Обозреватель - Observer
Внешняя политика


 
 

АРАБСКИЙ МИР:
бизнес и политика

А.ВАВИЛОВ,
доктор исторических наук,
профессор

 
 
    Страны Ближнего Востока и Северной Африки являются не только обширными и, что самое главное, платежеспособными рынками сбыта разнообразной продукции - от промышленных комплексов до продовольствия и потребительских товаров, - но и достаточно емкими финансовыми резервуарами. Эти страны обладают 60% мировых запасов нефти, их отличает наивысший в мире уровень прироста населения (3,5% ежегодно), они расположены в стратегически важной части планеты, связывающей Европу, Африку, Азию и Тихоокеанский регион.


I


Вec этих стран в мировой экономике скачкообразно увеличился в первой половине 70-х годов, когда в результате многократного роста цен на сырую нефть они смогли накопить немалые золотовалютные резервы. "Свободные" капиталы арабских стран к настоящему времени, по разным оценкам, достигают 100 млрд. долл., а их инвестиции только в Европе - 600 млрд. долл.

Их образование связано в основном с монокультурной, сырьевой направленностью экспорта, относительной структурной неразвитостью региональной экономики, неспособной предоставить выгодные сферы для инвестиций имеющихся резервов, а также разногласиями и противоречиями, существующими между отдельными странами, создающими искусственные преграды и ограничения для свободного движения капиталов на региональном уровне. Доля обрабатывающих отраслей в ВВП арабских стран уже многие годы остается в среднем на уровне 10%. Доля промышленной продукции в экспорте этих стран в 80-е годы возросла, однако, она так и не превысила 10% всего экспорта (исключая вывоз нефтяных и химических продуктов). В то же время в арабском импорте доля товаров этой группы превысила 50%.

Да и в мировой торговле арабский регион занимает пока весьма скромное место. Для большей наглядности отметим, что по стоимостному объему экспорта арабские страны вместе взятые уступают Голландии и ненамного превосходят Бельгию и Люксембург. Если же исключить вывоз нефти и нефтепродуктов, то их экспорт будет раз в шесть меньше экспорта Гонконга и в три раза меньше - Сингапура или Южной Кореи.

Тяжелым бременем на экономику региона лег продолжающийся уже около полувека ближневосточный конфликт. Сохраняющаяся многие десятилетия напряженность уже нанесла глубоко травмирующий урон нормальному течению его экономической и социальной жизни. В ряде стран проблемы бедности и обездоленное™ широких масс населения переросли национальные рамки и оказывают серьезное взрывное влияние на обстановку и в регионе в целом. О какой долговременной стабильности может идти речь, если при сохранении нынешних диспропорций в развитии отдельных стран валовой национальный продукт 7 млн. израильтян к 2010 г., по подсчетам специалистов ЕС, будет почти равен ВНП 130 млн. арабов, живущих в соседних с Израилем странах? Отсюда вытекает первейшая и труднейшая задача посткризисного развития региона - выравнивание путем широкого внутрирегионального и международного сотрудничества экономического пространства Ближнего Востока.

В связи с хронической нестабильностью и междоусобными противоречиями, подпитываемыми, кстати, во многом общей региональной напряженностью, немалые денежные средства, и "нефтедоллары" прежде всего, оседают на счетах западных банков, а международный капитал опасается крупных инвестиции в неспокойный Ближний Восток. По данным парижской "Монд", из 62 млрд. долл. инвестиций, ежегодно вкладываемых по всему миру, на Ближний Восток поступало лишь около 200 млн.

Вялая экономическая конъюнктура, сохраняющаяся в регионе во многом в результате многолетней конфронтации, приводит к стагнации уровня жизни населения, к консервации общей социально-экономической отсталости. За десятилетие (1980-1990 гг.), к примеру, душевой доход в арабских странах Ближнего Востока, не считая монархий Персидского залива, возрастал в среднем за год лишь на 1%, тогда как для продолжения отсталости требуется по меньшей мере 3%.

Наряду с решением стратегической задачи - всемерное сужение технологического разрыва в экономическом развитии с Западом, да и с некоторыми новыми индустриальными странами Востока - арабским государствам предстоит решать еще одну сравнительно новую задачу - нахождение своего места в складывающейся качественно иной структуре мирового хозяйства, свободной от калечившего воздействия конфронтации сверхдержав, отошедшей в прошлое с развалом Советского Союза и социалистической системы в странах Восточной Европы.

