Внешняя политика
Обозреватель - Observer

 ДИПЛОМАТИЯ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ


Политическое и экономическое сотрудничество
в рамках международной интеграции

Сергей Крылов,
кандидат исторических наук
советник Посольства РФ в Венесуэле

 
 

Приоритеты дипломатии
Латиноамериканские государства выступают за утверждение многополярного мира и полагают, что миропорядок XXI в. должен основываться на механизмах коллективного решения ключевых проблем (прежде всего, в рамках ООН), на верховенстве права и широкой демократизации международных отношений. Латинская Америка активно ведет самостоятельный поиск адаптации к новым геополитическим реалиям. Государства Южной Америки стремятся установить тесное сотрудничество с уже существующими в других регионах интеграционными структурами и одновременно создают основу для образования нового, чисто латиноамериканского экономического и политического союза, который мог бы стать самостоятельным центром, способным маневрировать в отношениях с мегаблоками будущего1. В этом контексте резко возрастает роль многосторонней и коллективной дипломатии этих стран, принимающих полноформатное и равноправное участие в работе крупнейших форумов мировых, региональных и субрегиональных международных организаций. В качестве приоритетов дипломатической деятельности латиноамериканских государств в многостороннем формате можно выделить:

    — обеспечение национальной безопасности, сохранение и укрепление суверенитета и территориальной целостности, приобретение прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе;

    — формирование системы региональной или континентальной безопасности;

    — воздействие на общемировые процессы для установления стабильного и демократического миропорядка, основанного на международном праве и принципах Устава ООН;

    — углубление политической и экономической региональной и субрегиональной интеграции;

    — укрепление межамериканского, иберо-американского, азиатско-тихоокеанского сотрудничества и расширение связей Латинской Америки с ЕС и Восточной Азией;

    — либерализация внешней торговли, урегулирование проблем внешней задолженности и участие в разработке современных принципов функционирования мировой финансово-экономической системы в рамках международных институтов (Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Всемирная торговая организация (ВТО) и др.;

    — укрепление сотрудничества по линии Юг-Юг и развитие политического диалога Север-Юг.

Представительство
в международных организациях
Поставленные цели осуществляются достаточно сложным механизмом, а именно: постоянными представительствами государств при международных организациях и объединениях, а также специальными миссиями, участвующими в работе их форумов. Прежде всего, это ООН и ее специализированные учреждения, Движение неприсоединения (ДН) и Группа 77, в которых принимают участие почти все страны Латинской Америки.

Главным звеном является Постоянное представительство государства при ООН, которое входит в систему МИД страны. Постпредство осуществляет свою деятельность на основе соответствующих законодательных и нормативных актов, распоряжений президента и правительства, указаний МИД, международных договоров страны, норм международного права, правил ООН, соглашений с США как государством пребывания.

Основные задачи типового Постпредства латиноамериканского государства при ООН следующие:

    — представительство страны в ООН, защита национальных интересов и реализация внешнеполитического курса в рамках ООН;

    — обеспечение участия в деятельности ООН и анализ сотрудничества государств-членов ООН;

    — выполнение поручений президента, правительства, МИД и их информирование об исполнении поручений и деятельности ООН;

    — содействие осуществлению целей и принципов ООН, ведение переговоров с ООН, участие в разработке проектов международных договоров, конвенций, резолюций и других документов, относящихся к деятельности ООН;

    — контакты с Секретариатом ООН, постпредствами государств-членов ООН и наблюдателями, международными неправительственными организациями, аккредитованными при ООН, с органами государственной власти, общественными объединениями, деловыми, научными и культурными кругами страны пребывания, СМИ по вопросам, относящимся к компетенции Постпредства при ООН;

    — обеспечение работы делегаций своей страны на сессиях Генассамблеи (ГА) и конференциях ООН, подготовка (по согласованию с МИД) позиций правительства по всем обсуждаемым вопросам и их изложение в соответствующих органах ООН;

    — освещение внешней и внутренней политики страны в ООН и за ее пределами, разъяснение позиций при голосовании в Совете Безопасности (СБ) ООН.

Во главе латиноамериканского постпредства при ООН стоит Постоянный представитель в ранге Чрезвычайного и Полномочного посла, который назначается президентом страны из числа видных политических деятелей правящей партии или бывших министров иностранных дел. Заместители постпреда курируют политическое, экономическое, социально-правовое и административное направления деятельности представительства.

Постоянный представитель при ООН обладает широкими полномочиями: руководит деятельностью постпредства, является членом национальной делегации на сессии Генассамблеи, представляет свое правительство в СБ и Экономическом и социальном совете (ЭКОСОС), участвует в обсуждении наиболее интересующих представляемое государство вопросов, произносит заявления от имени Правительства своей страны.

Заместители Постоянного представителя назначаются министром иностранных дел и подчиняются Постоянному представителю и МИД. Один из заместителей руководит текущей работой делегации в СБ в случае избрания его страны непостоянным членом СБ и выполняет функции Постпреда в его отсутствие. Заместители Постпреда осуществляют оперативную деятельность постпредства на соответствующих направлениях, несут ответственность за ведение переговоров и участие в прениях в главных органах ООН.

