Обозреватель - Observer
Военно-политические проблемы


 
 

Вооруженные Силы США в стратегии
обеспечения национальной безопасности

Б.КОМЗИН,
кандидат технических наук,
ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН

 

Современная Россия уже который год находится в размышлениях о своем будущем. Который год разрабатывается военная доктрина и стратегия обеспечения национальной безопасности, а положение российских Вооруженных Сил, ее реального гаранта, ухудшается буквально с каждым часом. Большинство военнослужащих не получают денежного довольствия, нормального питания, не имеют жилья. Высокими темпами снижается боеготовность армии. Военно-морского Флота и Военно-Воздушных Сил России из-за недостатка финансовых ресурсов, необходимых для закупки топлива, электроэнергии, самолетов, кораблей. Этим и другим процессам катастрофического развала вооруженных сил посвящены буквально горы публикаций. Существенно меньше анализируется опыт строительства вооруженных сил Запада, хотя в эпоху после окончания "холодной войны" вступили не только Вооруженные Силы России, но и других стран, включая США. Как же осуществляется перестройка и адаптация вооруженных сил к новым геополитическим реалиям? Как меняется функциональная структура финансирования вооруженных сил? Этим и другим вопросам посвящено настоящее исследование. Хотелось бы надеяться, что его результаты могут в той или иной мере способствовать разработке стратегии обеспечения национальной безопасности России и строительства ее Вооруженных Сил в XXI веке.

В марте 1996 г. Министерство обороны США опубликовало очередной ежегодный доклад1. Вносимый на рассмотрение президента и конгресса доклад содержит в себе основные положения бюджетной политики МО США на предстоящий 1997 финансовый год (начина

ющийся с 1 октября календарного 1996 г.). Кроме того, в докладе содержатся традиционные разделы, посвященные изменениям структуры вооруженных сил США и другим задачам военного строительства. В рассматриваемом докладе особое внимание уделено внешнеполитическим аспектам обеспечения различных сторон национальной безопасности США.

В своем предисловии к докладу министр обороны У.Перри подчеркивает новые геополитические условия, сложившиеся в период после окончания "холодной войны". "...Окончание "холодной войны" не стало концам международных конфликтов. Конечно, наиболее устрашающие вызовы национальной безопасности страны периода "холодной

войны" исчезли, однако, они сменяются новыми. В период "холодной войны" мы стояли непосредственно перед угрозой глобальной ядерной катастрофы; сегодня же мы сталкиваемся с опасностью распространения по миру оружия массового поражения. Ядерное оружие, находящееся в руках

безответственных наций и террористов, является особенно опасным, так как, в отличие от условий противостояния в "холодной войне", оно не может быть сдерживающим фактором, в связи с возможностью возмездия противостоящей стороной. В период "холодной войны" мы находились перед реальной угрозой форсированного марша

вооруженных сил Варшавского пакта до Ламанша; а сегодня мы встречаемся с нестабильностью в Центральной и Восточной Европе, обусловленной весьма болезненным переходом к демократии и рыночной экономике. Такая нестабильность может вести к гражданским войнам и даже вос

становлению тоталитарных режимов, враждебных Западу. В годы "холодной войны" нам угрожал Советский Союз, который активно использовал страны третьего мира в качестве своих союзников; а сегодня мы встречаемся с опасностью, исходящей от взрыва местных и региональных конфликтов, не имеющих отношения к идеологической конфронтации периода "холодной войны", а имеющих глубокие корни в этнической и религиозной ненависти. Такие конфликты непосредственно не угрожают существованию США, но они могут угрожать нашим союзникам и нашим интересам, если региональные агрессоры будут обладать оружием массового поражения". (Р. VII).

Далее У.Перри декларирует необходимость корректировок задач и целей НАТО в условиях крушения Советского Союза и распада Варшавского пакта. При этом подчеркивается особая роль США в налаживании новой системы коалиций и союзов. "Мы исходим из понимания того, что сейчас США являются уникальной страной с истинно глобальными интересами и полным спектром возможностей для их защиты - военных, экономических, политических. Таким образом, мы являемся естественным лидером всего международного сообщества". (р. VIII)

Согласно докладу в основу строительства вооруженных сил США кладется стратегия "трехярусной" системы обеспечения национальной безопасности: "превентивная", "сдерживание", "прямое использование военной силы".

