История
Обозреватель - Observer


 
 

Точка зрения

КГБ и инакомыслие

А.ПОЖАРОВ,
кандидат юридических наук

 

Деятельность органов государственной безопасности СССР в 1953-1964 гг. была в значительной мере подвержена влиянию внутриполитических процессов, происходивших в стране. Возникающие противоречия в обществе однопартийная система стремилась преодолевать различными путями, в том числе и с привлечением правоохранительных органов. Сохранить социалистическую систему, не устраняя принципиально ее недостатков, было возможно лишь при условии подавления любых попыток критики существующего строя.

После смерти Сталина в СССР, казалось бы, начался процесс некоторого обновления социалистической системы, однако, проводимые реформы, наоборот, закладывали основы для еще более глубокого кризиса. В обществе накапливался деструктивный потенциал, проявившийся в дальнейшем.

Волюнтаристские эксперименты Н.Хрущева и возникающие экономические трудности вызывали различную реакцию населения - от анонимных листовок до массовых антиправительственных выступлений. Во многих выступлениях экономические и политические требования тесно переплетались, а в ряде республик они дополнялись националистическими и религиозными. Проходившие в отдельных регионах СССР (республики Прибалтики, Закавказья, Украины) демонстрации протеста против проводимой партийными лидерами политики, дискредитировали планы советского руководства, разоблачали их несостоятельность.

После XX съезда КПСС, в частности, произошли трагические события в Грузии. Во время чествования трехлетней годовщины со дня смерти "вождя народов" 5-9 марта 1956 г. в городах Тбилиси, Кутаиси, Гори, Сухуми, Батуми прошли выступления, в основном граждан грузинской национальности, в защиту Сталина. Они сопровождались массовыми беспорядками и бесчинствами. Осенью 1956 г., после венгерских событий усилилась критика правительственного курса. В некоторых городах Грузии, Армении, Прибалтийских Республик прошли демонстрации протеста как под экономическими, так и политическими и даже антирусскими лозунгами.

В конце этого же года увеличилось распространение листовок, критикующих власть и проявляющих несогласие с курсом партийного руководства и проводимой им политикой. Эти листовки отражали взгляды в первую очередь студенчества, рабочих и интеллигенции.

19 декабря 1956 г. ЦК КПСС был вынужден обратиться к коммунистам с закрытым письмом "Об усилении работы партийных организаций в массах и пресечении вылазок антисоветских, враждебных элементов", в котором выражалась обеспокоенность партийных лидеров состоянием идеологической работы не только в среде коммунистов, но и в целом по стране. Венгерские события в нем оценивались как контрреволюционный мятеж, решительно осуждались все проявления критики КПСС со стороны интеллигенции и молодежи. ЦК КПСС призывал поднять боевитость парторганизаций для отпора "вражеским вылазкам". Основной смысл этого документа, выдержанного в духе 30-40-х гг., сводился к призыву ликвидировать стремление к демократизации в обществе, вызванное развенчанием культа личности Сталина1. Все негативные события, произошедшие в стране после 1953 г., характеризовались лидерами партии как результат подрывной деятельности Запада и происки "враждебных элементов". Однако при обсуждении этого письма на закрытых партсобраниях вновь звучала острая критика в адрес Центрального Комитета партии и проводимой им политики. Коммунисты требовали объективной информации в освещении происходящих за рубежом событий, недоумевали по поводу характера внутриполитических преобразований. "Руководство партии и правительства что-то поднапутали с критикой культа личности Сталина, сначала осудили его, а теперь снова начали восхвалять", - заявляли они. Старейшие члены КПСС требовали отказаться от фальсификации истории 20-30-х гг. и выступали за продолжение дальнейшей реабилитации соратников Ленина.

Ответом Комитета государственной безопасности на установки партийного руководства стало Указание КГБ при СМ СССР от 29 декабря 1956 г. с требованием ужесточить борьбу с "антисоветскими выступлениями". Процесс относительной демократизации общественно-политической жизни страны с этого времени заканчивается и начинается период усиления преследований инакомыслящих и тех, кто выступал с критикой лидеров КПСС.

Подтверждением служат следующие примеры. В конце 50-х-начале 60-х гг. в ряде мест произошли крупнейшие демонстрации протеста гражданского населения против экономической политики КПСС, в основном в сфере сельского хозяйства, что негативно отражалось на материальном положении трудящихся. Резко негативную реакцию населения страны вызвали волюнтаристские решения Н.Хрущева, направленные на сокращение и ограничение личных подсобных хозяйств и приусадебных участков граждан. Эти нововведения наносили огромный вред сельскому хозяйству и усугубляли продовольственную проблему2.

