Национальная доктрина России |
Обозреватель - Observer
|
II. ПРОБЛЕМЫ
1. СНГ: ситуация ухудшается
Анализ социально-экономического положения в 14 бывших союзных республиках СССР, сделанный международными организациями, показывает, что эти страны находятся на пороге "крупномасштабного социального взрыва". Доходы рабочих и служащих упали на 21-27% в Туркменистане и Узбекистане. Еще ниже доходы у сельского населения: от 33-35% в Туркменистане и Узбекистане, до 64-70% в России, Кыргызстане, Молдове, Таджикистане от уровня 1990 г. Увеличение заработной платы не поспевает за постоянным ростом цен на потребительские товары*. Особенно тревожно положение на рынке продуктов питания. Даже высокие цены не решили проблем нормального обеспечения населения мясом, сахаром. В результате "над значительной частью населения СНГ нависает угроза голода. Миллионы людей питаются нерегулярно, наблюдается чрезмерное потребление хлеба и картофеля. Ситуация быстро ухудшается, во многих регионах три четверти населения живут в нищете", - подчеркивает ЮНИСЕФ. В странах СНГ значительно снизилось производство товаров народного потребления, в том числе продуктов питания - на 22%, товаров легкой промышленности - на 17%, изделий культурно-бытового назначения - на 14%. В целом по СНГ введено в эксплуатацию меньше жилья на 27%, общеобразовательных школ - на 33%, дошкольных учреждений - на 32%, больниц - на 37%. Резко ухудшилась система здравоохранения: отпускаемых средств хватает лишь на треть потребностей. Появилось и "новое", уже забытое поколениями россиян, явление - безработица. Ожидается, что резервная армия труда в СНГ достигнет 12 млн.чел. в I квартале 1994 г. В государствах Содружества резко возросло и число зарегистрированных преступлений - в среднем на 30%. Наибольший прирост в Таджикистане и Кыргызстане - на 50%, Азербайджане и Армении - на 33%, в России - на 28%. Таким образом, ни одно новое суверенное государство на территории СССР не стало для большинства своего населения гарантом жизнеобеспечения и безопасности. Отсутствие гарантий - принципиально новая социально-политическая ситуация в странах СНГ, где ранее жители ощущали себя гражданами великого государства. Реформы, проводимые властями суверенных
государств, слабо поддерживаются населением, о чем свидетельствуют данные
Евростата (табл.1).
Таблица 1
Примечание. Эти данные вполне соответствуют результатам Всероссийского референдума, где лишь 34, 9% от всего населения одобрили социальную политику, осуществляемую Президентом Российской Федерации и Правительством. Таким образом, почти везде (исключая Грузию и Эстонию) большая часть населения видит в рыночной экономике "вред", а не "пользу". Фактически налицо, во-первых, раскол общества по отношению к сути реформ, а во-вторых, низкая степень их одобрения. Эти новые условия являются доминантой развития социально-политических событий в СНГ и в 1994 г. Дискомфорт от таких новых реалий испытывают на себе не только население, но и власти. Проблема укрепления власти, находящейся в подавляющем большинстве государств в состоянии неустойчивого равновесия, - это основная проблема 1994 г. Западные политологи ищут причины такого феномена. Так, Уилл Хаттон ("Гардиан"), анализируя процессы в бывшем Союзе, пришел к выводу: "Едва ли экономисты были когда-либо так вовлечены в сферу политики, имея возможность составлять планы и программы, далекие от культурного, социального и политического контекста, в котором они существуют. Процесс реформ превратился в техническую проблему, его успех ставится в зависимость от наличия политической "воли". Трудно себе представить более упрощенную концепцию". Такое мнение не лишено оснований. Вопрос в том, как исходя из сегодняшнего положения могут развиваться социально-политические процессы в странах СНГ. Несомненно, они везде будут иметь свою специфику. Но есть и общие тенденции. Сложности проблемы власти обусловлены во многом следующим противоречием. Политические силы**, которые вывели нынешних руководителей суверенных государств на Олимп власти, оказались способными разрушить прежнюю однопартийную политическую систему, но пока не в состоянии создать новую. Как партии-разрушители они не опирались на мощную социальную базу. Нынешняя потребность всех лидеров СНГ в такой социальной базе вступает в противоречие с курсом проводимых реформ, которые ущемляют жизненные интересы большей части населения. Укреплению власти демократического типа препятствует маргинализация общества, распад его социальной структуры. В разных странах "кристаллизация" социальной структуры может иметь разную основу: национализм, религиозный фундаментализм, патриотизм, корпоративные принципы и т.д. ЮНИСЕФ и ВОЗ прогнозировали массовые социальные взрывы на почве неудовлетворенности реформами. В Армении, Грузии, Молдове, Азербайджане, Таджикистане социально-экономическая напряженность была переведена на уровень территориально-этнических конфликтов. Есть вероятность усиления конфликтов такого типа в России, на Украине. В странах Балтии эти конфликты переведены в проблему отношений с Россией, в проблему русскоязычного населения. Аналогичные варианты в том или ином
виде возможны практически в любой из 14 бывших союзных республик.
* По данным ЕЭК, рост
доходов населения в СНГ отстает от инфляции, в результате реальная заработная
плата снизилась на 30-50%.
|
|