Первый ярус - превентивное устранение условий появления новых угроз национальной безопасности. В докладе подчеркивается, что в последнее время США делают все больший акцент в своей стратегии на эту первую линию защиты национальной безопасности, в то время как в годы холодной войны" основная часть усилий концентрировалась на стадии "сдерживания". В годы второй мировой войны ресурсы США концентрировались на защите интересов национальной безопасности с использованием военной силы против Японии, Германии и их союзников. Эта война закончилась при одновременной демонстрации необычно высокой поражающей способности атомного оружия. В связи с этим наша стратегия сдерживания в последующие годы была логическим ответом на экспансию Советского Союза, оснащенного ядерным оружием и неядерными силами.

"Мы и сейчас продолжаем сдерживать потенциальных оппонентов, имея лучшие в мире вооруженные силы. Однако в годы после окончания "холодной войны", Министерство обороны США все большее внимание уделяет проблемам превентивной защиты интересов национальной безопасности страны. Такая защита ориентирована на заблаговременный поиск угроз нашей безопасности еще до их превращения в реальную опасность. Эта стратегия, пожалуй, наиболее важный инструмент защиты интересов США в связи с особенностями эры, наступившей после окончания "холодной войны". Успешное проведение такой политики, естественно, сокращает потребности в осуществлении как стратегии "сдерживания", так и, еще в большей мере, непосредственное использование военной силы" (р. VIII). Далее У.Перри отмечает необходимость усиления акцента на мероприятия по обеспечению превентивной защиты безопасности США, продолжая использовать тот эффективный опыт, который был накоплен в первое десятилетие после окончания второй мировой войны, когда с помощью небезызвестного плана Маршалла удалось радикально изменить конфликтность отношений по оси США - Западная Европа.

В докладе Министерства обороны помимо поддержания тесных контактов и союзов со всеми традиционными союзниками в НАТО и АТР в качестве приоритетных направлений укрепления превентивной защиты национальной безопасности США указываются следующие:

  • взаимодействие с Россией, Украиной, Казахстаном и Белоруссией по сокращению "ядерного наследства" бывшего СССР и повышению надежности и безопасности остающихся' ядерных боеприпасов;
  • разработка программ по ограничению распространения в странах мира оружия массового поражения;
  • содействие новым независимым и демократическим странам в перестройке их оборонных структур, установление контроля над военным аппаратом гражданскими властями, обеспечение открытости оборонных программ и мер доверия в отношениях с соседями;
  • установление самых тесных отношений между военными США и такими же ведомствами других стран, безотносительно того, кем были такие страны раньше - противниками или союзниками США.
Далее в докладе отмечается, что США не могут полагаться на безусловный успех мероприятий по обеспечению превентивной обороны и поэтому должны укреплять второй эшелон национальной безопасности - "сдерживание". Подчеркивается, что риск возникновения глобального военного конфликта в сравнении с периодом "холодной войны" заметно снизился, но не исчез полностью. Поскольку ядерное оружие существует, постольку сохраняется сама возможность возникновения глобального конфикта. Поэтому США сохраняют, пусть и сокращенные, но высокоэффективные ядерные силы в качестве основного фактора сдерживания. Для сдерживания региональных конфликтов США должны поддерживать боеготовные, хорошо оснащенные силы передового базирования, демонстрировать свою безусловную готовность использования этих сил" и далее, "сегодня размеры и состав вооруженных сил Америки определяются потребностями сдерживания, а при необходимости и ведения прямого военного противоборства. При этом США должны исходить из возможности одновременного участия в двух региональных конфликтах и безусловной победы в них, притом быстрой и при минимальных побочных эффектах ведения боевых действий.

Исходя из этого, США должны иметь 1,5 млн. чел. на действительной военной службе и 900 тыс. резервистов. Эти вооруженные силы состоят из 10 армейских дивизий, 15 армейских бригад национальной гвардии и 8 дивизий национальной гвардии; 20 крыльев ВВС (в том числе 7 резервных крыльев); 360 кораблей, включая 12 авианосцев; 4 дивизии морских пехотинцев".

Весьма любопытными представляются пассажи нового доклада МО США, связанные с "третьим ярусом" защиты национальной безопасности США, т.е. обороны с прямым использованием военной силы. Неоднократно подчеркивается необходимость обеспечения готовности США принимать непосредственное участие в зарубежных конфликтах, включая этнические конфликты и гражданские войны. При этом США должны учитывать баланс интересов страны и неизбежных издержек при непосредственном участии в зарубежных акциях. Так, США предпочли не принимать участие сухопутными силами в военном конфликте в Боснии и Герцеговине в связи с тем, что риск и потери были бы слишком высокими относительно наших интересов. После успешных дипломатических маневров удалось достичь много, и США в этом конфликте выступали не как противостоящая сторона, а как один из компонентов миротворческих сил НАТО.