В августе 1959 г. волнения охватили г. Темиртау Карагандинской области Казахской ССР. Демонстрация протеста рабочих на строительстве Карагандинского металлургического завода переросла в массовые беспорядки. Три дня продолжались бесчинства, грабеж магазинов, столовых, нападения на административные здания и поджоги. В основном в них участвовали лица, условно освобожденные от заключения для освоения угольного бассейна. В областных и республиканских городах осенью 1959 г. участились случаи распространения анонимных документов, направленных против Указа Президиума Верховного Совета СССР "О запрещении содержания скота в личной собственности граждан, проживающих в городах и рабочих поселках".

На VIII партийной конференции Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, проходившей в сентябре 1961 г., отмечалось, что местные органы КГБ в новой внутриполитической обстановке "были застигнуты врасплох и оказались неподготовленными к принятию мер по предупреждению и ликвидации массовых явлений противоправного характера". Участники конференции предлагали провести соответствующую перестройку в органах государственной безопасности для улучшения деятельности органов КГБ и их эффективного участия в предотвращении подобных событий. Однако, несмотря на определенные мероприятия партийного руководства и активизацию деятельности КГБ в этом направлении, предотвратить обострение социально-политического положения в СССР не удалось.

Особый взрыв недовольства вызвало решение ЦК КПСС и Совета Министров СССР (май 1962 г.) о повышении цен на мясо, мясные продукты и масло. Оно пришлось на тот момент, когда по всей стране шла кампания по пропаганде решений XXII съезда КПСС, призванных продемонстрировать "преимущества социализма", в том числе и по части "непрерывного роста благосостояния трудящихся". Публикация в печати сообщения о повышении цен вызвала волну протестов, выразившуюся в забастовках и митингах, в резком увеличении числа листовок с критикой экономического курса КПСС. Она прокатилась по многим промышленным центрам страны. В некоторых городах население открыто демонстрировало свое недовольство. Наиболее трагическую окраску получили события в г. Новочеркасске Ростовской области. Многотысячный митинг, начавшийся у стен электровозного завода, перерос в дальнейшем в открытое столкновение между гражданами и властями города, с применением войсковых соединений. Демонстранты попытались захватить здания Управлений КГБ при СМ СССР и МВД. В итоге погибло 23 мирных жителя Новочеркасска и 87 чел. было ранено. Это было не только возмущение "обывателя" и тем более не "хулиганствующие действия со стороны отдельных уголовных элементов", как пыталась представить их официальная пресса. Налицо был кризис доверия к властям и, прежде всего, кризис доверия к самому Н.Хрущеву, авторитет которого в народе к этому времени сильно упал, а недовольство резко возросло. Тем не менее лидеры КПСС не хотели признавать обострение внутриполитической ситуации, и всю вину за происходящие события списывали на местное руководство. Все дело, по сути, сводилось лишь к организационно-управленческой стороне вопроса, не оценивались реальные причины и последствия экономического и политического кризиса. -Противоречия и проблемы общества силовыми методами загонялись в глубь, что создавало в свою очередь предпосылки для будущих кризисов.

Увеличение масштабов негативной реакции населения настоятельно требовало изменений в деятельности правоохранительных структур. На все возникающие внутриполитические процессы в обществе нужна была адекватная реакция органов государственной безопасности.

В этих целях после Новочеркасских событий Президиум ЦК КПСС постановлением от 19 июля 1962 г. непосредственно обязывает органы государственной безопасности "усилить агентурно-оперативную работу по выявлению и пресечению враждебной 'деятельности антисоветских элементов в стране" и незамедлительно предпринять шаги к переориентации своей деятельности по профилактике единичных и особенно массовых проявлений антиправительственного характера.

В этом постановлении одобрялись меры, направленные на ужесточение деятельности правоохранительных органов по предотвращению антиправительственных выступлений. Впервые за много лет после всевозможных сокращений в органах государственной безопасности, было санкционировано расширение штатной численности контрразведывательных подразделений территориальных органов КГБ, восстанавливались самостоятельные подразделения в составе КГБ по борьбе с "идеологической диверсией противника".

