ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФСБ
В.Головин,
кандидат педагогических наук, полковник
Как известно,
в настоящее время ведется работа над проектами федеральных законов “О федеральной
службе безопасности” и “О контрразведывательной деятельности”. К разработке
проектов привлечены ученые и специалисты различных министерств и ведомств
(Генеральная прокуратура, Верховный суд, МВД, Минобороны, Федеральная таможенная
служба, ФСБ, Федеральная служба охраны, Федеральная служба исполнения наказаний,
СВР России и др.).
Среди важнейших
статей первого проекта особенное место принадлежит ст. 5, именуемой “Принципы
деятельности федеральной службы безопасности”. В проекте другого ФЗ содержится
аналогичная ст. 4 “Принципы осуществления контрразведывательной деятельности”.
Современное правовое регулирование деятельности ФСБ
Изучение вариантов
предполагаемых законов а также и ранее принятых законодательных актов,
показывает, что устанавливаемые законодательно перечни принципов деятельности
органов федеральной службы безопасности1, а вместе с этим и принципов контрразведывательной
деятельности как одного из направлений деятельности ФСБ России, не являются
совершенными.
С одной стороны,
они недостаточны, поскольку не отражают с необходимой полнотой спектр закономерных
связей и отношений, соответствующих современным общественно-политическим
условиям деятельности органов безопасности и имеющих место в сфере обеспечения
безопасности Российской Федерации, ее граждан и общества в целом.
С другой – законодательно
фиксируемые перечни принципов не являются удовлетворительными из-за их
некоторой избыточности.
Например, избыточность
может быть отнесена к принципу уважения и соблюдения прав и свобод человека
и гражданина, так как “соблюдение прав” обеспечивается реализацией принципа
законности. Что касается “уважения” прав, то это – категория нравственная,
она поглощается принципом гуманизма. Последний, вместе с принципом законности,
охватывает и “уважение”, и “соблюдение” гражданских прав и свобод.
Целостный анализ
законодательных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что принцип
деятельности органов безопасности, касающийся прав и свобод граждан, формулируется
неоднозначно. Можно выделить, по крайней мере, пять его формулировок.
Среди них:
-
уважение личности, ее прав и свобод;
-
уважение прав, свобод и законных интересов личности;
-
уважение прав и свобод человека и гражданина;
-
уважение прав и свобод личности;
-
уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
Это указывает на
отсутствие единства взглядов на понятия “уважение”, “соблюдение”, “человек”,
“гражданин”, “личность”, что приводит к размыванию ориентиров при осуществлении
деятельности органов безопасности вообще, и контрразведывательной деятельности
– в частности. Между тем, из 10 принятых за последние годы законодательных
актов в 7 из них сформулирован именно принцип гуманизма2.
Заслуживает
критических замечаний и принцип, регулирующий отношения в сфере управления
деятельностью органов безопасности, а именно тот из них, который связан
с идеей централизации руководства названными органами. Изучение законодательных
источников, регулирующих деятельность органов безопасности и принятых за
период с 1990 г. по настоящее время, позволяет установить, что централизация
управления как ведущая идея, отражающая проявление объективно существующей
закономерности, законодательно представлена, однако формулировка принципа
централизации приводится в них в различных и несовпадающих вариантах:
-
единство системы федеральных органов и централизация управления ими;
-
единство системы органов федеральной службы безопасности и пограничных
войск, а также централизация управления ими;
-
централизация управления органами федеральной службы безопасности;
-
централизация управления органами федеральной службы безопасности и пограничными
войсками.
Также трудно признать
удовлетворительными и собственно названия некоторых принципов.
Так, принцип
конспирации сформулирован с излишними подробностями, включающими указания
на способы его реализации в практике оперативной работы3 (“конспирация,
сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности”), что было
бы более уместным в учебной и учебно-методической литературе.
Роль и значение принципов
для деятельности ФСБ
Изложенные факты
в целом свидетельствуют о недостаточной теоретической проработанности категории
принципа как общенаучного понятия.
Действительно,
принцип может выполнять функцию основополагающего первоначала, идеи, исходного
пункта какой-либо концепции, теории, определенной совокупности знаний.
При этом принцип становится главным, определяющим элементом, лежащим в
фундаменте теории4.
