Право
Обозреватель - Observer

 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГЕРМАНИИ


Олег Дамаскин,
доктор юридических наук

 

 Новая социальная система ФРГ


Действие Основного закона (конституции) Федеративной Республики Германии, обнародованного 23 мая 1949 г., распространено с 3 октября 1990 г. на всю Германию в связи с присоединением ГДР к ФРГ на основе Договора об объединении.

В статье 20 Основного закона дается определение Федеративной Республики Германии как демократического и социального, построенного на принципах федерализма государства. В статье 28 Основного закона речь идет об основах социального правового государства по типу республики. Принцип социального государства имеет, согласно статье 79 Основного закона, вечные гарантии со стороны Основного закона.

Основной закон оставляет за законодательной и исполнительной властью право наполнить понятие социального государства конкретным содержанием.

Основными его идеями являются: условия жизни, не унижающие человеческого достоинства; социальное равенство; оказание социальной помощи нуждающимся.

На протяжении нескольких десятилетий ФРГ являлась своеобразной витриной западного мира, демонстрировавшей реальные и мнимые преимущества западного образа жизни. При этом экономические возможности по развитию системы социального страхования и рынка труда традиционно обеспечивались федеральным и земельным законодательством.

Однако современное состояние экономики Германии, обусловленное влиянием неблагоприятной конъюнктуры рынка, привело руководство страны к решению модернизировать систему социального страхования и рынка труда.

Ежегодный рост валового внутреннего продукта (ВВП) составил в 1998 г. - 2%, в 1999 г. - 2%, в 2000 г. - 2,9%, в 2001 г. - 0,8%, в 2002 г. - 0,2%, в 2003 г. - -0,0%1. 

Разумеется, решение о реформировании связано не только с объективными показателями ежегодного снижения роста ВВП, но и с субъективной возможностью ограничения жизненно важных потребностей большинства трудящегося населения в условиях глобализации мирового рынка, использующего в своих интересах ресурсные потоки и миграционные процессы. 

Разговоры о крупнейшем кризисе, в котором находится страна, о застое в реформах, о парализующей саму себя политической системе попросту не соответствуют реальности и служат лишь прикрытием для обеспечения экономических интересов крупных финансово-промышленных групп. Германия остается процветающей, богатой по сравнению с другими государствами страной. Однако коррективы, которым подвергается государство "всеобщего благоденствия", даются нелегко, поскольку обратное действие падающих темпов экономического роста ощутимо и реально. 

Главная проблема состоит в том, чтобы аннулировать общественный договор в рамках социального государства на основе признания тезиса о том, что общепринятый характер работы на благо общества устарел. Основанием для такого утверждения является то обстоятельство, что решение проблемы стабилизации экономики предполагается решить преимущественно за счет нижних слоев общества. При этом на первое место, в качестве формального аргумента, выдвигается проблема старения населения.

Еще 14 марта 2003 г. канцлер Шредер представил в парламенте пакет предложений, получивший название "Повестка дня на 2010 г." и предусматривавший освобождение от налогового бремени на 15 млрд. евро современные положения о ремеслах, защиту от необоснованного увольнения на малых предприятиях, большей финансовой ответственности, включая заботу о собственном здоровье. По мнению Шредера, это даст толчок развитию экономики и позволит снова вывести страну вперед, урезать социальное бремя государства, улучшить шансы около 5 млн. безработных.

В конце 2003 г. согласительным комитетом Бундестага и Бундесрата достигнут компромисс, открывший дорогу реформе, одобренной Бундестагом и Бундесратом 19 декабря 2003 г. 

С 1 января 2004 г. налоговое бремя наемных работников уменьшится. 

Минимальная налоговая ставка снижена до 16% (в 1998 г. - 25,9%, в 2003 г. - 19,9%), а максимальная до 45% (в 1998 г. - 53%, в 2003 г. - 48,5%)1.

Последний этап налоговой реформы вступит в силу с 1 января 2005 г.

Минимальная налоговая ставка будет 15%, максимальная 42%. Это облегчит налоговое бремя, по мнению авторов, еще на 6,5 млрд. евро. 

