Статьи
Обозреватель - Observer

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 
И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЛИЗИНГ

В.Часовой,
директор Института внешнеэкономических связей 
МГИМО-Университета,
кандидат экономических наук

          Современная российская экономика, испытывающая на себе все “прелести” переходного периода вынуждена применять как механизмы, известные из давней истории экономики многих высокоразвитых стран, так и методы, относящиеся к новейшей истории. Операции на фьючерсных и опционных рынках, секьюритизация активов компаний, осуществление лизинговых операций, а также использование многих других непременных атрибутов современной рыночной экономики, оказывает адекватное влияние на все аспекты экономической жизни России и других постсоветских государств.
          Среди этих аспектов одним из важнейших является экономическая безопасность.
          Проблема экономической безопасности стран, проводящих радикальную трансформацию социально-экономической системы связана с проблемой внешних заимствований. В силу множества объективных и субъективных факторов, к которым, прежде всего, следует отнести отсутствие:

  • соответствующей требованиям рыночной экономики законодательной базы;
  • функциональных государственных и негосударственных институтов и структур рыночного типа;
  • должного опыта и знаний у руководителей всех уровней, 
          практически ни одной стране в переходный постсоциалистический период не удалось трансформировать экономику исключительно с помощью собственных ресурсов.
          Заинтересованные в окончательном разрушении административно-командной системы страны с развитой рыночной экономикой фактически вынуждены были взять на себя часть бремени по обеспечению перехода бывших политических, экономических и военных соперников в лоно рыночной экономики.
          Однако, было бы наивно предполагать, что помощь, оказанная развитыми странами постсоветским и постсоциалистическим государствам в переходный период, будет бескорыстной.
          Достаточно убедительным примером тому может служить ситуация, сложившаяся в России в первой половине 90-х годов. Амбициозные желания руководителей страны продемонстрировать быстрые успехи их правления, безоглядное следование рецептам специалистов Международного валютного фонда, полное отсутствие стратегии социально-экономического развития общества вместе с ориентацией на лидеров “дикого” российского капитализма едва не привели страну к полной потере экономической (а, возможно, и политической) независимости.
          Много миллиардный долг на долгие годы лег тяжелым грузом на российскую экономику.
          Мизерная эффективность произведенных в 90-е годы заимствований уже сейчас мало у кого вызывает сомнения. Среди отстаивающих правильность экономической политики, приведшей к колоссальному внешнему долгу, в основном те, кто принимал участие в ее разработке и осуществлении. Как правило, не забывая и о своем личном интересе.
          Большая часть полученных по внешним займам миллиардов вернулась обратно в западные банки, едва коснувшись российской земли.
          Какая-то часть была израсходована на проведение неэффективных, а порой просто вредных для российской экономики преобразований. С “помощью” поступавших в Россию кредитов были почти полностью парализованы многие производства и целые отрасли. Сложно назвать хотя бы десяток-другой крупных российских предприятий, получивших возможность успешно продолжать свою деятельность и развиваться благодаря иностранным кредитам. И если бы не события августа 1998 г. сложно предположить – сумели бы подняться с колен российские товаропроизводители.
          В 90-е годы руководителями страны как заклинание раз за разом повторялся тезис об отсутствии альтернативы внешним заимствованиям.
          Опровергая известное всем экономистам положение об альтернативности экономической жизни, политические лидеры того времени полагали внешние заимствования единственной возможностью продолжения рыночных реформ в стране. Насколько искренни были они в своих заверениях, мы сможем более или менее достоверно узнать из их мемуаров.
          И все-таки в тот непростой период была рациональная альтернатива кредиту, предоставлявшемуся России иностранными правительствами, Международным валютным фондом и банками.
          Этой альтернативой мог стать международный лизинг.
          Переход к рыночной экономике Россия начала, имея структуру общественного производства, не адекватную требованиям рынка и отягощенную изношенными основными фондами.
          В некоторых отраслях промышленности предприятия имели полностью амортизированные станки, машины, оборудование. Надеяться в таких условиях на успешное и быстрое развитие рынка отечественных товаров не приходилось. Необходимы были новые станки и технологии. И получить их в короткие сроки можно было только на Западе.
          Решение этой задачи вполне было по силам экспортному, транзитному и импортному лизингу. Как в годы Великой Отечественной войны поставки Советскому Союзу Соединенными Штатами Америки и Великобританией вооружений, транспортных средств и металлообрабатывающих станков по схеме лендлиза внесли определенный вклад в разгром фашистской Германии, так в годы перестройки российской экономики поставки станков, машин, оборудования западными производителями в Россию по схеме международного лизинга могли бы содействовать укреплению экономического потенциала новой России.
          Экспортный лизинг предполагает возможность получения российскими производителями по договору лизинга на определенный срок за определенную договором плату производимых иностранными компаниями машин, станков, оборудования, транспортных средств, компьютеров и другой техники. Полную оплату поставки в случае импортного лизинга производит лизинговая компании, функционирующая в стране производителя, которая и становится собственником приобретенных объектов лизинга. Российская сторона становится лизингополучателем, обладающим на период действия договора лизинга правом исключительного пользования объектом лизинга.
          Западные лизинговые компании, как правило, оплачивают производителю полностью стоимость объекта лизинга за счет собственных ресурсов, либо за счет кредитов, получаемых от банков.
          При этом действует как схема финансового, так и операционного (производственного) лизинга.
          В первом случае лизинговая компания, как правило, тесно связана с банком или иными финансовыми институтами (страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании и другими), безразлична к объекту лизинга и предпочитает заключение договора с лизингополучателем на весь срок амортизации.