В качестве основы такого подхода в докладе утверждается, что США являются "глобальной силой с глобальными интересами" и далее: "Проблемы, начинающие возникать за пределами границ США, могут быстро превратиться в проблемы внутри наших границ". Американское лидерство, глобальное присутствие и мощные вооруженные силы могут помочь локализировать многие конфликты, не допустить их перерастания в непосредственную угрозу интересам национальной безопасности США. Но, конечно, имеются определенные ограничения возможностей США и их вооруженных сил в разрешении конфликтов в странах мира. У.Перри цитирует весьма любопытное высказывание президента Б.Клинтона:

"Америка не может и не должна быть мировым полицейским. Мы не можем остановить войну на все времена, но мы можем остановить некоторые войны. Мы не можем сохранить жизни всех женщин и детей, но мы можем сохранить многие из них. Мы не можем делать абсолютно все, но мы должны делать то, что мы можем. Нередко бывают моменты и районы, когда лишь наше лидерство определяет ситуацию - мир или война, и когда мы можем защитить наши фундаментальные ценности, такие, как народ, и служить его наиболее глубинным стратегическим интересам" (р. XI).

Далее в докладе утверждается, что правительство США в вопросах национальной безопасности всегда исходило из следующих главных задач:

  • защита жизни американцев и их безопасности как на территории страны, так и за ее рубежами;
  • обеспечение национального суверенитета, политических свобод и независимости, с их ценностями, институтами и территориальной целостности;
  • поддержание материального благополучия и процветания.
В докладе МО приводится перечень источников потенциальных угроз национальным

интересам США и их союзников и друзей:

  • попытки враждебных интересам США региональных центров силы установить свою гегемонию в регионах посредством агрессии или запугивания;
  • внутренние конфликты между этническими, национальными, религиозными или племенными группами, угрожающими жизни людей, вызывающие массовую миграцию, подрывающие стабильность и международный порядок;
  • угрозы со стороны потенциальных противников, желающих приобрести или использовать ядерное, химическое или биологическое оружие и средства их доставки;
  • угрозы демократии и реформам в бывшем Советском Союзе, Центральной и Восточной Европе и других странах;
  • призывы к ниспровержению и беззаконию, которые подрывают правительства дружественных стран;
  • терроризм;
  • угрозы процветанию и экономическому росту США;
  • угрозы глобальной экологической деградации;
  • нелегальная торговля наркотиками;
  • международная преступность.
Многие из этих угроз являются глобальными по своим масштабам и поэтому не могут быть односторонне адресованы США или какой-либо другой стране. Поэтому США объективно нуждаются в кооперации с другими странами и международными организациями, в том числе для защиты от таких угроз национальной безопасности США.

В докладе министра традиционно отводится значительное место проблемам совершенствования материальной основы вооруженных сил США в ближайшей и более отдаленной перспективе. В рассматриваемом докладе этим вопросам отведена специальная глава II ("Технология для ВС США в XXI веке", с. 83-86). В этой главе прокламируется готовность США к противодействию широкому спектру потенциальных оппонентов, притом в условиях меняющегося глобального окружения. В современных обстоятельствах все потенциальные оппоненты США имеют доступ к самым разнообразным образцам передовой военной техники и технологии, включая наиболее "продвинутые" технологии и системы оружия для сухопутных сил, ВВС и ВМС, технологии "двойного назначения". В докладе подчеркивается, что вооруженным силам США в условиях неизбежных ограничений ресурсов, выделяемых на военное строительство, необходимо быстрое наращивание новейших разновидностей военной техники и технологии.

Министерство обороны провело в 1996 г. специальное исследование перспектив появления новых систем оружия, которые в комбинации с изменениями в организации и оперативном планировании обеспечат радикальное повышение боевой эффективности, что можно с большим основанием считать подлинной "революцией" в военном деле. Исторически такие радикальные изменения наблюдаются, когда внедрение новой военной техники происходит одновременно с новыми оперативными концепциями и организационными мероприятиями. Примерами таких радикальных изменений в военном деле в нынешнем столетии были крупные десантные операции, авианосцы, межконтинентальные ядерные ракеты.