Процесс урегулирования ближневосточного конфликта, медленно, мучительно, но верно приближающийся к своей заключительной стадии, создает дополнительные благоприятные условия для решения этих задач, для оживления экономической жизни в регионе. В странах Ближнего Востока и Северной Африки, как в правительственных и деловых кругах, так и в общественном мнении, ширится осознание необходимости скорейшего перехода к созидательным, а не конфронтационным усилиям. Одновременно там растет понимание того непреложного факта, что, несмотря на существующие в регионе в достаточном объеме природные, людские и финансовые возможности и ресурсы, задача вытягивания большинства арабских стран из экономической стагнации исключительно собственными усилиями решена быть не может.

Времена автаркии и "блестящей изоляции" безвозвратно канули в Лету. Сегодня на повестке дня международной жизни во весь рост стоит вопрос объединения международных сил и ресурсов для подтягивания и выравнивания уровней развития отдельных частей мирового экономического организма. Без этого нормального развития мировой экономики в XXI веке просто не получится.

О растущем интересе деловых кругов Запада к открывающимся возможностям финансово-инвестиционной деятельности в арабских странах и Израиле в условиях мира и стабильности наглядно свидетельствовала состоявшаяся в октябре-ноябре 1994 г. в Касабланке (Марокко) Международная экономическая конференция в верхах, собравшая более 1000 участников из 61 страны мира.

На фоне заметно нарастающей международной деловой активности в экономической сфере рассматриваемых регионов Россия, по саркастическому замечанию все той же "Монд", "блистала своим отсутствием" в Касабланке. Если из США и Израиля туда прибыли самолеты, заполненные бизнесменами, то российский бизнес на конференции был представлен лишь президентом хотя и крупного, но лишь одного "Мост-банка". Здесь сказались, видимо, и наши внутрироссийские неурядицы, да и отсутствие опыта широкомасштабной деятельности за пределами национальных границ.

Несмотря на это, впадать в пессимизм и уныние относительно перспектив российско-арабского, равно как и российско-израильского, делового сотрудничества, думается, вряд ли стоит. Скорее, наоборот, ближневосточный мирный процесс, несмотря на все трудности и происходящие время от времени сбои в его развитии, открывает новые, невиданные ранее возможности для приобщения нерегиональных государств, в том числе и России, к экономическому переустройству Ближнего Востока и Северной Африки со всеми вытекающими из этого дивидендами от участия в двусторонних и международных проектах.

С другой стороны, геостратегический вес России в новой обстановке, складывающейся в процессе арабо-израильского замирения и потепления мирового политического климата в целом, не подкрепленный ее существенной экономической ролью в реконструкции этих важных со всех точек зрения регионов, будет явно заниженным. Россия в хозяйственной сфере Ближнего Востока и Северной Африки имеет перед Западом ряд существенных преимуществ, не использовать которые в наших новых рыночных условиях было бы явно неразумно и недальновидно.

II


К моменту распада СССР арабские страны были главными экономическими партнерами Советского Союза в развивающемся мире. Торгово-экономические связи с арабами в целом складывались в пользу СССР за счет накопления значительных средств от реализации его товаров, оказания разнообразных услуг и технико-экономического содействия. Эти страны долгое время являлись достаточно устойчивым источником поступления свободноконвертируемой валюты и топливно-сырьевых ресурсов, а также, не будем забывать об этом, - емким рынком сбыта отечественной, прежде всего машинотехнической продукции, с трудом выдерживавшей конкуренцию на мировых рынках.

При нашем непосредственном участии в арабских странах были созданы ключевые отрасли промышленности, построено и выполнено более 340 объектов и тем сотрудничества в области энергетики, черной и цветной металлургии, нефтегазовой промышленности, ирригации, подготовки национальных кадров, здравоохранения. Эти наработки в области экономического и научно-технического сотрудничества со странами рассматриваемых регионов могут и должны стать надежной основой для его поступательного развития в новых, кардинально изменившихся условиях на мировой, региональной и страновой аренах.