          Во втором случае лизинговая компания, как правило, является дочерней структурой крупного производителя. Объект лизинга определяется возможностями производителя. Срок аренды чаще всего составляет от 40 до 90% от срока полной амортизации.
          Получая современное оборудование по экспортному лизингу, российские товаропроизводители могли бы осуществлять свою деятельность по принципу: “плачэ зарабатывая”. Получая доход от реализации выпущенной на новом оборудовании продукции, лизингополучатель поэтапно вносит арендную плату лизингодателю.
          Схема экспортного лизинга может действовать достаточно эффективно при проведении государством благосклонной к экспортному лизингу политики. Она может и должна заключаться в следующем:
  • установление низких таможенных тарифов (или их полную отмену) на поставки машин, станков, оборудования, производственных комплексов, транспортных средств и иных объектов, повышающих эффективность отечественного производства;
  • предоставление банкам или другим кредитно-финансовым институтам, кредитующим лизинговые компании, государственных гарантий в случаях поставки объектов лизинга в отрасли, развитию которых государство придает приоритетное значение;
  • предоставление налоговых льгот российским компаниям-лизингополучателям;
  • обеспечение надежной защиты прав собственника-иностранной лизинговой компании в соответствии с общепринятыми в цивилизованных странах нормами.
          Схема транзитного лизинга отличается от схемы экспортного лизинга тем, что компания-лизингодатель находится в третьей стране. Транзитный лизинг позволяет повысить экономическую эффективность сделки, так как транзитная лизинговая компания, чаще всего, выбирает для своей регистрации страну с наиболее благоприятным для собственника режимом налогообложения.
          Весьма существенным может оказаться и то обстоятельство, что лизинговая компания действует в стране, имеющей хорошие отношения с Россией. В то время как производитель объекта лизинга может действовать в стране, не проявляющей заинтересованности в развитии российской экономики.
          При транзитном лизинге российские товаропроизводители, установив деловые контакты с небольшим количеством крупных лизинговых компаний в таких странах как Германия, Франция, Австрия, фактически могли бы получать по договорам лизинга самое современное оборудование крупнейших мировых производителей.
          Лизинг в новой России уже имеет свою историю. Первые лизинговые компании начали свою деятельность еще в перестроечный период советской экономики.
          Пионеры российского лизинга “Россия” (Нижний Новгород), “Волга-Днепр” (Ульяновск), “РГ-Лизинг” (Москва), “Балтлиз” (С.-Петербург) и другие уже к середине 90-х годов имели достаточный опыт для осуществления крупномасштабных лизинговых операций с иностранными партнерами. 
          Именно эти компании могли успешно осуществлять сделки по схеме импортного лизинга, обеспечивая поставки отечественным товаропроизводителям новейшей техники с Запада на условиях аренды.
          Следует учитывать, что многие лизинговые компании в России в первой половине 90-х годов создавались как совместные предприятия с участием иностранного капитала.
          Соучредителями, как правило, выступали иностранные лизинговые компании или банки, что в значительной степени облегчало осуществление операций, в которых лизинговая компания и лизингополучатель действуют в одной стране, а объект лизинга производится компанией, действующей в другой стране.
          Как в случае экспортного лизинга, транзитный и импортный лизинг могли развиваться только при проведении государством целенаправленной экономической политики поддержки отечественного производителя, в целом, и лизинговой деятельности, в частности.
          К сожалению приходится констатировать, что дальше деклараций руководство страны не пошло. Знаменитый Указ Президента Российской Федерации “О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности”, с которого началась легализация деятельности лизинговых компаний в России, равно как и последовавшие за ним законодательные и нормативные акты лишь декларировали заинтересованность государства в развитии лизинга, на деле не оказывая ему сколь-либо ощутимой поддержки.
          Вместе с тем, в стране за очень короткий промежуток времени сформировалось весьма могущественное лобби представителей крупнейших российских финансовых лизинговых компаний, которые добились фактического запрета на деятельность в России иностранных лизинговых компаний.
          Отсутствие на российском рынке лизинговых услуг иностранных лизинговых компаний, имеющих возможность получать дешевые кредиты, имеет свои как положительные, так и отрицательные стороны.
          К положительным можно отнести ослабление конкурентной борьбы среди лизинговых компаний, работающих в российской экономике. Особенно, если учесть удар, нанесенный им в августе 1998 г.
          К отрицательным, в первую очередь, стоит отнести высокую стоимость услуг российских лизинговых компаний, получающих кредиты по высоким ставкам. Кроме того, российские лизинговые компании еще не готовы оказывать весь спектр услуг, предоставляемых зарубежными лизинговыми компаниями.
          Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы.
          Международный лизинг мог стать в 90-е годы рациональной альтернативой кредитам от зарубежных стран, банков и фондов. Российские производители получили бы реальные машины, станки, оборудование, что позволило бы значительнее быстрей и эффективнее осуществить структурные преобразования национальной экономики.
          Применение основного принципа деятельности лизингополучателей – платить, зарабатывая – избавило бы страну, государственный бюджет от обременительного внешнего долга как важнейшего фактора снижения уровня национальной экономической безопасности.
          Игнорирование возможностей международного лизинга в первой половине 90-х годов нанесло существенный урон делу становления национальной экономики России в целом.
          Игнорирование ошибок недавних лет, отсутствие заинтересованной экономической политики в отношении лизинга, в целом, и международного лизинга, в частности, может сегодня и в будущем отрицательно сказаться на обеспечении необходимого уровня экономической безопасности.
          Использование возможностей международного лизинга может приблизить тот день, когда Россия займет в мировом сообществе место, соответствующее ее огромному экономическому потенциалу. Хочется верить, что этот день не за горами.
 

 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]