Внешняя политика
Обозреватель - Observer

Стратегия
демократического развития
отечественной экономики
 

Павел Пориеневский,
доктор экономических наук
Юрий Чернов,
кандидат экономических наук

 

К настоящему моменту по многим причинам (в том числе и политическим) большую актуальность приобрела задача оценки на уровне аналитического прогнозирования результатов более чем десятилетнего пути реформирования. Эта задача напрямую связана с вопросом: направляется ли нынешняя экономическая политика и ее институциональные механизмы хорошо осмысленной и научно обоснованной стратегией. Исчерпывающие ответы на эти вопросы дает известный экономист, академик-секретарь Отделения экономики РАН Д.С.Львов в своей книге, посвященной стратегическим ориентирам устойчивого социально-экономического развития России. Цель книги - осмыслить путь, пройденный экономической наукой в эти годы и предложить стратегию и экономические механизмы возрождения экономики страны в тесной взаимосвязи с необходимыми для этого социальными преобразованиями.

В книге дается социально-экономическое объяснение часто малопонятных сторон экономических процессов. На многочисленных примерах с привлечением большого статистического материала показывается, что многое из того, что обычно относят за счет действия тайных экономических пружин, в действительности порождается социальными взаимодействиями в кризисных условиях развития экономики. Наиболее полно раскрывается основная причина социального противоречия российской действительности - противоречие между огромными ресурсными возможностями для экономического роста и низким уровнем жизни людей. Источник этого противоречия - безнравственное присвоение узким кругом бизнес-элиты и финансовых олигархов основной части дохода от использования природно-ресурсного потенциала, который с экономической и морально-этической точек зрения должен принадлежать обществу в целом. Именно поэтому автор настаивает на приоритете обеспечения равных возможностей доступа всех членов общества к природным и интеллектуальным ресурсам страны.
 

Автором предложена новая модель развития экономики, составные части которой - система национального имущества и национального дивиденда - призваны создать необходимые и достаточные условия для справедливого распределения рентных доходов. Предлагаемая модель, считает автор, позволяет "развернуть поток доходов страны от избранных ко всем", имеет свою глубокую идеологию и свой социальный подтекст.

Среди работ последнего времени эта книга выделяется тщательной проработкой именно социально-политической стороны экономической доктрины. Ведь можно усомниться в правильности чисто экономико-теоретического подхода, например к проблеме благосостояния народа, если не указываются социально-политические цели. Отечественные радикал-реформаторы, избегая откровенно сформулировать систему нравственных ценностей, лишают реформы того нравственного стержня, вокруг которого только и может консо- лидироваться общественное мнение большинства народа.

Полагать, что политические убеждения, как и морально-нравственные оценки, можно исключить из экономических исследований, значит, питать иллюзии. 

Именно в этих ценностных суждениях и заключается гражданская позиция автора в отношении путей реформирования экономики страны. Именно с этих позиций автор дает оценку результатам реформ, проведенных в последнее десятилетие.

Выстроенная на основе идеологии радикального либерализма политика "шоковой" терапии, по его мнению, оказалась совершенно неадекватной провозглашенным результатам. Ни один из прогнозов идеологов этой политики не оправдался, а допущенные при этом ошибки не имеют себе равных в практике экономического прогнозирования.

В действительности по всем показателям эффективности производства произошел колоссальный спад: по производительности труда - на 37%, по энергоотдаче на одну треть.

С самого начала проводимая в России либерализация цен была обречена на неудачу, ибо в условиях отсутствия институциональных рыночных преобразований и высокого уровня монополизации экономики свободные цены не могут создать рынка. Ставка радикал-реформаторов на сплошную либерализацию цен и разгосударствление экономики через приватизацию обернулась национальной катастрофой - спад производства за период с 1992 г. по 1999 г. составил 40% ВВП и происходил на фоне депопуляции населения страны, его обнищания и многократного роста безработицы. Как пишет автор, такого падения производства в мирное время человечество не знало. Начатая в России 10 лет назад либерализация цен, катастрофические ее последствия со всей очевидностью неопровержимых факторов подтвердила, что "…утверждение фальшивой свободы может порождать величайшую несправедливость" (Н.А. Бердяев). Громадный спад производства связан не только с принятым приоритетом приватизации как средства оживления экономики, но с самой концепцией приватизации, порочной в своей основе. Как пишет автор, "правильно проведенная приватизация должна дать право на получение дохода от результатов хозяйственной деятельности предприятия, но никак не на индивидуальное владение и распоряжение его имуществом". Добавим от себя, что в качестве социо-экономического критерия, включающего в себя нравственную компоненту, должно при этом выступать требование социальной справедливости: "…собственность - это прибыль от труда, и не что иное, как воплощенный труд. Право собственности можно обосновать на труде, потраченном на вещи, и только в этом качестве оно находит себе свободное признание и приобретает моральную ценность" (А. Шопенгауэр).

