все незаконно вывезенные за рубеж культурные ценности, признанные национально-культурным достоянием, подлежат обязательному возвращению на Родину независимо от их местонахождения, времени и обстоятельств вывоза.

Какими правами в России
пользуются авторы произведений искусства, вывозимых за границу?


Автор, независимо от того, выезжает ли он временно или на постоянное жительство за границу, имеет право вывезти созданные им культурные ценности беспрепятственно и в любом количестве в соответствии с действующим порядком. При оформлении разрешения на вывоз с последних не взимается специальный сбор.

Юридические и физические лица, вывозящие созданные современными авторами культурные ценности при их жизни, либо в течение 25 лет после смерти, обязаны предъявить доказательство законности приобретения данных культурных ценностей. Государственная служба России по охране культурных ценностей обязана известить автора или его наследников о факте законного вывоза его произведений.

Право автора на участие в доходах от последующей продажи или иного коммерческого использования за рубежом его произведений, а также размер доли авторского вознаграждения устанавливаются Законом об авторском праве.

Выручка от продажи произведений современного изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства, исполнительской деятельности в странах с расчетом в СКВ распределяется между авторами, исполнителями и посредниками по договору между ними и облагается подоходным налогом в соответствии с действующим законодательством России.

Платежи и сборы при вывозе культурных ценностей за границу


За право вывоза культурных ценностей из России государственный орган, выдающий свидетельство о праве вывоза, взимает специальный сбор, который уплачивается физическими или юридическими лицами в случае получения разрешения на вывоз.

Основой для исчисления суммы сбора является реальная рыночная цена предмета или суммарная стоимость предметов, указанная в заявлении лица, ходатайствующего о вывозе. Если государственный орган, выдающий свидетельство, определяет иную стоимостную оценку вывозимого предмета, размер сбора может быть изменен.

За проведение специализированной экспертизы произведений в связи с их вывозом или передачей права собственности на них также взимается плата.

Для лиц, передавших в дар государству ценности, занесенные в Государственный реестр объектов культурного наследия или взятые под государственную охрану, устанавливаются льготы в уплате специально сбора.

За право временного вывоза культурных ценностей (на выставку, например) также уплачивается специальный сбор; он исчисляется от суммы оценки предметов, определенной в договоре сторон об обратном их ввозе.

При вывозе произведений культуры и искусства, оформленных в соответствии с этими требованиями, экспортная таможенная пошлина не взимается и данные вещи не могут рассматриваться в качестве личного имущества, вывоз которого ограничивается квотой на вывоз подарков. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]