Внешняя политика
Обозреватель - Observer

 АМЕРИКАНО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ


Стратегическая общность интересов
определит на перспективу отношения Эр-Рияда
и Вашингтона


Александр Вавилов,
доктор исторических наук,
профессор

 

Первая реакция
Трагические события 11 сентября 2001 г. вызвали в Королевстве Саудовская Аравия (КСА), как и во всем арабском мире, вполне определенную и закономерную реакцию. В тот же день в Эр-Рияде было опубликовано официальное заявление, в котором был сделан акцент на то, что Саудовская Аравия не приемлет терроризм и вместе с мировым сообществом стремится бороться со всеми проявлениями этого опасного явления международной жизни.

Официальная позиция КСА была поддержана видными религиозными авторитетами и учеными-теологами. "Недавние события в США, - заявил верховный муфтий Королевства шейх А. Аль Шейх, - являют одну из форм несправедливости, которая невыносима для ислама, рассматривающего эти акции как тяжкие преступления и греховные деяния".

Американцы воспользовались предложением всяческого содействия, запросив у Эр-Рияда карт-бланш на использование саудовских военных баз и других технических возможностей для проведения операции возмездия против "международного террориста № 1" У.Бен Ладена (бывшего саудовского подданного) и его организации "Аль-Каида". В начале саудовское руководство позитивно отреагировало на просьбу США: было форсировано сотрудничество по линии спецслужб для идентификации террористов, встречи представителей ФБР в Саудовской Аравии с коллегами из МВД КСА стали, по признанию американцев, почти ежедневными.

25 сентября Королевство разорвало отношения с режимом движения Талибан, установленные в мае 1997 г., мотивировав этот шаг "отказом талибов позитивно ответить на контакты и инициативы КСА с целью убедить их прекратить предоставление убежища террористам и их подготовку".

Исламский фактор

Скоро в американо-саудовское антитеррористическое взаимодействие вмешался фактор исламской солидарности. Серьезным ограничителем в расширении партнерства с США в борьбе с терроризмом стала тщательно оберегаемая правящим режимом (КСА) уникальная роль страны как хранительницы двух главных святынь ислама - Мекки и Медины.

Еще одним серьезным сдерживающим фактором послужило сохраняющееся недовольство прозападным курсом правительства в среде мусульманского духовенства, особенно критично относящегося к дислокации американских войск (около 5 тыс. военнослужащих) на саудовской территории со времен войны в зоне Персидского залива (1991 г.). При этом более молодая часть религиозных радикалов все чаще упрекает ветеранов в чрезмерной покорности правящему режиму и отказе от отстаивания высоких идеалов ислама от нападок неверных.

Бомбежки в Афганистане вызвали усиление антиамериканских и антизападных настроений в Королевстве.

Еще накануне контртеррористической операции прогремел взрыв в оживленном торговом центре г. Хобар, в котором живут и работают многие западные гражданские и военные специалисты.

В середине октября в Эр-Рияде неизвестный бросил бутылку с зажигательной смесью в машину с двумя гражданами Германии.

В этих сложных условиях министру обороны США Д.Рамсфельду, посетившему Эр-Рияд незадолго до начала акции возмездия в Афганистане, было достаточно твердо отказано в использовании в операции открытого только летом прошлого года и оборудованного американцами суперсовременного командного пункта авиабазы им. принца Султана недалеко от саудовской столицы. Позднее появились сообщения, что американцы добились возможности использовать этот пункт, но при условии, что ни один самолет США, базирующийся в КСА, не вылетит в сторону Афганистана или иной исламской страны.

30 сентября прошлого года наследник престола принц Абдалла заявил, что "военнослужащим, проводящим боевые операции против какой-либо арабской или мусульманской страны, не будет разрешено действовать с территории Саудовской Аравии".

В конце января текущего года американская печать заговорила о возможном уходе военного контингента США из Саудовской Аравии из-за "недостаточной кооперативности" саудовской стороны. При этом отмечалось, что пребывание американцев на саудовской земле не регламентируется никакими соглашениями и основывается лишь на устной договоренности высших руководителей государств.

