К 60-летию Победы
Обозреватель - Observer



 ПОБЕДИТЕЛИ И ПОБЕЖДЕННЫЕ

А.Исаков,
профессор,
участник Великой Отечественной войны

 

 Россия и Германия:
60 лет спустя

        Неумолим ход истории. Еще не забыты победы и горечи Второй мировой войны и ее важнейшей составляющей - Великой Отечественной, - а жизнь ставит перед человечеством очередные проблемы, заставляет по-новому взглянуть на прошлое, трезво оценить настоящее. Вечно будет стоять вопрос о победителях и побежденных в прошлых войнах, о развитии взаимоотношений между ними в послевоенный период, о возможностях реванша и пересмотра послевоенного устройства мира.

        Прав публицист А.Галкин, который утверждал, что наиболее ярко ключевые моменты противоречий новейшей эпохи отразились на истории российско-германских отношений в XX столетии. Обе страны были вовлечены в глобальные военные конфликты, понеся самые большие потери среди их участников. Германские войска дважды добирались до Северного Кавказа и Петрограда-Ленинграда, а советские - полвека находились на немецкой территории. И Германия, и Россия уменьшились за прошедшее столетие в своих размерах почти на треть, войны и революции вытеснили каждую из стран, имевших в 1914 г. общую границу из Центральной Европы, от Одера до Днепра. Попытки вернуться на это геополитическое пространство в новом качестве, с разной степенью интенсивности предпринимаемые деловыми и политическими кругами России и Германии, несут в себе как шансы взаимопонимания, так и зерна будущих конфликтов. Еще долго останутся следы господства "немецкой идеологии" в России после победы большевизма и доминирования "советской модели" в Восточной Германии после Второй мировой войны.

        В настоящее время за возобновлением российско-германского диалога пристально следят и в европейских столицах, и в Вашингтоне. В этом плане показательно высказывание американского политолога Анжелы Стейт: "Взаимоотношения России и Германии в решающей степени влияли на международную обстановку на протяжении всего XX в., но и в нынешнем столетии они будут определять архитектуру Европы и ее будущую безопасность". Стало уже расхожим утверждение политиков, что политическая угроза, исходящая от Германии, заключается в ее силе, а угроза, исходящая от России - в ее слабости.

        Насколько верно данное высказывание попробуем проследить на примере развития обеих стран, которое несмотря на сходство их капиталистических устоев, приобрело противоположенный характер.

 Постиндустриальное общество в Германии
и борьба за выживание в России

        Так можно кратко характеризовать современное состояние двух держав. Немцы и на востоке, и на западе ФРГ пользуются самой современной системой социальных гарантий, россияне лишаются даже тех скудных благ, которые казались неоспоримым завоеванием социализма. Германия выступает в качестве мотора европейской интеграции. Россия теряет влияние даже в "ближнем зарубежье". В подтверждение такого положения проведем некоторые данные.

        Германия удвоила свой ВВП еще в 50-е годы прошлого столетия, максимально используя "золотой миллиард" американских долларов, представленный ей США по плану Маршалла. Среднегодовой темп ее экономического роста твердо составляет до 8%. Россия ставит перед собой задачу удвоить ВВП, утраченный в 90-е годы, только к 2010 г. Однако достижение этой цели, по заявлению министра экономики РФ Г.Грефа, остается под угрозой. ВВП по паритету покупательной способности в 2003 г. в Германии составил 2090 млрд. долл., в России - 1100 млрд. долл.

        Доля среднего и малого бизнеса в ВВП в Германии составляет 52%, в России - только 10%.

        Активы банков в Германии на 2003 г. достигли 271 млрд. долл., в России только 157 млрд. долл.

        Размеры накопления в 2002 г. достигли в Германии 22,4% в России - 21,1% ВВП (при средней норме - 24-25%).

