Военно-политические проблемы
Обозреватель - Observer

 РАСПОЛЗАНИЕ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ


Угрозы режиму нераспространения

Владимир Слипченко,
доктор военных наук,
профессор

 

В доядерный век чередование мирного и военного времени считалось обычным ритмом жизни на планете. Войны шли практически непрерывно, развивались формы и способы вооруженной борьбы и казалось, что именно с появлением ядерного оружия (1945 г.), которому приписали эффективную сдерживающую роль, это чередование должно было бы если не полностью остановиться, то хотя бы замедлиться, и на Земле должен был наступить более стабильный мир. Это связано с тем, что возникла серьезная угроза в ходе практически любого вооруженного насилия прямо или косвенно, случайно или преднамеренно применить имеющееся в ряде стран ядерное оружие.

Официально оно в достаточно больших количествах сейчас находится на вооружении пяти государств (своеобразный ядерный "пентагон" - США, Россия, Китай, Великобритания, Франция). Оно также фактически имеется в относительно небольших количествах в Израиле, Индии, Пакистане и, очевидно, в ряде других государств.

В силу обстоятельств его также очень много было на Украине, в Казахстане, Белоруссии. На территориях этих республик находилось не только ядерное оружие, но и внушительная инфраструктура, необходимая для его производства и испытаний. Под давлением мировой общественности эти страны официально ликвидировали ядерные арсеналы на своей территории и присоединились к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерных государств. С территории Украины вывезены все стратегические ядерные боезаряды. Их демонтаж осуществляется на предприятиях России, но под контролем украинских специалистов.

Также завершен вывоз ядерного оружия из Белоруссии и Казахстана, и к концу 1996 г. на территориях этих республик не осталось ни одного ядерного боеприпаса. Правда, следует заметить, что президент Белоруссии, очевидно, как закономерный ответ на расширение союза НАТО на Восток приостанавливал почти на полтора года вывод частей российских стратегических ядерных сил из Республики. Тогда это было фактически волюнтаристское решение руководителя Белоруссии. Сейчас эти средства также находятся в России.

Но не следует считать, что тогда это было простым недоразумением. Скорее, это была попытка президента Белоруссии с помощью ядерного оружия России сдержать приближение НАТО к границам своего государства. Однако оказалось, что самое современное российское ядерное оружие, досягаемость которого не зависит от того, где оно находится, именно эту функцию сдерживания не выполнило. На это оружие на Западе просто никто не обратил внимания, и НАТО продвинута на Восток. Окопы ее переднего края уже вырыты вплотную к границам Белоруссии. Более того, на территории Польши, ставшей членом союза НАТО, непосредственно у границы с Белоруссией установлены три мощные радиолокационные станции, которые ведут разведку даже за пределами Республики. Ядерная Россия и безъядерная Белоруссия в тесном военном союзе всеми силами сопротивлялись этому, но с ними не посчитались.

Расширение НАТО на Восток для России представляет опасность сейчас не столько в оборонном, сколько в общеполитическом плане формирования фактически нового, мощного в военном отношении европейского сообщества. Сейчас уже является вполне очевидным, что североатлантический союз становится монолитной европейской военной силой, расширяющей свои операционные зоны за пределы традиционных зон ответственности. Ядерная Россия исключена из алгоритма выработки и принятия решений по важнейшим вопросам не только европейской, но и глобальной безопасности и уже фактически стала второразрядным участником европейского процесса.

К сожалению, распространение ядерного оружия тоже продолжается, что свидетельствует о крахе режима его нераспространения. Как уже отмечалось, в ряде стран - Израиле, Индии и Пакистане - это оружие реально имеется, и в ближайшие 15-20 лет такое оружие может появиться, по меньшей мере, еще у 15 государств, которые, вполне естественно, будут также иметь свои собственные взгляды на его "сдерживающую" роль и на возможность его применения в конфликтах и войнах.

Становится вполне очевидным, что вероятность ядерной войны на нашей планете возрастает пропорционально росту числа стран, имеющих это оружие. Сейчас уже есть основания полагать, что ядерные боеприпасы в виде авиабомб кроме старых членов "ядерного клуба" имеют и неафишируемые его члены.