МО США провело исследования последних модификаций самих средств и способов ведения боевых действий в перспективе:

  • первое из этих направлений - использование дальнобойных и высокоточных средств поражения, интегрированных с эффективными сенсорами, средствами управления и контроля;
  • второе направление - информационная война. Уже в настоящее время прогрессивные изменения в информационных технологиях радикально улучшили возможности сбора, обработки и распространения информации. При этом значительная часть таких операций осуществляется в режиме реального времени. Поэтому обеспечение защиты наших информационных технологий и повышения их эффективности являются столь же важными для США, как наращивание их возможностей по обнаружению и подавлению информационных систем противника.
Аналогичные проблемы, связанные с повышением научно-технического уровня систем оружия, рассматриваются в гл. 17 доклада ("Наука и техника", с. 135-141). В докладе отмечается: "Комплекс программ МО США "Наука и техника" ориентирован на разработку технологий для обеспечения надежной основы реализации военных возможностей и экономической безопасности страны. Новейшая военная техника была краеугольным камнем национальной военной стратегии США со времен так называемой "холодной войны". Сейчас актуальность этого направления становится еще более важной в связи с уменьшением размеров вооруженных сил США, а также потому, что новые военные технологии в изобилии присутствуют на мировом рынке. Поэтому перед вооруженными силами США весьма жестко стоит императив обеспечения безусловного научно-технического превосходства, ибо существует реальная угроза быстрого расширения в мире круга стран - обладателей новейшей военной техники. С этой целью МО США будут и дальше оказывать финансовую поддержку исследовательских работ, проводимых промышленными компаниями, учреждениями высшей школы, а также государственными исследовательскими центрами и лабораториями" (р. 135).

МО США в разработке комплекса программ исходит из положения президентской доктрины: "Национальная безопасность - стратегия развития науки и техники". В соответствии с этой директивой финансовые ресурсы, выделяемые на комплекс программ "Наука и техника", ориентированы в следующих направлениях:

  • поддержание превосходства в военной технике. Это превосходство является опорой национальной военной доктрины;
  • выработка технических решений, необходимых для обеспечения четкого взаимодействия между всеми видами вооруженных сил США;
  • соблюдение оптимального баланса между средствами, направляемыми на фундаментальные исследования, т.е. на создание военной техники "завтрашнего дня" и прикладными исследованиями по совершенствованию современных систем оружия.
В докладе подчеркивается возрастание потребности обеспечения высокой боеготовности ВС США, среди них выделяются:
  • поддержание возможностей сбора данных о противнике и доведение этой информации по всем видам вооруженных сил в режиме реального времени;
  • обеспечение надежного взаимодействия региональных сил для проведения решающих военных операций на глобальной основе;
  • проведение военных операций при минимальных собственных потерях и снижении побочных эффектов;
  • контроль за использованием космоса;
  • превентивное противодействие угрозе распространения оружия массового поражения, включая баллистические и крылатые ракеты будущего.
Достижение этих целей предполагается через осуществление более десятка крупных исследовательских проектов, входящих в программный комплекс МО США "Наука и техника". В докладе подчеркивается особое значение таких исследовательских проектов, как:
    <
  • Исчерпывающая информация с поля боя. МО США и основные организационные компоненты ВС согласованно взаимодействуют в сборе, обработке и распространении соответствующей информации с тем, чтобы руководитель операции имел исчерпывающее представление о поле боя, необходимые для принятия решений, обеспечивающих преобладание и нейтрализацию сил противника.
  • Каждый из видов вооруженных сил разрабатывает в этой области свои подпрограммы. Задача МО США заключается в обеспечении их взаимодействия и интеграции. Интеграция таких систем наземного, воздушного и космического базирования должна способствовать повышению эффективности сбора информации, повышению ее точности относительно противника и собственных сил. Лидирующее положение в этой сфере занимают работы, выполняемые под эгидой ДАРПА (Агентство военных перспективных исследовательских проектов МО США). Это агентство работает над техникой, необходимой для преобразования данных сенсоров и разведки в информацию, пригодную для принятия решений и ее распространения пользователям;
  • Информационная война и безопасность. Исследовательские работы этого профиля ориентированы на достижение и непрерывное поддержание информационного превосходства ВС США и эффективное противодействие информационным системам противника. Особое внимание в ближайшие годы будет уделяться экспериментам с использованием лазерного излучения в оптическом и инфракрасном диапазонах. Весьма перспективными оцениваются такие системы космического базирования.
  • Объединенная система ПРО театра военных действий. Такие работы нацелены на интеграцию достижений всех видов вооруженных сил в создании техники для обнаружения, захвата целей, сопровождения и поражения баллистических и крылатых ракет противника на театре военных действий. Военно-воздушные силы США работают над боевым лазером воздушного базирования. Эта система характеризуется высокой операционной готовностью и большим радиусом действия, предназначена для поражения баллистических ракет на их разгонной ("бустерной") стадии полета. Другое управление МО США - "Организация ПРО баллистических ракет" ведет интенсивные исследования с другим боевым лазером - химическим лазером космического базирования, имеющим целевое назначение - поражение баллистических ракет противника на разгонной стадии траектории их полета. В докладе подчеркивается роль ДАРПА МО США в финансовом и организационном обеспечении исследовательских работ по разработке инфракрасной и радар-техники для защиты от крылатых ракет и другой военной техники противника.
  • В программном исследовательском комплексе МО США "Наука и техника" выделяются два компонента: фундаментальные научные исследования и разработки. В структуре расходов они классифицируются как раздел 6 главной программы МО США, "Исследования и разработки".
6.1 - исследования (т.е. фундаментальные научные исследования), 6.2 - поисковые разработки, 6.3. - перспективные разработки. Согласно данным доклада из общего объема ассигнований на программный комплекс МО США "Наука и техника" в 1997 ф.г. предполагается, что на работы по поисковым разработкам (6.2) будет израсходовано 36%, а на перспективные разработки (6.3) - 49% общего объема средств, выделяемых на программный комплекс.

