Обозреватель - Observer
Национальная доктрина России


 

7. Преступность - трагедия современной России


НАРКОМАНИЯ И АЛКОГОЛИЗМ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА


Либерализация российской политической и экономической жизни, расширение международных связей, реальные возможности вкладывать деньги в российскую экономику - все это подталкивает предпринимательские круги к усилению деловых контактов, поиску партнеров.

Активизировался и зарубежный преступный мир, идет поиск контактов с российскими "коллегами". Особый интерес проявляет наркобизнес, против которого ведется широкомасштабная борьба в большинстве стран мира. Дельцов нарко-бизнеса прельщает в России многое: географическое положение и прозрачность границ с бывшими республиками СССР, что позволяет проложить новые и относительно безопасные пути транспортировки наркотических средств; наличие в стране большого числа подготовленных специалистов в области химии и фармакологии, развитость этих отраслей промышленности, разветвленная система научно-исследовательских институтов и лабораторий, имеющих современное оборудование, а также несовершенство законодательной базы и недостаточный опыт правоохранительных органов.

Но, с другой стороны, чтобы получать сверхприбыль от наркотиков, в стране должен быть сформирован устойчивый и емкий рынок потребителей. Бесспорно, для России проблема наркомании не нова, но все-таки этой болезнью россияне поражены в значительно меньшей степени, чем население развитых стран Северной Америки или Западной Европы. Вместе с тем некоторые факты свидетельствуют, что процессы формирования потребительского рынка в России уже начались.

Особое беспокойство вызывает тот факт, что в конце 80-х годов во всех республиках бывшего СССР начался наркотический бум среди детей и подростков.

Органами государственной статистики и народного образования в 1990 году было проведено обследование учащейся молодежи по проблемам наркомании и пьянства. Было опрошено 70 тыс. учащихся старших классов общеобразовательных школ, ПТУ и техникумов в возрасте до 16 лет.

Оказалось, что б-8% опрошенных употребляли наркотические и токсические вещества, подавляющее большинство респондентов показало, что начали это делать в возрасте 13-16 лет.

Наркомания и токсикомания среди подростков
в возрасте 15-17 лет, стоящих на учете
в органах здравоохранения Российской Федерации

На начало года, чел.
1990 г.
1991 г.
1992 г.
На диспансерном учете больных:
наркоманией
всего
560
471
431
в расчете на 100 тыс. чел. в возрасте 15—17 лет
9,1
7,6
6,8
токсикоманией
всего
1830
1952
2021
в расчете на 100 тыс. чел. в возрасте 15—17 лет
29,8
31,5
32,0
На профилактическом учете в связи со злоупотреблением:
наркотическими веществами
всего
2782
2824
2561
в расчете на 100 тыс. чел. в возрасте 15—17 лет
45,3
45,6
40,5
другими одурманивающими веществами (без алкоголя)
всего
9548
9739
8378
в расчете на 100 тыс. чел. в возрасте 15—17 лет
155,4
157,4
132,6

Если взять в расчет итоги опроса учащейся молодежи, то уровень заболеваемости наркоманией и токсикоманией на 100 тыс. подростков в возрасте 15-17 лет составит 1 тыс. чел., или почти в 5 раз больше, чем по официальным данным статистики здравоохранения.

Обследования выявили и чрезвычайную распространенность употребления подростками алкогольных напитков - 60% опрошенных употребляли их регулярно, а 5% - 1-2 раза в неделю и чаще. В то же время официально на учете состояло в прошлом году в России менее 1200 подростков, страдающих алкоголизмом и алкогольным психозом. Реальный же уровень заболеваемости алкоголизмом составляет 65-70 чел. в расчете на 100 тыс. подростков, а не 18,4, как отражается в статистических отчетах Минздрава. Возросшие в последнее время финансовые возможности детей и подростков, их независимость порой от бюджета семьи, слабый контроль со стороны взрослых за использованием подростками личных денег, проблемы организации досуга способствуют расширению юношеского спроса на одурманивающие вещества, создают условия для расширенного воспроизводства наркомании в стране.