Данное понимание
принципа чаще относится к принципам естествознания (таковы, например, аксиомы
геометрии Евклида, среди которых известный принцип непересекающихся параллельных
прямых; принцип относительности Г.Галилея; принцип постоянства скорости
света в теории относительности А.Эйнштейна и др.)5.
Исходя из этой
точки зрения, можно согласиться с А.И.Ракитовым, утверждающим, что “исходные
принципы сами не имеют обоснования, не доказываются и не выводятся в рамках
данной теории”6.
Аналогичного
мнения придерживаются и некоторые другие авторы, признающие за принципами
роль логического начала системы научного знания, определяющего ее структуру
и порядок развертывания7.
Приведенные
высказывания хорошо корреспондируются с древним латинским выражением “principia
probant, non probantur” – принципы суть доказательства, они не доказываются.
Вместе с этим,
принципы общественных наук также могут иметь своим происхождением какую-либо
концепцию, доктрину, систему мировоззренческих взглядов и убеждений.
Например, источник
законности, гуманизма, демократизма легко просматривается в Конституции
РФ (ст. 15) закрепившей названные общественные отношения и определившей
пути развития страны в ближайшем обозримом будущем.
Развитие понятия принципа в теории
и практике оперативной деятельности
Период зарождения
и становления органов безопасности был связан с поиском и совершенствованием
рациональных приемов и способов деятельности, выдвижением эмпирических
рекомендаций и правил, проходивших затем свою проверку в практике контрразведывательной
и разведывательной работы. Для данного этапа было характерным стремление
подробно описать и строго регламентировать все стороны негласной работы,
охватить как можно больше процедурно-технологических вопросов. Это находило
свое отражение в объемных инструкциях, приказах, циркулярных письмах и
пр., содержавших многочисленные параграфы, пункты и подпункты8.
Подобные правила
добротной, профессиональной работы в дальнейшем приумножались. По мере
накопления опыта оперативной работы практическим путем отыскивались и многие
другие рациональные приемы и способы деятельности. Одновременно с этим
в результате теоретического осмысления достижений практики выдвигались
положения, которые носили более общий, мировоззренческо-методологический
характер. Данные положения становились затем основой для формулирования
принципов.
Например, принцип
законности в деятельности органов безопасности легко усматривается в приказе
Президиума ВЧК от 28 февраля 1920 г., где говорится о том, что сотрудники
ВЧК “обязаны знать все декреты и ими в своей работе руководствоваться.
Это необходимо для того, чтобы избежать ошибок и самим не превратиться
в преступников против Советской власти, интересы коей мы призваны блюсти”9.
Постепенно термин
“принцип” прочно занимает свое место в ряду важнейших понятий и категорий
оперативной деятельности как науки.
Появляются работы,
в которых формулируются принцип связи с трудящимися массами и опоры на
массы, принципы организации работы органов госбезопасности, а несколько
позднее и принцип бдительности.
Предпринимаются
первые попытки дать определение принципам, уточнить их содержание и способы
их реализации на практике, поставить вопрос об иерархии принципов.
Публикуются
работы, в которых формулируются все новые и новые принципы, среди которых
партийное руководство и социалистическая законность, бдительность и конспирация,
интернационализм и демократический централизм, активность и наступательность,
планирование и учет, и еще многие другие.
Таким образом,
состав принципов постепенно расширялся. Наряду с этим множились и взгляды
на понятие принципа.
Одна из точек
зрения была связана с многозначным и утилитарно-прагматическим пониманием
принципов как правил, общих или исходных положений, основных начал, нравственных
начал, руководящих идей.
Однако это уже
давно считается преодоленным и не соответствующим современному уровню развития
теории и методологии науки, поскольку не ориентирует исследователей на
поиск и формулирование закономерностей.
Тем не менее,
подобные взгляды сыграли свою позитивную роль в истории становления и развития
основ оперативной деятельности, они были зафиксированы в профессиональных
словарях и учебно-методической литературе, и определенное время доминировали.
В конечном итоге
исследователи единодушно склонились к признанию наличия у принципов объективных
оснований, в качестве которых выступают закономерности деятельности органов
безопасности и закономерности деятельности государства в целом. Не принципы
порождают объективную реальность, а объективная реальность порождает принципы10.
