Статьи
Обозреватель - Observer

ВОЗДУШНЫЕ ОПЕРАЦИИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ –
ПРООБРАЗ СОВРЕМЕННЫХ ВОЗДУШНО-НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ


М.Павлушенко,
кандидат военных наук, полковник
А.Смирнов,
кандидат военных наук, полковник
И.Желтяков, 
полковник

          Первые масштабные события третьего тысячелетия показывают, что мир XXI в. будет более сложным и нестабильным, чем мир XX в. Мировому экспертному сообществу уже известны десятки различных моделей войн первой половины начавшегося столетия1–4. Все они основаны на том, что ведущие государства мира вовсе не отказались от разрешения международных противоречий с помощью силы. 
          В “Стратегии национальной безопасности США”, например, прямо отмечается, что состояние американских вооруженных сил позволяет им “нанести поражение агрессорам в двух крупных региональных конфликтах, происходящих почти одновременно”, а также “проводить крупномасштабные и успешные операции вдали от своих границ”.
          Многие политологи и военные специалисты считают, что сценарий Третьей мировой войны уже написан.
          Однако, как писал М.Н.Тухачевский еще в 1926 г. в “Вопросах современной стратегии”, “ответить на вопрос – какой характер будет иметь вся будущая война – невозможно, ибо по мере своего развития война меняет формы, свой характер и предугадать их заранее нельзя5.
          Чтобы предугадать основные или, хотя бы, существенные черты войны будущего, необходимо изучить опыт войн прошлого. В этой связи образцом может служить статья В.Андреева, опубликованная в журнале “Обозреватель–Observer” в  прошлом году6.
          Рассмотрим, например, основную форму современных военных конфликтов – воздушно-наступательную операцию (ВНО).
          Ее сущность представляет собой совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, задачам, месту и времени массированных действий авиационных объединений и соединений, в которых разнородные силы ВВС и ПВО действуют самостоятельно или во взаимодействии с сухопутными войсками и ВМФ одновременно и последовательно по единому замыслу и плану и под единым руководством для решения оперативно-стратегических задач на театре военных действий (ТВД).
          В этой связи интересными представляются основные черты воздушной войны, которую вели США и Великобритания против фашистской Германии и милитаристской Японии в годы Второй мировой войны.
          Бомбардировщики, наряду с истребителями, составляли основу военной авиации всех участвовавших во Второй мировой войне держав. Удельный вес бомбардировщиков в численности авиапарка зависел от господствующей военной доктрины и от ситуации на ТВД (табл. 1).

          В 1922 г. на конференции по ограничению вооружений в Вашингтоне были приняты “Правила войны”, которые действовали и на 1 сентября 1939 г.
          В частности, ст. 22, ч. II гласила: “Воздушные бомбардировки с целью терроризирования гражданского населения, или разрушения и повреждения частной собственности не военного характера, или же причинения вреда лицам, не принимающим участия в военных действиях, воспрещаются”. Более того, 2 сентября 1939 г. английское, французское и германское правительства заявили о том, что бомбардировкам будут подвергаться “строго военные объекты в самом узком значении этого слова”8.
          10 мая 1940 г. немецко-фашистские войска вошли в нейтральные государства Голландию, Бельгию и Люксембург. В этот же день после смерти Чемберлена премьер-министром Великобритании стал Уинстон Черчилль. В тот же день английские летчики по приказу Черчилля бомбили город Фрейбург. 
          В ночь на 16 мая 1940 г. налетом на объекты Рура началось воздушное наступление англичан на Германию.
          Помощник министра авиации Великобритании Спейт признал: “Мы начали бомбардировки раньше, чем немцы стали бомбить объекты на Британских островах. Это исторический факт… Это великолепное решение8.
          Таким образом, именно Черчилль начал массированную воздушную войну, направленную на опустошение и террор.
          9 июля 1941 г. начался новый этап воздушного наступления Великобритании на Германию.
          В июле и августе 1940 г. 24% всех заданий английской бомбардировочной авиации были направлены против немецких нефтеперерабатывающих заводов. 
          24 сентября 1940 г. группа в составе 119 бомбардировщиков произвела первый налет на Берлин.