        Военные расходы в Германии в 2004 г. составили 24,2 млрд. долл. (при численности вооруженных сил 278 тыс. чел), в России - 19,2 млрд. долл. (при численности вооруженных сил 1 млн. 100 тыс. чел.).

        Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в Германии в 2003 г. составили 2,48%, в России - 1,1% ВВП.

        Население Германии, составляющее в настоящее время около 90 млн. чел., к 2050 г. возрастет на 25 млн. чел. и составит 115 млн. чел. Население России (145 млн. чел.) к этому же сроку уменьшиться на 45 млн. чел. и составит около 100 млн. чел.

        Средняя продолжительность жизни человека в Германии составляет: для мужчин - 74 года, женщин - 80 лет, в России: для мужчин - 56 лет, для женщин - 70 лет.

        Среднестатистический житель в Германии получает около 100 долл. (2800 руб.) в день, а среднестатистический россиянин - 4-25 долл. (112-800 руб.). В Германии зарплата министров больше минимальной зарплаты в 17 раз, а в России - в 100 раз.

        При таком положении неудивительно, что Германия по уровню жизни населения стоит на 6-м месте в мире, а Россия - на 86.

        Если к этому добавить, что доля Германии в мировом промышленном производстве составляет 8,5%, а России всего 1,8%, то станет вполне очевидным явное отставание России от Германии в экономическом и социальном отношении со всеми вытекающими из этого последствиями.

 Кто виноват?

        Этот риторический вопрос всегда волновал общественность любой страны, когда речь заходила о явном провале тех или иных проектов. Но сейчас, в год 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, лучше вести разговор не о виновниках, а о тех причинах, которые низвели когда-то могущественную державу до уровня развивающихся стран.

        Причина первая. Агрессивность США, их стремление после Второй мировой войны закрепить за собой мировое господство, подчинить своему диктату большие и малые страны, продолжить неоколониалистскую политику в Европе, Азии, Африке, Латинской Америке. А отсюда - прямая антисоветская направленность этой политики, поскольку Советский Союз был главным препятствием на пути достижения амбициозных планов Соединенных Штатов Америки.

        В этих условиях СССР и его союзники по Варшавскому договору были вынуждены тратить огромные средства на поддержание своей военной мощи в ущерб развитию тех областей экономики, которые были направлены на обеспечение материального благосостояния своих народов. Более того, раздувая миф о советской угрозе Западу, США стали сразу же после окончания Второй мировой войны лихорадочно создавать многочисленные военно-политические блоки. Правда, они к настоящему времени развалились, за исключением блока НАТО, который, подпитываемый новыми глобалистскими устремлениями США, сохраняет свою антироссийскую направленность.

        Постоянная военная угроза России, жесткое давление на нее по всем направлениям, видимо, еще долго сохранятся в арсенале американской политики.

        Причина вторая. Перерождение к середине 80-х годов прошлого столетия, идеологическая деградация и низкий профессионализм руководства СССР, в частности, высшего и среднего звена КПСС, ВЛКСМ и Советского правительства, отказ их от идей социализма, стремление к национальной обособленности и личному обогащению за счет интересов трудящихся. Не случайно они не оказали никакого сопротивления авантюристам от политики в августе 1991 г. Характерно, что значительную часть господствующих экономических позиций сейчас занимают бывшие коммунисты и комсомольцы, которые превратились в крупных олигархов, нажили на грабеже народа баснословные капиталы и не чувствуют никакого угрызения совести. Такое положение устраивает самих перерожденцев и их зарубежных хозяев и вполне вписывается в нынешнюю систему глобализации под эгидой США.

        Предательство правящей верхушки в СССР еще ждет своего исследования, хотя констатация приведенных фактов вполне достаточна для понимания современного положения России.

        Конечно, никто не отвергает тех недостатков, которые выявились в развитии СССР к 80-м годам прошлого столетия (однобокое развитие экономики, обнищание окраин, издержки в национальной политике и др.). В то же время со стороны руководства Советского Союза не предпринимались какие-либо заметные усилия к ликвидации недостатков, к внесению коррективов во внешнюю и внутреннюю политику государства.