Принципы есть,
прежде всего, субъективное отражение объективно действующих закономерностей
тайной борьбы, которое затем выступает уже в форме руководящей идеи. В
принципах аккумулируются не только знания о законах, но и опыт применения
этих законов в конкретно сложившихся условиях.
Процесс формулирования
принципов с исторической и гносеологической точек зрения является сложным
и длительным. Его невозможно представить себе как простую индукцию, выведение
из данных общественной практики11. Он всегда связан с логико-диалектической
работой научной мысли, с познанием объективных закономерностей, и детерминирован
данный процесс длительной практической деятельностью.
“Принципы –
не исходный пункт исследования, а его заключительный результат; эти принципы
не применяются к природе и человеческой истории, а абстрагируются из них;
не природа и человечество сообразуется с принципами, а, наоборот, принципы
верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории”12.
Если принципы
уже не соответствуют изменившейся реальности, то они попросту отвергаются.
В тех же случаях, когда принципы были объективированы законодательно, подвергаются
пересмотру сами законы и подзаконные акты.
Формулирование
принципов. Общепринятой формой принципа является лапидарное суждение, дополняемое
развернутым описанием путей и способов его реализации, правил, требований,
практических рекомендаций и советов.
Часто принципы
формулируются кратко, в виде одного слова (“законность”, “конспирация”),
но это только лишь свернутые названия самих принципов. В других случаях
принципы формулируются в виде словосочетания, состоящего из нескольких
слов и содержащего определенную идею (“принцип уважения и соблюдения прав
и свобод человека и гражданина”).
Способ краткого
описания принципов имеет свои достоинства и недостатки.
Известный русский
военный теоретик профессор Академии Генерального штаба генерал-майор Н.П.Михневич
писал, что принципы, “если формулировать их со всей строгостью логики,
получают форму сложных предложений с многими условными придаточными предложениями,
но которые для простоты опускаются, от чего самый принцип получает более
изящную и легче запоминаемую, но в то же время менее точную форму”13.
Не каждое суждение,
претендующее называться принципом, является таковым, ибо принцип должен:
отражать потребности развития какой-либо сферы общественной жизни; базироваться
на определенной закономерности; обладать признаками важности и значимости
для осуществления деятельности14. Кроме того, принципы должны
выполнять свою роль регулятивного средства, помогающего ориентироваться
в массе практических ситуаций. Опора на принципы особенно необходима в
нетипичных ситуациях, в которых ориентирование и принятие того или иного
ответственного решения затруднено в силу отсутствия нормативной правовой
регламентации.
Поэтому полезно
помнить прозорливое замечание Петра I: “Не держись устава, яко слепой стенки,
в уставах правила писаны, а случаев и времени нет”.
Отмеченный пробел
восполняют закономерности и принципы деятельности органов безопасности.
Данные категории, осмысленные с позиций современности, имеют не только
теоретическое значение, но также и практическую ценность, так как определяют
образ действий конкретного сотрудника органов ФСБ, служат объективной основой
для правильной ориентировки в служебных ситуациях и, следовательно, для
принятия рациональных решений. Знание закономерностей и принципов позволяет
осуществлять профессиональную деятельность более эффективно, опираясь на
научные положения, научные подходы.
Однозначность
в понимании и употреблении термина “принцип деятельности органов федеральной
службы безопасности” еще не достигнута. Тем не менее, необходимо добиваться
данной однозначности.
Это важно не
только для самой науки, ее теоретической продуктивности, но также и для
учебно-воспитательного процесса в целом, ибо научные понятия и термины,
а особенно принципы, выступают не только средством ориентировки в массе
практических ситуаций, но также и средством выработки профессионально направленных
мировоззренческих взглядов и убеждений.
Значительное
внимание исследованию принципов уделил В.И.Зажицкий.
С позиций уголовного
и уголовно-процессуального законодательства он обстоятельно проанализировал
их природу, а также и механизм реализации принципов оперативно-розыскной
деятельности на практике. При этом были подчеркнуты их фундаментальность,
соответствие закономерностям развития общества и государства, достижениям
правовой мысли, а также мировоззренческим представлениям граждан, закрепленным
в соответствующих правовых нормах.