Вместе с тем реальные причины происходивших беспорядков не подверглись глубокому анализу, не были вскрыты истоки появления в рабочей и крестьянской среде "вражеского охвостья". Недовольных властью и критикующих руководителей КПСС попросту объявили "антисоветским элементом", обвиняя при этом "империалистов Запада". Рост политической активности населения в начале 60-х годов проявился в значительном увеличении фактов распространения документов, критикующих существующий строй, внутреннюю и внешнюю политику КПСС. Возросло число попыток организованной деятельности, направленной против нее. В результате агентурно-розыскных мероприятий только в первом полугодии 1962 г. было вскрыто 60 локальных групп (215 участников), преимущественно из молодежи, которые выражали несогласие с политикой КПСС, в то время как за весь 1961 г. было вскрыто 47 групп (186 участников).

В Москве, например, группа из числа студентов и молодых рабочих "Союз свободы разума" изготовила и распространила 400 экземпляров листовок, учащиеся 8-9 классов в Крыму (10 чел.) - 100 листовок с критикой КПСС. Рост политической активности наблюдался не только в центральных районах страны но и на периферии3. Наряду с демонстрациями протеста и организацией диссидентских групп участились случаи выступлений общественных и государственных деятелей с официальной трибуны, которые заявляли о своем несогласии с мероприятиями и планами КПСС. Так, в марте 1956 г. на открытом партийном собрании в Институте физики Академии наук СССР с критикой партийного курса и необходимостью глубоких демократических преобразований в стране выступил молодой ученый Юрий Орлов, будущий создатель Московской Хельсинкской группы. В сентябре 1961 г. на районной партийной конференции открыто критиковал сталинизм и настаивал на демократизации советского строя начальник кафедры Академии Генерального штаба МО СССР генерал Петр Григоренко. XX съезд КПСС, инициировав "оттепель", пробудил в среде интеллигенции стремление вскрыть корни неэффективности системы, что приводило к критической оценке самой природы советского общественно-экономического строя. Эта тенденция встретила решительное противодействие со стороны лидеров партии, которые стремились стабилизировать режим однопартийной власти любыми методами, в том числе и с использованием принуждения. В свою очередь преследования органов КГБ за инакомыслие побуждали недовольных скрываться от властей, создавать конспиративные группы, переходить на нелегальное положение.

"Оттепель" дала мощный толчок для образования различных группировок писателей, поэтов, художников, ученых, которые давали свою трактовку происходящих в обществе процессов. Активно начали распространяться, в первую очередь в среде интеллигенции, листовки с критикой руководства КПСС, составляться журналы политической направленности, перепечатываться кустарным способом целые литературные произведения, получившие название "Самиздат"4. В первой половине 1962 г. органами госбезопасности за изготовление и распространение анонимных документов с критикой лидеров КПСС было привлечено к уголовной ответственности 105 чел., в 1961 г. в первом полугодии было привлечено 52 человека.

Правящие партийные круги с помощью КГБ и его агентуры регулярно получали информацию о происходящих событиях, зондировали общественное мнение по различным поводам и использовали эти данные в своей политике. По существу органы государственной безопасности выполняли функции социологической службы, которой в СССР не существовало.

Причины для возникновения негативных и внутриполитических ситуаций находились не только в сфере экономической и социальной деятельности партии. В условиях "холодной войны" этому в немалой степени способствовала пропагандистская и подрывная работа западных спецслужб, направленная на развитие сепаратизма и развал Советского Союза изнутри.

В целях противодействия этому руководство КПСС ставило задачу перед органами государственной безопасности не допустить расширяющегося влияния западных средств массовой информации. Однако процесс "размывания" коммунистической идеологии под воздействием реально складывающейся обстановки в стране охватывал все новые и новые сферы. На почве либерализма общественной жизни проросли ростки новых политических выступлений и протестов. В среде беспартийных и коммунистов стали подниматься вопросы об ответственности КПСС за происходящие события и исторические ошибки.

Многие писатели довольно смело стали призывать к искренности в литературе и ратовать за предоставление художнику права писать о том, что он видит, а не то, что от него требуют. Однако если объектом критики могли быть отдельные недостатки в советской жизни, то критика самого советского строя по-прежнему не допускалась.

Фактически органы государственной безопасности выполняли функции политического контроля в обществе и несли ответственность за все политические процессы в государстве, подавляя любые несогласия с официальной доктриной КПСС.