"Вашингтон пост" в этой связи указывала на разницу в понимании американской и саудовской сторонами конечных целей дислокации военнослужащих США на территории КСА, осуществленной по просьбе короля Фахда после захвата Ираком Кувейта в 1990 г. Саудовцы, по оценке газеты, полагают, что после освобождения Кувейта американцы выполнили свою миссию и могут отправляться восвояси; а в Вашингтоне считают, что они должны оставаться на саудовской земле вплоть до падения режима С.Хусейна в Ираке, а в свете развернувшейся антитеррористической борьбы - и дальше, на неопределенное время в будущем.

Многие видные политики в США считают, что значительные расходы по поддержанию в КСА американского военного присутствия не встречают должного понимания со стороны саудовских властей, которые относятся к военному сотрудничеству с американцами все более сдержанно. Кивая на наследного принца Абдаллу, газеты писали о том, что после окончания афганской кампании саудовцы, исходя из соображений своей внутренней и межарабской политики, станут, вероятно, постепенно выживать американцев со своей территории. Припоминали в этой связи и твердый отказ Эр-Рияда предоставить территорию Королевства для нанесения эвентуальных ударов по Ираку.

"Саудовская Аравия, - резюмировала "Вашингтон пост", - будучи, возможно, союзником США в полицейской акции против некоторых террористов, быстро превращается в помеху, и есть риск, что она станет противником в более широкой борьбе против исламского экстремизма... Администрация должна теперь признать, что саудовская политическая практика стала не только неприятным побочным явлением, но и настоящей угрозой для США, так как корни исламского экстремизма и терроризма произрастают из идеологии нетерпимости, к которой склоняется принц Абдалла".

В дискуссию, принимавшую в прессе все более нежелательный для официального Вашингтона оборот, был вынужден вмешаться президент Дж.Буш: официальный представитель Белого дома А.Флейшер заявил, что "договоренности с саудовцами работают и работают очень хорошо". Официальные опровержения относительно намерений саудовцев "удалить американцев" сделали госсекретарь К.Пауэлл и министр обороны Д.Рамсфельд. Из высказываний последнего печать сделала вывод о том, что "США рассматривает свое военное присутствие в Саудовской Аравии как источник региональной стабильности на почти неопределенное время и оно завершится лишь тогда, когда мир станет миром, о котором мы мечтаем".

Комментируя похолодание между Вашингтоном и Эр-Риядом, мировые СМИ возвращались к тому, что весь минувший год был отмечен заметными трениями в американо-саудовских отношениях. Трижды в течение лета наследный принц Абдалла в весьма жестких тонах обращался к администрации Дж. Буша с призывами изменить произраильскую позицию, указывая на ее опасность для американо-арабских и американо-саудовских отношений.

Из-за произраильского крена в ближневосточной политике США принц Абдалла еще весной прошлого года отклонил приглашение посетить Вашингтон и встретиться с Дж.Бушем, а начальник генерального штаба КСА отменил свой визит в американскую столицу, намечавшийся на 9 сентября. В ряд подобных акций американская печать вписывала и отставку в августе минувшего года после более 20 лет службы известного своими проамериканскими симпатиями руководителя внешней разведки КСА принца Турки, в ведении которого находилось афганское досье.

Панисламская составляющая в политике саудовского руководства проявилась и в отношении главного американского союзника - Великобритании.

Уже в период антиталибских ударов Саудовская Аравия, по сообщению весьма популярной общеарабской газеты "Аш-Шарк аль-Аусат" (издаваемой в Лондоне на саудовские деньги и нередко используемой для вброса деликатной информации), обратилась к британскому премьеру Т.Блэру с просьбой отменить визит в Эр-Рияд по политическим причинам. Это сообщение в официальных кругах опровергнуто не было. Газета отмечала, что руководство Королевства настаивало на таком серьезном политическом демарше, так как хотело избежать формирования в мусульманском мире своего образа как "пособника США и их подручного". В результате Т.Блэр отказался от посещения КСА под благовидным предлогом "перегруженности" программы своего официального турне по странам Азии.

Показательна и реакция в Королевстве на заявление бен Ладена, переданное катарским телеканалом "Аль-Джазира" за несколько часов до начала американских авиаударов по Афганистану. После него, по мнению газеты "Эрэб Ньюс", "он стал самой популярной фигурой в арабском мире. Он выглядел жертвой, теперь те из менее образованных слоев населения, кто колебался, поддерживать ли его после ударов 11 сентября, убеждены его искренностью, простотой и красноречием".

По просочившимся в американскую печать данным проведенного в середине декабря саудовскими спецслужбами зондажа общественного мнения, 95% образованных саудовцев в возрасте от 25 до 40 лет поддерживали бен Ладена.