В основном соглашаясь
со сказанным, трудно, вместе с тем, поддержать мысль автора о необходимости
наиболее полного раскрытия содержания принципов в тексте любого закона,
ибо практика развивается значительно быстрее обеспечивающего ее законодательства,
к тому же нормативные правовые акты в этом случае становятся чрезвычайно
перегруженными в случае включения всего исчерпывающего перечня правил,
требований, рекомендаций, запретов и пр., составляющих систему каждого
из названных принципов.
В отличие от
принципов деятельности органов безопасности, принципы уголовного права
и уголовного процесса по своему статусу занимают уровень, не проистекающий
из понятий и институтов, а предопределяющий более частные правила и положения.
Они имеют законодательное закрепление и поэтому носят нормативно-правовой,
властно-повелительный, императивный, а потому общеобязательный характер.
Данные принципы
отражают закономерности социально-экономического и политического развития
общества и государства, они образуют целостную систему, которая включает:
общеправовые принципы (законность, обеспечение прав и свобод человека и
гражданина); процессуальные принципы (публичность, презумпция невиновности,
национальный язык судопроизводства, гласность судебного разбирательства,
право на обжалование, состязательность и равноправие сторон, всесторонность,
полнота и объективность и др.).
Обобщение сложившихся
взглядов на понятие принципа деятельности органов ФСБ позволяет сформулировать
некоторые выводы, касающиеся данной научной категории, а именно, принципы:
-
проистекают из объективных закономерностей оперативной деятельности и,
следовательно, объективны по содержанию, поскольку формулируются с целью
эффективной реализации в оперативной практике выявленных повторяющихся,
устойчивых и необходимых связей и отношений;
-
заключают в себе основополагающие, руководящие ценностные идеи правового,
нравственного, организационного, специального и другого характера, каждая
из которых находит свою реализацию в определенной оперативной ситуации,
при решении определенной оперативной задачи;
-
являются теоретическим обобщением практического опыта оперативной работы,
в силу чего обладают значительным мировоззренческо-методологическим потенциалом
и, кроме того, важным прикладным значением;
-
формулируются, принимаются и отвергаются сообразно потребностям оперативной
практики и теоретической деятельности, тем самым учитывается их, принципов,
общественно-исторический и относительный характер;
-
соотносятся как однопорядковые, равнозначные, взаимосвязанные и непротиворечащие
друг другу элементы общей теории оперативной деятельности, выступающей
в виде системы логически взаимосвязанных специально-научных знаний, дающих
целостное представление о ее объекте и предмете;
-
выступают средством формирования профессионально-мировоззренческих взглядов
и убеждений сотрудников органов безопасности.
Учитывая изложенное,
будет обоснованным опираться на следующее понимание принципа деятельности
органов безопасности: “Принцип деятельности органов федеральной службы
безопасности – это системная совокупность основанных на закономерностях
и подтвержденных практикой общих теоретических положений, предписаний,
правил и рекомендаций по целесообразной организации и практическому осуществлению
оперативной деятельности, отражающих наиболее общие идеи правового, нравственного,
организационного, специального и другого характера”.
Принцип является
когнитивным феноменом субъективного происхождения: именно субъект деятельности
формулирует, принимает принцип и затем реализует его в деятельности. С
течением времени опять же субъект деятельности может отказаться от необходимости
следования данному принципу, поскольку лежащие в основе принципа объективные
отношения с течением времени (относительно продолжительного) могут изменяться.
Поэтому с гносеологической точки зрения принцип может быть как истинным,
так и ложным, как соответствующим объективной реальности, так и не соответствующим.
Первоисточником принципов является практика, в ходе которой вырабатываются
рациональные правила и рекомендации деятельности.
Таким образом,
принцип формулируется для того, чтобы обеспечить учет и реализацию в практической
деятельности ФСБ объективных закономерностей.
Соотношение принципа и законности
Некоторые авторы
отождествляют принцип с закономерностью, с чем трудно согласиться, поскольку
природа данных категорий различна. Закономерность – категория объективная,
в ее основе лежат причинные взаимоотношения, ускользающие, по Ф.Энгельсу,
из-под сознательного контроля людей15. Причинные взаимоотношения
с необходимостью проявляются в соответствующих условиях своими взаимозависимостью
и постоянством. Закономерность есть инвариантная связь16. Хотя
законы и принципы имеют объективную основу и тесно между собой связаны,
их смешение и отождествление ошибочно, что иногда имеет место. Принцип
суть логическое умозаключение, утверждение, основанное на научном законе
(либо на практическом опыте), его предназначение заключается в управлении
какими-либо процессами в сфере общественной деятельности.