Израиль производит плутоний, имеет не менее 250 ед. ядерных боеприпасов, из которых от 64 до 112 ядерных боеголовок к ракетам. Он испытал баллистическую ракету промежуточной дальности "Иерихон-2" (до 1500 км).

ЮАР и Индия также располагают установками по производству плутония.

Ранее Индия испытала баллистическую ракету промежуточной дальности "Притхви-2", а в 1974 г. ядерное взрывное устройство.

В 1998 г. Индия провела три новых ядерных испытания на полигоне Покхаране в штате Раджастан. По оценкам экспертов, она способна производить 5-10 ядерных боеприпасов в год.

Индийские тактические баллистические ракеты "Притхви" размещены вдоль границ с Пакистаном и имеют на вооружении примерно 65 головных частей к ракетам. Тактико-технические характеристики ракет Индии позволяют наносить удары на дальность до 2500 км, что дает возможность вести обстрел столицы Пакистана - Исламабада, а также его крупнейших городов - Лахора, Фейсалабада, Равалпинди.

Сейчас уже ясно, что Индия способна создать и нейтронное оружие.

Хотя Индия после испытаний ядерного оружия в 1998 г. объявила мораторий на дальнейшие испытания, она не остановила научные исследования в рамках ядерных программ. Кстати, есть предположения, что в ходе одного из последних испытаний было взорвано не атомное, а водородное устройство.

Индия провела также успешные испытания на полигоне в штате Орисса своей новой зенитной ракеты "Акаш", способной нести ядерный боезаряд. Ракета может поступить на вооружение в самое ближайшее время. Эта ракета была создана в 1993 г., и с ней уже проведено около 10 экспериментальных пусков. Дальность действия ракеты - 25 км, и она способна нести боезаряд, включая ядерный, весом 55 кг.

Пакистан немедленно ответил проведением серии испытаний своего ядерного оружия в 1998 г. Программа создания ракетно-ядерного оружия здесь началась еще в 1972 г., но была ограничена санкциями США вплоть до 1990 г.

В 1997 г. в Пакистане была также испытана ракета средней дальности (до 1500 км) "Хатор-3", являющаяся модификацией китайской ракеты М 9. Сейчас, очевидно, Пакистан располагает 15-25 головными частями к ракетам мощностью до 45 кт и имеет 64 ракеты М11 китайского производства, из которых 10 находятся в постоянной боевой готовности на базе в Саргодхе.

Осуществивший в 1999 г. государственный переворот в Пакистане генерал Мушарраф заявил, что не исключает возможности применения ядерного оружия первым в случае конфликта с Индией. Но опасность здесь состоит в том, что из Пакистана ядерное оружие может легко попасть к Усаму бен Ладену, укрывающемуся в мусульманском мире. Дело в том, что Пакистан разработал и уже испытал малогабаритные, вполне транспортабельные ядерные заряды для головных частей баллистических ракет, и их можно легко вывезти. Мушарраф давно связан с бен Ладеном, главным поставщиком оружия, средств связи, добровольцев и высококлассных военных инструкторов - выходцев из Пакистана, для отрядов "Талибан".

Прикрываясь своим ядерным зонтом, Пакистан сделался очень смелым и уже требует возвратить ему весь горный штат Кашмир, северная часть которого была захвачена им ранее. Но Индия тоже имеет ядерное оружие и намерена отстаивать свою территорию с учетом всего имеющегося у нее оружия. И Индия, и Пакистан - очень молодые ядерные страны, и они еще не в полной мере осознают, каким оружием обладают.

Для остального мира ясно, что имеющееся ядерное оружие сторон не является сдерживающим. Ядерное сдерживание не работает. И военный конфликт между ними идет непрерывно в течение более 50 лет. Возникла совершенно новая ситуация, которая потребует искать баланс внутри нового ядерного треугольника в азиатско-тихоокеанском регионе между крупнейшими державами региона - Китаем, Индией и Пакистаном. Во всяком случае, ядерная гонка со стороны новых ядерных стран идет полным ходом, и она очень скоро может доставить немало неприятностей всему мировому сообществу. Здесь санкции ООН сейчас бессильны, и для примирения соперников потребуется определенное вмешательство остальных членов нынешнего "ядерного клуба".