При этом ожидается, что 2/3 выделяемых в бюджете МО США средств на эти цели будет освоено по контрактам в рамках лабораторий и центров промышленных компаний и так называемых "бесприбыльных" исследовательских центров, а 1/3 ассигнований в собственных лабораториях МО США.

По данным МО США, среди приоритетных направлений программного комплекса "Наука и техника" (а точнее, его сегмента работ, связанного с "разработками") выделяются следующие: авиационные и двигатели космических летательных аппаратов, самолеты и космические аппараты, оружие поля боя, биомедицина, химическое и биологическое оружие, ЭВМ и программное обеспечение, радиоэлектронная борьба и оружие с направленным переносом энергии, качество среды обитания и проблемы строительства, человеческий интерфейс, индивидуальная выживаемость и психическая- устойчивость, обрабатывающая промышленность и новейшая технология, личный состав вооруженных сил и его подготовка, проблемы материаловедения и эффективных конструкций, моделирование, сенсоры, надводные и подводные корабли.

В докладе МО США на 1997 ф.г. подчеркивается особое значение для военного потенциала США фундаментальных научных исследований. Так, в докладе МО США утверждается: "Фундаментальные научные исследования являются базисом для будущего развития новой техники и технологий. В этой сфере цели МО США заключаются в производстве научных знаний, имеющих военный потенциал". Финансовые ресурсы, вкладываемые МО США в фундаментальные исследования, представляют собой долгосрочные капиталовложения с целью повышения конкурентоспособности последующих систем оружия. Известно, что оценка военного значения получаемых в ходе проведения фундаментальных исследований результатов требует определенного времени. Однако МО США накопило значительный опыт прогнозирования и поддерживает финансирование фундаментальных научных исследований в ряде областей науки, отличающихся высокой вероятностью появления весьма ценных идей дальнейшего совершенствования вооружения и военной техники. К числу таких наук, в которых МО США активно финансирует проведение фундаментальных научных исследований, относятся: наука об атмосфере и космосе, биология и медицина, химия, наука о высшей нервной деятельности, компьютерные науки, электроника, материаловедение, математика, механика, океанография, физика, науки о Земле.

На фундаментальные исследования (6.1) МО США в 1997 ф.г. выделяет около 15% общего объема ассигнований по всему программному комплексу "Наука и техника". Около 60% ассигнований МО США на фундаментальные исследования осваивается в лабораториях университетов, а остальная часть в лабораториях и центрах самого МО США. Средства, выделяемые МО США на проведение фундаментальных исследований в университетах, позволяют им расширять фонд накопляемых данных, совершенствовать материальную базу, обеспечивать подготовку ученых и специалистов по профилю, представляющему интерес для деятельности, связанной с укреплением национальной обороны и экономической безопасности страны. 
 

1Annual Report to the President and the Congress. William J.Perry, Secretory of Defense. Department of Defense. Wash. March, 1993.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]