Рис. 1. Контрабанда наркотиков (выявленные маршруты)



ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ФАЛЬШИВОМОНЕТНИЧЕСТВОМ


В связи с активизацией деятельности в Российской Федерации организованных групп фальшивомонетчиков проблема совершенствования работы правоохранительных органов по их раскрытию и пресечению приобретает особую актуальность. В последние годы изготовление фальшивых денег приобрело весьма широкое распространение. Его главная экономическая причина - растущая инфляция и связанное с нею падение курса многих национальных денежных единиц, увеличение в обороте денежной массы валют ведущих стран, общая неустойчивость хозяйства, что ведет к обнищанию целых групп населения. Следствием всего этого является рост преступности, в том числе и такого ее вида, как фальшивомонетничество.

Сказываются и такие факторы, как научно-технический прогресс, широкие возможности приобретения красок, лаков, бумаги, металлов, сплавов и прочих необходимых материалов, постоянное совершенствование полиграфического оборудования, в том числе распространение и сдача в аренду (лизинг) многоцветных копировальных устройств с программным управлением, обеспечивающих качественное и быстрое воспроизводство сложных по рисунку и цветовой гамме денежных знаков. По оценке западных экспертов, применение современной полиграфической техники позволяет преступникам за одну ночь напечатать несколько миллионов фальшивых долларов.

По данным Министерства финансов США, к 1995 г. около 500 тыс. чел. в стране будут иметь доступ почти к десяти тысячам цветокопировальных машин. Это существенно усиливает угрозу массового выпуска фальшивых банкнот. Аналогичная ситуация складывается и в нашей стране.

Невольно содействует этому злу и определенное несовершенство в ряде стран уголовно-процессуальных норм. С одной стороны, в законодательных актах практически всех государств предусмотрены весьма строгие меры наказания для лиц, замешанных в изготовлении поддельных денег, находящихся в обращении в данной стране. Например, в США фальшивомонетчики могут быть приговорены к 15 годам тюрьмы или штрафу в 5 тыс. долл., или к тому и другому одновременно. В Дании - к 12 годам тюрьмы. Бельгийский уголовный кодекс предусматривает наказание за фальшивомонетничество в виде каторжных работ сроком от 15 до 20 лет.

С другой стороны, подделка чужой валюты карается менее строго. В Японии, например, лиц, виновных в подделке находящихся в обращении японских иен, приговаривают к пожизненной каторге, а изготовивших фальшивые доллары США - к каторге от двух лет и выше. В некоторых странах при разбирательстве дел фальшивомонетчиков требуется личное присутствие в суде эксперта той страны, валюта которой подделана обвиняемыми, что по ряду причин не всегда возможно.

Фальшивомонетничество - вид преступной деятельности, которой в значительной степени присущ международный характер. Поэтому борьба с ним в той или иной стране обычно достаточно эффективна только в тех случаях, когда ведется с учетом уже сложившейся международной практики выявления, пресечения и профилактики подобных правонарушений, и при условии международной координации таких мероприятий правоохранительных органов различных стран.

Опыт соответствующих подразделений МВД, МБ и СВР РФ подтверждает необходимость дальнейшего усиления взаимодействия в этой области на основе и в соответствии с Женевской конвенцией 1929 г. о борьбе с подделкой денежных знаков, как бумажных, так и металлических. Наша страна является участником этой конвенции с 1931 г., а также сотрудничает с Интерполом.

Международная торговля фальшивыми деньгами ведется все более конспиративно, с подключением ряда промежуточных звеньев и пунктов связи во многих странах мира. По американским данным, ни один вид преступлений не может сравниться по темпам роста с фальшивомонетничеством. Объем поддельных банкнот, поступивших на рынок в 1990 г., превышал уровень 1989 г. уже на 20 процентов.

В последние годы постоянно увеличивается число стран, валюта которых подвергается подделке, и количество государств, в которых выявлены фальшивые деньги. Так, по данным Интерпола, в 1982 г. была выявлена подделка денежных знаков 39 стран. Поддельные деньги в 1992 г. обнаружены более чем в 100 странах.

Наиболее часто подделываемой валютой продолжает оставаться доллар США, купюры которого различного достоинства обнаружены в 87 странах Европы, Азии, Латинской Америки и Африки.