Однако если есть надежда, что поведением ядерных стран можно будет все же управлять, то экспортом ядерных технологий и расщепляющихся веществ управлять просто невозможно.

Китай сотрудничал в этой области с Ираном, Северной Кореей и даже с Алжиром, а потом продал свои технологии Пакистану. Пакистан имеет в ядерном центре, в Кахуте, установку по обогащению урана. Кроме того, известно, что Пакистан продолжает закупать у Китая оперативно-тактические ракеты, а Китай в это время интенсивно строит завод по производству в Пакистане ракет "Хафт-3". Известно, что Китай давно считает Индию своим противником и принимает все меры для противостояния ей как со своей стороны, так и со стороны дружественного ему, но враждебного по отношению к Индии Пакистана.

Предполагается, что и Северная Корея уже имеет несколько единиц (2-6) ядерных боеприпасов, хотя они и не испытаны. У нее относительно давно работает поставленный Советским Союзом исследовательский реактор по производству плутония. Правда, усилиями международного сообщества удалось предотвратить выход Республики из Договора о нераспространении ядерного оружия и разрыв ею соглашения о гарантиях МАГАТЭ. Также удалось заставить ее заменить проектируемые ядерные уран-графитовые реакторы, которые позволяли вырабатывать и накапливать оружейный плутоний, на реакторы с водо-водяным охлаждением, в которых осуществляется глубокое выгорание ядерного топлива и не производится плутоний оружейного качества. На примере Северной Кореи видно, что возможность создать свое собственное ядерное оружие делает внешнеполитический курс некоторых государств совершенно непредсказуемым. Перспективой создания или уже реальным созданием своего ядерного оружия Северная Корея наглядно продемонстрировала, что, не имея ни экономической мощи, ни достаточного политического влияния в регионе, она держит в напряжении весь азиатско-тихоокеанский регион, а особенно Южную Корею.

Если Северная Корея уже действительно имеет ядерные боеголовки собственного изготовления и установила их на свои баллистические ракеты (Нодон-1, Нодон-2), способные по дальности стрельбы (до 1500 км) до-стигать Южной Кореи и Японии, то это уже стало угрозой не только этим государствам, но и дислоцируемым там американским войскам. Кроме того, хотя и неудачная попытка запуска в 1998 г. Северной Кореей с базы "Хвадоган", что в 50 км от границы с Россией, двухступенчатой ракеты средней дальности свидетельствует о стратегическом прорыве в области ракетостроения. Думается все же, что Северной Корее нет стратегического смысла угрожать ядерным оружием Японии, защищенной таким мощным союзником, как США. Поэтому вполне понятно, что ядерное оружие Северной Кореи направлено лишь против единственного противника - Южной Кореи. Ядерное оружие Северной Кореи, скорее, служит приглашением к войне Южной Кореи, чем сдерживающим фактором войны между ними. Известно, что из 20 млн. населения Северной Кореи более одного млн. находится в ее вооруженных силах. Прикрываясь своим ядерным оружием, коммунистический режим Пхеньяна в целях сохранения существующего строя может довольно легко пойти на применение обычных вооруженных сил и вооружений, а также осуществлять различные провокации против южного соседа, что, собственно, уже имеет место.

Ситуация в АТР может резко осложняться в связи с тем, что и Япония, располагающая реакторами по производству плутония и уже накопившая более тонны этого вещества, может в определенных условиях вынужденно нарушить свой безъядерный статус для создания баланса ядерных сил в регионе.

Значительная часть границ России проходит с ядерными соседями: Пакистаном, Индией, Китаем, Северной Кореей. Это уникальное положение создало своеобразную зону "ядерных опасностей, угроз и риска" для России. Следует подчеркнуть, что такое положение не характерно больше ни для какой другой страны мира. Сложилась совершенно новая ситуация на планете. Если между нынешними официальными членами "ядерного клуба" любая ядерная война стала вообще невозможной и они, понимая это, принимают необходимые меры к ее недопущению, то уже созданы технические условия ядерной войны с участием некоторых стран, главным образом, третьего мира, которые небезуспешно разрабатывают свои военные программы и в этой связи принципиально не присоединяются к Договору о нераспространении ядерного оружия, и даже принимают ядерные доктрины. В группу этих стран, как уже отмечалось, входят Израиль, Индия, Пакистан, Северная Корея, так как они либо уже имеют неофициально ядерное оружие, либо объявят официально о его наличии у них. Эти страны не имеют особых экономических препятствий для разработки ядерного оружия, нет у них и моральных препятствий для его применения даже в военных конфликтах, начатых обычным оружием.