Установки партийного руководства подчиняли деятельность органов государственной безопасности идеологическим штампам, а не насущным задачам объективного развития общества. Это, естественно, наносило ущерб работе КГБ и еще больше усугубляло внутриполитическую ситуацию в стране. К тому же противоречия, рожденные жизнью, перекосы в социально-экономической политике, которые возникали в результате многочисленных реорганизаций, руководящими структурами игнорировались и не получали объективной оценки.

Под воздействием внутренних и внешних факторов руководство КПСС постепенно видоизменяется и совершенствует стратегию "борьбы с врагами народа", формируя новую концепцию "борьбы с идеологической диверсией противника", в которой говорилось о том, что мы не можем игнорировать возможность буржуазного влияния и обязаны вести борьбу против него, против проникновения в среду советских людей и особенно в среду молодежи чуждых взглядов и нравов. При этом органам государственной безопасности лидеры КПСС отводили первостепенное место в этой борьбе.

"В контрразведывательной работе необходимо уделять больше внимания идеологической борьбе с противником, ибо идеологическая диверсия против СССР и других социалистических стран, и прежде всего в отношении нашей молодежи, взята на вооружение разведками противника как одно из важных средств их подрывной деятельности наряду со шпионажем и диверсией", - отмечал, в частности, председатель КГБ при СМ СССР А.Шелепин.

"Противник способствует подогреванию и распространению рецидивов ревизионизма в литературе и искусстве, - заявлял его преемник на посту руководителя органов государственной безопасности В.Семичастный. -Английская разведка, например, поставила в качестве ближайшей задачи найти нового Пастернака, который смог бы дать нового "Доктора Живаго". Почти каждодневно вражеская пропагандистская машина пророчит о появлении в Советском Союзе "четвертого" поколения писателей, отрицающих партийное руководство в литературе, восхваляет безыдейность искусства, абстракционизм и мистику в живописи, какофоническую музыку. Отдельные "незрелые в политическом отношении лица из числа интеллигенции, не понявшие смысла разоблачения культа личности Сталина... договариваются до отрицания партийности в литературе и даже до осуждения социалистической системы".

Выполняя задания партийных лидеров, руководство КГБ ищет новые методы борьбы с "идеологической диверсией противника". На совещании руководящего состава органов госбезопасности в мае 1959 г. председатель КГБ при СМ СССР А.Шелепин поднял вопрос "об антисоветских проявлениях со стороны психически больных, которых необходимо изолировать". Рост числа лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за "антисоветскую пропаганду и агитацию", противоречил официальным заявлениям "об исчезновении в СССР фактов привлечения к судебной ответственности за политические преступления" и снижении преступности. Для того чтобы устранить это противоречие, на совещании было признано, что "арест лиц, которые заведомо имеют умственные отклонения" себя не оправдывает, потому что он искажает статистику, показывая государственных преступников там, где "на самом деле имеются душевнобольные..." "В связи с этим, - отмечал на совещании А.Шелепин, - целесообразно разработать новый порядок, который позволял бы направлять больных на исследование в стационар, а также решать вопрос этапирования их к месту излечения, не прибегая к аресту". Выход для исправления статистики в угоду идеологическим требованиям был найден: председатель КГБ при СМ СССР предложил в отношении лиц, которые являются душевнобольными, "возбуждать уголовные дела и проводить следствие, предварительно поместив подследственного в психиатрическую больницу" и избежав таким образом факт изоляции подозреваемого правоохранительными органами. "... А затем по решению суда о назначении принудительного лечения, не подвергая аресту, направлять больных в лечебные учреждения через органы МВД". Таким образом руководство органов государственной безопасности пыталось решить две задачи: снизить статистику арестов государственных преступников и "не вызывать неправильного суждения о работе КГБ в массах".

Подобная практика была продиктована идеологическим и политическим курсом КПСС. В условиях, когда на весь мир было объявлено об "окончательной победе социализма" и "широкомасштабном строительстве коммунизма", исключалась сама возможность появления сомнений в правильности выбранного пути. Точка зрения лидеров КПСС была однозначной: все суждения инакомыслящих привнесены извне, - это подрывная работа империалистов. Советская система, по мнению партийных функционеров, не имела ни экономических, ни социальных основ для появления инакомыслия. Поэтому к инакомыслящим они причисляли либо убежденных врагов социализма, либо умалишенных. Такие рассуждения приводили к утверждению, что нормальный советский человек не может критиковать курс партии, направленный на удовлетворение нужд трудящихся. Появляется тезис о том, что твердые сторонники антипартийных взглядов подвержены маниакально навязчивым идеям. Не исключалось, что эти люди имеют психические отклонения, а их "антисоветские" воззрения - плод их безумия. Исподволь начинает эксплуатироваться аргумент, что некоторые люди со слабой психикой, подстрекаемые извне, якобы становятся опасными для общества.