          30 октября новый начальник штаба английских ВВС маршал авиации Чарльз Портал издал директиву, в которой нефтеперерабатывающие заводы Германии, электростанции и авиационные заводы назначил первостепенными целями ВВС на зимний период. При этом такие объекты должны были выбираться для атак только в крупных промышленных центрах и городах. Так в английской авиации возник термин “бомбометание по площадям”: при бомбовых ударах уничтожались промышленные объекты и прилегающие к ним жилые кварталы.
          В июле 1941 г., когда Великобритания пережила наиболее трудный период в битве за Атлантику, Бомбардировочное командование стало проводить уже воздушные наступательные операции. Для этого потребовалось изменить тактику бомбардировок, так как предыдущая тактика ночных бомбардировок в условиях применения противником светомаскировки не обеспечивала успеха действий.
          Так, 49% бомб, сброшенных на объекты Юго-Западной Германии в период с мая 1940 г. по май 1941 г. упали вне цели.
          Для повышения точности бомбометания в августе 1941 г. английские бомбардировщики стали оборудоваться радионавигационной системой “Джи”.
          Особым вниманием британских летчиков пользовался Кёльн.
          В период с 1 июня 1941 г. по 1 марта 1942 г. на него было произведено 33 воздушных налета, в которых участвовало около 
2 тыс. бомбардировщиков. По английским данным, было сброшено более 6600 т фугасных и около 150 тыс. т зажигательных бомб. В результате в городе оказались разрушенными 67 промышленных предприятий, более 40 транспортных объектов, десять военных объектов и тысячи жилых домов, было убито почти полторы сотни человек. 
          Этот ущерб стоил англичанам 55 бомбардировщиков9.
          Специальной директивой штаба королевских ВВС с 14 февраля 1942 г. начинался новый этап воздушной войны против Германии. Основные усилия английской авиации сосредотачивались на “дезорганизацию системы коммуникаций и подрыв морального духа населения Германии в целом, и рабочего класса в особенности”10. Расчетное время этапа – 6 месяцев. Основными целями в этот период стали нефтеперегонные, авиационные и шарикоподшипниковые заводы, молибденовые рудники, верфи по строительству подводных лодок.
          21 февраля новым командующим бомбардировочной авиацией Королевских ВВС стал маршал авиации Артур Харрис. Именно ему принадлежит крылатое обещание “выбомбить Германию из войны”. Весной 1942 г. в Англии появились фугасные бомбы калибром 1800 и 3600 кг. Между начальником штаба ВВС Великобритании и маршалом Харрисом разразилась дискуссия, каким бомбам отдать предпочтение: зажигательным или крупнокалиберным фугасным. В итоге было принято компромиссное решение: две трети бомбовой нагрузки составляют зажигательные бомбы, одну треть – фугасные.
          При использовании фугасных бомб достигалось опустошение на площади 0,7 га застроенной городской площади на одну тонну сброшенных бомб, тонна зажигательных бомб производила опустошение на площади в два раза больше9. В несколько раз было увеличено и количество бомбардировщиков (с 220 до 1000) в одном налете.
          Для проверки своих тактических мыслей маршал авиации Харрис решил осуществить налет 1000 бомбардировщиков в одну ночь. Он считал, что есть “универсальные” или “ключевые” объекты, полный вывод которых из строя уничтожит одну или несколько отраслей промышленности. Первым объектом такой массированной бомбардировки стал Кёльн.
          От начальника штаба ВВС Великобритании маршала авиации Портала Бомбардировочному командованию последовала директива: “Я надеюсь, вам ясно следующее: целью наступления являются жилые районы, а не, к примеру, доки или фабрики”10. Командующий Бомбардировочным командованием Великобритании издал приказ: “Превратить в море огня средневековый центр Кёльна”8.
          30 мая 1942 г. 1046 бомбардировщиков было отправлено специально разработанными маршрутами на Кёльн. Атака на город должна была продлиться 90 мин. Самолеты максимально были загружены зажигательными бомбами.
          Когда английские бомбардировщики уже находились над Северным морем, 50 специально выделенных самолетов нанесли бомбово-штурмовой удар по аэродромам базирования германской истребительной авиации на территории Франции, Голландии, Бельгии и Западной Германии. Такое блокирование истребителей Люфтваффе позволило 898 английским бомбардировщикам беспрепятственно дойти до цели.
          Первые бомбы упали на город в 00 час. 47 мин., последние – в 02 час. 25 мин.