Политический отдел постпредства - самое большое ответственное его подразделение. Он отвечает за работу Политического комитета ГА ООН, СБ и охватывает проблематику международной безопасности, разоружения, операций по поддержанию мира и др.

Экономический отдел курирует деятельность ЭКОСОС, экономического комитета Генассамблеи, специализированных учреждений ООН.

Социально-правовой отдел занимается социальными проблемами, проблемами гуманитарного сотрудничества и вопросами международного права.

Перед Отделом информации поставлена задача максимально широкого информирования ООН, представительств других стран, американских властей и общественности о внешней и внутренней политике страны, международных акциях ее правительства. Сотрудники отдела поддерживают связи с международными неправительственными организациями, аккредитованными в Нью-Йорке, проводят работу с представителями СМИ, освещающих деятельность ООН, устраивают пресс-конференции и встречи с руководителями своей делегации, интервью с Постпредом при ООН.

Во время сессий Генассамблеи вся деятельность Представительства сосредоточивается на обеспечении работы делегации своей страны. Ее, как правило, возглавляет министр иностранных дел. Руководителя и персональный состав делегации, как правило, утверждает глава государства. В нее могут входить депутаты высшего законодательного органа страны, представители министерств и ведомств. Официальную делегацию сопровождают советники и эксперты МИД, министерств обороны, юстиции и др.

Среди постоянных представительств латиноамериканских государств, работающих в ООН, следует выделить Представительство при Отделении ООН в Женеве, где проводятся заседания по экономическим и социальным проблемам. Постпредство обеспечивает работу своих делегаций в Конференции ООН по торговле и развитию, в Комиссии ООН по правам человека, Детском фонде; осуществляет взаимодействие с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Институтом ООН по проблемам разоружения, Бюро Координатора ООН по оказанию помощи в случае стихийных бедствий.

Постоянное представительство аккредитовано и при таких организациях системы ООН, как ВТО, Конференция по разоружению, МОТ, Международный союз электросвязи, ВОЗ, Всемирная метеорологическая организация, Всемирная организация по защите интеллектуальной собственности. Помимо сотрудников МИД в Постпредстве работают и представители других заинтересованных министерств и ведомств.

Постпредство в Женеве поддерживает связи и с целым рядом международных неправительственных организаций, зарегистрированных при ЭКОСОС ООН. Его основной задачей является оказание содействия латиноамериканским неправительственным организациям.

Некоторые латиноамериканские страны имеют отдельные постпредства при ЮНЕСКО, МАГАТЭ, ЮНИДО2, Постоянном комитете ООН по выполнению Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. При отсутствии Постоянных представительств латиноамериканские государства осуществляют свои функции через свои посольства.

Помимо участия в ООН латиноамериканская дипломатия активно использует такие многосторонние механизмы, как Движение неприсоединения и Группа 77 - крупнейшие объединения развивающихся стран3

Специальные миссии или делегации почти всех латиноамериканских государств принимают участие в мероприятиях Движения неприсоединения: конференциях глав государств и правительств неприсоединившихся стран (раз в 3 года); конференциях министров иностранных дел (раз в полтора года); совещаниях министров иностранных дел в ходе работы сессий ГА ООН (ежегодно); заседаниях Координационного бюро, рабочих комитетах и комиссиях ДН в ООН, собирающихся периодически или по мере необходимости на министерском или экспертном уровне.

В Группе 77 эти миссии и делегации принимают участие в саммитах, совещаниях министров иностранных дел, созываемых ежегодно в Нью-Йорке в ходе работы очередной сессии ГА ООН, а также накануне очередной сессии ЮНКТАД4, совещаниях постоянных представителей стран-участниц в Нью-Йорке и Женеве (по мере необходимости), регулярных заседаниях на экспертном уровне различных рабочих групп при органах и специализированных учреждениях ООН.

Латиноамериканская дипломатия активно участвует во всех крупнейших международных конференциях, созываемых по специальному случаю.

Постпредство и специальная миссия - мощный и гибкий аппарат, быстро оценивающий реакцию стран-членов ООН, уведомляющий свое правительство о необходимости занять ту или иную позицию, обеспечивающий принятие решений в своих национальных интересах. Латиноамериканские государства располагают в ООН, ДН, Группе 77 важным ресурсом, позволяющим задействовать потенциал их коллективной дипломатии — латиноамериканской группой, собирающейся в рамках работы соответствующего форума для координации единой дипломатической линии, согласования и поддержки своих кандидатур в его руководящие органы, выработки общих проектов итоговых документов.
 

Примечания

1 видетельством тому стали итоги встречи в Бразилии в 2000 г. глав государств Южной Америки (впервые в таком формате), продемонстрировавшие стремление лидеров стран превратить Латинскую Америку во влиятельный центр формирующегося многополярного мира. 
2  ЮНЕСКО — организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры; МАГАТЭ — международное агентство по атомной энергии; ЮНИДО — Организация Объединенных Наций по промышленному развитию.
3 По состоянию на 1 января 2002 г. в ДН в качестве полноправных членов и наблюдателей участвуют 129 стран. С 1991 г. Аргентина не участвует в работе ДН. Группа 77 насчитывает 133 государства.
4 ЮНКТАД — Конференция ООН по торговле и развитию. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]