Также ошибочным
является и искусственное обособление, отделение закона от соответствующего
ему принципа. Закон и принцип – это две взаимосвязанные, образующие диалектическое
единство научные категории. Первая фиксирует устойчивые, повторяющиеся,
необходимые отношения. Вторая указывает, как в организационно-методическом
отношении следует действовать, какими путями и способами реализовать выявленный
закон на практике.
Конспирация,
например, – это одновременно и закон, и принцип деятельности ФСБ, в зависимости
от того, в какой форме отражаются закономерные связи.
Не менее важным
следует признать значение закономерностей и для развития научных основ
специально-научной теории, могущей быть названной теорией оперативной деятельности
органов ФСБ.
В общем случае
побудительными причинами поиска закономерностей деятельности органов безопасности
служат потребности ее дальнейшего совершенствования в постоянно изменяющихся
условиях деятельности органов безопасности в целом. Предварительный анализ
применительно к современному уровню развития специально-научной теории
и оперативной практики позволяет проследить некоторые исторические особенности
становления и развития закономерных связей и, таким образом, вплотную приблизиться
к решению проблемы разработки целостной системы принципов.
Сущность проблемы изучения
закономерностей деятельности ФСБ
Интерес к проблеме
законов и закономерностей деятельности органов безопасности усилился в
последние годы.
Усилению внимания
к проблеме способствовали и реальные изменения политической и оперативной
обстановки, перемена взглядов на нее как на многофакторную и полифункциональную
систему внутренних и внешних угроз безопасности личности, общества и государства,
а не просто как условий борьбы с иностранными спецслужбами и разведывательными
органами.
Так, за последние
годы в Академии ФСБ России подготовлен ряд публикаций, посвященных закономерностям
и принципам деятельности органов безопасности.
В целом проблема
исследования закономерностей без внимания не оставалась, хотя это внимание
нельзя назвать слишком пристальным.
Прежде всего,
необходимо отметить некоторую ограниченность общего подхода, свойственного
всем ранним теоретическим исследованиям. Он заключался в осуществлении
разработок в рамках доминировавшей в советский период концепции “разведывательной
борьбы”, разворачивавшейся между двумя общественно-политическими системами
– в общем случае, и между коалицией разведок противника и советской контрразведкой
– в частном. В тот исторический период это было естественным и правомерным,
ибо реально соответствовало политическим условиям межгосударственных взаимодействий.
Но в современных конкретно-исторических условиях политическая ситуация
в мире стала иной, и закономерности деятельности органов безопасности,
отражая реальные объективные отношения ее предметной области, выходят уже
далеко за пределы ограниченной диады “органы безопасности – противник”,
которая по традиции все еще описывается устоявшимся на сегодняшний день
понятийно-категориальным аппаратом.
Наряду с этим
получаемые научные результаты, то есть закономерности, выводились порой
из интуитивно-эмпирических или интуитивно-теоретических соображений и страдали
в известном смысле субъективизмом.
Методологическими
основаниями для достаточно строгого теоретического выявления, анализа и
формулирования закономерностей должны служить их признаки, а именно объективность,
существенность, необходимость отношений, проявляющиеся в их повторяемости.
Однако признаки закономерностей зачастую не упоминались, а научная аргументация,
способы доказательств (дедуктивные, индуктивные, логические и др.) порой
подменялись их малооправданным постулированием.
Было несколько
ослабленное внимание исследователей к изучению детерминированности закономерностей
конкретными историческими условиями, в которых осуществляется деятельность
органов безопасности. В то же время действия самих закономерностей не прослеживались
с достаточной настойчивостью на историческом материале в том смысле, что
для их проявления требуются совершенно определенные социальные и политические
условия.
Следует отметить
и такое не являющееся позитивным явление, как формулирование некоторых
закономерностей с использованием приемов непосредственного их переноса
из других сфер общественно-политической жизни.