          Всего на город было сброшено 1455 т бомб. В Кёльне были полностью разрушены все строения на площади более 240 га. 
          Это было столько же, сколько было уничтожено в городах Германии за все предыдущие налеты.
          Кроме того, серьезно пострадали 250 металлургических, химических, станкостроительных и машиностроительных заводов.
          По немецким данным, было убито 486 чел. и ранено 5027 чел. Полностью было разрушено 18432 зданий, в городе возникло 
12 тыс. пожаров. Около 60 тыс. чел. осталось без крова.
          Англичане посчитали, что организация проведения массированного налета оправдала себя.
          Маршал Харрис 1 июня отправил 965 самолетов для воздушного удара по Эссену. 26 июня 1006 английских самолетов нанесли удар по Бремену.
          Для дезориентации работы немецких радиолокаторов, в Великобритании был налажен выпуск дипольных отражателей, получивших условное название “уиндоу”. Интересно, что “уиндоу” стали использоваться англичанами только тогда, когда ими были выработаны контрмеры по борьбе с этими помехами: немцы тоже копировали лучшие новинки своих противников.
          В начале августа 1942 г. в Бомбардировочном командовании Великобритании была сформирована авиагруппа самолетов наведения.
          Задача этих самолетов заключалась в обнаружении, освещении и обозначении цели для основных сил бомбардировочной авиации. Самолеты наведения следовали параллельным курсом с ударным эшелоном на расстоянии 3 км от основных бомбардировочных сил. Обнаружив город, подлежащий удару, самолеты, выделенные для обнаружения цели, сбрасывали на него серии светящихся бомб.
          За этой группой появлялись самолеты-осветители и сбрасывали светящиеся бомбы непосредственно над целью.
          После этого самолеты-маркировщики сбрасывали зажигательные бомбы, пожары от которых и служили прицельными точками для основных бомбардировочных сил.
          Если цель была закрыта сплошной облачностью, то вместо зажигательных бомб точки прицеливания обозначались над облаками цветными светящимися парашютными бомбами. Если ветер сносил эти бомбы, то самолеты наведения вторично сбрасывали такие бомбы.
          При этом цвет бомб менялся. На подходе к цели экипажи получали указания от руководителя операцией, который находился на самолете в районе цели, какого цвета бомбы следует в данный момент принимать за точку прицеливания. Такой способ наведения был избран англичанами в силу того, что они не ставили себе задачу уничтожение избранных объектов в крупных населенных пунктах, а производили бомбометание по площади. После самолетов наведения над целью появлялись бомбардировщики с зажигательными бомбами. Завершали налет бомбардировщики с фугасными и зажигательными бомбами. С 19 августа по 31 декабря 1942 г. таким способом было совершено 26 налетов на немецкие города.
          В январе 1943 г. в Касабланке состоялась англо-американская конференция, в которой участвовали президент США Франклин Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. Союзники приняли решение предпринять в 1943 г. совместное воздушное наступление на фашист- скую Германию силами бомбардировочной авиации.
          В соответствии с директивой объединенного комитета начальников штабов ВС США и Великобритании, ВВС была поставлена следующая задача: “Вашей основной задачей является прогрессивно нарастающее разрушение и дезорганизация военной, промышленной и экономической системы Германии и подрыв морального духа немецкого народа до такой степени, при которой способность его к вооруженному сопротивлению смертельно ослабнет”9.
          В 1943 г. группа анализа воздушных операций в своих рекомендациях указала на 60 объектов, разрушение и длительная нейтрализация которых серьезно ослабит и парализует военные усилия Германии. Эти объекты, находившиеся в зоне досягаемости американской и английской авиации, по приоритету были сведены в шесть групп целей:
          1. Верфи по строительству подводных лодок и места их базирования;
          2. Предприятия авиационной промышленности;
          3. Заводы по производству шарикоподшипников;
          4. Заводы по переработке нефти и производству синтетического горючего;
          5. Предприятия по производству синтетической резины;
          6. Заводы военного транспорта.
          С 6 марта по 29 июня 1943 г. началась “Воздушная битва за Рур”.
          В ходе “Воздушной битвы за Рур” Бомбардировочное командование произвело 26 массированных налетов на города Рура, во время которых было сброшено около 35 тыс. бомб.