Такой настрой широких слоев населения во многом повлиял на формирование позиции арабских государств относительно участия в антитеррористической коалиции под эгидой США. Ее в конце сентября и начале февраля озвучил президенту Дж.Бушу король Иордании Абдал-ла II. Как отметил министр информации Королевства С. аль-Калляб, "арабы исходят из того, что борьба с террором как мировым злом должна привести к ликвидации всех очагов напряженности на планете, в том числе и на Ближнем Востоке. США должны остановить израильское варварство в отношении палестинского народа и справедливо урегулировать конфликт путем предоставления палестинцам права на самоопределение и создание государства со столицей в Восточном Иерусалиме".

Эта позиция была подтверждена принцем Абдаллой в телефонном разговоре с президентом Дж. Бушем (1 октября 2001 г.): "Палестинская проблема - это проблема всех арабов и всех мусульман. Она - источник напряженности в регионе".

Раскрывая этот тезис, газета "Аль-Ватан" отмечала, что "палестинский народ - жертва всемерной несправедливости заслуживает такой же реакции мирового сообщества, как и после событий 11 сентября в США".

Примечательна и различная интерпретация в Соединенных Штатах и Саудовской Аравии позиции, занятой членами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, в котором первую скрипку играет КСА. Если в Вашингтоне эта позиция трактовалась как полная поддержка борьбы американцев с международным терроризмом, то в Королевстве многие наблюдатели пришли к выводу о том, что государства Залива не хотят повторить ошибки 1990 г., когда они позволили вовлечь себя в военный альянс против Ирака в обмен на лживые обещания американцев урегулировать арабо-израильский конфликт.

Трения нарастают

Позиция официального Эр-Рияда, занятая под влиянием общественного мнения и активизации местных исламистов, стала вызывать все большее раздражение в Вашингтоне, которое вскоре вылилось на страницы печати.

Так, "Интернэшнл Геральд Трибюн" 17 октября 2001 г. опубликовала статью "Саудовцы могли бы лучше бороться с терроризмом".

Формальным поводом для нее стал инцидент, случившийся на руинах Всемирного центра торговли в Нью-Йорке. Осмотрев их, саудовский миллиардер, принц В.Бен Таляль (шестой самый богатый человек в мире, его капиталовложения только в США оцениваются в 14 млрд. долл.) направил мэру города Р.Джулиани в виде пожертвования чек на 10 млн. долл. При этом он заявил, что США "пора бы добраться до корней терроризма, заставить Тель-Авив помириться с палестинцами и остановить израильскую бойню этого народа".

Мэр не согласился с подобной трактовкой корней терроризма и демонстративно вернул чек. 

Принц Таляль счел нужным объяснить свою позицию, выступив в той же газете. Признавая углубление "трещины недоверия" в саудовско-американских отношениях после событий 11 сентября, он тем не менее вновь повторил тезис о том, что без мира на Ближнем Востоке борьба с терроризмом не будет эффективной.

Журнал "Нью-Йоркер" опубликовал в октябрьском номере утверждения о том, что "согласно данным электронного прослушивания, осуществляемого Агентством национальной безопасности США, саудовский режим с 1994 г. становится все более коррумпированным, изолированным от населения и настолько ослабленным и напуганным, что зараз платит за свое выживание сотни миллионов долларов фундаменталистам, которые ему угрожают". По утверждению журнала, с 1996 г. деньги из КСА направлялись на помощь организации "Аль-Каида" и другим экстремистским группировкам в Афганистане. Начавшиеся в январе с.г. разговоры об удалении американских военнослужащих из КСА были истолкованы в американской прессе как "возможный шаг саудовского руководства навстречу одному из главных требований У.бен Ладена".

Вопреки традициям на этот выпад ответил сам наследник престола принц Абдалла: "Злобные наскоки западных СМИ на Королевство проистекают из застарелой ненависти к исламу и приверженности ему Саудовской Аравии. Мы не приемлем любой шантаж, когда речь идет о защите нашей религии и нашей нации".

Резкие пассажи в американских СМИ можно было бы отнести к журналистским перехлестам, которые саудовские официальные лица характеризовали как "козни сионистского лобби", если бы к этому не добавилась официальная информация.