        Причина третья. Несовершенство, применительно к такой европейской стране, как Россия, ее политического устройства, где вся власть принадлежит фактически одному лицу - президенту, на которого работает раздутая до неприличия администрация. Она не помещается даже в зданиях бывшего аппарата ЦК КПСС. Администрация президента по сути является неконтролируемым органом и промежуточным звеном между первым лицом государства и правительством и фактически ни за что не отвечает.

        Правительство России, подчиненное президенту, состоит далеко не из лучших профессионалов высокого класса, которые, кстати, до сих пор не отказались от помощи иностранных советников. Оно раз за разом допускает элементарные ошибки, вызывая недовольство у граждан России. К числу таких явных промахов можно отнести внесение президенту малореального предложения о возможности к 2010 г. увеличить ВВП в 2 раза, принятие по инициативе правительства закона о монетизации льгот и бюджетов последних лет, которые направлены на дальнейшее ущемление социальных интересов народа.

        Причина четвертая. Застой в экономике России, а точнее ее спад. Это объясняется прежде всего тем, что с каждым годом в стране уменьшается доля государственной собственности. Частные владельцы промышленных предприятий, чаще всего руководствуются сиюминутными интересами, не заботятся о своевременном обновлении основных фондов, которые уже устарели на две трети, а ряд крупных олигархов вместо инвестиций в развитие отечественных отраслей промышленности вывозят капитал за рубеж, скупают ценности, футбольные клубы и т.д. Международная практика показывает, что безграничная приватизация может привести к дисбалансу в экономике и утрате в ней влияния государства. В тоже время такое положение вещей ведет к упадку малого и среднего бизнеса, столь необходимого для удовлетворения повседневных запросов населения. Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что все большая часть предприятий оборонного комплекса попадает в руки частного капитала, в том числе иностранного.

        Показательные в плане оценки развития экономики России в прошедшем году данные опроса россиян, проведенные Центром исследований политической культуры России с 10 по 16 декабря 2004 г. на базе всероссийской репрезентативной "панельной" выборки в 1500 респондентов из 46 регионов РФ, погрешность - 3,8%.

        Как оказалось, в 2004 г. самым сильными жизненными ощущениями (барометром экономического положения народа) были:

  • разочарование - 32%,
  • обманутые надежды - 23%,
  • растерянность - 16% мнений.

        Опрос Центра исследований политической культуры России высветил и еще один чрезвычайно важный момент - свыше половины (58%) россиян не верят в "экономическое чудо" в России в ближайшие годы.

        Причина пятая. Явные промахи во внешней политике сначала СССР (после 1985 г.), а затем и России. Это выразилось прежде всего в пассивном отношении руководства страны и МИД СССР к состоянию военного равновесия в Европе:

  • одностороннем выводе советских войск из ГДР в 1989 г.,
  • нерешительной позиции России при вступлении в НАТО восточноевропейских и прибалтийских стран, медленном превращении Калининградской области в анклав германских интересов.

        Последнее обстоятельство особенно четко стало проявляться в последние годы. Наблюдается постоянное заселение области лицами немецкой национальности из восточных районов России, внедрение немецких капиталов в экономику региона, психологическое воздействие немецкой пропаганды, муссирующей слухи о неизбежности скорого выезда местных жителей в Россию, скрытая поддержка Германией ограничения передвижения пассажиров и грузов в Калининградскую область через территорию Литвы.

        Кроме того, не встречают должного отпора со стороны руководства МИД России различного рода территориальные притязания соседних государств к нашей стране (Латвия, Эстония, Финляндия, Норвегия, Япония). Такое положение вещей не только снижает международный авторитет нашего государства, но отражается на геостратегическом и экономическом положении России. Небезынтересен и такой факт, что ряд функций министерства иностранных дел зачастую вынужден брать на себя президент России.