          В результате было выведено из строя более половины производственных зданий концерна Крупа. В середине апреля 1943 г. германское командование вынуждено было сосредоточить для обороны Рурского промышленного района более 40% своей зенитной артиллерии и 466 ночных истребителей.
          Однако эти усилия не оказали влияния на активность авиации Великобритании, хотя потери англичан за время рейдов на Рур и составили 872 самолета.
          2 июня 1943 г., выступая в палате общин, Черчилль заявил: “Могу сообщить, что в этом году германские города, гавани и центры военной промышленности будут подвергаться такому огромному, непрерывному и жестокому испытанию, которое не переживала ни одна страна”.
          Маршал Харрис вспоминал: “Практически я получил свободу бомбить любой немецкий город с населением 100 тыс. человек и более”9.
          План совместного англо-американского воздушного наступления в период с июня 1943 г. по весну 1944 г. получил условное наименование “Пойнтблэнк”. План имел четыре этапа:
          1. Разрушение судостроительных верфей (до июля 1943 г.);
          2. Уничтожение истребительной авиации и авиационных заводов (август – сентябрь 1943 г.);
          3. Уничтожение авиационной инфраструктуры (октябрь – декабрь 1943 г.); 
          4. Обеспечение подготовки вторжения союзников на Европейский континент (начало 1944 г.).
          Союзники договорились о следующем взаимодействии: самолеты 8-й ВА ВВС США, базирующиеся на территории Англии (командующий генерал-лейтенант Айра Икер), будут действовать днем, применяя прицельное бомбометание, направленное на уничтожение немецкой истребительной авиации и промышленных предприятий, связанных с производством истребителей. Самолеты Бомбардировочного командования ВВС Великобритании будут действовать ночью, нанося удары по площадям промышленных центров и прилегающих к ним жилых кварталов.
          Была разработана стандартная схема, по которой избранный объект подвергался бомбардировке днем и ночью. Для этого американские бомбардировщики появлялись над целью днем и в вечерние сумерки, интенсивно бомбили объект зажигательными бомбами. Возникавшие многочисленные пожары служили световыми ориентирами для английских бомбардировщиков, атаковавших эту же цель в ночное время. Ночные налеты англичан производились и на аэродромы немецкой истребительной авиации. Днем они не могли взлетать с поврежденных ВПП на перехват американских самолетов.
          Немецкие РЛС могли обнаруживать и сопровождать только одну воздушную цель. Поэтому американцы уплотняли свои боевые порядки, что приводило к “избытку целей”. На подготовку обстрела немецким зенитчикам требовалось 2 мин. Зная это, союзники при прорыве ПВО строили эшелон тремя “коробками” на разных высотах. Уплотнение боевых порядков сократило временной интервал между самолетами на боевом курсе, что позволило увеличить концентрацию самолетов над целью и сократить время прохождения боевого порядка над целью в три раза. Это дало возможность бомбить цели максимально возможным количеством самолетов в минимальный промежуток времени и сократить потери бомбардировщиков. Маршруты полетов выбирались таким образом, чтобы у немцев создавалось впечатление, что самолеты летят к определенной цели. В последний момент бомбардировщики внезапно меняли курс и шли к действительному объекту бомбардировки.
          В ночь на 25 июля 1943 г. был совершен массированный налет на Гамбург.
          740 английских бомбардировщиков за 2,5 часа сбросили на плотно населенные районы города 2396 т фугасных и зажигательных бомб10.
          Англичане применяли в большом количестве дипольные отражатели “уиндоу”, благодаря чему немцы сбили только 12 бомбардировщиков. Оказалось, что лучами немецких прожекторов управляли РЛС. Из-за помех лучи бесцельно блуждали по всем направлениям, а зенитчики не могли вести прицельный огонь.
          В результате этого налета в городе были повреждены многие газовые и водопроводные магистрали, линии электропередач и телефонная связь были прерваны. Была выведена из строя и впоследствии не восстановлена схема оповещения о воздушных налетах.
          Через несколько часов уже днем по городу ударили 68 американских тяжелых бомбардировщиков. В течение одного часа они атаковали порт. В результате многие постройки, доки и пристани были разрушены, а суда – повреждены.
          На следующее утро 53 американских бомбардировщика сбросили бомбы на крупную городскую электростанцию.
          Сутки спустя в ночь на 28 июля англичане снова произвели массированный налет на Гамбург. 739 самолетов сбросили на город 2417 т бомб.