Например, “военное”
происхождение с очевидностью просматривается в таких закономерностях, как
“определяющая роль соотношения сил на ход разведывательной борьбы”, “зависимость
успеха в борьбе с подрывной деятельностью разведок от правильного выбора
направления главного удара и основного звена”.
Закон “сохранения
эффективности контрразведывательной деятельности благодаря постоянно текущему
совершенствованию” фактически повторяет генеральную идею общественного
прогресса и также является ее прямым переносом в сферу обеспечения безопасности.
Эта же идея
лежит в основе закономерности “процесса постоянного обновления способов
оперативной деятельности в зависимости от изменения задач, характера подрывной
деятельности противника, средств и внешних условий деятельности”. Речь
идет о совершенствовании негласной деятельности, а это свойственно любой
общественно значимой деятельности (педагогической, военной, инженерно-технической
и пр.).
Соотношение закона и закономерности
Важным является
соотношение закона и закономерности общественного развития. Анализ общенаучной
литературы указывает на отсутствие единства взглядов относительно данных
категорий.
Так, закономерность
трактуется: как совокупность законов; как результат действия законов; как
широкий спектр объективных связей; как форма проявления закона; как более
широкий закон; как наиболее существенный закон17.
Имеется и точка
зрения, согласно которой закон отражает жесткие, строго фиксированные связи,
а закономерность имеет вероятностный характер (И.В.Суханов)18.
Еще одно понимание закономерности базируется на ее понимании как внутренней
необходимой связи между явлениями или процессами, в то время как закон
фиксирует внешние связи (Н.Андреев)19. Некоторые авторы считают
закономерность признаком, указывающим на действие законов в определенной
области исследования, и являющимся результатом этого действия (Ю.К.Бжилянский)20.
Отдельные исследователи отрицают тождественность закона и закономерности
(С.К.Попов, Н.Андреев)21. Другие ученые, напротив, исходят из
признания тождественности закона и закономерности, считая их однопорядковыми,
поскольку они отражают один и тот же тип объективных закономерных связей
и отношений какой-либо сферы общественной жизни (М.А.Василик, М.В.Романенко,
В.П.Тарасов и др.)22.
Можно согласиться
с последней точкой зрения, поскольку сторонники тех или иных взглядов выдвигают
в качестве аргументов не самые существенные свойства двух понятий, а чисто
внешние признаки их сходства или различия, являющиеся в большинстве случаев
инвариантными в гносеологическом отношении. Поэтому в дальнейшем термины
“закономерность” и “закон” целесообразно использовать как равнозначные,
тождественные.
Закономерности
общественного развития отражают взаимоотношения между людьми, складывающиеся
в сфере общественных отношений. Они носят статистический характер, проявляются
как тенденции, ибо обусловлены общественными интересами и потребностями,
порой противоречивыми и противоположными.
На это обстоятельство
указал Ф.Энгельс: “История делается таким образом, что конечный результат
всегда получается от столкновения множества отдельных воль, причем каждая
из этих воль становится тем, что она есть, опять-таки благодаря массе особых
жизненных обстоятельств. Таким образом, имеется бесконечное количество
перекрещивающихся сил, бесконечная группа параллелограммов сил, и из этого
перекрещивания выходит одна равнодействующая – историческое событие. Этот
результат можно опять-таки рассматривать как продукт одной силы, действующей
как одно целое, бессознательно и безвольно. Ведь то, чего хочет один, встречает
противодействие со стороны всякого другого, и в конечном результате появляется
нечто такое, чего никто не хотел”23.
Закономерности
общественных наук имеют широкую типологию. Среди них выделяются: по степени
общности – всеобщие, общие и частные (специфические); по характеру отражаемых
связей – динамические (однозначные, в основном в точных науках) и статистические
(вероятностные, преимущественно в общественных научных дисциплинах); по
уровню познания – эмпирические и теоретические; по способу формулирования
– качественные и количественные; по характеру отражаемых отношений – каузальные
и структурные; с точки зрения системных представлений – законы развития
и законы функционирования24.
Специфика закономерностей деятельности ФСБ
Закономерности
деятельности органов безопасности отражают взаимоотношения между людьми,
складывающиеся в сфере осуществления специальной деятельности на основе
использования, в основном, специальных (негласных) средств и специальных
(негласных) методов. Они носят статистический характер и, будучи обусловлены
противоречивыми и противоположными общественными интересами и потребностями,
проявляются в виде тенденции.