Одновременно урезаются различные налоговые льготы и суммы, не облагаемые налогом. 

Снижение налогов означает в принципе повышение покупательной способности населения, так как у людей останется больше денег. Однако суммы экономии от снижения налогов у людей с разным доходом разумеется существенно отличаются.

Финансовое положение многих городов и общин в Германии весьма осложнилось.

Налоговые поступления общин (в млрд. евро) составили в 1980 г. - 24,4, в 1985 г. - 28,8, в 1990 г. - 35,3, в 1995 г. - 40,2, в 2000 г. - 51,9, в 2002 г. - 47,41. 

Поэтому предусматривается снижение доли поступлений от промыслового налога, которую они переводят в бюджет федерации и земель. Коммуны получат больше возможностей для срочно необходимых инвестиций на местах. В частности, для модернизации школ, ремонта дорог, содержания общественных объектов. С 2005 г. финансовое бремя коммун предполагается уменьшить почти на 2 млрд. евро.

Почти все жители ФРГ застрахованы на случай болезни. До определенного потолка доходов все наемные работники обязаны быть членами одной из более чем 300 предписанных законом больничных касс. Таким образом, застраховано около 89 % населения. Все они, независимо от возраста, доходов и пола, имеют равное право на необходимую медицинскую помощь. Страховые взносы наемные работники и работодатели платят пополам. 

Демографическое развитие страны ставит систему здравоохранения перед новыми проблемами: расходы растут, число тех кто платит взносы снижается.

С 1992 г. расходы в сфере здравоохранения на душу населения выросли на 35%, с 2000 до 2700 евро.

Закон о модернизации системы страхования на случай болезни вступил в силу с 1 января 2004 г. Поощрение конкуренции в системе здравоохранения и повышение личной ответственности застрахованных уже в 2004 г. должно уменьшить финансовое бремя больничных касс на 10 млрд. евро1.

Теперь, в частности, пациенты должны больше доплачивать за лекарства и платить 10 евро в квартал за посещение каждого врача. С 2005 г. за обеспечение зубного протезирования надо будет платить дополнительный ежемесячный взнос (10 евро в предписанной законом системе медицинского страхования), который будет взиматься вместе с регулярным взносом.

Кроме того, с 2004 г. пациенты могут также приобретать лекарства, отпускаемые только по рецепту, через аптеки посылторга или интернет-аптеки.

К 2007 г. ежегодное финансовое бремя больничных касс должно уменьшиться до 23 млрд. евро.

Средний взнос уже в 2004 г. может сократиться до 13,6 %, а с 2005 г. до 13% от ежемесячной зарплаты.

Численность населения сокращается, оно стареет. В 2050 г. возраст каждого третьего немца составит 65 лет. Лишь 54,3% населения будут иметь трудоспособный возраст. Это означает, что пенсионным кассам грозит много миллиардный дефицит, так как все меньше будет тех, кто платит взносы и все больше пенсионеров.

Поэтому повышение пенсий переносится с 1 июля 2004 г. на 1 июля 2005 г. Выплата пенсий новым пенсионерам переносится на конец месяца. Возраст досрочного выхода на пенсию постепенно повышается, начиная с 2006 г., с 60 до 63 лет. Страховой взнос в пенсионные фонды остается на уровне 19,5% от совокупного дохода.

В перспективе предусмотренная законом система пенсионного страхования будет адаптирована к изменившейся демографической ситуации, к уровню инфляции, а уровень пенсий снижен. Кроме того, в последующем предлагается повысить возраст обычного выхода на пенсию с 65 до 67 лет1.

Реформа предполагает сокращение субсидий и дотаций на строительство или приобретение жилья. Государство оказывает финансовую поддержку (до определенного уровня доходов) тем, кто строит или приобретает жилье для личного пользования.

Прежде дотации составляли 2556 евро в год на новое жилье и 1278 евро на подержанное жилье и выплачивались в течение 8 лет. За каждого имеющегося ребенка дополнительно выплачивалось по 767 евро. Расходы, связанные с поездкой на работу и обратно, вычитались из суммы доходов, облагаемых налогами (от 36 до 40 центов за км).