          30 июля англичане 726 самолетами повторили налет. Они сбросили на город 2382 т бомб.
          3 августа на город было сброшено 1426 т бомб.
          Операция бомбардировочного удара по второму по численности населения немецкого города Гамбурга носила название “Гоморра” Её целью было полное разрушение города.
          Несколько дней в Гамбурге бушевал огненный шторм, столб дыма достигал высоты 4 км и проникал в кабины английских бомбардировщиков. В городе кипел асфальт и сахар, в трамваях плавилось стекло. Мирные жители, сгорая заживо, превращались в пепел либо задыхались от ядовитых газов в подвалах своих домов. Многие люди потеряли память и рассудок.
          В общей сложности на город было совершено 4 ночных и 3 дневных массированных налета (3095 самолето-вылетов), сброшено 8621 т бомб, из них – 4309 зажигательных.
          Англо-американские войска потеряли 87 бомбардировщиков.
          По данным полиции Германии, в Гамбурге было разрушено и приведено в негодность 40385 жилых домов, 275 тыс. квартир (61% жилой площади города), 580 промышленных и военных предприятий, 2632 магазина, 76 общественных учреждений, 24 больницы, 277 школ, 58 церквей, 83 банка, 12 мостов и знаменитый зоологический сад Гагенбека.
          В городе было убито 41800 и ранено 37439 чел., несколько тысяч человек пропало без вести, свыше 200 тыс. было ранено, обожжено и покалечено.
          До налета Гамбург выпускал в месяц 89 подлодок; после налета – 2–3. Производство жидкого топлива сократилось на 20%10.
          К концу 1943 г. Бомбардировочное командование каждую ночь для боевых вылетов уже могло выделять свыше 740 самолетов. Дополнительно на территорию Англии была передислоцирована бомбардировочная авиагруппа канадских ВВС. Интересно, что массированными налетами союзников Германия не была поставлена на колени. Немцы даже увеличили уровень военного производства.
          Например, производство танков в 1943 г. в среднем составляло 330 в месяц, в 1944 г. – до 512. Штаб ВВС Великобритании признал, что налеты надо было совершать не на жилые кварталы, а на промышленные объекты.
          Самый мощный налет на Берлин был проведен в ночь на 16 февраля 1944 г.
          806 самолетов пятью эшелонами за 39 мин. сбросили 2642 т бомб на немецкую столицу.
          Воздушная разведка установила, что 30% промышленных предприятий и 60% торговых предприятий Берлина прекратили работу в результате разрушений.
          “Берлинское сражение” с воздуха продолжалось до марта 1944 г.
          По этому поводу маршал Харрис заявил: “Я хочу испепелить этот кошмарный город из конца в конец”8. 
          По немецким данным, за 6 первых налетов на Берлин было уничтожено 46 и повреждено 259 предприятий; за 7 налетов в городе было уничтожено и серьезно повреждено 15635 жилых домов; за 12 налетов было убито 5166 и ранено 18431 берлинцев. Количество убитых и пострадавших в Берлине было сравнительно меньше, чем в других городах Германии. Это объясняется тем, что в немецкой столице заблаговременно были построены большие бомбоубежища.
          Всего на Берлин было совершено 16 массированных налетов, во время которых было сброшено около 50 тыс. т бомб. В руины была превращена почти половина города. В те дни в Германии ходил анекдот: кого можно считать трусом? Ответ: жителя Берлина, который добровольцем ушел на Восточный фронт.
          Подводя первые итоги воздушного наступления союзников на Германию, командующий Бомбардировочным командованием Великобритании маршал авиации Харрис констатировал: к концу октября 1943 г. на 38 главных городов Германии было сброшено 167230 т бомб, уничтожено около 8400 га застроенной площади (25% от общей площади городов, подвергшихся воздушным ударам).
          За время массированных налетов 30% промышленных предприятий были уничтожены.
          Погибло более 5 тыс. чел., 1,5 млн. оказались без крова9.
          В апреле 1944 г. Англо-американский объединенный комитет по планированию операций нацелил действия американской и английской стратегической авиации на авиационную поддержку сил вторжения. Командующий стратегической авиацией США генерал Карл Спаатс приказал своим подчиненным сосредоточиться на уничтожении заводов синтетического горючего, а главный маршал Королевских ВВС Теддер нацелил свои бомбардировочные силы на дезорганизацию транспортной сети противника.