Проведенная приватизация создала для отдельных лиц возможность присвоения в гигантских масштабах рентных доходов от эксплуатации природных ресурсов страны. Основной вклад в прирост национального дохода России, в отличие от многих других стран, в настоящее время вносит не труд и даже не капитал, а рента - доход от использования земли, территории страны, ее природных ресурсов, а также монопольного положения производителей важнейших видов продукции. Однако сегодня рентный поток доходов в подавляющей части не попадает в государственную казну и ничтожно малая часть нашего общества продолжает богатеть, по выражению автора, "на безнравственном присвоении ренты". В конечном итоге под прикрытием пресловутого лозунга частной собственности национальное богатство страны оказалось секвестрированным на 90%, что и явилось основой чудовищного механизма криминализации экономики.

Для кардинального исправления допущенных в ходе реформирования экономики ошибок академик Д.С.Львов предлагает перейти к новой доктрине экономического развития. По мысли автора, назрело время практической реализации модели нового общества, в котором нравственные принципы станут основой хозяйственного поведения субъектов рынка. Главным из них является принцип: "окружающая нас природная среда и ресурсы должны принадлежать всем. При этом каждому гражданину конституционно должно быть гарантировано право равного доступа к природно-ресурсному потенциалу". Реализация этих условий должна быть подкреплена соответствующими конституционными преобразованиями. Ведущее место среди них отводится "Системе национального имущества", включающей такие базовые элементы новой модели экономики, как национальный дивиденд (сумма рентных доходов) и общественная рента. Самое главное в этой системе: рост личного дохода впервые будет поставлен в прямую зависимость от личного вклада в прирост чистого дохода общества.

Именно рента, на взгляд автора, при создании соответствующих конституционных основ может выступать в качестве основного источника структурных преобразований в экономике. Полученная государством рента за пользование природными ресурсами может заменить значительную часть традиционных налоговых поступлений в бюджет. За счет рентных платежей, как показали расчеты автора, Россия могла бы покрывать первоочередные расходы по обороне, поддерживать конверсию оборонных отраслей, финансировать расходы на науку, культуру и здравоохранение. Автор считает важным подчеркнуть, что обращение рент от всех используемых природных ресурсов в общественные доходы, аккумулируемые в системе государственных финансов, и будет составлять в своей совокупности чистый доход общества, в котором все его члены имели бы равную долю. Эта сумма рентных доходов может выступать в форме национального дивиденда. Самое главное: при таком подходе частная собственность согласуется с принципом свободы и эквивалентного обмена, эффективности и социальной справедливости. В глобальной перспективе, делает вывод автор, национализация рентного дохода - это не только реальная возможность обеспечения устойчивого дохода государственной казны, но и принципиальное условие сохранения России в качестве устойчивой самостоятельной и самодостаточной геополитической единицы.

Все эти принципиально новые научные идеи положены автором в обоснование "доктрины экономики развития" (раздел II книги), которую можно было бы назвать "нравственной доктриной экономики развития". Здесь может возникнуть вопрос: почему в наше время необходимо заявлять о "нравственных императивах экономического роста" (стр. 126). Ответ очевиден: потому что нужно иметь четкое представление об идеологии хозяйственной жизни (во имя чего и для достижения каких именно социальных целей) для формирования перспектив ее развития. В наши дни, когда общество неуклонно теряет нравственное чутье, по мнению автора, необходимо развернуть борьбу против дегуманизации экономической жизни, против упрощения и элементарности в толковании задачи социального развития, принявшей в устах правящей элиты формулу так называемого "социального наполнения реформ". С болью в сердце пишет Д.С. Львов: "В последние годы мы теряем себя, осмысленный образ своего прошлого и будущего" (стр. 116). И причина этому лежит в области социальной психологии российского общества, на что пророчески указывал в начале прошлого века В.В. Розанов: "Мы умираем от единственной и основательной причины: неуважения себя. Мы собственно самоубиваемся".

В книге аргументированно доказывается, что переход к нравственной экономике будет обеспечиваться "демократизацией национального дохода" (термин А.В.Чаянова), в результате которой рост личного дохода впервые будет поставлен в зависимость от личного вклада в прирост чистого дохода общества. И для этого необходимо, прежде всего, изменить так называемое функциональное распределение национального дохода (определяемое как соотношение зарплаты и прибыли) в пользу трудовых доходов. Тем самым, по мысли автора, будет искоренена главная причина бедности основной массы населения, особенно если иметь в виду, что наша страна сполна не только обеспечена всеми природными и энергетическими ресурсами, но и обладает и высоким интеллектуальным потенциалом. Если говорить о глубинной и латентной причинах недопотребления основной массы населения, то ее охарактеризовал применительно к своему времени премьер-министр Российской империи С.Ю.Витте: "…русская буржуазия в избытке имеет все то нехорошее, что дают излишества жизни, обесценивание ценности чужого труда" (выд. - Авт.). 

