Внешняя политика
Обозреватель - Observer



 ИРАНСКАЯ
ЯДЕРНАЯ ПРОБЛЕМА

В.Евсеев,
кандидат технических наук
(Московский Центр Карнеги)

 
 Пути решения

        В последние месяцы ядерная программа Ирана стала одной из ключевых проблем, обсуждаемых на международном уровне.

        США подозревают Иран в разработке ядерного оружия и готовы нанести удар по его объектам ядерного топливного цикла. Иран обвиняет США в проведении политики "двойных стандартов", уверяет в мирной направленности своей ядерной программы, но стремится создать полный ядерный топливный цикл. Ведущие европейские страны: Великобритания, Германия и Франция предлагают Ирану полностью прекратить работы по обогащению урана в обмен на мирные ядерные технологии и расширение экономических отношений с ЕС. Ситуация находится в состоянии хрупкого равновесия, а ее разрешение силовым путем может привести к крайне негативным последствия как для Ближнего и Среднего Востока (БСВ), так и ряда других регионов мира.

        Мирное решение иранской ядерной программы в принципе возможно, но требует совместных усилий со стороны Ирана, США, России, стран ЕС и Израиля.

        БСВ является крайне взрывоопасным регионом. С одной стороны здесь сосредоточены огромные энергетические ресурсы, без использования которых само существование экономики США и Европы становится невозможным. С другой, именно здесь находятся базы международного терроризма, периодически обостряется арабо-израильский конфликт, а ряд государств, такие как Сирия и Иран, причислены американским президентом к "оси зла". Здесь накоплены значительные запасы вооружений и военной техники, некоторые государства, например Сирия, имеют запасы химического и бактериологического оружия, а Израиль является неофициальным членом "ядерного клуба".

        В последние десятилетия на БСВ сложилась достаточно сложная ситуация в области международной безопасности. Ряд государств региона имели реальную возможность потерять собственный суверенитет и были вынуждены начать работать над созданием ядерного оружия как единственного средства спасения от внешних угроз. При этом их руководство осознавало, что поставленная цель может быть достигнута только за счет крайнего напряжения всех внутренних ресурсов, и учитывало возможность применения к ним санкций со стороны Совета Безопасности ООН.

 Состояние иранской
ядерной программы

        В 70-х годах ХХ в. была разработана крайне амбициозная иранская ядерная программа. В частности к 2020 г. планировалось построить значительное число атомных электростанций (АЭС) с водо-водяными реакторами на слабообогащенном уране, электрическая мощность которых должна была превысить 20 тыс. МВт. Позднее программа была скорректирована с учетом экономических возможностей страны в сторону сокращения вырабатываемой АЭС энергии на 70%.

        Решение об осуществлении военной ядерной программы было, по-видимому, принято в начале 90-х годов. Одновременно начались работы по созданию ядерного оружия как на основе высокообогащенного урана, так и плутония. Для накопления высокообогащенного урана в 1995 г. с помощью А.К.Хана были закуплены в Пакистане 500 центрифуг Р-1 и собраны в Иране. Благодаря высокому уровню иранских технических специалистов, центрифуги были скопированы, что позволило начать их собственное производство. Сотрудники ЦРУ уже к 1996 г. обнаружили тайное осуществление Ираном военной ядерной программы.

        В последние годы работы по иранской военной ядерной программе ускорились.

        Так в феврале 2003 г. Иран заявил об установке 100 центрифуг для обогащения урана на экспериментальном производстве в Натанзе, планируя к концу года их увеличить до 900.

        Там же расположены подземные помещения общей площадью 60 тыс. кв. м, которые достаточны для размещения до 50 тыс. центрифуг.

        В мае 2003 г. Франция предоставила группе ядерных поставщиков материалы, обвиняющие Иран в осуществлении военной ядерной программы.

        В августе 2003 г. появилась информация об обнаружении инспекторами МАГАТЕ следов высокообогащенного урана на предприятии в Натанзе.

        В настоящее время Иран строит завод по производству тяжелой воды в Араке и планирует построить тяжеловодный исследовательский реактор в Карадже, который может быть использован для наработки плутония.

        Тем не менее, наибольшую опасность для мирового сообщества сейчас представляет урановая военная программа Ирана, поскольку создать ядерную бомбу на основе высокообогащенного урана существенно легче, а процесс его обогащения, по-видимому, уже отработан.

 Отношение к проблеме со стороны
Израиля, Ирана, России и США

        Израиль относится к военной ядерной программе Ирана крайне отрицательно, учитывая досягаемость иранскими ракетами "Шахаб-3" своей собственной территории (дальность стрельбы ракет до 2500 км). Руководство страны неоднократно заявляло о возможности нанесения военного удара по предприятиям ядерного цикла Ирана, если он не прекратит наработку высокообогащенного урана. Израиль уже имеет опыт подобной операции.

