Рецензии
Обозреватель - Observer

РОЛЬ РЕЛИГИИ
В ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ РОССИИ



 
 

А.Берков

          На книжном рынке появилась новая книга  известного философа и религиоведа М.П.Мчедлова, в которой в полной мере проявился творческий стиль ученого, который неизменно привлекает внимание к его работам и выступлениям. Это – профессионально взвешенный подход к остро обсуждаемым в обществе вопросам, отсутствие всякого подобия конъюнктурности при их анализе, акцентирование на новых аспектах наболевших тем.
          Книга при всей разноплановости ее разделов пронизана одной стержневой идеей – о роли религии в современной России. Рассматривая религию в качестве массового мировоззрения, как особое эмоциональное и нравственное состояние, наконец, как структуру, входящую в национальную культуру и оберегающую ее, автор, соответственно, прослеживает ее влияние в самых разных сферах жизнедеятельности общества. Среди них – взаимоотношение религии и ее институтов с цивилизацией, культурой, государством, этносами, нравственностью, политикой, экономикой, с различными социальными группами населения.
          Подобный многосторонний, системный  подход к проблемам религии подкрепляется их философско-политологическим анализом. Так, содержательно анализируется роль религии и ее институтов при становлении, функционировании и сохранении российской цивилизации.
          В главе, посвященной взаимоотношениям религиозного и этнического факторов, подчеркивается амбивалентный характер религиозно-этнического симбиоза, в котором значительная роль принадлежит традиции.
          В главе “Национальные интересы и духовно-цивилизационные критерии” акцентируется внимание на том, что религиозный институт в принципе призван быть свободным от партийных пристрастий (если его деятели не идут на поводу у политиков) и может обеспечивать общенациональные интересы.
          Во всех же главах книги автор неизменно показывает, какие реальные трудности, нюансы, отступления от “искомых” позиций наблюдаются в сегодняшней России.
          Работая над книгой, автор справедливо исходил из того, что серьезные исследования современной религиозной ситуации в России возможны при опоре на результаты различных форм прикладных исследований, проведенных “с соблюдением всех требований социологической науки”.
          Только такой подход позволяет иметь дело с реальными фактами и тенденциями, а не пробавляться взятыми из вторых рук, зачастую произвольными сведениями. На материалах подобных исследований, постоянного мониторинга состояния религиозности в России, который осуществляет руководимый автором исследовательский Центр “Религия в современном обществе” Института социологии РАН, построены соответствующие разделы книги.
          Именно конкретные исследования состояния и характера религиозности в стране позволяют делать объективные выводы.
          Отметим, например, главы, посвященные социальному портрету верующего наших дней. Избегая общих, ставших банальными фраз, автор стремится выявить характерные черты верующего на пороге третьего тысячелетия, проследить, какие сегменты религиозного комплекса и в какой мере реагируют на новые условия.
          Малоизученный в отечественном обществознании вопрос о степени и характере воздействия религиозного самоопределения на формирование нравственных, социальных, политических, культурных, международных и иных предпочтений поставлен в книге на конкретные основания. Автор полагает, что любые рассуждения на этот счет, тем более попытки построения определенных парадигм, должны, в первую очередь, опираться не только на знание особенностей ментальности различных социальных страт (интересны в этой связи разделы, посвященные верованиям различных страт: богатых, бедных, среднего класса, молодежи, жителей мегаполисов, провинциальных городов и т.д.), но и последователей различных религий, существующих в современной России. Поэтому в книге значительное место уделяется основным тенденциям во взглядах представителей различных вероисповеданий и мировоззрений: православных, мусульман, католиков, протестантов, иудеев, буддистов, неверующих.
          Знание отличий и особенностей различных групп верующих, объективные представления о глубине и характере их реальной религиозности позволяет судить и о степени готовности их на деле реализовывать гуманный и толерантный потенциал своих верований. Очевидно, результаты подобного дифференцированного анализа важны и для их духовных пастырей, и для более целеустремленной социальной политики властных структур, и для обстоятельного научного анализа.
          Справедливость и актуальность авторских рассуждений подтверждают события последнего времени. Остановимся в этой связи лишь на одном аспекте всесторонне рассмотренной в книге проблемы этноконфессиональных отношений, а именно: о роли социальных и культурных факторов в формировании этнорелигиозной толерантности, о диалектике их взаимодействия. 
          Давно подмечено, что проблема этноконфессиональной толерантности при- обретает особенную остроту во время социальных и национальных конфликтов и противоречий. В свою очередь, важнейшей причиной подобных конфликтогенных ситуаций в наши дни являются трудности социальной адаптации и интеграции в иной этноконфессиональной среде.
          Наглядный пример этому – беспорядки, погромы, имевшие место осенью 2005 г. в пригородах Парижа, других французских городов, где сказались многие факторы, начиная с массовой неконтролируемой арабо-африканской иммиграции и связанными с ней социально-экономическими обстоятельствами.
          Обитая в наименее благоустроенных предместьях городов, страдая от безработицы, не получая должного образования, молодые иммигранты, объединенные чувством социальной обделенности, обращались к тем “нецивилизованным формам” протеста, которые были обусловлены их возбужденными психологическими и общественно-политическими настроениями. То, что для молодых погромщиков, не находящих в условиях социального гетто возможностей для социальной адаптации, главное было вовсе не религиозная мотивация и не подстрекательная деятельность исламистов, подтверждает и такой факт:  никто из них не внял фетве, принятой Союзом мусульманских организаций Франции, осуждающей насилие и призывающей к спокойствию.