Именно обесценивание владельцами капитала чужого труда путем его неполной оплаты и присвоения рентных доходов в ходе реформ и привело основную массу трудящихся к нищете, активным образом содействуя депопуляции населения.

Доказательством этому служат приведенные в книге цифры, характеризующие наблюдаемую в последние годы устойчиво понижательную тенденцию доли заработной платы в ВВП. Эта доля составляет в настоящее время только одну треть, тогда как в экономически благополучных странах с нормальными рыночными отношениями она составляет 60-70% ВВП.

Снижение доли дохода от труда в ВВП по сравнению с другими странами произошло за счет увеличения доли дохода, идущей собственникам капитала. Согласно приведенным в книге расчетам, на один доллар зарплаты российский среднестатистический работник производит в 2-3 раза больше конечной продукции, чем аналогичный работник в США.

Отсюда логично делается вывод не только о чрезмерной эксплуатации труда, но и о высокой рентабельности труда в России, что начисто опровергает утверждение наших неолибералов о том, что в российской экономике малодоходный труд, а потому и низкий уровень его оплаты. Автор призывает общество осознать тот факт, что уже на протяжении одиннадцати лет (начиная с 1992 г.) от четверти до трети работающих получают заработок ниже прожиточного минимума, то есть ниже "нижней границы, и что накопленный за эти годы объем недопотребления и является одной из основных причин высокого уровня смертности.

Иррациональность состояния с доходами для основной массы трудящихся заключается именно в несоизмеримости необходимого и достаточного дохода для сносного существования с тем его размером, который определяется государством как минимальный уровень зарплаты. Автор утверждает, что без существенного и последовательного повышения (по его оценкам, минимум, в 2 раза) оплаты труда, никакие социальные реформы в стране невозможны.

Десятилетний опыт проведения реформ показал, что рынки и цены не оправдали себя как надежное средство организации экономики в целом. Поэтому необходима новая стратегия реформ, необходимо комплексное планирование самой экономической политики, ориентированной на параметры социального развития. Убедительные примеры такого подхода приводятся в специальном разделе книги по обоснованию новой стратегии реформ, охватывающей более десятка наиважнейших экономических проблем, начиная от коррекции прав собственности в корпоративном секторе, политики доходов, пенсионной и налоговых реформ и т.д. и кончая государственной политикой занятости.

При невозможности дать оценку всем предлагаемым идеям укажем в качестве примера на анализ реформирования пенсионной системы, в котором автор вместе с д.э.н. Ю.В.Овсиенко "алгеброй поверил" гармонию (точнее, дисгармонию) пенсионной системы. Анализ показал, что за период российских реформ с 1992 г. значительная часть пенсионных взносов не доходит до цели. Аналитически показано, что при необходимом (в соответствии с взносами) объеме пенсионных выплат в размере 8,7% ВВП фактически общий размер пенсий в 1999 г. составил 5,2% от ВВП, остальные 3,5% от ВВП бесследно исчезли. Без ответа остается вопрос: куда и кому пошли эти суммы? Большой практический интерес вызывает представленный в книге анализ накопительной системы пенсионного обеспечения, которая по их расчетам позволит получать среднюю пенсию в объеме 60-80% от зарплаты. Но для этого в пенсионный фонд надо вложить значительные средства. Подробно рассматриваются три варианта формирования пенсионного фонда. Первый - это передача в фонд примерно 15% российского акционерного капитала, второй - передача в фонд части рентных доходов от природных ресурсов, третий - это реформирование пенсионной системы без внешнего финансирования, за счет выявленных недоимок.

Подобными уникальными расчетами насыщены все разделы книги (доходы населения, проблема занятости, денежно-кредитная политика, реформы естественных монополий).

В заключение следует отметить, что среди всех работ последнего времени книга академика Д.С. Львова выделяется тщательным исследованием именно социальных факторов предложенной им новой экономической доктрины и является итогом проходившей все эти годы дискуссии с радикал-реформаторами.

Развиваемые автором социоэкономические идеи лежат в русле передовой философской мысли. Книга примечательна во многих отношениях. Она полемична, изобилует уникальными данными, полученными учеными-экономистами в последние годы, открывает новые пути к осмыслению происходящих в экономике процессов. К несомненным достоинствам книги следует отнести и то, что она в известной мере явилась итогом (и это постоянно подчеркивает автор) коллективных усилий большой группы ученых, которых всегда отличала ориентация на высокие морально-нравственные критерии. На значимость этих критериев еще два века тому назад указывал английский историк и философ Томас Карлейль в своем афоризме: "Любая реформа, кроме нравственной, бесполезна", который применительно к нашей недавней истории можно было бы перефразировать следующим образом: "Любая реформа без морально-нравственных начал не только бесполезна, но, безусловно, и вредна для большинства народа".
 

Львов Д.С. Экономика развития. - М.; 2002. 511 с. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]