          Англо-американская авиация привела к снижению немецкого производства синтетического топлива с 927000 т в марте до 715000 т в мае и до 472000 т в июне. 
          Снабжение люфтваффе авиационным спиртом упало с 180000 т в апреле до 50000 т в июне и до 10000 т в августе9.
          Параллельно с уничтожением вышеуказанных объектов удары наносились и по городам Германии.
          В одном из налетов американской авиации на Эссен в сентябре 1944 г. в городе была разбита школа, под руинами которой погибла половина детей в городе9.
          Наиболее известной акцией стратегической авиации США и Великобритании стала печально известная операция “Удар грома”. По Дрездену наносилось два массированных удара ночью и один – днем.
          В 18 час. 13 февраля с английских аэродромов взлетело 300 бомбардировщиков Великобритании. Полет их проходил в режиме радиомолчания. В 22 час. командир самолета наведения дал команду самолетам-осветителям на сброс светящихся авиабомб. Через 13 мин. началась бомбардировка, которая продолжалась 16 мин.
          В 1 час 30 мин. 14 февраля по городу нанесли еще один удар 529 английских бомбардировщиков.
          Всего на Дрезден англичане сбросили 2659 т фугасных и зажигательных бомб, из них только на центр города – 650 тыс. бомб.
          Вечером 14 февраля удар по городу нанесли 316 американских бомбардировщиков10.
          На следующий день по городу ударили еще 1100 самолетов союзников.
          Высота столба раскаленного воздуха над Дрезденом достигала 6 км, а диаметр – 3 км. От температуры раскаленного воздуха воспламенялось и плавилось все.
          Только через 2 дня после окончания бомбардировок температура пожарища снизилась настолько, чтобы начать тушить пожары.
          Город был практически полностью разрушен, центр города – стерт с лица земли. Было разрушено 27 тыс. жилых и 7 тыс. общественных зданий. В это время в городе находились десятки тысяч беженцев из Восточной Германии. Число погибших неизвестно до сих пор. После войны госдепартамент США сообщил о 250 тыс. погибших.
          Анализ организации и ведения массированных бомбардировок наших союзников по немецко-фашистским объектам представляет тактический и оперативный интерес, поскольку основные идеи современных воздушно-наступательных операций взяты из воздушного наступления наших союзников на Германию. Прежде всего, количество бомбардировщиков, суммарный тоннаж бомб в одном ударе, точность бомбометания и необходимость сохранения своих сил и средств.
          Перед вступлением Англии в войну в сентябре 1939 г. Бомбардировочное командование насчитывало 33 эскадрильи (480 самолетов), которые были выделены для боевых действий в тактическом эшелоне.
          К началу 1945 г. боевой состав командования вырос до 95 эскадрилий7.
          В сентябре 1939 г. суммарная бомбовая нагрузка всех английских самолетов за один вылет составляла 758 т бомб в район Рура и 456 т в район Берлина.
          В январе 1945 г. этот тоннаж вырос до 10000 т.
          В 1939 г. точность бомбометания у английских летчиков была очень низкой. Это привело к нанесению ударов по площадям. 
          Большие потери от истребителей противника заставили англичан летать ночью. В конце войны англичане были способны с высокой вероятностью поражать точечные цели (табл. 2).

          Стратегическая авиация союзников не смогла самостоятельно нанести поражение фашистской Германии. Однако операции и боевые действия союзников преследовали цель не только деморализовать население Германии, но завоевать господство в воздухе и подорвать немецкую военную экономику. Единственным средством для достижения этих целей стала массированная бомбардировка гражданского населения и промышленных центров, а не  отдельных заводов.
          Круглосуточное ведение бомбардировочных налетов на Германии лишало её передышки.
          Воздушное наступление задержало создание и применение крылатых и баллистических ракет “Фау-1” и “Фау-2”.
          Основные усилия в авиационной промышленности были сосредоточены не на производство бомбардировщиков, а истребителей. В 1939 г. их доля в общем количестве военных самолетов составила 31%, в 1944 г. – 78%.
          Удары союзников по нефтеперерабатывающим заводам в конце войны привели почти к полной парализации всех видов транспорта Германии.