Наличие в мире неприсоединившихся к Договору ядерных государств уже само по себе является большой угрозой режиму нераспространения. Некоторые арабские государства, например, заявили о своем намерении находиться в оппозиции к Договору, мотивируя это отказом Израиля от вступления в него. Ряд государств на Ближнем Востоке, в Азии и Латинской Америке являются странами риска, то есть "пороговыми странами", поскольку они осуществляют работу над различными программами производства собственного ядерного оружия. Имеются серьезные основания считать, что некоторые из этих государств создали фирмы прикрытия, предназначенные для получения специальных технологий, которые используются для производства ядерных компонентов. На пути создания своего ядерного оружия находятся и такие два крупных государства Латинской Америки, как Аргентина и Бразилия, у которых построены с помощью ФРГ установки по обогащению урана, а Бразилия, кроме того, имеет мощные ракеты, с помощью которых она уже запустила несколько спутников. Оба эти государства занимаются разработкой программ создания ядерного оружия начиная с 1980 г. Соискателями ядерного оружия являются Алжир (в 1991 г. построил ядерный реактор и производит расщепляющиеся материалы), Ливия (имеет ракеты с дальностью стрельбы до 300 км и стремится разработать собственное ядерное оружие), Саудовская Аравия, Иран, Ирак и Тайвань.

Следует отметить, что агрессия НАТО в Югославию в 1999 г. явилась своеобразным толчком к ускорению работ по созданию ядерного оружия в ряде стран Европы, Азии и Америки. Не исключено, что такой страной может стать и сама Югославия, а точнее, Сербия. А вот Сирия, например, не стремится обладать именно ядерным оружием, но зато она имеет программу создания химического оружия по технологии, приобретенной в США и Германии. Носителями такого оружия могут быть имеющиеся у нее баллистические ракеты тактической дальности действия, кстати, приобретенные у Северной Кореи.

Иран имеет не менее 10 мест ядерного производства, законно приобретенного в качестве лицензий. Это и технология по производству обогащенного урана и даже лаборатории по проектированию ядерных боеприпасов. США обеспокоены российско-иранским сотрудничеством в ядерной области. Они боятся, что Россия может продать Ирану информацию, касающуюся обогащения урана. В 1995 г. США выступали резко против продажи российских ректоров в Иран для атомной электростанции в Бушере. Недоволен российско-иранским сотрудничеством и Израиль, который опасается, что Россия может продать Ирану ракеты класса "земля-земля". И США, и Израиль пытаются помешать России поставлять в Иран передовые технологии и военное оборудование.

Иран к тому же располагает огромными запасами природного урана и способен производить высокообогащенный уран с помощью имеющихся у него установок. Что касается баллистических ракет, то сначала Иран закупил большое их количество у Советского Союза, а затем покупал и, очевидно, продолжает их покупать у Северной Кореи и Китая.

В июле 1998 г. Иран насторожил весь мир, так как произвел испытание ракеты собственного производства "Шахаб-3". Ровно через 2 года, в июле 2000 г. Иран произвел второе успешное испытание этой ракеты. Это действительно мощное оружие: длина ракеты - 16 м, дальность стрельбы - 1300 км, скорость полета - 7000 км/час, может нести несколько боеголовок общим весом до тонны, наибольшая высота траектории - 250 км.