        Так, в 1981 г. израильские ВВС атаковали и уничтожили иракский ядерный реактор в Осираке.

        По мнению российских экспертов, атаковать иранские ядерные объекты намного сложнее, потому что они рассредоточены по территории страны, а расстояние от Израиля до этих объектов намного больше, чем было в Ираке. При этом Иран может ответить ударом собственных ракет по территории Израиля, эффективность которого, конечно, будет зависеть от возможностей по перехвату ракет израильской системы ПРО.

        Взаимоотношения между США и Ираном достаточно сложные. Иран причислен американцами к странам "оси зла" и испытывает постоянное как экономическое, так и военное давление со стороны США, которые подозревают Иран в разработке ядерного оружия и оказании помощи террористам. В начале 2005 г. 50 конгрессменов США потребовали от собственного президента "призвать нынешний иранский режим к ответственности за его угрожающее поведение", поддержать все продемократические силы в Иране и расширить санкции против зарубежных компаний, сотрудничающих с Ираном. В результате США ввели экономические санкции против 8 китайских предприятий, которые, по их мнению, оказывают помощь Ирану в усовершенствовании его баллистических ракет. Ранее аналогичные санкции вводись против российских и ряда зарубежных предприятий.

        18 января 2005 г. президент США Д.Буш потребовал от Ирана прекратить программу разработки ядерного оружия, в противном случае он не исключил возможности военных действий против Ирана1. Заявление президента Д.Буша последовало за официальным опровержением министерства обороны США о тайном проведении специальными подразделениями в Иране разведывательных операций по сбору информации об объектах, используемых в ядерных и ракетных программах. Однако, по информации американского журнала "Нью Йоркер", такие спецподразделения уже полгода на территории Ирана собирают сведения не только о его ядерных и химических объектах, но и о пусковых установках баллистических ракет. Выявленные объекты могут быть уничтожены как высокоточным оружием, так и силами диверсионных групп.

        Иранское руководство находится в сложной ситуации. С одной стороны, Иран законно создает собственную атомную энергетику. Он является членом Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и подписал Дополнительный Протокол к нему от 1997 г., позволяющий ввести полноохватные гарантии МАГАТЭ. С другой, Иран создает практически полный замкнутый ядерный топливный цикл, часть объектов которого может быть использована для наработки оружейных ядерных материалов. Руководство Ирана считает, что имеет право на приобретение и развитие технологий по обогащению ядерных материалов, если соответствующие производства находятся под контролем МАГАТЭ. Действительно, ДНЯО позволяет это. Но пример КНДР, которая будучи членом ДНЯО, тайно создала научно-технические предпосылки разработки ядерного оружия, а затем вышла из Договора, вызывает тревогу у мирового сообщества.

        Другим доводом для создания полного замкнутого ядерного топливного цикла, по мнению руководства Ирана, является необходимость надежного обеспечения топливом собственных АЭС. Вкладывая огромные финансовые средства в атомную энергетику, руководство страны не желает зависеть от поставщиков топлива для нее. Учитывая сложные взаимоотношения Ирана с рядом стран, нельзя исключать использование этого фактора для оказания давления на руководство страны, так как в настоящее время мировое сообщество не готово предоставить Ирану убедительные гарантии бесперебойного снабжения его АЭС ядерным топливом по приемлемым ценам. Вместе с тем, сама необходимость создания сильной атомной энергетики многими экспертами ставится под сомнение ввиду значительных запасов нефти и природного газа.

        Руководство Ирана считает, что последние антииранские заявления Д.Буша и высокопоставленных членов его администрации являются психологической акцией.

        Так министр иностранных дел Ирана Камаль Харрази заявил следующее: "Утверждения президента США Джорджа Буша и других американских представителей о возможной силовой акции против Ирана являются некой игрой и психологической акцией, чтобы оказать на нас влияние. Однако мы уже располагаем опытом в этой области. Мы не хотим вступать с кем-либо в конфронтацию, но со всей мощью готовы защитить свои национальные интересы"2.

        По-видимому, именно это определяет сдержанную позицию Ирана к сбору американцами разведывательной информации по Ирану.

        Вместе с тем, руководство Ирана осознает и реальную возможность использования силы в отношении своей страны. Именно поэтому они предприняли конкретные шаги по снижению остроты ядерной проблемы.

        В частности, работы по монтажу новых центрифуг в г. Натанзе и обогащению урана были временно прекращены, а сам объект был поставлен под контроль МАГАТЭ.

        Завод по конверсии урана в г. Исфане в сентябре 2004 г. был также поставлен под контроль МАГАТЭ.