          Немаловажным обстоятельством, наравне с уничтожением военно-экономического потенциала и террористическими ударами по населению Германии, было и то, что в системе ПВО Германии к концу 1943 г. было занято около 2 млн. чел., из них в зенитно-артиллерийских частях 900 тыс. мужчин, которые могли сражаться на Западном или Восточном фронте9.
          Громадные силы и средства постоянно отвлекались на восстановительные работы.
          Сопоставляя периоды Второй мировой войны на Западном ТВД с немецкими объектами бомбардировок, видно, что воздушное наступление англо-американских войск стало одной из составляющих победы антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне (табл. 3).

          Среди злодеяний фашизма чуть ли не самым кошмарным является террор на оккупированных территориях и функционирование более 1650 концлагерей и гетто и т.д. Но и анализ потерь от бомбардировок союзников показывает, что во всех возрастных группах потери среди женщин превышают потери среди мужчин приблизительно на 40%, количество погибших детей и потерь среди старших возрастов – соответственно 20% и 22% от всех потерь.
          Общий объем сплошных разрушений германских городов от массированных бомбардировок составил 400 млн. куб. м. 
          Было полностью уничтожено 495 архитектурных памятников, 620 было повреждено так, что они уже не подлежали восстановлению.
          Около 50 крупных городов получили разрушения 50–97% от общей площади построек.
          Всего англо-американское командование для тотальной бомбардировки выбрало 80 городов-мишеней.
          Английский генерал-майор Джон Фуллер писал: “В продолжение пятидесяти, ста, а, может быть, и больше лет разрушенные города Германии будут стоять как памятники варварства ее победителей”. 
          Американский генерал Ф.Андерсон концепцию тотальных налетов цинично объяснил следующим образом: “Воспоминания о разрушении Германии будут передаваться от отца к сыну, от сына к внуку. Это лучшая гарантия того, что Германия больше никогда не будет развязывать новых войн”.
          Маршал А.Харрис вспоминал: “… Мы никогда не делали объектом налета какой-нибудь определенный завод. Разрушенное предприятие в городе мы всегда рассматривали как дополнительную удачу. Главной нашей целью всегда оставался центр города. Все старые немецкие города наиболее густо застроены к центру, а окраины их всегда более или менее свободны от построек.
          Поэтому центральная часть городов особенно чувствительна к зажигательным бомбам”8.
          Серьезные потери понесла и англо-американская авиация. За время налетов союзников на Германию ВВС США и Великобритании потеряли 17 тыс. самолетов, 115 тыс. летчиков и членов экипажа. В Бомбардировочном командовании был самый большой процент потерь среди ВВС Великобритании.
          Средний процент потерь (3,5% х 30 вылетов) уже составлял 105%.
          Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить: в годы Второй мировой войны появилась стратегическая авиация, объектом воздействия которой стал глубокий тыл противника, его экономический потенциал, система государственного управления, транспорт и население.

Примечания

        1 Воробьев И.Н., Круглов В.В., Суптеля А.И. Военная футурология. М.: ОВА ВС РФ, ВА РВСН им. Петра Великого. 2001.
        2 Слипченко В.И. Войны шестого поколения. Оружие и военное искусство. М.: ВЕЧЕ. 2002.
        3 Попов И.М. Война будущего: взгляд из-за океана. Военные теории и концепции современных США. М.: Транзиткнига. АСТ. Астрель. 2004.
        4 Требин М.П. Войны XXI века. М.: АСТ, Минск: ХАРВЕСТ. 2005.
        5 Тухачевский М.Н. Избранные произведения. В 2 томах. М.: Воениздат. 1964. Т. 1. С. 252.
        6 Андреев В. Политический феномен, бескровно изменивший мир // Обозреватель–Observer. 2005. № 1. С. 31–45.
        7 Соболев Д.А. История самолетов. 1919–1945. М.: РОССПЭН. 1997.
        8 Максимов М. Война без правил // Вокруг света. 2004. № 12. С. 172–184.
        9 Авиация Великобритании во Второй мировой войне. Бомбардировщики. Ч. 3. Приложение к бюллетеню ЦАГИ “Авиационный сборник”. 1997. № 6. С. 36.
        10 Орлов А. Тайная битва сверхдержав. М.: ВЕЧЕ. 2000.
        11 Военно-энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 1986.
 
 

 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]