Это создавало условия для злоупотреблений в практике психиатрической медицины, которые были направлены против инакомыслящих. Открывалась удобная возможность для компрометации диссидентов на основании того, что они якобы имеют психические отклонения. Характерно, что эта тенденция сохранилась и после ухода А.Шелепина с поста главы КГБ. 2 августа 1963 г. сменивший его В.Семичаст-ный обратился с просьбой в ЦК КПСС рассмотреть вопрос о состоянии дел в Министерстве здравоохранения СССР в связи с увеличением "преступлений и иных общественно опасных проступков лицами, страдающими душевными заболеваниями". В.Семичастный предлагал Министерству здравоохранения СССР "усилить надзор за лицами, страдающими душевными заболеваниями, улучшить их лечение и своевременную изоляцию от общества, изыскать возможности увеличения количества больничных коек для душевнобольных, в первую очередь в городе Москве и в Московской области". Он отмечал, что "почти ежедневно службами Комитета государственной безопасности и милиции приходится задерживать душевнобольных за враждебные проявления и другие опасные действия в Кремле, зданиях Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР, в приемных Президиумов Верховных Советов СССР и Российской Федерации, у зданий посольств и миссий"5.

"Лица, страдающие душевными заболеваниями, - отмечал руководитель органов государственной безопасности, - пристают к иностранным туристам, в беседах с ними создают неправильное представление о советской действительности, клевещут на условия жизни в нашей стране.

Душевнобольные создают напряженную обстановку и усложняют работу государственного аппарата. Они пишут большое количество необоснованных жалоб, клеветнических заявлений, что вызывает ненужную проверку, отрывает от работы многих должностных лиц.

Несмотря на серьезную опасность действий со стороны лиц, страдающих душевными заболеваниями, медицинская помощь им и изоляция их от окружения организованы плохо. Должного наблюдения и контроля со стороны медицинских учреждений по месту жительства больных не обеспечивается. Особенно это относится к г. Москве и Московской области".

Безусловно, наиболее острые кризисные явления в общественной жизни, неожиданные стрессовые ситуации, резкая смена обстановки негативно отражаются на людях с излишней экспансивностью, раздражительностью. По разным причинам и под разным влиянием эти люди неизбежно вовлекаются в различного рода конфликты, в том числе и политического характера. Однако это не должно означать, что во всех случаях к ним нужно применять меры принудительного лечения и изоляции от общества. Неадекватные меры правоохранительных органов к людям с психическими отклонениями провоцируют злоупотребления в их деятельности и по отношению к совершенно здоровым гражданам, поскольку деликатные проблемы психиатрической медицины достаточно сложны и многообразны.

Дискредитация диссидентов в глазах общественного мнения, намерения продемонстрировать их "подрывную деятельность" были характерными чертами в работе органов государственной безопасности после 1953 г. Возрождалась практика высылки неугодных политических деятелей за границу. Проводились шумные "разоблачения", которые получили неоднозначный резонанс среди населения. Для этого использовались все оперативные возможности КГБ.

Деятельность органов государственной безопасности по борьбе с "идеологической диверсией противника" в определенной степени вступала в противоречие с основными правами и свободами граждан в Конституции СССР 1936 г. Фактически КГБ при СМ СССР в своей работе нарушало конституционные положения о свободе слова, совести, печати, собраний, тайне переписки, неприкосновенности жилища. Подзаконные акты органов госбезопасности уточняли в их пользу общие фразы статей уголовного законодательства и направляли действия оперативного состава. Определять понятия "достаточные основания" в наличии "антисоветской деятельности", "угроза" социалистической системе или "явная опасность" для нее предоставлялось самим органам госбезопасности. Нечеткая формулировка диспозиции статей оставляла много места для их расширительного толкования. В первую очередь это касалось статьи Уголовного кодекса "антисоветская агитация и пропаганда" (ст. 70 УК РСФСР (1961 г.) или "контрреволюционные преступления" (ст. 58-10 УК РСФСР (1926 г.).