Неоспоримо негативные последствия имела концентрация сотрудничества по идеологическим признакам на нескольких арабских странах "социалистической ориентации", что во многом "отсекало" выгодных и платежеспособных партнеров из числа, к примеру, государств Персидского залива. Переход России от предоставления традиционным партнерам неоправданных односторонних привилегий по идеологическим мотивам к взаимовыгодным связям на базе расчетов в СКВ дается, прямо скажем, нелегко. Один из негативных результатов "деидеологизации" российско-арабских экономических связей, отказа от льготного кредитования инвестиционных проектов и товарных поставок в арабские страны - ощутимый спад в товарообороте с 1,6 млрд. долл. в 1992 г. до 1 млрд. долл. в 1994 г.

Непростое "советское наследство" состоит и в том, что наши связи с арабскими странами имели в основном сырьевую направленность в сфере импорта, а сотрудничество не было увязано на практике, опять же по идеологическим мотивам, с дальнейшим участием российской стороны в управлении и функционировании построенных при нашем содействии предприятий с вытекающим из этого разделом прибылей.

Несмотря на все недостатки советско-арабского экономического сотрудничества, на описание которых истрачено немало чернил и перьев, оно тем не менее дало нам и немало полезного. Речь идет прежде всего о наработанных годами и десятилетиями связях, опыте и знаниях местных условий хозяйствования. Нельзя сбрасывать также со счетов и целую армию местных достаточно квалифицированных специалистов, получивших профессию на советском оборудовании от советских специалистов. Совместными усилиями была построена крупнейшая в арабских странах гидроэлектростанция, самый большой металлургический комбинат, десятки других важных хозяйственных объектов, которые органично вписались в местные экономические структуры, составив в ряде случаев их костяк. Эти объекты множеством незримых хозяйственных, снабженческих и ремонтных связей связывают целые экономические отрасли арабских стран с Россией. От такого наследства советской эпохи сегодня, в наших труднейших условиях, отказываться вряд ли стоит.

А печальные примеры пренебрежительного подхода к сотрудничеству с арабскими странами, к сожалению, встречаются нередко. Экономические преобразования последних лет привели к гипертрофированно интенсивному развитию сотрудничества с Западом, тоща как хозяйственные связи с арабским миром стали рассматриваться чуть ли не как сугубо отрицательный груз прошлого. Хотя было бы мудрее сохранить весь позитивный капитал прежнего периода, отбросив лишь то, что вредит национальным интересам России.

Справедливости ради отметим, что наряду с субъективными факторами рост объемов российского экспорта в арабские страны сдерживается следующими объективными обстоятельствами:

    ухудшение конъюнктуры мирового рынка практически по всем основным товарам российского экспорта;

    рост цен на российскую экспортную продукцию, в особенности машины и оборудование, до уровня мировых при одновременном несоответствии этой продукции по качеству, дизайну и сервисному обслуживанию требованиям мировых рынков;

    возросшие издержки производства, высокие транспортные тарифы, портовые расходы, фрахт и страхование, снижающие рентабельность экспортных операций, а в ряде случаев - делающие эти операции убыточными;

    нестабильность российской экономики, препятствующая, по мнению ряда стран, установлению и развитию торгово-экономического сотрудничества на долгосрочной основе;

    политическая ситуация в ряде арабских стран (к примеру, в Йемене и Алжире) и вокруг них (международные санкции в отношении Ирака и Ливии).

III


Для полноты картины добавим к этому печальному перечислению основные факторы, тормозящие сегодня развитие инвестиционного сотрудничества России с арабскими странами:

  • резкое сокращение государственного финансирования для выполнения обязательств в рамках межправительственных соглашений, что приводит к снижению объемов поставок оборудования, комплектующих изделий и материалов, а в ряде случаев - к приостановке сотрудничества;
  • увеличение отпускных цен на оборудование и сопутствующие расходы (транспорт, погрузочно-разгрузочные работы, страхование) и, как следствие, снижение заинтересованности российских предприятий-поставщиков в экспорте комплектного оборудования;
  • разрыв экономических связей между предприятиями - поставщиками комплектных материалов, а в ряде случаев - финансовые трудности предприятий-заказчиков в условиях требований предоплаты;
  • снижение платежеспособности ряда нефтедобывающих стран и связанный с ним пересмотр инвестиционной политики;
  • военно-политическая нестабильность, сохраняющаяся в ряде стран региона.
Анализируя современную практику, невольно приходишь к мысли о том, что российские государственные ведомства сейчас, похоже, как бы самоустранились от активного участия и патронажа развития торгово-экономических отношений с арабскими странами, во многом пустив дело на самотек, а российский частный сектор ориентируется главным образом на Запад.