        Несмотря на отсутствие ратификации Дополнительного Протокола (1997 г.) к ДНЯО, руководство страны высказалось за соблюдение его положений и допустило инспекторов МАГАТЭ на свои ядерные объекты. Оно категорически отвергает наличие собственной военной ядерной программы и обвиняет США в проведении политики двойных стандартов

        Особого внимания заслуживают взаимоотношения между Россией и Ираном в области атомной энергетики. Несмотря на многочисленные заявления американских официальных лиц о передаче Россией ядерных и ракетных технологий Ирану, сотрудничество между нашими странами в этой сфере развивается и будет продолжено, так как отвечает долгосрочным российским интересам, в частности будет продолжено строительство АЭС в Бушере, стоимость контракта на строительство которой превышает 1 млрд. долл. Россия обосновано считает, что одна из целей проводимой США политики - "выдавить" Россию из страны и занять ее место как экспортера высокотехнологической продукции. Кроме этого, прекращение сотрудничества с Ираном в ядерно-энергетической сфере неизбежно приведет к осложнению взаимоотношений между нашими странами.

 Пути разрешения
кризисной ситуации

        Учитывая обострение отношений между США и Ираном, в ближнесрочной перспективе возможно нанесение со стороны США удара высокоточным оружием по иранским объектам ядерного топливного цикла и производства ракетного оружия, пусковым установкам баллистических ракет. Аналогичный удар может быть нанесен и со стороны Израиля. Причем такая атака может быть осуществлена без санкции Совета Безопасности ООН, так как Россия или Китай, как постоянные члены Совета Безопасности, с высокой степенью вероятности наложат вето на соответствующую резолюцию. Последствия такого шага на фоне неурегулированности ситуаций в Ираке и в Афганистане будут крайне негативны как для региона БСВ, так и для России, в частности.

        Какой же выход в сложившейся ситуации?

        По мнению ряда российских экспертов, создание Ираном ядерного оружия не отвечает его национальным интересам в долгосрочной перспективе.

        Иран уже сейчас является региональной державой, обладающей огромными людскими ресурсами и современными технологиями. Экономика страны находится на подъеме, крепнут взаимовыгодные связи с Азербайджаном, Афганистаном, Индией, Китаем, Пакистаном, Россией, Сирией, Украиной и рядом европейских стран. В Иране создается собственные авиационная и автомобильная промышленности; в ближайшее время российским носителем на орбиту будет выведен иранский спутник.

        Вместе с тем, иранское общество остается для Запада крайне закрытым, что естественно сдерживает приток иностранных инвестиций и процесс передачи передовых технологий. Создание Ираном собственного ядерного оружия еще более изолирует страну от окружающего мира и неизбежно скажется на развитии экономики и благосостоянии иранцев.

        В 2003 г. руководство Ливии отказалось от производства оружия массового уничтожения (ОМУ) и обязалось его уничтожить. В обмен на ликвидацию собственной военной ядерной программы и имеющихся запасов химического оружия руководство страны получило режим максимального благоприятствования со стороны Запада, что смогло компенсировать ранее понесенные затраты на разработку ОМУ, которые по оценкам экспертов превысили 1 млрд. долл.

        В отношении Ирана такой подход возможен только частично. Улучшение взаимоотношений Ирана с ведущими европейскими странами - это обязательное условие быстрого экономического развития страны. Причем европейские страны также в этом заинтересованы, так как нуждаются в гарантированной поставке иранских энергоресурсов. По видимому, руководству Ирана следует серьезно рассмотреть предложение Европейского союза (ЕС) по полному прекращению работ по обогащению урана в обмен на мирные ядерные технологии и расширение экономических отношений с ЕС.

        Большинство российских экспертов считает, что даже при самых благоприятных условиях Ирану для создания собственного ядерного оружия (ЯО) потребуется от одного до трех лет. Удар высокоточного оружия по ядерным объектам Ирана неизбежно вернет его ядерную программу как минимум на 5 лет назад. Кроме этого, политическое решение по созданию Ираном ЯО, скорее всего, не принято. Следовательно, еще можно кардинально изменить ситуацию в свою пользу, решительно отказавшись от планов по созданию полного замкнутого ядерного цикла, что исключает возможность разработки собственного ЯО.

        Ведущие европейские страны являются "локомотивом" переговорного процесса по ядерной тематике с Ираном, но они не могут быть успешными без активного участия в нем России и США. В настоящее время Россия строит в Бушере АЭС на основе легководных атомных реакторов. Россия может построить в перспективе и другие АЭС подобного типа и взять на себя обязательства по поставкам ядерного топлива по фиксированным, наиболее низким ценам, а также вывозу на свою территорию отработанного ядерного топлива*. Все это позволит исключить использование Ираном российских атомных реакторов для наработки плутония.