Все более широкое распространение ценных бумаг обусловило интерес к ним со стороны фальшивомонетчиков, которые во всевозрастающих масштабах стремятся подделывать облигации, акции, тревелл-чеки, боны и т.д. В некоторых странах зафиксированы случаи печатания чеков несуществующих банков. В целом подделка чеков и иных ценных бумаг, особенно частных банков, объясняется просто: подделывать их гораздо легче, чем денежные знаки.

Все чаще выявляется тесная связь между такими преступлениями, как изготовление и сбыт фальшивых банкнот, контрабанда, подпольная торговля наркотиками. В ряде случаев крупные оптовые покупатели контрабандных партий наркотиков используют для расчетов фальшивые банкноты.

На современном этапе организованная международная преступность характеризуется рядом особенностей. Прежде всего уголовно наказуемые действия организованных групп тщательно планируются. Решение об акции принимают руководители организаций. Одними и теми же преступными группами осуществляются, как правило, однотипные акции, хотя непосредственные их исполнители могут меняться. В большинстве уголовных организаций действует определенная "специализация" достаточно жесткая субординация. Их членами - для обеспечения успеха главной акции предпринимаются в ряде случаев различные отвлекающие второстепенные, в том числе уголовно наказуемые действия: кражи и подделка документов, угоны автомашин, взрывы, поджоги служебных помещений.

В крупных преступных организациях строго соблюдается конспирация. Их члены, выполняющие отдельные вспомогательные задания в рамках подготовки одного крупного преступления, могут не знать друг друга. Используются подставные адреса. В качестве курьеров привлекаются дипломаты, туристы, а также дети и подростки. Все чаще членами крупных преступных организаций используются хорошо разработанные "легенды" и конспиративные квартиры, для которых фальшивомонетчиками фабрикуются поддельные документы прикрытия высокого качества изготовления.

Резюмируя изложенное, нужно отметить, что на рубеже 90-х годов Россия и другие страны СНГ, их кредитно-финансовые министерства и ведомства, банки, а также органы безопасности и внутренних дел столкнулись с острой необходимостью усиления борьбы с международными группами фальшивомонетчиков и совершенствования мер по выявлению и пресечению акций, осуществляемых в кредитно-финансовой сфере.

В последнее время фиксируются попытки некоторых российских органов массовой информации культивировать тезис, о якобы имеющей место безнаказанности преступников в России, в том числе фальшивомонетчиков в связи со слабой технической оснащенностью госаппарата и коммерческих банков современной оргтехникой, включая тест-приборы для выявления поддельных купюр.

В большинстве стран к усиливается оснащенность аэропортов, морских и речных портов, автовокзалов, торговых центров, тотализаторов, казино, банков, сберегательных касс, специализированных транспортных компаний, занимающихся перевозкой валютных средств, а также таможенных учреждений и пограничных контрольно-пропускных пунктов спецтехникой для выявления фальшивых банкнот большинства ведущих западных валют.

Одновременно усиливается полицейское наблюдение за отдельными категориями иностранцев, расширен штат сотрудников таможенных служб, ужесточен режим досмотра багажа пассажиров и туристов, в том числе следующих транзитом, постоянно совершенствуется система наружного и теленаблюдения за посетителями. Эти новые элементы оперативной обстановки за рубежом следует оценить соответствующим подразделениям СВР, российским туристическим фирмам, а также отдельным гражданам России, выезжающим в загранкомандировки.

В связи с быстрым ростом в России и странах СНГ фальшивомонетничества, целесообразно незамедлительно принять по линии правоохранительных органов соответствующие меры, наладить более тесное сотрудничество с международными и зарубежными полицейскими и специальными службами, накопившими значительный опыт работы в этой сфере. Изменения международной обстановки обусловливают необходимость тщательного слежения со стороны СВР РФ за возникновением за рубежом новых центров фальшивомонетничества, оценки возможностей угрозы с их стороны экономическим интересам нашей страны.