В этой связи необходимо, как представляется, конечно, после определенной "инвентаризации" и с учетом новых реалий, восстановить все конструктивное и позитивное, что имелось в практике регулирования торгово-экономических и научно-технических связей в рамках межправительственных соглашений, в деловом ключе оживить, а в ряде случаев и наполнить новым содержанием деятельность российско-арабских смешанных комиссий по торговому, экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

Сейчас, когда в регионе открываются новые широкие экономические горизонты, важно соединить уже накопленный опыт с богатыми возможностями рыночной экономики, постепенно освобождающейся от административно-бюрократических пут. Почему бы, к примеру, бывшим соответствующим объединениям, занимавшимся строительством линий электропередач в арабских странах и ставших сегодня самостоятельными хозяйствующими субъектами, не подумать об участии (пусть, на первых порах - и небольшом) в реализации, скажем, такого заманчивого по стоимости проекта (2,5 млрд. долл.), как сооружение единой электросистемы стран Персидского залива или сети автомобильных дорог общей протяженностью 1700 км?

Конечно, легко сказать, да трудно сделать. Судя по всему, в ближайшем будущем на Ближнем Востоке и в Северной Африке развернется настоящая гонка западного, израильского и японского капиталов за выгодными заказами и прибыльными сферами инвестиций. Новыми, непривычными конкурентами уже сейчас на арабских рынках для российских бизнесменов выступают их недавние партнеры, а теперь волею судеб соперники с Украины, из Белоруссии, других стран СНГ. Да и арабские государственные экономические организации и частнопредпринимательские круги проявляют понятную осторожность, ожидая стабилизации экономической ситуации в РФ, отработки соответствующего законодательства, правительственных гарантий и проч.

На этом фоне российские деловые круги, на наш взгляд, пока недостаточно внимательно относятся к Ближнему Востоку и Северной Африке как перспективному полю своей зарубежной деятельности. А ведь это поле уже во многом "вспахано" с международно-правовой точки зрения: торгово-экономические отношения России со странами этих регионов регулируются межправительственными соглашениями (заключенными в последние годы практически со всеми государствами), предусматривающими взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования, того самого, которого Россия многие годы добивается на Западе.

IV


Органично вписываясь в эти рамки, энергичная и инициативная работа россиян на финансовых и товарных рынках региона могла бы развиваться по следующим основным направлениям:

1. Создание совместных предприятий как в России, так и в странах региона на основе использования местных и международных источников сырья, рабочей силы и российских технологий. Опыт работы таких совместных предприятий уже накоплен, однако, главными препятствиями на пути его распространения остается острая конкуренция со стороны капитала "третьих стран" и крупных международных монополистических объединений, сравнительно низкая бизнес-культура российских предпринимателей (необязательность, неорганизованность, несоблюдение условий, сроков и проч.).

России есть что предложить арабским партнерам, это:

  • опреснительные технологии;
  • участие в выгодных проектах мелиорации, орошения и освоения пустынных земель;
  • подключение к проектам энергетического и транспортно-коммуникационного плана.
2. Необходимо также глубокое технико-экономическое обоснование нашего участия в многосторонних проектах в рамках Касабланкской конференции и в становлении палестинской экономики. И делать такое ТЭО надо, не откладывая. Это позволит России получить свой законный и весьма лакомый кусок "пирога" от экономического переустройства Ближнего Востока и Северной Африки. Иначе наше место займут другие страны.

В этом контексте особое внимание следует уделить российскому участию в создаваемом Банке развития для Ближнего Востока и Северной Африки, несмотря на появившиеся в западной печати пессимистические оценки этого проекта. При ограниченных собственных инвестиционных ресурсах мы через уполномоченный банк могли бы получить доступ к огромному и перспективному рынку заказов на реализацию инфраструктурных и промышленных проектов в рассматриваемых регионах.

3. Проблему нехватки финансовых средств, остро ощущаемую сегодня российским бизнесом, поможет решить образование совместных финансово-промышленных групп, особенно в нефтедобывающих странах Персидского залива.

Российские предприниматели способны составить достойную конкуренцию западным бизнесменам, дело лишь за более активной работой по проникновению в эту заповедную сферу Запада. Арабские деловые круги в свою очередь проявляют заинтересованность в диверсификации контингента своих торговых и финансово-промышленных партнеров и здесь важно не упустить благоприятный момент, когда экономическое развитие всего региона вступает в новую фазу.