        Причина шестая. Серьезные издержки в правовой системе государства, от принятия сырых, слабо проработанных законов государства до их исполнения органами государственной власти, суда и прокуратуры.

        Примером тому могут служить федеральные законы по борьбе с терроризмом: "О борьбе с терроризмом" и "О противодействии терроризму" (последний находится на рассмотрении в Госдуме). Видимо, после принятия второго закона потребуется отмена первого и создание специальной структуры по реализации его исполнения. Кроме того, в указанных законах не содержится эффективных мер по борьбе с терроризмом, и они не являются нормативно-правовыми документами прямого действия, нуждаются в выработке дополнительных мер по их реализации. Как результат - неразбериха с их исполнением, особенно в Северо-Кавказском регионе, стремление правоохранительных органов загнать эту борьбу в рамки бесконечной контртеррористической операции, прикрыть бездействие федеральной и местной администрации в этой области.

        Другим показателем слабой правоохранительной системы в стране является слабая воспитательная роль мер наказания, о чем свидетельствует все возрастающее количество лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Причем в силу мягкости приговоров и досрочного освобождения заключенных увеличивается количество рецидивистов, представляющих особую опасность для государства.

        Явно неудавшимся следует считать эксперимент с институтом присяжных заседателей. В силу слабой юридической подготовки и общего развития, присяжные часто принимают противоречащие закону и здравому смыслу решения, снижая тем самым авторитет правосудия.

        И, пожалуй, самое главное. Вся судебная система и прокурорский надзор в России построены на идеальном варианте государственного и общественного устройства нашей страны, что, к сожалению, на сегодняшний день далеко не так.

        Причина седьмая. Затянувшееся и малоэффективная военная реформа в России, что привело к существенному снижению боевого потенциала армии и флота. Дело здесь не только в количестве личного состава (он за последние 10 лет сокращен в 2 раза), а в том, что:

  • снизился общий уровень боевой и оперативной подготовки генералов, офицеров, прапорщиков, сержантов и рядовых;
  • до минимума сокращено поступление в войска и на флот новых образцов боевой техники (например, на вооружение ВДВ в 2005 г. поступят лишь 4 единицы БМД-4, а ВВС - несколько модернизированных боевых самолетов);
  • нарушена боевая слаженность соединений и частей (крупномасштабные войсковые учения и маневры в последние годы почти не проводятся);
  • неудачная дислокация ряда войсковых соединений и частей (к примеру, 76-я Псковская воздушно-десантная дивизия дислоцируется всего в 30 км от границы с Эстонией - членом блока НАТО);
  • низкие темпы перехода части войск на контрактную систему комплектования;
  • слабое внимание к подготовке мобилизационных ресурсов;
  • бесконечный эксперимент в системе военно-учебных заведений;
  • отсутствие до сих пор в войсках и на флотах утвержденных боевых уставов и наставлений;
  • низкие должностные оклады военнослужащих.

        Безусловно, указанные недостатки отрицательно влияют на боевой потенциал армии и флота России, снижают ее авторитет как мировой державы, позволяют иностранным государствам не считаться с ней при решении ряда кардинальных вопросов международной политики.

 Выход есть

        В политической области осуществление предлагаемых мер по возрождению России как мировой державы следует осуществлять в рамках существующей Конституции страны, с обязательным отражением в ней некоторых новых положений, выработанных более чем за десятилетний срок существования в нашем государстве новой общественной формации. Прежде всего, в основополагающем законе государства необходимо четко выразить основную национальную идею страны. Она должна быть целью деятельности государства и народа на длительную перспективу. Ее можно сформулировать следующим образом: основная национальная идея российского государства - создание политических и экономических условий в стране, обеспечивающих существование России как мощной мировой державы, способной обеспечить высокий уровень жизни народа и сохранение стабильного положения государства и его соседей в евроазиатском регионе.