        США играют значительную роль в решении иранской ядерной проблемы. Без урегулирования американо-иранских отношений и предоставлении обязательства ненападения Ирану со стороны США, прогресс в этом вопросе вряд ли возможен. Иран не может принять предложения ЕС и ликвидировать ряд ключевых звеньев своего ядерного топливного цикла, если сохраняется возможность применения силы со стороны США. В этом случае руководство Ирана, по-видимому, будут вынуждены взять курс на создание собственного ЯО для сохранения своей независимости.

        Следовательно, настоящая позиция США по отношению к Ирану явно бесперспективна, так как силового решения иранского ядерного узла не существует. По мнению руководителя Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН А.Арбатова, Белый дом взялся за угрозы в адрес Ирана для того, чтобы отвлечь общественное мнение в США от ситуации в Ираке и скрыть политическое, моральное и военное поражение в этом регионе.

        А.Арбатов считает: "Угроза Ирану - другая крупная ошибка Америки, которая, в случае ее осуществления, будет иметь неприятные последствия для региона, США и всего мира"3.

        Вместе с тем, поддержка Ираном ряда террористических организаций крайне затрудняет процесс улучшения как американо-иранских, так и ирано-израильских отношений. Руководству Ирана следует пересмотреть свои отношения с такими организациями как ливанская группировка "Хизболла", палестинские движения Хамас, "Исламский джихад" и рядом других. Всестороння поддержка этих организаций не только укрепляет терроризм на БСВ, но и способствует формированию отрицательного имиджа страны со стороны мирового сообщества, а также дает основание США и Израилю считать Иран - одной из главных баз террористов.

        Существенную помощь в развязывании иранского ядерного узла может оказать и Израиль. Только крайне сдержанная позиция по отношению к рассматриваемой проблеме, отказ от односторонних силовых действий и поиск взаимных компромиссов может сохранить в регионе довольно хрупкое равновесие.

        10 февраля 2005 г. министерство иностранных дел КНДР официально заявило о наличии собственного ядерного оружия. Ряд российских экспертов полагает, что эта информация является блефом и обусловлена усиливающимся давлением США на Иран по его ядерной проблеме. Кроме этого, руководство КНДР старается напомнить о себе и получить материальную помощь со стороны мирового сообщества. Эта ситуация создает благоприятные условия для развязывания иранского ядерного узла, так как в отличие от КНДР, руководство Ирана занимает более реалистичную позицию и идет на контакты с МАГАТЭ. По-видимому, изменится и позиция США по отношению к Ирану, потому что они не смогут одновременно решать и иранскую и северокорейскую ядерные проблемы и будут вынуждены переключиться на КНДР, где им обеспечена поддержка мирового сообщества.

        Таким образом, стремление Ирана к созданию собственного ядерного оружия - это путь в тупик, который не учитывает долгосрочные национальные интересам страны и крайне ухудшает состояние безопасности региона Ближнего и Среднего Востока.

        Позиция же США по этому вопросу явно бесперспективна и не допускает поиска взаимных компромиссов. Но существует выход из данной ситуации, который состоит в:

  • принятии Ираном предложений ЕС по полному прекращению работ по обогащению урана и накоплению плутония в обмен на мирные ядерные технологии и расширение экономических отношений с европейскими странами;
  • ратификация Ираном Дополнительного протокола к ДНЯО (1997 г.);
  • прекращение Ираном всех видов поддержки террористических организаций и начало нормализации отношений с Израилем;
  • урегулирование американо-иранских отношений и предоставление США гарантий ненападения на Иран;
  • обеспечение Россией гарантированных поставок реакторного топлива по фиксированным ценам, а также вывоз на свою территорию отработанного ядерного топлива.

        Все это приведет к коренному улучшению ситуации на Ближнем и Среднем Востоке и к экономическому благополучию Ирана в будущем.

Примечания

       1 Аятоллам осталось ждать недолго // Агентство новостей Lenta.ru//http://vip.lenta.ru/news/2005/01/18/iran/_Printed.html (16.02.2005 г.).
       2 Акция // Агентство новостей Исламской Республики//http://iran.ru/rus/news_iran.php?act= news_by_id&news_id=26963 (25.01.2005 г.).
       3 Российский исследователь осудил угрозы США в адрес Ирана // Агентство новостей Исламской Республики//http://iran.ru/rus/news_iran.php?act=news_by_id&news_id=27116 (25.01.2005 г.).
       * В конце февраля 2005 г. Россия и Иран подписали соглашение о возврате отработанного ядерного топлива с первого энергоблока Бушерской АЭС // http://www.minatom.ru/News/Main/viewPrintVersion?id=15283@id Channel=343 (4 марта 2005 г.).


[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]