Итак, в период с 1953 по 1964 г. в советском обществе происходил процесс относительной демократизации, получивший название "оттепель". Но развенчание культа личности Сталина и реформы нового руководства были неоднозначно восприняты гражданами СССР. Экономические эксперименты Хрущева и его многочисленные ошибки в политической жизни вызывали протест среди различных слоев населения, проявившийся как в массовой форме, так и в единичной. Несогласие с партийным курсом приобрело характер критики лидеров КПСС, которая выражалась открыто (на партийных собраниях и демонстрациях) и анонимно (с помощью листовок и писем в различные инстанции).

Эти тенденции активно поддерживались западными средствами массовой информации и в процессе увеличивающихся контактов между двумя общественно-политическими системами, особенно в среде интеллигенции.

Обеспокоенное размахом политической активности масс, которая представляла большую угрозу для власти, руководство партией прибегло к традиционному средству самозащиты - оно усилило роль органов государственной безопасности в борьбе с инакомыслием, подведя под нее законодательную базу.

Выполняя установки партии, органы КГБ использовали в своей деятельности методы, противоречащие международно-правовой практике и Конституции СССР. Они были инструментом правящих кругов в борьбе с инакомыслием и всевозможной оппозицией. Работа органов государственной безопасности по преследованию лиц, критикующих существующий строй и политику лидеров КПСС, составляла одну из характерных черт административно-командного режима.

Таким образом, особенности внутриполитической ситуации в стране наряду со специфическими чертами внешнеполитического курса СССР обусловили характер и направленность деятельности органов государственной безопасности в тот период. В новых исторических условиях руководство КПСС отказалось от массовых политических репрессий, однако органы КГБ по-прежнему рассматривались лидерами страны как "вооруженный отряд партии". Несмотря на смягчение их репрессивных функций, борьба с инакомыслием перешла на новый качественный уровень, характеризовалась применением более совершенных методов. Противодействие "идеологической диверсии" осталось при этом одним из самых важных направлений в деятельности КГБ СССР и существенно повлияло на весь облик советской спецслужбы и ее восприятие в обществе.
 

1 В письме подчеркивалось: "В отношении вражеского охвостья у нас не может быть двух мнений по поводу того, как с ним бороться. Диктатура пролетариата по отношению к антисоветским элементам должна быть беспощадной". (Центр хранения современной документации (далее ЦХСД) - Ф. 89 (коллекция). Перечень 6. Д. 2. Л. 48.
2 В результате деятельности Хрущева в России исчезло 139 000 "неперспективных" деревень. В период его руководства страной они исчезли со скоростью 13 деревень в день (Белелюбский Ф. Как Никита Хрущев Брежнева спас. - Правда. 1994. 20 апреля).
3 В первом полугодии 1962 г. на территории СССР было распространено 7705 листовок и анонимных писем, критикующих советский строи и политику КПСС, изготовленных 2522 авторами, что в два раза больше, чем за тот же период 1961 г. (ЦХСД. - Ф. 89 (коллекция). Перечень 6. Д. 21. Л. 1.)
4 Например, в Барнаульском педагогическом институте в 1958 г. 10 студентов создали "общество", на заседаниях которого молодые люди пытались не просто критиковать существующий строй, а давать аналитические объяснения перемен в жизни с философской точки зрения. Свое видение и понимание общественных проблем они излагали на страницах машинописного журнала "Киник", который красочно иллюстрировали. (Центральный архив ФСВ России, далее ЦА ФСБ России.)
5 "За попытку проникнуть в иностранные посольства в 1962-1963 гг., - писал В.Семичастный, - было задержано 90 психически больных граждан. Отдельные из них оказывали сопротивление и с применением различных ухищрений прорывались на территории посольств, передавали иностранцам клеветническую информацию и просили содействия в выезде за границу... Так, например, член Союза писателей СССР Тарсис В.Я., ранее судимый за антисоветскую деятельность, психически больной, подготовил несколько злопыхательских, извращающих советскую действительность произведений, часть из которых через иностранных корреспондентов передал за границу, заключив договор на публикование их в Англии... Кандидат математических наук Вольпин-Есенин А.С. (болен шизофренией), также судимый ранее за антисоветскую деятельность, написал ряд антисоветских произведений, которые передал за границу, отдельные из них изданы в США".

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]