        Исходя из указаний идеи, должно быть уточнено политическое устройство государства, как парламентской республики, с ограничением прав президента и расширением полномочий Федерального Собрания и правительства. Данное предложение обосновывается тем, что прежнее положение Конституции, определявшее Россию как президентскую республику сыграло свою роль на этапе становления и закрепления нового общественного строя и настала пора дальнейшей демократизации в стране. Это будет способствовать повышению роли правительства, оживлению деятельности исполнительных органов в регионах. Кроме того, одновременно возникает проблема совершенствования административного устройства государства, резкое сокращение количества субъектов Федерации. Все это будет способствовать улучшению управляемости страной, раз- витию инициативы, повышению эффективности работы исполнительных органов при реализации принятых решений.

        Одновременно с решением вопросов совершенствования политического устройства государства должны решаться проблемы подъема его экономики. Определяющим здесь должен быть рост ВВП, который, как обещал президент в своем послании, к 2010 г. необходимо удвоить.

        Рассмотренные в статье данные показывают, что с реализацией этой программы дела идут не лучшим образом. Отсюда следует, что в стране необходимо:

  • более высокими темпами обеспечить рост производства (до 10-12% в год);
  • прекратить приватизацию тех областей экономики, которые являются определяющими в поддержании жизнеобеспечения населения и обороноспособности страны;
  • повысить производительность тру- да на добывающих предприятиях, в промышленности и сельском хозяйстве;
  • поднять роль в экономике среднего и малого бизнеса,
  • более решительно осуществлять обновление основных производственных фондов;
  • повысить ответственность руководителей предприятий за результаты производства независимо от форм собственности;
  • возродить пропорциональное налогообложение владельцев предприятий;
  • прекратить продажу российских предприятий, составляющих основу экономики нашего государства, иностранцам;
  • возродить практику составления многолетних планов (программ) экономического развития страны;
  • привлечь к уголовной ответственности лиц, нанесших ущерб экономике страны в начальный период приватизации.

        Безусловно, что предлагаемые меры потребуют от руководства страны и Федерального Собрания новых политических и правовых решений, но это крайне необходимо для экономического возрождения российского государства.

        Новые решения необходимы в улучшении благосостояния народа. Здесь прежде всего необходимо:

  • добиться повышения заработной платы бюджетникам и пенсий за счет подъема экономики, стабилизационного фонда и высоких доходов от продажи нефти, газа, леса и других видов сырья (все зарплаты и пенсии должны быть выше прожиточного минимума);
  • сохранения размеров платы за жилье на уровне не более 10% от доходов семьи и бесплатной медицинской помощи;
  • увеличение детских пособий до уровня минимальной зарплаты;
  • защиты абсолютно всех категорий льготников;
  • доступности высшего образования в стране;
  • повышения стипендий студентам; снижения тарифов на электроэнергию, бензин и бытовые услуги;
  • совершенствования ипотеки при приобретении жилья;
  • стабилизации инфляции на уровне 6-8%;
  • восстановления льгот на проезд всем учащимся;
  • наведение должного порядка в обеспечении населения лекарствами и предоставления бесплатного социально-курортного лечения тяжело больным и инвалидам.

            Это лишь основные мероприятия государства, которые должны решаться в интересах подъема благосостояния народа, прекращения вымирания населения России, его оздоровления. Заботы государства о своем народе должны быть гораздо шире и гарантировать каждому гражданину страны, от его рождения до глубокой старости, спокойствие и достаток.

            В демократическом государстве должно быть обеспечено торжество права. Оно должно регламентировать созидательную деятельность государства, всех его граждан на основе Конституции Российской Федерации. С этой целью в стране должны разрабатываться, всенародно обсуждаться и выполняться все федеральные и региональные законы и постановления, в максимальной степени содержащие предписания прямого действия. Каждый гражданин должен обладать минимумом правовых знаний и правовой культуры, быть законопослушным, строго выполнять требования нормативно-правовых актов, максимально содействовать выполнению тех или иных предписаний.