4. Актуальность активизации российской финансово-промышленной деятельности в регионе обусловливается также задачей возвращения арабских долгов бывшему СССР. Погашение долгов в СКВ с учетом реалий сегодняшнего дня представляется весьма проблематичным. Здесь, думается, можно и нужно найти другие, "обходные" варианты: во-первых, оплата долгов поставками необходимых для Российской Федерации потребительских и продовольственных товаров, которые дешевле западных аналогов; во-вторых, компенсация задолженности поставками валютных товаров с их последующим реэкспортом и, наконец, конверсия внешнего долга во внутренние инвестиции в местной валюте, например, на базе механизма передачи на льготных условиях государственных долгов арабских стран российскому частному бизнесу, который самостоятельно или совместно с иностранными компаниями использует их для капиталовложений в местную экономику с последующим получением прибылей в пользу России.

5. Важную роль в создании совместных финансово-промышленных групп могли бы сыграть российские регионы, приобретающие все большую самостоятельность во внешнеэкономических связях.

6. Все большее значение для развития российской экономики приобретает внешнее финансирование, в связи с чем наше более активное внедрение в хозяйственную сферу Ближнего Востока и Северной Африки может дать двоякий эффект: откроет новые кредитные линии и поможет найти новые источники зарубежных инвестиций. Очевидно, что назрела необходимость предложить арабским инвесторам, известным своей осторожностью и осмотрительностью, благоприятные условия и соответствующие гарантии для вложений в российскую экономику, прежде всего в модернизацию топливно-энергетического комплекса и сырьевых отраслей. И здесь совместные финансово-промышленные группы могут и должны сыграть свою продуктивную роль. Широкие арабские инвестиции, помимо всего прочего, могут иметь и немалый демонстрационный, стимулирующий эффект, подтолкнут западных конкурентов, которые до сих пор довольно вяло идут на вложение средств в российскую экономику.

7. Несмотря на широкую приватизацию не следует сбрасывать со счетов остающийся достаточно мощным потенциал внешнеэкономических связей госсектора российской экономики, в том числе - ВПК. Многие арабские страны страдают от недогрузки мощностей предприятий госсектора, в том числе построенных при нашем содействии. Можно было бы модернизировать эти объекты путем поставки на них российского оборудования, что, кстати, загрузит и нашу машиностроительную индустрию.

8. Не стоит оставлять без внимания перспективные возможности для организации производства на российских заводах запчастей для нашей техники в арабских странах, в том числе и путем создания совместных предприятий.

9. Важной областью российско-арабских экономических связей и деятельности финансово-промышленных групп остается сфера военно-технического сотрудничества, особенно со странами, чьи армии базируются на российском вооружении. Это потребует не только поставок новых партий оружия и запасных частей, но и технического содействия российских военных специалистов. Новые перспективы в этой сфере открываются перед Россией в зоне Персидского залива.

На рынке вооружений в этой зоне, и это лишний раз показала ярмарка оружия в Абу-Даби, обостряется жесткое соперничество между экспортерами оружия. США, занимающие там вот уже многие годы доминирующее положение, делают все для того, чтобы максимально оттеснить даже таких традиционных поставщиков вооружений, как Франция и Великобритания. В то же время политическое руководство стран региона было бы не прочь разнообразить источники вооружений, чтобы не попасть в обременительную зависимость от поставщика-монополиста. Судя по всему, руководители этих стран предпочли бы действовать не в жестких координатах монополярной системы влияния, а иметь возможность маневра между различными центрами сил, сосуществующих не на основе конфронтации, а на базе партнерства и учета взаимных интересов.

Это, на наш взгляд, открывает перед Россией возможность найти и занять свою нишу на сравнительно новом для нее и весьма перспективном рынке и извлекать из него наравных с другими максимально возможную выгоду, не рассчитывая при этом на какие-либо особые льготы, послабления или преференции.

И наконец, стоит, вероятно, подумать о создании российско-арабской торгово-экономической палаты или ассоциации, где российские и арабские бизнесмены могли бы выходить на выгодные для обеих сторон сделки.

Нам представляется, что все указанные меры могли бы работать не только на бизнес, но и на политику. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]