12 октября американская администрация опубликовала список 33 лиц, подозреваемых в финансовой поддержке террористической деятельности. В него был включен известный бизнесмен из Джидды Я.А.аль-Кады, а также пять других саудовских подданных. Комментируя этот шаг, "Монд" отмечала нараставшее в Вашингтоне неудовлетворение взаимодействием с Саудовской Аравией по перекрытию каналов финансовой подпитки террористов. Саудовцам в этой связи припоминали и их "вялое и неохотное" сотрудничество со спецслужбами США в расследовании терактов против американцев в 1995 г. в Эр-Рияде и на другой год в Хобаре "из-за их чрезмерной чувствительности в вопросах ограждения национального суверенитета от ущемления иностранными спецслужбами".

Дебаты вокруг позиции арабских стран по вопросу участия в антитеррористической борьбе развернулись в американском сенате. "Саудовская Аравия, как и Египет и некоторые другие страны, - заявил республиканец Дж.Маккейн, - ведут двойную игру, которая создаст им очень серьезные проблемы в долгосрочном плане." Такой подход нашел поддержку у демократа Дж.Либермана, потребовавшего от "всех стран, включая наших союзников, в том числе Саудовскую Аравию и Египет, решить с нами они или против нас".

На нестабильную обстановку в американо-саудовских отношениях быстро отреагировал частный капитал: уже к концу ноября многие миллиарды арабских и, прежде всего, саудовских инвестиций перекочевали из американских банков в европейские или исламские.

По мере нарастания трений в СМИ стал активно муссироваться вопрос о будущем саудовского режима.

Характерна в этой связи редакционная статья в газете "Вашингтон пост" (13 ноября 2001 г.) "О Саудовской Аравии". Следуя духу заголовка, авторы раскрывают суть американо-саудовских отношений: "Саудовские принцы знают, что их явная зависимость от западной державы вызывает ярость воинствующих исламистов внутри страны, но они чувствуют, что должны сохранить военный альянс с Соединенными Штатами, чтобы обеспечить собственную безопасность. В свою очередь США знают, что поддержка коррумпированного и авторитарного саудовского режима вредит их имиджу на Ближнем Востоке и превращает их в мишень для террористов, однако они полагают, что должны платить такую цену за стабильные поставки нефти и надежные военные базы в регионе".

Интересна рекомендация, которую авторы дают администрации Дж.Буша в сложившихся в мире после 11 сентября качественно новых условиях. Отталкиваясь от официально провозглашенной установки на долгую и многовекторную борьбу с международным терроризмом, они советуют президенту "не потакать краткосрочным озабоченностям саудовцев относительно Афганистана и попыткам принца Абдаллы перевести стрелки на Израиль; уже сейчас готовить шаги по обеспечению политических свобод в Саудовской Аравии, Египте и по всему арабскому миру". Любопытна и посылка для такого вывода: по мнению газеты, "автократическая система Саудовской Аравии хотя и удобная для переговоров о поставках оружия и нефти, сама по себе является одной из глубинных причин исламского экстремизма".

Следует, однако, отметить, что в накаленной послесентябрьской атмосфере в американской печати появлялись и весьма трезвые и взвешенные статьи, в которых предпринимались попытки докопаться до глубинных причин радикализации ислама. Один из комментариев, озаглавленный "Эксплуатация ислама в политических целях оказалась разрушительной", основную вину за рост экстремистских течений в современном исламском обществе возложил на Запад и в первую очередь на США, которые "стремились использовать исламистов в борьбе с коммунизмом вместо того, чтобы большее внимание уделить модернизации и демократизации мусульманских стран и приобщению их к благам современной цивилизации и потребительского общества".

Чтобы несколько разрядить осложнившуюся обстановку в отношениях с США, саудовское правительство 31 октября отдало распоряжение о замораживании активов лиц и организаций, подозреваемых в связях с террористами. Одновременно Эр-Рияд запросил у Вашингтона конкретные доказательства поступления средств в фонды террористов из Саудовской Аравии. Это, с одной стороны, а с другой - озабоченность саудовского руководства судьбой захваченных в плен в Афганистане боевиков приобрела дополнительное конфликтное звучание в общем контексте саудовско-американских отношений после депортации части из них (в том числе около сотни саудовцев) на американскую базу Гуантанамо (о. Куба) и по мере нарастания в мире непонимания и неприятия этой акции американцев.