Испытания этой ракеты свидетельствуют о появлении нового ракетного государства. Ракета по дальности действия может поражать объекты на территории Египта, Израиля, некоторых стран союза НАТО, всю Центральную Азию, юг России, часть Китая, Индии и все страны Персидского залива. Да и флот США оказывается под угрозой. А Саудовская Аравия становится совершенно беззащитной. Эта ракета может позволить Ирану восстановить свой контроль над стратегически важным Оманским проливом. Полным ходом идут работы по созданию более совершенных ракет "Шахаб-4", "Шахаб-5". Они будут иметь дальность действия до 10 тыс. км, и эти ракеты, очевидно, разрабатываются как носители ядерных боезарядов. Кстати, Иран создает эти ракеты без всяких нарушений международных обязательств. В дополнение к ракетам средней дальности это сильное оружие, с которым будут считаться другие страны. Ирану необходимы такие ракеты, чтобы парировать угрозу, которая исходит от Ирака, Израиля и США. Однако наиболее опасным может оказаться то, что, скажем, через несколько лет Иран может также неожиданно испытать и свое ядерное устройство. К такому выводу трудно не прийти, так как никто не делает такие мощные, но не имеющие высокой точности ракеты, чтобы ставить на них обычные боеголовки. Следует особо подчеркнуть, что Северная Корея является сейчас одним из поставщиков баллистических ракет на Ближний Восток. Мусульманские государства постоянно призывают к объединению своих усилий, в том числе и с использованием баллистических ракет в борьбе против Израиля, а председатель парламента Ирака прямо заявил в 1994 г. о необходимости уничтожения Израиля как государства, и баллистические ракеты с ядерными боевыми блоками, которые могут появиться у мусульманских стран, существенно осложнят и без того накаленную обстановку на Ближнем Востоке.

Видимо, следует признать, что одной из главных причин войны в зоне Персидского залива для США была необходимость лишить Ирак возможности создать в буквальном смысле в ближайшее время, исчисляемое тремя месяцами, свое ядерное оружие. Ирак был готов к началу войны иметь и биологическое оружие, которое совместно с его 200 баллистическими ракетами важнее для будущего, чем потребность тогда восстановить суверенитет Кувейта. Достоверно известно также, что в 1986 г. между Ираком и Китаем было заключено соглашение о создании реактора по производству в Ираке плутония, но в ходе войны в зоне Персидского залива этот реактор так и не был уничтожен, так как его просто не нашли. Он, очевидно, надежно спрятан где-то под землей.

Известно, что за период действия договора о нераспространении ядерного оружия, срок которого истекал в 1995 г., произошли весьма значительные перемены. Договор оказался беспомощным, чтобы препятствовать появлению новых ядерных государств и государств-соискателей, которые могут реализовать практически свое желание стать обладателем ядерного оружия. Причем в Договоре не было никаких ограничений на публикации, связанные с ядерными материалами и вооружениями, и за годы действия Договора появилось много открытой информации, касающейся физики и технологии создания ядерных боеприпасов.

Примером может служить тот же Ирак, который, как достоверно установили специальные комиссии ООН, начал создавать простейшее атомное оружие образца примерно 1945 г., воспользовавшись материалами многих открытых публикаций. Одновременно в Ираке велись работы и по созданию водородного боеприпаса и тоже на основе открытых публикаций. Оказывается, что сейчас степень осведомленности в физике разработки и технологии производства ядерного оружия настолько высока, что облегчается работа любой страны, поставившей цель иметь свое ядерное оружие, и, более того, имеется практическая возможность создать ядерные боеприпасы даже без их испытаний в действии. В этой связи следует учитывать, что возможность существенного увеличения "ядерного клуба" за счет "пороговых стран" вполне осуществима, тем более что в мире имеются политические силы, для которых обладание ядерным оружием становится не только желательным, но и реально достижимым и даже неизбежным.

Как уже подчеркивалось, мусульманские государства давно вынашивают планы создания коллективными усилиями ядерного оружия для борьбы с Израилем, и это может стать реальной действительностью. Сейчас Пакистан уже испытывает большое давление со стороны других стран мусульманского мира выступить против Израиля. Совершенно очевидно, что предотвратить распространение ядерного оружия не представляется возможным, и оно неизбежно будет появляться в новых странах, а с ним будут возникать новые, не только региональные, но и мировые проблемы.

Россия в полной мере осознает свою ответственность за нераспространение ядерного оружия в любом регионе мира. В нестабильном мире возможность обладания ядерным оружием каким-либо государством или группой государств с неустойчивым режимом, а тем более с режимом экстремистской, националистической, фундаменталистской направленности с элементами фанатизма представляет угрозу не только региональной, но и глобальной безопасности. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]