          Поэтому важнейшим фактором преодоления подобных противоречий и конфликтов, как обосновывается в рецензируемой книге, является решение социально-экономических проблем, политические преобразования, признание легально находящихся в стране иммигрантов полноправными гражданами. Иначе говоря, осуществление реальной социальной адаптации и интеграции, обеспечивающей всех граждан страны равными правами: социального, политического и юридического характера.
          Вместе с тем, во Франции выявился и другой глубокий и трудно преодолимый кризис между духовно-культурными предпочтениями, образами жизни коренных граждан и переселенцами из исламских стран (в книге подобные аспекты религиозно-политических противостояний также рассмотрены).  Сегодня, благодаря противоречивым процессам глобализации и связанными с ними большими потоками миграции, миллионы и миллионы людей, покидая родные места, встречаются с иными культурами, приверженцами иных религий.
          Иногда задается вопрос: имеет ли религия иммигрантов, в данном случае ислам, отношение к тем противоправным действиям, которые наблюдались в западноевропейских странах?
          Конечно, имеет, но не в качестве первопричины, а как некоего идеологического обрамления.
          Толпы малообразованной молодежи не могли же руководствоваться диалектикой Гегеля или положениями экзистенциальной философии Ж.-П.Сартра. Они обращались к той доступной им форме идеологии, которая традиционно определяет их этику поведения, стереотипы общения, ценностные ориентации. Поэтому религиозные лозунги могли мобилизовывать и интегрировать протестные настроения мусульман, придавая им в ряде случаев характер соперничества ценностей, о чем свидетельствуют имевшие место нападения на церкви. Однако используемые религиозные лозунги, легко манипулирующие толпой, вовсе не выражают сущности самой религии. Это – мутная пена, образовавшаяся на живом потоке миролюбивого по своей сущности ислама. 
          Сходная ситуация складывается и на Юге России, где имеются проблемы Чечни, всего Северного Кавказа и где среди причин сепаратистских и криминальных выступлений социально-экономический фактор занимает отнюдь не последнее место. Поэтому решение наболевших социальных и экономических вопросов и здесь приобретает решающее значение.
          Каковы же могут быть наиболее приемлемые для демократического сознания, просто совестливых людей сценарии безболезненной встречи разных систем ценностей, культур, религий?
          Эти вопросы обстоятельно и дифференцированно исследуются в книге. 
          В ней мы находим ответ на такой вопрос: если в случае вопиющего социально-экономического неравенства иммигрантов несправедливость может быть преодолена на путях социальной адаптации и интеграции, то интеграция разных религий, культур, ценностей представляется бесперспективным явлением.
          Тут необходимы иные средства и пути, обеспечивающие их максимально комфортное и уважительное сосуществование. Уважительное отношение к чужим богам, разрешение верить по-своему даже побежденным народам были свойственны проницательным захватчикам с давних времен. Чингиз-хан боялся чужих богов и, остерегаясь их, предоставил Русской Православной Церкви значительные привилегии.
          Со временем практика толерантного сосуществования различных религий и этносов при сохранении самобытности этноконфессиональных культур значительно углубились.
          Ныне цивилизованный мир видит основное требование толерантной куль- туры в следующем: свободное исповедание каждым гражданином, общественной группой свободно избранных нравственных, социально-политических, мировоззренческих предпочтений предполагает их лояльное, терпимое, не враждебное, уважительное отношение к аналогичному выбору других.
          Толерантность базируется на признании, уважении универсальных прав и свобод человека, она является признаком уверенности человека в надежности своих позиций, отсутствия боязни сравнения и конкуренции с другими воззрениями, боязни утратить свойственные ему различия. Именно за такой подход ратует и автор рецензируемой книги, справедливо считая, что в многонациональной России без установления этноконфессионального мира, утверждения атмосферы благожелательности и изживания неприязни к иным народам и верованиям обречены на провал любые реформы и планы достижения материального благополучия, политической стабильности, духовного спокойствия.
          В монографии М.П.Мчедлова содержательно рассмотрены много других сюжетов, крайне важных для понимания современных сложных проблем идеологии, политики, межнациональных и межрелигиозных отношений.
          Главы книги, будучи познавательными, в то же время легко читаются. Рекомендуем с ней познакомиться не только политологам и социологам, но и всем интересующимся современными процессами в духовной и общественно-политической жизни России.
          Поделившись моими впечатлениями о некоторых особенностях рецензируемой книги, хотелось сказать и о моем личном, эмоциональном отношении к ее автору, которого я знаю почти полвека, в том числе по совместной работе в редакции журнала “Коммунист”, где он также увлеченно и содержательно занимался этой проблематикой. Приятно, что, в отличие от некоторых авторов, стремительно меняющих свои взгляды и даже кокетничающих подобной “гибкостью”, М.П.Мчедлов – весьма последователен в своих воззрениях, что вызывает особое доверие к его выводам.
 
 
 
        Мчедлов М.П. 
Религиоведческие очерки. Религия в духовной 
и общественно-политической жизни современной России. 
М.: Научная книга, 2005. 447 с.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]