            Необходимо постоянно совершенствовать механизм законотворчества, выносить на обсуждение Федерального Собрания лишь те законы, которые имеют под собой реальную основу, в достаточной степени апробированы и не направлены на нанесение ущерба гражданам и общества в целом.

            Все принимаемые законы должны максимально отражать объективную необходимость развития государства и общества и максимально защищать интересы каждого его гражданина. В сочетании личного и общественного видится настоящее предназначение правового государства.

            Ненормально, когда отдельные законы, крайне необходимые для обеспечения жизнедеятельности государства, годами не рассматриваются в Государственной Думе, морально устаревают и требуют переработки.

            Нельзя также не отметить необходимость совершенствования судебной системы и прокурорского надзора в России, приведение их в соответствие с принятыми законами.

            Особо остро стоит вопрос об укреплении обороноспособности страны, поддержании на должном уровне ее военного потенциала. Здесь усилия государства и общества должны быть сосредоточены на двух основных направлениях:

    • сохранении в боеготовом состоянии ракетных войск стратегического назначения;
    • создании эффективных сил общего назначения.

            Если с первым компонентом дела обстоят относительно благополучно, то второй компонент нуждается в серьезных усилиях государства (доукомплектование боеготовых формирований, перевод их на контрактную основу, обеспечение современным вооружением и боевой техникой, уточнение дислокации и др.).

            Кроме того, в значительном улучшении нуждаются боевая и оперативная подготовка личного состава вооруженных сил, военное образование, тыловое обеспечение. Требует своего решения повышения денежного довольствия военнослужащих и пенсий военных пенсионеров. Последнее обстоятельство, включая инвалидов и участников Великой Отечественной войны и боевых действий, по заявлению некоторых членов правительства (А.Кудрина, М.Зурабова) якобы вообще не является актуальным.

            Серьезные коррективы должны быть внесены в Военную доктрину государства и Концепцию национальной безопасности страны, а также в некоторые положения военной науки, переживающей сейчас не лучшие времена.

            К сожалению, не сегодняшний день затронутые вопросы решаются крайне медленно и не всегда с должной отдачей. Это может в конечном счете серьезно отразиться на дальнейших судьбах российского государства.

            Наконец, в качестве неотложных мер по возрождению могущества России просматривается дальнейшее укрепление ее спецслужб и органов общественной безопасности. Речь здесь должна идти о повышении эффективности деятельности Службы внешней разведки, Федеральной службы безопасности, органов Министерства внутренних дел, прежде всего милиции.

            Служба внешней разведки должна сохранить и при необходимости расширить свои позиции в мире, прежде всего в вопросах обеспечения руководства страны политической, экономической и технической информацией и борьбы с международным терроризмом, тесно контактируя свою деятельность со смежными органами государства.

            Федеральная служба безопасности, руководствуясь российским законодательством, должна сосредоточить свое внимание на совершенствовании разведывательной и контрразведывательной деятельности и борьбе с организованной преступностью и терроризмом, наркобизнесом, незаконным оборотом оружия и боеприпасов, контрабандой.

            Органы МВД России (милиции) должны, помимо совершенствования своей структуры, комплектования, форм и методов работы, улучшить оперативную составляющую своей деятельности, шире опираться на здоровые силы общества, повышать правовую и общую культуру своих сотрудников. Они также обязаны улучшать применение специализированных подразделений, прежде всего в области борьбы с терроризмом.

            Таким образом, высказанные в статье в канун 60-летия Победы в Великой Отечественной войне мысли о возрождении былой мощи российского государства как никогда созвучны с действительным пониманием вопроса, кого считать победителем и побежденным в этой ожесточенной битве XX в.


  • [ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]