Еще больше настороженности в двусторонние отношения добавило в конце января с.г. выдержанное в нарочито воинственных тонах ежегодное послание президента США конгрессу "О положении страны", в котором ближайшие соседи Королевства - Ирак и Иран (с ним саудовцы в 2001 г. подписали договор о безопасности) были названы в качестве пособников международного терроризма, а следовательно, и потенциальных мишеней для американских ударов, так как война против терроризма, по словам американского президента, "только начинается".

Попытки ремонта

Для выправления отношений со своим главным союзником на Ближнем Востоке США и их западные партнеры предприняли ряд демонстративных шагов.

Этим целям, в частности, послужил визит в Эр-Рияд в конце октября министра иностранных дел Франции Ю.Ведрина. Комментируя итоги визита, мировая печать отмечала, что в саудовском понимании "глобальные усилия" по борьбе с терроризмом означают, прежде всего, усилия по решению арабо-израильского конфликта. В ноябре 2001 г. Вашингтон посетил принц Фейсал. На вопрос о содействии КСА антитеррористической борьбе он ответил: "Мы - невоенная страна. Но во всех других аспектах мы вовлечены весьма глубоко... Каждый должен делать то, что у него получается лучше всего". Он повторил прежний тезис о необходимости для США предпринять новые миротворческие усилия по ближневосточному урегулированию, дабы снизить антиамериканские настроения и выбить почву из-под террористов.

Несколько смягчило напряженность и выступление президента Дж.Буша на Генеральной Ассамблее ООН (10 ноября 2001 г.), в котором он впервые упомянул о праве палестинцев на собственное государство. Такое нововведение в политическом лексиконе американских президентов было с оптимизмом и надеждой воспринято в Саудовской Аравии, как и в других арабских странах. Однако начавшаяся в декабре полоса насилия на оккупированных территориях и в Израиле в очередной раз не оправдало эти ожидания.

Перипетии американо-саудовских отношений в контексте новых задач по борьбе с международным терроризмом, повышенное внимание в этой связи зарубежных политиков и мировых СМИ к Королевству имели и еще один во многом неожиданный внутриполитический эффект. Они высветили судьбоносный для Королевства вопрос о будущем правящего режима и задачах политической модернизации страны.

Дело дошло до того, что саудовские технократы в лице принца Таляля хотя и робко, но в открытую заговорили о желательности беспрецедентного шага - проведения выборов (разумеется, только мужчинами) Консультативного совета - Шуры, члены которого (120 чел.) до сих пор назначаются королевским указом. Обосновывая целесообразность такой либерализации режима, принц отметил: "Если люди будут говорить свободнее и глубже втянутся в политический процесс, их можно будет реально сдерживать и сделать их частью этого процесса".

Такой подход отразил мнение неуклонно и закономерно растущей прослойки саудовских либералов из числа бизнесменов и технократов о том, что весомая доля саудовцев среди исполнителей акций 11 сентября во многом объясняется закрытостью политической системы Королевства, оставляющей мало отдушин для выражения и сопоставления политических взглядов и ведущей к накоплению взрывоопасного потенциала инакомыслия и радикализма.

Таким образом, американские удары по Афганистану поставили саудовское руководство в непростое положение внутри страны и за ее пределами. Для того чтобы выйти из него с наименьшими потерями, оно продолжило прежнюю, испытанную временем политику балансирования между Востоком и Западом, позволяющую сохранять внутреннюю стабильность и международный престиж Королевства.

Анализируя американо-саудовские отношения с "вашингтонской колокольни", с достаточной долей уверенности можно полагать, что они и в дальнейшем будут развиваться по линии, далекой от прямой, с учетом различной социально-политической природы правящих в США и КСА режимов и глубинных расхождений в подходах к региональным проблемам и, прежде всего, к задаче ближневосточного урегулирования.

"Америка, - как верно подметил один из американских обозревателей, - победила в войне в Афганистане, но она не завоевала сердца и умы арабо-исламского мира. Культурно-политический и психологический разрыв с ней стал еще шире".

Тем не менее главный вектор движущих сил американо-саудовских отношений будет по-прежнему определяться стратегической общностью интересов Вашингтона и Эр-Рияда, которая не только сохранится, но и расширится за счет сотрудничества в борьбе с угрозой распространения конфессионального радикализма и терроризма, коренящегося в неразрешимых в обозримом будущем проблемах социально-экономического и политического развития народов, не входящих в "золотой миллиард" человечества. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]