Это означает,
что если какая-либо объективная связь существует, то проявляется она достаточно
часто, в подавляющем большинстве случаев. Понимание “тенденциозного” характера
рассматриваемых закономерностей при- водит к признанию возможности развития
объективных и субъективных факторов, необходимости появления того или иного
феномена оперативного процесса или, по крайней мере, его появления с высокой
степенью вероятности, при том, однако, условии, что оперативная обстановка
примет свое соответствующее с точки зрения наступления ожидаемых событий
состояние.
В целом деятельность
органов безопасности закономерно обусловлена растущими потребностями и
возможностями развития общества и государства, но сущность закономерности
остается неизменной – она заключается в объективной и устойчивой связи
данной деятельности с общественными целями, потребностями, отношениями
и условиями их реализации. Отсюда следует, что в деятельности органов безопасности
переплетаются и взаимодействуют закономерности различного происхождения
– нормативного, гносеологического, логического, политического, социологического,
психологического, педагогического, управленческого и другого характера,
а для их утверждения в науке требуются соответствующие социально-политические
и исторические предпосылки.
Специфика закономерностей
деятельности органов безопасности определяется тем, что они отражают устойчивые
зависимости не только между классическими элементами оперативной обстановки
– деятельностью органов безопасности и деятельностью противника, но и в
непременной связи с общественно-политическими условиями взаимодействия
двух сторон.
Чтобы познать
указанную специфику, целесообразно более пристально рассмотреть интересующие
нас понятия.
Опираясь на
результаты общенаучных исследований, а также на данные, полученные в итоге
исследований специально-научного характера будет обоснованным предложить
следующее определение: “Закономерность деятельности органов федеральной
службы безопасности – это объективная, существенная, устойчивая, с необходимостью
повторяющаяся связь (отношение), складывающаяся в процессе осуществления
органами безопасности деятельности по выявлению, предупреждению и пресечению
разведывательной, разведывательно-подрывной и иной деятельности специальных
служб и организаций иностранных государств, имеющей целью нанесение ущерба
безопасности Российской Федерации и препятствование ее нормальному функционированию
и прогрессивному развитию”.
Вследствие внутренних
и внешних причин и предпосылок, влияющих на изменения политической и оперативной
обстановки, в которой действуют органы ФСБ, изменяются сложившиеся ранее
устойчивые связи и отношения между контрразведывательными явлениями и процессами.
Это приводит к возникновению новых связей и зависимостей причинно-следственного,
структурного и функционального характера, что, в свою очередь, отражается
на деятельности органов федеральной службы безопасности, в том числе и
контрразведывательной деятельности как одного из ее направлений, тенденциях
развития, закономерностях и принципах.
Примечания
1 В дальнейшем,
в соответствии с контекстом, может использоваться как равнозначный термин
“органов безопасности”.
2 Закон СССР
“Об органах государственной безопасности в СССР” от 16 мая 1991 г.; Закон
РФ “О федеральных органах государственной безопасности” от 8 июля 1992
г. № 3246/1-I; ФЗ “Об органах федеральной службы безопасности” от 3 апреля
1995 г. № 40-ФЗ; Положение о Федеральной службе безопасности РФ (Указ Президента
РФ от 23 июня 1995 г. № 633); Положение о Федеральной службе безопасности
РФ (Указ Президента РФ от 6 июля 1998 г. № 806); ФЗ “О федеральной службе
безопасности” (в ред. от 30 июня 2003 г. № 40-ФЗ); Положение о Федеральной
службе безопасности РФ (Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960
с изменениями от 11 июля 2004 г.).
3 Здесь и далее
термин “оперативный” употребляется в значении “негласный”.
4 Андреев И.Д.
Теория как форма организации научного знания. М.: Наука, 1979. С. 9–11;
Друянов Л.А. Категория “закон” // Философские науки. 1965. № 4. С. 129–130;
Зак С.Е. Принципы и основные законы материалистической диалектики. М.:
Высшая школа, 1974. С. 21.
5 В.Г.Афанасьев
называет данные принципы формальными. (Афанасьев В.Г. Общество: системность,
познание, управление. М.: Политиздат, 1981. С. 77–78).