Изучение материалов показывает, что фальшивомонетчики стремятся наладить нелегальные, в том числе контрабандные каналы ввоза в нашу страну фальшивой иностранной валюты и поддельных российских денежных знаков. Так, доставкой значительных сумм фальшивых долларов США из Италии занимаются осевшие в Западной Европе некоторые бывшие советские граждане. Ввезенные тайно в Россию фальшивые доллары частично перепродавались через подставных лиц гражданам, готовившимся к выезду на постоянное место жительства за рубеж, а другая их часть для расширения закупок икон, картин известных художников, антикварной мебели, редких музыкальных инструментов и предметов старины.

Заметно участились в последние годы случаи подделки и попыток ввоза в Россию бывшими ее гражданами фальшивых российских дензнаков. Крупными перевалочными центрами фальшивомонетчиков и контрабандистов являются Берлин, Вена, Прага, Варшава. В качестве курьеров выступают, как правило, обучающиеся в нашей стране иностранные студенты. Они стремятся сбывать фальшивые рубли в Москве, а также в других странах СНГ, в Прибалтике.

Как показывает анализ, убытки банковских учреждений России и других стран СНГ в результате обменно-кассовых операций с фальшивой валютой, в том числе с рублями, имеют тенденцию к росту. 

ПРЕСТУПНОСТЬ И КУЛЬТУРА


Хищение и перепродажа культурных ценностей и незаконное предпринимательство в сфере культуры становятся в России самым прибыльным бизнесом наряду с торговлей наркотиками, финансовыми аферами и грабительским вывозом сырья.

На Западе преступность в сфере культуры по степени угрозы национальным интересам оценивается как "зона опасности № 3" - после наркобизнеса и краж компьютерной информации. "У нас" пока не так как "у них", но перспективы, какие "их" преступному миру и не снились. Тем не менее в России пока, кажется, считается, что культура - это область, на которую всего лишь "тоже следует обратить внимание".

Незаконные видео- и кинобизнес, книгоиздание, эстрадные шоу, арт-бизнес - это многие миллиарды рублей, которых не досчиталась государственная казна, это сумма, превосходящая годовой расход федерального бюджета на культуру.

Причины бурного роста преступности в сфере культуры настолько же многообразны, насколько многогранна структура самой культуры. Опасно искать корни этого совпадения причинности только в прошлом: раз наша культура претерпевает сегодня такое же разграбление и разбазаривание, как и в годы первой мировой войны, в первые годы после Февраля и Октября, в период НЭПа, то не следует ли из этого, что дело тут в типе и характере нынешних российских реформ, средствах их осуществления?

Законы - это правила. Правил же без исключений, как известно, не бывает. Российские законы и другие нормативные акты, принимаемые специально для защиты культуры, будто нарочно зияют прорехами для исключений. Похоже, что два новых законопроекта - о вывозе и ввозе культурных ценностей и об охране культурного и природного наследия - могут стать не щитом для культуры, а трубой, в которую вылетят еще уцелевшие сокровища России.

Между тем некоторые способы избежать этого просты и, главное, не дорогостоящи:

  • Не столько наращивание числа специально подготовленных в этой области таможенников и работников Министерства безопасности и Министерства внутренних дел, сколько налаживание научно обоснованного учета ценностей в музеях, архивах, библиотеках и других хранилищах может привести к уменьшению краж произведений искусства и древностей.
  • Розыск украденных ценностей и обнаружение преступников стоит гораздо дороже, чем создание эффективной сигнализации и других современных систем охраны, содержание охранников.
  • Прежний Уголовный кодекс был недостаточно эффективен для борьбы с разграблением, перепродажей, вывозом из страны культурных ценностей. Новый, недавно подготовленный УК, вообще не признает специфики преступности в области культуры. Поэтому наказание теперь будет, как говорится, "адекватно" стоимости нанесенного ущерба. Но как оценить в рублях похищенные в Москве письма Екатерины II, уникальные документы следственной комиссии по делу декабристов, документы и письма фельдмаршала М.И.Кутузова? Как оценить похищенные из Музея палеонтологии 12 черепов лабиринтодонтов, живших в середине палеозоя? Значит, гибель бесценной книги, уникального архивного документа будет "компенсирована" выговором или штрафом?
  • Сегодня 57 % краж культурных ценностей совершается в частных квартирах. Но ценности, принадлежащие гражданам, - это еще и национальные ценности, хотя и не в юридическом смысле. Если государство станет их охранять, государство же и выиграет - не в материальном, конечно, смысле, а духовно и нравственно.
  • 43% похищений культурных и исторических ценностей происходит в церквах и часовнях. Страдают же от этого не только религиозные организации и верующие - вся наша страна. Но тогда, может быть, не следует нашему государству возвращать конфессиям исторические и художественные здания, иконы, церковную утварь в большем количестве, чем они в состоянии сохранить?
  • Чрезмерные налоги на книгоиздание, кино- и видеопрокат, производство магнитных и грамзаписей ведут к расширению подпольного бизнеса культуры. Победить его можно, лишь стимулируя добровольное стремление выйти из подполья. При этом и коммерсанты выиграют, и бюджет может не понести потерь, ибо налогоплательщики окажутся на виду и, следовательно, у налоговых инспекторов станет больше "клиентов".
Сдерживание роста, а затем и снижение преступности в сфере культуры - это исправление уже сделанных и уменьшение новых ошибок в российских законах, решениях Правительства и других органов власти по вопросам культуры.