С 1 января 2004 г. дотации на строительство или приобретение жилья для личного пользования сокращены на 30 %. Надбавка на детей установлена в сумме 800 евро. Сумма расходов, связанных с поездкой на работу и обратно, вычитаемая из суммы, облагаемой налогами унифицируется (30 центов за км)1.

Сокращение субсидий призвано уменьшить нагрузку на государственную казну.

С начала 70-х годов число безработных в Германии выросло с 200 тыс. до 4 млн. чел. Суть закона о реформе рынка труда, вступившего в силу с 1 января 2004 г., заключается в ослаблении защиты от необоснованного увольнения. На предприятиях, насчитывающих 10 и менее работников, прежний закон уже не действует. До этого такое положение распространялось лишь на предприятия, насчитывающие до 5 чел. Для уже работающих наемных работников продолжают действовать прежние положения о защите от необоснованного увольнения.

В первые четыре года работы нового предприятия можно заключать срочные трудовые договоры на период до 4 лет без всяких обоснований срока. Предполагаемую выгоду от этого получают 1,7 млн. предприятий, то есть около 80%1

По сравнению с другими странами наемные работники в Германии сравнительно рано уходят на пенсию, поскольку пожилые работники обходятся предприятию дороже (более высокая зарплата, более длительный отпуск). В настоящее время в Германии работают только 39% людей в возрасте от 55 до 64 лет. Прежние правила получения пособия по безработице и досрочного выхода на пенсию скорее благоприятствовали тому, чтобы люди отказывались от работы.

Срок действия права на получение пособия по безработице будет ограничен, как правило, 12 месяцами. Наемные работники, которым исполнилось 55 лет, будут иметь право на пособие по безработице в течение 18 месяцев. Благодаря переходным правилам все это вступает в силу лишь с 1 февраля 2006 г. Если в течение переходного периода работодатель увольняет работника старше 54 лет, то он обязан вернуть бирже труда сумму пособия по безработице. 

Произойдет слияние прежнего пособия по бедности (которое выплачивают общины) и пособия безработным по бедности (которое прежде выплачивалось из казны федерации, когда кончался срок выплат пособия безработным по бедности из страхового фонда на случай безработицы). 

Благодаря более жестким правилам относительно допустимости той или иной работы для безработного усиливается давление на него с целью скорейшего трудоустройства.

Рассмотрение содержания предпринимаемой реформы позволяет определить ее цель в экономических категориях:

    - государство должно поддерживать экономику, чтобы та росла быстрее, чем теперь, и была способна создать дополнительные рабочие места; 

    - борьба с миллионами безработных должна стать отправной точкой для любого правительства, однако она может стать причиной кризиса пенсионного страхования и страхования по безработице.

Если государство идет на это, оно должно сокращать свои долги, а не увеличивать их, а также обеспечить социальное равновесие. Такой подход предполагает, что проблема государственного долга и миллионной безработицы может быть решена лишь тогда, когда экономика растет, а социальные расходы снижаются.

Принятое решение о регулировании рынка труда и системы социального страхования базируется на фундаментальном положении "Повестки дня на 2010 год", согласно которой государство снимает с себя ответственность за элементарный риск вроде старости и болезни и перекладывает ее на плечи простых граждан. Малоимущее население оказывается под ударом. Компенсация поездок с связи с работой, приобретением жизненно необходимых лекарств, пенсионное обеспечение разумеется не затрагивают интересов богатых граждан, но существенно ударяют по тем, кто имеет небольшой доход или лишен работы.

Предлагается смириться с уменьшением пособий по безработице, плохо оплачиваемой работой во имя получения в долгосрочной перспективе увеличение рабочих мест. 

Таким образом, непосредственным и очевидным результатом реформы системы социального страхования и рынка труда в Германии являются дополнительные проблемы для значительной части населения. Представляется, что этот опыт целесообразно учитывать при осмыслении возможностей решения аналогичных вопросов в специфических условиях современной России.

Примечания

1  Deutschland. 2004. № 1. С. 6, 7, 10, 11, 14.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]