6 Ракитов А.И.
Принципы научного мышления. М.: Политиздат, 1975. С. 30.
7 Князев В.Н.,
Князева Е.Н. Принцип: его природа и место в структуре знания // Философские
аспекты выработки научного мировоззрения. Межвузовский сборник. Чебоксары:
Изд. Чувашского университета, 1986. С. 65–66.
8 Инструкция
по организации и ведению внутренней агентуры / Составлена при Московском
Охранном Отделении // Тайны политического сыска / Сост. З.И.Перегудова.
С.-Петербург: Изд. С.-Петербургского государственного университета, 1992.
9 Приказ Президиума
ВЧК от 28 февраля 1920 г. // Ф.Э.Дзержинский. Избранные произведения. В
2-х томах. Изд. 3-е, доп. Т. 1. С. 202.
10 Пушкин В.Г.
Критическая функция марксистско-ленинской философии // Философские науки.
1982. № 6. С. 47.
11 Овчинников
Н.Ф. Методологические принципы в истории научной мысли. М.: Эдиториал УРСС,
1977. С. 148.
12 Энгельс Ф.
Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 34.
13 Михневич Н.П.
Военная наука и степень точности ее выводов. Спб: Общество ревнителей военных
знаний, 1889. С. 16.
14 Алаев Э.Б.
Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь.
М.: Мысль, 1983. С. 248–249; Подкорытов Г.А. О природе научного метода.
Л.: Изд. ЛГУ, 1988. С. 102.
15 Энгельс Ф.
Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс
Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 174.
16 Никитин Е.П.
Объяснение – функция науки. М.: Наука, 1970. С. 20.
17 Виноградов
В.Г., Гончарук С.И. Законы общества и научное предвидение. М.: Политиздат,
1972. С. 62; Гмурман В.Е. К вопросу о понятиях “закон”, “принцип”, “правило”
в педагогике // Советская педагогика. 1971. № 4. С. 73–74; Гончарук С.И.
Законы развития и функционирования общества: Гносеологический и методологический
анализ. М.: Высшая школа, 1977; Друянов Л.А. Категория “закон” // Философские
науки. 1965. № 4. С. 128–129; Пашков А.И. Экономические проблемы социализма.
М.: Наука, 1970; Приписнов В.И. Механизм действия социальных законов и
субъективный фактор. Душанбе: Ирфон, 1972; Сирин А.Д. Специфика законов
общества и их роль в регулировании общественных процессов. Томск: Изд.
Томского университета, 1979. С. 43; Тугаринов В.П. Законы объективного
мира, их познание и использование. Л.: ЛГУ, 1955. С. 35; Уледов А.К. Социологические
законы. М.: Мысль, 1975. С. 59.
18 Суханов И.В.
Закон и закономерность // Проблема социальной закономерности: Межвузовский
сборник. Горький: Изд. Горьковского государственного университета, 1978.
С. 56.
19 Андреев Н.
К вопросу о понимании закономерности в истории: Социологический этюд. Л.-М.:
Книга, 1925. С. 4.
20 Бжилянский
Ю.К. К вопросу об экономической закономерности // Вопросы экономики. 1973.
№ 10. С. 63.
21 Попов С.К.
Общественные законы. С. 10; Андреев Н. Указ. раб. С. 4.
22 Василик М.А.
Механизм действия и использования политических закономерностей в развитом
социалистическом обществе. Л.: Изд. ЛГУ, 1982; Теоретические основы процесса
обучения в советской школе / Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. М.:
Педагогика, 1989. С. 40.
23 Ф.Энгельс.
Йозефу Блоху. 21 сентября 1890 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.
Т. 37. С. 395–396.
24 О классификации
общественных законов см.: Алаев Э.Б. Указ. раб. С. 140–141; Андреев И.Д.
Указ. раб. С. 15–16; Виноградов В.Г., Гончарук С.И. Указ. раб. С. 73–75;
Карбонье Ж. Юридическая социология. М.: Прогресс, 1986. С. 292–293; Попов
С.К. Указ. раб. С. 100–124; Сирин А.Д. Классификация общественных законов
// Специфика общественных законов. Труды Иркутского политехнического института.
Иркутск, 1974. С. 59–118.
|