По состоянию на 1993 год:

  • Органы милиции взяли под охрану лишь 57,6% из 1,5 тыс. музеев и картинных галерей России.
  • Из 9 с лишним тысяч церквей и приходов только 300 подключены к "пультам централизованного наблюдения" милиции, еще 536 стерегутся вневедомственой охраной.
  • Лишь около 15% единиц хранения музеев Росси прошли научную обработку. Даже в крупнейших музеях, в том числе в Эрмитаже, инвентаризация не производится десятилетиями.
  • Мизерная доля сокровищ музеев, архивов, библиотек внесена в полноценные каталоги, соответствующие мировым, научно-обоснованным стандартам. О том, что за этим стоит, свидетельствуют такие факты: в сотнях случаев для задержанных таможенниками художественных ценностей, раритетов, архивных документов оказалось невозможным определить их "места постоянной прописки": знаменитый портрет Дениса Давыдова кисти О.Кипренского, привлекавший внимание сотен тысяч посетителей Третьяковки, в ее каталоге... не значится.
  • Составленный правоохранительными органами России социальный портрет российских похитителей произведений искусства и древностей показывает, что чаще всего это - бывшие милиционеры, охранники, сотрудники КГБ, а также искусствоведы, реставраторы, архивисты, работники отделов рукописей и редких книг, библиотек.
  • 72,5 млн.руб. "задолжали" государству 17 различных организаций, проводивших выставки за рубежом. При этом 40 произведений искусства не вернулись в Россию.
  • Бесчисленные ныне перемены хозяев и арендаторов памятников культуры, дворцов, санаториев и т.п. "сопровождаются" пропажами громадного числа культурных ценностей. Это усугубляется еще и заинтересованностью "новоселов" в снижении сумм налогов, в результате чего мраморная скульптура оценивается в 15-20 руб., вазы императорского фарфорового завода - вровень с вазами современного поточного производства, старинные книги - по ценам года издания.


КРИМИНАЛЬНЫЙ ЭКРАН


Наиболее широко распространена такая форма криминальной деятельности в кино, как видеопиратство. Экспертные опросы показали, что, по оценкам самих участников видеобизнеса, на московском видеорынке находилось в обращении около 10 000 фильмов, из которых только 300-500 (около 4%) были приобретены законным образом. Значит, 95-97% всего видеорынка оказывается огромной "малиной" для торговцев краденым товаром.

Еще в 1991 г. бывший Госкино СССР утверждал, что оборот "нелегального", не поддающегося государственному контролю, видеорынка составлял около 20 млрд. рублей. Если экстраполировать расчеты соотношения оборота кино- и видеорынка, проведенные тогда, на нынешний уровень цен, мы получим гигантские суммы в десятки миллиардов рублей.

В последнее время количество видеосалонов стало сокращаться. Видеодемонстрация сосредоточивается ныне в кинотеатрах, клубах, где крупноформатные экраны. Зато нажитые видеобизнесом капиталы перемещаются в сферу кабельного ТВ. Подобно тому, как на первых этапах было освобождено от всех налогов облюбованное привилегированным когда-то комсомолом видео, кабельное ТВ сегодня также полностью освобождено от налогов на том странном основании, будто это - канал массовой информации. Ни для кого не секрет, что "информация", передаваемая по этому каналу, целиком состоит из пиратского показа фильмов, в том числе и отечественных, украденных в процессе тиражирования в студийных лабораториях или на копировальных фабриках.

Общенационального учета кабельных студий нет. Достаточно сказать, что в одной из фирм, регулярно организующих рынки для кабельного вещания, зарегистрировано около 200 кабельных студий. Не боясь преувеличений, можно предположить, что в стране ныне их не менее 500, и число будет быстро расти. Несложно подсчитать, что при 4-5 часах ежедневного вещания эти студии "потребляют" продукции на 2000 часов в день, т.е. сотни фильмов кому-то принадлежащих, но никому (включая государственный бюджет) не оплаченных. Весь этот гигантский кинооборот никак не соприкасается ни с кинопроизводством, ни с бюджетом - доходы от него целиком остаются в карманах владельцев кабельных сетей.

Неудивительно, что в таких условиях легальная киносеть не может конкурировать с пиратской видеотелесетью, и кинематограф, бывший ранее доходным, ныне не может выжить без государственной поддержки. Такая ситуация вынуждает кинопрокатчиков, ориентированных на кинотеатры, также использовать незаконные каналы приобретения фильмов. По осторожным оценкам, даже на официальных кинорынках процент лицензионных картин не превышает 40%. Отказ дирекции регистрировать, демонстрировать и рекламировать нелицензированные картины приводит лишь к тому, что они продаются из-под полы, что только повышает их цену и сокращает доходы дирекции кинорынков. 

* * *


Разгул преступности в нашей стране - следствие общего ослабления государства, его властных структур. Решение этой проблемы - общегосударственная задача, где собственно план борьбы с преступностью должен стать частью основанной на общенациональном согласии Программы укрепления и развития Государства Российского.

Специфическая деятельность по обузданию и искоренению преступности, разумеется, должна вестись и совершенствоваться параллельно со всеми мероприятиями по укреплению российской государственности, но осуществляться гораздо быстрее и эффективнее.

Не терпит отлагательства выработка и реализация такого плана. Нынешнее положение в России и странах СНГ создает ситуацию уникальную в истории человечества, характерную только для республик бывшего СССР, применительно к конкретным экономическим, политическим особенностям их истории, современного переходного периода и перспективам в будущем. Организованная преступность и коррупция наиболее опасны по своим долговременным разрушительным последствиям для личности, общества, государства.

Накопление лицами и кланами из мира организованной преступности огромных ценностей неизбежно влечет за собой потребность в политическом обеспечении их интересов. Отсюда стремление контролировать власть в государстве, подкуп высокопоставленных должностных лиц, продвижение подкупленных на более высокие посты.

В России и странах СНГ множатся устойчивые преступные сообщества, в которых имеются или формируются финансовая база для решения их задач, крупные арсеналы оружия, иерархическая структура, глубокая конспирация, жесткая дисциплина с подчинением по вертикали, применением террора вплоть до физического устранения людей.

Организованная преступность, с опорой на общеуголовную преступность и коррупцию, начинает пронизывать все клетки общества и государственного организма, охватывая жизненно важные центры и области: экономику, финансы, науку и технику, культуру, вооруженные силы и т.д. Поэтому и план борьбы с преступностью должен быть конкретизирован по направлениям, важно не оставить без внимания ни одну из этих областей.

Организованная преступность не имеет границ. Она все более становится не только межрегиональной, но и транснациональной, поэтому для борьбы с нею необходимы объединенные усилия мирового сообщества.

Первоочередная задача - создать прочную законодательную базу, заставить уважать закон, обеспечить его исполнение всеми гражданами, общественными объединениями и государственными структурами - прежде всего самими правоохранительными органами. Ради этого надо принять пусть и непопулярные, но самые радикальные меры. Россияне поддержат их, если увидят, что это не очередная кампания, а государственная политика, реально обеспечивающая безопасность личности и общества. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]